Абитуриентская кампания-2010: Факультет Дизайн МИЭТ 14.05.2010 ZELENOGRAD.RU

Zelenograd.ru продолжает тему абитуриентской кампании этого года и представляет один из новых и популярных факультетов МИЭТ — факультет Дизайн. В студии портала декан факультета, заведующая кафедрой инженерной графики и дизайна МИЭТ Татьяна Соколова.

Послушать (37:41)загрузить файл со звуком (26504 кб)

14 и 15 мая факультет приглашает всех зеленоградцев в Клуб МИЭТ на открытую защиту дипломных проектов своих выпускников. Защиты пройдут с 9:00 до 17:00 в первый день, до 15:00 во второй, а составить представление о них можно по прошлогоднему фоторепортажу на сайте МИЭТ. Об этом событии в первую очередь и рассказала декан.

— Это праздничное, красивое действо всегда проходит в клубе, вход свободный. Ребята показывают на сцене свои работы на планшетах, мультимедийные ролики, представляющие интерес не только для специалистов, но и для зрителей. Мы приглашаем родителей наших студентов и абитуриентов вместе со своими детьми и просто всех, кто хотел бы увидеть эти интересные работы. Мы все, выполняя свою работу, получаем еще и большое удовольствие от этого зрелища. Приходите, пожалуйста, вы не пожалеете!

История: "Мы всегда думали — в чем мы можем стать самыми сильными? И поняли, что это компьютерные технологии и технический потенциал МИЭТа"

— Zelenograd.ru уже писал о факультете Дизайн, и, на самом деле, уже по фотографиям с защиты можно судить о том, на каком высоком уровне и красиво делаются дипломы по дизайну в МИЭТе — это удивительно. А какова история появления дизайна как направления обучения в ВУЗе, как это сложилось?

— Наш факультет — один из самых молодых, однако этой весной у нас состоится уже десятый выпуск дипломированных специалистов. Многих это удивляет, ведь факультет был создан 25 апреля 2006 года. Но до этого он существовал в структуре факультета ЭТМО МИЭТ — мы уже тогда готовили и выпускали специалистов по дизайну. Традиционно в институте, на кафедре инженерной и компьютерной графики, большой интерес уделялся именно графике. Кафедра работала на очень высоком уровне, достаточном для того, чтобы постепенно сложились условия для внедрения компьютерных технологий в графику. Это вылилось в дизайнерские работы, и, в конце концов, когда всё уже вышло за рамки технических специальностей, некоторое время было непонятно — куда приложить накопленный нами опыт и знания. Постепенно, не в один день, родилась идея создания отдельного факультета. Сначала появились некоторые курсы, затем они сформировались в более крупные программы, и только потом мы увидели, что мы в состоянии реализовать учебный план, который будет полностью соответствовать государственному образовательному стандарту по специальности "Дизайн". Кафедра начала работать над этим. И пять лет назад мы прошли лицензирование, которое провёл проректор учебно-методического объединения знаменитой Строгановки — а это ведущий дизайнерский ВУЗ в стране. Нами было получено заключение о том, что мы вполне состоялись как факультет. И ректор МИЭТ подписал приказ о его создании. И теперь 25 апреля — день рождения нашего факультета, мы отмечаем его как День факультета.

— Многие преподаватели МИЭТ вошли в число преподавателей нового факультета? Приезжают ли к вам для преподавания специалисты из других ВУЗов, из Москвы?

— У нас очень большая кафедра, на ней работают около 50 преподавателей разных специальностей. Не надо пугаться, что факультет Дизайн МИЭТ не располагает качественным педагогическим составом — это не так. У нас очень много преподавателей с профессиональным образованием, и мы стараемся, чтобы художественные академические дисциплины у нас вели профессиональные художники, выпускники художественных школ и институтов. Проектные дисциплины ведут выпускники Строгановки, МАРХИ, Мухинской академии (Санкт-Петербург), других художественных ВУЗов. Ну а компьютерные технологии ведут преподаватели МИЭТа, именно они в этом сильны. Таким образом, мы смогли найти оптимальное решение по вопросу квалифицированного преподавательского состава. У нас преподают знаменитые в своей среде художники и проектировщики.

— Ваш факультет можно назвать непрофильным для МИЭТа. Как он интегрируется в основную для него отрасль микроэлектроники и электронной техники?

— Да, почему-то часто считают, что факультет Дизайн — непрофильный для МИЭТа. Вообще, дизайн — это проектирование красоты, если говорить обобщенно. И, поскольку мы родились в МИЭТ, мы всегда думали: в чем мы можем стать самыми сильными, самыми лучшими? И, естественно, мы использовали технический потенциал ВУЗа, в первую очередь — компьютерные технологии. В своем учебном процессе мы реализовали новую концепцию преподавания этой дисциплины, поскольку внедрили компьютерные технологии в учебный процесс настолько, что они тесно переплетаются с художественными академическими и специальными дисциплинами. Мы используем техническую базу МИЭТ: у нас мощные компьютерные классы, новейшая мультимедийная техника, и при этом — полное соблюдение государственного образовательного стандарта и соответствие требованиям, предъявляемым высшей школой к нашей специальности.

— Насколько это стандартная ситуация для обучения дизайнеров — когда учат дизайну, живописи, да еще и на компьютерах?

— Нет, мы ни в коем случае не учим "живописи на компьютерах", для этого, конечно, используются классические методы. Но на этапе проектирования, в проектных дисциплинах, конечно, большую долю занимает компьютерное моделирование, особенно трехмерное.

— Многие ли художественные ВУЗы делают то же самое?

— Сегодня от этого не уйти. Сегодня дизайнер, не владеющий компьютерными технологиями, не востребован на рынке труда. Благодаря тому, что мы факультет МИЭТа, у нас очень сильный потенциал — и преподавательский, и технический. Тем более, что кафедра всегда была сильна в компьютерной графике. Этот уровень — высокая планка, это создает нам преимущества в конкуренции с другими факультетами других ВУЗов. Когда наши выпускники, да и студенты тоже, приходят к работодателям — тем очень нравится, что они в совершенстве владеют компьютерными технологиями. Ведь в любом проекте на этапе эскизирования все примерно равны — все молоды, все талантливы, имеют какие-то навыки. А когда проект доходит до визуализации, до создания компьютерных моделей, в том числе трехмерных — вот тут наши ребята оставляют своих соперников далеко позади. Заказчики дизайн-проектов сейчас очень любят трехмерные модели, любят, чтобы камера "полетала" в виртуальном мире — а наши ребята как раз делают это на высоком профессиональном уровне.

Поступление: "К творческому конкурсу готовит наша Школа дизайна, но в конечно счете всё зависит от таланта и трудолюбия абитуриентов"

— Как поступить к вам на факультет? В прошлом году проходной балл у вас был 325 из 500 возможных — из чего он складывается? Какие у вас экзамены?

— Думаю, что и в этом году будет такой же уровень проходного балла. Вступительными испытаниями у нас являются результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе, а также у нас есть дополнительный творческий конкурс, в который входят три испытания: рисунок, живопись и композиция. Эти экзамены проходят в три дня, каждый экзамен длится четыре часа, оценивается по 100-балльной системе, поэтому максимальная сумма по экзаменам и составляет 500 баллов. Хочу особо отметить — мы на экзаменах создаем очень доброжелательную, спокойную атмосферу, поскольку и родители, и дети всё равно получают стресс, волнуются, и от этого часто бывает, что результаты получаются ниже, чем просто в мастерской.

Хочу также обратить внимание и родителей тех детей, кто сейчас активно готовится к ЕГЭ и собирается к нам поступать, что результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе тоже принимают участие в формировании проходного балла. На это не стоит закрывать глаза, хотя основная подготовка, конечно, должна быть уделена специальным предметам, творческому конкурсу.

— Как раз об этом следующий вопрос: должны ли поступающие быть выпускниками каких-то специализированных школ и иметь какую-то начальную профильную подготовку? Приносят ли они на экзамен свои портфолио, работы прошлых лет?

— Работы приносят, но решающую роль играют всё-таки результаты экзамена и творческого конкурса. Конечно, без подготовки поступить очень трудно. Не обязательно иметь какое-то свидетельство, документ об обучении в художественной школы, хотя это учитывается при получении пограничного балла или если нам приходится выбирать из нескольких равных кандидатов — предпочтение отдается кандидату с документами о таком образовании или с хорошим портфолио. Но в любом случае, ребенок должен быть подготовлен. На это у всех уходит разное время, в зависимости от способностей. Заниматься в художественной школе не совсем достаточно, к рисункам предъявляются определённые требования: нужно правильное построение, правильная цветопередача, композиционные решения. Этому мы обучаем в специально открытой при факультете Школе дизайна. Собственно, она представляет собой подготовительные курсы для желающих поступать на нашу специальность. Лучше готовиться к этому два года — 10-й и 11-й класс. Есть те, кто приходит в эту Школу даже раньше. Кто-то, наоборот, занимается один год, но более интенсивно, кто-то занимается только полгода. Конечно, нам трудно за этот срок дать все навыки, необходимые при поступлении на нашу специальность, но и за эту работу мы тоже берёмся.

— Школа дизайна — это только рисунок, живопись, композиция? Она платная?

— К ЕГЭ можно подготовиться на общих курсах, мы готовим только к творческому конкурсу. Школа у нас платная, один семестр стоит 25 тысяч рублей, в его программу входит 170 академических часов занятий по рисунку, живописи и композиции.

— Если ребенок не посещал художественную школу — может ли обучение у вас заменить это?

— Может. Есть дети, которые успевают подготовиться и за год. Школа даёт интенсивную подготовку. Все зависит от желания и трудолюбия.

— Есть ли какие-то льготы или неофициальные предпочтения для выпускников вашей Школы дизайна, которыми они пользуются при поступлении на факультет?

— Льгот нет. Ребенок должен придти и показать свои знания, умение и навыки на вступительных испытаниях. Но я хочу сказать, что те, кто занимается в Школе дизайна и получают эти навыки заранее, приходят подготовленными и имеют успех на экзамене. Практически 100% детей, занимавшихся в школе дизайна, мы зачисляем потом на факультет. Мы заинтересованы в том, чтобы работать с талантливыми детьми, которые покажут хороший результат при защите дипломов — ведь это результат работы всего факультета. Потому мы заинтересованы в том, чтобы набрать студентов, которые уже понимают нас и разговаривают с нами на одном языке.

— В прошлом году у вас на факультете было 85 заявлений на 20 бюджетных мест...

— Верно, плюс к этому были заявления, поданные сразу на коммерческие места, поэтому было порядка 90 заявлений. Более 4-х человек на место.

— В этом году ожидаете такого же конкурса?

— В этом году, в связи с демографическим спадом, о котором все говорят, думаю, желающих может быть меньше. В прошлом году у нас был настоящий бум, как будто все дети Зеленограда и окрестностей решили поступить к нам на факультет. Хотя, если говорить серьезно, к нам приезжают ребята и из Московской области, из других городов России, из Узбекистана, Казахстана, Прибалтики.

— Но вопроса с общежитием для иногородних вы не решаете — факультет его не предоставляет, так?

— Поскольку недостатка в желающих учиться у нас нет, мы все месте в общежитии отдаём техническим специальностям МИЭТа. Хотя в этом году институт уже задумался о том, как помочь иногородним детям или детям, которым далеко ездить, найти жильё в Зеленограде для компактного проживания. Возможно, это будет какой-то централизованный съем жилья — этот вопрос еще не проработан, но мы об этом думаем и планируем каким-то образом помочь своим студентам. Сейчас же мы можем предоставить нуждающимся общежитие только в исключительных случаях. На это не надо рассчитывать, но об этом можно помнить.

Учеба: специализации, мастер-классы, плэнеры и... сайт МИЭТ

— У вас больше учится девочек или мальчиков?

— Примерно поровну, может быть, девочек чуть-чуть больше. Из мальчиков всегда получаются очень талантливые дизайнеры... Но без девочек они не могут создавать красоту :) Поэтому много и девочек, и мальчиков.

— Нет ли на факультете каких-то занятий для широкого круга школьников? Может быть, какие-то открытые лекции...Так, профессор Неволин из Учебного центр по нанотехнологиям МИЭТ нам рассказывал о том, что они летом в своем Нано-классе проводят занятия для всех желающих школьников.

— У нас на факультете часто проводятся мастер-классы, куда мы приглашаем знаменитых дизайнеров — например, недавно к нам приезжал итальянский дизайнер с мировым именем Федерико Караваджио. Такие мастер-классы открыты для всех желающих, в том числе и для школьников. Их посещают и наши студенты. Ребятам это помогает понять, что такое дизайн, чем может заниматься дизайнер. Это всегда красивое и полезное знакомство. Вот в этом формате и школьники могут познакомиться с нашей профессией.

— Как могут школьники и их родители узнать о таких мастер-классах и пройти в МИЭТ?

— Приглашаю всех посещать наш сайт, сайт МИЭТ www.miet.ru — мы постоянно публикуем там объявления обо всех событиях на факультете, пишем о своих победах, праздниках, о работе.

— Сайт факультета Дизайн МИЭТ? У вас ведь отдельный сайт?

— Нет, недавно у нас случился такой праздник — мы переделали интернет-сайт МИЭТа, сделали его новый дизайн. Было много предложений, ректорат выбрал определённый вариант, картинку, и программисты-технари МИЭТа разработали новый портал. Он оказался настолько удобен и мобилен, что мы отказались от собственного сайта факультета Дизайн — он назывался www.design-miet.ru — и решили работать в рамках общего "родного" портала МИЭТа.

— Значит, сайт МИЭТ — это, действительно, миэтовский дизайн и миэтовское программирование?

— Да. И внизу страницы сайта всегда есть баннер "Дизайн", кликнув по которому можно попасть прямо к нам на факультет. Добро пожаловать!

— Осталось еще внутреннюю среду в МИЭТе украсить вашим дизайном... Хотя, на самом деле, над ней ведь в своё время работали как раз знаменитые дизайнеры?

— Мы постоянно работаем и над интерьерами МИЭТ, над которыми работали до нас известные архитекторы. Приходите в МИЭТ в День открытых дверей — вы сами все увидите, в частности, наши дипломные работы, которыми украшен институт.

— Есть ли на факультете различные специализации? Ребята сами их выбирают — как и когда это происходит?

— Есть общая специальность "Дизайн", есть квалификации: графический дизайн, промышленный дизайн и дизайн среды обитания. Графический — это веб-индустрия, реклама. Промышленный дизайн — это, например, разработка дизайна монитора или телефона, его корпуса, кнопок... Красиво? Значит, над этим поработал талантливый дизайнер. Это же относится и ко всем электронным приборам. А средовой дизайн — это знакомое всем ландшафтное проектирование, интерьеры.

Ребята выбирают специализацию сами, после первого курса. Первый год они учатся по одному и тому же учебному плану, и за этот год мы рассказываем им достаточно, чтобы они смогли определиться и сделать свой выбор. При этом мы учитываем рейтинг успеваемости. В разные годы популярность этих специализаций складывается по-разному, назвать популярной какую-то одну нельзя — иногда все дети хотят на одну специальность, иногда — на другую. По окончании второго семестра у нас уже есть и оформившиеся желания, и рейтинг успеваемости. Мы отдаём предпочтения отличникам — они могут выбрать любое направление. Но, как правило, и среди менее успевающих недовольных не остаётся. Если ребёнок учится слабо и попадает не туда, куда хотел, мы изыскиваем возможность перевести его в желаемую группу. Или убеждаем его в том, что другая специализация тоже хороша. Тем более что неизвестно кому чем придется заниматься в жизни, по окончании ВУЗа. Мы даем студентам много знаний, делаем акцент на какую-то специализацию, но инструменты всем даём одинаковые.

— Расскажите, пожалуйста, об учебном процессе на факультете Дизайн. Интересно, чем отличается учеба у вас от учебы на технических факультетах? Наверное, это не одни лекции и семинары, у художников же есть и плэнеры, например...

— Естественно, процесс обучения по своей организации несколько отличается от технических специальностей. Мы располагаем прекрасными мастерскими — художественными, проектными, скульптурной мастерской, — они расположены в МИЭТе и на территории студгородка. Режим работы в мастерских, конечно, отличается обычной аудиторной работы. Там особая творческая атмосфера, не совсем привычная для технического ВУЗа — но это полезно для работы. На факультете есть свой мультимедийный компьютерный класс, прекрасно оборудованный современными компьютерами. На базе него, кстати, открыты учебные центры компаний — мировых лидеров в производстве компьютерной графики: SolidWorks, Autodesk, Nemetschek.

Что касается плэнеров, то мы обязаны их проводить по государственному образовательному стандарту и с удовольствием это делаем. Стараемся делать их выездными — в Новом Иерусалиме, в Суздале. В последнее время мы также поддерживаем активные связи с европейскими дизайнерскими школами и вывозим студентов за границу. В прошлом году ездили в Мюнхен, в Чехию, в этом году хотим выехать в Италию. Мы знакомимся с зарубежными школами и приезжаем туда с детьми, проводим мастер-классы. Очень радует, что наши ребята производят очень хорошее впечатление на тамошних профессоров. Наши студенты ни в чем не уступают, а иногда и превосходят по своим умениям и по креативности студентов из других стран.

— А что важнее для дизайнеров, и для профессоров — креативность или техническое мастерство?

— Думаю, и то, и другое. Дизайнеру, не имеющему хорошей идеи, нечего будет реализовывать с помощью компьютерных технологий. Сначала — идея, её понимание, а только потом — её реализация. Но если автор не может реализовать идею технически, значит, в нём тоже чего-то не хватает.

Конкурсы и трудоустройство: "Давая в руки студентам инструменты и знания, мы даём им способ заработать — победы на конкурсах и портфолио для работодателей"

— Мы писали о победах ваших студентов — в международном конкурсе Electrolux, в российских конкурсах... Судя по новостям факультета, в конкурсах вы участвуете постоянно. Это просто ваш энтузиазм, или для дизайнеров это постоянная составляющая работы, как выставки для художников?

— Мы очень стараемся, чтобы к защите диплома и выходу из стен института каждый наш студент имел богатое портфолио. Те из них, кто откликается на это — имеют все шансы его заработать. Для дизайнера очень важно продемонстрировать работодателю, на что он способен, поэтому наши студенты участвуют во многих конкурсах. Конкурс Electrolux был очень показателен для нас — из тысяч заявок, которые были посланы на него со всего мира, там выбрали нашу девочку с пятого курса, и к тому же её проект попал в полуфинал 25-ти лучших работ. Она там была единственная россиянка. Это и есть объективный показатель уровня наших студентов, этим можно гордиться. А вообще наши ребята участвуют во многих конкурсах и выставках, приносят нам столько дипломов, что всех и не перечислишь. Мы стараемся публиковать все эти работы.

— Значит, ребята сами стремятся зарабатывать себе портфолио?

— Вся эта работа идет под руководством преподавателей, самостоятельно студенты работают лишь в конце обучения. Мы находим им конкурсы, рекомендуем, готовим их к участию. Для преподавателя это тоже повод гордиться своим учеником и своей частью работы.

— Как "звездочка" на самолёте. Какие планы у вас по конкурсам на весну и лето этого года?

— Сейчас мы уже готовимся к победам в следующем конкурсе Electrolux, теперь мы себя очень уверенно чувствуем. Кроме того, в "Моспроекте" в конце апреля будет проходить выставка под патронажем правительства Москвы, она называется "Мой двор, мой подъезд" — это проектирование городской среды обитания. Мы в ней обычно берём несколько дипломов лауреатов, дипломов за первые-вторые места. Мы этим очень гордимся еще и потому, что эта выставка проходит под эгидой Союза дизайнеров, а наш факультет — член Союза дизайнеров России, это большое признание. Многие из наших преподавателей также члены художественных союзов — Союза художников РФ, Союза художников Подмосковья, Союза дизайнеров России. У нас настоящее соцветие художников в техническом ВУЗе, это высокий уровень.

— Как трудоустраиваются ваши выпускники? Может быть, сейчас уже можно похвастаться некоторыми из них и их достижениями?

— Часто мы узнаем о них из телевизора и газет. Им не всегда хватает времени вернуться в родной ВУЗ и рассказать о себе — а может быть, это из скромности. Выпускники наши очень востребованы. К счастью и к некоторому нашему огорчению они начинают работать уже на ранних курсах. Давая им в руки инструмент и знания, мы даем им способ заработать. Мы относимся к этому с пониманием, но иногда это отражается на учебе. И к концу обучения они востребованы серьезными компаниями и студиями. А если у кого-то это не сложилось, по разным причинам, то иногда трудоустройство происходит прямо на защите дипломного проекта. Мы специально приглашаем на защиту гостей, компании — возможных работодателей. Они и сами приезжают, звонят, просят посоветовать кого-нибудь — и я всегда им отвечаю: "Приезжайте и выбирайте любого".

Более того, на наших защитах солидная аттестационная комиссия: председатель — профессор Строгановки, кроме того, в неё входят представители МАРХИ, профессора Строгановки, заместитель главного художника города Москвы. В этом году у нас почетными членами комиссии будут даже зарубежные гости. Поэтому все ребята могут рассчитывать на то, что их потенциал кому-то понравится и их пригласят на работу. Часто уже на защите некоторые работы вызывают такой интерес, что высокая комиссия и её члены, которые работают в правительстве Москвы, тут же готовы рекомендовать эти проекты к реализации. Поэтому ребята очень стараются, когда разрабатывают дипломные проекты, понимая, что это может повлиять на их судьбу. Так уже происходило — как правило, это были проекты "средового" дизайна, которые сейчас уже воплощены в жизнь. Конечно, с участием авторов, про них не в коем случае не забывают.

— А кому принадлежит авторское право на дипломные и учебные проекты?

— Пока студент учится, оно принадлежит и ему, и его руководителю проекта, институту. Потом он выходит в "большую жизнь" и там уже, конечно, становится монополистом в своих разработках.

— В завершении интервью вопрос о вас лично: вы работали на кафедре еще до создания факультета?

— Я работаю на кафедре инженерной и компьютерной графики очень давно, и всю жизнь занималась компьютерной графикой. Хотя я и закончила в МИЭТе факультет ЭКТ, и учили меня физике :) Потом я занималась программированием, компьютерной графикой, и так ею увлеклась, что меня судьба привела к дизайну. И я очень этому рада — это обогатило мою жизнь и мое видение жизни.

Елена Панасенко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран