Декоративный бассейн построили в Зеленограде в начале 1970-х по проекту известного художника-монументалиста и живописца Серафима Павловского. Сейчас архитектурный объект уничтожают, а мы вспоминаем о его создании. Каким он задумывался и был в самом начале, Zelenograd.ru рассказали сын и внук художника Сергей и Александр Павловские.
Серафим Александрович Павловский (1903—1989) — автор мозаичного панно на станции метро «Добрынинская», монументальных башен Карамышевского шлюза на канале Москва—Волга, оформлял станцию «Ботанический сад», плафоны театра Красной Армии, драматический театр в Караганде.
В числе его работ в Зеленограде, кроме площади Юности, — витражи, росписи, мозаики и эмблемы на заводе «Микрон» и во ВНИИПП.
Непосредственно выполнял мозаику на площади Юности сын Павловского, Сергей. Он рассказал, что задумывался не фонтан, а мозаичный бассейн — вода не должна была скрывать мозаику:
— Серафим Александрович задумывал бассейн с наклонной чашей, и круги мозаики тоже были несимметричными, чтобы подчеркнуть асимметричность чаши. В этом декоративном бассейне не должно было быть фонтана, он не предусматривался.
Мозаика ярких насыщенных цветов омывалась водой, но вода не скрывала её и не скапливалась в центре чаши, а циркулировала по кругу. По периметру бассейна в верхней его части была проложена труба с дырочками. В трубу подавалась вода, она текла к центру, в центре забиралась колодцем. Воду перекачивал насос. А специальный дозатор добавлял воду по мере её испарения.
Бассейн архитектурно связан со зданием на площади Юности, с мозаикой Аблина на фасаде здания. Отсюда и абстрактные геометрические узоры мозаики.
В чашу также были вставлены стеклянные камни разного цвета, которые красиво сверкали на солнце. Как мне рассказали впоследствии, их просто разбили молотком какие-то люди.
Кто придумал сделать там фонтан, я не знаю. Очевидно, эта идея возникла потому, что за бассейном просто не следили, он засорился, да и кругооборот воды был сделан плохо. Мне рассказывали, что мальчишки катались по бассейну на велосипедах, как по треку.
Серафим Павловский работал над эскизами мозаики бассейна на площади Юности с 1965 по 1970 год. Их темы — планеты, природные стихии, времена года. Сохранились эскизы круглого бассейна, а также второго бассейна изломанной формы. Эти изображения Zelenograd.ru любезно предоставил Александр Павловский.
Декоративный бассейн стал фонтаном, по воспоминаниям старожилов, уже в конце 70-х. Сначала струи били из центра чаши. В конце 80-х — начале 90-х в фонтане появилась конструкция типа «одуванчик». А к концу 90-х — нынешняя «креманка».
В 2017 чашу фонтана начали ломать из-за реконструкции площади Юности. На его месте собираются сделать свето-музыкальный пешеходный фонтан — струи будут бить прямо из земли. Сохранят в каком-либо виде работу Павловского, неизвестно — сейчас московские власти решают, нужно ли присваивать мозаике статус объекта культурного наследия.
Внук художника Александр Павловский поделился мнением о наследии своего деда и ситуации с фонтаном:
— То, что происходит на площади Юности, — это проблема отношения к авторским работам. Он оказался вне статуса культурного наследия и вне авторского права. Сложно представить, что во Франции, например, сносят работы художника-монументалиста Фернана Леже, как бы ни хотелось обновить город. Кстати, Павловский заочно пересекался с Леже в оформлении московского Дома кино.
Нельзя сносить просто так. В крайнем случае можно перемещать. Но переносить фонтан немыслимо — ведь он изначально вписан именно в архитектурную композицию площадь Юности. Не говоря уже от технических сложностях его разборки.
К тому же, это история вашего города. Если всё-таки бассейн удастся сохранить и почистить, следующим шагом должно стать воссоздание его в прежнем виде, без фонтана и с трубопроводом по кругу.
К сожалению, это далеко не единичная история. Были уничтожены рельефы Серафима Павловского на станции метро «Ботанический сад», из магазина цветы на Новом Арбате исчез его декоративный фонтан и полутораметровые кашпо Василия Павловского, старшего сына художника. Это происходило и с работами других монументалистов.
Юлия Кравченко
Пусть такая память остается на фотографиях, а у будущих поколений будет своя.
Так же как с магазинами, если раньше каждый магазин имел так сказать своё лицо, то теперь все перекрёстки на одно лицо и содержание, как две капли воды похожие друг на друга...
Есть подозрение, что если новый дизайн площади Юности и будет закончен, то он через год-два (если не раньше) потребует полной или частичной реконструкции с полной перестройкой и так будет площадь стоять в постоянных заборах... Возможно будет придуман новый исторический вид для воплощения безумных серых стандартных решений и траты бюджетных средств...
Лужа с бутылками и осколками от них, с покосившимся бортиком (ах, простите, с ассиметричным по задумке автора), которая сразу не нашла признания и поэтому несколько раз доделывалась, и в конце-концов нашла применение в качестве лавочки (потому что лавочек не хватало) и ночной купельни для бомжей. Обязательно сохранить в таком виде: так мы будем знать все вехи строительства нашего города. И самые неудачные - в том числе.
Не хочу даже описывать, насколько страшна и криворуко выполнена мозаика.
Есть еще одна история потерявшегося Зеленоградского фонтана.
Это каскад фонтанов в Парке 40-летия Победы. печальные фото и вид нынешнего, впечатление просто стекающей воды по ступеням парка, да и лето соответствующее, дождливое.
И в завершении всей красоты Парка грандиозное техническое сооружение, является неотъемлемой частью ландшафтного дизайна.
смотрите, что было, что имеем.
так давайте, сами и не будем гадить.
И к сожалению все это делается с поддержки Властей и финансирования. Чем данный снос чаши, реконструкции площади не относится к САМОСТРОЮ? С чем боролся С.С. Собянин и его команда.
Очень хочется напомнить, что ни обсуждения проекта, не голосования по данным работам не проводилось, да и конкурса ПРОЕКТОВ не проводилось. деньги не маленькие на все это. Да и прошлогодний ремонт Сцены, где она теперь? А это тоже не дешево обошлось, так год постояла и под снос.
Вот она открытость власти.
Как нам удобно, то и строим, или сносим. Мы вершим все, угодное нам! Хотим плитку положим. Надо деньги освоить, потом тут же закатаем асфальт.
Так чем тогда эта всласть лучше от Лужкова, Как его ругали по Москва Сити. А многое хорошее той команды, можно сказать и зарыли, этой же плиткой, да и асфальтом закатали, это так чтоб поглубже зарыть.
Это я про отдых у фонтанов парка Победы
вот зачем это. ведь красиво было
или эти красивые синие оттенки тоже "не по дизайну" были?
"хороший дизайн незаметен", "прекрасный серый цвет"
Если эта невидимая никем мозаика действительно так дорога горожанам, и является визиткой Зеленограда (в чем я сильно сомневаюсь) - самый простой выход сделать визуализацию данного рисунка на любой другой поверхности. Можно мозаикой, можно в витраже. Вот ктстати, будь эта мозаика на какой-либо стене или на стеле, в витраже - многие бы ее видели, и ассоциировали с лицом города. А в грязном типа фонтане - кто ее там видел? Для всех новостью оказалось, что там не хаотичное налепление мозаики по остаточному принципу от строительных работ, а рисунок, аж цельные лучи солнца...
Отрицающие ценность фонтана, вы готовы, что старый город постепенно будет похож на новое Крюково, стандартные безликие спальные районы?
Про неприличность создания нового облика площади Юности мошенническим путем я уж умолчу.