О том, как всего одна авария иногда переворачивает всю политику государства относительно безопасности на дорогах, рассказывает в своей статье «Одна авария — значительные последствия» фонд «Городские проекты», но предупреждает, что до этого лучше не доводить.
Авария 5 декабря в Зеленограде, когда автомобиль на полной скорости сбил семью с двумя детьми, снова обнажила все недостатки плохого проектирования улиц. Это и взлётная полоса вместо улицы, на которой тяжело разогнаться, и плохо оборудованный пешеходный переход, на котором нет ни островка безопасности, ни сужения перед ним, а сам он плохо освещён и мог бы быть приподнят. При реконструкции улиц в Зеленограде не задумываются о том, что простые действия могут спасти человеческие жизни. Наоборот, там из проектов убирают пешеходные переходы и делают всё, «лишь бы не было пробок». Трагедия 5 декабря — не первая: недавно как раз в том месте, где по замыслу должен был быть пешеходный переход, но его в последний момент убрали из проекта, сбили пенсионерку.
Водители ездят быстро не потому, что им хочется рисковать жизнями людей — им позволяет это делать инфраструктура, при которой комфортно ездить именно с такой скоростью. Всё взаимосвязано: и скоростной режим в городе, и допустимое превышение на 20 км/ч, и даже Яндекс.Навигатор, где сигнал о превышении включается только спустя 20 км/ч. А люди продолжают гибнуть.
В развитых странах нет такого разгула правил, когда нарушать вроде бы можно, и ничего за это не будет. Там понимают, что каждый лишний км/ч скорости — это ещё одна смерть на дороге. И если у нас так гордятся «особым путём» России, спешим разочаровать: такой особый путь нам не нужен.
Так было не всегда. Даже в преуспевшей в сфере дорожной безопасности Швеции до середины 90-х всё было не так гладко. После очередной аварии, когда на мокрой магистрали на юге Стокгольма водитель не справился с управлением и погибло пять человек, директор по транспортной безопасности Шведского дорожного управления Клас Тингваль решил для себя: хватит. Хватит обвинять водителей. Хватит принимать смерти как данность. Хватит верить в то, что люди не будут допускать ошибки. И вот, позаимствовав у авиации и медицины идею, что сама система должна быть безопасной, он предложил её министру транспорта.
Парламент Швеции тогда беспокоился только об одном: о сбалансированности. Звучит похоже на речи большинства наших депутатов: «Наш бюджет сбалансирован. Нужно соблюдать баланс. Баланс — самое главное». Протест Класа Тингваля заключался в неприятии такого подхода: самое важное — не мнимый баланс, а человеческая жизнь. Сначала над ним посмеялись и заявили: «Директор по транспортной безопасности, который говорит о нулевой смертности на дорогах, долго на должности не задержится». Затем задумались — и в 1996 году проект программы начали обсуждать на федеральном уровне. А ещё год спустя была принята программа Vision Zero.
В Лондоне показателен пример площади Бэнк, ранее считавшейся одной из самых опасных в городе. После того, как в июне 2015 года на ней насмерть сбили велосипедистку, люди вышли протестовать; лондонские велосипедисты устроили три акции за шесть дней; властям ничего не оставалось, кроме как ограничить движение по площади в будние дни. Впоследствии город предпринял дальнейшие шаги ради безопасности улиц — например, снизил скорость в центре, в зоне платного въезда, до 30 км/ч.
Именно такие меры, которые позволяют снизить скорость автомобилей, сократить расстояние между сторонами улицы, переждать посередине потоков автомобилей позволяют предотвратить ситуации, когда водители с огромной скоростью несутся через пешеходные переходы, потому что удобно. Дело за чиновниками. А пока имеем то, что имеем: пресс-релизы, где они обращаются к водителям, пешеходам и родителям. И никто не задаёт себе вопрос: «Что мы сделали не так?».
Все пешеходы пользуются автобусами и так же как и все будут стоять в огромных пробках из за этих сужений и прочих запретов.
Как минимум нерегулируемые переходы лучше оборудовать светофорами.
"недавно как раз в том месте, где по замыслу должен был быть пешеходный переход, но его в последний момент убрали из проекта, сбили пенсионерку." А ничего, что светофор в 100 метрах, и подземный переход был? Снова "там" виноваты? Виноваты, что заборы убрали?
А то очень теоретическая статья получается "о наболевшем".
предлагают равняться на тесные улицы европейских городов, у которых исторические центры по сути на автотранспорт вообще не были расчитаны - на пеших и конных. А выросшая после начала эры автомобилестроения периферия - есть продукт капиталистической экономики - максимальной выгоды (т.е. плотности) за минимальные деньги. В принципе каменные джунгли нового города уже тесноваты, но всю степень кошмара понимаешь, только глядя на муравейники 17 микрорайона и новые кварталы Андреевки и Голубого. Вот с чем бороться надо - со сверхплотностью заселения и дисбалансом между жилыми массивами-рабочими местами-рекреационными возможностями окружающей среды (которые травятся МСЗ, выхлопами транспорта и предприятий, помойками).
Если пешеход лишился чувства самосохранения и идёт в наушниках, в капюшоне и "в телефоне", игнорируя окружающую реальность вместе с ПДД и светофорами - его рано или поздно собьют даже при 10м/с (36км/ч), когда он выйдет прямо под колёса из-за припаркованного вдоль дороги транспорта или на красный. Причём если он выйдет под колёса автобусу (как это недавно было Крюково у рынка) - пострадают ещё и пассажиры автобуса.
—————
Да что вы говорите!
Я езжу, не превышая нормы, и сразу вижу, если кто-то рядом начинает гнать.
По всему городу развешены камеры, желающие есть, но их немного платить государству.
на Каменке так и вообще сплошные лежачие полицейские, там невозможно разогнаться. Но вот проезжая часть организована глупо, сейчас с ней по-тихому будут разбираться, но поздно, людей не вернешь.
Реальная проблема действительно в неудобных для жизни городах: отсутствие тротуаров, переходов, покрытия, изначально неудобная проектировка
Надеюсь, вы доживете до этого возраста. И тогда что-то начнет доходить.
Теперь про переходы. Если взять к примеру ту же ул.Каменка. Тут никто не будет делать дополнительно подземные переходы, если только на пересечении с Георгиевским пр-том и на всех его пересечениях с другими улицами. Подземный переход - это дорого, долго и геморройно для самого движения. Опять же стонать многие начнут из-за пробок на время строительства. А бабаульки-дедульки ( многие ) будут их игнорировать по причине слабого здоровья и возраста. Многие знают, где такое происходит постоянно.
В заключении хочу призвать-таки ВСЕХ быть ПРЕДЕЛЬНО ВНИМАТЕЛЬНЫМИ !!! Те кто управляет авто: это транспортное средство повышенной опасности ( из ПДД ). Пешеходы, у вас тоже есть ОБЯЗАННОСТИ, а не только права. Мир Вашему дому !
Водитель, совершивший наезд на пешехода со смертельным исходом, должен быть по любому ЛИШЕН ПРАВ НАВСЕГДА, без возможности восстановления, вне зависимости от степени его правоты. Пусть тоже побудет пешеходом. Или наймет себе водителя. По крайней мере, больше никого на дороге не убьет. И других это заставит немного призадуматься. Если для кого-то чужая жизнь не является такой уж ценностью, то, по крайней мере, свои водительские права являются.
И очень хотелось бы, чтобы тому водителю, который сбил бабушку с девочкой, они всю оставшуюся жизнь являлись во сне. Расплата должна быть.
Так же как пьяный, лезущий купаться. Так же как бродящие по тонкому льду. Курящие на заправке. Сующие пальцы в розетку. Стоящие под спиливаемым деревом или висщим грузом...
Для законов физики нет "такой грани, что человеческая жизнь священна". Зато есть написанные кровью правила техники безопасности. И предмет "основы безопасности жизнедеятельности". или последнего уже нет?