В гостях у Zelenograd.ru — Андрей Великанов, методист по ОБЖ зеленоградского методического центра, который ответит на все вопросы о военной подготовке в школе.
загрузить файл со звуком (16043 кб) |
— Андрей Владимирович, первый вопрос — самый актуальный сейчас: когда и где проходят военные сборы для зеленоградских школьников в этом году?
— В прошлые года сборы проходили на базе военной академии «Выстрел», но в настоящее время «Выстрел» расформирован, и поэтому в этом учебном году сборы будут проходить с 17 по 21 мая на базе
— Ребята будут выезжать туда на все пять дней, как это будет происходить?
— Нет, к сожалению, условия не позволяют проводить пять дней полностью в войсковой части. У нас в этом году в сборах будет задействовано 644 школьников и 290 учащихся профобразования — из политехнического колледжа № 50 и технологического колледжа № 49 Зеленограда. Поэтому предусмотрено проведение этих сборов в течение четырех дней на базе образовательных учреждений, и один день будет посвящен выезду в воинскую часть 61235, согласно графику.
— Ребят погрузят на какой-то автобус и повезут в Красногорск?
— Да, будут заказаны автобусы, будет обеспечено сопровождение от ГИБДД, обязательно будут сопровождающие непосредственно от образовательных учреждений — в основном преподаватели-организаторы ОБЖ, а также те, кого назначат приказом по школе. И ребят доставят туда и обратно.
— Выезжать на сборы будут и девочки, и мальчики?
— Нет. Это сборы только для юношей десятых классов, предусмотренные по программе.
— Значит, в течение пяти дней сборов у них будут отменены обычные школьные уроки? Или первые четыре дня сборы будут идти параллельно с уроками?
— Вообще-то это оставлено на усмотрение администрации школы, в зависимости от возможностей школы по предоставлению дополнительных классов и освобождению учащихся от занятий. В сборах будет один основной насыщенный день — непосредственно в воинской части, где ребята будут знакомиться с бытом военнослужащих, посмотрят, как проводятся занятия с военнослужащими.
— Это будет такая экскурсия в воинскую часть? Школьники будут там сами что-то делать?
— Будут. Поездка проходит так: мы приезжаем с утра, идём на завтрак, после завтрака согласно тематическому планированию идут занятия, включающие в себя тактическую подготовку, строевую подготовку, физическую подготовку и обязательно огневую подготовку — стрельбы, где учащиеся будут стрелять. А после окончания занятий ребят ждёт горячий обед — салат, первое и второе, компот...
— Без еды дети не останутся?
— Да, это обязательное условие. Кроме того, на обратном пути мы планируем организовать детям экскурсию в Ленино-Снегиревский военно-исторический музей. На его территории расположена военная техника, и дети смогут посмотреть её со стороны. Также в завершение каждого дня, именно на территории этого музея, планируется подведение итогов поездки, а затем мы будем возвращаться в Зеленоград.
— Какую цель вообще преследуют эти сборы — как-то популяризовать армию, показать, что в ней не так страшно, что называется, показать товар лицом?
— Да, конечно. Дать детям наглядно познакомиться с бытом военнослужащих, подержать в руках оружие, пострелять — это, кстати, для многих большой стимул. И, конечно, вся эта работа нацелена на военно-патриотическое воспитание, чтобы юноши, придя в вооруженные силы, уже имели о них представление.
— Вы сказали, что школьники будут стрелять — их кто-то будет заранее этому учить? Вообще, срельба сейчас входит в школьную программу?
— Вообще, перед любыми занятиями, а также перед выездом в воинскую часть будут проведены инструктажи.
— За те четыре дня в школе, которые предшествуют этому выезду?
— Да, конечно. Все преподаватели, которые будут выезжать на сборы, а также учащиеся будут проинструктированы по мерам безопасности, как при движении по пути следования, так и при проведении занятий. Отдельный инструктаж, естественно, будет по мерам безопасности при стрельбе. Что касается подготовки к стрельбе, то сами преподаватели-организаторы нередко принимают участие в подготовке учащихся к различным спартакиадам, соревнованиям по военно-прикладным видам спорта, где как раз учат стрелять: учат изготовке к стрельбе, как правильно прицеливаться и т.д. Для учащихся десятых классов это всё уже знакомо.
