Послушать (45:55) | загрузить файл со звуком (31.5M) |
— Недавно в интернете я нашел текст от владельца одной московской службы такси, он называется «Почему с нами остаются 95 процентов клиентов». В этом тексте перечислены, 20 пунктов, характеризующих хорошую работу такси. Я буду на этот список ориентироваться, как на некий образец идеального такси с точки зрения владельца.
Заказ такси начинается со звонка диспетчеру. У него определяется мой телефонный номер. Как дальше организована работа диспетчера? Что он дальше делает с моим номером, как организован сбор и передача информации о клиенте? Давайте начнем с Петра Геннадьевича, «Зеленоградское такси».
П.Б. — Когда поступает звонок в диспетчерскую, первый вопрос диспетчера — адрес, куда подать машину, это самая важная информация. И куда потом пассажир проследует. Независимо от того, определился номер телефона или нет, диспетчер обязательно его переспрашивает, поскольку в любой системе бывают сбои. Надеяться на определитель номера нельзя, он играет второстепенную роль. Тем более, что человек может звонить с городского, а оставить мобильный, потому что будет ждать на улице. Или он звонит с телефона друга и оставляет свой номер. Затем диспетчер вызывает машину по радиостанции и отправляет ее по адресу. Как только автомобиль прибыл, водитель по радиостанции сообщает диспетчеру, что он подъехал по адресу. Диспетчер отзванивается на тот телефон, который оставил пассажир и говорит: «Машина по адресу. Пожалуйста, выходите».
—
К.Л. — Немного
— Зачитываю пункты из документа, о котором я говорил в начале: «Пункт 1. Мы знаем людей по именам. В момент первого контакта мы узнаем имя клиента и больше, иначе как по имени, к нему не обращаемся. Пункт 2. В момент следующего контакта у менеджера есть данные о предыдущих заказах. Если в базе есть
К.Л. — Да, конечно. Если постоянный клиент заказывает такси с городского телефона, привязанного к адресу, мы уже знаем адрес подачи. Если человек звонит с сотового, он может находиться где угодно.
— Может быть в «Зеленоградском такси» стоит внедрить эту автоматизацию или диспетчер справляется?
П.Б. — Мы пока работаем по старинке. Заказы заносим письменно в журнал, при необходимости любой заказ даже месячной давности можно поднять. Глобальной автоматизации у нас пока нет. Но планируется, мы до этого тоже дойдем.
— Есть мнение, что людям нравится, когда не только к ним обращаются, но и они могут обратиться по имени. Вы говорите клиенту имя водителя?
К.Л. — Нет.
П.Б. — Мы сообщаем только номер машины, которая подается по адресу. Мы возьмем это на заметку.
— Есть ли возможность присылать к постоянному клиенту одного и того же водителя?
П.Б. — У нас эта система отработана. Масса клиентов, за которыми определены отдельные экипажи, либо это 1 автомобиль, либо это 2–3 автомобиля на случай отсутствия одного автомобиля.
— Это уже получается персональный водитель и выходит за рамки обычной поездки по городу. А именно прислать знакомого водителя, такого вас нет?
П.Б. — В службе такси, я считаю, главный признак — это скорость подачи машины. Если знакомый водитель находится у корпуса 1420, а заказ идет с 601 корпуса и предложить клиенту вариант «быстро» или вариант «знакомый водитель», то, как правило, клиент выбирает скорость.
К.Л. — У нас тоже есть подобная услуга. Как правило, сам водитель в этом заинтересован. Чем больше он востребован, тем больше он заработает. Достаточно часто бывает, что пассажиры звонят водителям напрямую, минуя диспетчерскую. Особенно, если это дальняя поездка.
— Есть
К.Л. — Да. Люди бывают разные, бывают адекватные, неадекватные, все бывает.
—
К.Л. — В любом такси есть черный список. Один раз не заплатив, ваш телефон будет внесен в черный список. Вы же, садясь в машину, не показываете, пустой у вас кошелек или полный. Вы можете проехать из точки «А» в точку «Б», выйти и сказать «Спасибо. До свидания». Водитель не всегда побежит с вами драться
— Обмен этими телефонами между службами такси есть?
К.Л. — К сожалению, пока нет. Было бы замечательно.
П.Б. — Было бы очень неплохо. Но сейчас пока нет.
—
К.Л. — В принципе, да. Первый шаг уже сделан.
— Диспетчер — это, наверное, тяжелая работа.
К.Л. — Это очень тяжелая работа и в психологическом и в физическом плане. Всё время надо сидеть на одном месте и у нее, помимо радиостанции, еще два городских и два мобильных телефона. Она должна успевать все. При этом все хамство, которое идет в ночь с пятницы до понедельника, когда очень тяжело встретить трезвого пассажира, диспетчер обязана пропустить через себя. И не все люди, находящиеся в состоянии опьянения, ведут себя адекватно даже при заказе такси. Я не буду цитировать, что они говорят. И даже если ей нагрубили, должна сказать: «Спасибо. До свидания!». Это очень тяжелая психологическая нагрузка. Дополнительную подготовку мы не проводим, просто кто справляется, тот и справляется. Кто не справляется, тот уходит.
— Если диспетчер слышит по телефону, что клиент, например, сильно пьян, может сразу ему сказать: «Извините, свободных машин нет. Обращайтесь в другую службу. До свидания»?
П.Б. — Это возможно, если диспетчер принимает решение, что этот человек
К.Л. — Здесь вопрос двоякий по проблеме пьяных. Важно мастерство диспетчера — пьяного нормального отличить от пьяного ненормального. Иначе, если она будет каждого вежливо отсылать, кого
— Хорошо, давайте пойдём дальше. Диспетчер передал заказ конкретному водителю автомобиля. У пожарных есть нормативы, кажется за 7 минут он должны доехать. Как у вас?
П.Б. — Машина по умолчанию подается в течение 15 минут в любую точку города.
К.Л. — У нас тоже самое. В рекламах у нас даже написано, что подача автомобиля в течение 10–15 минут.
— Получается?
К.Л. — Естественно, не всегда. Вы же понимаете, что такси — это не электричка, не ходит по расписанию. Если нет машин в Новом городе, то все равно придется подождать. За 15 минут мы не сможем в данный момент подать машину — только за 25 минут. Пассажир либо соглашается, либо нет. И естественно, погодные условия. Как только начинается снегопад, утренние и вечерние пробки, у нас выполнение заказов падает в разы, от этого никуда не денешься. Ночью вам машину за 5 минут пришлют.
— Много людей заказывают машину заранее?
К.Л. — Чаще заказывают с вечера на утро. Часто бывает, что утром либо не дозвонишься, нет машин, долгое ожидание, пробки в городе, погодные условия, все, что угодно. Как правило, большинство звонят с вечера, заказывают на утро. Предварительные заказы процентов 20.
— Машина приехала примерно за 15 минут, но если клиента надо подождать? Ему позвонили, а он выходит через 10–15 минут. Это чья проблема?
К.Л. — У нас эта проблема возникает ежедневно. Представьте, машина подъезжает к
— Бывает наоборот. Диспетчер звонит и говорит, что машина подъехала, пассажир выходит к подъезду, а машины нет.
П.Б. — Проблемы бывают разного рода: водитель перепутал адрес, диспетчер
— Значит диспетчер считает, что машина через три минуты гарантированно подъедет, но водитель свернул не в тот двор или ему перегородили проезд и он не может физически проехать. Причина в этом или вы тянете время просто чтобы не потерять заказ?
П.Б. — Причин может быть много. У нас жесткое правило: пока водитель не сказал, что он по адресу, диспетчер не звонит и не говорит, что машина у подъезда. Но наши хитрые водители, еще не доехав до адреса, говорят диспетчеру, что
— Раз мы заговорили об ответственности водителя, о нарушениях с их стороны, как вы с этим боретесь? Предположим, выяснилось, что водитель обманывал диспетчера, пассажира, говорил, что он приехал, а на самом деле нет. Что вы с этим водителем делаете?
К.Л. — Смотря какое нарушение. Если незначительное, мелкое нарушение, на первый раз будет разговор. Если это систематическое нарушение, прощаемся с таким водителем и больше не работаем. Нужны ответственные люди, которые четко выполняют свою работу. Приехал, отвез. Должны все остаться довольны.
— Вы, как руководитель, должны приветствовать, когда пассажиры сообщают вам о
П.Б. — Достаточно большое количество отзывов проходит через диспетчерскую. Если вы зайдете на сайт, то порядка 20–30 отрицательных отзывов о нашем такси обязательно найдете. Когда все хорошо, человек не будет идти на сайт и писать, что у него все хорошо. Он жалуется, когда все плохо. Если взять процентное соотношение: на нас двадцать жалоб из двух тысяч человек, то, я считаю, что один процент — это допустимо. Мы с водителями тоже боремся, за невыдачу сдач наказываем водителей. В рекламе и на всех наших визитках есть обратная связь, специальный телефон руководства, на который можно позвонить в рабочее время и высказать свою претензию. Мы это приветствуем, потому что нам нужна обратная связь.
— Что нужно сделать пассажиру, если он
П.Б. — Первая стадия — диспетчер. Если диспетчер не в состоянии разрешить ситуацию, значит можно позвонить на телефон руководства, пожаловаться.
— Поговорим о сдаче. С
К.Л. — С этим борются, это организовывают. У водителя есть сдача, но, как правило, она заканчивается. Это не вранье. Когда к тебе садится третий клиент за выходные, у которого 5000 рублей, просто физически невозможно разменять. Другой момент, что водитель может быстро решить проблему, разменяв купюру в любом магазине. Это обязанность водителя. У него сдача должна быть всегда.
П.Б. — Вы не сталкивались с тем, что когда приходишь в мелкий магазин шаговой доступности с пятитысячной купюрой, вас могут не обслужить, особенно, если это утро? И у меня убедительная просьба ко всем пассажирам такси, если они меня слышат, всегда иметь при себе мелкие разменные деньги, потому что всегда будет такая проблема.
— Но если разменных денег нет, имейте в виду, что это обязанность водителя разменивать.
П.Б. — Не садитесь в такси с пятитысячной купюрой. Ее даже нет возможности проверить в машине на подлинность. Я сам езжу на такси и у меня всегда есть мелкие деньги, потому что знаю эту проблему изнутри.
— Еще есть проблема: помощь водителя с багажом. Где помощь с багажом — обязанность водителя, а где нет? За рубежом зачастую водитель даже маленькую сумочку не разрешит положить в багажник. Я подойду к багажнику, он откроет, возьмет у меня этот маленький пакетик и положит сам и после поездки сам достанет его и отдаст мне. Это не вопрос веса багажа, а вопрос культуры обслуживания. Как это организовано у вас?
П.Б. — На инструктаже говорим водителям, что если багаж помещается в багажник, то он должен выйти, взять багаж и поместить в багажник. Если пассажир просит поднять этот багаж на 10 этаж, то уже по усмотрению водителя.
— Есть
К.Л. — Нет, ни в коем случае такие услуги не оплачиваются. Подъем и спуск на этаж — это на усмотрение водителя, но, как правило, никто не отказывает. Большинство водителей поможет.
— Значит нужно четко понимать, где обязанность водителя, а где его желание. Можно попросить помочь поднять на этаж, в конце концов дать 10–20 рублей дополнительно. А дополнительные деньги за детские кресла, за услуги по перевозке животных или
К.Л. — Тут
П.Б. — По поводу животных у нас схожая позиция, но немного
— А детские кресла?
П.Б. — Оборудовать каждый автомобиль детским креслом у нас нет физической возможности. Если пассажир заказывает и говорит, что едет из 14 в 16 микрорайон с ребенком и нужна машина с креслом, а она у нас одна единственная, это тоже невыполнимо. Хотя сотрудники ГАИ и требуют, но они тоже понимают, что невозможно в такси оборудовать каждую машину. Оно занимает много места в багажнике,
— Если инспектор ГАИ остановит машину с ребенком без кресла или с пассажиром, который не пристегнулся и скажет: «Платите штраф», кто платит водитель или пассажир?
П.Б. — По поводу непристегнутого пассажира, водитель имеет право вообще не трогаться с места по правилам дорожного движения, пока пассажир не пристегнулся. Если он трогается в рейс, а пассажир не пристегнут, значит, это проблемы водителя.
— Частая жалоба, что водитель не знает, куда ехать. Как решается проблема по навигации?
К.Л. — У нас в каждом автомобиле при устройстве на работу, каждому водителю выдается карта, чтобы не получилось такой ситуации. Еще такой момент: когда водитель едет, забыл корпус, задумался, просто из головы выскочило, иногда задают вопросы о том, где этот корпус находится. Клиентом это оценивается как незнание города. Хотя у меня самого так бывает, родной и знакомый до боли дом, а я думаю, где он находится. Это человеческий фактор, не более.
П.Б. — Я тоже считаю, что это не проблема. Если вы из гостей добираетесь домой, вы же знаете, где корпус находится, а если считать, что в Зеленограде порядка 200 корпусов, все их запомнить невозможно. Водитель не может посмотреть на ходу карту. Прежде чем подать машину, он открывает карту и смотрит, где корпус, подает четко по адресу, потом садится пассажир и говорит: мне в корпус 1417. Где
— Проблема курения в салоне. Проблема двойная: курение пассажира и курение водителя. Вообще, прокуренный салон для некурящего человека не очень приятен…
П.Б. —
Вторая проблема, когда люди садятся с сигаретой, даже не спрашивая водителя, можно ли курить в салоне. Они считают, что если заплатил 80 рублей за поездку, тогда он может делать в машине все, что угодно, включая курить и пить. Садятся с банками, с бутылками, с сигаретами. И эта фраза: «Я же плачу». Это наша культура не только обслуживания, но и пользования услугами. Просьба ко всем, кто меня слышит — это неправильный подход. Водитель проводит в автомобиле массу времени, это его второй дом. Поэтому, если водитель не хочет, чтобы вы курили в машине, пожалуйста, не курите. Водитель может быть курящим, но в машине не курит, чтобы не прокуривать салон.
К.Л. — У нас ни в коем случае нельзя закурить без разрешения пассажира,
— Всякие мелкие интересные фишки. Я знаю, что у некоторых водителей настроены разные радиостанции: детская, разговорная, музыкальная. У некоторых есть конфетки для тех, кого укачивает. У некоторых есть зарядки для ноутбуков и телефонов. У вас
К.Л. — Как правило, это не пользуется спросом. Приятная мелочь — да. Но человек заказывает такси
— «У меня телефон разрядился. Нет ли у Вас зарядки? Есть.« — приятно!
К.Л. — Это, наверное, очень редко.
П.Б. — Это если совпадает марка телефона. Я работал 5 лет водителем такси до того, как стал директором. У меня был и шансон и рок, все было настроено, какую хочет пассажир. Начинаешь с ним разговаривать, пытаешься найти общую тему для разговора. Особенно если дальняя поездка. Невозможно молчать. А если ты включил «Владимирский централ» и уперся в дорогу, то к твоим услугам будут уже реже прибегать.
— В завершение поговорим о главных проблемах такси.
К.Л. — Мне кажется это больше проблема персонала. Есть хорошие водители, а есть недобросовестные водители, которые пришли и игнорируют всякие установленные правила и придумывают
Раньше в
П.Б. — Полностью поддерживаю коллегу. Могу процитировать дедушку Ленина: «Кадры решают все». То есть здесь сама проблема исходит из самого сервиса такси. Есть костяк предприятия, он составляет 60–70 процентов, люди, на которых мы можем положиться. Я знаю, что они никогда не подведут, сделают свою работу, если не на 5 с плюсом, то на 5 с минусом точно. Оставшиеся 30 процентов — это люди, которые приходят перебиться, потому что их уволили, а такси — это ежедневный заработок. К нам приходят менеджеры, юристы, но в такси они никогда не работал. Человек считает, если он
— В любом случае, я думаю, надо клиентам, пассажирам посоветовать — если вы недовольны, позвоните, сообщите об этом — хуже не будет, а может быть станет лучше.
Александр Эрлих