38-летняя женщина погибла вечером 20 апреля — она провалилась в щель между платформой и вагоном электрички, которая тронулась и потащила её по платформе. Уголовное дело против помощника машиниста поезда передано в суд — его обвиняют в нарушении правил контроля автоматических дверей поезда. Zelenograd.ru разбирался, что сделано и что нужно сделать для предотвращения подобных трагедий в будущем.
После трагического инцидента Следственный комитет на транспорте возбудил уголовное дело о нарушении правил безопасности эксплуатации железнодорожного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть человека (часть 2 статьи 263 УК). Сначала речь шла о «неустановленных лицах». Затем обвиняемым стал помощник машинист. По официальной версии СК, когда женщина садилась в электричку, ей зажало ногу закрывающимися дверями, в результате чего её и потащило по платформе.
Между тем, свидетель происшествия, находившийся в нескольких метрах от погибшей, видел, что двери стоявшего на платформе поезда начали закрываться до того, как она подошла к вагону. Женщина побежала к вагону и попыталась их разжать. После чего провалилась в щель между вагоном и платформой — нижняя часть тела оказалась зажатой. Находившийся рядом с погибшей мужчина — они вместе поднимались на платформу, — пытался вытащить её. Всё произошло очень быстро, поезд тронулся через несколько секунд.
Меняет ли это ситуацию для обвиняемого — помощника машиниста — неизвестно. Следователь управления СК на транспорте так и не связался с очевидцем (контакты — номер телефона, электронный адрес — был передан следователю через несколько дней после происшествия сотрудником депо Крюково). Впрочем, как сообщили Zelenograd.ru в управлении, помощник машиниста «признал свою вину в полном объеме». Срок следствия продлевали трижды, объясняя, что проходит судебно-техническая экспертиза.
Трагедия произошла на платформе №1 (первая со стороны «нового» города). Платформа не прямая, она имеет изгиб. Женщина погибла, пытаясь зайти в третий от конца вагон электрички. Увидеть в зеркале из своей кабины всю платформу помощник машиниста перед отправлением поезда не может из-за её кривизны.
Чтобы проконтролировать посадку (а это его обязанность), он выходит на обзорный мостик, который находится в самом начале платформы. Но с моста всего не увидеть, потому что обзору мешают установленные на платформы скамейки с навесами и рекламные стенды, рассказали ранее Zelenograd.ru работники депо Крюково. Об этом они не раз сообщали своему руководству, писали заявления.
20 апреля всё было, как обычно. «Помощник был на обзорном мосту, махнул рукой машинисту, что можно закрывать двери, то есть, сделал все по инструкции, — сказал о действиях обвиняемого один из работников депо. — Я не понимаю, почему он признал свою вину».
После трагедии обсуждался перенос обзорного мостика — чтобы платформа целиком просматривалась. Технически это было возможно и раньше. После апрельского происшествия его не перенесли, но поставили видеокамеры. Они позволяют просматривать платформу, заверили в депо.
В должностной инструкции локомотивной бригады есть и другие варианты контроля посадки пассажиров. Например, на 2-й платформе станции Крюково помощник машиниста регулярно проходит до конца второго вагона, откуда виден хвост состава, дает сигнал машинисту, тот закрывает двери, после чего идет к служебному тамбуру. Необходимость в этом определяется по ситуации, есть местная инструкция, объяснили в депо. Чем больше пассажиров, тем сложнее проконтролировать посадку. А вечером в Крюково на платформе в сторону Москвы народу мало, всё хорошо видно. Когда темнеет, состав подсвечивается посадочными лампами.
Даже нормальный обзор всей платформы не смог бы предотвратить произошедшее, считает другой собеседник Zelenograd.ru, работник Октябрьской железной дороги. «Помощник машиниста контролирует посадку с мостика, даёт сигнал машинисту на закрытие дверей, — сказал он. — Но потом-то он идёт обратно в кабину. И за это время — а это не меньше 40 секунд, а то и минута, — возможно всё, что угодно, если пассажир вдруг решил придержать закрывающиеся двери. Видимо, это и произошло на станции Крюково 20 апреля».
Полностью обезопасить посадку пассажиров может только реконструкция станции Крюково с выпрямлением кривой платформы, считают железнодорожники.
По верхушкам пробежалась как всегда, а проблема так и не решена.
Выпирающие из потолка электрические провода, намокающие в дожди, грязная вода по щиколодку, оформление двух узких переходов с духе предвыборной кампании. Картинки провалившихся участков асфальта сменяются актами о смерти и тяжких увечиях пассажиров.
Напрасны попытки перевести вину на помощника и спешащую пассажирку. Зеленоградцы раньше спешили и будут спешить. Для того, чтоб они были спокойны требуется бесперебойный график поездов, доступные цены на билет, комфортная платформа и свободный вход без толчеи и экстрима (как им, жителям района Москвы, обещали устроители движения).
Посмотрите, с каким скрипом за обе руки втягивают в вагон грузных пенсионеров, как с визгом переносят через щели детей. Кстати, где те выдвижные козырьки из ступеньки вагона, которые могли бы принимать коляски и не требовать широченного шага и опасности оступиться в смертельное отверстие.
Кстати, в вагон входить сложно не только больным. Если женщина в узкой юбке, не всегда легко замахнуться ногой на 40 см вверх, можно упасть. Не все пассажиры готовы надевать для поездки в Москву джинсы или шаровары на резинке.
Ну не руководство ж РЖД к ответственности привлекать за то, что патформа и подвижной состав в таком убогом состоянии и не безопасны для пассажиров.
Всегда виновата сама жертва и самый маленький винтик системы.
Не может руководитель РЖД из-за такой мелочи, как гибель пассажира, уйти в отставку. Не господское это дело. Я уж молчу про министра транспорта.
Все наши беды от спешки. Вот наглядный пример как не следует поступать.