— Такая подготовка сейчас входит в предмет ОБЖ, и ребят учат держать винтовку не только четыре дня в десятом классе, но и заранее?
— Да, конечно.
— А какие-то нормативы есть сейчас для школьников — например, собрать-разобрать винтовку на время? Может быть, в рамках военных сборов ребята будут сдавать эти нормативы?
— Да, естественно, по любому предмету, который стоит в плане проведения этих сборов, учащиеся будут сдавать зачет. За каждый день сборов у учащихся будет стоять отметка, и в сумме такие отметки потом станут отдельной оценкой по предмету ОБЖ.
— На зачетах будут какие-то теоретические вопросы или, скажем, будет зачет на меткость стрельбы?
— Есть и теоретические, и практические вопросы — например, отработка нормативов по надеванию ОЗК, надеванию противогаза и т.д.
— Военные сборы обязательны для десятиклассников? Вам не приходилось слышать какую-то реакцию родителей на такие сборы?
— Да, сборы являются обязательными. Единственное исключение составляют случаи, когда учащиеся не могут в них участвовать по состоянию здоровья. Как правило, дети сами проявляют к сборам большой интерес, и многие родители полностью доверяют педагогам. Я думаю, что никаких отказов не возникнет.
— Расскажите, пожалуйста, о том, как сейчас устроен предмет ОБЖ в школе. С какого класса начинается его преподавание, сколько уроков в неделю? По принятой Москвой концепции решено прибавить уроков по предмету «Основы военной службы» — увеличить количество часов с нынешних семидесяти до восьмидесяти...
— Вообще предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» преподается с первого класса, но, как правило, в начальной школе он изучается интегрировано с предметом окружающего мира, где дети знакомятся с опасностями, подстерегающими их как в школе, так и дома, на улице и т.д. С пятого по девятый класс во многих школах, к сожалению, занятия по ОБЖ также проводятся интегрировано с другими предметами, такими как физкультура, биология, география и т.д. В десятом и одиннадцатом классах уроки ведут уже, как правило, преподаватели-организаторы ОБЖ, хотя есть школы, где дети с пятого класса занимаются ОБЖ отдельно.
— Это выбирает сам директор, исходя из кадровых возможностей школы?
— Да, исходя из кадрового состава, из материально-технического оснащения образовательных учреждений. В следующем году в рамках ОБЖ в десятом и одиннадцатом классе планируется проводить занятия по разделу «Основы военной службы».
— Раньше раздела «Основы военной службы» в ОБЖ не было?
— Отдельные школы по разным округам города Москвы уже работают по этим программам. Сейчас принято решение, что со следующего года это будет обязательным для всех общеобразовательных школ повсеместно. Предполагается проведение занятий по раздельным программам: юноши будут заниматься непосредственно подготовкой к призыву, а девушки будут получать знания и отрабатывать умения и навыки по основам медицинской помощи.
— В чем конкретно будет выражаться подготовка к призыву: это будет строевая подготовка, какие-то практические занятия?
— Да, конечно. Будут занятия по военной тематике, то есть те занятия, которые проводятся в армии: это тактическая подготовка, строевая подготовка, физическая подготовка, огневая подготовка. Будет уделяться внимание изучению общевоинских уставов. Все эти мероприятия и занятия будут направлены на то, чтобы как можно лучше подготовить наших юношей к службе в рядах вооруженных сил нашей страны.
— Сейчас в зеленоградских школах хватает преподавателей для того, чтобы развернуть такие занятия на следующий год?
— Да. У нас в основном преподаватели-организаторы ОБЖ — это офицеры запаса, то есть люди, которые имеют опыт службы и знают, как на самом деле проходят занятия в армии, на какие моменты надо больше обратить внимание, как правильно детей готовить к службе в армии.
— Предполагается, что десятиклассники следующего года придут к дате призыва уже достаточно подготовленными — с двухлетней подготовкой в школе, — и не пойдут в армию «с нуля»? У нас в студии не так давно была беседа с Ярославом Кравчуком, заместителем начальника отдела военного комиссариата Москвы по Зеленоградскому округу, и он сетовал на то, что сейчас в армию приходят совершенно неподготовленные дети, и, учитывая, что служба в армии теперь длится только один год, в этом достаточно мало смысла.
— Да, это вы совершенно правильно заметили. В армии теперь служат всего один год, поэтому на общеобразовательные учреждения и возложены такие задачи, и не только в плане проведения занятий по основам военной службы. Наши преподаватели также готовят команды детей, выступают с ними в различных спартакиадах допризывной молодежи, участвуют в соревнованиях по военно-прикладным видам спорта — все эти мероприятия тоже направлены на подготовку юношей к службе в армии.
— Есть еще такой непростой вопрос: в армии есть альтернативная гражданская служба для тех, кто, скажем, по религиозным убеждениям, хочет отказаться от прохождения службы в вооружённых силах. В школе можно будет сделать то же самое — допустим, пойти с девочками изучать основы медицины?
— Вообще, девочки тоже проявляют интерес к армии.
— А девочки могут, наоборот, поменяться с юношами местами и пройти курс «Основы военной службы»?
— Программа курса предусматривает обучение юношей, подготовку именно их к службе в армии. А девушки могут, — и очень многие, кстати, проявляют к этому интерес, — выступать в соревнованиях по военно-прикладным видам спорта, участвовать в спартакиадах. И надо сказать, результаты у некоторых девушек иногда даже лучше, чем у юношей.
— Стреляют они метче?
— Допустим, сборка-разборка автоматов у них где-то лучше получается, а также нормативы по надеванию противогазов.
— Может быть, у девочек такая подготовка просто не связано с какими-то отрицательными ожиданиями? Многие мальчики ведь боятся того, что их заберут в армию, пытаются выстроить свою будущую судьбу так, чтобы этого не произошло. А у девочек это просто хобби: разобрать и собрать автомат — это просто интересно.
— Да, возможно. И поэтому, как говорится, все наши беды — от незнания. И страх армии у некоторых юношей, возможно, связан именно с незнанием. И поэтому задача преподавателей-организаторов — научить детей, подготовить их к службе в армии. Как говорится, вооружен — значит защищен. Поэтому и акцент на «Основы военной службы» делается для того, чтобы подготовить детей как в физическом плане, так и в психологическом плане. Чтобы они знали, какие задачи на них возлагаются и как им себя вести в дальнейшем.
— Вобщем, возможность отказа от военной подготовки в школе, например, по религиозным убеждениям — не продумывалась?
— Это все решается в индивидуальном порядке и, естественно, уже на более высоком уровне. Но в принципе на практике мы пока с этим не сталкивались.
— А что в школах с материальным обеспечением: вводятся «Основы военной службы», а есть ли в школах все необходимое — автоматы, какое-то оборудование? Лужков, говоря об этой концепции, обещал такие фантастические вещи как мультимедийный тир, чтобы ребята в школе могли учиться стрелять, или проведение игр в пейнтбол. Такое каким-то образом возможно? Или это будет, скажем, лет через десять?
— Конечно, очень бы хотелось, чтобы в каждой школе были мультимедийные тиры, чтобы дети могли играть в пейнтбол, но, как вы сами прекрасно понимаете, все это связано с финансированием, и на данный момент, конечно, этот вопрос стоит очень остро. Преподаватели ОБЖ используют разнообразные формы проведения занятий, в том числе и различные информационные технологии — сами делают презентации, фильмы на военно-патриотическую тематику. Опять же, всё это зависит от материально-технического обеспечения школ. И поэтому у нас определены базовые школы в каждом районе города, где, по возможности, концентрируется всё необходимое — для того, чтобы любые другие близлежащие образовательные учреждения могли тоже пользоваться этой материальной базой.
— Значит, возможно, некоторые занятия по «военным» предметам у школьников будут проходить не в своей школе, а в соседней?
— Да. Конечно, очень бы хотелось, чтобы каждая школа была в этом плане самостоятельна, чтобы все необходимое было непосредственно в стенах родной школы, но пока, к сожалению, у нас не все школы могут этим похвастаться. Хотя надо отдать должное, что многие преподаватели, если они считают это необходимым, сами закупают плакаты и другие какие-то наглядные пособия — хотя им и приходится жертвовать для этого и своим временем, и личными средствами.
— Концепция есть, а финансирования под нее пока еще нет?
— Надеемся, что в ближайшем времени этот вопрос всё-таки будет как-то более проработан — это, конечно, было бы замечательно. Сейчас в предоставлении наглядных пособий и мультимедийных материалов нам помогает Центр военно-патриотического гражданского воспитания. Конечно, хотелось бы, чтобы обеспечение занятий было лучше.
Елена Панасенко