Послушать (22:58) | загрузить файл со звуком (16M) |
— Расскажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь в ДЮЦ «Ведогонь», какие ведете проекты и фестивали.
— В ДЮЦ «Ведогонь» я курирую всю учебную работу нашего учреждения. У нас несколько театральных студий, вокальных студий, студий для детей раннего возраста, которые охватывают практически весь спектр эстетического цикла. Много занятий у нас проводится в школах Зеленограда — например, в этом году мы открыли театральный класс в школе 638, это очень перспективное направление. Кроме того, я — инициатор и руководитель таких проектов, как театральный фестиваль «Первоцветы», и директор некоммерческого партнерства Содружества детских молодежных театральных коллективов «Первоцветы», которое и берет на себя реализацию этих проектов.
«В Германию поедем устраивать уличные праздники и концерты для центров фонда «Русский Мир»
— Вы, наверное, хорошо знаете детские театральные студии Зеленограда? Кто из них захотел участвовать в вашем фестивале в Германии, много поступило заявок от желающих пройти прослушивание?
— Пока еще немного, это новый проект. Уже пришла одна из студий ДЮЦ «Ведогонь» под руководством Ольги Ивановны Вальби — они взялись за это непростое дело практически всем своим составом. Пришли театральная студия «Рассвет» школы 604 под руководством Нины Сергеевны Дубровиной, театральные студии школы 609, школы 1149. Есть и вокальные студии — например, молодой
— Значит участвовать в фестивале можно не только с театральными постановками?
— Не только. Это Фестиваль русской традиционной культуры, в нём будут задействованы открытые уличные площадки, поэтому нужны коллективы, которые умеют на них работать. Это совершенно другой жанр, очень сложный, поэтому сейчас идет активная подготовка тех, кто мог бы проявить себя именно в этом жанре.
— Фестиваль русской национальной культуры — значит, выступления должны быть в духе русских традиций?
— Нет, я думаю, русская национальная культура — это культура, которая пронизана русским духом. Могут быть и современные песни
— А индивидуальные исполнители на прослушивание приходят?
— Да приходят, у нас есть очень интересные заявки.
— И прослушивание уже дало результаты?
— Два коллектива уже собираются ехать. У нас идет конкурсный отбор, то есть ребята будут в течение этого полугодия участвовать в массовых уличных праздниках, которые организует город. И помимо того, что это будет тренировкой по работе в этом жанре, они будут таким образом зарабатывать деньги себе на поездку. Поездка очень часто упирается в финансовый вопрос — поэтому у нас сейчас идет трудоустройство молодежи и подростков, для того, чтобы они точно смогли поехать.
— Ребята зарабатывают деньги участием в этих праздниках?
— Да. Они работают на таких праздниках в качестве аниматоров и организаторов культурных программ — например, на Масленице как раз работали ребята, которые прошли первый тур отбора.
— А сколько всего коллективов поедет в Германию?
— Количество место ограничено одним или, если получится, двумя автобусами, то есть поедут от пятидесяти до ста человек. Мы планируем поехать на автобусе прямо отсюда и посетить
— Как получилось, что именно у Зеленограда возникла идея такого фестиваля, или это
— Нет, это наша идея, мы реализуем её совместно с молодежной региональной общественной организацией «Средневековый город» и её руководителем, Медведевым Сергеем Ивановичем. Мы с ним придумали это на одном из молодежных семинаров, на который ездили как победители гранта правительства Москвы…
— «Средневековый город» же занимается исторической реконструкцией?
— Нет, его все время путают с исторической реконструкцией. Это ребята, которые восстанавливают и хранят русские традиции — и традиции культуры, и исторические традиции. В основном, они занимаются русскими играми, забавами и единоборствами.
— И тоже проводят праздники?
— Да, они занимаются праздниками дворов, проводят их как аниматоры. И мы подключились к ним как организаторы культурной программы. В программу фестиваля будет входить концерт и праздник русской культуры, где аниматоры будут проводить игры с так называемыми русскими немцами. Вот концерт — это наша часть, «Первоцветов», а игры и забавы — это часть «Средневекового города».
— Что значит «с русскими немцами», проект будет для них?
— Русские центры Фонда «Русский мир» — это наши соотечественники, уехавшие за рубеж, или их потомки. То есть это русскоязычный мир.
— Идея вашего фестиваля имеет
— Пока нет, но я надеюсь, что это у нас в будущем. Заместитель префекта Сергей Ильич Гагин очень заинтересовался нашим проектом, готов его поддерживать, но пока у Зеленограда нет договоров между городами — так что пока мы работаем с русскими центрами.
Из «Первоцветов» выросли театральные смены и семинары для энтузиастов школьных театров
— Я знаю, что у вас есть еще один фестиваль, который проходит уже давно — это фестиваль детских молодежных театральных коллективов «Первоцветы». У него весеннее название, он будет этой весной?
— Мы со дня на день ждем решения о финансировании этого фестиваля — возможно, он состоится [по информации на
— Значит, вы в Зеленограде являетесь центром, благодаря которому разные детские театральные коллективы не только России, но даже стран СНГ встречаются между собой?
— Да. И спектакли «Первоцветов» проходят в Зеленограде. Кроме того, уже четыре года мы выезжаем на базу правительства Москвы «Спасатель».
— Внутри фестиваля «Первоцветы» родилось очень много проектов: это и «Театральная смена» в Подмосковье и на Черном море, и конкурс сценического костюма, и семинары для руководителей школьных театров, и молодежная студия «Третий глаз». Какие из этих проектов сейчас живы и как они развиваются?
— Конкурс сценического костюма живет на страницах нашего периодического издания «Планета Первоцветов», которое у нас выходит раз в год — сейчас вышел уже четвертый номер. Семинары проходят у нас очень часто, последний был в ноябре, в сотрудничестве с Московским институтом открытого образования — по теме «Игровой театр», об авторской методике Ирины Борисовны Амосовой. Педагоги из Москвы и Зеленограда прошли этот курс, он оказался очень полезным, и теперь все хотят его продолжения. Кроме того, осенью у нас проходит фестиваль авторской пьесы «В поисках музы».
О летней театральной смене в Болгарии я уже говорила, это был очень интересный
Театральный класс в школе 638: «Искусство развивает само по себе»
— ДЮЦ «Ведогонь» открыл год назад театральный пятый класс на базе школы 638. Сейчас, весной, вы объявили набор на подготовительные курсы, чтобы с сентября запустить следующий такой класс. Зеленоградским родителям это будет интересно: расскажите, как работает театральный класс, как и чему учатся дети.
— Сейчас у нас театральный класс является скорее театральной группой. Нам, к сожалению, не удалось собрать целый класс, чтобы он целиком работал по своей программе — чтобы детей освободили от
— А это вообще возможно?
— Сейчас возможно. Если мы наберем нужное нам количество детей, то со следующего года те ребята, которые будут уже шестиклассниками, смогут заниматься только по своей программе. В эту программу будут входить основные базовые школьные предметы, и она будет усилена эстетическими предметами.
—
— Вероятно — например, ОБЖ и тому подобные. В этом году зимой очень успешно прошел отчетный концерт этого театрального класса. У ребят очень много вокальных занятий, и они стали замечательно петь. Те дети, которые даже не подозревали, что у них есть музыкальный слух, так раскованно вели себя на сцене! Они сами сочинили сказку, инсценировали и поставили её. И родители, которые, конечно, очень тревожились за своих детей, переведя их к нам из других школ, были в восторге. Ребята показали себя очень достойно, и мы этому очень рады.
Помимо школьных учителей с учениками театрального класса занимается шесть педагогов. У детей идет очень интенсивная гуманитарная подготовка, которая раскрывает и развивает их просто на глазах.
— Эти дети уже
— Я думаю, ребята пока не очень ориентированы на профессию. Но я убеждена, что такие предметы, как театр, вокал, ИЗО, история искусств — сами по себе развивают, дают большой кругозор. В театральном классе есть и дополнительный английский язык, будут спектакли на английском — пока ребята сделали только небольшой номер. Может быть, наши ученики и не поступят в театральный, но они будут развитыми людьми, и, может быть, это гораздо важнее, чем то, что они получат в школе на уроках по базовым предметам.
— Все дополнительные занятия в театральном классе проходят во второй половине дня, значит учеба длится полный день?
— Да. Они кушают в школе. У театральной группы есть куратор второй половины дня, их второй классный руководитель.
— Получается, эти ребята — уже готовый театральный коллектив, который занимается и постановками, и
— Практически да. Мы нацелены на то, чтобы это был театральный коллектив с общими большими постановками.
— А название
— Пока нет. «Гуманитарный эстетический класс» — пока он так называется.
— Ребята, которые наберутся весной в новый театральный пятый класс — они вольются в этот же коллектив, общий со старшими?
— Нет, это будет два класса — пятый и шестой. Но шестой класс мы тоже хотим дополнить теми, кого отберем, кто подойдет по уровню. Мы хотим шестой класс дополнить до полного театрального класса и набрать новый пятый театральный класс.
— Предвижу первый вопрос, который зададут зеленоградцы: «Это все бесплатно?»
— Да, это бесплатно. У нас абсолютно бесплатны все занятия в ДЮЦ «Ведогонь», бесплатны и спектакли, которые идут по субботам и воскресеньям. А педагоги наши очень высокого уровня…
— Да, расскажите, пожалуйста, о тех, кто преподает в театральных классах…
— Художественным руководителем и инициатором идеи создания таких классов стала Ольга Ивановна Вальби — это педагог высшей категории с большим опытом работы, она стояла у истоков создания фестиваля «Первоцветы». Другой инициатор активный участник этого фестиваля — Марина Кузнецова, педагог хора «Возрождение», который гастролирует по всей Европе. Она преподает вокальное мастерство. В классе молодой хореограф, молодой педагог по ИЗО, очень опытный педагог по английскому языку — Татьяна Николаевна Дёмкина. Занятия по фольклору ведет очень интересный педагог Александра Алферова, она главный хранитель нашего исторического музея, молодой педагог, но с очень большим багажом знаний и желанием ими поделиться. Все педагоги очень интересные, и внутри этого класса создана очень хорошая атмосфера. Я надеюсь, что школа 638 поможет нам поддерживать эту атмосферу, и это наше начинание будет развиваться в Зеленограде.
— Для выпускников театральных классов планируется подготовка к поступлению в
— Мы планируем заключение договоров с профильными вузами. Университет культуры готов поддержать нас в этом проекте, музыкальные вузы, училище имени Шнитке — у нас обширные связи, и мы будем их расширять, посылать во все вузы предложения о сотрудничестве. Но, естественно, это будет позже, когда наши дети выйдут на уровень подготовки к вузу.
— Для детей, которые хотят прийти осенью в пятый театральный класс, сейчас открыты подготовительные курсы. Что будет в рамках этих курсов?
— Будут все те же предметы, которые сейчас изучают ребята в пятом классе — это ИЗО, театр, актерское мастерство, сценическая речь, история театра, вокал, хор и индивидуальный вокал, английский язык…
— Довольно много занятий? Курсы будут проходить по вечерам?
— Да, во второй половине дня после обеда, все будние дни.
— Наверное, это должны быть очень увлеченные таким развитием и дети, и родители. А как вообще родители могут определить по своему ребенку, нужно ли ему это? Вот кто то, может быть, посмотрит на своего ребенка и подумает: «Откуда я знаю, хочется ли ему стать актером, и осилит ли он такую нагрузку?»
— Ну,
— Как давно вы сами работаете в театральной сфере? У детей сейчас больше или меньше интереса к театру, к сцене — есть
— Вы знаете, очень большой «бум» театров был в
— Зарплата учителям
— Сейчас зарплаты у учителей достаточные, им хватает и основной нагрузки. Ситуация очень изменилась: если раньше учителя «хватались» за дополнительные часы, то сейчас зарплата и так достойная, и в дополнительном образовании остаются только самые увлеченные, для которых это просто уже образ жизни, они без этого не могут. Но, может быть, это и к лучшему — зато остались самые качественные педагоги.
Елена Панасенко