Согласно этой программе, каждому владельцу автомобиля возрастом более 10 лет правительство будет выдавать сертификат на 50 тысяч рублей. Эти деньги можно будет потратить на приобретение нового автомобиля. Программа стартует с 8 марта. Насколько эта радужная картина соответствует действительности?
Послушать (23:00) | загрузить файл со звуком (16 М) |
Избавляемся от старого автомобиля
— Дмитрий, здравствуйте. Я бы хотел поговорить именно о практической части, попытаться посмотреть весь путь, который предстоит пройти владельцу старого автомобиля до того, как он станет владельцем нового автомобиля. Итак, у меня есть автомобиль старше 10 лет, я хочу от него избавиться, купить новый. Какие есть ограничения по входу в эту программу?
Что касается ограничений, они следующие: автомобиль должен быть на ходу или пригодным для перевозки на автовозе; полная масса данного автомобиля не должна превышать 3,5 тонны; год выпуска —
— В общем, это должен быть
— На этот счёт пока разъяснений я не видел. Я хотел упомянуть, что это может быть не обязательно отечественный автомобиль, а автомобиль иностранного производства. Но, главный факт в том, чтобы он отвечал вышеназванным требованиям.
— Сейчас вопрос пока — в техническом состоянии, в комплектации. Потому что «не разрушено» — это,
— Согласен.
— Ваши эксперты в салоне будут оценивать степень разрушений?
— Тут немного дальше забегу: есть несколько схем реализации данной программы со стороны собственника транспортного средства, которое походит под утилизацию. Здесь не обязательно специалисты салона могут осматривать и определять. В первую очередь, определять это будет утилизационный пункт, потому что именно он будет выдавать сертификат на приобретение автомобиля.
— Я понял так, что всё завязано на автосалон. Та витрина, с которой общается владелец автомобиля — это автосалон, в котором он покупает новый автомобиль. Сначала он должен убедиться, что его старый автомобиль под эту программу подходит, затем он должен выбрать новый автомобиль, который хочет купить. Выбирает он его, естественно, в автосалоне. Это так?
— Не обязательно. Существует три схемы по данной программе для получения сертификата на приобретение нового автомобиля.
Первая — это действительно та схема, как вы сейчас обрисовали. Собственник транспортного средства, решивший избавиться от своего, скажем так, «автохлама», обращается в автосалон, в который он пригоняет свой
— Необязательно сразу выбирать автомобиль? Сначала можно сдать его, получить сертификат, а потом уже выбирать?
— Да. На это существуют ещё две схемы.
Вторая схема, по которой возможно воспользоваться этой программой: собственник транспортного средства распечатывает свидетельство об утилизации вышедшего из эксплуатации транспортного средства с сайта Минпромторга в пяти экземплярах, с этим свидетельством он идёт в ГИБДД, снимает машину с учёта. Далее, самостоятельно её пригоняет или на эвакуаторе отвозит в утилизационный пункт (ближайший находится в Лобне), оплачивает за утилизацию пошлину в 3 тысячи рублей (кстати, оплачивает он её при любой схеме, то есть, это обязательный платёж). После этого получает сертификат, и с ним может обращаться за приобретением любого нового автомобиля, попадающего под критерии, определённые Минпромторгом, к любому дилеру, который также участвует в этой программе.
Третья схема, — когда владелец транспортного средства обращается к утилизатору, утилизатор выдаёт ему свидетельство и сам занимается снятием машины с учёта. Поэтому в любом случае варианты есть, и, просчитав все варианты, можно выявить более выгодный.
— Разница между первой и двумя другими схемами в том, что или он сам занимается снятием с учёта и доставкой на утилизационный пункт для получения сертификата, или он это поручает вам?
— Разница только в этом.
— Если автовладелец выбрал первую схему, поручил всё вам, он потом может сертификат забрать у вас и использовать в другом салоне?
— Это будет уже нерезонно, потому что дилер несёт определённые расходы по снятию машины с учёта и утилизации и подписывает договор, в котором все нюансы будут прописаны.
— Логично, если я пришёл в автосалон, то я уже с ним продолжаю иметь дело до момента покупки автомобиля.
— Допустим, я как владелец такого транспортного средства прибыл в автосалон и имею желание поменять старый автомобиль на новый по этой программе. Естественно, я уже присмотрел новое авто, и могу его зарезервировать, забронировать и так далее. В любом случае, будут
— Если я выбрал услуги салона, а у меня, допустим, автомобиль в нормальной комплектации, но не на ходу. Я могу заказать эвакуатор на стороне, или я обязательно должен воспользоваться вашими услугами?
— Если мы с вами рассматриваем вариант, когда вы обращаетесь непосредственно в автосалон, и мы снимаем ваш автомобиль с учёта, то вы можете либо самостоятельно заказать эвакуатор и оплатить его, либо через наш автосалон, — в любом случае, эта услуга является платной, доставка до салона оплачивается непосредственно автовладельцем.
— В то время, когда автомобиль хранится на территории автосалона, я плачу за хранение, за место?
— Нет. Программа предусматривает
— Может быть, вы пойдете в ГАИ снимать с учёта, а вам там скажут «это же угнанная машина».
— Вариантов может быть много. Угнанная — одно, второе — если на ней перебиты номера. Здесь уже всё в рамках действующего законодательства по снятию с учёта автомобилей в ГАИ. Поэтому, при идеальных условиях,
— Возвращаясь к дополнительным услугам, которые оказывает автосалон, — перегонка, снятие с учёта в ГИБДД — такой вопрос: эта цена правительственными документами не фиксирована, вы сами в договорном порядке с каждым клиентом её определяете?
— Совершенно верно. Более того, здесь это логично, потому что собственник транспортного средства может проживать в пяти километрах от дилерской станции, а может и в ста пяти. Соответственно, доставка до утилизационного пункта, до ГИБДД по месту регистрации данного автомобиля — всё это может потребовать разных расходов. Здесь чётко регламентированы только госпошлина в 3 тысячи рублей за утилизацию транспортного средства.
Выбираем новый автомобиль
— Положим, я автомобиль сдал в утилизацию (не важно по какой схеме). Теперь я выбираю новый автомобиль в вашем салоне. Какие ограничения уже на новый автомобиль? Какие автомобили попадают в эту программу?
— Существует перечень моделей и производителей данных моделей, утверждённый минпромторгом России, в который попадает, в первую очередь, вся продукция отечественного производства — АвтоВАЗ, ВАЗ, ГАЗ. Это также иностранные производители, которые производят промышленную сборку автомобилей на территории Российской Федерации, то есть, с высоким уровнем локализации комплектующих, либо имеющие договорные отношения и обязательства перед Российской Федерацией, перед правительством о том, что они в ближайшие сроки будут увеличивать локализацию комплектующих. С этим перечнем можно ознакомиться на сайте Минпромторга. Что касается автомобилей, представленных у нас в автосалоне, марки «Рено» — это Рено Логан и Рено Сандеро (новый хетчбэк, который будет выпускаться в марте).
— Значит новые автомобили тоже сюда попадут. Они успеют приехать в Россию до окончания этой программы?
— Даже не приехать — начать выпуск. Потому что программа распространяется на автомобили только отечественного производства, и я отмечу, что это производство не СКД — крупноузловое производство, когда приходят готовые кузовы, узлы и агрегаты и ставятся на автомобиль. В разъяснениях к постановлению правительства ясно сказано о том, что кузов должен вариться и окрашиваться в России.
— В любом случае, есть закрытый перечень моделей?
— Да. Могу сказать, что в нашем салоне — это Рено Логан и Рено Сандера, в салоне «Шевроле» — Шевроле Круз и Каптива, в салоне «Опель» — Опель Астра и Опель Антара. Все эти автомобили производятся именно в России и попадают под необходимые условия программы.
— Получается достаточно широкий спектр. Есть ограничения на комплектацию?
— Ни по цене, ни по комплектации здесь ограничений нет. Главное, чтобы была модель подходящая.
— У вас сейчас и так, наверное, очереди на автомобили. Но здесь, вроде бы, ожидается приток желающих купить. Первый вопрос: вы просчитывали, сколько людей к вам может обратиться? Второй вопрос: можно уже сейчас, когда программа ещё не начала работать,
— Безусловно, сейчас это вполне возможно сделать. Более того, мы можем предложить автомобиль, как из тех, которые есть в наличии, так и из тех, которые заказаны в производство и в определённые сроки придут к нам в автосалон, — это касается любого бренда из представленных у нас. Что касается ожидания от этой программы — на неё выделена сумма, в соответствии с которой ожидаемые продажи будут составлять около 200 тысяч единиц на всю Российскую Федерацию. Эта сумма, если не ошибаюсь, — 10 миллиардов рублей; поделённая на 50 тысяч — это около 200 тысяч автомобилей. Мы сейчас получаем звонки, люди интересуются этой программой. Сказать, что есть шквал интереса, — нет. Но аппетит приходит во время еды.
—
— По срокам действия данной программы: она запускается 8 марта 2010 года, сдать последний автомобиль в утиль можно, если не ошибаюсь, 10 ноября 2010 года. Тем не менее, Минпромторг обещает принимать заявки от дилеров по реализации программы,
Но, тем не менее, на текущий момент все производители ускорили сроки доставки автомобилей и их производство. Поэтому, может быть, не к этой программе… Несмотря на кризис, ситуация улучшается. И мы являемся, если не ключевым, то одним из ключевых рынков для любого мирового производителя. Сейчас по срокам ожидания — до трёх месяцев. Поэтому, если сейчас начать, то к лету любой из вышеуказанных автомобилей можно получить.
— Если я сдал автомобиль в ноябре, успел получить сертификат и у меня ещё есть время от ноября 2010 года и до марта 2011 года, чтобы использовать этот сертификат и купить автомобиль. Верно?
— По сути — да. Единственное, я опираюсь на имеющиеся сейчас данные Минпромторга (надеюсь, по этому вопросу будут разъяснения и они будут широко освещаться в прессе). Многие вопросы не до конца ясны. Надеюсь, они будут прояснены в ближайшие недели, потому что оба производителя, машины которых у нас представлены в салоне, пока не выпускали официальных релизов и информации для дилеров относительно программы и регламентации.
— Вчера прошла новость о том, что АвтоВАЗ повысил цену на свою продукцию, и её немедленно связали с этой программой. Говорят, что дилеры повысят цены, чтобы ещё немного заработать. У вас в салоне на вашу продукцию планируется изменение цен?
— У нас в салоне, в связи с данной программой, никакого повышения цен на автомобили не планируется.
— А вообще?
— А вообще — это закон жанра, как говорится. В любом случае, машины дорожают, и дорожают день ото дня.
— Значит, подорожание — тенденция естественная, общая и не связана с этой программой?
— Да, никоим образом. Насчёт АвтоВАЗа — вряд ли подорожание продукции АвтоВАЗа со вчерашнего числа связано с данной программой. Потому что, если все расходы и несёт кто то, то их несёт дилер. АвтоВАЗ имеет к дилеру непосредственное отношение как производитель автомобилей и поставляющий автомобили через дилера конечному покупателю, то есть, он сам расходы в связи с этой программой не несёт.
— Если ещё поговорить о деньгах: есть 50 тысяч, минус 3 тысячи на утилизацию, минус определенную сумму за снятие с учёта, а я ещё слышал о том, что мне придётся заплатить налог как с проданного автомобиля. Если честно, я не совсем понял этой схемы. Она у меня тут распечатана. Эти 13% с полученного дохода за автомобиль, сданный в утиль.
— Не готов ответить на этот вопрос. По логике вещей, налог с продажи автомобиля как имущества, вопреки бытующему мнению (все считают, если я продал автомобиль, то обязательно должен заплатить налоги — ничего подобного), начисляется в том случае, если вы продаёте автомобиль дороже, чем вы его приобрели. То есть, налог начисляется на разницу.
— Но вроде как 50 тысяч получил за этот старый автомобиль. Вот, я доход получил 50 тысяч, а может, он стоил 10.
— С другой стороны, я думаю, что эта программа не продажи автомобилей, а утилизации. Скорее всего, будут разъяснения. Я больше чем уверен, никаких налоговых претензий по этому вопросу не должно быть.
— Так или иначе, около 45 тысяч владелец авто сэкономит. Для бюджетного автомобиля вроде Рено Логан это существенно.
— Мы считали, это в среднем 15–17%, то есть, достаточно существенно. Если мы сюда приплюсуем государственную программу по кредитованию, которая также распространяется на эти автомобили, то получается существенная выгода.
— Может быть, есть
— Пока вряд ли. Тонкости всплывают тогда, когда программа запускается. Начинаются
— Я думаю, что как раз после запуска программы пройдёт время, примерно месяц, — и, может быть, мы встретимся и поговорим, как это идёт на практике, какие подводные камни появились.
— Я, пожалуй, соглашусь, что после запуска программы станет понятно: первое — востребована ли она, второе — насколько детально проработана и удобна программа и прочие нюансы. Мы пока основываемся на тех документах, которые представил Минпромторг. Перечень дилеров согласовывался министерством непосредственно с теми производителями, чьи автомобили попадают именно под эту программу. Также посмотрим, какая из предложенных схем будет более востребованной.
— Будем ждать 8 марта. В студии «Зеленоград.ру» был Дмитрий Клещенко, генеральный директор автосалона «Рено», мы говорили о программе по выдаче субсидий на покупку нового автомобиля за сданный в утилизацию старый автомобиль.
Александр Эрлих