Послушать (29:17) | загрузить файл со звуком (20M) |
— Дмитрий Леонидович, давайте начнем с самой ассоциации — каковы были предпосылки ее создания, и какие цели и задачи.
— Хочу уточнить, что слово «ассоциация» мы употребляем пока весьма условно потому, что
На сегодня нами выработана такая форма — общее собрание резидентов. Вчера состоялось очередное общее собрание резидентов. У нас есть положение об общем собрании резидентов, мы понимаем, какие вопросы мы можем решать, какие — нет. И в будущем может идти речь о создании ассоциации, зарегистрированной в
— Насколько это общее собрание резидентов является действительно общим? Сколько резидентов на данный момент изъявили желание участвовать в этом процессе?
— Возражений не было. На последнем собрании мы поставили вопрос, насколько резиденты считают нужным активизировать наше участие в управлении ОЭЗ. Единогласно проголосовали «за». В 116 законе, на основании которого зоны созданы, прописано участие резидентов в управлении. А именно в статьях 7 и 8 указаны нормы, которые говорят о необходимости участия резидентов, в том числе в наблюдательном совете, который существует в каждой экономической зоне. Возникает вопрос — каков механизм обратной связи? На сегодняшний день руководство страны, прежде всего в лице президента и председателя правительства, однозначно и четко выразило волю на инновационное развитие, на усиление тех начинаний, которые уже были сделаны. В том числе особых зон. Она заключается в том, чтобы в течение ближайших лет преобразить экономику нашей страны из сырьевой в современную, основанную на знаниях и образовании. Но от воли высшего руководства, хотя это чрезвычайно важно, и безусловно является отправной точкой, до реализации на практике, лежит большая дорога. Если не будет связи «с землей», с теми людьми, которые работают «в поле», то ничего не получится. Потому что от общих деклараций до конкретики большой путь. Есть масса нюансов, которые могут всю работу испортить — вот собственно для этого мы и собрались.
— Чтобы выработать
— Мы говорим о нашем участии в управлении, о механизме обратной связи и о неком сотрудничестве государства в лице Минэкономразвития, нас — резидентов — и
— Какой вес должна иметь ассоциация, собрание резидентов в принятии решений по ОЭЗ — экспертный, совещательный голос или
— Вопрос этот адресован, скорее не к нам, а к правительству, это в значительной степени зависит от его воли.
— И
— Во всяком случае, как подчеркивают президент и министр, особые зоны создаются для людей и для непосредственных участников инновационного процесса, для резидентов, поэтому было бы странно, если бы их мнение и позиция игнорировалась. Это может быть в некой жесткой форме, когда собрание резидентов
— Можно сказать, что ассоциация — это собрание недовольных резидентов?
— Абсолютно нет. У нас есть здоровое критическое отношение, потому что мы не являемся сторонними наблюдателями процесса. В любой ситуации есть проблемы, их надо решать, но при этом нельзя сказать, что мы настроены на конфликт. Абсолютно нет. Наоборот, ассоциация — это и есть форма предвосхищения будущих конфликтов. Если мы сегодня не создадим механизм доконфликтного разрешения проблем, то, несомненно, будут и суды. Если не будет нормального механизма коммуникации между властью и людьми, то конфликты неизбежны.
— Вы сказали, что
— Еще раз повторюсь, что конечное решение должно быть за правительством, но проблемы мы видим, мы их сформулировали, и у нас есть представление о путях их решения. Мы, кстати, написали письмо министру Набиуллиной, которая на совещании 9 декабря с пониманием отнеслась ко всем положениям, которые там сформулированы. Еще раз скажу, что мы не настроены на конфликт, мы настроены на работу. И все эти острые вопросы, которые мы ставим, — а мы их ставим и будем ставить — нужны только для того, чтобы обеспечить нормальные условия для работы, для
— Я так понял, что вы не видите сейчас
— У нас хороший контакт с территориальным управлением Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами по г. Москве в лице его руководителя Ковалева Анатолия Андреевича. С ним выработались хорошие партнерские отношения, которые нам очень помогали в преодолении многих бюрократических препон.
— Связанных с проектированием?
— Не только с проектированием. Мы, инновационные компании, в нынешней системе являемся своего рода белыми воронами. Я этот образ на совещании в декабре использовал, и министру он, кстати, очень понравился. Вся система выстроена так, что она не учитывает интересы инновационных компаний. Налоги, таможня, проектирование, трудовые отношения, миграционный контроль то, что касается выдачи разрешений на работу, приглашений на визы
— К нему подходят с теми же критериями, как к мигранту, который будет торговать на рынке?
— Да, относятся как к мигранту из тех же Украины, Молдовы или Узбекистана. Это, наверное, не совсем правильно, потому что система должна быть селективной. Тем более, если говорить о наших соотечественниках, которые родились на территории России. Тем более, это все не так давно продекларировано президентом Дмитрием Медведевым.
То же самое касается таможни, она привыкла работать с потоками товаров массового спроса, ширпотребом. И когда она видит
— Если я правильно вас понял — и мы уже переходим к теме реорганизации — можно сказать, что вы увидели, что территориальное управление может быть ликвидировано, непонятно кто придёт ему на смену и вы останетесь один на один с этой системой. И поэтому резиденты начали процесс самоорганизации.
— В общем, да. Мы бы хотели, чтобы опыт, накопленный территориальным управлением, был использован. Допустим, сейчас все функции буду переданы
— Значит, в целом вы эту реорганизацию оцениваете положительно, но хотите, чтобы она хорошо прошла и в деталях, в частностях?
— Оценки будем ставить лет через пятнадцать, когда проект подойдет к
— Но этот конкретный шаг по реорганизации — это скорее плюс или
— Шаг по реорганизации — это возможность. Он может пойти на пользу, если мы сделаем правильные выводы из предыдущего опыта и сделаем лучше. Если мы просто бросим трехлетний опыт, накопленный с 2006 года, тогда конечно ничего хорошего не будет. У нас есть такая особенность,
— Сейчас ОЭЗ на распутье — может произойти улучшение, но при определенных неблагоприятных факторах всё может развалиться?
— Да, я так и понимаю. Тем более что, есть инерция и даже противостояние со стороны людей, которые привыкли работать
Есть еще один момент. До сих пор мы находились на начальном этапе — проекты, экспертизы. Конечно, мы ведем разработки, производство, но это пока не продукт собственно особой экономической зоны. Сейчас мы выходим уже на первый отрезок движения, на котором появляется масса других факторов. Про миграционную службу я уже сказал, но это частный эпизод, а ещё кадровый вопрос, жилье, образование — встают абсолютно новые проблемы. И тут необходимо стратегическое планирование. На последнем совещании в Красноярске обсуждалась тема некоего нового образа жизни, который должен продвинуть инновации. Очень важно, что сейчас про это заговорили, это нас тоже касается, потому что если мы здесь не создадим некий новый образ жизни, новое отношение к работе, то и будет в Зеленограде еще один микрорайон, еще одна промзона. Президент Медведев привёл такой пример: ещё одна новая домна в старом металлургическом предприятии — это не инновации. Согласен. Потому что мы должны создавать здесь новую жизненную среду, новое образование, причем начиная со школы. Это очень важно и для людей, которые здесь будут работать сейчас (важно, где их дети будут учиться), и для тех людей, которые пойдут сюда работать через 10–20 лет. Это момент, связанный не только с конкретным вузом, но и с системой образования в целом. То есть нам нужно выстраивать целостную систему. И город должен от этого получать новую жизнь. Почему я собственно и пришёл на Zelenograd.ru — я считаю, что это вообще тема города.
— Как вы считаете, насколько город, окружная и московская власть понимает, что ОЭЗ — это будущее Зеленограда и шанс на рывок, на новый этап развития?
— Я думаю, что
— Возвращаясь к деталям реорганизации, как эта реформа будет происходить для резидентов? Нужно ли будет вам перезаключать соглашение?
— Согласно указу президента, Минэкономразвития — правопреемник РосОЭЗ, поэтому формально перезаключение не требуется. Просто стороной соглашения стало Минэкономразвития. Но есть другой момент — прошло три года, есть довольно значительные корректировки, накопился определенный опыт, который имеет смысл учесть и внести в соглашение.
— Что именно нужно добавить в соглашение?
Например, в соглашениях написано, что нас контролируют по актам ввода зданий в эксплуатацию. А оказывается, что ввод в эксплуатацию это очень длительный процесс и не совсем в нашей власти. Вот
— Получается, по действующему соглашению с вас будут спрашивать, но не в вашей власти выполнить собственные обязательства?
— Да. И то же самое касается их обязательств. Потому что некоторые вещи даже Минэкономразвития не в состоянии выполнить. Не в состоянии МЭРТ напрямую поменять нормативную базу таможенной или миграционной службы. Но у министерства больше шансов разрешить системные проблемы, больше вес, чем у федерального агентства по управлению ОЭЗ.
Но даже веса МЭРТ может оказаться недостаточно для разрешения межведомственных проблем, которые находятся на стыке компетенций разных уровней власти и ведомств. Ситуация должна быть поставлена на контроль президента и председателя правительства напрямую. Нужна межведомственная работа, ориентированная на разрешение реальных проблем, а не тех, которые мы себе представляли три года назад.
— За этим резиденты и собираются вместе, чтобы эти реальные проблемы формулировать и подавать наверх?
— Да, абсолютно. Наша сегодняшняя задача — cкорректировать первоначальные абстрактные идеи, которые были у нас и у государства. В любом случае, наш опыт должен учитываться — негативный или позитивный — но из него надо делать выводы.
— Этот опыт то, чем текущее законодательство мешает развитию инновационной экономики?
— Иногда бывает, что законодательство у нас хорошее и правильное, но оно не работает. Сейчас, кстати, в 116 закон поправки приняли — отлично! Но на сегодня главная проблема — правоприменение и отношение, компетентность. Например, сотрудник таможни, работающий с инновационной продукцией, должен иметь
— Будем надеяться, что ваша ассоциация сможет донести точку зрения резидентов до верхов, и ваш голос будет услышан. Конечно, это важно необычайно.
— И город для нас очень важен. Поддержка города не только в лице руководства, но и в лице жителей. Зона создана для
Александр Эрлих