Объединение «Юные спасатели»: "Детям, столкнувшись со сложной ситуацией, нужно повести себя правильно" 23.07.2010 ZELENOGRAD.RU
Программа объединения «Юный спасатель» зеленоградского Дворца Творчества стала одной из лучших авторских программ дополнительного образования для детей на втором окружном конкурсе, который прошёл весной этого года с участием многих достойных клубов и педагогов города. В студии Zelenograd.ru — авторы программы, преподаватели объединения «Юный спасатель» Светлана Викторовна Крылова и Светлана Вячеславовна Арутюнян.

Послушать (29:38)загрузить файл со звуком (20845 кб)

— Ваше объединение уже давно существует в Зеленограде?

С.А. — Существуем мы давно, с 2003 года. В 2005 году начали образовываться кружки «Юный спасатель» — сначала на базе Дворца Творчества, но туда народ как-то не шел — все шли на танцы, рисование... И тогда мы решили вести кружки на базе школ: есть педагог, вот как Светлана Викторовна, есть школа и её директор, которой не против организовать у себя кружок, и туда приходят дети. Сейчас у нас есть кружки в школе 2038, где с детьми занимается Светлана Викторовна, и в школах 617, 618, 2045, 1940 — туда можно записываться. Еще школа в МЖК хочет сделать такой кружок, но не знаю, появится ли он со следующего года.

— Какого возраста детей вы набираете?

С.А. — Берем детей от 12 до 18 лет, у нас разновозрастный состав детей. Есть младшие группы, есть старшие, есть совместные группы. Мы тесно общаемся с туристами, с детьми занимаются спасатели, а не только педагоги. Программа занятий у нас рассчитана на два года обучения, и в первый год дети занимаются четыре часа в неделю, во второй — шесть часов в неделю. А вот в совместных походах, совместных сборах ребята второго года обучения и более опытные выступают как младшие инструкторы и помогают руководителю.

— И что же входит в программу «Юного спасателя»?

С.А. — Программа включает в себя основные разделы: туризм, медицинская подготовка, противопожарная подготовка, психологическая подготовка и общефизическая подготовка, что немаловажно для любого человека, который может защитить здоровье и жизнь — свою и другого человека.

— Хочу сразу уточнить: вы сотрудничаете с МЧС и с Московской службой спасения? Я знаю, у них существует Юношеский центр подготовки резервистов — вы к нему имеете отношение?

С.А. — Мы в основном сотрудничаем с нашим зеленоградским ГО ЧС, с нашими спасателями.

С.К. — Уточню — у нас сейчас не ГО ЧС, а Управление МЧС по Зеленоградскому округу и Агентство гражданской защиты Зеленоградского округа, и не Служба спасения, а спасательная служба, Поисково-спасательный отряд № 10 (ПСО). Вот с ними мы и сотрудничаем — спасатели помогают нам проводить занятия с детьми, соревнования, всякие слёты и туристические походы.

— В программу Юношеского центра резервистов, — я так поняла, что это такое добровольческое движение, — входит и водно-спасательная подготовка, и даже высотно-спасательная. У вас такого нет?

С.А. — Высотно-спасательная подготовка у нас есть — в частности, Светлана Викторовна занимается с детьми работой на высоте. А водно-спасательная подготовка у нас на базе школы 617, там вообще такой кружок, в котором дети получают после обучения права на судовождение.

— Они где-то практику проходят по судовождению, в Зеленограде?

С.А. — Они проходят практику в Северном округе, выезжают туда.

— Какие медицинские знания даются у вас, кто их дает и как?

С.А. — Медицинские знания дают педагоги, естественно, потому что для того, чтобы проводить сердечно-легочную реанимацию, необязательно быть медиком. Вообще, первая медицинская помощь — это обязательная программа курса ОБЖ. То есть дети не только на уроках ОБЖ, но и в рамках занятий в кружке «Юный спасатель» проходят эту первую медицинскую подготовку. Она называется еще «доврачебная помощь». И педагоги, которые занимаются детьми, имеют опыт работы и могут это преподавать — как останавливать кровотечение, накладывать шины, повязки. Всем этим и Светлана Викторовна занимается с детьми.

С.К. — У нас практически все педагоги, которые ведут занятия по этой программе, прошли курсы Красного Креста, среди них есть и два профессиональных спасателя. Естественно, первую помощь мы обязаны знать.

— А какая часть вашей программы больше всего нравится детям, интересует их?

С.А. — Вы знаете, сложно сказать, что им нравится больше всего. Например, когда мы выезжаем на сборы и проводим учебную поисково-спасательную операцию, они обязаны быть физически подготовленными, чтобы быстро найти пострадавшего. Они обязаны быть готовы психологически, не растеряться, когда они его найдут, и когда вдруг пострадавший не один, а их несколько. Как себя повести? Для многих детей и это своеобразный барьер, нужно, столкнувшись со сложной ситуацией, повести себя правильно. Они должны уметь правильно, грамотно и быстро оказать первую медицинскую помощь. Если это решение пожарно-тактических задач, то они должны уметь быстро одеть «баёвки», пробежать какое-то расстояние и потушить пожар. Сложно сказать, что им нравится, что не нравится — это всё должно быть в комплексе, чтобы они могли правильно реагировать на ситуации уже в жизни.

С.К. — Больше всего им нравится узлы вязать. И морские тоже.

— Это, наверное, какая-то морская романтика? Морские узлы...

С.К. — Наверное.

С.А. — Просто без узлов они ничего не смогут. Например, чтобы ту же переправу навести — нужно знать как минимум несколько узлов и вязать их правильно, потому что если один сделает что-то не так, то пострадает вся команда. А если это соревнования, то переправа может быть и над достаточно высоким обрывом.

— Было такое, чтобы она обрывалась?

С.А. — Нет, такого у нас, слава Богу, не было.

С.А. — Там еще обязательно есть страховка. Срывов не было никаких, что вы, Боже упаси.

— Вернемся к медицине. У вас были практические занятия — а, может быть, у кого-то был реальный случай, когда пришлось применить эти знания на деле?

С.А. — Нет, Бог миловал. Вы знаете, у нас есть «имитаторы ранения», чтобы дети знали, как выглядит то или иное ранение — это такие повязки, которые накладываются на руки, на ноги, на лицо. Дети знают, например, как выглядит лицо при черепно-мозговой травме — у нас есть такая маска. Но Бог миловал, своих травм не было.

С.К. Нет, в принципе, мы же часто с ними сталкиваемся не на занятиях, а в жизни. Вот, например, буквально недавно ребенок палец выбил. Наши дети в состоянии сами наложить холод, знают, что нужно наложить шину, то есть могут не растеряться, определить, что делать, и оказать помощь. Чаще, конечно, они приходят за консультацией, ведь поддержка взрослого им необходима, но, в общем, они не теряются, могут правильно сработать.

— Если они попадут на необитаемый остров — они выживут?

С.К. — Вы знаете, сказать сложно, но мы надеемся, что да. В крайнем случае, мы им аналогичные ситуации пытаемся создавать. Все-таки, наверное, они к этому будут готовы больше, чем любой человек с улицы.

— Сколько ребят у вас занимается — наверное, достаточно немного, или всё-таки большая часть из школы проходит через ваши кружки?

С.К. — Наверное, даже большая часть проходит. Достаточно много получается, пожалуй, именно старшеклассников.

С.А. — Плюс у них еще есть такой мотив как соревнования — «Юный спасатель» или «Школа безопасности». С каждым годом увеличивается количество номинаций в этих соревнований. Сейчас вводится еще «Юный водник», «Юный пожарный».

— Это всё соревнования по вашему профилю?

С.К. — Да, сначала проходит школьный уровень соревнований, потом районный, потом окружной. Потом, как правило, команда одной из школ, в которой работает наша программа, выигрывает — потому что там ребята на самом деле более подготовленные, они в течение всего года этим занимаются и выезжают на сборы. А потом победители едут на соревнования в Москве, а уровень там очень сложный и действительно приближенный к жизни.

— Есть разные клубы приключений или путешествий — например, клуб «Приключение» Дмитрия и Матвея Шпаро, который сотрудничает с зеленоградским Центром для глухих детей [Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Логотон» — Zelenograd.ru]. Вы с ними не контактируете?

С.А. — Нет, с ними мы не работали. У нас был опыт работы с трудными подростками в нашем пересылочном Социальном приюте, который в Крюково — там живут дети, которые ожидают лишения родительских прав. Состав детей там постоянно меняется. И вот у нас был положительный опыт работы с ними: было видно прямо на глазах, как у детей сосредотачивается внимание — если первые полчаса занятия их нельзя было собрать на пять минут, то потом уже удавалось увлечь минут на пятнадцать. Но, к сожалению, эта работа пока остановлена, там очень сложные подростки, обязательно нужен социальный педагог.

— Таким подросткам, которые уже в своей жизни побывали в сложных ситуациях — им такие занятия нужны?

С.А. — Вот именно для них и были эти занятия, потому что они живут, ночуют, и, в общем, большую часть времени проводят на улице — чтобы у них была хоть какая-то адаптация к таким условиям. Но там обязательно нужно, чтобы в группе со спасателями работали социальный педагог и психолог, потому что это очень тяжело, очень страшно.

— Расскажите о другом направлении вашей подготовки — физической подготовке. В неё входит и туристическая подготовка? Как проходят эти занятия, где и чем ребята занимаются?

С.А. — Занятия по туристической подготовке могут начинаться с кабинета, когда мы учимся вязать минимум узлов, который они должны знать и сдать на время. А затем, естественно, мы занимаемся в нашем Спасательном отряде (ПСО № 10), и спасибо большое, что нас принимает Пожарная часть — там есть вышка, где мы можем что-то отработать.

— Экскурсии или практические занятия на базе МЧС — что они из себя представляют? Дети просто осматривают Пожарную часть, например, или получают какие-то реальные навыки? Они не выезжают на какие-то реальные пожары?

С.А. — Нет, конечно, это же дети. У нас только чисто технические, тренировочные, учебные занятия, теоретические навыки. Эти практические занятия мы проводим только для тех, кто занимается в нашем кружке.

С.К. — Максимум, если говорить о пожарной подготовке, они тушат пожары на соревнованиях. В корыто наливается бензин, поджигается — и они в одежде, в перчатках, в касках подбегают, приводят в действие огнетушитель и тушат. Никакой угрозе для жизни, конечно, мы детей не можем подвергать.

— Наверное, такие знания могут пригодиться. Сейчас распространены лесные пожары, весной горит сухая трава. Ваши дети знают, что делать в таких случаях?

С.А. — Они знают, что поджигать не надо.

С.А. — Конечно, тушить ногами они вряд ли будут, и вода не везде есть. Я говорю детям, чтобы они по возможности, конечно, тушили, если есть рядом лужи, если не жалко сапог, но лучше всего — это 01, конечно, а больше никак.

— В процессе занятий в объединении ребята сдают какие-нибудь нормативы? Есть ли какие-то требования к тем, кто к вам только приходит заниматься?

С.А. — У нас нет никаких нормативов по приёму детей, мы берем всех. Единственное, конечно, я обращаю внимание на группу здоровья: если у ребенка, например, подготовительная группа, то я его на сборы возьму, но нагрузка у него будет несколько иная, чем у детей с основной группой здоровья. И нормативы по сдаче физподготовки будут другими — я думаю, любой педагог это учитывает, чтобы занятия были не во вред ребенку.

— Вы сказали, дети сдают узлы на время. Еще что-то? Палатки ставят на время?

С.А. — Палатки ставят, обязательно, накладывают шины и повязки на время, проверяется правильность наложения. Сердечно-легочную реанимацию делают на время, одевают «баёвки» — пожарную одежду, одевают на время средства индивидуальной защиты — костюм Л1, костюм ЛЗК, противогаз.

— В школе с водно-спасательной подготовкой байдарки на время не собирают?

С.А. — Это надо было бы пригласить оттуда педагога дополнительного образования — он бы рассказал... А мы с детьми для подготовки к соревнованиям «Школа безопасности» и «Юный спасатель» занимаемся в бассейне МИЭТ — у нас есть для этого два дня в году, перед соревнованиями. Дети учатся спасать с лодки, с воды и с берега, кидать конец Александрова и спасательный круг. Это — необходимый минимум.

— Они учатся спасать своих ровесников или могут спасти и взрослых?

С.А. — Как правило, используется манекен, но два или три раза у нас были водолазы — они спасали водолаза, то есть человека в водолазном костюме, тяжелого...

— И как, они могли его вытащить?

С.А. — В паре они могут его вытащить. Они должны это уметь. А еще у нас перед соревнованиями проходят тренировки на Ангстреме, в пойме реки. Дети учатся перемещаться на воде, на катамаранах и лодках, потому что они это делают на соревнованиях. У нас есть занятия и в лесу, есть еще занятия в спортзале, мы очень приветствуем какие-то командные игры — футбол, баскетбол, волейбол — где мы можем создать команду, потому что на всех соревнованиях, помимо того, что ребята показывают там какие-то навыки, они должны уметь работать командой.

— Такие занятия, наверное, вообще очень сплачивают? Как раньше в школе была «Зарница», и она играла где-то дальше большую роль, чем школа — в том, чтобы сплотить класс, чтобы все узнали друг друга в деле...

С.А. — Да, конечно. Мы иногда проводим и ночевки в лесу — по крайней мере, последний раз такая ночевка была, наверное, зиму назад, в этом году не получилось детей собрать, да и морозно было. То есть мы зимой собираем детей, и поисково-спасательный отряд отрабатывает свои задачи, например «поиск грибника».

— Зимой?

С.А. — Зимой, чтобы дети понимали, что такое холод, как построить шалаш, как правильно поставить палатку, чтобы ее не унесло, как настелить лапник, чтобы он не кололся и было тепло. То есть каждый отрабатывает свои задачи. Но мы с детьми еще и «прятались»: мы должны были так поставить свой лагерь, чтобы нас долго не находили. К утру нас нашли — наверное, часов в пять или шесть утра. Спасатели тоже отрабатывали свою задачу, разделили местность на квадраты, всё как положено, и нашли нас в нашем квадрате.

— В жизни за это время человек уже, наверное, может замерзнуть?

С.А. — Замерзнуть — нет, есть же зажигалки, спички, я думаю, каждый человек носит их с собой, и развести костер — это не проблема. Детям очень понравилось.

— А родители их отпускают в лес зимой, с ночевкой?

С.А. — Да, есть же мобильная связь, поэтому родители отпускают.

— Но холодно же, и в палатках, зимой...

С.А. — Нет, ничего страшного, у нас все дети были одеты, был костер, была с собой пища — дети готовили на костре, всё было замечательно. Летом мы тоже обязательно выезжаем в наш специализированный лагерь «Юный Спасатель».

— Где находится ваш летний лагерь?

С.А. — По-разному. Как правило, на Истре, или в детском лагере отдыха «Заря». Еще мы ездили на Волгу под Тверью, в детский лагерь «Волна». И в летнем лагере мы тоже занимаемся по определенной программе, то есть у детей расписано шесть-восемь дневных часов, обязательно есть ночные выходы. Светлана Викторовна тоже может рассказать про это, она с нами постоянно ездит.

— Расскажите, что происходит в лагере?

С.К. — Да, мы ездим вместе, и вот уже три года у меня получается поехать одной с группой: один раз мы были в московском «Роднике», а два последних года ездили в «Волну». И вот по поводу родителей хочу сказать — они отпускают детей с радостью. В каникулы детям в городе особо заняться нечем, а там они при деле, под присмотром и чему-то учатся. Потому что на самом деле в четырех стенах можно научить каким-то навыкам, но жизни научить сложно — чтобы отработать навыки, всё-таки обязательно нужен выезд.

— Вы младших ребят тоже с собой берете?

С.К. — У меня выезжали в прошлом году дети девятых-десятых классов, младше девятого я не помню.

С.А. — Мы на выезды берем больших, а маленькие просто ходят в кружок. Вот у меня есть мальчики, которые лет пять ходили в кружок — начали с 12 лет и до окончания школы. Маленьких я тоже никуда не брала — во-первых, ответственность больше, а во-вторых, есть разница, двенадцать лет ребенку или семнадцать, когда что-то ему объясняешь. Маленькие дети ходят в кружок, занимаются, а на выезды ездят только взрослые дети.

С.К. — Но если бы попросились — мы бы, наверное, взяли...

С.А. — Мне кажется, там родители, конечно, боятся.

С.К. — Существует определенная квота мест. Со старшими как-то проще, там минут за 10-15 с родителями решается вопрос — наверное, они привыкли уже.

— Эти летние лагеря — бесплатные?

С.А. — В этом году у нас лагерь будет платный — так как префектура не оплатила нам лагерь в связи с кризисом. Я еду с детьми с 19 по 30 августа на Черное море, путевка стоит 750 рублей в сутки — 7500 рублей за десять дней. Так что я набираю детей, могу это сказать в качестве рекламы. Лагерь будет на Чёрном море, в Крыму, рядом с «Артеком» — бывший пионерский лагерь «Жемчужина».

— Чтобы попасть в лагерь, не обязательно уже быть «юным спасателем»?

С.А. — Нет, не обязательно, я беру детей уже с нулевой подготовкой.

— Вы будете в лагере готовить детей по своей программе?

С.А. — По программе мы будем готовить тех детей, которые поедут подготовленные, а у тех, кто не подготовлен, будет возможность посмотреть на всё это и поучаствовать по мере сил.

— Какие-то ребята, кто у вас отучился в «Юном спасателе», выбрали это делом своей жизни?

С.А. — Выбрали, конечно. Один наш мальчик сейчас работает в нашем зеленоградском ПСО № 10, он ученик Светланы Викторовны. Второй, тоже её ученик, учится в Академии гражданской защиты — это целенаправленно выбранная профессия.

С.К. — И еще у нас часть детей получили книжки спасателей. Но пока с ними не получается устроиться на работу, я так понимаю, конкурс достаточно высокий.

— А куда они могут устроиться на работу с такими книжками спасателя?

С.К. — В любое поисково-спасательное подразделение Москвы и области, кто куда хочет.

— То есть выпускники школ, у которых есть книжка спасателя, могут пойти работать?

С.А. — Да, если они старше 18 лет, с книжкой спасателя, при наличии вакансий.

— Но эта книжка не всем выдается? Есть какие-то нормативы, которые нужно сдать на неё?

С.А. — Конечно, не всем. Для этого нужно сначала пройти внутреннюю аттестацию, потом аттестацию в Москве. Если уж совсем обобщить, то из 50 человек наших выпускников примерно 10 сдают на книжку — пятая часть.

— А пытаются сдать все, или сдают только те, кто хочет?

С.А. — Кто хочет. Все не пытаются, для многих, как правило, достаточно этих двух лет подготовки для себя.

— А вы как вы сами пришли в эту профессию, в это направление? Какой у вас опыт в этой области?

С.А. — У нас две разные профессии. Светлана Викторовна — педагог, а я была педагогом дополнительного образования, а теперь специалист Агентства гражданской защиты, курирую всё это и помогаю проводить занятия.

— Но вы сами знаете это не в теории, была какая-то практика, может быть, в виде альпинизма, туризма?

С.А. — Если про меня говорить, то у меня был туризм, лыжные гонки, то есть это просто моя натура. Одно время мы готовили студентов-спасателей, была в Москве такая программа, и я преподавала там некоторые дисциплины, для студентов. Сейчас этим занимается Учебно-методический центр в Москве, окружным центрам запретили это делать. А мой опыт распространился на детей, школьников.

С.К. — Я пришла в школу работать психологом, потом начала вести ОБЖ. В 2003 году мы впервые победили в окружных соревнованиях школ безопасности. И Светлана Вячеславовна меня втянула сначала в соревнования, а потом у нас на базе 617 школы, — я раньше там работала, — открылись профильные классы гражданской защиты «Спасательное дело». Затем, придя в школу 2038, я начала вести такие занятия. Просто это затягивает. А туристический опыт у меня, наверно, поменьше, чем у Светланы Вячеславовны. Есть опыт именно только в плане занятий и подготовки детей к этим занятиям.

— А какие дети к вам приходят? Много желающих, чтобы приходилось их как-то отсеивать? Многие ли уходят, не доучившись?

С.А. — Желающих много, но мы стараемся взять всех, кто к нам хочет — отсеивать никого не получалось. И бросает занятия очень мало детей. В классе гражданской защиты, который упомянула Светлана Викторовна — там, конечно, был большой отсев, но туда родители их приводили. И дети вырастали, отзанимались десятый класс, а в одиннадцатом у них уже появились свои интересы — кто-то захотел стать медиком, кто-то психологом, кто-то еще кем-то, — и, естественно, занятия стали уже неинтересны. Тем более, когда родители привели. А кружок «Юный спасатель» — это дополнительное образование, дети туда идут после школы, по собственному желанию, их уже никто не заставляет этим заниматься, и поэтому они мало бросают кружок.

— На занятия, подобные вашим, в принципе ведь есть ведь спрос и у взрослых. Есть ли в Зеленограде такие возможности? Я знаю, проводились курсы Красного Креста для взрослых, но как-то буквально один раз, а за всеми остальными подобными занятиями приходится ездить в Москву...

С.А. — Вы знаете, хорошую мысль вы подкинули, наверное, мы будем об этом думать, чтобы для взрослых тоже сделать что-то. Скорее всего, такие занятия будут бесплатными — спасатели, я думаю, будут с удовольствием заниматься, если захотят. А вообще, у нас есть бесплатные курсы в Учебно-методическом центре Москвы по гражданской обороне. Думаю, в сентябре там начнутся занятия на два с половиной месяца. Я с удовольствием могу направлять всех желающих зеленоградцев в московский Учебно-методический центр — ко мне можно обращаться по телефону (499) 735-0459.

— А по поводу летнего лагеря и следующего набора детей в «Юный спасатель» к кому обращаться?

С.А. — Следующий набор детей у нас в сентябре, будет набирать Светлана Викторовна, школы 1940, 617, 618 и 2045 будут набирать детей в кружки спасателей.

— Все, кто хочет стать юными спасателями, могут позвонить в эти школы и спросить, куда и когда им придти? Из других школ могут прийти дети заниматься в эти школы, присоединиться к каким-то группам?

С.А. — Да, конечно. Тем более, что с сентября у нас будут набраны новые группы.

Елена Панасенко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран