загрузить файл со звуком (25353 кб) |
Сестринское и лечебное дело для «девятилеток» и «одиннадцатилеток»
— Ольга Владимировна, с какого возраста вы набираете учащихся в колледж и на какие специальности?
— Для выпускников школ в нашем колледже существует две специальности: сестринское дело и лечебное дело. Сестринское дело готовит медсестру широкого профиля. На это отделение могут поступать учащиеся 9 и 11 классов. Лечебное дело готовит фельдшеров — только на базе 11 класса.
— Обучение в колледже бесплатное? Есть ли платное обучение?
— Мы являемся бюджетным учебным заведением под эгидой департамента здравоохранения города Москвы, поэтому обучение у нас бесплатное. Платное обучение существует только для иностранцев, то есть для тех, кто не является россиянами. Россияне у нас тоже обучаются платно — только те, кто получает второе среднеспециальное образование.
— На сколько бюджетных мест вы проводите приём?
— Пока неизвестно, сколько мест нам выделит в этом году департамент здравоохранения в связи с кризисом. Но обычно каждый год мы принимаем 240 человек: 120 человек на базе девяти классов, 60 человек на базе 11 класса на сестринское дело и 60 человек на базе 11 класса на фельдшеров. Если говорить о конкурсе, то по результатам прошлого года на сестринское дело у нас было 1,8 девятиклассников на место, на фельдшеров — 2 человека на место. На сестринское дело после одиннадцатого класса студенты у нас идут крайне плохо, конкурса практически нет. Это, наверное, связано с тем, что сроки обучения у нас достаточно большие: три года и десять месяцев учатся сестры на базе 9 классов и фельдшеры, два года и десять месяцев учатся сестры на базе 11 классов.
— А учиться на фельдшера
— В общем, идут значительно лучше, потому что программа совершенно другая. Фельдшеры — это люди, которые работают на скорой помощи, и это прельщает, наверное, студентов. К нам много идет мальчиков, потому что по окончанию нашего колледжа они могут работать не только на скорой помощи, их берут в МЧС, они идут в пожарники, где нужны эти навыки. Или идут в армию уже подготовленными, не просто солдатами, а как военные медики.
— Обучение в колледже дает отсрочку от армии или нет?
— С этого года тем, кто приходит на базе 11 классов — уже нет. Их забирают, но они к нам возвращаются. А вот тех наших ребят, кто поступает на базе 9 классов, пока военкомат не забирал.
— Чем отличается профессия фельдшера от профессии медсестры?
— В американском стандарте фельдшер — это парамедик: para по латыни «схожий», а medicus — «врач», то есть это человек, схожий с врачом. Специалист, который может устанавливать диагноз и прописывать какие-то лекарственные препараты, то есть который оказывает неотложную первую помощь. А медсестру мы готовим широкого профиля — она может работать везде, начиная со школьного кабинета и заканчивая хирургической медицинской сестрой, но это совершенно другой профиль. Это тоже помощник врача, но она работает только под руководством врача и выполняет только назначения врача.
— Как школьники определяют для себя будущую специальность? Мальчики стремятся больше стать фельдшерами, а девочки медсестрами?
— Вы знаете, как показывает опыт и мои опросы, а я работаю профориентатором уже очень давно, мальчики все почему-то хотят быть патологоанатомами, а девочки косметологами, когда они поступают к нам. Но в процессе, когда они побывают на практике, когда начинают изучать уже клинические и параклинические дисциплины, конечно же, всё меняется. И с возрастом, безусловно, они взрослеют, умнеют, начинают многое понимать в этой жизни.
— Никогда бы не подумала, что выпускники школ могут хотеть стать патологоанатомами. Может быть, это связано с тем, что всем мальчикам хочется узнать, как что-то устроено внутри?
— Может быть.
— Я прочитала на сайте колледжа, что ваши медсестры могут работать также и акушерками?
— Только после переподготовки. Дело в том, что мы готовим медсестёр широкого профиля, но в Москве есть колледжи, которые готовят медсестёр узкой направленности — например, медицинский колледж имени Клары Цеткин готовит акушерок, училище № 1 готовит стоматологов. А наши медсестры могут быть акушерками только если они пройдут переподготовку уже после получения нашего диплома, это занимает приблизительно год.
— Чем отличается обучение у вас выпускников 9 классов и 11 классов?
— Ну, наверное, «девятилетку» у нас прельщает то, что уже на первом курсе наши студенты начинаю изучать клинические и параклинические дисциплины, например, анатомию — то есть близкие к медицине. Кроме того, они проходят школьную программу десятого и одиннадцатого класса за один год. Мы не даем отдельно аттестат зрелости, но у них в дипломе, во вкладыше, отдельной строкой перечисляются эти общеобразовательные дисциплины с указанием часов. Это дает возможность нашим выпускникам поступать потом не только в медицинские вузы, а вообще в любые другие государственные и негосударственные вузы. То есть на нашем дипломе пока образование не заканчивается.
— Одиннадцатиклассники поступают к вам по результатам ЕГЭ? Какие им нужно сдать предметы?
— Русский язык и биологию. А для «девятилетки» русский язык в форме ГИА, а биологию — по выбору самого школьника, он может сдать её в школе или на нашем экзамене.
— Те, кто поступает к вам после девятого класса, дальше с ЕГЭ уже не сталкиваются?
— Нет, почему, они могут столкнуться с ЕГЭ, если пойдут дальше в вуз, потому что у вузов существуют совершенно другие правила приема. Поэтому у нас уже на последнем курсе существует подготовка к ЕГЭ. Департамент образования определяет места сдачи ЕГЭ — как правило, для нас это 229 школа, — и наши студенты едут туда и сдают ЕГЭ, в основном всегда успешно. «Двоек» у нас практически нет по этим экзаменам.
Стипендии, практика, трудоустройство: «38% выпускников идут работать в городские медучреждения, но вакансий там мало»
— Сколько в колледже учиться зеленоградцев и иногородних?
— Вы знаете, пятьдесят на пятьдесят, эти доли колеблются буквально в пределах нескольких процентов. Мы принимаем зеленоградцев, Клин, Солнечногорский район, Клинский район. Москва к нам не ездит
— Общежитие у вас есть или ребята ездят на учебу оттуда, где живут?
— Нет, общежития нет.
— Есть ли у вас платное обучения, сколько оно стоит?
— Платно у нас учатся иностранцы и те, кто получает второе среднеспециальное образование. Стоимость его — 21600 рублей в год. Но это не касается наших студентов-россиян. Если раньше жители Москвы и Московской области принимались бесплатно, а россияне учились у нас на платной основе, то в последние года три россияне тоже обучаются бесплатно.
— А как выглядит другая сторона финансового благосостояния студентов — стипендия? Цифры с сайта колледжа: академическая ступень — стипендия за «пятерки» 315 рублей, за «четверки» и «пятерки» с преимуществом «пятерок» 263 рубля. Это реальные цифры, которые ребята получают?
— Теперь уже не реальные, но реальные тоже далеки от потребностей наших студентов. Так называемая базовая стипендия, которую получают те, кто учится без «троек» — 400 рублей. Как и во всех государственных учреждениях, с «тройками» у нас не получают стипендию вообще. Стипендия у тех, у кого превалируют «пятерки» — 500 рублей, а отличники получают 600. Помимо этого, студенты 3-5-х курсов получают еще деньги на питание из расчета 90 рублей в день — это около 1500 рублей в месяц . Наша столовая имеет возможность кормить только первый и второй курс, они получают горячий обед бесплатно.
— Значит при самом хорошем раскладе можно около 2000 рублей стипендии получать?
— Да. Еще у нас существует социальная стипендия для тех, кто считается малоимущим. Вот, пожалуй, и всё.
— Каждый студент имеет право один раз в семестр получать материальную помощь с учетом своих семейных финансовых обстоятельств — такая информация есть на сайте. Это часто используется студентами?
— Практически всегда, когда у нас бывают деньги. Как правило, наша централизованная бухгалтерия подводит итоги где-то за три месяца, но студенты действительно получают деньги. Материальная помощь, стимулы какие-то есть.
— Есть еще какие-то источники дохода для студентов? Скажем, за клиническую практику они получают отдельно? Или в основном родители поддерживают?
— В основном, родители, а потом работа. Зарплаты за практику нет, потому что они не специалисты. Студенты могут устраиваться на работу младшим медперсоналом, санитарами, тогда они заводят трудовую книжку, идет трудовой стаж. Но не многие студенты прибегают к такому способу заработка.
— Тяжело учиться и работать?
— Да, тяжело совмещать. И потом, мы как-то не очень приветствуем работу тех, кто учится неважно, потому что они тогда вообще перестают учиться. А если кто-то всё успевает, то мы только поощряем его работу, потому что это стаж.
— Как у вас проходит клиническая практика на базе городской больницы № 3? Чем ребята занимаются?
— Я не клиницист, но в общих чертах могу рассказать. Студенты там работают под руководством врачей, старших медсестер, под руководством наших преподавателей, выполняют некоторые манипуляции, которые им разрешены. Кроме того, у нас существует доклиническая практика: прежде чем опробовать свои теоретические знания на больных, студенты проходят практику на муляжах, в училище.
— Практика проходит во всех отделениях больницы, с реальными больными? Или студенты, скажем, в регистратуре работают?
— В регистратурах они, конечно, тоже работают, носят карты — не без этого, и медсестры бывают даже рады приходу наших студентов, потому что это помощь. Но, тем не менее, с прошлого года у студентов даже есть дневники практики, где они за каждую манипуляцию должны получать оценки.
— Оценки у реальных действующих специалистов?
— Да, у наших специалистов. То есть студент обязательно должен уметь и ставить капельницу, и делать внутренние инъекции, и мышечные инъекции, и больных перестилать и ухаживать, и клизму ставить. То есть всё, что входит в программу, они обязаны выполнять. Обязательна и поликлиническая практика.
— А практика, скажем, в медпунктах детских садов или школ бывает?
— Нет. Вот старших студентов уже приглашают на практику в детские санатории на ярмарке вакансий, там на наших практикантов смотрят руководители лечебных заведений, заинтересованные в будущих кадрах. То есть, и практиканты должны себя показать и выбрать себе место, и руководитель любого лечебного заведение может выбрать для себя тех, кого он хочет видеть в своем коллективе.
— По итогам этой практики поликлиника может пригласить к себе на работу выпускников?
— Безусловно. Ребята, заканчивая четвертый курс, приносят запросы из поликлиник или из отделений больницы. Сейчас с этим стало посложнее, вакантных мест для наших студентов не очень много в связи с кризисом. Та текучка, которая раньше наблюдалась в больницах и поликлиниках, закончилась.
— Еще я хотела спросить про практику студентов в хосписе Зеленограда. Вы с ним никак не работаете?
— Вы знаете, у нас есть такой кружок, он называется «Милосердие». И наши ребята из него ходят и в хоспис, и на дом к одиноким старикам. У нас есть такая программа, но она добровольческая.
— Перейдем к трудоустройству выпускников, которого мы уже коснулись. Вы говорите, что спрос сейчас перестал превышать предложение на рынке ваших кадров?
— Да. Я знаю, что в Зеленограде совсем не востребованы юристы и психологи, а про медиков как-то не говорят, но, насколько мне известно, вакантных мест в третьей городской больнице сейчас нет. Тем не менее, наши студенты все равно устраиваются, потому что их поле деятельности — это не только Зеленоград. Устраиваются и в Москву, и ведомственные лечебные заведения. У нас 50% студентов-областников — они уезжают работать к себе, по месту жительства. В области с работой проще.
Весной у нас проходит ярмарка вакансий, к нам приезжают и из Москвы, и из госпиталей. Нельзя сказать, что кто-то хочет работать в медицине, но не может — не берут. В прошлом году мы выпустили 151 человека: 25 человек на «скорую», по специальности «лечебное дело», и 126 человек по специальности «сестринское дело». 38% выпускников у нас пошли работать в учреждения городского подчинения (58 человек). 11% (17 человек) продолжают обучение на следующем уровне, причем не факт, что это медицинские учебные заведения, хотя я знаю, наших выпускников хорошо берет Тверская академия, Сеченовская академия. Мы, наконец, пробились в Питерскую военно-медицинскую академию — один наш выпускник учится там шестом курсе, он будет военным медиком. То есть те, кто хочет получить высшее медицинское образование, его получают. А не работают по специальности 13%.
— Какая доля выпускников идёт в бюджетные медучреждения и какая предпочитает коммерческие? Некоторое время назад мы беседовали с представителями Управления здравоохранения — они сетовали, что выпускники-медики в Зеленограде есть, но они идут не в бюджетную сферу, а в коммерческую медицину. Сейчас это положение сохраняется?
— Знаете, судя по тому, что нет вакантных мест в третьей городской больнице, ситуация, наверное, сохраняется. Безусловно, «рыба ищет там, где лучше» — конечно, они идут в коммерцию. Тем не менее, 58 из 151 выпускника — это те, кто работает в городских учреждениях здравоохранения. В учреждения здравоохранения других ведомств ушли 35 человек. Вот соотношение — 38% и 23%.
— На сайте колледж обещает всем выпускникам по окончании трудоустройство в лечебных учреждениях Департамента здравоохранения. Это действительно так? Вы всем помогаете?
— До сегодняшнего момента — да. Это всегда было так.
— Можно ли примерно оценить, сколько ваших выпускников сегодня среди медработников Зеленограда?
— Трудно сказать, мы такую статистику не ведем. Но знакомые лица в медицинских учреждениях встречаем очень часто.
«Лёгкая рука — это талант, остальному мы научим»
— В конце 2008 года ваше медицинское училище стало медицинским колледжем. Что дала эта смена статуса, что за год реально изменилось? Появились какие-то новые учебные программы?
— Скорее всего, правильнее говорить не о том, что дала нам смена статуса, а о том, что позволило нам сменить статус — это было открытие у нас третьего отделения, отделения повышения квалификации. Медики, так же как и педагоги, должны каждые пять лет подтверждать свою квалификацию. И если раньше этот квалификационный экзамен зеленоградские медсестры ездили сдавать в Москву, то теперь они его сдают на базе колледжа. Для наших студентов или тех, кто работает в системе здравоохранения, мы делаем этот экзамен бесплатным, а для тех, кто работает в коммерческом секторе, он платный.
— Какой уровень отсева из колледжа во время обучения? Медицина — это особая сфера деятельности, возможно, кто-то из ребят уже после начала учебы в колледже понимает, что не может и не хочет становиться медиком. Есть такие?
— Конечно, есть. Но, к сожалению, есть и 7%-ный барьер, «выпрыгивать» за который нам не разрешает Департамент здравоохранения. Это сложно, поскольку у нас двойное подчинение — и здравоохранения, и просвещения. К тому же, у нас ведь и «девятилетка» учится, и мы не можем выставлять несовершеннолетних на улицу. Я согласна с тем, что в медицине должны работать, конечно, те, кто это может и этого достоин. Но в том-то вся и сложность, чтобы научить, переубедить.
— Убеждать стать медиком — это тоже входит в процесс обучения?
— И учить, и воспитывать, поэтому у нас вместо кураторского статуса есть классное руководство.
— У вас на сайте есть клятва медицинской сестры, её приносят студенты? Это что-то вроде клятвы Гиппократа?
— Да, в октябре у нас происходит «посвящение в студенты» — когда ребята уже немного адаптировались, поняли, в какое учебное заведение они пришли, «оторвались» от школы. Именно с посвящения им позволяется носить медицинский халат. И они действительно приносят эту клятву, это клятва Флоренс Найтингейл. Уже с первого курса мы приучаем студентов носить и уважать свою будущую униформу.
— Кроме того, на сайте есть устав колледжа, а в нём — довольно строгие меры воздействия на студентов, его нарушающих. Вплоть до снятия со стипендии или отчисления. Поясню для читателей: грубыми считаются такие нарушения как курение в здании колледжа, употребление мата, драки и неуважительное отношение к преподавателям.
— Меры у нас действительно жесткие по той простой причине, что мы учим людей, которые потом будут работать не с инструментом, не с неодушевленными предметами, а с другими людьми. Это накладывает определенный отпечаток и требования.
— Действительно бывают отчисления? Например, в прошлом году были?
— Да.
— Я постоянно цитирую ваш интернет-сайт, и замечу, что он довольно хороший и подробный А вы как-то используете интернет, компьютеры в обучении студентов?
— У нас есть два компьютерных класса, один для «девятилетки», для первого курса — им дают самые азы работы на компьютере. А на втором курсе ребята уже действительно серьезно изучают компьютер. Мы часто используем презентации на уроках, у нас есть интерактивные доски, то есть процесс обучения у нас технически оснащен.
— А как вы относитесь к введению электроники в здравоохранение? Нам обещают в ближайшем будущем электронные карты больных, ведение всей информации в компьютерном виде, электронные страховые полисы. Ведь как раз именно медсестры, наверное, будут этим заниматься? Вы как-то готовите своих выпускников к этому?
— Нет, пока, как я понимаю, это только прожекты. Их нужно еще довести до совершенства, обучить кадры. Да, наши студенты потихоньку обучаются технике, но пока так у нас вопрос не стоял. Когда у лечебных заведений возникнет необходимость в такого рода кадрах, безусловно, начнется какая-то переподготовка. Я думаю, что наши выпускники это осилят. Потому что сейчас нет, наверное, такого ребенка, который бы с электроникой не был «на ты» — это нам, взрослым, сложнее.
— В колледже проходит городской конкурс лучшей медицинской сестры — расскажите о нём, пожалуйста.
— Если вы имеете в виду больничный конкурс на лучшую медсестру города Зеленограда, в котором участвуют специалисты — то мы для него только предоставляем свою базу, актовый зал. А еще предоставляем муляжи и своих студентов в качестве статистов, они изображают убитых и раненых, которым необходимо оказывать какую-то помощь. Но у нас внутри колледжа, и потом по городу тоже проходит конкурс на лучшую медсестру среди старших выпускников-четверокурсников. Он проверяет знания выпускников, с которыми они выходят «в жизнь», то есть на работу. В прошлом году наша девушка заняла третье место по городу в этом конкурсе.
— В конкурсе «Лучшая медсестра» при выполнении заданий профессионализмом медсестер считается не только правильное выполнение каких-то действий, но и, например, тактичность — там это особо подчеркивалось. Скажите, вашим будущим медсестрам не читается какой-то курс вроде психологии больного или психологии больного ребенка?
— У нас не просто читается курс, у нас читается очень много психологии — есть курс общей психологии, медицинской психологии, на старших курсах и психиатрия читается. В плане тактичности медработника есть общая психология и медицинская психоэтика
— Значит, вы рассчитываете не только на личные качества, но и на обучение тактичности, психологическим подходам к больным?
— Конечно, и на обучение, и на знания.
— Бывает ведь, что одни медсестры с детьми работают, они прямо «волшебницы» для детей, а другие наоборот умеют ухаживать за пожилыми людьми?
— Это уж кто какое направление для себя выберет. Мы готовим медсестру широкого профиля, и для всех читаем курсы: например, у нас есть курс педиатрии для тех, кто любит работать с детьми, а есть курс геронтологии для сестер, которые будут работать со старшим поколением. А при выпуске они уже сами решают, куда они пойдут.
— Есть такое выражение — «легкая рука». Вы этому можете научить, или это должен быть врожденный талант?
— Мне кажется, что все-таки это талант, как и в любом деле. Это должны быть какие-то природные данные. Да, научить, безусловно, всему можно. Можно научить аккуратности, каким-то отработанным навыкам, но вот то, что ассоциируется, например, у меня, как у пациента, с «легкой рукой» — мне кажется все-таки это особый дар, данный от природы. Это от Бога.
— Много к вам попадает таких студентов, или это большая редкость?
— Трудно сказать, на мне ведь студенты не практикуются. И потом, бывают люди, которые умеют хорошо учиться, но когда они приходят на работу, то оказываются очень посредственными специалистами. А бывает наоборот, студенты показывают очень средние знания, но, тем не менее, когда они приходят работать в больницу, у них всё хорошо получается. И пациенты всегда довольны, и даже письма благодарственные присылают на имя директора колледжа.
Дни открытых дверей и подготовительные курсы
— Для старшеклассников — расскажите о Дне открытых дверей в колледже и о подготовительных курсах. Они у вас есть?
— Да, подготовительные курсы у нас начинаются каждые два месяца, последний заход — апрель, май, стоимость их — 4500 рублей. Занятия на курсах проходят по русскому языку и биологии, два раза в неделю во второй половине дня, для того, чтобы школьники успели к нам после уроков. Что дают курсы? Во-первых, мы считаем посещающих их ребят уже «своими», потому что если ребенок пришел к нам на курсы, значит он уже профессионально ориентирован, и 0,5 балла к своим оценкам по вступительным экзаменам он от нас получит как бонус. У нас есть и два Дня открытых дверей — в последнюю субботу марта и последнюю субботу апреля, в 12 часов, — но мы их проводим скорее уже не для самих школьников и абитуриентов, а для их родителей, чтобы они тоже могли в субботу приехать со своими детьми к нам. Два раза в год мы участвуем также в Дне выпускника, который устраивает Межрайонный центр «Дети улиц» во Дворце творчества. И мы приглашаем к себе ребят в течение всего года. Я, например, больше люблю не общие Дни открытых дверей. Когда приходит много народу, у нас меньше возможности что-либо показать. Нужно ведь учитывать нашу специфику, у нас очень маленькие группы студентов — когда они практикуются, то занимаются по десять человек, на практику ходят по пять человек. Интересно увидеть все это воочию, походить по аудиториям, посмотреть, как студенты занимаются. А большую толпу народу, которую мы собираем в Дни открытых дверей, очень сложно организовать. И поэтому я всегда за то, чтобы к нам приходили отдельные классы школ, что, собственно, мы и практикуем и называем это малыми Днями открытых дверей.
— Школьные классы приходят по заявкам от школ?
— Да, они нам звонят, мы договариваемся, и дети к нам приходят малыми группами. И тогда мы их проводим по всем аудиториям, они вживую видят наш учебный процесс, наших студентов, мы им даем всё потрогать руками, везде походить, все посмотреть, дать представление, где они будут учиться. Мы им даем листовки, где расписано всё: когда приходить, что нужно с собой приносить, когда начинает работать приемная комиссия, какие экзамены сдавать. А большие Дни открытых дверей мы устраиваем для родителей, потому что когда у нас поступает «девятилетка», то это всё-таки в большинстве случаев выбор родителей. «Одиннадцатилетка» — да, они приходят к нам осознанно, это уже взрослые люди.
— Чтобы школьник, интересующийся медициной, попал к вам на такую экскурсию, надо проявить инициативу, попросить школу об ее проведении? Или школы сами предлагают такие экскурсии своим ребятам?
— Есть школы, где даже наши стенды оформлены, школы, с которыми мы дружим очень давно — например, школа 1151. А вообще в каждой школе есть человек, который занимается профориентационной работой, он и выходит на нас. И я всегда говорю ребятам на Дне выпускника: обратитесь в школу, соберитесь компанией в два-три человека и приходите к нам — мы вас примем. Нужно только предварительно позвонить, потому что к нам просто так пройти нельзя — мы находимся на территории больницы, у нас охрана. А еще к нам иногда приходят учителя без детей, полюбопытствовать — например, классные руководители или учителя-биологи, которые и готовят детей к нашему экзамену. И им тоже интересно, ради чего они, собственно говоря, стараются.
— Спасибо за беседу и удачи вам в наборе этого года, побольше «легких рук» вашим ученикам. А всем зеленоградским выпускникам или девятиклассникам, кто сейчас выбирает свое будущее: обратите внимание на медицину.
Елена Панасенко