2
Есть такая шутка: «МИЭТ — единственный вуз, который не имеет своей команды КВН» 17.03.2010 ZELENOGRAD.RU
В студии Zelenograd.ru Александр Цыганков и Егор Кукса, зеленоградские КВНщики. Александра и Егора в этом году пригласили участвовать в популярной юмористической программе «Смех без правил», которая идёт на телеканале ТНТ.

Послушать (40:05)загрузить файл со звуком (28M)

 — Александр, вы играли в студенческой команде МИЭТа «Офигейка». Я правильно произношу название?

— Да, правильно. Это был сезон 2008–2009 годов. В этом сезоне мы объединились с командой «Компас на юг» и чуть-чуть поиграли; нам понравилось. Пока мы не знаем, как мы дальше будем играть.

 — Когда вы начали играть в КВН?

— Я начал играть ещё в школе. В 10-м классе я пришёл в команду лицея № 1557 — «Дети турникета»; мне кажется, она на слуху у многих. Два года мы поиграли, стали чемпионами. Все было круто и весело. Потом я поступил в МИЭТ, желание играть не уменьшилось, и мы с ребятами из команды лицея собрали ещё друзей и создали институтскую команду «25-й кадр». Мы выступали один год, в сезоне 2004–2005-го. Потом все как-то разошлись — кто учиться, кто работать. У нас осталась маленькая инициативная группа, и мы поиграли командой «Быть добру». В её составе были я, Михаил Горностаев, с которым мы ещё играли в лицее, и двое ребят к нам присоединились — Александр Базаркин и Рита Хичевская. Потом, опять-таки, кто-то ушёл в учёбу, кто-то пошёл работать. Я стал участником команды «Офигейка». Там играл мой друг Лёня Ярич, с которым мы учились ещё в начальной школе, и даже вместе в детский сад ходили. Старая дружба, плюс большое общее увлечение… Я пришел и попросился к ним в команду. Лёня играл вдвоём с Ильёй Тюриным в команде «Офигейка», в просторечье известной как «Квадрат». Это отдельная история. В общем, в прошлом году мы успешно поиграли и стали чемпионами.

 — Егор, вы тоже играли в студенческой зеленоградской команде?

— В «УО», это была команда единомышленников, которых собрал Денис Косяков, наш хороший друг. Также там играл Александр Шалунов, которого в народе зовут Шуриком. Мы собрались, решили, почему бы не поиграть. И стали чемпионами сезона.

 — Вы тоже начинали со школьной команды?

— Да. Тоже, как и Саша, в 10-м классе пошёл в команду школы № 1923, она называлась «Район красных кирпичей», так как МЖК действительно — район красных кирпичей. Часто на КВН нас судьи называли почему-то «Район красных фонарей», видимо, оговаривались. Но это нам не помешало поиграть и…очень быстро вылететь. Так как мы воровали материал, не скрою.

 — У кого?

Е.К. — Мы «плагиатили» у неизвестной тогда команды «Станция „Спортивная“», которая ныне играет в Высшей лиге КВН. Так мы поиграли в школе. Понравилось, зацепило, но после того, как я поступил в институт, ненадолго оставил КВН. А потом появился Денис Косяков, и также Шурик Шалунов вступил в их команду, а потом и я пришёл к ним. В команде мне очень понравилось, и я продолжил играть. Потом начались небольшие проекты на телевидении, в программах «Смех без правил», «Убойная лига», в которых я помогал Денису продвигаться и работать. Сейчас я пишу сценарии для небольшого сериала, который, надеюсь, выйдет в следующем году на телеканале ТНТ.

 — Как он называется?

Е.К. — Рабочее название «Саша + 1».

А.Ц. — Можно маленькую ремарку, чтобы ваши читатели не подумали ничего плохого? Когда Егор говорил, что воровали материал, — на самом деле, когда люди начинают играть в КВН, уверен, это наверняка делают все. Это распространённая вещь, когда люди хотят смешно выглядеть на сцене и быть, условно говоря, крутыми, клёвыми. А на самом деле, когда играешь в КВН, — я думаю, Егор со мной согласится — самый смак в том, чтобы самому придумать шутку, чтобы она взорвала зал, понравилась, запомнилась, и все потом говорили, что это было смешно.

 — Кто придумывал шутки в ваших командах?

Е.К. — В основном, все вместе, вся команда.

 — Это коллективное действие? Или есть отдельный человек, который занимается сценарием, сочиняет шутки?

А.Ц. — Естественно, есть один человек, который структурирует всё, потому что несколько человек не могут сделать нормальный сценарий. Они могут накидать шуток, идей, развить эти идеи. А один человек, что называется, «сбивает» сценарий, то есть порядок шуток, связки, подводки между ними — всё это обсуждается. Я говорю уже о теории игры КВН. В команде есть авторы, есть актёры, есть администраторы. Администратор вообще не лезет в творческую часть. Он созванивается, договаривается и так далее. Автор не лезет на сцену, а актёры не лезут в другие две сферы.

Е.К. — Автор иногда может выходить на конкурс «Разминка», так как у него голова работает в направлении изобретения шуток, он там может понадобиться.

А.Ц. — Даже зачастую автор приводит к хорошему результату. Но это всё для зеленоградского КВНа как бы неприменимо, потому что здесь всё такое своё, когда собираются свои инициативные группы, и они сами стараются всё это сделать. Они не делятся на авторов, на актёров. Может быть, это бывает в школьной лиге, если есть художественный руководитель команды. У нас, например, руководителем лицейской команды был Валерий Викторович Клементьев, замечательный человек, который, собственно, познакомил меня с КВН. В студенческих командах, особенно у начинающих, как правило, это большая проблема. И последние несколько лет мы наблюдали, как большие интересные команды ссорились и распадались на несколько маленьких, не совсем дееспособных, команд.

 — И всё-таки интересно, как рождаются шутки в команде. Собираются несколько человек, садятся и думают, что бы такого прикольного придумать?

Е.К. — К счастью, люди серьёзно к этому не подходят, потому что если соберётся группа КВНщиков и серьёзно сядет с мыслью «надо придумать шутку», это будет такая передача «Аншлаг», и ни к чему не приведёт. Шутки рождаются в атмосфере непринуждённой, в весёлой беседе. Можно также приносить заготовки, придуманное заранее, чтобы их «разгонять», развивать и доводить до полноценных номеров.

А.Ц. — А заготовки, как правило, рождаются где-нибудь в метро, в автобусе, на остановке. Они как-то материализуются. На самом деле, если несколько лет поиграть в КВН, то мозг начинает так мыслить.

Е.К. — Зачастую можно придумывать шутки из сцен, которые подсматриваешь в реальной жизни. Допустим, какие-то злободневные ситуации, с ворчливым пенсионером, хамоватыми сотрудниками госучреждений, невнимательными водителями, которые могут кого-нибудь прищемить дверями.

 — Нужно ли в игре учитывать актуальность темы? Например, прошла олимпиада — нужно на эту тему пошутить?

А.Ц. — Естественно. В «большом» КВН, во всяком случае, об этом просто невозможно не думать. То есть, например, сыграли наши плохо в хоккей — одни злятся, другим всё равно, а КВНщики пытаются из этого сделать шутку. Тимошенко там на Украине устроила скандал — одни говорят «правильно сделала», другие — «неправильно сделала», а КВНщики пытаются шутку сочинить.

 — Раз уж мы заговорили о плагиате и «Аншлаг» упомянули. Не секрет, что там часто переделывают старые советские анекдоты на новый лад или выдают за свои шутки и анекдоты, вычитанные в интернете. А в зеленоградском КВН такое случается?

Е.К. — Я не хочу говорить ничего плохого про КВН, но фактически такое может происходить с молодыми командами, по причине неопытности, желания выделиться и сделать что-то быстро. Когда собирается команда, и они ещё не знают, как писать шутки, они могут взять их из интернета. Такое уже было. И команды дисквалифицировались, им снижался балл за то, что они использовали чужие шутки.

А.Ц. — Для этого и существует редактура в зеленоградском, и в московском КВН.

 — Кто занимается редактурой?

А.Ц. — Начнём с того, что редактурой в КВН занимаются люди опытные, которые знают, грубо говоря, из чего состоит шутка, как её можно сделать смешнее.

Е.К. — Или как её лучше подать. Редактор занимается не просто какой-то цензурой, не только тем, что «вырезает» шутки. Редактор — это такой «санитар леса», он убирает плохое и говорит, как сделать лучше.

 — Санитар юмора.

— Да. У нас этим занимаются два Сергея — Сергей Апрелов, КВНщик с очень большим стажем, КВНщик 90-х, как мы иногда его в шутку называем; и Сергей Большаков, он тоже давно играет в КВН. И ещё, насколько я знаю, Валерий Викторович Клементьев помогает в редактуре.

 — Я так понимаю, что в случае с плагиатом «поймать» команду на нём должно и жюри.

А.Ц. — Бывает очень обидно, когда жюри говорит «у вас шутка — плагиат» и снижает баллы. Или говорят, что «не понравилось», что «тема уже была затронута». А мы, серьёзно, нигде не смотрели, мы сами её придумали, «разогнали», раскрутили, и редактор нам ничего не сказал. Просто бывает обидно из-за таких недоразумений. От них никто не застрахован, потому что человек, который судит, мог слышать нечто подобное где угодно.

 — С вашей точки зрения, жюри объективно оценивает игру команд, оно беспристрастно?

Е.К. — Опять же, не хочется говорить ничего плохого про зеленоградский КВН и жюри, но есть такие вещи, которые КВНщикам, играющим давно, в работе жюри не нравятся. Вещи, по поводу которых они не согласны — например, в оценке шутки. В жюри всегда более взрослые люди, они…

А.Ц. — Они, например, могут выше оценить несмешную шутку на актуальную тему, чем смешную на не особо актуальную. Или оценивать команду по количеству девушек в ней, или наоборот.

Е.К. — Или оценивать команду не по уровню юмора, а по тому, как они затрагивают социальные проблемы города. Допустим, команда не смешная, но они сказали, что у нас в городе, например, плохо с вывозом мусора, и жюри оценивает этот номер как хороший.

А.Ц. — Но, с другой стороны, люди, которые сидят в жюри зеленоградского КВН, судят уже давно, и такое, мне кажется, случается все реже с каждой игрой.

 — Вы упомянули о девушках в командах. Бытует мнение, что девушки менее смешно шутят, у них другой юмор.

А.Ц. — Это смотря какую репризу им придумать.

 — Есть ли у нас команды, состоящие только из девушек? С вашей точки зрения, они могут быть такими же смешными, как смешанные или полностью мужские команды?

А.Ц. — Если вспомнить «большой» КВН и их женские команды, несложно догадаться, что за ними стоят мужчины, которые пишут смешной материал. В Зеленограде было несколько женских команд; из последних это команда «Входящее сообщение», которая в сезоне 2009–2010 стала победителем фестиваля КВН на Кубок префекта. У них было всё смешно, и они сами придумали много материала. Они играли на своей женственности.

-То есть девушки больше на визуальный ряд рассчитывают — или всё же удачные шутки случаются?

А.Ц. — Почему же, бывают удачные шутки. Была также команда «На вкус и цвет», которая дебютировала в прошлом сезоне. Ну не то чтоб дебютировали — там КВНщицы были опытные, но именно в таком составе они выступили в прошлом сезоне и дошли до финала. В принципе, у них было много шуток, не связанных просто с тем фактом, что они девушки.

 — Вас пригласили участвовать в популярной юмористической программе «Смех без правил», расскажите, как это произошло.

Е.К. — Мы подали заявку. Там проводится кастинг на свободной основе, то есть сначала рассылается реклама в СМИ, и можно записаться, приехав в офис компании ТНТ. Приходишь в проект «Смех без правил», один или с напарником, показываешь материал, который у вас есть. Это просматривает редактор, выступление записывается на видеокамеру. Потом говорят «спасибо, мы вам перезвоним». В общем, стандартная процедура проб.

 — И вы прошли этот кастинг?

Е.К. — Мы пока не знаем.

А.Ц. — Почему не знаем? Мы кастинг прошли, но не знаем, когда съёмки.

Е.К. — Там организационные моменты, небольшие кадровые перестановки сейчас происходят, и поэтому процесс немного затормаживается.

 — Что это будут за съёмки?

А.Ц.- Это начало сезона «Смеха без правил», где вначале соревнуется много участников, а затем кто-то уходит (ну — выбрасывают несмешных), кто-то остаётся.

 — Как проходил кастинг?

Е.К. — Мы с Сашей приехали в офис телекомпании ТНТ. Мы написали в брошюре информацию о себе, отдали всё это дирекции, продюсеру. Потом нас пригласили в помещение, где проходит кастинг, где мы и показывали свои номера. Нас смотрел Дмитрий Скачков, участник «Убойной лиги» из дуэта «Братья Карамазовы», и продюсер программы.

А.Ц. — Они оценили наш юмор и сказали «мы вам перезванивать не будем, а позвоним уже насчёт съёмок». Как-то мы им сразу понравились.

 — Кастинг и съёмки бесплатны для участников?

А.Ц. — Да. В этой программе есть главный приз, денежный, за который и борются юмористы.

Е.К. — Это всё-таки не лотерея, а бесплатный конкурс, в котором может принять участие любой человек, если он вызывает хоть какой-то смех у зрителей.

 — Много на кастинге было участников?

А.Ц. — Насколько я знаю, кастинг не в один день проходил. Мы приехали в первый день, это был, по-моему, четверг. Там было человек двадцать — как с индивидуальными номерами, так и дуэты.

Е.К. — На телевидении участник шоу, независимо от того, один выступает или дуэтом, или трио, называется «юнит», поэтому там было несколько юнитов.

 — Вы должны были показать короткий, ограниченный по времени номер?

А.Ц. — Начнём с того, какие виды юмористических номеров вообще существуют. Во-первых, там приветствуются так называемый стенд-ап.

Е.К. — Стенд-ап, хоть и приветствуется, но в России качественно его исполнять не научились. Даже в «Убойной лиге» и в «Смехе без правил» те номера, которые уже были в жанре стенд-ап, немного дотягивают до западного уровня, то есть американских и, в частности, английских актёров, придумавших этот жанр.

А.Ц. — Сейчас Егор, знаток стенд-апа, объяснит, что такое настоящий стенд-ап.

 — Если можно, с примерами ярких представителей жанра.

Е.К. — Одни из самых ярких представителей жанра стенд-ап — два американских актёра. Это Эдди Мерфи, который известен нам больше по фильмам как комический актёр. Но ранее, в 80-х — начале 90-х, он был замечательным актёром жанра стенд-ап. И это Джим Керри, который начинал свою карьеру с выступлений по ресторанчикам и кабачкам.

Что такое стенд-ап — это когда один человек выходит на сцену и начинает о чём-то говорить. Стенд-ап переводится как «встань и шути». Он подаётся как разговор, затрагивающий злободневные темы. Аркадий Райкин, в частности, когда он не показывал эстрадные номера, когда это был не актёрская игра, а именно разговорный жанр, — это фактически был стенд-ап, только советский. По характеру исполнения даже номера в «Аншлаге» и «Кривом зеркале» тоже можно считать стенд-апом. Но там речь идёт уже больше о качестве юмора, нежели о техническом исполнении. Большинство российских зрителей привыкли смотреть «Убойную лигу» и другие юмористические проекты.

А.Ц. — Давай не будем говорить за большинство. У нас всё-таки живёт в России 150 миллионов.

Е.К.- ОК

А.Ц. — Я расскажу, какие бывают юмористические номера. Бывают текстовые шутки. То есть это собственно разговор, тот самый стенд-ап. Есть миниатюры, это короткие сценки максимум на одну-две минуты. Бывают большие сцены, в которых юмор строится на актёрской игре или текстовых шутках, и где в конце должна быть завершающая шутка, над которой смеются долго и продолжительно.

Е.К. — В частности, в КВН есть короткие миниатюры в конкурсе «Приветствие», а если миниатюра длинная, её лучше всего рассматривать на примере конкурса «СТЭМ», когда три человека разыгрывают длинную сцену.

 — Стенд-ап подразумевает импровизацию или держится на заготовках?

Е.К. — Этот жанр подразумевает и импровизацию, и разговор с залом. Покойный Ян Арлазоров работал в жанре стенд-ап. Его выступления были не монологами, а диалогами, он разговаривал со зрителем и позволял ему принимать участие в создании номера.

 — Чтобы вступать в смешной диалог, наверное, надо иметь специальную быструю реакцию?

А.Ц. — На самом деле, на сцене это чувство активизируется, в частности, на конкурсе «Разминка». Когда мы в процессе сочинения шуток пытаемся что-то додумать, переделать, придумать — ничего не идёт. А когда за 30 секунд надо придумать смешной ответ, то сразу куча вариантов рождается в голове. Думаю, не у меня одного такое бывает.

 — Это тяжело, наверное.

А.Ц. — Это сложно, конечно. Но когда ты придумываешь то, что «рвёт» зал, испытываешь удовлетворение.

 — Александр, вы работаете на зеленоградском телевидении. Есть что-то общее у тележурналистики и игры КВН?

— Общее — это то, что не надо бояться общения с залом, с респондентами или с интервьюируемым человеком. Если человек выходит на сцену, значит, он привык к тому, что на него смотрят многие, и, соответственно, перед камерой уже не страшно. Или когда сам пишешь номер в жанре стенд-ап (кстати, это понятие есть и в телевизионной тематике), или когда общаешься с людьми.

 — Что будет после съемок передачи на ТНТ, если всё пройдёт удачно?

Е.К. — Это отборочный тур, где отсеивается большинство участников, потом следует, по-моему, четверть финала. После полуфинала «Смеха без правил» участники не отсеиваются. Кто не добирает по очкам, тот уходит. Но не с позором уходит, а с почётом.

 — Оценивает юмор в этой передаче только жюри?

Е.К. — И, конечно же, Михаил Марфин.

 — Марфин, известный КВНщик, — создатель этой программы?

Е.К. — Создатель программы «Смех без правил», её идейный вдохновитель и гуру — Леонид Школьник, который сейчас является ведущим «Убойной лиги». Михаил Марфин является постоянным почётным членом жюри этих передач. Его сложнее всего удивить. Когда произносится какая-то очень смешная шутка, от которой весь зал валяется по полу, если посмотреть на лицо Марфина, видно, что он только слегка улыбается. Это человек, который уже много видел и понимает в юморе, и с чьим мнением нужно считаться. Он почётный старейшина, если можно так выразиться.

А.Ц. — Это Егор говорит не только потому, что Михаил Марфин может прочитать или прослушать эту запись, а потому, что мы действительно уважаем этого человека.

 — За какой денежный приз борются в «Смехе без правил»?

А.Ц. — Не знаю, мне, честно говоря, всё равно.

Е.К. — Главное — поучаствовать. А что касается приза, то в последнем, десятом сезоне «Смеха без правил» система такая: победитель одной игры, получивший первое место, получает сто тысяч рублей, а человек, который дошёл до финала и победил, получает дополнительно пятьсот тысяч рублей. Общий денежный приз может составить 600 тысяч.

А.Ц. — Вообще, от Зеленограда мы уже не первые, кто пытался прорваться в «Смех без правил», и прорывался.

 — Я знаю, что Денис Косяков, ныне актёр театра и кино, успешно участвовал в этом проекте.

А.Ц. — После него была первая попытка Егора, вместе с Александром Шалуновым, прорваться.

Е.К. — …и Павлом Дубровским, который, к сожалению, на съёмке был в маске и костюме «человека-паука», поэтому он не так сильно опозорился, как мы с Сашей, когда нас выкидывали. Но зато мы поучаствовали, это было интересно и волнительно.

А.Ц. — Ещё двое наших зеленоградских КВНщиков пытались, но у них, к сожалению, не получилось прорваться, — это Павел Носов, ныне ведущий зеленоградского КВН, а до этого он был чемпионом и в Москве отстаивал честь Зеленограда. Плюс, Андрей Васильев — неизменный капитан команды «Прекрасное далёко», которая играет более десяти лет. Они были чемпионами несколько сезонов назад. У этого человека очень специфический юмор, к которому надо привыкнуть, и аудитория программы «Смех без правил» не смогла оценить и принять его. Мы — четвёртые, надеемся, «4» — счастливое число; надеемся на какой-то успех.

 — Александр, на недавно прошедшей СМС-конференции префекта Зеленограда вы задали вопрос, касающийся возможности финансирования КВН городом. Ответ был, насколько я поняла, отрицательным. Этот ответ вас удовлетворил?

— Удовлетворил в том плане, что он однозначный, и каких-то вариантов, которые ходили у зеленоградских КВНщиков в головах несколько лет назад, уже не будет. Могу рассказать, в чём суть. Зеленоградские КВНщики на протяжении полутора десятков лет, КВНщики девяностых — Сергей Апрелов, Жан Жужков, Илья Хурумов, Павел Носов — ездили в Москву играть уже в «настоящий» КВН, в лигу творческого объединения «АМиК». Играли, доходили до полуфинала и до финала, но что-то дальше у них не получалось. Последние несколько лет мы, новое поколение КВНщиков, пытались участвовать в московском КВНе, три или четыре раза ездили. Но у нас всё упиралось в деньги. Потому что схема там такая: команда должна выкупить какое-то количество билетов, чтобы распространить болельщикам. Так как почти все мы были студентами, денег таких у нас не было, и поездки «загибались».

-Нужен спонсор?

А.Ц. — Да, нужен спонсор. Есть много команд, которых поддерживают вузы и администрации городов, районов. Мы пытались обратиться к МИЭТу, но МИЭТ нам, к сожалению, не помог. Есть даже грустная шутка о том, что Московский институт электронной техники, ведущий вуз России в области нанотехнологий и микроэлектронной промышленности, институт, который сотрудничает с десятками западных фирм, — единственный вуз в стране, который не имеет своей команды КВН. Такая грустная шутка, к сожалению.

В этом году мы собрались интересным составом. Нас собрал Антон Севастьянов, который в своё время с Егором играл в КВН, — и в школе, и в студенческие годы. Мы также пригласили Диляру из команды «На вкус и цвет». Эти ребята знают, как лучше шутить, как подавать шутки, как лучше готовиться, как лучше работать. Мы недавно, 4 марта, отыграли в Москве, и отыграли неплохо. Там был фестиваль лиги Москвы и Подмосковья, в результате которого команды распределились по лигам. Мы попали во вторую «по крутости» — в Московскую студенческую лигу (МСЛ). Впереди у нас сезон. У нас несколько вариантов, где можно достать денег на игру, но об этом говорить пока не буду. Тем более, Диляра и Антон, люди опытные, говорят, что это не проблема. Будем искать и, я думаю, найдём. Мы надеемся, что, несмотря на то, что игры проходят в Выхино, зеленоградцы будут приезжать и нас поддерживать.

Юлия Кравченко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Обсуждение
Павел Носиков
17 марта 2010
В первом упоминании Валерий Викторович Клементьев несправедливо назван Виктором Владимировичем.
Александр Эрлих
17 марта 2010
Исправлено, спасибо :)
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран