Астрономический Клуб «Звездочёт»: «В школе астрономию отменили — а мы открыты для всех, тайны из астрономии не делаем» 18.08.2010 ZELENOGRAD.RU
С сентября прошлого года в зеленоградском Дворце Творчества возродился астрономический кружок, который пригласил ребят с 10 до 17 лет, и не только их, на лекции и увлекательные астрономические наблюдения звёздного неба, Солнечной системы и галактики. Кто и как сегодня восстанавливает работу обсерватории Дворца — в его куполе над лесом, знакомом всем зеленоградцам — об этом в студии Zelenograd.ru рассказал Борис Демков, руководитель объединения «Звездочёт» Дворца Творчества.

Послушать (33:20)загрузить файл со звуком (23440 кб)

«Прогуливаясь по городу, мы заметили купол во Дворце...»

— Борис Павлович, расскажите, пожалуйста, о вашем появлении во Дворце — как это произошло? В мае 2009 года мы разговаривали с директором Дворца Творчества Надеждой Константиновной Ждановой — она рассказала, что для запуска астрономического купола Дворца требуются большие средства. А осенью мы уже увидели ваш кружок в списке объединений, открытых для записи детей.

— Как раз в мае прошлого года я пришёл к директору Дворца и предложил вести кружок астрономии. Я знал, что к тому моменту во Дворце он давно уже не вёлся. В качестве наблюдательного инструмента я предложил свой инструмент. Мы вместе с директором поднялись на купол, посмотрели, в каком состоянии обсерватория Дворца. В связи с тем, что кризис в тот момент был в полном разгаре, денег на полную модернизацию купола у Дворца не было, но тем не менее мы решили, что нужно пока сделать что-то временное для того, чтобы начать вести кружок — возможно, так легче будет пробить финансирование позже и модернизировать купол.

Вообще, история моего появления во Дворце началась с 2008 года, когда у меня появился телескоп — до этого я был «диванным» астрономом, то есть изучал астрономию по журналам, книгам, интернет-сайтам.

— У вас любительский телескоп?

— Да. 150 миллиметров в диаметре, это основной показатель.

— Может быть, назовёте марку и еще какие-то параметры? Для знатоков.

— Апертура, то есть диаметр телескопа — 150 миллиметров, телескоп «NexStar» системы «Шмидт-Кассегрен», фирмы «Celestron», на альт-азимутальной монтировке, автоматизированный. Он с автонаведением, если его правильно настроить — то есть после выбора из каталога определенного небесного тела или звёздного скопления телескоп автоматически наведётся на этот объект.

С появлением у меня телескопа появилось и желание поделиться звёздным небом с другими людьми, в том числе, и детьми. Будучи на фестивале «АстроФест» в апреле 2009 года, я прослушал лекцию известного астронома-любителя Тимура Кричко, который агитировал за то, чтобы создавать детские кружки. Он выдвинул идею: с помощью автоматизированных телескопов обсерваторий проводить так называемый «космический патруль», в котором бы различные астрономические кружки в разных частях нашей страны «вставали на вахту» и, возможно, помогали профессиональным астрономам в поисках астероидов, опасных для Земли.

— Вам удалось уже сейчас «встать на вахту»?

— Пока такого ещё нет. Мы решили в этом помочь, создав кружок. Почему я говорю «мы» — я не один, у нас группа из четырёх энтузиастов, астрономов-любителей: это моя жена Татьяна, мой давнишний друг Алексей и ещё один Алексей, который присоединился к нам, когда мы уже начали вести кружок. Он нам помог, создал сайт Zelobservatory.ru, он также преподаёт и читает лекции. Помимо кружка мы ещё работаем, пишем лекции, преподаём.

— А почему вы решили прийти во Дворец Творчества? Просто шли мимо и увидели купол? Как это вышло?

— Прогуливаясь по городу, мы заметили купол во Дворце. Я спросил у вахтера, есть ли здесь кружок — мне сказали, что давно уже нет, а купол есть. Мы выбрали купол, потому что город — это засветка, наблюдать на тротуаре достаточно сложно. Кроме того, если говорить о детях, то им нужна защита от ветра, помещение, условия безопасности. Купол находится выше уровня фонарей, и это способствует лучшему условию для наблюдения.

— Вы сами из Зеленограда?

— Я живу в Зеленограде более пяти лет, а сам из Ростовской области, из города Волгодонска.

— Вы учились в Москве?

— У меня два высших образования — к сожалению, не профильных, я не астроном по профессии. Первый институт я закончил в Волгодонске, а второй — в Москве, это МГТУ им. Баумана, где я проходил переквалификацию на программиста. Сейчас работаю программистом в Зеленограде. Мы организовали свою фирму, которая занимается внедрением и обслуживанием «1С», этим зарабатываем себе на жизнь.

Кружок для детей от 9 до 12 и всех остальных: лекции, наблюдения и... настоящие открытия

— Говоря о лекциях, вы имеете в виду лекции в кружке?

— Да. Занятия в кружках у нас проходят в виде мультимидийных лекций. В классе есть проектор, с помощью которого в виде презентаций в Power Point мы ведём лекции об астрономии. Лекции мы проводим в компьютерном классе, а как только нам позволяет погода, стараемся выходить на наблюдения.

— Каким образом? За звёздами ведь наблюдают ночью...

— С октября месяца мы передвинули часы наших занятий на время с 18 до 20 вечера, чтобы застать тёмное время суток — позже заниматься нам не позволяет администрация Дворца. У меня в кружке занимаются дети 4-5-6-х классов. Этой зимой были морозные ясные ночи, и мы в течение семи-восьми ночей вели наблюдения за небом.

— Что вы наблюдали?

— Наблюдали Юпитер с его спутниками, Марс, рассеянные звёздные скопления, двойные звёзды. Они очень красивые — одна звёздочка зеленая, другая жёлтая. Наблюдали галактики и шаровые звёздные скопления. Не смотря на то, что на астрономических картах мы видим их во всём их великолепии, к сожалению, человеческим глазом эти объекты наблюдаются как мутное пятнышко, и детей это немного разочаровало.

— У вас в программе стоят созвездии. Вы знакомите ребят с созвездиями?

— Да, с классификацией звёзд и созвездий, а до этого подробно изучаем Солнечную систему: планеты Солнечной системы, астероиды, кометы, другие объекты..

— Как ребята воспринимают такую астрономическую информацию? Запоминают? Нравится им это?

— Надеюсь, что нравится. Долгое время у нас не было возможности выйти понаблюдать, ребята ходили только на лекции. Понимая, что для детей может быть сложно выслушивать теоретический материал, мы стараемся разнообразить занятия — придумываем кроссворды, викторины, всевозможные интеллектуальные игры. Кроме того, мы ездим на экскурсии: были, например, в ГАИШ при МГУ [Государственный Астрономический Институт имени П.К. Штернберга МГУ — Zelenograd.ru], когда там объявляли программу «100 часов астрономии в ГАИШ» в сентябре прошлого года — открывали для всех желающих два телескопа и проводили наблюдения Луны и Юпитера.

— Это было по вечерам?

— Да. Приходило очень много народу. Нам удалось, договорившись с родителями ребят, выехать туда и понаблюдать небо на больших астрономических инструментах. Кстати, ГАИШ и в этом году повторяет наблюдение, в сентябре много ясных ночей, можно будет съездить. Ещё мы ездили в Калугу, там большой Музей космонавтики и планетарий с новым оборудованием — очень эффектное зрелище.

— Вы ездили как воспитатели с ребятами?

— Да. Правда, к сожалению, за свой счёт, — нанимали автобус и организованно выезжали. Посетили Музей космонавтики, планетарий и Дом-музей Циолковского.

— Родители вас поддерживают?

— Да, родителям тоже интересно, некоторые тоже ходят на лекции. Мы открыты для всех — кто хочет, пожалуйста, приходите. Тайны из астрономии не делаем.

— Сколько человек у вас занимается в кружке?

— Активных ребят, которые посещают регулярно — 10-12 человек, не у всех получается посещать каждое наше занятие, потому что многие занимаются в других кружках. С сентября ожидаем новый приток, хотя присоединиться к нам можно в любое время. Лекции у нас более-менее независимы, а сложную математику, физику или химию мы не преподаём в связи с тем, что ребята у нас пока ещё младшие — мы им даём пока только общие понятия, рассказываем о планетах, о других небесных телах... Поэтому можно присоединиться к нам в любой момент и узнать что-то интересное о небе.

— У вас одна группа или есть группы по возрастам?

— Пока группа одна, так как возраст ребят более-менее одинаковый — с 9 до 12 лет.

— Так сложилось, что пришли дети с 9 до 12 лет? Запись у вас, кажется, была для детей до 17 лет...

— К сожалению, у ребят более старшего возраста мы ещё не находим отклика, хотя я ходил по школам и приглашал ребят из 8, 9 и 10 классов, потому что астрономия — это вобщем-то точная наука, для младших классов она немного сложновата.

— И потом, астрономия начинается в школьной программе только в старших классах.

— В 11-м классе была, по крайней мере, в моё время. Однако, сейчас её вообще отменили.

— Астрономии в школе теперь нет совсем?

— Да, к сожалению, наше правительство почему-то считает, что это абсолютно ненужный предмет.

— Может, её включили в курс физики?

— Надеюсь, что учителя физики хотя бы 2-3 своих урока посвящают астрономии, потому что не знать, в какой Вселенной мы находимся, и что вообще вокруг нас... Недавно я слышал, что проводился опрос, согласно которому примерно 29% россиян считают, что Солнце вращается вокруг Земли.

— То есть, всё возвращается во времена Коперника...

— В тёмные времена...

— У меня ещё вопрос практического плана: у вас занятия бесплатные?

— Бесплатные.

— Какие-то требования для желающих заниматься есть? Например, острота зрения — имеет это значение, чтобы наблюдать в телескоп?

— Никаких ограничений, главное — желание. Даже если зрение слабое, на телескопе есть специальная ручка, которая позволяет настроить его под особенности зрения. Если это какие-то сильные отклонения — можно приходить на наши лекции, хотя бы так.

— Вы ставите перед собой какие-то высокие цели — участие в олимпиадах ваших воспитанников? Или олимпиад по астрономии сейчас тоже не проводится?

— Проводятся. Проводятся даже какие-то конкурсы — в Москве на базе Дворца творчества на Воробьёвых горах. Конечно, мы перед собой ставим такие цели, единственное, для этого ребята должны быть постарше. Возможно, через год-два, особенно если нам удастся реализовать наш проект автоматизированной обсерватории, тогда мы постараемся выйти с некими научными результатами — с тем же поиском астероидов, открытием новых сверхновых либо интересными наблюдениями о планетах Солнечной системы. Я общался на слёте астрономов-любителей с коллегами из Украины, они рассказывали о своих малых научных работах, которые они ведут у себя в кружках, например, связанных с наблюдениями Юпитера — это очень интересно...

— Значит, у ребят есть реальная возможность открыть что-то астрономическое, занимаясь в кружке?

— Открыть либо получить научный результат, пусть даже маленький. К примеру, мне показывали научную работу, связанную со следами ударов астероидов на Земле — где их больше обнаруживают, и какой из этого можно сделать интересный вывод. Вот этим занимаются ребята, конечно, под руководством преподавателей. Это ведь очень интересно.

Мы перед собой ставим такую же цель — через год-два тоже сделать что-то подобное.

От сломанного купола к автоматизированной интернет-обсерватории

— Поскольку вы упомянули проект возрождения автоматизированной обсерватории, я перейду к технике и процитирую интервью, которое нам дала в мае 2009 года Надежда Константиновна Жданова, диреткор Дворца. Она рассказала, что в своё время при проектировании Дворца было решено заменить бассейн на купол для астрономических наблюдений — Зеленоград предпочёл астрономию, поскольку считается городом науки. И ещё строящемуся Дворцу много лет назад был подарен настоящий цейсовский телескоп от немецкой делегации, которая приезжала в Зеленоградский научный центр. Купол раздвигался, поворачивался, всё это было сделано на механике — колёса и ручки. И астрономический кружок, действительно, работал, им руководил Валерий Леонидович Корнеев, большой энтузиаст в области астрономии — к сожалению, с новыми временами он занялся коммерцией. Насколько я знаю, у него тоже были какие-то предложения по возрождению обсерватории во Дворце, но на май прошлого года они выливались в нереально большую сумму, около двух с половиной миллионов рублей...

Как у вас это получилось, что вы сделали для начала занятий в обсерватории? Какие есть проекты её развития?

— По поводу телескопа: к сожалению, когда я пришёл, я там телескопа не обнаружил, осталась только станина.

— Да, он, кажется, был сломан или испортился...

— Точно не знаю куда он делся, его просто не было, когда я пришёл. Купол находился в плачевном состоянии. Мы начали с того, что директор дал поручение главному инженеру Дворца поменять там полы, которые были деревянными и прогнили, по ним было опасно ходить. Полы были заменены, и тогда мы приступили к изучению того, что произошло с самим куполом. Там была какая-то поворотная тросовая система, тросов тоже не осталось, и сейчас его створки раздвигаются руками — причем наверху одна из створок заедает, она открывается не полностью, и мы её стараемся привязать, чтобы она не захлопнулась. Небольшой ремонт купола был произведён силами Дворца, главным инженером и слесарями, которые подрехтовали купол, потому что его так покорёжило от времени, что он проскальзывал в каком-то положении. Он поворачивался при помощи штурвала мускульной силой, и сейчас мы его можем провернуть только вдвоём — то есть если два человека крутят с разных сторон штурвалы, он более-менее проворачивается. Но это лучше, чем ничего: мы выносим наш телескоп в купол, и, поворачивая его худо-бедно, хотя бы так можем что-то наблюдать. Таково текущее состояние дел.

А в будущем нам бы хотелось провести полную модернизацию обсерватории и установить автоматизированный телескоп, который бы управлялся из Интернета. У такого телескопа есть ПЗС-матрица, то есть фотоаппарат, который позволяет снимать небо. Что нам это даст? Во-первых, мы сразу увеличим число наблюдательных ночей и часов, потому что не всегда именно на понедельник и субботу, дни наших занятий, выпадает хорошая погода.

— Да, логичнее вообще-то идти смотреть небо в ясную ночь, а не по расписанию занятий.

— Д, а автоматизированный телескоп в обсерватории позволит нам наблюдать небо в любую ясную ночь, и мы не будем ограничены временем до 20 часов, как у нас по расписанию занятий. Мы сможем запрограммировать задачу телескопу снимать такой-то участок неба с такого-то по такой-то час и спокойно идти спать. А потом обрабатывать результаты съёмки либо на занятиях, либо, допустим, дети могут делать это самостоятельно, используя интернет — в Зеленограде это сейчас не проблема.

— В таком случае возможна, наверно, и онлайн-трансляция с телескопа?

— Да. Единственное, доступ к этому мы будем предоставлять только тем, кто будет согласовывать с нами заявку. А результаты наблюдений будем выкладывать для всех желающих — пожалуйста, смотрите.

— Это было бы очень интересно для города — обычные вэб-камеры у нас уже стоят, а вот камера из обсерватории Зеленограда...

— Да, это было бы очень интересно. Что это ещё даст? Во-первых, это открывает возможность дистанционного обучения. На нашем сайте мы уже сейчас выкладываем лекции, их можно скачать, почитать, они лежат в свободном доступе для детей, которые пропустили по каким-то причинам занятия, и для всех желающих — пожалуйста, скачивай и читай любую тему. И автоматизированная обсерватория также позволит открыть возможность дистанционного обучения для детей, которые по каким-то причинам не могут посещать наши занятия, или даже для детей из других регионов. В моём родном городе нет кружка астрономии — а в детстве мне хотелось посещать такой кружок. Сегодня через интернет это можно организовать, поэтому это очень интересный проект.

— Во сколько вы его оцениваете, какой ответ на свои предложения вы получили?

— Пока мы точно сумму не прикидывали, но можем сказать, что примерно это будет стоить от 2 до 3 миллионов. Основные затраты будут связаны с тем, что нужно демонтировать старый купол, купить и поставить новый купол. Скорее всего, придётся покупать его за рубежом — у нас, по-моему, нет фирм, которые занимаются выпуском куполов. Еще нужно автоматизировать его, чтобы он поворачивался по командам, написать программное обеспечение, которое будет необходимо для управления этим телескопом через Интернет, разработать и доработать веб-сайт и продумать раздел, посвящённый обсерватории. И доработать сам телескоп на специальной монтировке и ПЗС-матрицу. Вот примерно то, что надо будет сделать.

В планах также покупка солнечного телескопа, потому что мы хотим посмотреть на Солнце, а в наш телескоп на него без специального фильтра смотреть нельзя.

— Какую-то поддержку вы находите руководства Дворца, в Управлении образования?

— Директор Дворца и мой непосредственный руководитель Ольга Георгиевна Косицына — за это предложение, они стараются «пробить» его в Министерстве образования. Я сам представлял представителям министерства наш проект в марте, на выставке детского технического творчества во Дворце — меня выслушали и посоветовали: «Готовьте предложения и выходите на нас через директора».

— Городские власти не проявляют интерес к этому проекту?

— Пока я непосредственно к ним не обращался.

Путешествия по земле и к звёздам: «Смотришь в небеса и понимаешь, как они красивы, и как ты ничтожен в сравнении с ними...»

— Какие у вас планы по экскурсиям? Есть же еще Московский планетарий, он до сих пор закрыт?

— Да. Я уже много лет я пытаюсь в него попасть, жду его открытия, и каждый год, звоня в Московский планетарий, слышу «откроемся через год». Вроде как Юрий Михайлович Лужков пообещал, что в этом году он откроется. Но это я слышал уже раза три-четыре. А весной мы ездили в Звёздный городок, в Центр подготовки космонавтов [Российский государственный научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина — Zelenograd.ru], там была очень интересная экскурсия.

— На весенний «Астрофест» ребят не вывозите?

— Обычно в Москве в это время ещё плохая погода, понаблюдать не получается, а лекции, которые там читают, для ребят пока сложноваты. Кроме того, сложность таких выездов в том, что никакого транспорта нам, к сожалению, не выделяют — вывозить приходится либо нанимая маршрутку, либо договариваясь с родителями, чтобы поехать на частных автомобилях.

— А далёкие путешествия, скажем, в Крымские обсерватории, у вас не запланированы? Насколько я знаю, в Крыму на таком фестивале даже организуется палаточный городок...

— Да, там проходит фестиваль «Южные ночи», я два раза на нём бывал. В Крыму очень интересно, потому что там действующая обсерватория, 22 различных инструмента. Но это проблемы с границей — это Украина, просто так туда детей не повезёшь, нужно согласие родителей, всё это сложные организационные моменты. Конечно, было бы идеально свозить их туда.

— У этого фестиваля два места проведения — в горах и у моря. Это же можно совместить с отдыхом и родителям, и детям?

— Да, там сначала «морская» часть, на Южном берегу Крыма, в поселке Кацивели, а затем «горная часть» в поселке Научный, на территории Крымской астрофизической обсерватории. Три недели прекрасного отдыха. Крым поразил меня красотой своей природы, с удовольствием туда ещё поеду.

— А вы сами не рассматривали возможность проведения экскурсии в обсерваторию Дворце творчества? Какая бы она не была, мне кажется, для любопытных она представляет интерес — и для детей, и для взрослых.

— Пока не хотелось бы показывать то, что там есть, как мы крутим этот купол — подсовывая какую-нибудь резиночку, чтобы подкрутить. На самом деле, мы не против, если кто-то придёт в момент, когда мы наблюдаем. Если в часы наших занятий погода ясная — почти наверняка мы на куполе и наблюдаем, приходите, мы с удовольствием покажем. Единственное пожелание для взрослых, приходящих во Дворец — помнить, это детское учреждение, не курить, соблюдать нормативную лексику.

— Заканчивая интервью, задам такой вопрос: почему-то профессия астронома, а тем более звездочёта, кажется такой романтичной. Есть песня о звёздах из фильма «Красная шапочка», есть фильм «Безымянная звезда» про учителя астрономии... Для вас, знающего изнутри работу астронома — в ней есть романтика?

— Сложный вопрос. Конечно, звёздное небо в себя влюбляет. Когда ты один на один с телескопом, сидишь ночью, тишина, и перед тобой россыпь звёзд, возникает ощущение единения... Смотришь в небеса и понимаешь, как они красивы, и как ты ничтожен в сравнении с ними. Земля — одна из миллиардов планет во Вселенной, хотя их открыто только 450, но это дело времени. Тем не менее, ты понимаешь — раз ты это видишь и понимаешь красоту, значит, ты — тоже важная часть Вселенной.

— В детях, которые к вам приходят, вы видите что-то общее, что-то особенное — почему они выбрали астрономию?

— Ребята, который ходят к нам в кружок, интересуются техникой, они активны. В них, видимо, родители или школа заложили стремление к познанию. Они задают много вопросов, в том числе и не по астрономии. Они очень любознательны. Раз они к нам ходят, значит, им очень интересен космос и всё, что с ним связано — космонавтика, астрономия. Они приносят свои книги, рассказывают о своих случаях, их очень интересует тема НЛО.

— Кстати, НЛО вам не удавалось наблюдать?

— Я спрашивал детей, кто что видел — кто-то рассказывает. Спрашиваю: «Уверен, что это НЛО?» — «Нет, не уверен». У нас ещё будет эта тема, мы поговорим об этом — кто что видел, что считает наука, какие можно построить предположения.

— Вы сами верите в НЛО? Или это не вопрос веры?

— Да, просто зная, что в нашей галактике миллиарды звёзд, похожих на наше Солнце, возле которых есть планеты, подобные нам — было бы слишком самонадеянно считать, что жизнь, разумная жизнь, есть только на нашей планете. Я думаю, наверняка она есть и где-то еще. Прилетают ли к нам её представители, видим ли мы действительно летающие тарелки — не знаю. Не видел, поэтому ничего утверждать не могу. Наверняка что-то такое существует.

Елена Панасенко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран