Абитуриентская кампания-2010: Технологический колледж № 49 21.04.2010 ZELENOGRAD.RU
Тему будущей абитуриентской компании 2010 года в студии Zelenograd.ru продолжает Юрий Копейкин, директор зеленоградского Технологического колледжа № 49.

Послушать (39:50)загрузить файл со звуком (27 кб)

Рабочие специальности: кризис сделал их востребованным, но помешал на них учить

 — Юрий Константинович, давайте начнем с темы популярности рабочих профессий. Экономический кризис показал, что вакансий по рабочим специальностям много, и они недостаточно заполняются — молодежь и взрослые не очень хотят идти на эти места. А вы сами чувствуете дефицит кадров в рабочих профессиях? Это же должно сказываться в первую очередь на обучении им?

— Да, на сегодняшний день большинство зеленоградцев предпочитают иметь высшее образование или получить любую специальность, а не рабочую профессию. Это процесс актуален для Москвы в целом, и в том числе, а может, и в первую очередь, для Зеленограда.

 — В нашем городе науки молодежь предпочитает получать высшее образование?

— Да, особенно в нашем городе молодежь, независимо от своих знаний и возможностей, стремится к высшему образованию, хотя это и не всегда правильно. Мы были во многих странах западной Европы — там молодежь предпочитает рабочие профессии, потому, что при получении таких профессий ребята зарабатывают намного больше и лучше, чем те, кто, отучившись много-много лет, в результате…

 — Почему высшее образование популярнее? Это следствие непрестижности среднего, непривлекательности самих рабочих профессий? Может быть, причина в величине зарплат?

— Знаете, здесь накладывается много факторов. Во-первых, популяризация высшего образования в наших СМИ. Во-вторых, сказывается большая потребность в офисных работниках, особенно в Москве, а рабочие профессии постепенно сходят на нет — всё меньше остаётся работающих предприятий, больше становится банков, других заведений, где требуется высшее образование. Это с одной стороны.

С другой стороны, как и во всем мире, наша промышленность уже требует повышенного уровня знаний, и поэтому рабочих с начальным и даже со средним профессиональным образованием уже недостаточно. Для рабочих профессий иногда требуется и высшее образование. Это тоже один из факторов, который сказывается на получении высшего образования. Другое значение имеет, как это преподносится — это вопрос спорный, по нему можно много говорить.

 — Да, это тема уже общая, не зеленоградская. Но Москва строится, Зеленоград строится, и мы видим, что на стройплощадках работают люди из ближнего зарубежья, да и сфера ЖКХ Москвы стоит практически на них. Чем обусловлена такая ситуация? Чисто экономической выгодой, тем, что с ними проще договориться о зарплате, или это действительно москвичи не желают работать на таких местах, не желают вставать «на одну доску» с мигрантами?

— Виноват в этом перестроечный период, который у нас в стране длится уже двадцать лет. На западе как раз все наоборот: например, в Польше самой престижной профессией и работой является строительство. И поэтому поляки приезжают к нам в страну и говорят: «У вас строители находятся на каком-то тринадцатом или четырнадцатом месте, а у нас они — на первом месте». Ну, а вообще тенденция во всем мире приблизительно одинакова. Вот наш колледж готовит кроме строителей еще и поваров-кондитеров, а они тоже почти во всем мире стоят на первом месте. Потом идут автомеханики, автослесари. Строители занимают в общем порядке третье место.

 — Как вам кажется, могла бы как-то измениться политика именно московского правительства в этом отношении?

— В последние годы много делается для популяризации рабочих профессий. Сейчас работает программа «Рабочие кадры» и конечно, она много дала. Если бы не экономический кризис, мы бы очень сильно продвинулись вперед. Многие колледжи Москвы сейчас получили современное оборудование, которого во многих случаях не имеют наши предприятия. Если не ходить далеко: зеленоградский колледж № 50, наши коллеги, получил такое оборудование. Мы тоже его частично получили, у нас появилась лаборатория «Умный дом». В ближайшее время мы должны получить еще много нового оборудования по программе «Рабочие кадры», в первую очередь, по профессии повара-кондитера, с расчетом на то, что мы будем обучать технологов — или, по-современному, рестораторов или отельеров. «Технолог по приготовлению пищи» — это старое название, которое пока доминирует, но Федерация рестораторов, в которую мы вошли, сейчас хочет назвать эту специальность «ресторатор-отельер». Сейчас они составили новые стандарты, в которых это учли. Вообще, эта профессия популярна во всем мире. Современное оборудование, которое должно прийти к нам, и будет направлено на обучение новым индустриальным методам изготовления пищи.

О колледже: как поступить и как учиться

 — В прошлом году, в январе мы писали о том, что у вас с аншлагом прошел день открытых дверей — было порядка 300 человек. Какие-то плоды в абитуриентской компании 2009 года это принесло — поступающих было много?

— В целом, да. Мы справились с планом набора в августе, и потом до конца года (набор обычно заканчивается в декабре) выполнили план набора на 115–117%. В этом году всё тоже идёт аналогично: на наш первый день открытых дверей пришло около 300 человек из разных школ. Это не значит, что все они придут к нам в дальнейшем учиться, но они познакомились с рабочими профессиями. У нас сейчас есть современные мастерские: каменные, штукатурные, малярные, поварская и кондитерская. Новое оборудование пока еще не поступило, но и то, что имеется на сегодняшний день, пока удовлетворяет — есть что показать.

 — Расскажите о приёме в колледж: вы принимаете детей на базе 9 и на базе 11 классов? Обучение у вас бесплатное?

— Да. Обучение у нас бесплатное, бюджетное.

 — Сколько сейчас бюджетных мест?

— Сейчас у нас учится около 830–840 человек по бюджету — это число слегка колеблется. Каждый год план набора составляет 310–315 человек. Кроме бюджета есть и внебюджетное обучение. На базе 9 классов школьники идут на начальное профессиональное образование (НПО), то есть на рабочие профессии, а на базе 11 классов — на среднее профессиональное образование (СПО). Для многих, особенно людей в возрасте, это как-то непонятно — скажем проще: среднее профессиональное образование это техникум, а колледж предполагает повышенный уровень среднетехнического образования, то есть техникумовское или среднее профессиональное образование плюс еще один год обучения и еще один диплом.

 — И можно переходить со ступени НПО на ступень СПО?

— Да, у нас с 1991 года ведется непрерывное профессиональное образование. Это предполагает, что обучающиеся начинают с рабочей профессии, а через три года, получив её, они обычно имеют уже третий разряд по ряду специальностей и сдают внутренний экзамен, переходя на второе отделение или на СПО без всяких ЕГЭ.

 — Расскажите о поступлении в колледж: какие экзамены у вас сдают 11-классники и 9-классники?

— На базе 9 классов принимаются выпускники без каких-то экзаменов или дополнительных требований — главное иметь аттестат об окончании 9 классов и медицинское заключение, ну и, естественно, российское гражданство. Для граждан ряда стран у нас тоже есть бюджетные места, для других — платные места. А на базе 11 классов поступление проходит только по результатам ЕГЭ — по русскому языку и математике.

 — Какие у вас подготовительные курсы?

— Обычно прием на подготовительные курсы связан с выбором той профессии, которую хотят получить ребята. Подготовительные курсы проводятся для учащихся 9-х классов, что бы они могли заранее «войти» в ту профессию, которой они хотят в дальнейшем учиться, или перейти потом на соответствующую специальность.

 — Прохождение курсов желательно, или можно поступить и без них?

— Можно поступить и без них, но при формировании групп мы это будем учитывать. Будут более сильные группы для тех, кто уже прошёл подготовительные курсы и дальше продвинулись в обучении, и более слабые, в которых собираются ребята, имеющие очень низкое образование и никаких подготовительных курсов не прошедшие.

 — Подготовительные курсы в вас платные? Когда они начинаются?

— Курсы платные, они стоят около 5–7 тысяч за весь курс обучения. В этом году курсы начались с января, потом в феврале, марте — они идут в несколько потоков, набор продолжается до апреля.

 — В каком режиме на них занимаются?

— Три раза в неделю, занятия начинаются после 16 часов, конкретное время зависит от того, во сколько заканчиваются занятия в школе у самих учащихся, чтобы это всех устраивало.

 — Колледж даете отсрочку от армии?

— В соответствии с законом мы имеем право давать отсрочку от армии — но только до 20 лет. До окончания обучения разрешено давать отсрочку только в ВУЗах. Нашей отсрочки вполне хватает, чтобы закончить учебное заведение — начальное и среднее звено.

 — И, скажем, пойти дальше в ВУЗ?

— Да. Если идти в ВУЗ по выбранной профессии или специальности — например, если он строитель и идет в строительный институт по той же специальности,-то в институт принимают без экзаменов и на более высокий курс, то есть сразу на второй — третий.

 — Значит, к вам можно поступить после 9-го класса без всяких ЕГЭ, потом перейти на СПО, также без ЕГЭ — по внутреннему экзамену, — а дальше пойти в ВУЗ также по внутреннему экзамену?

— Все идет по внутреннему экзамену. Это так называемое единое непрерывное профессиональное образование без всяких дополнительных стрессовых ситуаций для самих студентов. И мало того, если студенты идут с повышенного уровня, то они идут сразу на третий курс института, то есть колледж очень много дает при поступлении в ВУЗ — просто происходит перезасчитывание тех предметов, оценки по которым они до этого уже получили в колледже.

 — Получается, это выход для детей, которые слабовато учатся? Только родителям надо сразу сориентироваться и понять, что лучше пойти в колледж, избавиться от стрессов, сразу решить вопрос с призывом в армию и со сдачей ЕГЭ.

— С одной стороны это так. Но с другой стороны, если наш студент или учащийся сразу чувствует, что он не способен дальше учиться, то нужно прекращать на какой-то ступени. Потому что не все ребята, которые приходят после 9-го класса, могут обучаться дальше. Много ребят у нас из коррекционных классов некоторых школ. Им очень тяжело, но они становятся прекрасными профессионалами своего дела — могу привести множество примеров из своей практики за 22 года. Например, весь город ходил в одну столовую, где работал один наш учащийся, который делал песочное печенье — при этом у него было только начальное профессиональное образование. С другой стороны, есть ребята, которым в школе что-то не нравилось, они отстали в какой-то период, но способны нагнать — таких много, приблизительно 70–80% из тех, кто приходит к нам. К концу обучения они нагоняют и имеют достаточно высокий уровень знаний, чтобы дальше обучаться.

Будущее выпускников: работа или институт

 — Можно привести примерную статистику по вашим выпускам: сколько из выпускников уходит работать, сколько идёт в ВУЗы?

— В прошлом году около 60% пошло на работу, 30% ушло в ВУЗы и 10% ушло в армию. Если говорить о тех ребятах, которые пошли на работу, то очень многие из них поступают на вечернюю форму обучения. И даже те, кто продолжает учиться у нас, одновременно пытаются учиться и в институтах. Это тоже возможно и доступно.

 — А сколько у вас выпускников-отличников? Кроме того, на сайте колледжа говорится о тех, кто попал в справочник «Лучшие выпускники колледжей Москвы» — что это такое?

— У нас приблизительно каждый год выпускается около 12–13 человек с красными дипломами — это те, которые весь процесс обучения прошли на одни или почти на одни «пятерки» (допускается две, три или четыре «четвёрки», в зависимости от специальности). Для таких ребят дорога, прежде всего, в институты. А выпускники, занесенные в книгу «Лучшие выпускники города Москвы» — это те ребята, которые хорошо учились, но они не обязательно отличники. Мы стараемся заносить в эту книгу не отличников, а тех, кто за время обучения много сделал для колледжа: в первую очередь, работал в студенческом совете. Студсовет у нас очень сильный, существует он уже давно, и многие вопросы решаются именно через студсовет. Может сыграть роль также активное участие не только в общественной, но и в спортивной жизни колледжа. Таких лучших выпускников у нас каждый год бывает от 22 до 27 человек. По учёбе это в основном «хорошисты», которые не имеют троек, но по другим параметрам они превосходят отличников.

 — Ясно, отличники занимаются только учебой, а жизнью колледжа занимаются другие.

— Отличники нацелены в основном на получение хороших оценок, а эти ребята в первую очередь участвуют в профессиональных конкурсах. Мы ежегодно принимаем участие в 10–12 таких конкурсах города Москвы, причем часто занимаем призовые места или входим в десятку лучших. В прошлом году мы участвовали в двенадцати конкурсах, и только в двух не попали в десятку; было и четыре или пять призовых мест, от первого до третьего. Такие ребята получают повышенную стипендию — у нас есть и этот вид поощрения. Сейчас семь человек получают стипендию мэра Москвы.

 — Какой размер стипендии?

— Стипендия сейчас составляет более 400 рублей, а стипендия мэра — около 1500 рублей. Кроме того, поощрением для ребят, которые участвуют в различных конкурсах и показывают хорошие результаты, становятся сертификаты по программе «Российские интеллектуальные ресурсы»

 — Что они дают? Их показывают при приёме на работу?

— Да, и дело не только в приеме на работу. Ребята, участвующие в конкурсах, получают еще и повышенные разряды. Если обыкновенный повар получает третий разряд, то они получают четвертый.

 — Значит, сразу после выпуска можно устроиться на лучшую работу — в этом стимул?

— Да, но это уже зависит от того предприятия, куда они пошли работать. Можно иметь много сертификатов, но, если не попасть на нужное предприятие, то они ничего не дадут.

 — На какой уровень зарплаты может рассчитывать ваш выпускник?

— Сейчас большинство наших выпускников рассчитывает на зарплату в 20 тысяч рублей — это средняя цифра по Москве. Хотя это цифра не для всех профессий одинакова, где-то есть меньше, где-то больше, все зависит от того, на какое предприятие попадешь.

 — А не ощущаются ли конкуренция рабочих из ближнего зарубежья? Нет сложностей и противостояния?

— По поводу противостояния трудно сказать. Дело в том, что наши выпускники — это дипломированные специалисты.

 — Более квалифицированные работники?

— У нас были случаи, и неоднократно, когда наши выпускники, ребята с третьего курса, работали на стройке, и к ним прикрепляли несколько человек — граждан из других республик. То есть они были ведущими, хотя еще учились. Или, например, в позапрошлом году мы проводили эксперимент с СУ-155 при строительстве дома в Солнечногорске, и ребята во время своей практики (у них была непрерывная практика) построили самостоятельно здание до четвертого этажа без всякого дополнительного привлечения рабочих. Бригада состояла из самих учащихся, и бригадир был выбран из них. От предприятия были руководитель, крановщик и старший рабочий.

«Мы переориентируемся на обучение рабочим профессиям для городского хозяйства»

 — Какие-то новые специальности появятся у колледжа в этом году?

— В этом году мы не предполагаем вводить новых профессий и специальностей, продолжаем обучение тем, которые до этого существовали. Однако сейчас происходит реконструкция этих профессий и специальностей. Если мы раньше готовили по строительным специальностям столяров, плотников, мастеров общестроительных работ, мастеров отделочных работ только для строительных организаций, то сегодня стоит задача подготовки этих рабочих профессий для городского хозяйства. Город фактически уже построился, вы видите, ведется не так уж много нового строительства — и, наверное, самым важным сейчас является то, что мы впереди Москвы по реконструкции старых домов. Вы посмотрите, какими красивыми стали 12- и 9-этажные дома, а 16-этажные? Туда требуются специальные профессиональные рабочие и специалисты. Именно на это мы и готовы переориентировать наше обучение, не меняя название, суть и содержание профессий.

 — Расскажите об организациях Зеленограда, с которыми вы сотрудничаете. Прежде всего, ваши бюджетные учебные места — они оплачиваются из городского бюджета? Есть ли заказ со стороны города на открытие каких-то специальностей, на получение каких-то конкретных выпускников?

— Все бюджетные места сегодня — и это не только у нас в стране, а во всем мире, и не первый год, — идут только под конкретные договора. То есть, прежде чем открыть ту или иную профессию и начать набор, мы должны заключить договора с предприятиями о необходимости рабочих этой профессии, специальности. Это целевое обучение, поэтому мы заранее заключаем такие договора. Хотя в ходе обучения все может измениться. В нашей непредсказуемой жизни, к сожалению, очень много фирм-«однодневок», с которыми мы заключали договора, а они пропали — такое тоже случается. Но, несмотря ни на что, у нас есть договора на всех бюджетников — это с одной стороны. А с другой стороны, есть договора долгосрочные, перспективные, в которых указано, сколько человек требуется тому или иному предприятию на будущее.

 — Это зеленоградские предприятия? Например, «Зеленоградстрой», или в области транспорта — «Зеленоградский автокомбинат»?

— Не только они. Хотя мы продолжаем активное сотрудничество с фирмой «Зеленоградстрой», немного меньше с «Автокомбинатом», но есть много других фирм, с которыми мы сотрудничаем, не только в Зеленограде. Например, наше базовое предприятие — «Кросс», оно расположенное в Сходне, это определено правительством Москвы. Ребята туда тоже с удовольствием ездят на работу.

 — В какой области работает это предприятие?

— Это городское хозяйство, но в основном у них ведется подготовка строительных материалов. Сейчас там на практике одна наша группа, скоро приступит и вторая. Ребята очень довольны, там их хорошо встречают, хорошие условия для работы — они работают в цехах. Хотя заработки пока еще не очень высокие, но встречей и организацией мы очень довольны. Уже который год мы работаем и с зеленоградским «МосОТИС», там нас тоже очень хорошо встречают, ребят одевают в фирменную спецодежду, проводят экскурсии по предприятию. «Кросс» также всегда организует экскурсии на свои объекты не только для наших учащихся, но даже для зеленоградских школьников, которые хотят поступать в наш колледж. Буквально на последнем круглом столе они предложили представителям зеленоградских школ: обращайтесь к нам, заказывайте автобусы, мы провезем ребят по своим строительным объектам, они смогут посмотреть новые формы строительства, и так далее. То есть, еще до того как поступить к нам на учебу, школьники могут посмотреть, что может из этого получиться, на каких объектах они могут дальше работать, какая у них будет заработная плата. Хотя для Зеленограда те заработные платы, которые получают работники «Кросса», несколько меньше, чем требования, предъявляемые москвичами. Там работают вахтовым методом, приезжают из других ближних регионов — Тульской, Смоленской и других областей. При этом «Кросс» не пользуется иностранной наемной рабочей силой, а использует только российские ресурсы.

 — Вы упомянули об обучении выпускников коррекционных классов-то есть, молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Вы работаете с какими-то конкретными школами Зеленограда?

— Только что мы выпустили группу слабослышащих ребят, шесть человек — они два года учились на поваров. Это ребята из нашего Реабилитационного центра [ЦППРиК «Логотон»]. Мы с родителями договорились, что если у них есть желание, то мы могли бы создать отдельную группу из их детей, которая продолжала бы обучение в области технологии пищевых продуктов.

 — Они еще в Центре начинают обучаться какой-либо специальности?

— Да. Мы с родителями и с Центром думали, как это сделать. С одной стороны возраст ребят уже довольно большой, 17–19 лет, с другой стороны, у них такие образовательные программы, что в это время они только заканчивают девятый класс. Поэтому мы решили: пусть они продолжают учебу в Центре, чтобы получить аттестат за 9 классов, а мы за это время дадим им профессию. И у нас это получилось, ребята были довольны, они все получили третий разряд. Родители довольны, и мы тоже довольны, что таких ребят выпустили.

Ну и уже 20 лет мы учим по нескольку групп, которые формируются из учеников зеленоградского интерната № 7 — это ребята с ограниченными возможностями здоровья. И уже не первый год они выступают на конкурсах профессионального мастерства, завоевывают награды. В прошлом году две группы выступали в двух конкурсах маляров и столяров, везде заняли призовые места. Сейчас ребята тоже готовятся выступать на таком конкурсе. И я хочу сказать, что эти ребята более качественно подготовлены, чем основные группы, потому что у них есть громадное желание получить профессию. Другое дело, есть очень большие трудности при их трудоустройстве. Мы в прошлом году так и не сумели полностью трудоустроить этих ребят, хотя пробовали это сделать и через биржу занятости. Конечно, самый лучший способ — договор с работодателем. Но работодатели не хотят брать таких работников.

 — Есть же какие-то квоты на трудоустройство инвалидов?

— Есть, но работодатели готовы платить по 100 рублей вместо того, чтобы брать таких ребят. Ведь с ними нужно немножко больше возиться, обязательно должен быть наставник. По качеству работы, по тем условиям, в которых они могут работать, по работоспособности они намного лучше, чем простые выпускники. Но они требуют особого внимания. Например, в прошлом и в этом году они отремонтировали несколько квартир ветеранам Великой Отечественной войны в Зеленограде в ходе подготовки к 65-летию Победы. Я видел, что ветераны были очень довольны качеством работы этих ребят.

 — На сайте префектуры нам встретилась жалоба подростка, учащегося интерната № 7, который написал, что собрался поступать в ваш колледж, так как из интерната в другие колледжи можно поступать только после окончания вашего колледжа. Это действительно так? Или он просто как-то по-своему воспринял ситуацию?

— Конечно, он просто как-то по-своему воспринял ситуацию. Я затрудняюсь объяснить, почему он так сказал.

 — Он остался не очень доволен выбором специальностей и тем, как строилось обучение в интернате — там «перекидывали» ребят со специальности на специальность, в результате он полностью дезориентировался в выборе, не понимал, кем он хочет стать.

— Мы на будущее хотим сориентироваться на те специальности, которые востребованы городом — и расширить их выбор для ребят с ограниченными возможностями. Раньше мы готовили из них кондитеров, потом вышел закон, запрещающий это. Сейчас, вроде бы, опять дано разрешение, и если все будет нормально, то со следующего года мы снова введем для них эту профессию.

Елена Панасенко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран