загрузить файл со звуком (17863 кб) |
— Марина Игоревна, первый вопрос, который хотелось бы задать: наблюдаете ли вы рост популярности рабочих профессий среди ваших абитуриентов? Некоторое время назад гостями нашей студии были представители колледжа № 49, с которыми мы также обсуждали эту тему.
— Я могу сказать, что именно по рабочим профессиям, как это ни обидно, сегодня роста популярности не наблюдается.
— Тогда популярность каких специальностей, готовящихся в вашем колледже, растет?
— Сегодня более привлекательны для нашей молодежи, для наших абитуриентов и школьников, реализуемые колледжем программы специальностей ступени СПО — среднего специального образования. Востребованы такие рабочие профессии, как оператор ЭВМ, то есть, в целом о «рабочих профессиях» говорить нельзя. Их можно поделить на те, которые более интересны и востребованы нашими учащимися и их родителями, и те, которые в большей степени востребованы экономикой города и работодателями. Так, в нашем колледже профессия оператора электронных вычислительных машин (ЭВМ) престижна и востребована у абитуриентов и их родителей, хотя востребованность этой профессии у работодателей — низкая.
— Странный дисбаланс... Родителям только кажется, что это перспективно?
— Да. Сегодня знание компьютера привлекательно для школьника и абитуриента...
— Вероятно, в качестве базы для дальнейшего роста?
— Возможно, это и так. Потому что, если проанализировать дальнейшую профессиональную судьбу выпускников, то окажется, что они в основном настроены на получение высшего профессионального образования.
— Например, в МИЭТе?
— Не только в МИЭТе. Сейчас очень многие московские вузы открывают свои двери для наших выпускников на базе НПО, ведут профориентационную работу в стенах нашего колледжа и с удовольствием принимают их на учебу. Об этом говорит анализ трудоустройства и дальнейшей карьеры наших выпускников.
— Расскажите о специальностях и в целом о ступенях обучения в колледже...
— Колледж реализует образовательные программы начального профессионального образования по рабочим профессиям, а также по специальностям среднего профессионального образования, и образовательные программы профессиональной подготовки.
Начальное профессиональное образование (НПО) — это профессии оператора электронно-вычислительных машин, о которой мы уже говорили, и станочника широкого профиля. Это сейчас самая востребованная у работодателей профессия, на которую мы не можем привлечь ребят, хотя и очень стараемся сделать это в последнее время, обновляем материальную базу новейшим оборудованием. У этой профессии три составляющие: токарь, фрезеровщик и оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ).
— И ребята на эту специальность идут неохотно?
— Для ребят она сегодня не привлекательна. Хотя модернизация материально-технической базы и установка нового оборудования в новой лаборатории ЧПУ и добавила ей привлекательности: нам уже есть, что показать, и мы видим, как ребята начинают заинтересовываться — и те, кто уже обучается, и те, кто только приходят знакомиться с этой профессией. Хотя набор на неё пока все же идет трудновато.
Еще профессии НПО — монтажник радиоэлектронной аппаратуры, слесарь механосборочных работ.
— Эти профессии пользуется спросом среди работодателей?
— Да, обе эти профессии пользуются спросом. Есть еще электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования — вот по этой профессии достигнут баланс, она привлекательна для обеих сторон. Сегодня большое значение имеет перспектива дальнейшего роста. Куда же можно пойти, освоив такую образовательную программу? Электромонтер нужен любой организации, на каждом предприятии, с этой профессией нетрудно хорошо устроиться, и это подтверждается практикой, на которую распределяются наши учащиеся на третьем курсе. В ходе практики они не только закрепляют полученные знания и умения, но и получают неплохую компенсацию (можно сказать, зарплату) за конкретную выполненную работу.
— Нельзя ли, если это не секрет, уточнить уровень зарплат по этим профессия? Я в этом году была на Дне выпускников, там речь шла о рабочих профессиях вполне конкретно — сколько молодой человек будет получать, обучившись конкретной специальности.
— Ответить на такой вопрос очень сложно. Бывают разные организации, разные формы собственности, разные требования и квалификация выпускников... Ну, давайте обозначим средний уровень в 25 тысяч рублей, хоть я и боюсь ошибиться.
— На какие специальности у вас наибольший конкурс?
— Из специальностей НПО активнее всего идет комплектация на специальность «оператор электронно-вычислительных машин». Здесь из года в год мониторинг показывает положительный тренд, мы набираем и по две, и по три группы. То есть мы, разумеется, учитываем пожелания учащихся, хотя в первую очередь должны учитывать потребность рынка труда. Я рекомендую и учащимся, и их родителям задумываться при выборе профессии о возможности дальнейшего трудоустройства. К тому же, эту профессию можно получить и другим путем — например, пойти на краткосрочные программы профессиональной подготовки или переподготовки.
Что касается ступени СПО (среднего профессионального образования), то колледж реализует следующие программы: экономико-бухгалтерский учет повышенного уровня по направлению «финансовая деятельность», срок обучения — 3 года 10 месяцев; «менеджмент промышленности», срок обучения здесь различается в зависимости от того, с какого класса к нам поступает учащийся, на базе
— Специальность «Автоматизированные системы обработки информации» — какие это конкретно рабочие должности? Системный администратор? Системы обработки информации — широкое понятие...
— Квалификация, получаемая после освоения образовательной программы этой специальности — «техник». Основные виды деятельности выпускника — организационно-управленческие и производственно-технологические, то есть разработка технологических процессов автоматизированной обработки информации. Как известно, сейчас все технологические процессы автоматизированы. К какой профессиональной деятельности готов такой выпускник? Он умеет устанавливать программное обеспечение, умеет работать по архивации и обеспечивать антивирусную защиту, подключать и обслуживать принтеры, веб-камеры, проекторы и другую периферийную технику. Он изучает языки программирования, сложные базы данных, организует проводные и беспроводные сети, умеет проектировать, обслуживать и защищать (на уровне паролей) базы данных. Такая вот сложная специальность... Выпуска по этому направлению у нас еще не было, первый выпуск состоится только в следующем году. Но мы уже изучаем потребность работодателей зеленоградского рынка, их требования к квалификации. В этом году прошли только первый этап изучения трудоустройства — направление на практику, но это может многое показать, дать какие-то результаты... Такие специалисты востребованы.
— Значит, у вас уже есть конкретные работодатели, которые хотят взять ваших выпускников?
— Они уже появились в процессе работы по трудоустройству на производство, на профессиональную практику. Мы видим потребность, мы видим необходимый уровень компетенции... Все это у нас — в процессе, сейчас еще очень трудно говорить о трудоустройстве по данной специальности, об адаптации учащихся по данному направлению.
— Специалистов по специальностям «Экономика и бухгалтерский учет», «Менеджмент», да и специалистов по системному администрированию компьютерной техники и телекоммуникациям готовят и вузы Зеленограда...
— Мы сейчас говорим о ступени СПО — среднего профессионального образования, тогда как вузы реализуют программы высшего образования.
— Не будут ли выпускники колледжа испытывать конкуренцию со стороны выпускников вузов?
— Если выпускник системы среднего профессионального образования нацелен на дальнейшее профильное обучение, он имеет льготы и преимущества. Например, он вправе поступать в вуз без такого испытания, как ЕГЭ (единый госэкзамен). И это зафиксировано в правилах приема.
— Это если он захочет продолжить обучение в вузе...
— Да, если он захочет его продолжить именно по данному профильному направлению. Статистика показывает, что наши учащиеся очень успешно проходят вступительные испытания. Причем наблюдается положительная динамика поступления учащихся по профилю своего образования: в прошлом году 50 человек (27% выпуска) поступили в профильные высшие учебные заведения. Только 5% пошли не по профилю и сдавали ЕГЭ.
— Значит, около трети ваших выпускников пошли в вузы продолжать полученное в колледже образование?
— Выпуск 2009 года составил 187 человек, из них 50 человек — это 27%. Причем подчеркну — они пошли на дневную форму обучения.
— Остальные предпочли пойти работать или кто-то ушел в армию?
— 50% выпуска пошли работать, причем большинство — по профилю. И это результат большой работы колледжа, в котором создана служба по трудоустройству и адаптации учащихся. В соответствии с Законом об образовании мы способствуем их трудоустройству, устраиваем на практику, подыскиваем рабочие места...
— Студенты колледжа уже в ходе практики получают какую-то заработную плату?
— Как я уже говорила, если учащийся выполнил конкретную работу, он получает за нее конкретную заработную плату.
— Я видела на сайте колледжа интересное предложение: колледж предлагает услуги по обработке информации на ЭВМ и по всем остальным своим специальностям. Это — способ привлечь потенциальных работодателей для будущей практики студентов?
— В рамках производственной практики ведется учебно-производственная деятельность, которая позволяет колледжу получать внебюджетные средства для развития его материально-технической базы и поощрения хороших учащихся и педагогов. Для этого мы и предлагаем работодателям или физическим лицам разместить в мастерских колледжа те или иные заказы.
— Есть ли спрос у работодателей на ваших менеджеров и бухгалтеров?
— Да, такой спрос имеется. Особенно определенно можно сказать о бухгалтерах (выпускниках специальности «Экономика и бухгалтерский учет»). Однако многие из них ориентированы на высшее образование. Например, если говорить о выпуске прошлого года, то большинство из наших выпускников пошли на ступень высшего профессионального образования и поступили в вузы, не сдавая ЕГЭ.
— Сколько вы набираете учащихся на бюджетные места, есть ли у вас платное обучение?
— О контрольных цифрах приема можно сказать следующее. Они ежегодно формируются с учетом потребности рынка труда, отраслевого департамента и предложений нашего колледжа. В этом году план набора составляет 200 человек по начальному профессиональному образованию, 80 человек по среднему профессиональному образованию и 187 чел по программам профессиональной подготовки. Все места учебной программы, реализуемой по начальному и среднему профессиональному образованию (200 мест НПО и 80 — СПО), являются бюджетными.
Что касается программ профессиональной подготовки — это программы для взрослого незанятого населения, и, конечно, это обучение не бюджетное, за него должны заплатить либо физическое лицо, решившее поменять или повысить свою квалификацию, либо работодатель, заинтересованный в подготовке для своего предприятия тех или иных специалистов.
— Насколько успешно идет работа по переобучению взрослых?
— Мы изучаем рынок, связываемся с работодателями, взаимодействуем с Центром занятости и предприятиями, работа идет. Но, к сожалению, вероятно, в связи с кризисом, эта работа идёт с определенными трудностями в плане потребности работодателей в тех или иных направлениях профессиональной подготовки.
— Расскажите об экзаменах, которые надо сдавать при поступлении в колледж. Ведь к вам поступают выпускники
— Да, в этом году мы объявили наш традиционный набор на базе
Что касается экзаменов: после
— А часто случается, что к вам приходят абитуриенты без такого сертификата?
— Насколько мне известно, в этом году во всех школах сдают государственный итоговый экзамен, по итогам которого и будет выдаваться сертификат, который мы обязаны учесть при зачислении.
— Значит, теоретически, он должен быть у всех поступающих?
— Не обязательно. И если у учащегося такого сертификата не будет, мы предложим ему сдать экзамены, пройти испытания по этим же предметам — по русскому языку и математике с тем, чтобы равноправно участвовать во вступительном конкурсе. А для поступающих на базе
— Подготовительные курсы в колледже работают?
— Обязательно. В этом году было организовано два потока продолжительностью по два месяца. Объем учебных часов там не большой, но достаточный для того, чтобы подготовиться к экзаменам. Занятия для школьников проводятся во второй половине дня.
— Эти занятия платные?
— Платные, их стоимость установлена минимальной — 5 тысяч рублей. Это мне не кажется высокой ценой.
— Какие «плюсы» колледж дает своим студентам? В частности, вы предоставляете отсрочку от армии при обучении по всем специальностям?
— Да, отсрочка от армии распространяется на все специальности и профессии.
— Чем еще привлекательно обучение в колледже? В колледже студенты получают стипендию, льготы, имеют возможность заниматься спортом?
— Студенты получают стипендию в размере 400 рублей, получают они также и горячее питание, имеют льготный проезд. В колледже работают кружки дополнительного образования, художественной самодеятельности и спортивные секции, различные факультативы. Сегодня предприятия меняют формы собственности, меняются и требования работодателей — помимо основных прописанных стандартных компетенций работнику полезно иметь и дополнительные. Например, менеджеру, чтобы в дальнейшем хорошо трудоустроиться, вероятно, нужно знать иностранный язык, иметь более совершенное знание компьютера. Для этого у нас есть программы дополнительного образования. Думаю, это тоже привлекательно и для абитуриентов, и для учащихся.
— А какие именно дополнительные программы у вас работают?
— Как я уже сказала, это иностранный язык (английский), компьютеры. Причем мы стараемся делать эти программы модульными, чтобы каждый учащийся мог по своему усмотрению подобрать себе отдельные интересующие его модули, необходимые для его компетенции, будущего трудоустройства и трудовой карьеры.
— Но эти программы уже не входят в основную учебную программу, они платные?
— Да, конечно. Но они сейчас просто необходимы.
Елена Панасенко