загрузить файл со звуком (20845 кб) |
— Ваше объединение уже давно существует в Зеленограде?
С.А. — Существуем мы давно, с 2003 года. В 2005 году начали образовываться кружки «Юный спасатель» — сначала на базе Дворца Творчества, но туда народ как-то не шел — все шли на танцы, рисование... И тогда мы решили вести кружки на базе школ: есть педагог, вот как Светлана Викторовна, есть школа и её директор, которой не против организовать у себя кружок, и туда приходят дети. Сейчас у нас есть кружки в школе 2038, где с детьми занимается Светлана Викторовна, и в школах 617, 618, 2045, 1940 — туда можно записываться. Еще школа в МЖК хочет сделать такой кружок, но не знаю, появится ли он со следующего года.
— Какого возраста детей вы набираете?
С.А. — Берем детей от 12 до 18 лет, у нас разновозрастный состав детей. Есть младшие группы, есть старшие, есть совместные группы. Мы тесно общаемся с туристами, с детьми занимаются спасатели, а не только педагоги. Программа занятий у нас рассчитана на два года обучения, и в первый год дети занимаются четыре часа в неделю, во второй — шесть часов в неделю. А вот в совместных походах, совместных сборах ребята второго года обучения и более опытные выступают как младшие инструкторы и помогают руководителю.
— И что же входит в программу «Юного спасателя»?
С.А. — Программа включает в себя основные разделы: туризм, медицинская подготовка, противопожарная подготовка, психологическая подготовка и общефизическая подготовка, что немаловажно для любого человека, который может защитить здоровье и жизнь — свою и другого человека.
— Хочу сразу уточнить: вы сотрудничаете с МЧС и с Московской службой спасения? Я знаю, у них существует Юношеский центр подготовки резервистов — вы к нему имеете отношение?
С.А. — Мы в основном сотрудничаем с нашим зеленоградским ГО ЧС, с нашими спасателями.
С.К. — Уточню — у нас сейчас не ГО ЧС, а Управление МЧС по Зеленоградскому округу и Агентство гражданской защиты Зеленоградского округа, и не Служба спасения, а спасательная служба, Поисково-спасательный отряд № 10 (ПСО). Вот с ними мы и сотрудничаем — спасатели помогают нам проводить занятия с детьми, соревнования, всякие слёты и туристические походы.
— В программу Юношеского центра резервистов, — я так поняла, что это такое добровольческое движение, — входит и водно-спасательная подготовка, и даже высотно-спасательная. У вас такого нет?
С.А. — Высотно-спасательная подготовка у нас есть — в частности, Светлана Викторовна занимается с детьми работой на высоте. А водно-спасательная подготовка у нас на базе школы 617, там вообще такой кружок, в котором дети получают после обучения права на судовождение.
— Они где-то практику проходят по судовождению, в Зеленограде?
С.А. — Они проходят практику в Северном округе, выезжают туда.
— Какие медицинские знания даются у вас, кто их дает и как?
С.А. — Медицинские знания дают педагоги, естественно, потому что для того, чтобы проводить сердечно-легочную реанимацию, необязательно быть медиком. Вообще, первая медицинская помощь — это обязательная программа курса ОБЖ. То есть дети не только на уроках ОБЖ, но и в рамках занятий в кружке «Юный спасатель» проходят эту первую медицинскую подготовку. Она называется еще «доврачебная помощь». И педагоги, которые занимаются детьми, имеют опыт работы и могут это преподавать — как останавливать кровотечение, накладывать шины, повязки. Всем этим и Светлана Викторовна занимается с детьми.
С.К. — У нас практически все педагоги, которые ведут занятия по этой программе, прошли курсы Красного Креста, среди них есть и два профессиональных спасателя. Естественно, первую помощь мы обязаны знать.
— А какая часть вашей программы больше всего нравится детям, интересует их?
С.А. — Вы знаете, сложно сказать, что им нравится больше всего. Например, когда мы выезжаем на сборы и проводим учебную поисково-спасательную операцию, они обязаны быть физически подготовленными, чтобы быстро найти пострадавшего. Они обязаны быть готовы психологически, не растеряться, когда они его найдут, и когда вдруг пострадавший не один, а их несколько. Как себя повести? Для многих детей и это своеобразный барьер, нужно, столкнувшись со сложной ситуацией, повести себя правильно. Они должны уметь правильно, грамотно и быстро оказать первую медицинскую помощь. Если это решение пожарно-тактических задач, то они должны уметь быстро одеть «баёвки», пробежать какое-то расстояние и потушить пожар. Сложно сказать, что им нравится, что не нравится — это всё должно быть в комплексе, чтобы они могли правильно реагировать на ситуации уже в жизни.
С.К. — Больше всего им нравится узлы вязать. И морские тоже.
— Это, наверное, какая-то морская романтика? Морские узлы...
С.К. — Наверное.
С.А. — Просто без узлов они ничего не смогут. Например, чтобы ту же переправу навести — нужно знать как минимум несколько узлов и вязать их правильно, потому что если один сделает что-то не так, то пострадает вся команда. А если это соревнования, то переправа может быть и над достаточно высоким обрывом.
— Было такое, чтобы она обрывалась?
С.А. — Нет, такого у нас, слава Богу, не было.
С.А. — Там еще обязательно есть страховка. Срывов не было никаких, что вы, Боже упаси.
— Вернемся к медицине. У вас были практические занятия — а, может быть, у кого-то был реальный случай, когда пришлось применить эти знания на деле?
С.А. — Нет, Бог миловал. Вы знаете, у нас есть «имитаторы ранения», чтобы дети знали, как выглядит то или иное ранение — это такие повязки, которые накладываются на руки, на ноги, на лицо. Дети знают, например, как выглядит лицо при черепно-мозговой травме — у нас есть такая маска. Но Бог миловал, своих травм не было.
С.К. Нет, в принципе, мы же часто с ними сталкиваемся не на занятиях, а в жизни. Вот, например, буквально недавно ребенок палец выбил. Наши дети в состоянии сами наложить холод, знают, что нужно наложить шину, то есть могут не растеряться, определить, что делать, и оказать помощь. Чаще, конечно, они приходят за консультацией, ведь поддержка взрослого им необходима, но, в общем, они не теряются, могут правильно сработать.
— Если они попадут на необитаемый остров — они выживут?
С.К. — Вы знаете, сказать сложно, но мы надеемся, что да. В крайнем случае, мы им аналогичные ситуации пытаемся создавать. Все-таки, наверное, они к этому будут готовы больше, чем любой человек с улицы.
— Сколько ребят у вас занимается — наверное, достаточно немного, или всё-таки большая часть из школы проходит через ваши кружки?
С.К. — Наверное, даже большая часть проходит. Достаточно много получается, пожалуй, именно старшеклассников.
С.А. — Плюс у них еще есть такой мотив как соревнования — «Юный спасатель» или «Школа безопасности». С каждым годом увеличивается количество номинаций в этих соревнований. Сейчас вводится еще «Юный водник», «Юный пожарный».
— Это всё соревнования по вашему профилю?
С.К. — Да, сначала проходит школьный уровень соревнований, потом районный, потом окружной. Потом, как правило, команда одной из школ, в которой работает наша программа, выигрывает — потому что там ребята на самом деле более подготовленные, они в течение всего года этим занимаются и выезжают на сборы. А потом победители едут на соревнования в Москве, а уровень там очень сложный и действительно приближенный к жизни.
— Есть разные клубы приключений или путешествий — например, клуб «Приключение» Дмитрия и Матвея Шпаро, который сотрудничает с зеленоградским Центром для глухих детей [Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Логотон» — Zelenograd.ru]. Вы с ними не контактируете?
С.А. — Нет, с ними мы не работали. У нас был опыт работы с трудными подростками в нашем пересылочном Социальном приюте, который в Крюково — там живут дети, которые ожидают лишения родительских прав. Состав детей там постоянно меняется. И вот у нас был положительный опыт работы с ними: было видно прямо на глазах, как у детей сосредотачивается внимание — если первые полчаса занятия их нельзя было собрать на пять минут, то потом уже удавалось увлечь минут на пятнадцать. Но, к сожалению, эта работа пока остановлена, там очень сложные подростки, обязательно нужен социальный педагог.
— Таким подросткам, которые уже в своей жизни побывали в сложных ситуациях — им такие занятия нужны?
С.А. — Вот именно для них и были эти занятия, потому что они живут, ночуют, и, в общем, большую часть времени проводят на улице — чтобы у них была хоть какая-то адаптация к таким условиям. Но там обязательно нужно, чтобы в группе со спасателями работали социальный педагог и психолог, потому что это очень тяжело, очень страшно.
— Расскажите о другом направлении вашей подготовки — физической подготовке. В неё входит и туристическая подготовка? Как проходят эти занятия, где и чем ребята занимаются?
С.А. — Занятия по туристической подготовке могут начинаться с кабинета, когда мы учимся вязать минимум узлов, который они должны знать и сдать на время. А затем, естественно, мы занимаемся в нашем Спасательном отряде (ПСО № 10), и спасибо большое, что нас принимает Пожарная часть — там есть вышка, где мы можем что-то отработать.
— Экскурсии или практические занятия на базе МЧС — что они из себя представляют? Дети просто осматривают Пожарную часть, например, или получают какие-то реальные навыки? Они не выезжают на какие-то реальные пожары?
С.А. — Нет, конечно, это же дети. У нас только чисто технические, тренировочные, учебные занятия, теоретические навыки. Эти практические занятия мы проводим только для тех, кто занимается в нашем кружке.
С.К. — Максимум, если говорить о пожарной подготовке, они тушат пожары на соревнованиях. В корыто наливается бензин, поджигается — и они в одежде, в перчатках, в касках подбегают, приводят в действие огнетушитель и тушат. Никакой угрозе для жизни, конечно, мы детей не можем подвергать.
— Наверное, такие знания могут пригодиться. Сейчас распространены лесные пожары, весной горит сухая трава. Ваши дети знают, что делать в таких случаях?
С.А. — Они знают, что поджигать не надо.
С.А. — Конечно, тушить ногами они вряд ли будут, и вода не везде есть. Я говорю детям, чтобы они по возможности, конечно, тушили, если есть рядом лужи, если не жалко сапог, но лучше всего — это 01, конечно, а больше никак.
— В процессе занятий в объединении ребята сдают какие-нибудь нормативы? Есть ли какие-то требования к тем, кто к вам только приходит заниматься?
С.А. — У нас нет никаких нормативов по приёму детей, мы берем всех. Единственное, конечно, я обращаю внимание на группу здоровья: если у ребенка, например, подготовительная группа, то я его на сборы возьму, но нагрузка у него будет несколько иная, чем у детей с основной группой здоровья. И нормативы по сдаче физподготовки будут другими — я думаю, любой педагог это учитывает, чтобы занятия были не во вред ребенку.
— Вы сказали, дети сдают узлы на время. Еще что-то? Палатки ставят на время?
С.А. — Палатки ставят, обязательно, накладывают шины и повязки на время, проверяется правильность наложения. Сердечно-легочную реанимацию делают на время, одевают «баёвки» — пожарную одежду, одевают на время средства индивидуальной защиты — костюм Л1, костюм ЛЗК, противогаз.
— В школе с водно-спасательной подготовкой байдарки на время не собирают?
С.А. — Это надо было бы пригласить оттуда педагога дополнительного образования — он бы рассказал... А мы с детьми для подготовки к соревнованиям «Школа безопасности» и «Юный спасатель» занимаемся в бассейне МИЭТ — у нас есть для этого два дня в году, перед соревнованиями. Дети учатся спасать с лодки, с воды и с берега, кидать конец Александрова и спасательный круг. Это — необходимый минимум.
— Они учатся спасать своих ровесников или могут спасти и взрослых?
С.А. — Как правило, используется манекен, но два или три раза у нас были водолазы — они спасали водолаза, то есть человека в водолазном костюме, тяжелого...
— И как, они могли его вытащить?
С.А. — В паре они могут его вытащить. Они должны это уметь. А еще у нас перед соревнованиями проходят тренировки на Ангстреме, в пойме реки. Дети учатся перемещаться на воде, на катамаранах и лодках, потому что они это делают на соревнованиях. У нас есть занятия и в лесу, есть еще занятия в спортзале, мы очень приветствуем какие-то командные игры — футбол, баскетбол, волейбол — где мы можем создать команду, потому что на всех соревнованиях, помимо того, что ребята показывают там какие-то навыки, они должны уметь работать командой.
— Такие занятия, наверное, вообще очень сплачивают? Как раньше в школе была «Зарница», и она играла где-то дальше большую роль, чем школа — в том, чтобы сплотить класс, чтобы все узнали друг друга в деле...
С.А. — Да, конечно. Мы иногда проводим и ночевки в лесу — по крайней мере, последний раз такая ночевка была, наверное, зиму назад, в этом году не получилось детей собрать, да и морозно было. То есть мы зимой собираем детей, и поисково-спасательный отряд отрабатывает свои задачи, например «поиск грибника».
— Зимой?
С.А. — Зимой, чтобы дети понимали, что такое холод, как построить шалаш, как правильно поставить палатку, чтобы ее не унесло, как настелить лапник, чтобы он не кололся и было тепло. То есть каждый отрабатывает свои задачи. Но мы с детьми еще и «прятались»: мы должны были так поставить свой лагерь, чтобы нас долго не находили. К утру нас нашли — наверное, часов в пять или шесть утра. Спасатели тоже отрабатывали свою задачу, разделили местность на квадраты, всё как положено, и нашли нас в нашем квадрате.
— В жизни за это время человек уже, наверное, может замерзнуть?
С.А. — Замерзнуть — нет, есть же зажигалки, спички, я думаю, каждый человек носит их с собой, и развести костер — это не проблема. Детям очень понравилось.
— А родители их отпускают в лес зимой, с ночевкой?
С.А. — Да, есть же мобильная связь, поэтому родители отпускают.
— Но холодно же, и в палатках, зимой...
С.А. — Нет, ничего страшного, у нас все дети были одеты, был костер, была с собой пища — дети готовили на костре, всё было замечательно. Летом мы тоже обязательно выезжаем в наш специализированный лагерь «Юный Спасатель».
— Где находится ваш летний лагерь?
С.А. — По-разному. Как правило, на Истре, или в детском лагере отдыха «Заря». Еще мы ездили на Волгу под Тверью, в детский лагерь «Волна». И в летнем лагере мы тоже занимаемся по определенной программе, то есть у детей расписано шесть-восемь дневных часов, обязательно есть ночные выходы. Светлана Викторовна тоже может рассказать про это, она с нами постоянно ездит.
— Расскажите, что происходит в лагере?
С.К. — Да, мы ездим вместе, и вот уже три года у меня получается поехать одной с группой: один раз мы были в московском «Роднике», а два последних года ездили в «Волну». И вот по поводу родителей хочу сказать — они отпускают детей с радостью. В каникулы детям в городе особо заняться нечем, а там они при деле, под присмотром и чему-то учатся. Потому что на самом деле в четырех стенах можно научить каким-то навыкам, но жизни научить сложно — чтобы отработать навыки, всё-таки обязательно нужен выезд.
— Вы младших ребят тоже с собой берете?
С.К. — У меня выезжали в прошлом году дети девятых-десятых классов, младше девятого я не помню.
С.А. — Мы на выезды берем больших, а маленькие просто ходят в кружок. Вот у меня есть мальчики, которые лет пять ходили в кружок — начали с 12 лет и до окончания школы. Маленьких я тоже никуда не брала — во-первых, ответственность больше, а во-вторых, есть разница, двенадцать лет ребенку или семнадцать, когда что-то ему объясняешь. Маленькие дети ходят в кружок, занимаются, а на выезды ездят только взрослые дети.
С.К. — Но если бы попросились — мы бы, наверное, взяли...
С.А. — Мне кажется, там родители, конечно, боятся.
С.К. — Существует определенная квота мест. Со старшими как-то проще, там минут за
— Эти летние лагеря — бесплатные?
С.А. — В этом году у нас лагерь будет платный — так как префектура не оплатила нам лагерь в связи с кризисом. Я еду с детьми с 19 по 30 августа на Черное море, путевка стоит 750 рублей в сутки — 7500 рублей за десять дней. Так что я набираю детей, могу это сказать в качестве рекламы. Лагерь будет на Чёрном море, в Крыму, рядом с «Артеком» — бывший пионерский лагерь «Жемчужина».
— Чтобы попасть в лагерь, не обязательно уже быть «юным спасателем»?
С.А. — Нет, не обязательно, я беру детей уже с нулевой подготовкой.
— Вы будете в лагере готовить детей по своей программе?
С.А. — По программе мы будем готовить тех детей, которые поедут подготовленные, а у тех, кто не подготовлен, будет возможность посмотреть на всё это и поучаствовать по мере сил.
— Какие-то ребята, кто у вас отучился в «Юном спасателе», выбрали это делом своей жизни?
С.А. — Выбрали, конечно. Один наш мальчик сейчас работает в нашем зеленоградском ПСО № 10, он ученик Светланы Викторовны. Второй, тоже её ученик, учится в Академии гражданской защиты — это целенаправленно выбранная профессия.
С.К. — И еще у нас часть детей получили книжки спасателей. Но пока с ними не получается устроиться на работу, я так понимаю, конкурс достаточно высокий.
— А куда они могут устроиться на работу с такими книжками спасателя?
С.К. — В любое поисково-спасательное подразделение Москвы и области, кто куда хочет.
— То есть выпускники школ, у которых есть книжка спасателя, могут пойти работать?
С.А. — Да, если они старше 18 лет, с книжкой спасателя, при наличии вакансий.
— Но эта книжка не всем выдается? Есть какие-то нормативы, которые нужно сдать на неё?
С.А. — Конечно, не всем. Для этого нужно сначала пройти внутреннюю аттестацию, потом аттестацию в Москве. Если уж совсем обобщить, то из 50 человек наших выпускников примерно 10 сдают на книжку — пятая часть.
— А пытаются сдать все, или сдают только те, кто хочет?
С.А. — Кто хочет. Все не пытаются, для многих, как правило, достаточно этих двух лет подготовки для себя.
— А вы как вы сами пришли в эту профессию, в это направление? Какой у вас опыт в этой области?
С.А. — У нас две разные профессии. Светлана Викторовна — педагог, а я была педагогом дополнительного образования, а теперь специалист Агентства гражданской защиты, курирую всё это и помогаю проводить занятия.
— Но вы сами знаете это не в теории, была какая-то практика, может быть, в виде альпинизма, туризма?
С.А. — Если про меня говорить, то у меня был туризм, лыжные гонки, то есть это просто моя натура. Одно время мы готовили студентов-спасателей, была в Москве такая программа, и я преподавала там некоторые дисциплины, для студентов. Сейчас этим занимается Учебно-методический центр в Москве, окружным центрам запретили это делать. А мой опыт распространился на детей, школьников.
С.К. — Я пришла в школу работать психологом, потом начала вести ОБЖ. В 2003 году мы впервые победили в окружных соревнованиях школ безопасности. И Светлана Вячеславовна меня втянула сначала в соревнования, а потом у нас на базе 617 школы, — я раньше там работала, — открылись профильные классы гражданской защиты «Спасательное дело». Затем, придя в школу 2038, я начала вести такие занятия. Просто это затягивает. А туристический опыт у меня, наверно, поменьше, чем у Светланы Вячеславовны. Есть опыт именно только в плане занятий и подготовки детей к этим занятиям.
— А какие дети к вам приходят? Много желающих, чтобы приходилось их как-то отсеивать? Многие ли уходят, не доучившись?
С.А. — Желающих много, но мы стараемся взять всех, кто к нам хочет — отсеивать никого не получалось. И бросает занятия очень мало детей. В классе гражданской защиты, который упомянула Светлана Викторовна — там, конечно, был большой отсев, но туда родители их приводили. И дети вырастали, отзанимались десятый класс, а в одиннадцатом у них уже появились свои интересы — кто-то захотел стать медиком, кто-то психологом, кто-то еще кем-то, — и, естественно, занятия стали уже неинтересны. Тем более, когда родители привели. А кружок «Юный спасатель» — это дополнительное образование, дети туда идут после школы, по собственному желанию, их уже никто не заставляет этим заниматься, и поэтому они мало бросают кружок.
— На занятия, подобные вашим, в принципе ведь есть ведь спрос и у взрослых. Есть ли в Зеленограде такие возможности? Я знаю, проводились курсы Красного Креста для взрослых, но как-то буквально один раз, а за всеми остальными подобными занятиями приходится ездить в Москву...
С.А. — Вы знаете, хорошую мысль вы подкинули, наверное, мы будем об этом думать, чтобы для взрослых тоже сделать что-то. Скорее всего, такие занятия будут бесплатными — спасатели, я думаю, будут с удовольствием заниматься, если захотят. А вообще, у нас есть бесплатные курсы в Учебно-методическом центре Москвы по гражданской обороне. Думаю, в сентябре там начнутся занятия на два с половиной месяца. Я с удовольствием могу направлять всех желающих зеленоградцев в московский Учебно-методический центр — ко мне можно обращаться по телефону (499)
— А по поводу летнего лагеря и следующего набора детей в «Юный спасатель» к кому обращаться?
С.А. — Следующий набор детей у нас в сентябре, будет набирать Светлана Викторовна, школы 1940, 617, 618 и 2045 будут набирать детей в кружки спасателей.
— Все, кто хочет стать юными спасателями, могут позвонить в эти школы и спросить, куда и когда им придти? Из других школ могут прийти дети заниматься в эти школы, присоединиться к каким-то группам?
С.А. — Да, конечно. Тем более, что с сентября у нас будут набраны новые группы.
Елена Панасенко