«Дошкольное образование — это серьёзно». Современный подход к дошкольному образованию в школе №1557 08.09.2017 Лицей 1557

Лицей № 1557, выросший из физико-математической школы, хорошо известен в Зеленограде. С сентября этого года лицей был переименован в ГБОУ «Школа №1557». Дошкольные группы школы в корпусах 517, 355а, 507 и 331а посещает более 700 детей. Как они проводят время, чем с ними занимаются, что нового и интересного предлагает лицей в области дошкольного образования, что такое современный стандарт образования, Zelenograd.ru рассказали старший методист школы №1557 Марина Николаевна Гундина и старший воспитатель Янина Львовна Антропова.

— Что изменилось с «обратным» переименованием лицея в школу?

— В образовательном процессе — ничего. Нам важен не статус, а расширенное современное образовательное пространство для детей. У нас есть есть лицейские, гимназические классы, классы бакалавриата, инженерные, кадетские, академические классы, а также классы ускоренного обучения в начальной школе — и конечно, классы общеобразовательные. Именно результаты обучающихся позволили нашему образовательному учреждению в этом году занять 26 место в рейтинге вклада образовательных организаций в качественное образование московских школьников. Ведь рейтинг — это стимул школе работать с каждым учеником, с каждым воспитанником: чем сложнее педагогическая задача, тем больше необходимо усилий, тем ценнее успех!

Сегодня школа №1557 — это многопрофильный образовательный комплекс с широкими возможностями. Родители знают о высоких результатах, разнообразии предлагаемых программ и направлений, современной среде обучения. Чаще всего на слуху олимпиадные победы лицеистов, их достижения в области робототехники, предпрофессиональные инженерные и медицинские классы, но всё это, как правило, касается старшеклассников. А когда-то эти ребята были малышами и только начинали свой путь к успеху.

— Как в лицее организовано дошкольное образование, изменилось ли что-то с тех пор, когда детские сады были отдельными учреждениями?

М.Г. — Я хотела бы подчеркнуть, что дошкольное образование в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» — это полноправный уровень общего образования. И то, что детский сад сегодня является в Москве частью школы, её первой ступенью, было абсолютно верным решением. Благодаря этому бывший детский сад получил новые возможности, перестал быть местом, где за детьми просто присматривают, пока родители на работе.

В лицее мы очень серьёзно относимся как к школьным урокам, так и к занятиям в дошкольных группах. Да, обучение дошкольников происходит в игре, в соответствии с их возрастными особенностями, но от этого оно не становится менее важным. Больше того, в дошкольной группе ребёнок начинает учиться общаться, взаимодействовать с окружающими, усваивать поведенческие навыки, правила и нормы — происходит важнейший процесс социализации. Поэтому мы считаем необходимым быть союзниками с родителями наших дошколят в том, что дошкольное образование — неотъемлемая часть общего образования и требует самого серьёзного к себе отношения.

Вслед за теми изменениями, которые происходят в современном мире, неизбежно меняется и школа. Но, поверьте, все изменения мы начинаем с себя. Мы делаем всё возможное, поддерживая наших педагогов дошкольного образования в вопросах их профессионального роста, и направляем средства, полученные от родителей (родительскую плату), на повышение заработной платы. Как и учителя, наши педагоги, работающие с дошколятами, постоянно учатся: работать по стандарту дошкольного образования, применять инновационные педагогические технологии. К примеру, воспитатели практикуют «Дебаты» — игру, которая проводится в малых группах и помогает развивать речь и критическое мышление. Включаем дошколят и в проектную деятельность: в прошедшем учебном году на конференции для обучающихся начальных классов лицея они представляли свои первые в жизни исследовательские проекты.

Давно замечено, что дети, посещающие дошкольные группы, успевают так хорошо подготовиться к школе, что в первом классе им попросту скучно. Он для них — повторение того, что они уже знают и умеют. Для таких детей мы запускаем обучение в начальной школе за 3 года. С детьми, которые будут с 1 сентября 2017 года учиться в таких классах, в прошедшем учебном году дополнительно занимались развивающим обучением наши коллеги из МГПУ — доктор педагогических наук Н.М. Конышева и кандидат педагогических наук О.И. Бадулина, с которыми мы тесно сотрудничаем.

Шагом вперёд стал для нас проект Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) — «Университетско-школьный кластер», в котором мы участвуем с сентября 2016 года. Наши педагоги обучаются в ВШЭ, перенимают интересный опыт, представляют свою работу другим участникам проекта из столичных школ.

Мы учимся по-новому выстраивать взаимодействие с родителями дошкольников. Оно становится более партнёрским и продуктивным. К примеру, в корпусе 331а воспитатель Павел Виноградов на протяжении учебного года вёл в своей группе проект «Читаем вместе». В нём участвовали дети и родители, которым ежемесячно предлагались списки рекомендуемой литературы как для домашнего чтения, так и для совместного чтения в группе. Участники проекта регулярно собирались вместе и обсуждали прочитанное, делились своими впечатлениями. Дети рисовали то, что им запомнилось и понравилось. Мы получили обратную связь от родителей, которые отметили очень много положительных моментов для себя и своих детей. Будем развивать этот проект.

— Как в школе управляют дошкольным образованием? Групп много, педагогов и специалистов тоже — надо всех как-то объединить и направить.

Я.А. — Да, вы совершенно правы. Во-первых, у нас единая образовательная программа. Во-вторых, создана кафедра дошкольного образования, которая объединяет всех, кто работает с дошколятами и сотрудничает с кафедрой начального образования, что обеспечивает преемственность дошкольного и начального уровней образования. Служба психолого-педагогической поддержки также работает с нами в тесном контакте.

— В чем заключается современный подход к дошкольному обучению, чем он отличается от прежних методов?

М.Г.- Работая в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), мы «уходим» от ориентации исключительно на тот набор знаний, умений и навыков, которыми ребёнок должен овладеть к определённому возрасту. Дошкольник должен не просто чему-то научиться, но и сформировать нужные для дальнейшей своей успешности качества — самостоятельность, саморегуляция, произвольность. К примеру, если у ребёнка не сформируется умение сознательно регулировать свою деятельность — не просто что-то сделать, а объяснить, почему он сделал именно это, — в дальнейшем могут возникнуть проблемы в школе. Очень важная задача — сформировать предпосылки для того, чтобы в первом классе дети как можно легче адаптировались к школьной жизни.

— Каковы современные дети, в чём их отличие от предшествующих поколений?

Я.А.- Наши дети — любознательные, активные, открытые миру… К сожалению, они не становятся здоровее, это реальность сегодняшнего дня. Дети, безусловно, очень смышлёные, быстро «схватывают» всё новое. Они, как правило, рано берут в руки гаджеты и учатся ими пользоваться. Телевизоры, компьютеры и планшеты — всё это в их распоряжении, а взрослые зачастую просто очень заняты. Это приводит к некоторому дефициту и сложностям в общении — ребятам непросто договариваться о чём-то, выражать словами свои эмоции. Ну, а если гаджетов и телевизора в жизни ребёнка слишком много, это уже грозит проявлениями агрессии… Кроме того, по нашим наблюдениям, дети сегодня чуть менее самостоятельны, чем было предыдущее поколение в их возрасте.

— Современный подход к образованию требует иных форм обучения даже маленьких детей?

М.Г.- Безусловно. И для начала необходимо обновление развивающей среды. Никто раньше не задумывался о таком, но сегодня мы своих дошколят на начальном уровне уже обучаем робототехнике. У нас есть электронные и магнитные конструкторы, мини-лаборатории, песочные столы с подсветкой для рисования и многое другое. Обучение, конечно же, происходит в игровой форме. Например, с помощью блоков Дьенеша, которые развивают логическое и пространственное мышление, а это значит, что в дальнейшем ребёнку легче будут даваться алгебра и геометрия.

Образовательное пространство дошколят сегодня изменилось. Это уже не только стены родной группы или музыкального зала. Для наших ребят это также и весь лицей, и весь Зеленоград. Вот лишь несколько примеров. Для детей из старших групп, благодаря участию лицея в городском проекте «Медицинский класс», мы организуем экскурсии в медицинский колледж. Им показывают пособия, на которых обучаются студенты колледжа, и всё увиденное вызывает огромный интерес и восторг. Согласитесь: можно показать врача на картинке, а можно привести детей туда, где учатся будущие медики. Что будет более эффективным знакомством с миром профессий? Конечно же, интереснее увидеть своими глазами, прикоснуться, попробовать сделать что-то самим.

Мы активно сотрудничаем с учреждениями культуры — детской библиотекой №250 и детской музыкальной школой имени Мусоргского, а также с «Мосприродой».

В родном лицее дошколята имеют возможность побывать в Курчатовских лабораториях (корпус 344а). Что может быть интереснее, чем физические или химические опыты в лаборатории? Это самое настоящее введение в науку, первое знакомство, которое запомнится ребёнку надолго. А в подразделении дополнительного образования («Орлёнок», корпус 359) для наших дошколят ежемесячно проводят мастер-классы по народному творчеству педагоги дополнительного образования.

— Все эти интересные занятия и экскурсии — это дополнительные услуги?

М.Г.- Нет, всё это организовано в рамках образовательной деятельности, совершенно бесплатно для родителей, и проводится в первой половине дня.

— Педагоги и психологи говорят, что речевое развитие детей — одна из современных серьёзных проблем. Расскажите о вашем походе к её решению.

М.Г.- Прежде всего, у нас работает служба логопедического и психологического сопровождения. Действительно, детей, нуждающихся в помощи специалистов, стало больше. С такими ребятами работают наши учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, которые помогают скорректировать те или иные проблемы речевого развития. На развитие речи и мышления направлены и новые педагогические технологии, которые мы активно используем. И, конечно же, мы не устаём агитировать родителей наших детей за ежедневное домашнее чтение, ведь для развития речи очень важно, чтобы с ребёнком много разговаривали, каждый день читали ему и вместе обсуждали прочитанное, задавали вопросы.

— Сейчас модно раннее развитие детей — множество кружков, развивающих центров предлагают занятия с двух лет, а то и раньше. Ваше мнение, как опытных педагогов, — стоит ли так рано начинать?

Я.А. — Раннее развитие — это широкое понятие. И точки зрения на этот счёт существуют разные. Мы руководствуемся тем, что для каждого возраста разработаны соответствующие педагогические технологии и методики. И если, к примеру, ребёнка в 2 года начать учить читать — пользы от этого не будет. До трёх лет самое важное — это освоение предметной деятельности, сенсорных эталонов (форма, цвет) и развитие речи. И если этим не заниматься, позже придётся восполнять пробелы с большим трудом.

Кстати, у нас работают четыре группы кратковременного пребывания для детишек в возрасте от 1,5 до 2,8 лет, которые пользуются огромной популярностью. Дети находятся в такой группе три с половиной часа в день. Они играют (при этом игры направлены на речевое развитие), осваивают элементарные навыки, учатся общаться и взаимодействовать. Это хорошая адаптация к будущему посещению дошкольной группы в режиме полного дня.

— Если родители пожелают какие-то новые занятия, в дополнение к перечисленным, — возможно ли проводить их в дошкольных отделениях?

М.Г.- Конечно. Мы работаем, исходя из запросов родителей. Например, проводим электронное анкетирование, что удобно и быстро. Заполнять такую анкету можно анонимно. Обрабатывая анкеты, мы видим все пожелания и учитываем их, выстраивая образовательную деятельность.

Сегодня у нас востребованы такие дополнительные образовательные программы, как «Речевой фитнес», английский язык в игровой форме, интеллектуальные игры для старших дошкольников («Умка», «Знайка»), детский дизайн, современный танец, а также разнообразные виды детской продуктивной деятельности, дополнительные образовательные программы технической направленности (робототехника, электронное конструирование). И, конечно, никак не обойтись без спортивных кружков: футбол, ритмическая гимнастика, шашки. Причём на футбол, как и на робототехнику, с удовольствием приходят заниматься не только мальчики, но и девочки.

— Каков современный воспитатель, какие требования к нему предъявляются новыми стандартами образования?

М.Г.- Как я уже не раз отмечала, дошкольное образование — это серьёзно, ведь речь идёт о фундаменте для будущей жизни. Поэтому работают с детьми дошкольного возраста только профессионалы с педагогическим образованием. Конечно же, это люди, которые любят детей и свою работу, хорошо знают образовательную программу, владеют педагогическими технологиями, стремятся к самообразованию, идут в ногу со временем.

И знаете, что мы заметили? Родители наших дошколят — самые благодарные. Больше всего добрых слов в адрес педагогов мы получаем именно от них. Это не значит, что наши учителя работают хуже, они тоже получают множество благодарностей от родителей своих учеников. Думаю, дело в том, что дошкольное детство — это самый трогательный и светлый, яркий период в жизни человека. Мы чувствуем себя одной семьёй и радуемся каждому, пусть даже маленькому успеху наших детей, их творчеству, непосредственности, первым открытиям.

http://lyc1557zg.mskobr.ru/

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Вернуться назад
На выбранной области карты нет новостей
Реклама
Реклама