загрузить файл со звуком (16726 кб) |
— И первый вопрос: от скольких старых автомобилей Зеленоград избавился через ваш автосалон?
— В данный момент мы выдали 170–200 сертификатов. Автовладельцы избавились ещё не от такого количества старых машин, потому что люди сдают их уже ближе к моменту поставки их новых автомобилей, которые они покупают по новой программе. Тем не менее, это не предел: люди обращаются, едут, интерес есть.
— Как по вашему мнению будет меняться количество обращений?
— В первую неделю был пик обращений и посещений. Далее был небольшой спад, так как в любом бизнесе появление нового продукта либо услуги вызывает первоначальный всплеск, потом небольшое падение, а затем и рост. И здесь такая же ситуация. На текущий момент число обращений автовладельцев стабилизировалось: обращений десять в день, а по факту выдач, конечно, чуть меньше. Потому что люди сначала спрашивают, интересуются, оценивают свои возможности, подбирают автомобиль, а потом уже обращаются непосредственно к нам — сдать свою машину и купить другую.
— Наверное, так и останется примерно 100–200 обращений в месяц.
— Я думаю — да. Если брать по нашему автосалону, цифра будет примерно такой.
— Кто приходит сдавать свои автомобили?
— В большей степени, это жители Зеленограда, конечно. Не готов сказать в процентном соотношении, но больше половины — это Зеленоград, чуть меньше — регион Солнечногорска, Клина, и совсем небольшое количество обращений — из других регионов.
— Старые автомобили везут к вам или сразу на утилизационный пункт?
— На стартовом этапе, когда была несогласованность во взаимодействии с утилизаторами, ГАИ и прочими инстанциями, у нас несколько машин прошло по схеме, когда человек самостоятельно обратился в ГАИ, снял автомобиль с учёта, отвёз его к утилизатору и приехал к нам с сертификатом и со всеми отметками.
В данный момент все автомобили мы принимаем у себя. Единственное, владелец снимает машину с учёта. Процедура бесплатная и простая: показывать машину не нужно. В основном, утилизация автомобилей происходит через нас. Человек привозит к нам машину, снимает её с учёта. Мы вызываем утилизатор, и тот забирает у нас эти автомобили.
— В каком состоянии автомобили, которые к вам привозят?
— Абсолютно «разношёрстные» авто. Встречаются машины, которые явно простояли несколько лет, может быть, и с десяток лет, на улице. Открываешь дверь и видишь в прогнившей дырке сверху потрескавшуюся шпаклёвку, напоминающую потолок в старом доме…
А есть машины в очень приличном состоянии, практически без ржавчины. За ними ухаживали, но ввиду старости за пятьдесят тысяч рублей продать их не просто, поэтому сдают по программе утилизации. Большая часть приезжает своим ходом.
— Значит это
— Да. Даже если мы оценим навскидку обездвиженный хлам, стоящий на наших улицах, и такой же хлам, который ещё ездит, то получается 50 на 50. Потому что много ещё ездит таких машин. И хорошо, что они ездят, потому что владельцы не всегда имеют возможность поменять машину.
— Какие марки старых авто привозят на утилизацию? Может быть встречается
— В основном, на отечественные автомобили: «ВАЗ», «ГАЗ». Горбатых «Запорожцев» не видел. Есть и иномарки, даже «БМВ» пригоняли.
— Да, иномарки десятилетние ещё вполне могут кататься.
—
— По условиям программы автомобили надо привозить полнокомплектными. Насколько я помню, был вопрос что такое «полная комплектность»? Если в автомобиле нет, к примеру, одного сидения, такой автомобиль считается полнокомплектным?
— Да, он считается полнокомплектным. Для чего было введено понятие «полная комплектность»? Перед правительством стояла задача, чтобы не возникло чёрного вторичного рынка автозапчастей. Поэтому достаточно жёстко вёлся отбор утилизаторов, которые должны отслеживать комплектность этих автомобилей и не допускать попадания старых восстановленных запчастей в продажу. В связи с этим вводилось такое требование.
В настоящий момент могу сказать, что утилизаторы лояльно относятся к таким вещам. Понятно, что если привезти кузов от автомобиля, это не подойдёт под условия программы. Но если частично отсутствуют небольшие элементы, то это не критично.
— Какие марки автомобилей выбирают для покупки?
— Если мы возьмём ситуацию по рынкам в целом, то лидирует «АвтоВАЗ». У нас в салоне среди всех представленных брендов — это автомобили «Рено Логан» и «Рено Сандеро». Дальше идёт интерес к автомобилям «Шевроле Круз», потому что это также отечественное производство, подпадающее под программу. Ни одного случая по «Шевроле Каптива» или «Опель Антара» зафиксировано не было — это дорогие автомобили. И, как правило, владельцы этих автомобилей уже, наверное, не обладают такими старыми машинами. Также пользуется популярностью «Шевроле Нива».
— Расскажите про новый автомобиль «Сандеро».
— Если мы берём не внешность «Сандеро», а техническую составляющую — это тот же самый «Логан», только с кузовом хетчбэк. Визуальное отличие состоит в форме бамперов, переднего капота и, так как это хетчбэк, в форме задней двери. Салоны абсолютно идентичны. Цена автомобиля немного превышает стоимость «Логана», но не критично, на 10 тысяч рублей. В пределах 350–400 тысяч можно купить хорошо укомплектованный автомобиль «Сандеро».
Остаётся одна проблема: спрос на автомобиль в данный момент больше, чем предложение. Есть в этом и «позитив». Компания «Рено» подтвердила — люди, которые сейчас получают сертификаты, смогут получить автомобили до окончания действия этой программы с сохранением старой стоимости, если вдруг произойдёт повышение цен.
— Это март следующего года, если я не ошибаюсь?
— Пока нет. Изначально информация, как я говорил, разнилась. Сейчас окончание программы планируется на 1 ноября…
— Я имею в виду окончание срока действия сертификатов. До ноября надо сдать автомобиль или надо «оприходовать» сертификат?
— Пока есть информация о том, что надо «оприходовать» сертификат. Но есть два положительных момента: первый — правительство объявило, что если программа будет пользоваться популярностью, то оно изыщет средства и продлbт её; второй — дилеры, по крайней мере, по «Рено», готовятся выступить перед Министерством промышленности и торговли о продлении срока действия сертификатов. Потому что желающих много, но производственные мощности пока не готовы обеспечить спрос таким количеством автомобилей, я имею в виду, в первую очередь, «Сандеро».
— Вторая проблема — это количество сертификатов. Напомню, их всего 200 тысяч, и сейчас «АвтоВАЗ» заявил, что он выдал сертификатов столько, что программа может закончиться через
— По крайней мере, обещали продлить программу и изыскать под неё средства. На какие сроки продлевать, не ясно, поскольку есть ещё свободные сертификаты. Я так понимаю, это в разработке. Но надежда есть.
— По вашим ощущениям, как Минпромторг подходит к вашим проблемам? Достаточно ли быстро и гибко реагируют?
— Не могу сказать, что есть сверхоперативность, но возникающие вопросы решаются. Открыты «горячие» линии как для дилеров, так и для утилизаторов, и для владельцев транспортных средств. Ответственные люди в Минпропторге стараются подойти внимательно к каждому вопросу. Пока сверхпретензий нет.
— Телефон «горячей» линии есть на сайте Минпромторга, можно позвонить по нему по всем возникающим вопросам.
Что касается вопросов… Вы говорили, что к вам половина людей приходят не сдавать автомобили, а узнать, что и как. Какие вопросы задают в первую очередь? Вообще, насколько они осведомлены об этой программе?
— Осведомлённость у автовладельцев относительная, то есть люди знают, что есть такая программа,
Другой момент — это условия: подходит их машина или не подходит под программу утилизации, сколько стоит новая, какая основная процедура, что они должны сделать. Их интересует вся цепочка этой процедуры, и нельзя выделить самый частый вопрос.
— Мы с вами встречались в нашей студии в феврале, до начала действия этой программы. Тогда вы говорили, что есть нерешённые вопросы, которые могут проявиться уже в процессе работы программы. С чем вы столкнулись, когда программа начала действовать?
— В первую очередь, мы столкнулись с большим количеством людей, которые пришли узнать: кто, что, зачем и почему. Уже в процессе работы окончательно принята основная схема, когда владелец транспортного средства приходит к дилеру, и дилер самостоятельно занимается утилизацией автомобиля. Конечно, человеку, который живёт в далёком регионе и желает купить машину у нас, нет смысла везти сюда старый автомобиль. Он может это сделать и ближе к месту жительства и приехать к нам уже с сертификатом. Но, как правило, опыт показывает, таких очень мало.
Второе. Мы также столкнулись с тем, что люди, которые сняли машину до 8 марта с учёта, к сожалению, под эту программу не попадают.
Третий момент. Мы столкнулись на первом этапе, что люди, снимавшие машину с учёта, не могли получить полную и грамотную консультацию в ГАИ, связанную с оформлением этого сертификата. Как нам стало позднее известно, внутренний приказ по всем отделам ГИБДД был выпущен примерно с недельной задержкой, и только через неделю там понимали, что им нужно делать, где ставить отметки, печати на свидетельстве об утилизации. И, в связи с этим, первым владельцам старых транспортных средств, подходящих под утилизацию, после снятия машины с учёта, приходилось ещё раз ездить в ГАИ и «дооформлять» документы. Честно говоря, к этому люди относились с пониманием, потому дело новое. С другой стороны, они явились первыми счастливыми участниками этой программы, и слава Богу.
А так, в основном, я не буду приводить мелкие вопросы, которые возникают в процессе. Они могут быть связаны с недостаточной осведомлённостью или ещё с чем то, но это некритичные моменты. В общем и целом, пока всё работает. У нас остаётся вопрос, связанный с налогообложением, но его мы будем решать с налоговой.
— Вы имеете в виду подоходный налог, который должны были платить с сертификатов?
— Это вопрос владельцев.
— Ну, вопрос владельцев решён: изменения в Налоговый кодекс внесены, и подоходный налог с сертификатов платить не надо. А у вас какой вопрос?
— Дело в том (не углубляясь в подробности), что по договору
— Получается, вы должны заплатить налоги, а полную сумму ещё не получили.
— Да. Но это решаемый вопрос. К сожалению, у нас во многих сферах жизни приходится решать вопросы по мере поступления.
— Вы рассказали о людях, которые сняли машину с учёта до старта программы. Это люди, которые оказались, может быть, «переинформированными», и поторопились принять участие в этой программе, и в итоге пролетели? Это так или просто они к вам приходили и говорили: «Я вчера снял с учёта… Пустите меня в программу, я случайно поторопился»? Как это было на самом деле?
— К счастью, таких случаев не много. Один из случаев был, когда человек действительно снял машину с учёта, потом решил воспользоваться программой утилизации. А другой случай, когда человек снял машину для утилизации, по его мнению… Это, скорее, не от «переинформированности» и не от «недоинформированности», а связано с тем, что все у нас освещается не всегда из достоверных источников.
— «АвтоВАЗ», самый активный участник этой программы, принял недавно решение, что сертификат можно использовать в качестве первого взноса при покупке автомобиля в кредит. Очень удобно: вообще ничего платить не надо — пригнал старый автомобиль, оформил бумаги, сел и уехал… В прошлый раз вы говорили, что никаких изменений в кредитной программе у вас в автосалоне не будет. Как сейчас с этим?
— Пока, то же самое. Изменений в кредитных программах нет, и, к сожалению, использовать сертификат в качестве первоначального взноса не представляется возможным. Мы делаем скидку на автомобиль для тех, кто у нас берёт, из этих пятидесяти тысяч. Первоначальный взнос, в любом случае, остаётся. И стоимость кредита, и размер первоначального взноса определяется исходя не из полной стоимости, а уже из стоимости со скидкой в 50 тысяч.
— Расскажите о
— Первое из ярких моментов — приятно видеть большое количество людей у нас, в гостях в автосалоне. Приятно об этом рассказывать.
— Вы справляетесь?
— Конечно, стараемся справляться. Но сейчас уже полегче, потому что спала первая волна посетителей. Люди получили информацию, и целенаправленно идут, не просто так, узнать — «а что это такое?».
Второй момент. У нас собирается практически весь центр, когда приезжают машины с утилизатора и забирают старые автомобили. Жалко смотреть, как это происходит. Это основные яркие моменты. В общем и целом — это обычная, рутинная работа для нас, потому что объём бумажных работ возрос, но это позитивно…
Я надеюсь, что это будет позитивно и с точки зрения экологии. Кто бывал в Европе, и дышал там свежим воздухом, поймут ситуацию.
— «Рено»
— Это уже серийные образцы. С 2011 года запускаются в серию три модели полностью на электротяге. Запуск продаж тоже начинается в 2011 году.
— А в России они
— Россия — страна, где до этого пока далеко. Привезти можно. Вопрос в дальнейшей эксплуатации. И вопрос даже не в зимней эксплуатации, а в станциях подзарядки. Если в Европе «Рено» плотно работало с правительством Франции по совместному финансированию строительства заправок, обеспечению структуры…
Есть там несколько схем. Первая: автомобиль на станции подзарядки меняет старый использованный аккумулятор на новый и едет дальше. Вторая: станции с подзарядками — 30 минут хватает, чтобы подзарядить на 80% аккумуляторы и порядка восьми часов, чтобы зарядить полностью. Запас хода у этих автомобилей составляет 162 км с сохранением мощности и скоростных характеристик. Естественно, это не суперкар, но городской автомобиль.
У нас, я думаю, это в далёкой перспективе. Не знаю, насколько у нас будет реализован проект «народного автомобиля» на электротяге к 2012 году. Идея интересная… Я думаю, что если цена этих автомобилей будет сопоставима со стоимостью легковых автомобилей (бензиновых, дизельных), то это будет хорошо. Пока практика показывает, что наиболее доступны гибридные автомобили, например, «Тойота Приус», значительно дороже аналогов идентичного класса автомобилей раза в полтора.
— Спасибо. Поговорили не только о настоящем, но и о светлом будущем… В студии был Дмитрий Клещенко, гендиректор автосалона «Рено», и мы говорили о том, как в Зеленограде идёт программа утилизации старых автомобилей.
Александр Эрлих