Прямые и длинные улицы Зеленограда и его пустые площади привлекают любителей уличных гонок — стритрейсеров. По вечерам их регулярно можно увидеть на Центральной площади прямо под окнами городской администрации, а в прошлом году один из стритрейсеров на большой скорости врезался в автобус на Середниковской улице.
Тезис о том, что убрать стритрейсеров с улицы можно, только создав им условия для гонок в безопасном месте эксперты и предприниматели обсудили в зеленоградском филиале Московской торгово-промышленной палаты. Как заинтересовать власть или бизнес в этом проекте, сколько денег надо в него вложить, и почему не надо ждать «спасибо» от всех стритрейсеров — в репортаже нашего корреспондента.
Попросить у правительства Москвы земельный участок в Зеленограде и построить там площадки для автогонок и соревнований молодежи по мото- и автоспорту предложил координатор авто- и мотосообществ комитета Госдумы РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов, председатель Гильдии автошкол России Сергей Лобарев. Зеленоград выбран потому, что он недалеко от Москвы, здесь больше земли, чем в Москве, и она дешевле.
Есть два подходящих места для таких площадок на окраине Зеленограда, на границе округа с областью. Конкретные места не называются, «чтобы не сглазить», — рассказал Zelenograd.ru Лобарев, — поскольку впереди еще обсуждение этих мест с префектурой, спортсменами и общественностью.
Уличные гонки рассматриваются как часть общей проблемы безопасности на дорогах. Сергей Лобарев отметил, что его пригласили в Госдуму для обсуждения ужесточения наказания за опасное вождение, но идея пообщаться со стритрейсерами понимания у депутатов не нашла. Но руку помощи протянула Московская торгово-промышленная палата. «Считать их изгоями? Они все равно будут кататься, — считает Лобарев. — Мы хотим создать условия, чтобы гонять по городу было не модно».
Создание трассы для стритрейсеров горячо поддерживает Александр Каминский, генеральный директор Академии водительского мастерства. «Если мы не можем что-то запретить, это надо взять под свой контроль, — сказал Каминский. — Мы можем запретить опасное вождение, но не можем запретить людям хотеть участвовать в стритрейсинге. Надо подходить системно и создать условия. А что мы сделали, чтобы люди не нарушали? Где условия, чтобы мы вели себя социально ожидаемо?"
Эксперт считает, что гоночная трасса необходима, чтобы, во-первых, повышать водительское мастерство, а во-вторых, спускать где-то пар, выбрасывать адреналин. «Это как бокс для тех, кто любит махать кулаками». И лучше, если этим займется государство, потому что это социальный проект, отметил Каминский. Хорошие трассы есть — например, в Волоколамском районе, — но ехать туда долго, да и дорого, 15 минут заезда стоят больше 3 тысяч рублей.
По поводу бюджетных денег эксперту возразил предприниматель Олег — «всё государственное неэффективно управляется, это будет ещё одна кормушка». Во всём мире автодромы для стритрейсеров строит частный бизнес. Разве что государство может создать особые условия — дать, например, беспроцентный кредит. Олег также рассказал, что просчитал вместе с другом-автогонщиком, во сколько обойдется подобный проект где-нибудь под Зеленоградом. Получилось 1,2 миллиарда рублей.
Свой способ продвижения проекта предложил Дмитрий Чугунов, основатель общественного движения «Стопхам». Он настроен скептически и скорых перспектив развития идеи не видит, хотя в целом за. «Стритрейсеры — это очень неоднородная тусовка, — сказал Чугунов. — В Зеленоград не поедут из Балашихи — в центр Москвы поедут, а сюда нет. Точка в Зеленограде может стать местом притяжения для части области или севера Москвы. Если будет удобно — будут ездить». Властям нужно понять свою выгоду, отметил Чугунов, при этом словами «молодежь», «безопасность», «патриотизм» их не проймешь. Надо назначить глобальную цель и прописать дорожную карту с адресными и точечными ступеньками — и долбить, «не мытьем, так катаньем, вплоть до митингов». «Пусть боятся», резюмировал Чугунов.
Если делать, так уж основательно, считает генеральный директор зеленоградской автошколы ДОСААФ Игорь Чех. Построить стадион с трибунами, зрителями, обеспечить безопасность, проводить там любые трековые гонки. Москва такими зрелищами избалована, а Подмосковье нет. Чех вспомнил, как проводил в 2007 году соревнования по стритрейсингу на дороге между 16 и 20 микрорайонами, и всё было хорошо, они входили в официальный календарь мероприятий министерства спорта.
Свое мнение высказал Сергей Герваш, один из создателей зеленоградского автоклуба VS-Racing. Он напомнил этимологию слова «стритрейсинг» — это гонки именно по улицам города. Но решительно отмежевался от «дураков, которые бездумно носятся по городу, снося все на пути — потому что есть деньги, взятки и коррупция». Стритрейсинг — это желание двух людей соревноваться, оно заложено в природе человеческой, считает Герваш. Нужно место для наиболее популярных у молодежи гоночных соревнований — это драг и дрифт. Организовать все это реально, нужно 70-80 миллионов рублей, и без помощи государства или бизнеса не обойтись. Если построить трассу и сдавать её в аренду за разумные деньги, количество гоняющих на автомобилей по улицам людей существенно снизится, отметил Герваш. Было бы где сбросить адреналин. «Когда мы собирались на гонки, после них участники ехали домой тихо и спокойно», подчеркнул Герваш.
Площадка будет, если найдется финансирование. Но не только для стритрейсеров, а для разных категорий водителей — целевые категории уточнят в процессе. А если стритрейсеры не захотят организовываться и вообще общаться? Тогда общественные организации будут лоббировать в Госдуме ужесточение наказаний за уличные гонки.
В мае прошлого года клуб VS-Racing устроил гонки на Середниковской улице — возле кладбища в Рожках. При этом автомобиль BMW столкнулся с рейсовым автобусом, несколько раз перевернулся и загорелся. Пострадали три человека. По сообщению очевидца, скорость автомобиля в момент аварии была около 180 км/ч. Полиция не нашла связи между гонками и аварией, неофициально сотрудник ДПС рассказал, что автоинспекция просто не имеет полномочий как-то повлиять на организаторов и участников гонок.
Никакого эффекта не будет, если им построить дорогу в лесу.
А решение как всегда есть за рубежом, стоит только захотеть его найти. Как вариант - плавные неровности дорог, нечувствительные до 60 км/ч и убивающие подвеску и днища тачек на скорости 80+
А камеры и строгое "ай-ай" никогда не действовали на такую молодежь.
А ответственность за создание клубов, заведомо направленных на нарушение ПДД, нужно вообще закрепить в законах.
интересно, к примеру, про торговлю наркотой он так же думает? ну а чо - сделать специальные "пятерочки" с травой, героином и прочим... запреты ведь не помогают...
> Точка в Зеленограде может стать местом притяжения для части области или севера Москвы.
Да на кой они тут нужны?! И так не протолкнуться, так давайте еще из Москвы сюда навезем.
Вообще, отдельная трасса для стритрейсинга - звучит как абсурд. Стритрейсинг - это уличные гонки. Смысл именно в том, чтобы погонять на улицах города, среди обычных машин.
> И лучше, если этим займется государство
О, конечно! Дайте нам государственных денег и побольше! Классика жанра. Государство всем же должно, ага!
А государство должно неотвратимо карать тех, кто мешает нормальным людям. Нарушаешь скоростной режим - вот тебе штраф. Три штрафа - нарушаешь с особым цинизмом - добро пожаловать на нары.
А не так как сейчас, когда бедная больная девочка только что в лицо генералам гибдд не нассала, и по-прежнему гоняет, потому что ее только и смогли, что прав лишить. На большее почему-то кровавый режим не способен.