загрузить файл со звуком (16095 кб) |
— Людмила, как давно вы занимаетесь орнитофауной?
— С февраля 2004 года. В сущности, мне природа Зеленограда была интересна всегда, но как раз в тот момент у меня появился бинокль с семикратным увеличением, а значит, появилась возможность более подробно исследовать птиц. Птицы — они пугливые, близко не подпускают, без бинокля их рассмотреть невозможно. И вот с тех пор я регулярно, два-три раза в неделю, хожу по северо-восточной окраине Зеленограда, в окрестностях Чёрного озера, в центре города, в районе МЖК, по полям за Ленинградским шоссе, в лесопарке рядом со стадионом «Элион». Изредка бываю в 11 микрорайоне, там, где Чудинов пруд.
— Вам кто-то помогает в наблюдениях?
— Нет, я хожу одна.
— Какие же птицы у нас живут? Есть ли среди них редкие?
— Об этом можно много говорить. Вот, например, я в этом году, 16 апреля, увидела белого аиста, это было возле Ленинградского шоссе. Смотрю, летит очень большая птица, парит, я скорее за бинокль, — белый аист! Я была совершенно потрясена. А вообще, в апреле у птиц активные перелеты, и бывает, залетают в Зеленоград редкие, которые обычно у нас и не живут. Еще у меня была интересная встреча: есть птица, занесенная в Красную книгу Московской области как исчезающий вид — серый сорокопут. И вот я ее увидела в начале апреля на поле у Ленинградского шоссе, видела и в прошлом году на поле возле МЖК, возле стройки. Очень интересная хищная птица, величиной примерно с дрозда.
— Вы подсчитывали количество видов замеченных птиц?
— Да, я считала. Сто девять видов птиц за более чем шесть лет исследований; в зимнее время насчитала 38 видов. Но я уверена, что их больше, потому что ведь птицы скрываются, они же не любят, когда за ними наблюдают. Это те виды, которые я точно установила, у меня есть список по семействам.
— Если вы стоите вдалеке с биноклем, птицы это чувствуют, как слежку?
— Чувствуют. В моём бинокле был объектив с красными стеклами, и птицы пугались — вроде как какие-то красные глаза на них смотрят. Потом я купила десятикратный бинокль, стало как-то удобнее.
— Вы фотографируете птиц?
— К сожалению, у меня нет хорошего фотоаппарата. У меня маленькая зарплата, её чаще всего хватает только на еду.
— Вы шесть лет наблюдаете за птицами, их становится меньше? Появляются ли новые?
— Новые случайно залетают. Возле МЖК, например, велось активное строительство, и там действительно птиц стало гораздо меньше. Раньше там, на поле, жаворонок пел, сейчас не поет; лугового конька теперь нет, желтой трясогузки, каменки обыкновенной, перевозчиков нет. В общем, их стало гораздо меньше; хорошо, коростели еще остались, они там трещат.
— Наверное, вы и диких животных каких-то встречаете во время наблюдений? Обращаете внимание на их следы?
— Обращаю, конечно, но я не очень хорошо в них разбираюсь. В 2005 году в лесу, где ручей Ржавка течёт, видела американскую норку. А так, кроты попадаются в лесах, землеройку видела, бурозубку.
— А белок?
— Зеленоградские белки вроде хорошо себя чувствуют, может, их и стало немного меньше, но не так, чтобы критично.
— Возвращаясь к птицам: есть какая-то их концентрация в разных микрорайонах, районах города?
— Есть. В 11 микрорайоне, в лесу, много птиц; там, где Чудинов пруд, много птиц. Ещё интересное место — остановка «Река Сходня», это не доезжая пару остановок на
— В дендропарке возле Южной промзоны, префектуры, какие-то интересные птицы есть?
— Специально я там не ходила. Птицы из семейства славковых там точно встречаются — серые славки, садовые славки, вьюрковые, чечевицы встречаются, разнообразные пеночки — теньковка, весничка.
— У вас наверняка есть единомышленники в городе, вы с кем-то контактируете, сотрудничаете — вот чтобы, например, рассказать о своих исследованиях?
— До 2007 года я свои исследования вела одна, никаких единомышленников у меня не было. Потом я прочитала в газете «Зеленоград сегодня» статью Александры Циркуновой «Лес. Птицы. Дети». В ней говорилось о том, что директор зеленоградского экологического центра Сергей Павлович Кобзев проводит занятия с детьми, рассказывает им о птицах, и сам тоже их исследует. И я очень обрадовалась, что, оказывается, есть единомышленник. Всегда считала, что это я одна такая чудачка в Зеленограде, и другим на это совершенно наплевать. Написала тогда отклик на эту статью — «Наши птицы и наши души», эта статья была опубликована в той же газете. На нее откликнулся Сергей Павлович, позвонил, мы встретились. Потом он пригласил орнитолога из Алтайского края Давида Рафисовича Хайдарова, мы иногда вместе ходили наблюдать птиц, иногда с ребятами, дали объявление в ДЮЦ «Союз», что проводятся такие занятия...
— Сейчас в «Союзе» они продолжаются?
— Нет. Сергей Павлович очень занят на работе. А такие занятия — это его хобби, увлечение.
— Людмила, а как вы научились так хорошо отличать разные виды птиц?
— У меня есть книга по зоологии, определитель птиц. В 2003 году мы с сестрой, Еленой, были в парке «Дружба» на Речном вокзале, и увидели каких-то необычных уток. Нам стало интересно, что это за вид, зашли в книжный и как раз увидели определитель. Сначала я ходила с ним, смотрела на птиц, сверяла по иллюстрациям, а потом чуть ли не наизусть его выучила.
— Как, на ваш взгляд исследователя и просто человека, у нас обстоят дела с экологией? Вот экологические тропы делают...
— Экология в Зеленограде лучше, к сожалению, не становится. Я уже говорила, что на поле возле МЖК стало гораздо меньше птиц. Шесть лет назад на городском пруду, возле лодочной станции, интересные пернатые попадались, например, коростель семейства пастушковых. Я её там видела и слышала. А потом началось строительство, кажется, развлекательного центра, ну и, разумеется, никаких коростелей уже там больше нет.
— Там строят аквапарк, давно уже. То есть главным образом стройки отгоняют птиц?
— Да. Власть имущие относятся к лесам, к окраинам Зеленограда, как к некой «территории площадью энное количество гектаров, незастроенной». А это место обитания живых существ, причем среди них встречаются и редкие. Они об этом не думают. Не родная земля, на которой мы живем вместе с другими живыми существами, птицами, животными, насекомыми, растениями, а место под застройку. Вот где эстакада на въезде в Зеленоград раньше там коростель был, теперь нет. На поле за шоссе переместился.
— У вас нет ощущения, что у нас люди равнодушны в массе своей к лесу, птицам?
— Я знаю, что зеленоградцы к природе неравнодушны. Я часто вижу, что люди ходят с фотоаппаратами, фотографируют тех же уток на пруду. Детишки их кормят зимой, вместе с мамами. Зеленоградцы природу, в общем-то, любят, но они очень мало ее знают, так что тут нужна какая-то просветительская деятельность. А исследовать природу, птиц, нельзя гурьбой, так можно только распугать. Тут надо по два-три человека.
— С другой стороны, судя по количеству мусора в лесу, больше тех, кто внимания вообще ни на что не обращает. Кстати, вот этот мусор как влияет на жизнь птиц?
— Это скорее влияет на насекомых, на растения, но в конечном итоге и на птиц. Например, вытаптываются насекомые; сколько я не ходила по лесам, к сожалению, ни одного муравейника не нашла. Лесная подстилка вытаптывается, забрасывается мусором. А муравьи, например, служат пищей для дятлов. Вот раньше были зеленый дятел, седой дятел, а теперь их нет, не встречаются.
По поводу мусора — в лесу возле МЖК по крайней мере три года ведётся какая-то «листовочная война». Не знаю, кто эти люди; они расклеивают на деревьях и кустах листовки, причем довольно резкого содержания — называют любителей пикников «пивососы», «жрущие вместе», «свиные рыла». И, как ни странно, мусора стало гораздо меньше. Давно замечаю эти листочки, они их приклеивают; ещё на бревне может быть написано что-то вроде «не жри».
— Людмила, исследования, которые вы уже несколько лет ведёте ,— это для вас приятное времяпрепровождение, увлечение, или вы хотите как-то систематизировать и обобщить свои наблюдения?
— Конечно, это и приятный отдых, но это намного глубже. Сначала мне было просто интересно, потом я поняла, что это исследование, изучение родного края. За рубежом наблюдение птиц тоже распространено, называется бёрд-вотчинг (bird watching), люди ездят в экспедиции, с фотоаппаратами, с биноклями. Это способствует тому, что человек глубже узнает природу своего края, воспитывает любовь к родной земле. Вот бывает военно-патриотическое воспитание, а это тоже патриотическое — изучение природы. Мы живем не одни, рядом с нами обитает множество живых существ, и если мы действительно любим свою землю, мы должны их беречь, не превращать землю в сплошной бетон, а воздух в газовую камеру.
Юлия Кравченко
Список птиц (по семействам), увиденных в Зеленограде исследовательницей Людмилой Королевой
- Аистообразные
- Аист белый
- Серая цапля
- Гусеобразные
- Гусь-гуменник
- Кряква
- Огарь
- Чирок-трескунок
- Ястребиные
- Чёрный коршун
- Болотный лунь
- Тетеревятник
- Перепелятник
- Зимняк
- Канюк
- Соколиные
- Пустельга
- Курообразные
- Рябчик
- Журавли
- Серый журавль
- Пастушковые
- Коростель
- Камышница
- Лысуха
- Кулики
- Малый зуек
- Чибис
- Черныш
- Перевозчик
- Чайки
- Озерная чайка
- Сизая чайка
- Крачки
- Речная крачка
- Голуби
- Сизый голубь
- Вяхирь
- Кукушка
- Кукушка обыкновенная
- Совы
- Воробьиный сычик
- Стрижи
- Чёрный стриж
- Дятлы
- Вертишейка
- Желна
- Большой пестрый дятел
- Малый пестрый дятел
- Белоснежный дятел
- Трехпалый дятел
- Средний пестрый дятел
- Ласточки
- Городская ласточка (воронок)
- Деревенская ласточка
- Жаворонки
- Полевой жаворонок
- Трясогузка
- Лесной конек
- Луговой конек
- Белая трясогузка
- Желтая трясогузка
- Желтоголовая трясогузка
- Желтолобая трясогузка
- Сорокопуты
- Обыкновенный жулан
- Серый сорокопут
- Скворцы
- Обыкновенный скворец
- Врановые
- Серая ворона
- Сорока
- Галка
- Сойка
- Грач
- Ворон
- Кедровка
- Свиристель
- Свиристель
- Крапивники
- Крапивник
- Завирушки
- Лесная завирушка
- Славковые
- Речной сверчок
- Садовая камышовка
- Зеленая пересмешка
- Ястребиная славка
- Славка-черноголовка
- Садовая славка
- Серая славка
- Славка-мельничек
- Пеночка-весничка
- Пеночка-теньковка
- Пеночка-трещотка
- Зеленая пеночка
- Корольки
- Желтоголовый королек
- Мухоловки
- Мухоловка-пеструшка
- Серая мухоловка
- Малая мухоловка
- Дроздовые
- Луговой чекан
- Обыкновенная каменка
- Горихвостка-чернушка
- Зарянка
- Обыкновенный соловей
- Варакушка
- Рябинник
- Певчий дрозд
- Чёрный дрозд
- Белобровик
- Длиннохвостые синицы
- Ополовник
- Синицы
- Пухляк
- Большая синица
- Лазоревка
- Хохлатая синица
- Московка
- Поползни
- Обыкновенный поползень
- Пищухи
- Обыкновенная пищуха
- Воробьи
- Домовый воробей
- Полевой воробей
- Вьюрковые
- Зяблик
- Юрок
- Зеленушка
- Чиж
- Щегол
- Коноплянка
- Обыкновенная чечётка
- Обыкновенная чечевица
- Клёст-еловик
- Обыкновенный снегирь
- Обыкновенный дубонок
- Овсянки
- Обыкновенная овсянка
- Тростниковая овсянка
- Иволги
- Обыкновенная иволга