Послушать (28:57) | загрузить файл со звуком (20M) |
— Расскажите, как вы узнали о том, что у вас в доме образовалось товарищество собственников жилья?
— Узнали мы, жители, об этом совершенно случайно. Прочитали в газете "Панфиловский проспект" от 21 сентября 2009 года, что в трёх корпусах-новостройках 826, 828 и 830 созданы ТСЖ. Мы очень удивились и создали инициативную группу, которая начала ходить и собирать подписи жителей, кто "за" и кто "против" создания ТСЖ. Все, естественно, были против, потому что ТСЖ создано незаконно, без нашего согласия. Нас об этом никто не спрашивал.
— Вам приходили какие-то бумаги, уведомления, проводились ли собрания жителей по поводу создания ТСЖ?
— Какая-то бумага висела у лифта, с опознавательной информацией. Сообщающая, что ТСЖ — это хорошо, что это означает консьержку, очень хорошую уборку в подъезде и так далее. Как выяснилось, наше ТСЖ было создано в сентябре 2008 года, а мы об этом узнали в 2009 году из газеты, никто нам ничего не говорил. Председателя никто не знает, устав нам никто не показывал, то есть мы вообще не были в курсе — за что там голосовали, где было собрание. Хотя нам в почтовые ящики бросали уведомления и решения собственников. Но у меня лично такого решения и уведомления не было. У многих почтовые ящики открыты, и у многих этих уведомлений даже на руках нет.
— А вы общались с другими жильцами подъезда? Может у них была другая информация?
— Нет, все было то же самое. Никто не информировал, какие-то бумаги валялись, потом исчезли, наверное, их выбрасывали. Никто на этом собрании даже не был.
— Каковы были ваши дальнейшие действия?
— Мы создали инициативную группу, собирали подписи по нашему корпусу. 6 мая 2009 года мы, восемь истцов, подали исковое заявление в Зеленоградский городской суд. В конце сентября было удовлетворено наше исковое заявление, а решение протокола от 2008 года признано недействительным. В связи с множеством нарушений. Много подписей было не собственников, а людей, которые снимают квартиры. Много подделанных подписей. Когда мы 6 мая подали заявление в суд, нам ГУ ИС (ГУ "Инженерные службы" ЗелАО) не предоставлял бумаги с нашими подписями и решениями собственников. Документы мы ждали около трёх месяцев.
Председателя ТСЖ никто не видел. Когда мы начали собирать подписи, я пришла в ГУ ИС, там мне показали бумаги, где меня как собственника вообще нет, но там было много подписей. И когда я увидела, что меня даже нет в реестре как собственника, меня это озлобило еще сильней. Я собственник, но без меня и без моего согласия все это решается. Через три месяца документы наконец-то предоставили, и отдали нам. Мы с документами пошли по нашему корпусу, показать жильцам, и узнать, их ли это подписи. Как выяснилось, многие подписи были подделаны. У моей соседки вообще в документах было написано, что у неё договор мены, хотя у неё самом деле договор найма. Один из соседей расписался за
— Вот вы узнали, что у вас ещё в
— Все было так же, как когда мы въехали в дом. В лучшую сторону изменений не было, никакого консьержа. Были проблемы с мусором. У нас контейнер для мусора очень неудачно стоит, прямо возле детской площадки. Мы писали заявления в ГУ ИС и ДЭЗ, а потом своими силами решили эту проблему.
— А в платежках за коммунальные услуги изменения не произошло?
— Нет, никаких изменений там не было. Не было повышений квартплаты. Наверное, потому что и не должно быть, наш дом еще на гарантии.
— Поясните, что значит на гарантии?
— Я думаю, что когда дом построили и сдали, есть какие-то гарантии на отдельные отделочные работы, электричество. В течение года, возможно, трёх лет.
— Когда вы готовились к судебному процессу, вы обратились к адвокату?
— Мы обратились к адвокату Елене Владимировне Вышеславцевой.
— А когда было назначено первое судебное заседание?
— Предварительное заседание было назначено на 28 мая 2009 года.
— Оно состоялось сразу?
— Переносилось, в связи с неявкой председателя ТСЖ и ответчиков. Хотя повестки в суд были всем отправлены.
— Кто был ответчиком, на кого конкретно вы подавали в суд?
— Это тоже интересная история. Ответчиком был ТСЖ "Наш дом", 826 корпус. Ни конкретной фамилии, но конкретного адреса. Адресом ТСЖ значился номер корпуса. Почтальон долго бегала вокруг корпуса, искала, кому можно передать повестку. На повестке значилось "Наш дом", ни квартиры, ни какого-то помещения правления в корпусе не было. Как выяснилось позже, председатель ТСЖ заявила, что она обсчитывала нас (наши коммунальные платежи) у себя работе, у неё свой бухгалтер, хотя в документах бухгалтер указан совершенно другой. На вопрос, оплачиваем ли мы услуги бухгалтера, был получен ответ: "Нет, не оплачиваете. Бухгалтер все делает бесплатно, на инициативных началах".
Все это не очень понятно. Председателя никто не знает, бухгалтера никто не знает.
— Как же ситуация разрешилась?
— Когда 28 мая 2009 года в суд не пришли ответчики, и мы уже знали, кто наш председатель, и номер его квартиры, мы сами начали относить повестки, и вручать их под роспись. После этого он начал ходить в суд. Что интересно, он не является собственником жилья, в реестре он не зарегистрирован. Как он стал председателем ТСЖ, не понятно.
— А сам он как-то объяснил этот факт?
— Никак, он ничего не смог объяснить. Когда его спросили, писал ли он заявление, он ответил, что не помнит. Также вызывали представителя ГУ ИС, Аброськина, спрашивали, когда было собрание по поводу ТСЖ в трёх корпусах, он тоже ничего не смог объяснить.
— На суд представитель ГУ ИС пришел?
— Да, приходила Дружинина Людмила Сергеевна. Но постоянно не было то одного документа, то другого. Нас очень долго перед судом уговаривали забрать исковое заявление.
— Кто именно вас уговаривал, можете рассказать?
— Какой-то Николай, видимо лицо заинтересованное. Фамилию не помню, но он говорил, что является председателем ТСЖ в 15 микрорайоне, и что такого безобразия, как у нас сейчас, с ним не будет. Как я поняла, это он по телефону угрожал мне и нашему адвокату.
— Как именно угрожал?
— Звонил домой и просил, чтоб мы забрали исковое заявление. Говорил, что подписи подделаны, потому что не успели всех обойти, и собрать подписи. Говорил, что Дружинину в бараний рог свернет. Я ему ответила: "Стоп, Людмилу Сергеевну вообще не трогайте, потому что в конечном итоге не она виновата, а система; им дали распоряжение, они выполняют".Также этот человек говорил, что нашему дому будет очень плохо, если мы не заберем исковое заявление, у нас будет отключена вода, будут проблемы с электричеством, и канализацией — "фекалии пойдут в другом направлении". Нецензурно выражался о нашем адвокате, Елене Владимировне. А она сильный адвокат, она провела работу с корпусами 1212 и 1213 — они сейчас тоже вышли из ТСЖ. И каждый раз, когда мы приходили в суд, нас в фойе уговаривали забрать исковое заявление. Мы постоянно давали категорический отказ.
— Уговаривал вас тот же человек, который звонил?
— Да. Людмила Сергеевна тоже предлагала оставить все как есть, решим свои проблемы сами. Так мы и так решаем свои проблемы сами — обратились, например, в компанию "Комфорт" (бывшая "Мэрилин"), все наши вопросы там решаются быстро, так зачем нам ТСЖ?
— Кто выступал в качестве свидетеля с вашей стороны на суде?
— Жители нашего,
— Сколько по времени продолжался суд?
— 6 мая мы подали в суд, 28 мая должно было быть предварительное слушание, 26 сентября суд состоялся.
— Ответчик обжаловал решение суда?
— Нет. Наш адвокат сказала, чтоб мы не торопились забирать решение суда, потому что могут подать на апелляцию. Забирали решение мы примерно через месяц, никто решение не обжаловал.
— Сейчас решение уже вступило в законную силу?
— Да, теперь наш адвокат написала заявление о ликвидации ТСЖ. Так что это второе исковое заявление, о ликвидации ТСЖ.
— Значит судебное решение о незаконности ТСЖ не означает, что оно автоматически ликвидируется? Его еще нужно и как юридическое лицо ликвидировать?
— Я думаю, да. Чтоб нас туда в очередной раз не втянули. Нужна еще и такая официальная бумага.
— Ирина, у вас было свободное время для суда?
— Я сейчас ухаживаю за отцом, инвалидом 1 группы, не работаю, и смогла это взять на себя. Но летом на суд жильцов ходило больше, приходило и двое, и трое истцов. А когда сказали, что 26 сентября будет окончательный суд, был полный зал собственников, все переживали. Мы всем в почтовые ящики бросили объявление, что такого-то числа, в такое-то время будет суд. Очень многие пришли на суд, даже места свободного не было.
— Получается, когда людям надо, они могут отпроситься с работы, выкроить время, и прийти на суд.
— У нас очень многие понимали, что это обман. Хоть и говорят, у вас будет лучше, ничего лучше не будет. У меня есть личный опыт такой... мои родители жили в кооперативном доме, в корпусе 930, он такой же обшарпанный. Можете это не записывать...
— Почему же, расскажите, у нас нет цензуры.
— 4 декабря 2006 года у них сгорела кухня, всё было чёрное. Я пошла к председателю кооператива, Зинаиде Степановне, и просила помочь. У меня родители инвалиды 1 и 2 группы, нужны деньги хотя бы на косметический ремонт. Зинаида Степановна ответила, что "у нас денег нет". Как это нет?.. Кооператив, деньги всегда сдавали на разные непредвиденные расходы, платим налог на землю, за должников платим. Когда я первая в доме поставила счетчик, председатель была очень против. Сказала, что не разрешает ставить счетчик. У меня там живет дочь, зять, двое детей, а прописан только отец инвалид , я обязана поставить счетчик. Она мне приписала двух человек, я потом обращалась к юристам, они мне сказали, что это незаконно. Она по всему дому так прошлась, и всем приписала. "Я председатель, как сделаю, так и будет", — сказала она.
— Помимо затрат времени, финансовые затраты были? Адвокатам обычно платят.
— Адвокат мало с нас взяла, мы собрали 30 тысяч рублей.
— На сколько человек поделилась эта сумма, сколько примерно на каждого получилось?
— Мы собирали в своём корпусе. Нас было где-то 180 (всего 300 квартир в доме), получилось в среднем по 250 рублей на каждого.
— Изменилось ли что-то после суда — с содержанием подъезда, уборкой и т.д.?
— Ничего не изменилось, все как было, так и осталось.
Когда в 2007 году мы въехали в этот дом, у нас горел дежурный свет около лифта, и в холле, где служебная лестница. С утра до ночи горит дежурный свет, не переставая. Летом это очень раздражает и нервирует. Мы обращались к электрикам, они бегали, все время ремонтировали что-то, мы у них спрашивали, когда же у нас выключат дежурный свет? Они отвечают одно и тоже, что это все на контроле, и все в курсе. Прошло три года, никто ничего не сделал. Вот мы и в ТСЖ были, я потом уже обращалась и к председателю, он мне ответил, что как платили за этот свет, так и дальше платить будете. А зачем он нам нужен? Лучше эти деньги пустить на ремонт подъезда. Мы заходим в подъезд, нам на голову штукатурка сыпется. Через два месяца после того, как мы въехали в дом, начало все отваливаться. Дом у нас новый, но отделочные работы сделаны безобразно. Мы уже Лужкову написали два письма с просьбой отключить дежурный свет. Пришел нам ответ, что это по проекту, и свет никто не отключит. К ответу была приписка префекта, что "свет горит по желанию жителей".
— Вы не знаете, выражали такое желание жители, или нет?
— Вы знаете, когда мы написали письмо Лужкову, по подъезду прошлись две женщины, они не представились, откуда они, но собирали подписи в пользу этого света. Жители говорят, зачем нам этот свет нужен, а они — "ну распишитесь, ну что вам, жалко?.. Горит он, и пусть себе горит".
— У вас были претензии только к незаконному созданию ТСЖ или вы в принципе против такой формы управления домом?
— Я думаю, что мы все в принципе против. Потому что это явный обман. Я думаю, это хорошая лазейка для воровства бюджетных денег. Как говорят, сначала бюджетные деньги поступают на один счет, только потом уже на счет ТСЖ. А сколько их поступило, как проверить? Это нам говорят, что можно все проверить, на самом деле, не проверишь.
— Вы говорили о проблемах в подъезде, с тем же светом, с уборкой, с отделкой. Но те, кто пропагандирует ТСЖ, говорят, что вы можете выбрать управляющую компанию, отказаться от ДЕЗа. Может, они лучше будут справляться?
— Нет. Я думаю, что дело в денежных средствах. У меня знакомая живёт в корпусе 1802, они создали ТСЖ 6 или 7 лет назад, но у них была вынужденная ситуация, что-то не было подключено, то ли вода, то ли электричество, и они не могли въехать в дом. Им посоветовали создать ТСЖ. В результате у них повысилась квартплата на 1000 рублей. И у них так же горит свет, и председатель тоже ничего не может сделать, люди платят за это электричество. Председатель посоветовал: "Ребят, выкручивайте лампочки, чтоб меньше платить". Вот это мне совершенно непонятно. Когда я пришла в ДЕЗ № 3, спросить, кто у нас главный энергетик, пообщаться по поводу электричества, секретарь, узнав, что я по поводу электричества в 826 корпусе, ответила: "Он что, вам мешает, женщина? Что вы к нему прицепились?" Тогда я и ей сказала, что мы не хотим за него платить. Почему мы должны платить за электричество, которое нам не нужно?
— Вы выиграли судебный процесс, ТСЖ признано незаконным только в 826 корпусе?
— Нет, мы были инициативной группой 826 корпуса, но из ТСЖ вышли все три дома — 826, 828 и 830.
Юлия Кравченко