После «Double Gold» Британского шоу изобретений и технологий, полученного Сергеем в ноябре 2009 года, он стал гостем студии Zelenograd.ru и рассказал о себе и своих исследованиях. Итак, знакомьтесь: Сергей Кораблин, 13 лет, ученик 8 класса, учится в лицее 1557 и занимается в Центре
загрузить файл со звуком (19270 кб) |
— Сергей, ты занимаешься исследовательскими проектами с первого класса, в среднем по одному проекту в год, так?
— Да. Исследовательской деятельностью я занимаюсь с 6 лет, можно считать, что с первого класса.
— В лицее 1557 есть такие же, как ты, одарённые дети?
— Я себя одарённым не считаю, но такие же заинтересованные есть.
— А в твоей семье кроме мамы
— Да все в этом замешаны. Братья — программисты, папа тоже профессионал в программировании. Мама раньше преподавала информатику, а сейчас — руководитель лаборатории в Центре
— Как ты думаешь, толчком к твоим успехам и к твоему научному творчеству стали твои таланты, или родители или учителя?
— Не знаю, честно говоря. Это
— Что тебе больше интересно — сам процесс или получение результата и выход с ним на выставки?
— Скорее процесс.
— В принципе, как ты считаешь: любой ребёнок при соответствующем интеллекте и поддержке может добиться того же самого?
— Да, я в этом уверен.
Англия: «Все доклады я делал сам, на английском»
— Победа в Англии — это ведь было не первая твоя участие в международных выставках. Была еще Хорватия,
— Из международных был ещё салон
— Расскажи об этой выставке в Англии. Как там всё происходило? Кто там был из соперников, другие проекты.
— Сама выставка проходила в залах дворца Alexandra Palace. Там были развёрнуты выставочные павильоны. Участники были со всего мира, и из Китая, и из Англии. Из России ездила наша делегация. Одним словом, были проекты со всего земного шарика, в совершенно разных областях, начиная от решёток для защиты от грызунов и заканчивая препаратами, которые позволяют сращивать сломанные кости без операций.
— Как ты свой проект оцениваешь относительно уровня других участников? Так, по гамбургскому счёту, а не как жюри оценило.
— Честно говоря, я не знаю. У меня не хватало времени вникать в суть чужих проектов, потому что там постоянно ходила комиссия, ну и, собственно, её это решать.
— Вообще до этого ты в Англии был? Как страна?
— Первый раз был в Англии, посмотреть успел, было несколько свободных дней, часов. Восхитительно! Все говорят «туманный Альбион», туманы, дожди — нет, у нас все 5 дней было солнечно, ни облачка. Успели поездить практически по всем основным достопримечательность. Красивый город.
— А что больше всего в Лондоне поразило?
— London Eye и Tower Bridge.
— Английским языком ты насколько свободно владеешь? Требовался переводчик?
— Ну, переводчик был, но он постоянно гулял по другим стендам, поэтому все доклады комиссии я делал сам, на английском.
— Английский у тебя просто из школьных знаний или занимаешься дополнительно?
— Занимаюсь дополнительно, сейчас это просто необходимость.
— Уровень языка позволяет читать научную литературу на английском?
— Да, позволяет. Но, иностранную научную литературу
— Теперь ты видел и знаком с тем, как поддерживают и поощряют науку в России и за рубежом. Какие у тебя на это взгляды? Не собираешься ли ты в будущем уехать из страны, что думают твои родители по этой теме?
— Насчёт мнения родителей не совсем уверен, но то, что в будущем останусь в России — это точно.
— Останешься из патриотических чувств или потому, что ты видишь перспективы здесь?
— Я пока не вижу
— Надеешься найти здесь
— Да. Думаю, да.
— В СМИ пишут, что за тобой охотятся уже МИФИ, МФТИ, МГУ. Это действительно так? Каким образом они охотятся? Что они предлагают?
— Ну вот не знаю насчёт «охоты», лично до меня никакие сведения не доходили — всё я постоянно узнаю последним:) Но в «Бауманку» действительно приглашали, как победителя ИНСТЭМА, но сами понимаете, по возрасту не подхожу пока что.
— А сам в какой ВУЗ хотел бы поступать?
— Пока не знаю, но скорее всего в МИФИ.
Изобретения: «Первый патент получен — на «Безусадочное звено наплавного понтонного моста»
— По итогам «Фабрики Мысли», там прозвучали довольно ясно предложение от Виктора Волкова, гендиректора компании промышленной автоматизации — запатентовать твое изобретение и
— Да, изобретение было запатентовано, сейчас уже получен патент на полезную модель, но насчёт внедрения пока что не очень.
— Для изобретателей младше 18 лет в патентовании не возникает препятствий?
— Насколько я понимаю, нет, но сейчас уже вообще постепенно исчезает смысл патентования, потому что пока это только вложение средств.
— Почему? Потому что все друг у друга копируют, вообще институт патентования исчезает, или ты не надеешься, что будет внедрение?
— Честно говоря, не знаю пока.
— Вообще относительно внедрения — тебе это важно? Ты придумал
— Так как я ещё свои установки ни разу не внедрял ещё, поэтому я считаю, что сначала идёт разработка проекта, и если она действительно показалась
— Твоя последняя разработка — понтонный мост. Можешь для широкой аудитории в двух словах рассказать, о том, что это такое?
— Понтонные мосты существуют давно. Главное отличие их от обычных в том, что у них отсутствует жесткие опоры, которые устанавливаются на дне. Для установки понтонного моста не требуются подводные работы — собственно, несущей частью является плавучая опора, которая легче воды. Сейчас они активно применяются как в гражданской деятельности, так и в военной,
— В чём этот способ?
— Способ решения проблемы в том, что эта платформа изначально притапливается тросами к якорям, которые установлены на дне, и таким образом даже без нагрузки она уже под натяжением якорей находится почти полностью погруженной в воду. При этом её полная несущая способность равна суммарной силе натяжения тросов, и когда появляется
— Кажется,
— Да.
— Ну, это просто. Почему до этого никто не додумался?
— Не знаю, я не спрашивал.
— Это твой первый патент или до этого были
— До этого были изобретения, но я не думал, что они нуждаются в патентовании.
Школа: «Не считаю ЕГЭ корректной системой контроля знаний»
— Какие у тебя школьные оценки, в частности, по гуманитарным предметам?
— Ну, приходится, конечно, учить. По тем предметам, которые я считаю необходимыми для дальнейшего развитии, у меня отличные оценки, по остальным, как придётся.
— А какие ты не считаешь необходимыми?
— В частности, гуманитарные.
— Сейчас очень много говорят о ЕГЭ как о системе контроля знаний — в том числе, что она убивает образование, что школьники получают не знания, а учатся сдавать экзамен. Как ты к этому относишься?
— Не считаю это корректным. Поскольку, если человек идёт в технику и получает по техническим предметам отличные оценки, а по русскому и литературе тройки, то берут же сумму баллов. И между кем будут выбирать при поступлении в ВУЗ? Между «технарём» и средненьким учеником, баллы у которых одинаковы
— В лицее, я знаю, есть индивидуальные учебные планы.
— Индивидуальные учебные планы идут в 10–11 классе. До этого программа для всех общая.
— С
— Ну да.
— А из какой школы ты перешёл в лицей?
— Из школы 1149, она просто была ближе к дому.
— Там были сильные учителя?
— Да, Ольга Степановна, например, она у нас там была учителем по всем предметам — очень мне запомнился этот человек.
— А кого из своих учителей в лицее 1557 ты бы мог назвать своим любимым, ярким, кто дал тебе такой своеобразный толчок? Провокационный вопрос:)
— Ну, если говорить про лицей 1557, то это, прежде всего, учителя алгебры: в
Стругацкие и паркур: «Я иду напрямик — зачем тратить лишнее время?»
— У тебя остаётся свободное время? Чем ты его занимаешь: спорт, музыка, просто прогулки с друзьями?
— Ну, отчего же, свободнее время остаётся на всё. И гулять, и читать, и на любимое увлечение, и на дополнительные занятия по программированию. Увлекаюсь радиолюбительской техникой.
— Ну, это всё не досуг.
— Это как раз досуг. Если говорить о спорте, то — фриран, паркур. Принципиальное отличие между фрираном и паркуром в том, что фриран — это красиво, а паркур — это функционально.
— Ты не идёшь в обход, а идёшь прямо?
— Зачем тратить лишнее время?
— Ну, это же опасно. Можно упасть, сломать,
— Чем сильнее страх, тем быстрее его теряешь.
— …Мы замолчали, осмысливая.
— Это из «Девятого сектора», слова песни.
— А из музыки что любишь?
— Ну, опять же, что придётся. Не так, чтобы просто лежать на диване и наслаждаться музыкой — такого чаще всего не бывает. Обычно у меня музыка как фон к
— Когда ты занимаешься паркуром, какая музыка в плеере?
— СЛОТ, Up2, Металлика.
— Банальный вопрос — последняя книжка, которую ты прочитал?
— Согласен, банальный. «Пикник на обочине», Стругацких.
— Ну, мы уже выяснили отношение к литературе — оно не школьное. Стругацкие это внешкольная программа. «Пикник на обочине» — понравился?
— Да, просто поражён.
— А кино смотрел?
— Нет.
— Надо посмотреть и сравнить. Тоже сильно поражало.
— Не судите о книге по фильму
— Или наоборот. А к зарубежной фантастике ты как относишься? К
— Пассивно. Пока не знаешь, существует это или нет, писать об этом бессмысленно.
— Вот я как раз о Стругацких — есть у них такое произведение «Гадкие лебеди», оно немножко про детей индиго. Ты к ним не относишься?
— Как я уже говорил, я не считаю себя не одарённым или индиго. Не считаю это корректным, потому что я просто занимаюсь тем, что мне интересно.
— Логично. Ведь того, кто лучше занимается паркуром, тоже можно называть одарённым. Да?
— Ну, у
— Вот есть человек, который знает лучше тебя математику, а есть человек, которые лучше тебя в паркуре. Кому ты больше завидуешь?
— Не знаю, честно говоря. Наверное,
Следующий проект: «Занимаюсь Брейн-рингом и хочу собрать для него новую систему»
— Какой следующий проект у тебя в планах?
— Сейчас я занимаюсь
— Но это не изобретение? Это просто разработка?
— Изобретение — не изобретение. Безусадочный понтонный мост тоже можно не считать изобретением. Ведь понтонные мосты существовали и до того, как я выдвинул эту идею.
— А в этой системе для
— Скорее всего да, это секрет.
— Ты
— В Зеленограде, в команде «5:1», тренировки проходят в том же в Центре
— А что интереснее —
—
— Но в ЧГК надо думать, а в
— Нет, я так не считаю. И
— Но ты же избрал для себя профильные знания. Это не мешает? Например, вопрос по литературе. Или есть массив знаний, который помогает играть в
— Есть, конечно. Если ты увлекаешься чтением и много читаешь, то оттуда приходят эти знания. Можно не читать учебники по литературе, а принимать то, что пишут другие.
— А что такое интеллект?
— Если говорить книжными словами, то интеллект — это совокупность
— Интеллект необходим для жизни или для того, чтобы заниматься исследовательской деятельностью?
— Чтобы заниматься исследовательской деятельностью, нужно, чтобы тебе было интересно. А понимание того, что происходит, нужно всегда.
— Интеллект есть у всех, а интерес не у всех. Вот у тебя очень разноплановые проекты, в разных областях. А в гуманитарной области не было интереса сделать
— Ну, в гуманитарной области пока что не было. Я в основном техникой занимаюсь. А что касается того, что все проекты в разных областях — просто в разные время появляются разные интересы.
Елена Панасенко, Александр Эрлих