Программа «Расписание уроков» — Логопед 20.04.2010 ZELENOGRAD.RU
Первым гостем программы «Расписание уроков» в студии Zelenograd.ru стала Евгения Кузьмина, логопед детского сада 455. Таким образом, первый урок в «Расписании уроков» будет вовсе не уроком, а занятием с логопедом детского сада. Именно логопед учит детей говорить, и говорить правильно — а что может быть еще важнее для будущего получения знаний в школе и в жизни.

Послушать (28:38)загрузить файл со звуком (20133 кб)

 — Евгения Николаевна, по итогам зеленоградского конкурса «Учитель года — 2010» вы получили звание титул «Сердце, отданное детям» — это было объявлено на церемонии открытия Года учителя в феврале. Это звание стало для вас неожиданностью?

— «Сердце, отданное детям» — это, скорее, номинация, а не лично моё звание. Да, я победитель, хотя я считаю, что в этом конкурсе принимали участие очень достойные люди. Конкурс — это всегда некоторая неожиданность. Я полагаю, что любой из участников в этом году мог претендовать на это звание. Получилось, что его присудили мне.

 — Вы давно работаете с детьми в детском саду 455?

— В этом детском саду я работаю 10 лет, а с детьми — всю свою жизнь. Так получилось, что я родилась в семье педагогов, знаю эту профессию изнутри с самого детства. Моя мама — учитель русского языка и литературы, я тоже получала первое образование в университете по специальности «учитель русского языка и литературы». А «учитель- логопед» — это моя вторая специальность, второе высшее образование. Поэтому педагогика — мое призвание.

 — Почему решили стать логопедом?

— Во-первых, меня подтолкнула к этому моя дочь. У меня тогда как раз родилась дочка, и я почувствовала, что ребёнок нуждается в логопедической помощи. Вспомнила себя в детстве — у меня тоже были достаточно серьёзные проблемы, было очень трудно справиться с ними. Мы жили в такой местности, где логопедов было очень мало, тогда вообще трудно было найти логопедов. Мне, конечно, помогала мама, была и собственная сила воли, усилия, цельность характера, устремленность, — и я справилась. А логопедом стала для того, чтобы, в первую очередь, помочь своему ребёнку. Когда всё получилось, — почему бы не помочь другим детям?

 — В вашей жизни, в детстве был пример такого педагога — «Сердца, отданного детям»?

— Почему были? И сейчас остаётся — это моя мама. Она до сих пор работает в школе учителем русского языка и литературы, и достаточно успешно, уже много лет.

Домашнее задание родителям — «Общайтесь со своими детьми!»

 — На форуме Zelenograd.ru есть несколько отзывов о вашем детском садике 455. Я поясню — это детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, где учителя-логопеды ведут целенаправленную работу по исправлению таких нарушений. Это один из первых детских садов Зеленограда, он работает с 1965 года, в этом году ему исполняется 45 лет. И отзывы о нём на форуме были разными: несколько отрицательных, люди были не совсем довольны процессом воспитания. А другие в ответ на это, наоборот, высказались, что у их детей большой прогресс, что в саду маленькие группы, хорошие педагоги, воспитатели и логопеды, и детям там нравится.

— Да, специфика логопедического детского сада заключается как раз в том, что с детьми занимаются все специалисты, чтобы коллективно воздействовать на детей. Это и логопед, и воспитатели, — у нас очень хороший педагогический состав, воспитатели очень тесно взаимодействуют с логопедами. В частности, есть так называемый «логопедический час» во второй половине дня, когда дети после полдника занимаются с воспитателями развивающими упражнениями, отрабатывают занятия по заданию логопеда — по полчаса, в игровой форме. У нас очень хороший музыкальный руководитель, замечательный физкультурный работник, есть психолог-педагог.

 — Группы у вас действительно маленькие?

— По нормативам детская логопедическая группа — это 10, максимум, 15 человек. Но 15 человек — это дети с диагнозом фонетико-фонематическое недоразвития речи. В нашем детском саду в последние годы таких групп нет. Мы специализируемся именно на работе с детьми с общим недоразвитием речи — это когда у ребёнка нарушены все структуры языка, речи: звукопроизношение, слоговая структура, грамматический строй речи, и, как следствие, отсутствует связная речь (то есть ребёнок с трудом рассказывает, пересказывает, не может подбирать слова), маленький словарный запас. Такие детки формируются в группы по 10–12 человек.

 — В какой форме проходят ежедневные занятия? Это игры? У логопедов ведь есть еще речевая гимнастика, упражнения для языка?

— Конечно, занятия идут в игровой форме — очень много речевых игр, упражнений. В подготовительной группе они проходят уже как мини-уроки. Я, например, люблю именно так проводить занятия. Но, тем не менее, дети не сидят как в школе — сели, ручки положили, а всё равно — это игра, как ведущая форма деятельности у детей. Логопеды ведут свои занятия, в зависимости от возраста ребёнка, это где-то 20–25 минут, в подготовительной к школе группе — 30 минут по нормативам. Существуют и индивидуальные занятия, которые логопед проводит с каждым ребёнком или с подгруппой детей, у которых общий диагноз, в первой половине дня, до обеда. Там занятия идут уже комплексно, логопед проводит всё, что ребёнку нужно — и дыхательную гимнастику, и артикуляционную гимнастику для языка, губ, щёк, и специальные упражнения на развитие фонематического слуха (когда ребёнок не различает звуки, близкие по произношению), и специальные игры на пополнение словаря.

 — Насколько отзывчиво дети реагируют на занятия, и насколько родители отзываются на необходимость выполнения домашних заданий? Говорят, у вас большие домашние задания, которые логопеды дают для того, чтобы дети продолжали заниматься и дома…

— Дети реагируют всегда очень хорошо. Я не перестаю удивляться тому, насколько дети благодарны любому вниманию, которое ты им оказываешь, просто даже общению — они приходят, пытаются рассказывать, им трудно, но они пытаются обо всем рассказать. Это самая благодарная, самая отзывчивая публика. Детям почти всегда нравится заниматься, редко кто не доволен, да и то, всё равно, спустя какое-то время втягивается. Какого-то прессинга нет.

Что касается так называемых домашних заданий — конечно, ребёнку трудно всё освоить самому. Он много получает в детском саду, но, тем не менее, внимание родителей ему необходимо. И эти домашние задания, с моей точки зрения, не столько домашние задания, сколько повод для общения ребёнка и родителя. Там нет уроков как в школе — тебе нужно выполнить это и это. В основном это тоже речевые игры, упражнение на подбор слов. Вплоть до того, что я родителям пишу «когда идёте домой, обратите внимание ребёнка на то, какая птичка пролетела мимо, какого цвета у неё грудка, какоё длины у неё хвостик». Это разве домашнее задание? Это разве школьное упражнение? Конечно, нет.

 — Значит проще сказать родителям: «домашнее задание — пообщаться с детьми».

— Да. Эти домашние задания, как родители их называют, для нас, логопедов — толчок для общения. Без общения ребёнка и родителя нам очень трудно. Я всегда призываю родителей помогать нам, только совместными усилиями мы можем добиться положительных результатов. Есть родители, которые идут навстречу, понимают, прислушиваются, спрашивают, отмечают, что это получилось, это не получилось, всё время взаимодействуют с нами, — у их детей и динамика хорошая. А когда нет взаимопонимания, то и ребёнку трудно.

Вопрос номер один к логопеду — почему дети не разговаривают?

 — Как специалиста-логопеда хочется расспросить вас про азы, которыми обычно родители интересуются в вашей области — и на нашем форуме такие вопросы тоже задавались. Первое — как родители могут определить, что у ребёнка в раннем, «досадовском» возрасте есть проблемы с речью? Например, мама пишет: «В два года он ещё совсем не разговаривает, нам пора идти к врачу?». Если ребёнок не разговаривает или говорит односложными словами, показывает пальцами, — в каком возрасте это уже признак явных проблем?

— Дело в том, что есть определённые нормативы. Конечно, они субъективные — каждый ребёнок развивается по своему, только ему известному, маршруту, только по собственному генетическому типу, заложенному природой. Тем не менее, существуют определённые нормы. Можно зайти на любой сайт в Интернете, где обсуждается речевое развитие ребёнка, и посмотреть, сколько слов ребёнок должен знать к году (в этом возрасте ребёнок уже должен знать слов десять), какой словарный запас у него должен быть к двум, к трём годам. К сожалению, сейчас очень много детей с задержкой речевого развития. И у нас дети и в два года, и в три года не говорят.

 — Почему именно сейчас такая динамика появилась, как вы думаете? Или просто сейчас все стали заниматься с логопедами?

— Это, действительно, отрицательная тенденция последних лет, и это самый больной вопрос, который мучает родителей — они всё время спрашивают, почему. Трудно сказать, это целый комплекс проблем. У нас сейчас очень страдает родовспоможение, много родовых травм, у нас сейчас выросло поколение родителей, которые, к сожалению, не умеют общаться ни друг с другом, ни со своими детьми. Мама спокойно, молчаливо варит кашу, ребёнок сам по себе играет, мама перед ним кашу поставила, он её съел, мама тарелочку помыла и ни слова не сказала.

 — Это как в том анекдоте, когда ребёнок до десяти лет не говорил, потом сказал: «Ложку дайте». А до этого не нужно было…

— Вот именно. Мама ребёнка понимает все его жесты, взгляды. Зачем ребёнку говорить? А ведь речь — это основное средство коммуникации. Чтобы возникла коммуникация, нужна речевая проблема, ситуация, в которой мама не понимает ребёнка, и он вынужден подбирать слова и говорить. Что здесь можно посоветовать? Конечно, обязательно надо разговаривать с ребёнком, вспомнить все свои детские потешки, обратиться к народному творчеству.

 — Бабушки обычно всё это знают.

— Да-да. Никто же раньше так не занимался — не сажал ребёнка перед собой и говорил «давай заниматься». Были какие-то «ладушки-ладушки», «по кочкам — по кочкам», «коза-дереза», «коза рогатая», «капельки кап-кап, ножки топ-топ, ручки хлоп-хлоп». Опять же, в Интернете это всё можно найти, издаётся много пособий, — пройдите по магазинам и посмотрите. Я считаю, что главная проблема сейчас — это общение. Да, есть и медицинские показания, и психологические особенности ребёнка, но, тем не менее, если родители полноценно общаются со своими детьми, то чаще всего проблем не возникает, или возникает, но уже не в таком остром виде. А если уж есть эти проблемы, то не надо сидеть и ждать, что всё само пройдёт. Надо волноваться, беспокоиться, нужно идти в поликлинику к логопедам. Сейчас открылось много служб ранней помощи, где логопеды занимаются с совсем маленькими детьми до трёх лет — в том числе, в нашем детском саду такая служба начала работать с октября,.

 — Насколько вы можете оценить эффективность занятий родителей с детьми дома, с помощью многочисленных пособий и книг, которые сейчас есть на каждом шагу? Эффект достижим, или надо идти к врачу, не надеясь на свои силы?

— Трудно сказать. У меня есть собственный жизненный опыт, когда я и мама справились с моими речевыми дефектами с помощью моего огромного желания. Наверное, всё зависит ещё и от желания. Если уж не получается, обращайтесь к логопедам.

 — Какой был самый тяжёлый случай в вашей практике, удалось ли с ним справиться? Какой-нибудь яркий пример того, как ребёнок пришёл и совсем не разговаривал, а ушёл из садика с нормальной речью? Были такие случаи?

— Конечно, есть такие случаи, они всё время в памяти. Когда я приехала в Зеленоград работать, самый первый ребёнок здесь, в Зеленограде, привёл меня в какой-то ступор. У него было очень серьёзное нарушение слоговой структуры, он не мог произнести многосложное и даже двухсложное слово, например, «вода». Он всё время переставлял местами звуки — например, вместо «радуга» у нас была «рагуда». Мы с мамой не знали, что делать. Есть такой приём — «отхлопывание», и я помню, что мы сидели, рисовали в тетради много квадратиков, писали рядом слова, допустим, слово «фиолетовый», и мама с ребёнком по десять раз это слово «отхлопывали» по слогам — «фи-о-ле-то-вый». Отхлопнули — один квадратик зачеркнули, второй раз — второй квадратик зачеркнули. И он пошёл потом в обычную массовую школу с достаточно хорошим результатом. Я потом как-то встретилась случайно с мамой в городе, она рассказала, что всё у них нормально.

Как попасть в логопедический сад — и куда идти, если туда не взяли

 — Расскажите, как попадают в ваш садик? Есть специальная комиссия?

— Да, в логопедические детские сады идёт отбор детей — его осуществляет медико-психолого-педагогическая комиссия. Она работает обычно весной, сейчас она уже начала работать. Что для этого нужно? Во-первых, для этого нужно ваше беспокойство.

 — Когда родителям нужно начинать об этом думать?

— Это нужно делать осенью. Весной документы уже набраны, и дети проходят комиссию, формируется состав детей, которые пойдут в логопедический детский сад в сентябре. Нужно начинать волноваться с осени — если чувствуете, что ваш ребёнок плохо говорит, идёте к логопеду в поликлинику.

 — Это примерно в возрасте трех лет?

— Да. В три года в логопедический детский сад обычно не попадают, мы берём с четырёх. Нужно начать беспокоиться осенью в три года: идёте в поликлинику, логопед вас смотрит, говорит «да, действительно, есть задержка речевого развития, собирайте документы, видимо, вам нужен логопедический детский сад». Вам скажут, какие ещё нужны справки от докторов, потом идёте в РОНО [Управление образования], сдаёте документы, и вам позвонят, пригласят на комиссию.

 — Много желающих проходит такие комиссии? О каком конкурсе можно говорить — один человек из скольких приходит к вам в сад?

— В зависимости от количества мест каждый раз год набираем столько, сколько можем взять — по 10–12 человек в группу. Очень много зависит от того, какого возраста идут дети. Иногда идут одни дошкольники, иногда идут малыши. Мы смотрим, какой поток. Естественно, если больше дошкольников, мы берём «подготовишек». Им нужно идти в школу, мы должны оказать им помощи в первую очередь. Родителям остальных ребяток говорим, что ставим их на очередь, чтоб они подождали, что мы их возьмём на следующий год. Это каждый год очень непредсказуемо.

 — Если ребёнок к вам не попадает, то он попадает в обычный сад? Куда идут дети, которых вы не можете взять?

— Таких случаев, чтобы ребёнок нуждался в помощи, и вдруг не попал в логопедический сад, обычно нет. У нас же не один логопедический детский сад в городе, их несколько — если не в наш, значит попадёт в другой. Я знаю, в новом районе есть детский сад 1126, другие сады. В любом случае, если помощь ребёнку нужна, она будет оказана.

 — Как раз сейчас проходит выдача путёвок родителям в детские сады. В прошлом году мест не хватило примерно на 300 человек, и есть предположение, что теперь эта цифра будет гораздо больше-то есть, всё больше становится тех, кому вообще не достанется места в детском саду. Таким родителям вы что посоветуете? Если у ребёнка не ярко выраженные логопедические проблемы, и он не попал в детский сад — куда идти? К платному специалисту? Центр ранней помощи уже не подходит?

— Если ребёнок не попал в детский сад, видимо, здесь несколько вариантов. Первый вариант — это поликлиника. Во всех поликлиниках есть логопеды. В основном логопед в поликлинике берёт детишек с нарушениями звукопроизношения, то есть, если у ребёнка просто нарушены звуки, в поликлинике их обязательно «поставят». Там сам логопед дифференцирует, — если он может справиться сам, он возьмёт.

Следующий вариант — у нас практически во всех обычных детских садах существуют логопункты, где работает логопед со старшими и подготовительными группами. Он осматривает детей в начале года, выясняет, насколько серьёзное речевое нарушение у каждого ребёнка, и берёт их к себе на занятия.

Третий вариант, если уж вы никуда не попали — идите в ближайший детский сад, либо в Службу ранней помощи, либо в логопункт, либо в ликотеку, и договариваетесь там, они могут вас взять.

 — Сейчас у многих логопедов есть частная практика. Вы сами ею занимаетесь?

— Я очень не люблю заниматься частной практикой. Даже не знаю, почему… Неудобно деньги брать. Мне кажется, это всё равно призвание, твоё дело, сердце, отданное детям… В принципе, мне кажется, все логопеды сейчас не очень любят заниматься частной практикой. Легче взять две ставки у себя в детском саду или в двух детских садах (две нельзя, 1,5 или 1,7 ставки), и это получается с материальной точки зрения лучше, чем ездить по всему городу по урокам или набирать учеников. Потом, знаете, нужен индивидуальный подход, он и в детском саду существует — но не всегда можно найти контакт с ребёнком. Тут надо всегда внимательно смотреть.

 — Логопеды, которые работают в платных детских центрах — есть ли возможность спекулировать на этой специальности? Как родитель может определить профессионализм логопеда, к которому он обратился?

— Конечно, должна быть динамика, должна быть подвижка. Родители должны почувствовать, что у ребёнка что-то стало получаться.

 — За какой период? Например, за полгода занятий?

— Тут, опять-таки, нужно смотреть. Понимаете, в чём дело… Мне иногда очень жалко родителей, им трудно это объяснить. Иногда проблемы-то у ребёнка не совсем речевые, речевые проблемы вторичны — бывает и задержка психического развития, и разные проблемы с умственным развитием. Это всегда очень трудно дифференцируется и логопедами и врачами, а родителям тем более трудно в это поверить. Буквально на последней медико-психолого-педагогической комиссии, когда начали говорить о том, что у ребёнка задержка в развитии, мама сказала: «Нет, у меня ребёнок нормальный».

 — Плохое очень тяжело принять…

— И вот как здесь быть? Всё очень специфично, индивидуально. А что касается критериев — да, должна быть динамика. Мне кажется, и ребёнку должны нравиться занятия, и родители должны видеть какой-то результат. А спекулировать, мне кажется, можно в любой профессии, в любой специальности. От этого никуда не денешься.

Из логопедического сада — в школу и на изучение иностранных языков

 — Есть мнение, что логопедический сад — это определённое «клеймо» в личном деле ребёнка. Если честно, насколько успешно, скажем, ваши дети (может быть, даже не только ваши) поступают в обычные школы? Если у ребёнка есть такие проблемы, он пришёл из специализированного детсада — его могут отсеять при приёме в школу? Может ли он, допустим, пойти в языковую школу 1353? Или там на собеседовании логопед скажет: «Нет, языками этот ребёнок заниматься не способен». Такая проблем есть?

— Знаете, я, честно говоря, не очень владею информацией. Наверное, такая проблема несколько утрирована. В массовые школы наши дети идут спокойно. Всё зависит от тяжести дефектов, насколько нам удалось компенсировать все речевые дефекты. Поступают дети и в школы, и в гимназии идут. Более-менее нормально, мне кажется.

 — По факту того, что они пришли из логопедического сада, их не зачисляют сразу в более слабые классы?

— Нет. А вы знаете, что я хочу сказать? Вообще в логопедических детских садах подготовка детей, не в обиду никому будет сказано, иногда гораздо сильнее, чем в массовых детских садах. Это уже не секрет. И говорят об этом даже методисты на уровне округа. Потому что детишки из логопедического детского сада приходят в школу с гораздо лучшим словарём, чем дети из обычного детского сада. Они больше знают, у них шире словарный запас, лучше сформированы многие навыки, начиная с графических навыков, звуко-буквенного анализа и заканчивая рассказами по картинкам, лучше сформированы обобщающие понятия. То есть, из логопедических садов детишки приходят даже более подготовленными. Но насколько потом удаётся удержать эту высокую планку нашим детям в школах, вот это, наверное, проблема. Здесь, к сожалению, у меня нет данных статистики.

 — Вы сами не сталкивались с тем, что к вашим детям относятся хуже при поступлении в школу?

— Нет. Никогда родители не жаловались. Кто в какую школу хочет записаться, в ту, в основном, и попадает.

 — Кстати, насчёт языков — как вы относитесь к изучению иностранных языков в «детсадовском» возрасте? Есть мнение, что изучать иностранный язык можно только тогда, когда поставлен свой родной.

— И когда поставлены все звуки родного языка и его грамматическая структура. Да, здесь можно и нужно согласиться — если у ребёнка есть серьёзные нарушения родного языка, то об иностранном языке речи быть не может, и не стоит им заниматься. По крайней мере, хотя бы лет до десяти. Дети начинают язык учить в школе, во втором классе, и в общем то, это так и надо оставить, спешить не надо. Хотя в моей практике был случай, когда девочка ходила в логопедическую группу, у неё звуки были нарушены, и одновременно занималась английским языком.

 — И как?

— Хорошо. Недавно я видела бабушку — она очень довольна. Ребёнок хороший.

 — Надо теперь специальность англоязычного логопеда завести. Там же тоже звукопроизношение ставят.

— Да. Главное, чтобы ребёнок не смешивал звуковые стороны двух языков. А то только ему выправят все звуки родного русского языка, которые он говорил межзубно (межзубное «з») — и он идёт на английский, где ему начинают опять вводить это «th», и ничего хорошего из этого не получается. Всё очень индивидуально, надо смотреть внимательно.

Кто такие «логопефты»

 — Готовясь к интервью, я вспомнила один яркий и весёлый образ логопеда из фильма «По семейным обстоятельствам» — вы, наверное, его тоже помните. Его гениально сыграл Ролан Быков — и все с тех пор помнят эти его словечки «логопефт», «февочка».

— Конечно:) «С улицы Койкого», «на улице Койкого».

 — И вот, у меня в связи с этим два вопроса — мы уже начали о них говорить. Первый: за прошедшие десятилетия роль логопеда сильно изменилась, как вы ощущаете? И вообще, как изменилась сама проблема?

— К моему великому счастью, и, наверное, к счастью всех логопедов, этот образ стал постепенно из массового сознания уходить. Хотя до сих пор спрашивают: «А вы научите ребёнка говорить звук „р“?».

 — Раньше логопед был специалистом по звуку «р»?

— Да. Почему-то воспринимался именно как человек, который учит ребёнка правильно произносить все звуки. Наверное, я не раскрою секрета, если скажу, что сейчас у детей идут настолько сложные нарушения речи, что иногда о звуках думаешь в последнюю очередь. Думаешь сначала о том, как вообще вызвать речь, чтобы ребёнок заговорил, как создать проблемно-речевые ситуации, чтобы пошла коммуникативная деятельность, чтобы ребёнок захотел и начал говорить. Потом ставишь грамматический строй речи, отрабатываешь, накапливаешь словарь. А звуки — уже перед школой. Хотя в этом тоже, конечно, ничего хорошего. Чем раньше ставишь звуки, тем правильнее ребёнок их говорит. Наши родители иногда спрашивают: «Евгения Николаевна, почему, ребёнок у вас в кабинете всё говорит, выходит из кабинета и опять ничего не говорит?». Правильно, в кабинете он говорит потому, что я слежу, а выходит из кабинета — и… Если он пять лет говорил «ш» вместо «с», и вдруг его переучивают. За пять лет создаётся колоссальная, практически неисправимая, привычка, чтобы её преодолеть, надо за собой следить, контролировать… И чем раньше это начинать, тем лучше.

 — И второй вопрос по следам «логопефта»: а сам логопед, являясь специалистом, может иметь такие проблемы или даже иметь не до конца поставленные звуки?

— Есть такие логопеды, у кого и своё звукопроизношение не очень правильное, но, тем не менее… Я не знаю, как так получается, но такой логопед может и учит детей так, как иной с грамотной и правильной дикцией детей научить не может. Человек, который шепелявит, может замечательно научить вашего ребёнка говорить. Видимо, он может найти какие-то подходящие слова для ребёнка или как-то показать. Но такие случаи есть.

 — Это уже талант учителя.

— Видимо, да. Но логопед — это не только учитель. Это комплекс специальностей. Это и физиолог, и в чём-то артист, и даже немного врач. И психолог, естественно, и методист, и дизайнер. Всё в одном.

Елена Панасенко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран