На весь 15 микрорайон теперь приходится один образовательный комплекс 1194, состоящий из девяти корпусов: детских садов и школ. В его состав вошла соседняя школа 1739 с двумя детсадами, которая до недавнего времени сохраняла самостоятельность. Объединение состоялось еще 1 февраля, без какой-либо шумихи. Руководство комплекса 1194 убеждено, что реорганизация — положительный процесс с массой плюсов. В коллективе 1739 отмечают не только плюсы, но и минусы.
«Слияние двух успешных образовательных организаций дает нашим учащимся большие возможности для выбора своей образовательной траектории, — прокомментировал ситуацию директор школы 1194 Анатолий Ващилин. — В результате объединения увеличилось количество профильных и предпрофессиональных направлений, доступных ученикам. Теперь образовательные ресурсы, имеющиеся в корпусах наших школ смогут получить все ученики и их родители, а это — три музея, лаборатории инженерных и медицинских классов, два планетария, электронный и пневматический тиры, библиотеки и многое другое».
Кроме того, на качество образования будет работать опыт педагогов каждой школы в организации профильного образования, инклюзивного образования и работы по индивидуальным учебным планам, добавляет директор. А исторически сложившиеся традиции обеих школ постараются бережно сохранить.
«С коллегами из школы 1739 мы знакомы и сотрудничаем давно, — отмечает Анатолий Ващилин. — Наши школы близки по духу, образовательный и воспитательный процессы построены на сходном фундаменте и надеюсь, сложностей у нас не возникнет».
В среде старшеклассников бывшей школы 1739 считают, что объединение действительно не вызвало больших изменений: поменялись лишь звонки, номер школы и буквы класса. Например, классы «А» превратились в «Л».
"Больше всего комментариев, как позитивных, так и негативных, можно услышать от девятиклассников, выбирающих профиль (для учёбы в старших классах — Zelenograd.ru), — рассказала одна из старшеклассниц. — С объединением стало гораздо проще поступить в медицинский, кадетский классы, ведь не нужно подавать документы в другую школу, и, соответственно, выбор стал шире. Однако исчезли индивидуальные учебные планы, которые давали ребятам возможность подготовиться к сдаче ЕГЭ по любому предмету: ученики могли брать от одного до трёх предметов, если они не выходили за лимит времени (34 часа). Сейчас можно выбрать из нескольких комбинаций двух предметов".
Для учителей позитивным моментом стало то, что теперь аттестацию можно проходить в упрощённой форме, так как школа 1194 входит в топ-400 школ Москвы (занимая четвёртое место среди школ Зеленограда). В остальном от объединения — одни проблемы, как считает еще один представитель коллектива бывшей школы 1739: например, электронный журнал пришлось фактически заполнять заново, преодолевая массу технических накладок. Есть проблемы и с делопроизводством в связи с разросшимся коллективом и сменой центральной администрации.
«Ну, и самое мерзкое — это какое-то странное ощущение подвешенности. Никто не знает, что будет летом, какие изменения нас ждут с нового учебного года. Что будет с зарплатой, с часами нагрузки, нужно ли будет бегать на уроки в другие корпуса. Останутся ли на своих местах наши родные завучи, методисты и администраторы. И, главное, удастся ли сохранить наши традиции и коллектив сотрудников и детей, с его духом и единством, которым мы в 1739 всегда так гордились, и которого нет в 1194» , — делится собеседник Zelenograd.ru.
По поводу потери самостоятельности школы 1739 негодует и её выпускница: «У нас всегда была сильная школа! Были олимпиадники, очень хорошее патриотическое воспитание, сильные педагоги, которые могли заинтересовать учеников. Самое обидное, что мы стали выпускниками несуществующей школы. Может быть, и будет что-то хорошее, — говорят, в школе 1194 хорошее оснащение пространства для обучения, — но все же это теперь 1194, а не 1739!»
Процесс укрупнения школы 1194 в 15 микрорайоне начался в 2012 году, когда к ней присоединили начальную школу-детсад компенсирующего вида 1639. Год спустя за ней последовали еще два соседних детских сада, 2290 и 2331. А в 2014 году частью комплекса стали еще одна соседняя школа 1740 и ДЮЦ «Каравелла». С присоединением школы 1739 реализовалась финальная концепция «один микрорайон — один образовательный комплекс», которую уже воплотили в жизнь в ряде других микрорайонов города.
Присоединение прошло практически беззвучно на фоне других подобных историй, которые зачастую сопровождались громкими протестами.
«Перед объединением, когда было организованы собрания сотрудников, обсуждения и, как результат, голосование, мнения, конечно, разделились», — рассказал представитель коллектива школы 1739. В конце концов, педагоги пошли за руководителем — и.о.директора Ириной Бровкиной, которая сейчас стала заместителем директора школы 1194 и фактически осталась в своём кресле. «Если мы сейчас не объединимся, её снимут, и неизвестно, кого пришлёт департамент образования, чтобы он продавил это решение. Или, что ещё хуже, пришлют „эффективного руководителя“, который начнёт кошмарить сотрудников. Такие прецеденты уже были в других школах Зеленограда, — приводит ход размышлений коллег собеседник Zelenograd.ru. — Ирина Александровна хороший руководитель и пользуется в коллективе уважением. Кроме того, на собраниях она обещала по максимуму отстаивать наши права и статус и, как она выразилась, „если понадобится — воевать“. Поверили, проголосовали за присоединение».
Слияния учреждений образования в Зеленограде и Москве идут с 2011 года. Среди аргументов «за», которые озвучивают при этом — возможность более эффективного распределения финансовых и педагогических ресурсы внутри одного комплекса, а в результате более качественное образование для учеников и преемственность между детсадами и школами. Минусы, которые называют сами родители учеников и педагоги — это издержки распределённого управления в образовательных гигантах, а также, например, необходимость перемещаться в течение дня между корпусами для проведения уроков и мероприятий.
Но я хочу сказать, что на данный момент я не заметила каких либо отрицательных изменений и последствий присоединения школ. Все наши учителя и воспитатели на своих рабочих местах. Как и всегда проходят замечательные праздники в детском саду у младшей дочери. А старшие дети учатся в школе, участвуют в конкурсах и мероприятиях школы.
Что касается учителей, то у них появляются большие возможности в обмене и трансляции педагогического опыта, создании инициативных групп по вопросам обучения и воспитания.
В статье поднимается вопрос о проблемах, которые испытали учителя при объединении. Начнем с того, что неоднократно проводились встречи педагогического коллектива с руководителями школ – Ващилиным А.С. и Бровкиной И.А., на которых были рассмотрены все вопросы, касаемые заработной платы, нагрузки и отпусков. Все обещания, данные коллективам, выполнены. А заполнение электронного журнала не стало жуткой проблемой, о которой говорит автор.
И последнее, никто не говорит, что никаких проблем не будет. Но все это преодолевается, если люди идут к одной цели, а в нашем случае -это обучение и воспитание детей. И мы верим, что объединение двух прекрасных школ даст большие возможности для маленьких и юных жителей Зеленограда.
Я думаю, что не стоит бояться, что чьи-либо права будут нарушены, так как согласно закону все имеющиеся у присоединяемой школы обязательства перед работниками, обучающимися и их родителями в полном объеме «переносятся» на новую школу.
Считаю, что в нашей школе объединение было очень корректным. Администрация проводила политику открытости, обсуждала с коллективом и представителями родителей перспективы школы, планируемые изменения в структуре управления, условиях труда, размере и системе начисления зарплаты, размещения детей в школьных зданиях и учитывала их мнение. Все участники учебного процесса - учителя, родители и даже учащиеся, могли смело обратиться за разъяснениями к любому члену администрации. Непонятно, почему педагог, написавшая, что «у неё ощущение подвешенности», не обратилась со своими сомнениями к Анатолию Сергеевичу или к Ирине Александровне, которая всегда в зоне доступа для любого члена коллектива. Они смогли бы, наверняка, снять её с "подвешенного состояния". Всё бы разрешилось, и можно было бы не нервничать.
Понятно, что сейчас у некоторых участников учебного процесса может быть какое-то недопонимание. Но все дальнейшие действия администрации должны доказать им, что то, что было сделано, было сделано правильно и в интересах каждого из них.
Считаю, что формирование хорошего коллектива — это долгий и сложный процесс, в котором человеческие отношения имеют очень большое значение. Надеюсь, что у нас всё получится и мы, педагоги, сможем давать нашим ученикам качественное образование, а у нас будут достойные условия труда.
Я люблю свою профессию и прекрасно понимаю, что в современном мире изменения неизбежны. У меня большой педагогический стаж. Но я не устала. Я знаю, что нашему, уже объединенному, педагогическому коллективу предлагают включиться в новый проект - «Эффективная школа». И я только «за»! Надо двигаться вперёд, нельзя стоять на месте!!!
После слияния школ, в жизни детей ничего не поменялось.
Преподавательский состав остался тот же, педагоги сильные и очень внимательные к детям.
А увеличение спектра услуг предоставляемых нашим новым учебным заведением только радует.
Нас все устраивает!
Я считаю ,что объединение решает задачу преемственности детского сада и школы, позволяет лучше организовать совместную работу педагогов школы и сада, и общие проекты дошкольников с учениками школ. Для родителей дополнительное преимущество такого объединения в том, что ребенок, посещающий детский сад, автоматически переводится в школу этого же комплекса. Но при этом он может пойти и в другую школу.
Переход для учеников и воспитанников прошёл плавно, без проблем.
Поэтому, я вижу в этом присоединении плюсы для дальнейшего развития образовательной организации.
Представитель администрации присоединенной образовательной организации.
Перед присоединением проводились родительские собрания, где Ирина Александровна и Анатолий Сергеевич ответили на все наши вопросы.
Как будут дальше обстоять дела, никто знать не может, но я верю в то, что нашей школе присоединение пойдёт на пользу.
Мы получили возможность попасть в класс по системе 1/3.
Моя дочь посещает детский сад в корпусе 1547, ей 7 лет и для нас это актуально.
В остальном все осталось так же. Мы довольны.