5
«Кинематограф»: «Можно не продавать алкоголь и показывать артхаус» 19.02.2010 ZELENOGRAD.RU
В 2007 году в Зеленограде появилось нечто совершенно особенное — маленький клубный кинотеатр, который сегодня вполне успешно в некоторой части аудитории конкурирует со своими «большими» собратьями. Этот кинотеатр называется «Кинематограф». В студии Zelenograd.ru побывал его создатель Антон Сильницкий.

Послушать (21:39)загрузить файл со звуком (15 М)

«Мы смотрели кино дома, а потом выросли»

— Антон, расскажите, пожалуйста, как вы дошли до такой жизни, и откуда возникла эта идея?

— Идея возникла достаточно давно — еще в 2005 году, можно посмотреть в архиве зеленоградского Живого Журнала. Там есть пост — небольшое исследование: интересно ли было бы нашим горожанам иметь в городе ещё один кинотеатр, причём совершенно другой направленности. И этот пост получил большой отклик: уже в первые часы было несколько десятков комментариев, люди очень активно поддерживали это начинание, хотя многие достаточно скептически отзывались — писали, что экономически проект вряд ли будет очень выгодным. В чём-то они были правы, в чём-то нет. Мы это проверили. В 2006 году я занимался поиском помещения, нашёл его в строящемся здании, в подвальчике, мы там сделали ремонт. От идеи, с нуля прошло уже пять лет.

— Кто вместе с вами создавал «Кинематограф»?

— У меня много друзей, с которыми я делился своей идеей. У нас сложилось коллективное мнение, что неплохо было бы иметь альтернативу тогдашнему единственному кинотеатру в Зеленограде, потому что мы все любим кино. Кино с большой буквы.

— Вы в этом любитель или у вас, например, культурологическое образование?

— Вообще-то у меня техническое образование. Я учился в Бауманском, потом переводился в МИЭТ. Это долгая история. Просто у нас сложился коллектив, интересующийся музыкой, кино.

— Антон, а почему кинотеатр? Не нравился вам, допустим, репертуар «Электрона», можно было собираться с друзьями дома, покупать DVD и смотреть.

— Конечно, мы и собирались, и смотрели. Не покупали DVD — тогда прокаты были. В начале 2000-х или в конце 90-х ещё существовали в Зеленограде прокаты, в которых можно было найти достаточно много интересных фильмов, именно такого направления — артхаус. И мы, естественно, собирались дома. Но мы уже повзрослели, дома как-то неинтересно, хотелось что-то такое своё.

— Это затевалось именно как клуб или как бизнес?

— Думаю, что больше, конечно, как клуб. Бизнес в таком маленьком помещении — это если только какой-то паб, злачное место.

— Паб представляется более выгодным? Или, скажем, казино? :)

— Конечно. Казино запрещены. А самый лучший бизнес вообще — продажа алкоголя, к сожалению... Мы хотели немножко изменить эту ситуацию.

— Убедиться, что и вы тоже можете существовать?

— Да. Совсем не обязательно продавать алкоголь или показывать какие-то мейнстрим-фильмы. Можно не продавать алкоголь и показывать артхаус. Показывать то, что тебе нравится

— Почему вы сделали «Кинематограф» в Зеленограде? Вам не приходило в голову открыть такой клуб в Москве? Или там, может быть, есть конкуренция на этом поприще?

— На тот период я был уверен, что несколько лет я ещё точно буду жить в Зеленограде. Это мой родной город, и мне он очень нравится, я не собирался никуда уезжать, поэтому я даже не рассматривал Москву как площадку.

— На какой-то московский клубный кинотеатр вы ориентировались, в опыте таком, или просто сами всё придумали?

— Да, тогда уже работал московский кинотеатр «Мир искусства» на Новослободской, он и сейчас существует. У них тоже направленность на кино 30-40-х годов, совсем старое. Я у них даже был, ещё тогда. В общем, хотелось примерно такого же, но хотелось еще что-то как-то улучшить, именно в сравнении с ними.

— Ваш кинотеатр сейчас окупаемый, рентабельный?

— Вопрос сложный. В какой-то месяц, честно скажу, мы и «в минус» можем сработать, в какой-то месяц работаем «в плюс». Зависит, естественно, от сезона. Например, летом люди не очень любят проводить время в подвале вечером.

— Там же прохладно, хорошо...

— Да, очень прохладно и комфортно. Но летом люди больше гуляют. А вот зимой, например, больше сидят в помещениях, поэтому у нас тоже больше посетителей и зрителей.

— Значит затраты вы не отбили?

— Затраты, да, если честно, пока мы особо не отбили. Но ведь это проект достаточно долговременный. Мы не собираемся пока закрываться. Я надеюсь, что обстоятельства позволят нам продолжать работать, и со временем, может быть, мы всё окупим.

— Раз мы о бизнесе заговорили: у вас кинотеатр в подвальном помещении, какие-то проблемы с проверяющими инстанциями сейчас есть, с пожарными?

— Вы знаете, у нас (тьфу-тьфу-тьфу!) никаких проблем не было. Не знаю, может быть, мы особо не афишируем себя, работаем тихо, спокойно. У нас всё там в порядке, никаких эксцессов никогда не было, поэтому нас и миновала проблема с пожарными, с другими инстанциями.

Откуда берутся фильмы

— Расскажите, как у вас устроена система кинопроката или закупка фильмов? Это все происходит как-то официально?

— Конечно. У нас есть договор с компанией «Кино без границ», например. Очень большая компания, они уже более десяти лет работают в Москве. Именно они поставщики артхаус-фильмов европейского кино. Мы начали показывать их фильмы где-то в сентябре, до этого мы занимались фильмами из «общественного достояния», на которые можно не получать прокатные удостоверения. Но такие фильмы, кстати, пользуются меньшей популярностью, чем новинки. Я так понимаю, главное для наших зрителей — это фильмы, которые они никогда раньше не смотрели, потому что публика уже такая, скажем, начитанная и «насмотренная». И новинки, конечно, пользуются большей популярностью. Но не забываем и о классических фильмах — шедеврах Стэнли Кубрика, Феллини. Стараемся охватить именно тот золотой фонд, который накопился в ХХ веке.

— А там разве не сохранились права на дубляж, на перевод?

— Вообще нет отдельного такого понятия дубляжа и перевода. Фильм — всё же это продукт целиком, уже переведённый на русский язык. И когда он выходит в прокат, то снабжается прокатным удостоверением. Прокатное удостоверение в конечном итоге прекращает своё действие, потому что истекает его срок.

— И после этого фильм можно уже крутить свободно?

— Нет, не так. В разных странах, конечно, по-разному. У нас, например, всеми фильмами отечественного производства, например, «Мосфильма», владеет «Крупный план» — кинокомпания, с которой очень тяжело работать. Мы неоднократно пытались, но мы им неинтересны. Поэтому мы не можем показывать наши шедевры («Золотого телёнка», например, или что-то подобное), хотя очень хотели бы иметь такую возможность. А вот зарубежные фильмы уже вышли в общественное достояние. Есть достаточно много фильмов, которые уже стали классикой. И американские кинокомпании поняли, что основные деньги с этих фильмов они получили, и сейчас нет никакого смысла запрещать их показ и требовать авторских отчислений. И, естественно, мы этим тоже пользуемся. Но в российском законодательстве очень много «подводных камней», тонкостей. Некоторые фильмы нельзя показывать по тем или иным причинам, некоторые можно.

— Конкуренция с интернетом, с торрентами, с пиратскими дисками для вас существует?

— Чем больше людей скачают с торрентов какой-то фильм, тем он будет популярней, будет больше на слуху, и тем больше в итоге зрителей придут к нам его посмотреть. Вот так. Довольно-таки странно это всё звучит, но...

— Но это если говорить о новых фильмах. Я имею в виду как раз старое кино. Допустим, я скачал Чарли Чаплина, посмотрел и больше не хочу. В следующий раз захочу лет через пять. Вы хотите сказать, что через пять лет я приду к вам?

— Да, именно так. Есть зрители, которые в своё время приходили на «Звёздные войны», у нас были полные залы. Они смотрели все «Звёздные войны», но им нужно было вспомнить то ощущение. «Звёздные войны» сейчас есть в очень хорошем качестве, с полной профессиональной озвучкой, сделан ремастеринг, и эффект уже, конечно, другой — не то, что мы смотрели по телевизору, с видеокассет.

— К вам можно прийти и сказать: «Я хочу посмотреть все „Звёздные войны“ с утра и до вечера»? Вы как-то ориентируетесь на такие предложения? Например, кто-то хочет посмотреть все фильмы-лауреаты Каннского кинофестиваля такого-то года?

— У нас есть такое понятие, как частный кинопоказ. И есть желающие посмотреть. Мы с ними обговариваем время удобное для них и для нас. Это индивидуальный сеанс. Даже если в программе это время как-то пересекается с нашим расписанием, мы так и пишем — «частный кинопоказ».

— Например, сейчас близится церемония «Оскар». Вы не собираетесь, именно перед каким-то фестивалем или после него, показывать серию фильмов-номинантов, например, «Оскара» какого-то лохматого года?

— Лохматого года, в принципе, никакой проблемы нет показать. Ждём заявок! В последнее время, и это очень приятно, на нашей доске объявлений люди начали просто прикалывать маленькие записочки — хочу такой фильм, такой фильм. По мере возможностей мы эти заявки выполняем.

— А не пробовали брать тот же «Аватар» и желающим показывать его, скажем, на языке оригинала? Предпринимать какие-то нестандартные ходы, но с современными фильмами, перебить прокат?

— Я понял вопрос. «Аватар» мы точно не сможем пока показывать. В это время он будет показываться только в кинотеатрах, и когда он выйдет на DVD... Тут ещё сам носитель фильма очень важен. У нас, к сожалению, нет возможности показывать фильмы с плёнки: это специфика помещения, наших возможностей. А новые фильмы обычно идут в кинотеатрах с плёнки, с других носителей, но не на DVD. А мы можем только показывать DVD, HDTV, и поэтому «Аватар» точно исключён.

— И все-таки, можете ли вы как-то использовать «мейнстрим»? Например, 4 марта будет премьера нового фильма «Алисы в Стране чудес». Понятно, она мимо вас проходит. Но как-то подцепиться к этому: к примеру, показать старую «Алису». В тех кинотеатрах новая «Алиса», а у нас — старая.

— Отличная идея, знаете, я запишу это. Хорошая мысль. Именно римейки какие-то искать.

Мы ещё охватили не все возможности по рекламе, по продвижению. Мы никуда не торопимся. У нас всё хорошо, нас всё устраивает, поэтому к нам ходят зрители, есть постоянные посетители. Мы работаем как клуб для общения.

Кино, концерты, фотошкола, перкуссия и... какао

— Что за люди к вам ходят? По общению в зеленоградском ЖЖ и ещё где-то видно, что есть какая-то тусовка «Кинематографа» — постоянные посетители. Что это за люди? Они же не только кино ходят посмотреть?

— Есть постоянные посетители, которые, наоборот, не ходят на кино. Приходят попить какао, посидеть, пообщаться, то есть у нас получился такой клуб для общения. На Zelenograd.ru, кстати, очень правильно написано «общение» в описании услуг. Действительно, люди ходят пообщаться, поговорить с барменом, посидеть за барной стойкой, потому что в Зеленограде нет такой культуры — за барной стойкой сидеть. А у нас это очень популярно. Что за люди? Это и студенты, и старшее поколение.

— Это все друзья, вы их всех знаете?

— Не обязательно. Они, может быть, у нас уже стали друзьями, как-то вливаются постепенно. Опять же, одно время ходит одна тусовка, потом они как-то немножко растворяются, появляется другая тусовка.

— Это жизнь, параллельная кино. Они даже не связаны.

— Можно и так сказать. Сложно отслеживать их взаимодействие.

— У вас ведь проходят ещё и музыкальные концерты, работает фотошкола, занимаются перкуссионисты с Сергеем Небольсиным. Это ваша инициатива или просто кто-то пришёл и сказал «Давайте сделаем...»?

— Фотошколу мы придумали вместе с Димой Шером. Сидели просто с ним, обедали, ещё года два назад. И я сказал: «Дим, ты же любишь фотографию, ты же уже такой маститый фотограф, давай сделаем такое». Так и получилась фотошкола. С Сергеем Небольсиным я тоже давно знаком лично, и как-то у него возникла идея: «давай сделаем уроки перкуссии на этой площадке». Время свободное у нас, в принципе, есть, попробовали. Оказалось, что наше помещение очень удачно подходит по акустическим свойствам, и теперь собираются люди на эти занятия. Это всё подчеркивает то, что мы открыты к сотрудничеству и с удовольствием могли бы реализовывать различные взаимовыгодные проекты.

— Как вы относитесь к такой тенденции, что появилось достаточно много людей, предпочитающие прийти попить какао, посидеть за барной стойкой к вам, но не ходить в «большой» кинотеатр, не ходить в ресторан, в ночной клуб? Вы как думаете, таких людей много, больше, чем вы можете принять?

— Таких людей много. У нас помещение, сами знаете, небольшое, максимум человек на 15–20.

— Расширяться не планируете? Может быть, найти в «новом городе» еще одно такое же помещение, сделать «Кинематограф-2», сеть кинотеатров-клубов «Кинематограф»?

— Была идея делать сеть такую по всей России, но как-то потом это всё завяло.

— Были планы по захвату Вселенной, но вы их отложили:)

— Пока да, эти планы на дальней полке. Места всем хватит. У нас были и аншлаги, по 50 человек приходило. Конечно, по меркам московских клубов это ничто. Но для Зеленограда и для нас это очень круто. Был аншлаг, когда к нам приезжал Гайдук, на некоторых других концертах. Всем места хватает. И людям, которые просто в будний день хотят зайти к нам выпить какао или кофе, всегда места хватит точно. Приходите!

— Сколько у вас стоят билеты в кино?

— Билет на сеанс стоит 150 рублей для взрослых и 120 рублей — для учащихся, причём учащихся не только вузов, дневных отделений или вечерних, неважно, но и аспирантов, и школьников — здесь все-все учащиеся. Мы всех поддерживаем, естественно, даём скидку.

— Составляя расписание фильмов, вы изучаете спрос?

— Да, мы проводили небольшое исследование: «какие сеансы для Вас будут предпочтительнее, в какое время?». Люди ответили так, как мы и предполагали. Мы именно в этой сетке и строим расписание: 19:30, 21:30.

— У вас нет планов или возможностей проводить какие-то утренние сеансы, например, как раньше — были детские мультфильмы по утрам? Скажем, подборки мультиков «Горы самоцветов» студии «Пилот», которые сейчас не идут по центральному ТВ, их не пускают туда.

— Ещё года два назад мы показывали мультики по выходным. Но это пользовалось очень небольшой популярностью. Но тогда и мы не были особо известны. В общем, эта тема тоже у нас пока висит. Она, конечно, озвучивается часто всеми сотрудниками: а давайте вот это ещё сделаем, давайте то. У нас такой творческий процесс между всеми работниками. Это может быть ещё реализовано. Свободного времени ещё много, поэтому вполне возможно. Следите за расписанием.

— Вы показываете ещё «Планету Земля» — фильмы ВВС, бесплатные сеансы. Это такая благотворительность в пользу Земли?

— На самом деле это была заявка некоторого коллектива людей, которые сказали: нам никаких фильмов особенно не нужно, мы хотим смотреть на Землю. И этот сеанс у нас каждую субботу вечером.

— И они ходят, как на работу — ходят смотреть на Землю?

— Да, это удивительно, но факт. Так что людям не обязательно нужен художественный фильм. А раньше по субботам вечером мы часто показывали какие-то записи концертов, причём концертов малоизвестных музыкантов: авангард, джаз-рок. То есть работали как культурная площадка.

— Наверное, в Зеленограде на любую сумасшедшую идею можно найти 20–30 фанатов. Главное, чтобы нашёлся ещё тот, кто хочет эту идею воплотить. Под конец беседы расскажите: вы специально так придумали, чтобы какао стало фирменной чертой «Кинематографа»? И какой у него рецепт?

— Рецепт, конечно, секрет:) Приходите, пробуйте, смотрите, что делает бармен, пытайтесь запомнить, как он это делает.

— У него для этого есть машинка, там ничего не поймёшь.

— Просто был удачный технологический процесс производства какао. Как-то он у нас возник. Это было гениально. И есть много почитателей этого какао, которые приходят, заказывают только какао — и ничего им больше не надо. Даже кино им не нужно — просто зайти, выпить какао, согреться и пойти дальше по своим делам. Классно!

— Я, зная про это какао, пришёл как-то в «Кинематограф» и его заказал. Совершенно не хотел какоа, но уже не мог этого не сделать. Это было как прийти в кинотеатр и не посмотреть кино — прийти в «Кинематограф» и не выпить какао стало невозможно. Так что если дело с фильмами пойдёт плохо, то можно переориентироваться на шоколадные продукты.

— Выкинуть все кресла из зала, поставить там специально какие-нибудь диваны, и какао будет литься рекой. Какао-бар, такого ещё не было, по-моему:)<

— Ещё одна идея от Zelenograd.ru. Антон, спасибо вам за беседу. И давайте пригласим ещё раз всех зеленоградцев попить какао.

— Зеленоградцы, приходите попить какао в «Кинематограф», и конечно, смотреть новинки — победители фестивалей. Сейчас у нас идёт отличный фильм — «Аквариум». Я его посмотрел, остался в восторге, мне очень понравилась эта работа английского режиссёра. Он получил приз жюри на Каннском фестивале-2009. Дальше у нас тоже планируется ряд новинок, которые были победителями на тех или иных фестивалях. Мы стараемся показывать именно качественное, хорошее кино, которое участвует в разных конкурсах и побеждает. Я, на самом деле, очень рад, что получилось создать альтернативу «мейнстриму» в других двух кинотеатрах города. Добро пожаловать!

Елена Панасенко, Александр Эрлих

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Обсуждение
Ольга Леонтьева
19 февраля 2010
Даешь анимацию по выходным!!!)) Масса мультиков не доходят до зрителей - дайте им шанс))
очень интересно. особенно про артхаус...
(ранее по РТР, кажется, по четвергам вечером показывали. мне нравилось. теперь только самим что-то искать, качать, смотреть. но в компании всегда лучше)
где такое заведение открылось? что, по чем? кто был ? - расскажите...
Если вы имеете в виду Кинематограф, то он уже довольно давно открылся в корпусе 159 - http://www.zelenograd.ru/catalog/directory/14374/
ну, как впечатления-то?
Я там был пару 2-3 раза. Вполне приемлемо. Смотря какое кино:)
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран