В течение нескольких месяцев скульптура находится на производственной базе фирмы «Сапсан» в деревне Пятница. Согласно результатам экспертизы, причиной разрушения памятника стали несколько факторов — в том числе, допущенный ещё при отливке скульптуры брак, естественное старение сплава и даже акты вандализма. В свою очередь, зеленоградское отделение КПРФ намерено добиваться проведения конкурса на реставрационные работы.
Памятник разрушался уже давно
Об аварийном состоянии памятника говорится в акте обследования, составленном ещё в октябре 2007 года. Комиссия, в числе которой были представители отдела ЖКХ и благоустройства префектуры, ГУП «Зеленоградпроект», ГУП ГДЕЗ указали в акте — «необходимы
Упомянутых работ произведено не было. Следующее техническое обследование провело в 2009 году ГУ «Озеленение и благоустройство ЗелАО» — организация, на чьём балансе памятник находился последние семь лет. Конечно, оно показало, что памятник находится в «ещё более аварийном» состоянии. Тогда было принято решение о демонтаже скульптуры и последующей экспертизе.
В распоряжении Zelenograd.ru оказалось письмо, направленное руководством строительного холдинга «Сапсан» директору «ОБ»
В принципе, разрушение памятника было видно невооруженным глазом и до появления официальных актов по этому поводу. Раньше за скульптурой присматривали зеленоградские коммунисты, затем её передали в ведение «Озеленения и благоустройства». Как рассказал Zelenograd.ru первый секретарь зеленоградского отделения КПРФ Владимир Минкевич, около семи лет назад отделение провело косметический ремонт памятника с помощью архитектурной мастерской. В ГУ «ОБ» пояснили, что в их полномочия входила только уборка вокруг памятника — саму скульптуру они трогать не могли.
В скульптуру недолили металла
В начале этого года на базе в Пятнице была проведена техническая экспертиза памятника реставрационным НПЦ «Рекос» и реставрационным производственным предприятием
Комиссии надо было установить и сам материал памятника, так как заказчик (то есть префектура) таких сведений не предоставила. Исследования показали, что скульптура выполнена из
Под множественными наслоениями краски (очевидно, скульптуру красили перед праздниками) — множество же трещин и дефектов. Не отрицая целесообразность применения краски «Серебрянка», комиссия в то же время указывает — «при проведении профилактических работ требовалось удалять деструктированные слои краски перед нанесением новой. Вероятно, данные операции проводились некачественно». Значительная коррозия выявлена на всех элементах конструкции из чёрного металла. Разнообразные трещины — от 3 мм шириной до 50 см длиной. Что касается самой литой оболочки, то она изрядно пострадала: на левой руке, например, имеется дыра размером около 1008 кв.см. Специалисты допускают, что ещё при отливке скульптуры в 1968 году имел место
А вот обрушения на левой ноге памятника произошли
Множественные трещины по телу комиссия объяснила как естественным старением литейного сплава, так и активной коррозией. В акте говорится: «В процессе 40 лет эксплуатации в данной отливке протекал и будет идти дальше процесс разрушения сплава по механизму межкристаллитной коррозии». Причины коррозии описываются подробно, а резюме документа — памятник восстановлению не подлежит.
В окружной префектуре Zelenograd.ru пояснили, что в данный момент эта экспертиза окончательная. Если зеленоградское отделение КПРФ хочет проводить собственное исследование, оно может сделать это на собственные средства.
Не сделано главное — не проведён тендер
С экспертным выводом зеленоградские коммунисты не согласны. Комментируя сложившуюся ситуацию Zelenograd.ru, Владимир Минкевич сказал:
— Мы намерены найти ещё 2-3 организации с тем, чтобы провести нормальный конкурс архитектурных мастерских на выполнение работ по реставрации памятника.
Сейчас мы всё больше склоняемся к мысли, что действия префектуры в отношении памятника Ленину — заранее спланированная акция. Чтобы тихо и без шума забрать памятник под предлогом реставрации, а потом сказать, что она невозможна. Мне показывали фото двухмесячной давности — скульптура лежит горизонтально, на открытом пространстве, она не накрыта полиэтиленовой плёнкой. В префектуре было совещание по этому поводу, нам сказали: «Мы передаём вам заключение, ищите сами организацию, которая может реставрировать». Мы заявили, что не было сделано главного — не был проведён тендер на эти работы. Возможно, откликнулся бы целый ряд организаций. Конкурс должна была объявить префектура; мы же своей стороны готовы предложить организации, которые в принципе готовы участвовать в реставрации. Мы не в состоянии оплатить отдельную экспертизу на свои деньги, мы не у власти. Можем частично принять участие в финансировании всего проекта, хотя средств у нас мало. От идеи реставрации памятника мы не отказываемся, будем добиваться своего.
Юлия Кравченко