Послушать (24:07) | загрузить файл со звуком (22M) |
Врач-неонатолог : «Пройдите по кабинетам и расскажите, для чего вы нужны»
— Вера Александровна, кем и где вы работали в Зеленограде и как вы сюда попали?
— Я работаю в Зеленограде с 1977 года — в этом году будет уже 33 года. Попала сюда, как и большинство докторов, по лимиту. Окончила
Сначала я подумала: зачем нужен в педиатрии, в детской поликлинике,
— Что это за методика?
— Я научилась ей в Институте педиатрии в отделении для недоношенных детей. Там врачи были против того, чтобы маленькие дети, особенно недоношенные, получали лекарства, и старались проводить немедикаментозную терапию: музыкотерапию, ароматерапию и, в частности, сухую иммерсию. Это такая методика, при которой ребёнка, не достигшего в весе семи килограмм, кладут на клеёнку, опущенную в ванночку с водой температурой 36–37 градусов (температуры тела). Получается имитация внутриутробного развития, ребёнок при этом расслабляется, ему хорошо и комфортно, и он гораздо быстрее проходит период адаптации.
На мои рассказы одна доктор (она потом стала главным педиатром Зеленограда) прямо так и сказала: «Вера Александровна, до тех пор, пока я не пойму, зачем вы нужны, я к вам посылать детей не буду». Я вышла из кабинета, у меня даже на глаза слёзы навернулись, очень расстроилась. И подумала «что же я могу еще сделать, чтобы они поняли, что я нужна?». Тогда я стала изучать грудное вскармливание.
Грудное вскармливание: «Школы для беременных нужно проходить и бабушкам!»
Дело в том, что за мою практику я видела, что все дети, которые ко мне приходили после домашних родов, были на грудном вскармливании. А мы, педиатры, всю жизнь боролись за грудное вскармливание, но чем больше мы боролись, тем меньше детей получали грудное кормление. Однажды я разговорилась со специалистом, который ведёт школу беременных в Москве, и спросила её, какой у них в школе процент грудного вскармливания детей до года. Она удивилась вопросу: «Какой процент? У нас все кормят.« — «А как вы этого добиваетесь?» — «Если женщина рожает, значит, она обязательно должна кормить грудью. Если она зачала, выносила, родила, то куда у неё денется молоко?»
— Какой это был центр?
— Это был самый первый центр, «Рожана» (Центр перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания, его основательница —
И получилось так, что я всё время учусь, причем в основном не у медиков… Есть такая организация — Ассоциация консультантов естественного вскармливания (АКЕВ). Это отечественная консультация, у неё есть сайт в интернете, она сотрудничает с организацией «Международная молочная лига». Меня приняли в эту организацию в 2006 года. И за эти три года я многому научилась, в том числе в практическом плане. В конце концов, я стала востребованной не только среди родителей, но и мои
Я сама работала участковым педиатром, и я знаю, как это сложно, когда 30 вызовов во время эпидемии гриппа, а на твоём участке еще и ребёнок родился — нет возможности достаточно уделять ему внимания. А как у консультанта АКЕВ, у меня есть эта возможность. Но конечно, лучше всего, если мама во время беременности прошла школу материнства. У нас в Зеленограде есть такие школы: Центр поддержки семьи «Елана», Школа будущих мам «Мы». В Медицинском Центре «Детство Плюс», где я сейчас работаю, тоже с недавнего времени есть школа беременных. И когда приходишь к маме, которая прошла одну из таких школ, с ней легко говорить — на одном языке.
И еще я бы хотела обратиться к бабушкам! Наши мамы и папы посещают школы для беременных, а у бабушек устаревшие знания об этом, и часто так бывает, что у них есть отрицательный опыт кормления грудью, который они начинают навязывать своей дочери или невестке. На этой почве могут быть конфликты. Хочу сказать бабушкам: пусть они больше доверяют своим детям. Дети
— Надо сделать курсы для бабушек?
— Да, это точно!
Грудное вскармливание: ключевые моменты в роддоме и дома
— На Zelenograd.ru достаточно широко освещаются ежегодные Недели грудного вскармливания, поэтому я спрошу только о некоторых ключевых моментах этого процесса.
— Хочу повторить, что надо
Как правильно дать грудь?
— В роддоме есть специалисты, которые по должностным обязанностям должны показывать, как приложить ребенка к груди в первый раз?
— В нашем роддоме есть квалифицированные акушерки, медицинские сёстры, педиатрические сёстры, молочные сёстры, которые могут показать. Но, к сожалению, бывает так, что им или некогда — и они не показывают. По разговорам мам, бывает так, что к ним иногда просто не подходят, говорят «сама знаешь, как кормить». Бывает так, что и показывают, и мама после выписки из роддома кормит грудью. Но бывает, что переходит и на прикорм.
— Считается, что если ребёнок в роддоме получил бутылочку с водой или со смесью, то у него уже грудное вскармливание не пойдёт.
— Это не всегда так. Даже если маме сделали кесарево сечение, то грудное вскармливание возможно. Есть разные дети. Есть такие дети: что им не дай — соску, бутылочку, грудь, — он будет сосать правильно и активно. А дети, у которых уздечка короткая, или не очень хорошо выражен подбородок, или у мамы плоский сосок, и им трудно взять грудь. Их надо этому научить. Конечно, если такому ребёнку дать бутылку, то ему будет легче сосать из неё. Но, как я говорю, «бутылка — она и в Африке бутылка» — напор из этой бутылки, что в начале кормления, что в середине кормления, что в конце — одинаковый, ребёнок привыкает к этому и при грудном кормлении требует такого же. А грудь надо сначала пососать, если там не очень много молока, потом идёт сильная струя молока, потом опять начинается замедленное сосание. Ребёнку нужно это обязательно «рассказать», показать, научить. Младенцы, между прочим, очень хорошо всему обучаются.
У меня был случай, когда бабушка позвонила и спросила: «Что делать, маму положили в больницу разу после родов, она хочет кормить — как быть?». Маме кормить запретили. Я посоветовала, чтобы мама сцеживала молоко, а бабушка купила специальную бутылочку с ложечкой и кормила ребёнка смесью из неё. Бабушка звонила в течение суток, наверное, раз двенадцать — говорила, что не получается, ребёнок кричит, он голодный. В конце концов, почти начала впадать в истерику. Я сначала спокойно объясняла, потом уже предложила приехать к ним домой и научить кормить ребёнка, после чего бабушка перестала звонить. Я забыла про этот случай. Через два месяца (я тогда работала в
— Вторая рекомендация, которая давалась родителям — это кормление по часам.
— К счастью, педиатры такую рекомендацию уже не дают. Дают такие советы: сколько ребёнок захочет, столько и кормите. Но тут надо быть очень внимательными: допустим, ребёнок немного травмирован после родов, при этом его кормят, когда он захочет. Он берёт первую порцию молока, — а в молоке есть вещества экзорфины, подобные опиатам, которые снимают стресс — успокаивается, засыпает и почти ничего не сосёт. Таким образом, ребёнок может почти каждый час брать грудь, но ничего не высосать. Мама приходит к педиатру, там взвешивают ребёнка и говорят: «Он не поправился, у вас, наверно, мало молока». Маме предлагают пройти контрольное кормление, где он высасывает всего 20 грамм молока, и говорят: «Конечно, мало молока». Я считаю, что контрольное кормление — тоже неправильная практика, надо от него отказываться: мама посидела в очереди у педиатра
Домашние роды: важно не только родить, но и «додержать» ребенка на руках
— Следующий вопрос я вам хочу задать как
— Бывает, что меня вызывают к детям, которые родились дома. Такие семьи есть, и не только в Зеленограде. Сейчас идёт волна легализации домашних родов.
— Медики стараются легализовать домашние роды?
— Нет. В Москве есть такие роддомы, которые заключают договоры… это не совсем домашние роды. Акушерка приходит на дом, ведёт беременность, а в определённый момент женщину отправляют в роддом. Я сейчас не хочу выступать и пропагандировать домашние роды, ни в коем случае. Я была у детишек, которые родились дома, у меня есть опыт — я могу сказать, что дети, рождённые дома, гораздо спокойней, они быстрее и легче адаптируются, потому что они не отделяются от мамы.
По идее, ребёнок ни в коем случае не должен от мамы отделяться. Раньше нам говорили: «Не бери ребёнка не руки, а то он не даст тебе ничего делать». Мамам надо было выходить из декрета через три месяца, выполнять программу партии и правительства. Помню, что я сама через три месяца декрета вышла на работу и бегала по вызовам. Сейчас психологи говорят: «Девять месяцев ты его вынашивала — девять месяцев ты должна носить его на руках». Это — период адаптации. Надо держать ребенка на руках столько, сколько ему положено. Когда он начнёт ползать и ходить, ему ваши руки уже не нужны будут. Если же ребёнка «не додержали» на руках, то он будет проситься на руки и в год, и в два, и в три. А в сорок лет он может сесть не только на руки, но и на шею — маме или жене. Те дети, которых много носят на руках, их еще называют «ручными» детьми, они потом становятся самостоятельными. Такие дети начинают рано ходить, даже не хотят ездить в колясках. Я это наблюдаю даже на своих внуках. Как мне сказала одна мама: «Вера Александровна, почему моя дочка, ей 1 год и 2 месяца, не хочет сидеть в коляске, когда мы с ней гуляем?» — «А почему она должна сидеть в коляске? Вы её „додержали“ на руках, она видит — папа и мама в коляске не ездят. И копирует родителей».
— Возвращаясь к вопросу о домашних родах: вы говорили о положительной стороне таких родов. Есть в вашем опыте отрицательные моменты, связанные с домашними родами?
— Что значит «отрицательные моменты»? Если роды ведутся не так как надо, то маму забирают в больницу с
Елена Панасенко