загрузить файл со звуком (18258 кб) |
— Как вас чаще называют — «перкуссионист» или «барабанщик»? И как вам больше нравится?
— Барабанщик. Это понятие более широкое, включает в себя и перкуссию, и игру на установке.
— Расскажите о занятиях в вашей школе перкуссии — как давно она существует, на каких инструментах там играют?
— Школа эта существует третий учебный год. Занимаемся на различных барабанах — это конго, тумба, джембе (африканский барабан), бонги. Индийскую и арабскую перкуссию я не преподаю, больше — Бразилия, Куба и Африка.
— С какого возраста можно у вас заниматься?
— Занимаются люди разного совершенно возраста, диапазон очень большой — есть и от 20 до 30 лет, и занималась, например, девочка
— А
— Да, вполне, никаких ограничений нет.
— Какие у вас требования к вновь пришедшим ученикам? Они должны со своим инструментом ходить на занятия?
— Для вновь пришедших и интересующихся... Многие приходят, но понимают, что что-то не получается, что это — " не их«...Несколько занятий походят, потом перестают. Есть коллекция инструментов, которой можно пользоваться, и на первые занятия ходить без инструмента. А если кто-то начинает серьезно заниматься, увлекается и продолжает занятия, то лучше иметь свой инструмент.
— Как часто проходят занятия? Когда вы набираете в группу?
— Группа набирается в сентябре. Занятия проходят обычно по воскресным дням, с трех часов, и во вторник вечером, с восьми. Я думаю, если группа будет увеличиваться, то добавится еще один день, возможно, четверг или пятница.
— Вы учите традиционно, показываете определенные приёмы игры, которые ученики должны повторить?
— Ну да, так это и делается...
— Я вижу, у вас инструмент с собой, — можно вот прямо сейчас, в студии, показать какие-то приёмы игры?
— Вот у меня здесь мини-конго. На конго существует 8 тонов: басовый
(звуки), открытый (звуки), закрытый (звуки), слэт (звуки), ногтевая техника (звуки) и техника такая... «пяточно-пальцевая» (звуки). Комбинацией этих тонов можно сыграть, например, ритмический рисунок сальсы или мамбо (звуки). Это базовые фигуры таких стран, как Бразилия, Куба и африканских. Я не занимаюсь джазом и придумыванием рисунков, я преподаю аутентичные формы, старинные проверенные ритмы, на базе которых придумано огромное количество популярной музыки.
— Вы преподаёте игру на ударной установке?
— Есть и такая возможность, но это уже — индивидуальные занятия, и в другом месте, это немного другая специфика преподавания. И всё-таки это большой инструмент, шумный, с тарелкой, с бочкой огромной. И подходы там другие — заниматься надо не в группе. Вот чем хороша перкуссия — можно создать барабанный оркестр, маленькую группу.
— Насколько популярны ваши занятия, много ли желающих приходит?
— Вы знаете, по-разному. Бывают прямо какие-то наплывы, мы еле помещаемся. Там 15 человек в этом кинотеатре — и сидим, что называется, «полна коробочка». А бывает, приходят
— Сергей, давайте вспомним времена, когда вы играли в группе «НТО Рецепт», — известная группа была. О ней в нашей студии рассказывал Андрей Шунин, теперь хотелось бы спросить у вас — какие воспоминания остались от того времени?
— Очень приятные и радостные. В те времена (довольно непростые для групп — клубов тогда еще не существовало) мы выступали в основном в ДК (например, в каком-нибудь ДК бронетанковой академии) и, что называется, делили концерты с такими группами, как «Аукцыон» или «Воплi Biдоплясова»... Близкие по духу и очень интересные в то время группы были, мы дружили... Остались видео, всякие интересные записи.
— Сейчас вы общаетесь с музыкантами «НТО Рецепт»?
— Да, вот с Андреем Шуниным, — он ведет школу гитары в Зеленограде, у него занимается моя дочь. Прихожу к нему, прихожу к ребятам, которые уже на хорошем уровне играют румбу. Один раз пришел, сыграл, им понравилось. Андрей теперь меня приглашает на все концерты своей школы. Поддерживаем отношения с Сашей Кутиновым, вокалистом. Он пытается сейчас как-то переиздать архивные материалы, старые видео и записи «НТО Рецепт». Мы их нашли, собрали, вот он сейчас это все форматирует, цифрует. Общаемся с Сережей Лукиным, он — великолепный художник, саксофонист нашей группы. В художественной галерее, во «Флейте», есть его картины, мне очень нравятся.
У меня есть картины из его первой коллекции, и я горжусь, что владею такой ценностью. Иногда собираемся у Валеры Градского, гитариста, на даче.
— Я знаю, что после «НТО Рецепт» вы принимали участие в известных музыкальных проектах, расскажите о них подробнее.
— Знаете, мне повезло встретиться с очень интересными музыкантами. Переехав в Москву где-то лет 15 тому назад, я познакомился с группой «Маркшейдер Кунст» из Петербурга, долгое время (лет, наверно, пять) выступал с ними в качестве перкуссиониста. То, что я сейчас преподаю, — этому они меня, в общем-то, и научили. Потом я занимался в школе у барабанщика Артура Газарова (это барабанщик Лёни Агутина), и Алексея из группы «Ленинград». Вот эти три моих преподавателя показали мне аутентичные старинные ритмы, которые я сейчас и преподаю.
— До того вы занимались другой музыкой?
— Я занимался только барабанной установкой. Но на какой-то уровень вышел с «маркшейдерами». И первое мое профессиональное приглашение было в польский мюзикл «Метро», который шёл в Театре оперетты. Он был первым из целой обоймы всех этих мюзиклов, после него началась целая вереница — «Нотр Дам», «Чикаго» и так далее. Я туда был приглашен в качестве «конгосэра», то есть человека, который играет на конгах, как перкуссионист. И дальше все больше и больше было приглашений... Несколько лет покатался и с гастрольными турами, и пластинки записывал с Пелагеей — потрясающей певицей нашей из Новосибирска, сейчас она в Москве живет. Поучаствовал в английском (как ни странно, «металлическом») проекте: с английскими «металлистами» играл на установке, это было очень странное приглашение...
— Кажется, вы с ними играли несколько лет назад на рок-фестивале в «Полиноме»?
— Да-да! Что еще из таких известных проектов... Со «Сплином» один альбом записал однажды, давно-давно. Просто какие-то там «шуршалочки», «бангосики» подыграл; они записывались в Москве, диск «Alta Vista», если помните, там — «Мой президент не пьет и не курит, лучше бы пил и курил...». В общем, все эти связи остались. А сейчас у меня свой проект. И театр — спектакль «Осада» по пьесе Евгения Гришковца, он идёт в МХАТе.
— Вы там играете «живьем», на сцене?
— Да. Маленький оркестрик-бэнд: скрипка, флейта и барабанная установка. Приходится очень тихо играть, потому что барабаны все же звучат громко, надо быть в балансе с другими инструментами. 23 мая мы сыграли юбилейный, сотый, спектакль. В МХАТе — очень интересно.
— Спектакли Гришковца пользуются большой популярностью.
— Да, все время полный зал.
— Вы упомянули о новом музыкальном проекте, в котором вы участвуете; он инструментальный?
— Был инструментальным, первый альбом, а последующие три альбома уже с вокалом.
— Что это за музыка?
— Это интересная, необычная такая группа — Safety Magic. Один из музыкантов занимался в культурном центре при индийском посольстве у знаменитого таблиста. Там каждые два года меняются преподаватели, и он как раз попал к какому-то знаменитому барабанщику. И настолько продвинулся в занятиях, что его пригласили в Дели продолжить образование со стипендией индийского правительства. И он туда поехал, два года мы здесь были без него, выпустили альбомчик, концерты играли. Потом он вернулся, группа стала больше, прибавились разные инструменты. Например, диджериду из Австралии, это огромная деревянная дудка; есть бансури — индийская флейта, есть обычная «пачка», то есть труба, тромбон, саксофон. Два барабанщика, бас-гитара, клавиши. Оркестр из десяти человек. Вокал у нас тоже своеобразный. Паша, когда занимался в Индии, проникся идеями буддизма-индуизма и привёз книжечку «мантры для начинающих». Это молитвы, священные слоги, которые иногда ничего не значат, иногда имеют значение; вот эти мантры мы исполняем, как вокальную линию.
— Где вас можно услышать?
— Это довольно известный в Москве и на различных тусовках проект. Вот в сентябре нас пригласили на «Джаз Коктебель», очень представительный русский джазовый форум, наверное, лучший из существующих. Приглашаются туда европейские, американские звезды. Мы выиграли предварительный фестиваль и вот, в первые выходные сентября будем выступать на этом фестивале. А в Москве играем в нескольких клубах, которые нам близки по формату. Например, в «Шанти» — такой весь заставленный фигурками Будды клуб, с красивой музыкой...
— Вы по-прежнему живёте в Зеленограде?
— Нет, с тех пор, как стал профессионально заниматься музыкой, где-то лет с тридцати, стал жить в Москве. Приезжаю сюда в гости к дочери и к отцу, живу сейчас на Чистых прудах. Так удобнее, репетиции, надо всё время передвигаться.
— Какие у вас воспоминания остались о конце
— Конец восьмидесятых и начало девяностых... Тогда все было еще в таком немного самодеятельном, полупрофессиональном виде. И группа была миэтовская, базировались мы в общежитии МИЭТа, среди студентов, окружали нас студенты, ребята, с которыми выросли в одном дворе. И не только. Андрей Шунин — из Ярославля, Женя Чурбанов, клавишник, — из Тольятти. И групп-то было не много, две-три на весь город, наверное, поэтому и отношение было хорошее.
Но я в середине девяностых поступил в колледж, на эстрадно-джазовое отделение, пытаясь связать свою жизнь с музыкой, и уехал вот в эти самые страшные годы, в девяностые. Меня в Зеленограде-то и не было, я не могу ничего даже рассказать и сравнить. Ну, приезжал вечером... То есть, например, тех ужасов
— У нас есть возможность послушать вашу музыку. Что бы вы хотели представить?
— Последний диск группы Safety Magic, эта пластинка вышла недавно, у нас презентация была в конце апреля. Диск был записан большим составом, «вживую», в концертном варианте, в московской студии. Сводил очень интересный звукоинженер Олег Айкенрод. На мой взгляд, это лучшее, что мы записали за последние несколько лет. Наверное, можно будет послушать «Гуру-мантра», это такая мантра — обращение к Учителю. С ней связана интересная история. Мелодическую линию этого трека придумала Маша Макарова, из группы «Маша и медведи». Она интересуется индийской культурой и, узнав о нас, однажды выступила с нами в клубе «Дом». Ей понравилось, и иногда мы вместе выступаем.
(трек «Гуру-мантра»)
А еще с нами сотрудничает известная певица зеленоградская Инна Желанная.
— Как сочетается голос Инны Желанной, ориентированной скорее на славянскую, русскую этническую музыку, с индийскими ритмами?
— Неожиданно здорово. Дело в том, что ритмы в этих треках — не всегда индийские. Например, тувинская группа записала потрясающий альбом с хором болгарских женщин. И это женское пронзительное вокальное звучание вместе с низкими басовыми нотами шаманского пения дают очень интересный эффект. (трек с Инной Желанной — название?..)
В этом проекте с нами еще выступает тувинский шаман Николай Ооржак, с горловым пением. Состав музыкантов оркестра тот же, а вот в качестве вокала здесь не индийская тема, а тувинское горловое пение.
(трек с шаманом — название?..)
— Сергей, есть ли у вас главный учитель в жизни — в профессиональном, музыкальном смысле?
— Мне очень повезло в музыкальном училище, моим учителем был Леонид Гаврилович Рупец, к сожалению, уже ушедший. Потрясающий барабанщик, который очень многому меня научил, и воспитал огромное количество барабанщиков, которые играют во многих известных группах. Вот они окончили его курс. Я, к сожалению, не окончил, но считаю его одним из важных в моей жизни учителей.
И те, о ком я уже говорил. И Кирилл Ипатов, который играет с группой «Маркшейдер Кунст». Это вот мои учителя перкуссии, потрясающие музыканты и очень интересные люди.
— Какую музыку вы любите слушать дома?
— Регги.
Юлия Кравченко