Зеленоградская приключенчекая гонка — что это такое 17.06.2010 ZELENOGRAD.RU
Сегодня мы поговорим об очередной зеленоградской приключенческой гонке, которая состоится в ближайшую субботу, 19 июня. В гостях в студии Zelenograd.ru Яков Попов, организатор соревнований.

Послушать (28:37)загрузить файл со звуком (20123 кб)

— Яков, какая это по счету гонка уже в Зеленограде?

— Честно сказать, мы сбились. Мы честно пытались считать, вели отсчет и сейчас сбились. Порядка восьми — девяти гонок мы прошли. Очень хотелось, чтобы это была юбилейная, десятая гонка. Первые регистрации мы делали не через интернет, и зарегистрировать количество гонок первоначально было сложно. Делали их два раза в году — осенью и летом. Сейчас делаем только одни раз в году, поэтому сбились.

— Где будут сами соревнования проходить?

— Старт мы сейчас делаем традиционно от префектуры, у фонтанов. Точней, внизу, у самой воды. Очень хорошее место. Наконец, там сделано наподобие спортивного городка для роллеров. Сделано прилично, чтобы не стыдно было людям из многих городов приехать и увидеть, что Зеленоград — спортивный город. Раньше там пивные банки, мусор валялся, а теперь там более приятно проводить старт и финиш... Старт и финиш будут в одном месте. Проходить будет в черте Зеленограда. Весь город, вся лесопарковая зона и прилегающая область.

— Ленинградское шоссе надо будет пересекать?

— Сейчас будет южнее, в сторону больше Пятницкого шоссе. А ехать ли за Пятницкое шоссе или по шоссе — это выбор каждого, никто не лимитирует. Можно объезжать лесные массивы по дорогам общего пользования. Но это невыгодно — на самом деле за кажущейся срезкой пути получаются крюки намного дольше.

— Вообще, что это за вид спорта или вид развлечения? Как вы себя правильно называете — мультигонка, мультиспорт, приключенческая гонка? Что это такое? Я думаю, многие не знают.

— Да, многие не знают. Сложно провести грань между приключением и спортом. Кто-то для себя находит спорт, кто-то — приключение, кто-то — просто подвигаться на выходных. Сейчас мы решили сделать два класса гонки. Первый — класс «спортивный», где люди уже знают, что такое мультиспорт. Собственно, идея мультиспорта — прохождение последовательное или на выбор нескольких разнообразных этапов, связанных со спортом.

— В рамках одного соревнования, участники преодолевают дистанцию, используя разные средства передвижения, проходят разные дисциплины. Это бег, велосипед? Что еще может быть?

— Основа — это велосипед, иногда ролики добавляются. Виды зависят от сезона. Если брать летний вариант, превалирующие виды передвижения — это велосипед и бег. Ты можешь ходить пешком, конечно, но просто времени затрачивается больше. А дальше начинаешь насыщать гонку различными заданиями. Это так называемые спецэтапы.

— Какие будут в этот раз?

— Не хотелось бы все открывать.

— Ну, что это может быть? Стрельба, прыжок с парашютом, погружение под воду?

— Каждый год хочется придумать что-то новое. Это очень сложно, потому что мультигонок в Европейской части проходит огромное количество. Каждый тоже пытается как-то ухитриться придумать свое, чтобы привлечь новых людей. В этот раз мы пошли по пути не мультиспорта, а приключенческой гонки. Она так и называется — приключенческая мультиспортивная гонка. Если раньше мы делали акцент только на мультиспорт, много делали веревочных этапов...

— Разнообразия раньше было больше?

— Да. Сейчас больше пошли по пути именно приключенческой гонки. Восьмой или девятый раз мы проводим ее в Зеленограде. И город исчерпывает себя.

— В чем приключение для человека, который в третий, четвертый раз по одному и тому же месту ездит? Вообще, в чем приключение может быть в городе? Броситься под колеса автобуса и спастись? Я сравниваю ваше мероприятия с приключенческими гонками, как это понимают в мире. Движение «adventure race» — это ведь не какие-то городские «покатушки». Это реальное приключение в совершенно диких местах, испытание не только для физического состояния, но и для эмоционального. А городские гонки типа зеленоградской или «Urban Race», даже «марш-бросок» — я не вижу в этом приключения.

— Делать красивые приключенческие гонки в красивых местах, где есть каньоны, реки, водопады — физически сложнее, но и проще, потому что у тебя огромное разнообразие рельефов, водные препятствия. В нашей полосе их — минимум. Мы пытаемся из этого района «высосать» что есть, наиболее значимые места, чтобы люди не только свой край узнали. Что-то вроде краеведения.

— Ах, вот даже как.

— Да. В чем, собственно, идея-то приключенческая. Ты должен найти каждый контрольный пункт (КП). Ты не просто проезжаешь мимо, видишь: о, твой контрольный пункт. Ты должен или додуматься, как туда доехать, решить логические задачки, или найти на карте путь подъезда к этому контрольному пункту. Или, наоборот, он может быть скрыт, на карте его нет, но есть косвенные подсказки, и ты, используя их, движешься к этим контрольным пунктам.

— Как это может выглядеть? «Северный торец самого длинного здания в Зеленограде»?

— Да, вполне может так выглядеть.

— Какое у нас, кстати, самое длинное здание? «Флейта», или корпус 1824?

— Я не буду говорить, потому что...

— Ага, значит такое задание есть наверняка!

— Похожее... Не такое, но...

— А где север, где юг я уже должен определить с помощью компаса или мха, который растет на деревьях?

— Это обязательно. Треть заданий — с использованием компаса. Человек должен хотя бы представлять, где на карте север, юг, а дальше ориентируется по дорогам. Тем, кто в городе — проще. Но как только ты заявляешься себя в классе «Спортивный», ты уезжаешь за пределы города, и там начинаются более серьезные приключения. И этапы добавляются. Нужно до них доехать. А как только до них доехал, нужно еще в них поучаствовать.

— Это все-таки относительное приключение. Для семейного класса это — городское приключение, а для спортсменов — приключение за городом. Такое легкое кросс-кантри. Это приключение, скорее, для ума, а не для тела.

— Покрутить есть, где. У людей после спортивного класса на спидометрах 100-120 километров, это за восемь-девять часов гонки, плюс спецэтапы. Они приезжают уставшие. Это хорошо. Мы делаем все возможное, чтобы люди приехали уставшие и довольные. «Довольные» мы на первое место ставим, «уставшие» — на второе. Уставшие, имеется в виду, чтобы люди выложились физически.

— При регистрации я прихожу, мне дают что? Номер участника, карту?

— Карт даже несколько. И номер участника, «легенду», где описано, куда и как ехать, где что брать.

— И на карте отмечены контрольные пункты?

— Не все. Есть скрытые. Будут фотографии в этом году, которые нужно будет расшифровать и найти.

— Нужно пройти максимальное количество контрольных пунктов за минимальное время?

— В этот раз мы сделали по принципу «рогейна», когда ты берешь те контрольные пункты, которые имеют максимальную «стоимость» в баллах. И ты берешь по выбору. Куда хочешь — туда едешь.

— Сам строишь свою дистанцию, исходя из своих возможностей, из интереса.

— Организаторы не задают какой-то путь направления движения. Выбираешь путь сам.

— Участник уже сам для себя решает «Я пойду сначала на 52-й контрольный пункт, потом на 9-й» и так далее.

— Кто поумнее, у себя в «легенде» отмечает, последовательность взятия этих контрольных пунктов и начинает двигаться. После регистрации есть 30-4 минут, чтобы обдумать свой путь. И это правильно, потому что жалко, когда из общего времени полчаса вылетает только на обдумывание маршрута. Поэтому мы пошли по такому пути, что карты и «легенды» раздаются до старта, чтобы у людей была возможность вопросы задать на предстартовом брифинге. Потому что многие «классические» мультиспортсмены приезжают и не понимают, что мы здесь задумали. Им нужно тоже объяснять.

— Ну, вряд ли им нужно объяснять. Все мультиспортсмены с опытом участвовали в гонках серии «Adventure Cup», которая строилась ровно по этой схеме.

— Нет, там привыкли, например, к электронной отметке.

— У вас не будет?

— А мы отказались сразу, даже не в плане финансовой экономии (хотя, действительно стоит денег). Эти электронные КП сложные устройства, которые еще и теряются. Их воруют. А в городе вообще практически будет нереально их поставить. Мы не только по этой причине отказались. Отказались потому, что хочется, чтобы люди увидели другие варианты. Другие варианты отметки контрольного пункта. Этот вариант представляет собой зарисовку или запись ответа, который ты придумал или нашел. Это сложные значки, подделать их нереально, передать по телефону нереально.

— А если я сфотографирую на телефонную камеру и с помощью MMS пошлю?

— Ну, ты обманываешь сам себя.

— Думаете, такого не будет?

— Телефон есть у каждого по требованиям безопасности. Это обязательно прописано в Положении.

— А не пробовали, скажем, опечатывать телефоны? Если участник вскрыл свой телефон, то он сошел. Но вскрывает телефон только в случае ЧП? Это же стандартная схема...

— Не знаю, насколько это будет оправдано для такого формата гонки.

— Электронная отметка чем хороша? Тем, что после финиша последнего участника уже есть готовые результаты. Я могу провести награждение. Не знаю, как другие гонки, но зеленоградская, «славилась» тем, что награждение проходит чуть ли не через неделю, и результаты сразу неизвестны. А вы сейчас себе еще больше усложняете задачу, потому что нужно проверять эти рисуночки. В конце концов, я себе зарисовал что-то, потом упал в лужу, у меня эта бумажка размокла. Что мне делать?

— Все читаем, все в файлах запечатывается, люди берегут как-то. Не хотелось делать электронную, как-то не лежит душа. Хотя когда сам бегаю и ориентируюсь, люблю электронную отметку. Но здесь была идея именно тоже некий элемент приключения, что ты должен суметь еще правильно понять, что нужно перерисовать. А передача по MMS на совести каждого лежит. Может, кто-то так делает один-два раза, но это никак на результат не повлияет. Есть разная «стоимость», есть спецэтапы, которые «стоят» очень дорого и ты должен в нем обязательно поучаствовать лично.

— Туда нужно как минимум пройти.

— Приехать и пройти.

— По-прежнему нет индивидуального прохождения, только команда?

— Мы родились в советские времена, и чувство коллективизма по-прежнему превалирует. Команда в «Спортивном» из двух человек, класс «Семейный» — от двух до трех, подразумевается семья.

— Дети могут принимать участие?

— Дети могут с двенадцати-четырнадцати лет. Такие дети, чтобы они могли прокрутить педали километров тридцать-сорок по городу. Конечно, за них несут ответственность сами родители, но чисто физически... Я видел детей, которые в десять лет накручивают сто километров в день и при этом прекрасно себя чувствуют. Но есть дети, которые только в магазины ездят на велосипеде.

— Понятно, чтобы не надрываться. А какие-то медицинские справки?

— Справки нет. Родители сами несут ответственность. Они подписывают разрешение.

— Отказ от ответственности для организаторов. Обязательна предварительная регистрация? Или можно уже на старте прийти и зарегистрироваться?

— Можно, но очень неудобно. Мы ведь рассчитываем пропускную способность прохождения спецэтапов, количество судей и стартовых номеров. Для нас, организаторов гонок, проще, когда люди регистрируются заранее.

— Сколько сейчас уже зарегистрировано?

— Вчера было сто двадцать команд по два или три человека. То есть двести пятьдесят человек уже есть.

— Ожидаете, где-то так и будет, кто-то, наверное, не приедет.

— Будем уповать на погоду. Обещают хорошую погоду в субботу, единственный день на этой неделе. У нас есть надежда, что люди приедут.

— «Топовые» мультиспортсмены, широко известные в очень-очень узких кругах, будут на зеленоградской гонке? Я помню, что раньше, например, приезжал Иван Кузьмин. И выиграл, естественно. Может быть ожидаете Бородулина, Ростовцева или Сергея Курова?

— Балагурова Галя из Зеленограда зарегистрировалась, сильная мультиспортсменка.

— Тогда держу пари, что Балагурова займёт первое место.

— Многие москвичи и те, кто приезжает из других городов, говорят: «Зеленоградцы имеют преимущество, они здесь живут». Но задания так построены, что многие зеленоградцы говорят: «Я здесь прожил двадцать лет вместе с этим КП. Я даже не знал, что он существует». Сила мультиспортсмена — только отчасти показатель. Здесь столько составляющих, именно для зеленоградской гонки, что сказать, что если ты только чисто физически сильный мультиспортсмен, ты победишь — навряд ли. Если ты умеешь только думать, но не умеешь крутить — тоже не получается.

— Галина Балагурова и крутить умеет, как никто, прямо скажем, и думать умеет. И опыт гигантский, и воля к победе.

— Да, согласен. Не в первый раз она участвует в нашей гонке. Она уже все наши придумки представляет себе. Ну, будем надеяться.

— Такой еще вопрос. Двести пятьдесят-триста человек в городе. Как обеспечивается безопасность? Есть ли какие-то требования по соблюдению правил дорожного движения? Обязателен ли велошлем?

— По поводу безопасности. Город предоставляет наряды милиции и ДПС на время проведения гонки. Медицинские машины зафрахтованы на все время гонки. Резервируются несколько коек в горбольнице. Но это мы худший вариант рассматриваем. Проезд по городу регламентируется правилами дорожного движения. Мы не можем каждого человека проконтролировать, но если есть массовые нарушения правил дорожного движения, мы это видим. На время гонки мы патрулируем город на велосипедах и машинах. Если такое замечено, конечно, участники в начале предупреждаются, потом снимаются. Это прописано в Положении, что они обязаны соблюдать правила дорожного движения.

Обязательно наличие велошлема, ремнабора для велосипеда, если человек уехал за двадцать-тридцать километров, чтобы он потом мог своим ходом вернуться обратно. Конечно, если что-то случится, он отзвонится, мы его спасем, приедем и эвакуируем вместе с велосипедом... Обычные, стандартные правила безопасности.

— Не будет проблемой требование наличия велошлема, потому что в реальной жизни мало у кого есть велошлем? Разве что детям покупают. А идти специально для гонки покупать на семью два лишних велошлема — это может отвратить от участия. Может быть, прокат?

— Выдаются каски. Мы предлагали в свое время много касок, просто привозили свои альпинистские каски. Востребованы были из десятков — одна-две. Люди приезжают со своими касками. Как ни странно, в этом проблемы нет. В то же время, когда начинаешь уже вкладывать в спорт что-то, «вот я заплатил за каску, значит, я могу еще где-то использовать ее». Не на один раз. Таким образом, люди втягиваются в саму идею спорта. Я купил велосипед, но, скорее всего, не для одной гонки. Буду использовать и на других. Такая идея тоже есть — подстегнуть людей к дальнейшим спортивным действиям.

— Каково процентное соотношение зеленоградцев и приезжих?

— Приезжих, наверное, процентов 70, остальные — Зеленоград. Если брать подготовленных — неподготовленных, то соотношение: 80% подготовленных, 20% — неподготовленных.

— Почему вообще так происходит? Почему мало людей из Зеленограда хотят принимать участие в таких соревнованиях, где от тебя ничего не требуется, кроме как выйти на старт? Я повторяю девиз соревнований «Adventure Cup», в организации которых я в свое время принимал участие: «Не бойся, выйди на старт», потому что ничего больше не надо — просто выйти на старт. Ведь по Зеленограду мнгого людей ездит на велосипедах или на роликах. Почему они все не приходят к вам?

— Я смотрю по общей тенденции молодежи к некой ответственности. Например, по походам. Я — учитель в школе. Лет 10-15 назад водил детей в походы — не было отбоя от них. 20-30 человек собирались в группу и ехали куда угодно. Люди даже не спрашивали, куда мы едем. Сейчас набрать 5-6 школьников, которые будут с тобой ходить в дальние походы, это проблема уже.

— Почему?

— Нужно там работать. Нужно нести ответственность. Нужно что-то делать. А многие привыкли, что здесь за них уже все сделано. Я думаю, что такая же тенденция и в спорте. Одно дело — покататься чуть-чуть здесь, продемонстрировать какие-то па перед своими друзьями. Другое дело — несколько, пять-девять, часов быть в движении.

— Почему бы просто не выйти на старт и не покататься два часа? Взять ближайшие контрольные пункты, вернуться и закончить соревнования?

— Отчасти все-таки боязнь.

— На прошлой неделе у нас в студии был Олег Манжа, организатор зеленоградского полумарафона. Он говорил, что массового спорта как такового нет, что интерес к массовому спорту исчезает. Есть такое ощущение? Что этим можно сделать?

— Есть. Это от школы идет. Мы же начинаем взращивать школьников, класса с восьмого-девятого-десятого, когда люди уже могут какие-то показывать достижения в спорте. Есть такая тенденция.

— Но уже с пятого класса все катаются на велосипедах, на роликах, на скейтах. Все мальчишки и девочки тоже.

— Нет, не все. Немногие катаются. Я смотрю по школам. У меня много детей, которых я вижу постоянно, сотни, тысячи детей из разных школ. Не скажу, что массовость в катании на роликах. Катаются на роликах, на велосипедах, но нет массовости.

— А чем они занимаются тогда? Вот не катаются они на велосипедах, не катаются на роликах. Чем дети летом занимаются?

— Они ничем не занимаются. Я не говорю про всех. Некое «болото» формируется. Эта тенденция, к сожалению, нарастает. Мы это видим в массовости. Казалось бы, марафон: выйдите, пробегите. Вообще ничего не надо. Тебе даже велосипед не нужен.

— Выйди пробеги километр и сойди с дистанции. Просто выйди на старт, поучаствуй в этом событии, в конце концов. Выйди на старт. От тебя больше ничего не требуется. Не хочешь напрягаться — не напрягайся.

— Ну и отчасти, конечно, реклама. Если бы мы зеленоградскую гонку больше рекламировали не только на спортивных сайтах, в спортивных кругах, школах, больше было бы. Как это сделать — не знаю. Как сделать участие для школьников?

— Это потенциально опасно?

— Потому что ты едешь по городу. По правилам дорожного движения велосипедист не может ехать по тротуару, он должен ехать по проезжей части.

— У школьников есть нижний предел, когда он вообще может по дороге ехать на велосипеде.

— С двенадцати лет. И вот здесь начинается дилемма. В том году как раз эту проблему пытались решить с властями. Они говорят: «Вы не имеете права ездить по дорогам, где идут машины». Тогда мы нарушаем правила дорожного движения. Мы едем по пешеходному переходу, создавая помехи пешеходам. Пришлось перекрыть несколько улиц для участников. Не движение перекрыть, а не разрешить участникам ездить по центральным улицам. Получилось несоответствие, очень напрягло это всех. Как это решать? Получается, мы идем вразрез с правилами дорожного движения. И как тогда маленьких детей привлекать? Сейчас первая попытка — привлечь семейных.

— Маленьких можно привлекать — исключить для них уезд от зоны старта. Я вспоминаю наш опыт на соревнованиях Adventure Cup. Мы делали спецэтапы непосредственно в точке старта. Веревки, стрельба, лабиринты, мини-ориентирование — это все было в шаговой доступности от старта. Человек мог вообще никуда не уезжать, никуда не убегать. Он мог прийти с детьми и побегать там.

— Интересный вариант. Попробуем, может быть, в следующем году подобное сделать.

— Ну, это же старая идея.

— Хотелось бы, чтобы человек ехал, переезжал от этапа к этапу, чтобы между ними было расстояние.

— Понятно. Но мы говорим сейчас именно о привлечении новой аудитории, может быть, детской, подростковой на эти соревнования.

— Может быть, такую идею мы попробуем осуществить.

— Самое главное, что есть планы на следующий год. Я отметил, что план на следующий год есть. Это хорошо.

— Подловили :)

— Да. Значит, будем ждать и следующим летом этих соревнований. И будем надеяться, что больше людей будет участвовать, больше новичков.

— Людям нравится. И первые команды уже регистрировались полтора месяца назад. Это было приятно.

— А я думаю, надо на следующий год регистрировать сразу на финише. Вот человек финиширует и ему говорят: «Хотите зарегистрироваться на следующий год?»... Хотя нет. На финише они, наверное, скажут: «Нет! Больше никогда!».

— И в глазах — ненависть к организаторам :)

— Так или иначе, желаю успеха. Надеюсь, что гонка пройдет хорошо и в этот раз, и в следующий. У нас в гостях был Яков Попов, организатор зеленоградской приключенческой мультиспортивной гонки, которая состоится 19 июня. Все выходите на старт, не бойтесь. Спасибо.

Александр Эрлих

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран