загрузить файл со звуком (17589 кб) |
— Расскажите о будущем храме — где он будет располагаться, каковы будут его размеры?
А.Т. — Храм будет расположен в 16 микрорайоне на уже выделнной площадке. Там, где сейчас стоит небольшая часовня Сергия Радонежского. Храм будет действительно огромным. В качестве «прототипа» при проектировании мы взяли Калининградский Храм Христа Спасителя, но сильно его переработав именно «под Зеленоград». Храм будет состоять из двух этажей. На нижнем этаже, в нижнем храме будет три придела, на верхнем этаже будет один придел. Общая вместимость храма — около трёх-четырёх тысяч человек.
— Правильно ли называть этот храм собором — из-за его размеров?
А.Т.— В принципе, да. Нет никаких противоречий в классификации, как его называть. Сейчас он у нас проходит, как храм Архистратига Михаила, на это название получено благословение патриархов Алексия и Кирилла.
— Алексий успел одобрить это строительство?
А.Т. — Да, так получилось, что Алексий одним из последних своих благословений на строительство храма благословил проектирование и строительство нашего храма. Когда мы выходили на Искусствоведческую комиссию Русской Православной Церкви, нас попросили, чтобы еще и Кирилл благословил данный проект. Так что ситуация уникальная, что наш храм благословили оба Патриарха.
— Вы взяли как образец Калининградский храм....
А.Т. — Не образец, а, скорее, образ. Все-таки они у нас слишком разные получились, а образ — да, мы действительно ориентировались на этот храм. Это один из красивейших современных храмов, которые были построены в последнее время.
— Он напоминает чем-либо московский Храм Христа Спасителя?
А.Т. — Нет, совершенно разная архитектура, совершенно разные эпохи, в которых проектировались и строились эти храмы, поэтому нет.
— В каком году он был построен, в каком архитектурном стиле?
А.Т. — Построен он был, по-моему, в 1995 году. Это Псковско-Новгородская архитектура, северная. Если посмотреть, например, на храм Архистратига Михаила XI века под Смоленском, то его образ и образ нашего очень похожи, только наш будет выполнен с использованием современных материалов и современных архитектурных решений.
— Из каких материалов будет сделан храм?
А.Т. — Это будет железобетонный храм с отделкой из натурального мрамора белого цвета. Либо мрамора, либо травертина, мы еще выбираем.
А.Д. — У нас предусмотрено очень большое количество стекла. Это редко где применяется.
— В официальных документах этот проект называется «храмовым комплексом» — почему?
В.Т. — Это означает, что там будет комплекс разных помещений, в том числе и воскресная школа. То есть, допустим, если там будет дом причета отдельно стоять, или крестильня, или звонница, всё это объединено в одном храме.
— Как, с вашей точки зрения, впишется будущий храм в архитектуру микрорайона, в его ландшафт?
А.Т. — На самом деле идеально впишется, потому что архитектура достаточно современная, именно для новостроек. А с учетом того, что храм будет строится рядом с парком, выглядеть будет очень красиво.
— Вы считаете, не будет диссонанса между современными «коробками» и стилизованным в Псковско-Новгородском стиле храмом?
А.Т. — Не будет, потому что в храме будет достаточно много бетона и стекла. Повторюсь, архитектура храма достаточно современная, и в этом месте он будет выглядеть очень хорошо.
— Когда начнется строительство?
А.Т. — С божьей помощью, в этом году, осенью, мы начнем проводить строительно-монтажные работы. В данный момент идет этап рабочего проектирования. Если все будет хорошо, то осенью будем уже закладывать первый камень.
— Будут ли при строительстве что-либо сносить, вырубать деревья, кусты?
А.Т. — Нет, сносить и вырубать мы ничего не будем. Тем более, в этом месте ничего нет, там нечего вырубать. По решению городских властей часовню Сергия Радонежского мы переносим в другое место, полностью сохраняя ее.
— Куда будет перенесена часовня?
В.Т. — Рассматривается два варианта: на новое кладбище в Алабушево или где-то в районе городской больницы. Это поиск решения, сейчас варианты рассматриваются.
— Изменятся ли на время строительства (или после него) автобусные маршруты в 16 микрорайоне?
А.Т. — Нет, всё останется так же, как сейчас, только появится красивейшее сооружение, которое станет украшением не только микрорайона, но и всего города.
— В храме предусмотрена большая звонница?
В.Т. — Две звонницы.
А.Т. — Проект звонниц мы еще не делали, они стоят в планах, но могу сказать, что воскресную службу будет слышно на многие кварталы.
— А жилые дома там стоят близко, их много. Рядом школа, детский сад...
А.Т. — Колокола же не будут звонить постоянно; думаю, сну детей и обучению мы не будем мешать. А так — наоборот, будет добавляться некий колорит в праздничные и выходные дни, когда после службы будет разноситься колокольный звон.
— Колокольный звон — это, конечно, очень красиво, но не получится ли такой акустический колодец, когда звук «отлетает» от стен близлежащих домов и резонирует?
А.Т. — Нет, такого, конечно, не получится, потому что до основной застройки жилых зданий достаточно большое расстояние, плюс мы выходим полностью на парковую зону.
— Известно ли, во сколько будет начинаться утренняя литургия в субботу, воскресенье — в 8, 9 часов?
А.Т. — Это будем решать не мы, а настоятель храма. — Кто будет настоятелем?
А.Т. — У нас есть Благочинный, настоятель зеленоградских храмов Владимир Харитонов. А дальше уже — какое решение примет Патриархия. Наша задача — спроектировать и построить храм.
— Думаю, многих интересует, за чей счёт строится этот храм.
А.Т. — Храм строится за счет благотворительного фонда «Иваново дело» и, естественно, на пожертвования прихожан.
В. Т. — Юридических и физических лиц нашего города, и всех желающих. Создан попечительский совет храма, в котором председательствует префект Зеленограда.
А.Т. — Он лично заинтересован в строительстве храма, делает всё для этого, поэтому с божьей помощью, всем миром, построим.
— Земельный участок под строительство храма был выделен еще в
В.Т. — Был другой проект храма, он был разработан ещё зеленоградским архитектором Юрием Алексеевичем Свердловским, ныне покойным. Но, к сожалению, не получилось его реализовать, церковь не нашла средств на строительство. Благотворительный фонд с инвестором предложили свою версию, свой проект, и мы, конечно, согласились на этот вариант, чтобы сделать хорошее дело, построить наконец-то в Зеленограде большой храм
Проект, разработанный Юрием Алексеевичем, не утерян, он переносится на площадку, где находится храм Святителя Филарета, в десятый микрорайон. Он уже и согласован в какой-то степени, осталось только его реализовать.
— Там будет ещё один новый храм?
В.Т. — Да, новый храм. Тот, который ранее намечался в
— Предусмотрена ли проектом нового храма возможность его посещения инвалидами, людьми с ограниченными физическими возможностями?
А. Д. — Да, естественно, предусмотрена система подъемников-лифтов, чтобы люди, которые пользуются колясками, могли спокойно подняться и на верхний уровень храма, и спуститься на нижний. Всё предусмотрено, и пандусная система в том числе.
— Поясните по проекту для непосвящённых — что такое «гульбище»?
А.Д. — В нашем случае так называется стилобатная часть, где будут располагаться все подсобные помещения, в том числе для воскресной школы, для служителей и прихожан. Там предусмотрена комната матери и ребенка, также и весь обслуживающий персонал будет устроен. Поэтому помещения мы размещаем в этом самом гульбище, чтобы не делать дополнительных построек на участке.
— В управе Крюково развернута экспозиция, где можно посмотреть чертеж, эскиз храма, посмотреть, где он будет расположен. И жители, соответственно, имеют право оставить свои замечания, предложения, касающиеся этого проекта. Эти замечания и предложения могут как-то повлиять на судьбу проекта?
А.Т. — Мы, конечно, выслушаем все замечания, которые будут высказаны, мы ни одно из них не упустим. Посмотрим, если что-то из замечаний будет действительно касаться улучшений либо образа храма, либо его функциональности, либо внутреннего наполнения — конечно, мы постараемся это учесть. Если буден высказано что-то вроде «Мы не хотим здесь строить храм», тогда, наверное, будем еще раз собираться и думать, какой процент будет за и какой против строительства храма в этом месте.
— Допустим, таких отзывов будет больше одного или даже много — это может как-то изменить планы строительства?
В.Т. — Я могу сказать по опыту общения — мы люди верующие, ходим в храм — всегда жаждут, ждут, когда начнется строительство храма. Пока отрицательных замечаний не было, наоборот, люди хотят объединиться и участвовать в этом строительстве.
— А с жителями уже как-то обсуждалось будущее строительство?
В.Т. — Существует общение православных людей и просто жителей города.
— Владимир Николаевич, где оно всё же происходит, это общение и обсуждение?
В.Т. — В городе сейчас такое мнение, просто в народе. Теперь идут общественные слушания, это уже официальное выражение мнения. Естественно, мы будем все это учитывать.
— Сам проект, наверное, уже не изменится, если кто-то напишет: «Я житель корпуса такого-то, мне не нравится этот проект, потому что я не смогу свободно проехать к дому»?
А.Т. — Мы посмотрим, почему человек не может проехать, потому что мы не затрагиваем ни одного транспортного узла, ни одной дороги.
Храм не помешает инфраструктуре города, не будет ситуации, когда кому-то станет неудобно подъезжать к своему дому.
В.Т. — Хочу напомнить, что у нас все-таки все вопросы выделения участков под строительство храмов рассматриваются и Управлением градостроительного регулирования, и Москомархитектурой. А там комплексно решают все вопросы, учитываются и транспортные, и социальные процессы — прежде, чем выделить участок.
— Когда выделялась земля под строительство, храм назывался в документах «в честь Святого Равноапостольного князя Владимира», а теперь он именуется храмом Архистратига Михаила. Почему произошло переименование?
В. Т. — В связи с изменением проекта. Новый проект, новое предложение было. Таково было условия благотворительного фонда, который готов финансировать проект.
А. Т. — У нас в храме четыре придела, главный будет называться Архистратига Михаила. Один из приделов с крестильней будет называться именно Равноапостольного князя Владимира.
— Говорят, у нас в выходные и праздничные дни в Никольской церкви много людей. Как вы думаете, после появления нового храма часть прихожан «перейдёт» в него?
А.Т. — В Никольский храм попасть в праздники вообще невозможно, и на воскресную службу редко можно попасть. Новый храм как раз даст возможность прихожанам находиться в более комфортных условиях.
В.Т. — Существующие храмы очень малы для города, неудобно, тесно, особенно с маленькими детьми... А ходят в церковь у нас многие, желающих ещё больше. Надеемся, что строительство нового храма намного улучшит ситуацию.
— Недалеко от места будущего храма проектируется и бульварная зона. Она не отменяется в связи со строительством?
А. Д. — Нет, конечно, не отменяется. Мы делаем все возможное для того, чтобы обобщить эти два участка, храм и природный комплекс. У нас будет единая проходная зона. Мы, вместе с проектировщиками бульвара, организовываем небольшую площадь перед храмовым комплексом, чтобы все желающие могли, прогуливаясь по бульвару, зайти в наш храм. Он не будет огорожен каким-то массивным забором, со стороны природного комплекса у нас будет абсолютно чистая просматриваемая площадка.
— Чтобы попасть на бульвар, надо будет пройти через храм?
А.Д. — Нет, наоборот, храм прилегает к территории бульвара.
Юлия Кравченко