Абитуриентская кампания-2010: МИЭТ 05.03.2010 ZELENOGRAD.RU

В студии Zelenograd.ru побывал Игорь Горбатый, декан факультета довузовской подготовки МИЭТ. Поводом для беседы стал День открытых дверей МИЭТ, прошедший 9 февраля этого года, а также публикация правил поступления в МИЭТ для абитуриентской компании этого года.

Послушать (38:54)загрузить файл со звуком (27M)

Основные изменения в Правилах поступления

 — Игорь Натанович, какие изменения будут в правилах поступления в МИЭТ именно в этом году по сравнению с прошлым?

— Нужно сказать, что вузы издают свои правила на основании документа «Порядок приёма» Федерального агентства по образованию. Поэтому главные изменения, которые вводят вузы в свои правила приёма, везде одинаковые — они следуют из тех изменений, которые были внесены в основополагающий документ. Среди существенных изменений нужно отметить следующие. Во-первых, несколько изменены сроки и порядок зачисления (в прошлом году зачисление проводилось в так называемые три «волны», а в этом году «волн» зачисления будет две). Во-вторых, введены ограничения, которые широко обсуждались в печати: каждый абитуриент теперь может подавать документы не более чем в пять вузов и не более чем на три направления подготовки в каждом вузе. Это означает, что он может подать до 15 заявлений.

В-третьих, в этом году регламентирован полупроходной балл. Случай, когда два абитуриента набирают одинаковое количество баллов достаточно редкий, но у нас такое бывает. В прошлом году вузы могли по-своему регулировать эту ситуацию, а в этом году преимущество отдаётся по определённому алгоритму. Если сказать коротко, то преимущество получает тот абитуриент, у которого больше балл по профильному предмету.

 — В случае МИЭТа — по математике.

— Если речь идёт о технических направлениях в нашем вузе, то это математика. Помимо перечисленного, в этом году уменьшена максимальная доля целевого приёма — в прошлом году он не должен был превышать 30% , в этом году 20%. Для нашего института эти ограничения не существенны, у нас была очень небольшая доля целевого приёма в прошлом году. Несколько изменён порядок информирования абитуриентов и общественности о текущей приёмной кампании. Вузам в этом году дано право увеличивать пороговые баллы единых государственных экзаменов не только по профильному, но и по всем предметам. Это понятно — есть некий минимальный балл ЕГЭ, который считается удовлетворительным. Вуз может по своему усмотрению повысить этот балл, но не понизить. И, наконец, утверждён новый перечень вступительных испытаний, который почти не отличается от прошлогоднего, — во всяком случае, для нашего вуза — и новый список олимпиад, участие в которых может дать преимущество при поступлении в вузы.

 — Список олимпиад, дающих преимущество абитуриентам, сильно отличается от списка прошлого года?

— Этот список отличается. Есть специальный совет, который курирует эти олимпиады. Некоторые олимпиады, которые были сочтены недостаточно качественными, были исключены из этого списка, какие-то объединены, введены новые, но общий перечень несколько сократился — не существенно, не в разы. Это то, что относится к существенным изменениям.

Ключевые даты

 — Тогда пойдем по порядку и начнем с двух «волн» приёма, которые предстоят в этом году. Можно уже назвать ключевые даты, когда они будут проходить?

— Если говорить о ключевых датах, которые абитуриент должен помнить, и их нельзя ни в коем случае прозевать, то первая дата — уже 1 марта. До этого числа абитуриенты должны подать заявления в своих школах на сдачу единых государственных экзаменов. Здесь важно «заявиться» правильно, может быть, даже с избытком, но ничего не упустить. Далее, у нас начинается приёмная компания — 16 июня, как и в прошлом году. При поступлении на факультет дизайна приём заявлений заканчивается 5 июля (дело в том, что на этот факультет сдаются дополнительные вступительные испытания в виде творческого конкурса, для которых нужно дополнительное время. 10 июля завершается приём заявлений для тех абитуриентов, которые должны сдавать вступительные испытания, проводимые приёмной комиссией МИЭТ (есть такие категории абитуриентов, которые могут сдавать либо ЕГЭ, либо наши внутренние испытания, я отмечу только одну категорию — это люди с ограниченными возможностями здоровья). А для основной массы абитуриентов последний день, когда можно подать заявление — 25 июля.

 — Дальше идет срок подачи оригиналов документов?

— Далее, 30 июля вузы публикуют список лиц, которые рекомендованы к зачислению по каждому направлению подготовки, у нас — по каждому факультету. До 4 августа ребята должны принести оригинал документа об образовании в приёмную комиссию.

 — Это будут как раз самые «горячие» даты, когда вывешиваются длинные списки заявлений, и потом ребята приносят оригиналы. И определяется, какое место они заняли в списке?

— Совершенно верно. И 5 августа издаётся приказ о зачислении лиц, которые принесли оригиналы документов. Так завершается первая «волна». Она в эти же сроки завершалась и год назад. А дальше — вторая «волна», которая работает по такому же алгоритму, но только с новыми списками, из которых исключаются те абитуриенты, которые были рекомендованы в первой «волне», но не принесли оригиналы документов. Вторая «волна» завершается 10 августа. Нынешний порядок приёма не предполагает третьей «волны».

 — Приём на платное обучение завершится тоже 10 августа или позже?

— Он должен завершиться за 10 дней до начала занятий. То есть он будет продолжен и после 10 августа — до 20 августа.

Вступительная кампания онлайн

 — Как будет работать информационная система МИЭТ, которая в прошлом году сыграла большую роль, с моей точки зрения, в устранении ажиотажа и беспорядка? Она работала через интернет, все могли посмотреть в режиме онлайн своё место в текущих списках. Будут ли в ней изменения?

— Эта система оказалась очень удачной, поэтому изменения, которые мы внесём в систему, касаются, скорее, наших внутренних критериев и параметров с той целью, чтобы нам было проще формировать многочисленные отчёты и т. д. А для абитуриентов мы в прошлом году вывешивали и публиковали всю информацию, относящуюся к конкурсу. Абитуриенты знали столько же, сколько знал ответственный секретарь приёмной комиссии. В этом году мы тоже будем следовать принципу открытости. В этом смысле мы даже не знаем, куда дальше нам эту систему совершенствовать. Она достаточно хороша.

 — В прошлом году она была чуть ли не единственной такой системой у московских вузов… Не приходили к вам перенимать опыт или покупать лицензию на неё?

— Да, это верно. В Москве, наверное, больше такой системы не было. Но я думаю, что во многих вузах будет создана такая система. Просто жизнь и правила приёма толкают к этому.

 — Недавно в Федеральном агентстве по образованию прошло заседание коллегии с участием министра Андрея Александровича Фурсенко. В частности, на нём шла речь о том, что новые правила для вузов позволяют принимать документы в электронном виде, по почте и так далее, но мало вузов сейчас на это способно. МИЭТ к этому готов? Или это новшество на самом деле никому не доступно?

— Формулировки в этой части не очень понятны. Что стоит за словами, что вузы могут принимать документы в электронном виде? Мы принимали и в прошлом году так называемые «электронные анкеты». Это делали не только мы, но ещё некоторые вузы. Это означает, что заявление человек мог заполнить, находясь далеко от Зеленограда, выслать это заявление нам через интернет, а далее он должен вовремя принести нам оригинал документов и вовремя подписать заявление, поскольку абитуриент берёт на себя некие обязательства — по правилам проживания в общежитии, по соблюдению устава и т. д. В конечном счёте, присутствие абитуриента нужно — он должен заверить документы своей личной подписью. А на предварительном этапе это всё можно представлять нам в электронном виде.

Выпускники выбирают вузы

 — Как мы с вами подсчитали, абитуриент может подать максимум 15 заявления в вузы. Кто несёт ответственность за превышение этой цифры, и каким образом она может отслеживаться? Если абитуриент принимает решение, что хочет подать заявление на шестнадцатую специальность, чем это ему грозит?

— Абитуриент должен подписать в своём заявлении строчку, что он подал документы не более чем в пять вузов и не более чем на три специальности. Подписывая это, абитуриент берёт на себя ответственность. Как мы будем это контролировать, я сейчас не знаю. Кто будет контролировать — тоже не могу ответить. Но знаю, что эти ограничения малосущественны для подавляющего большинства абитуриентов. Поэтому не вижу необходимости здесь хитрить и жёстко контролировать. Вы помните, как долго дискутировался сам вопрос — вводить эти ограничения или нет.

 — Вы ожидаете, что, количество заявлений «схлопнется» на порядок — ведь их было очень много в том году?

— Если мне не изменяет память, абитуриент в прошлом году в среднем подавал десять заявлений. А в этом году может быть пятнадцать. То есть это не ограничение, а даже призыв подавать больше заявлений. Это отмечали некоторые эксперты: введение этого ограничения может дать даже обратный эффект — абитуриенты будут стараться исчерпать свои возможности до конца.

 — Получается, что 1 марта выпускники, подавая заявление на ЕГЭ по каким-то предметам, фактически, заранее подбирают уже себе вузы? По крайней мере, если бы я была на их месте, то предполагала бы в голове список вузов, ради которых я хочу сдавать именно эти экзамены — не сдавать же мне десять ЕГЭ по разным предметам. Не делалось ли исследований, анкетирований по школам — какие именно вузы предполагают 11-классники?

— 1 марта выпускники должны определиться лишь в направлении. Если это техническое направление, то будет достаточно экзаменов по математике, физике, и, на всякий случай, информатике для большинства технических вузов. Есть вузы, где сдаётся химия или биология — это надо специально узнавать, но думаю, что это единичные случаи. Что касается гуманитарного направления, то там во многих случаях дополнительным испытанием является обществознание, может быть, где-то — иностранный язык. Тут надо определиться.

Минимальные баллы или знания?

 — По поводу ваших слов о превышении минимального проходного балла, который устанавливается Министерством образования — он устанавливается конкретно для этого года?

— Да, причём после того, как экзамен проведён.

 — Интересно вот что, и я даже собиралась задавать такой вопрос Управлению образования: исходя из чего устанавливается минимальный балл? Исходя из необходимого уровня знаний — или из процента отсева, который можно себе позволить в этом году, учитывая число выпускников?

— Этот вопрос обязательно надо задать Управлению образования. Я не знаю. Могу так же догадываться, как и вы.

 — Ситуация с набором в прошлом году по результатам ЕГЭ во многих вузах комментировалась как достаточно плачевная, потому что уровень знаний у первокурсников был очень низкий. Журфак МГУ сообщал о чудовищных ошибках в первом же диктанте, который писали первокурсники, и о том, что они совершенно не читали литературу и говорили, что у них не было времени её читать, потому что они «галочки ставили для ЕГЭ». Может быть, что-то о ваших первокурсниках скажете?

— Я сказал бы по этому поводу, что у ЕГЭ есть ряд недостатков, и некоторые из них кажутся существенными, может быть, мы даже не знаем, насколько. Поскольку ориентация на такую форму испытания ориентирует школьников на определенную форму изучения этого предмета. Образование — процесс очень консервативный. В течение столетий вырабатывались инструменты, способы обучения. В образовании есть некий элемент насилия, здесь есть две стороны, которые находятся не в полном согласии — учителя и ученики, ничего не поделаешь. Поэтому здесь и выработаны очень тонкие инструменты. Когда они нарушаются, то последствия могут быть неожиданными. Их трудно сразу прогнозировать. Это относится и к единому государственному экзамену. Дети найдут короткую, экономную тропку, по которой будут идти, готовиться и успешно сдавать эти экзамены. Это опасно. К сожалению, это наблюдается во многих вузах, и в нашем вузе. Есть студенты первого курса, и их немало, которые достаточными навыками для высшего образования по прежним критериям не обладают. Нам приходится идти им навстречу и делать шаг назад. Хотя есть и другие.

Абитуриенты стали, может быть, более разнообразными. Но, вместе с тем, я бы хотел ещё отметить одно обстоятельство — что при всех недостатках у ЕГЭ есть безусловный плюс: единый государственный экзамен позволяет сравнивать школы, институты, абитуриентов. По результатам прошлого года были проведены сравнительные аналитические работы, которые дали возможность выстроить рейтинг, в частности, вузов — какой лучше, какой хуже.

 — МИЭТ в этом рейтинге в конце прошлого года очень хорошее место занял — пятое место среди ведущих технических ВУЗов…

— Такой анализ был проведён Высшей школой экономики. МИЭТ, к нашему удовольствию, в этом рейтинге оказался на очень высокой позиции. Его обгоняет с большим отрывом МФТИ, а дальше очень плотно стоят четыре вуза, в числе которых МИЭТ. У них примерно одинаковые средние баллы ЕГЭ. Это важно.

 — Демографическая ситуация такова, что количество выпускников падает и продолжит падать еще в течение нескольких лет. Возвращаясь к теме проходного балла — ожидается ли, что он в этом году будет ещё ниже, чем в прошлом? И вообще, МИЭТ собирается делать допустимый минимальный проходной балл делать выше, чем установленный минимум министерством образования?

— Я уточню — проходной балл получается экспериментальным путём. Минимальным баллом, например, за ЕГЭ по физике в прошлом году было 32 балла, не меньше. Но вузы могли сказать «а для нас не 32, а 42 [балла] и не меньше». Большинство вузов не повышало этот минимальный балл. Это было правильное решение в условиях неопределённости. МИЭТ и в этом году, издавая свои правила по приёму, решил не повышать минимальный балл ЕГЭ по каждому из предметов. Он будет таким, каким его установит Министерство науки и образования.

 — Но фактически в прошлом году проходной балл по физике или по математике был выше? Намного?

— Да, конечно. У нас средний балл за экзамен был 70, а минимальный проходной балл по математике был 21. Минимальный балл самых слабых абитуриентов, которых мы брали, заметно превышал тот минимальный балл, который был установлен по ЕГЭ.

Бюджетные места с проживанием и без

 — Уже известно число бюджетных мест МИЭТ в грядущую абитуриентскую кампанию?

— Число бюджетных мест, согласно документу порядка приёма, вузы должны установить не позже 1 июня. К этому времени вузы должны получить из Министерства бумагу, где будут выделены места по каждому направлению подготовки. Сейчас ни один вуз, насколько я понимаю, в Российской Федерации не знает, сколько ему будет выделено бюджетных мест. Это создаёт некоторую неопределённость. Мы знаем, сколько к нам придёт абитуриентов — знаем, что в Зеленограде в этом году окончит школу примерно на 250 человек меньше, чем в прошлом году; знаем по России такие цифры. Но сколько будет выделено бюджетных мест в вузы, каким вузам будут сокращены места, а каким не будут — мы этого не знаем.

 — Число мест в общежитии МИЭТ — это достаточно важный показатель. Изменится ли он в этом году? Министерство науки и образования рапортовало, что в прошлом году, несмотря на кризис, удалось ввести в эксплуатацию много общежитий. МИЭТа это не коснулось, насколько я понимаю?

— Да, к сожалению. Хотя руководством института прилагаются грандиозные усилия для того, чтобы этот вопрос тронуть с места (насколько мне известно). Пока реального прогресса нет, и сколько у нас в общежитии было мест — столько и осталось. В прошлом году в общежитии было выделено 315 мест для иногородних абитуриентов.

 — По прошедшему в феврале Дню открытых дверей и по подготовительным курсам, которые МИЭТ уже ведёт — можно ли делать прогноз: больше ли будет заявлений на поступление в МИЭТ? Что будет более актуальным — проблема мест в общежитии, или, наоборот, придёт больше местных зеленоградских абитуриентов?

— Мы знаем, что число заявлений от местных абитуриентов должно уменьшиться — их самих стало меньше. Число иногородних абитуриентов так просто прогнозировать нельзя, поскольку их вообще очень много по сравнению с количеством бюджетных мест у нас в институте. Такая ситуация трудно прогнозируема. Например, в прошлом году мы не ожидали наплыва иногородних абитуриентов — а их было больше, чем мы предполагали. Более того, некоторые из них настолько хотели учиться у нас, что они, не набрав достаточное количество баллов, чтобы получить общежитие, остались в нашем институте, где-то устроившись с проживанием.

 — Для иногородних абитуриентов тот плюс, который даёт ЕГЭ — уравнивание в правах — сказывается? Вы видите, что пришло больше иногородних. Получается, что сейчас в приёме иногородних МИЭТ сдерживает именно общежитие? То, что сдерживает в том, чтобы воспользоваться этим большим плюсом ЕГЭ.

— Я бы так сказал: отсутствие большого общежития, конечно, сдерживает приём иногородних абитуриентов. Это первое обстоятельство. Второе — единый государственный экзамен, по моему мнению, сыграл в привлечении иногородних абитуриентов лишь ту роль, что сама технология прошлого года предполагает более активное знакомство абитуриентов через интернет с разными вузами. Потому иногородних абитуриентов и стало, наверное, больше. Наш институт хорошо представлен в интернете. Он вообще — хороший институт. У него, может быть, более короткая история, чем у некоторых московских вузов, он не столько на слуху. Но интернет-технологии позволили узнать ребятам об институте, понять, что это очень хороший вуз и приехать к нам поступать. Ну, и у нас была, может быть, более активная кампания по привлечению абитуриентов, по представлению нашего вуза. Наверное, это сыграло роль, а не сама технология ЕГЭ, которого могло и не быть, могла быть другая система.

Дни открытых дверей

 — Какие вопросы задавали ваши гости на Дне открытых дверей? Что сейчас актуально для самих абитуриентов? Много ли было посетителей на Дне открытых дверей?

— В этом году было несколько меньше участников Дня открытых дверей, который состоялся 9 февраля. Не намного, может быть, на 20% меньше от того, что было в прошлом году. И это объяснимо: в прошлом году февральский День открытых дверей был очень многолюдным. Всем было непонятно, страшно, все пришли за информацией. А в этом году — я думаю, что нынешние одиннадцатиклассники минувшим летом увлечённо наблюдали за процессом зачисления в МИЭТ, все освещалось в интернете, в СМИ, и теперь загадок стало меньше — и поэтому ребят пришло меньше. Это одна причина.

Вторая — в этом году, как никогда ранее, МИЭТ широко открыл двери для абитуриентов с целью показать им наш институт. У нас было много экскурсий со школьниками, и они продолжаются. На этих экскурсиях ребята задают вопросы, получают информацию, всё видят. Это тоже снижает некую остроту ситуации.

Я хотел бы ещё сказать, что Дни открытых дверей у нас тематические. Первый День открытых дверей в сентябре был посвящён, прежде всего, информированию о курсах, которые у нас есть, и на которые ребята могут записаться, чтобы лучше подготовиться к сдаче ЕГЭ. Второй День открытых дверей, который был в феврале, знакомил старшеклассников с правилами приёма, с особенностями этого года.

Главный День открытых дверей, который традиционно в течение многих лет проводится в последнее воскресенье марта, куда я всех приглашаю — это День открытых дверей, где представляются факультеты с деканами. С каждым деканом можно поговорить, они будут доступны. Можно будет услышать доклады, посвящённые тому, что делается на каждом факультете, проводятся факультетские собрания (после общего собрания ребят разводят по факультетам), экскурсии в несколько лабораторий по всему вузу. Это тематика Дня открытых дверей, который проходит в марте. Там же ребята могут воспользоваться ещё одним, последним шансом записаться на краткосрочные подготовительные курсы.

И, наконец, в прошлом году, летом, уже в острый период приёмной кампании мы проводили встречи, на которых ребята, уже выбравших наш институт, задавали конкретные вопросы ректору Юрию Александровичу Чаплыгину, и он на них отвечал.

4 августа

 — Да, в прошлом году это был пиковый период, когда была встреча с ректором, и перед днём окончанием приёма оригиналов документов 4 августа. Расскажите, как работал сам МИЭТ, как работала онлайн-система для абитуриентов, насколько тяжело было работать приёмной комиссии? Такое впечатление, что там все ночевали перед 4 августа…

— Мы отчётливо понимали те риски, которые ждут нас и абитуриентов, и старались их уменьшить. Мы загодя готовились к этому, продумывали детали, поэтому в последний день у нас ничего особенного, неожиданного не произошло — ни для нас, ни для абитуриентов. В последний день ситуация могла быстро измениться: абитуриент, который принёс документы на какой-то факультет, мог в последний день оказаться вытесненным оттуда, если в последний день пришли ребята с более высоким баллом и принесли туда оригиналы документов. Во-первых, мы разъясняли ребятам, что не надо держать документы у себя дома до последнего дня: «Принесите их раньше, пусть они будут уже здесь, на этом конкурсе, и вам будет лучше, и другие смогут ориентироваться. Самое страшное, если вы все принесёте оригиналы документов за час до окончания». И ребята нам поверили. Большая часть ребят принесла оригиналы документов не в последний день, а раньше. Ребятам, которые принесли документы, открывались возможности надёжного перехода с одного технического факультета на другой, которые мы гарантировали. Мы эти вопросы решали в первоочередном порядке. И проблем с этим, действительно, не было. Были ребята, которые вообще не попали по конкурсу в наш институт — ну, что сделаешь, такие были. Но таких, которые не успели перенести документы с одного технического факультета на другой — из-за технических проблем, из-за нехватки времени — не было.

 — Приёмная комиссия 5 августа сказал «уф!» и вытерла пот со лба?

— Мы даже 4 августа сказали «уф!»

Подготовительные курсы и олимпиады

 — Заканчивая интервью, коснемся немного подготовительных курсов. Вы сейчас готовите на подготовительных курсах к той же сдаче ЕГЭ. Не уменьшается ли популярность и интерес к подготовительным курсам в МИЭТ, ведь к тому же готовит и школа?

— Я бы не сказал, что уменьшилась популярность. Действительное число слушателей уменьшилось, но вследствие того, что стало меньше старшеклассников. Конечно, самые квалифицированные преподаватели по физике, математике, информатике в нашем городе сосредоточены в МИЭТе. Они могут быстрее других приспособиться к новым условиям, разработать новые технологии. У нас хорошие курсы, и статистика показывает, что ребята, которые обучались на этих курсах, в среднем сдают экзамены заметно лучше, чем те, кто их не закончил.

 — Уже в прошлом году в МИЭТе была подготовка к ЕГЭ?

— Да. И опросы ребят, которые оканчивают самые разные курсы, тоже свидетельствуют о том, что довольных очень много. И тому есть основание. Подготовка к ЕГЭ в школе — процесс сейчас достаточно неорганизованный, по моим наблюдениям. Если по математике и по русскому языку ребята пишут достаточно много проверочных, тренировочных работ, и их каким-то образом готовят к сдаче ЕГЭ, то по другим предметам таких проверочных работ практически нет. Это первое. Второе — в школе нужно найти золотую середину так, чтобы и к ЕГЭ подготовить, и чтобы потом этот студент мог учиться в вузе, а не только «ставить галочки». Большинство школьных учителей это понимают и пытаются искать эту золотую середину.

Я бы ещё хотел добавить несколько слов относительно олимпиад. Я об этом говорил на Дне открытых дверей, и на встречах с родителями ребят — в олимпиадах надо участвовать. Нужно понимать, что олимпиады, назовём их зачётными, которые дают преимущество при поступлении в вуз — это не те окружные и городские олимпиады, к которым ребята привыкли, в которых есть два-три победителя, лучшие из лучших. В этих олимпиадах призёры и победители могут составлять 45% от числа участников. Они дают возможность для многих получить преимущество при поступлении. И в них надо участвовать. Одна из таких олимпиад — Московская объединённая межвузовская олимпиада по математике состоится у нас в МИЭТе 4 апреля. Я приглашаю на нее.

 — Прийти на эту олимпиаду может каждый выпускник?

— Да. Есть процедура регистрации, она не обременительна. Список олимпиад есть и на нашем сайте, и на других сайтах. Надо с ним ознакомиться и внимательно следить за олимпиадами и в них участвовать. У нас будет проходить также дистанционная Интернет-олимпиада по физике «Поверь в себя». Она не даёт формальных преимуществ при поступлении в вузы, но в качестве тренировки и пробы сил она будет, безусловно, полезна. С 1 марта мы начали публиковать её условия на сайте www.abiturient.ru .

 — Тогда приглашаем всех школьников оторваться от родного гнезда — школы, и начать участвовать в олимпиадах МИЭТа. И я надеюсь, мы продолжим с вами и с другими представителями МИЭТа освещать абитуриентскую кампанию 2010, которая сейчас только в самом начале.

Елена Пансенко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран