загрузить файл со звуком (15861 кб) |
— Юрий, добрый день. Около двух лет назад, когда мы последний раз с вами встречались, как раз в разгар кризиса, вы на примере пятикратного уменьшения толщины справочника «Работа и зарплата» показывали, что произошло с рынком труда. Какая сейчас ситуация с толщиной этого справочника?
— Все движется вперед, в том числе и научно-технический прогресс, поэтому я не скажу, что справочник стал такой же толстый, потому что большая часть вакансий все-таки смещается в сторону интернета, чему и Zelenograd.ru, я думаю, способствует. Но действительно, толщина справочника увеличивается. Если брать сухие цифры статистики, то на июль 2010 года фиксируется
— Растет количество вакансий, уровень зарплаты?
— Растет количество вакансий. Так как зарплата у нас росла опережающими темпами вплоть до 2008 года. Тогда производительность труда росла всего на 5% в год, а прирост зарплаты был на 30 и более процентов. Естественно возник дисбаланс на рынке, и кризис его выровнял. Не произошло значительного падения заработных плат, но произошла переоценка ценностей. Предприниматели уже планируют фонды заработных плат в соответствии с отдачей сотрудников, и спрос на сотрудников стал более реалистичным. Если допустим, в 2008 году молодые люди, выпускники вузов ставили перед собой задачу получить зарплату не менее определенной цифры, то сейчас они ставят более реалистичную задачу. Например, получить работу с возможностью профессионального роста.
— Может так получиться, что через полгода-год мы опять придем к тому, что зарплаты начнут как-то скачкообразно расти, опережая производительность труда?
— Я думаю, что по всему рынку труда скачкообразного роста заработных плат не будет. Может быть, возникнут опять отдельные сектора, где будет дефицит профессий. Рост заработных плат там будет, тем не менее, ограничен какими-то рыночными механизмами, но он там возможен.
— Какие, например, обстоятельства могу сделать профессии дефицитными?
— Я могу сказать, что уже дефицитной и высокооплачиваемой профессией является профессия, связанная с обработками металлов, рабочие профессии, связанные с высокотехнологичными станками, оборудованием. Потому что даже молодежь, которая кое-как закончила вузы на тройки, неконкурентоспособна и «лишь бы написать диплом», все равно говорит: «А что? Я с дипломом о высшем образовании в рабочие пойду? Нет».
— Надо учиться специально на рабочего. В вузе же металлообработке не учат, надо в колледж пойти еще поучиться.
— Да, в том числе, надо и доучиться на металлообработку, стать экспертом в своей профессии, ну и опять же куда девать диплом о высшем образовании, за который заплачены деньги и потрачено время. Поэтому я хочу сейчас призвать молодежь хорошо оценить свои силы, подумать и сориентироваться на рынке труда. И может быть, достаточно большая часть жизни будет зависеть от того, как правильно вы сейчас сориентируетесь и выберете свой жизненный путь, свое направление. Не обязательно всем становиться клерками, белыми воротничками, от которых в первую очередь и избавляются в случае каких-то кризисных явлений. Нужно стать специалистом в той или иной области и быть востребованным и незаменимым.
Мне рассказывали про ветеринара, который специализируется на ветеринарии лошадей. Таких специалистов очень мало готовят. Даже тимирязевская Сельхозакадемия не готовит специалистов по лошадям, она готовит в общем и целом ветеринаров, а готовит их какой-то агро-инженерный университет в провинции. Так вот, спрос на таких специалистов очень большой. Они сейчас очень востребованы, и зарплаты у них значительные, превышают и сто тысяч рублей и больше. Им безработица не грозит.
— Сейчас ещё лето, кто-то еще не определился с выбором, куда пойти дальше учиться, как можно понять, будет ли та же металлообработка, та же ветеринария лошадей востребована через пять лет? Все равно пять-семь лет я потрачу на обучение и на то, чтобы выйти на какой-то нормальный уровень зарплат. А окажется, что ситуация изменилась и моя специальность не востребована. Вообще есть какие-то механизмы, чтобы понять это?
— Очень здравый вопрос, потому что мы все помним, когда молодежь ринулась в юристы... Здесь я бы хотел одну понятную всем истину повторить. Есть международная организация труда и российские ее подразделения занимаются таким изучением, сбором информации, и на очень высоком уровне предсказывают, в каких областях экономики будет происходить рост и потребность в специалистах. И если вы почитаете такие отчеты, то можете сообразно своим интересам и способностям определить, в каком секторе — может быть, в ветеринарию, может быть, кому-то в программирование нужно уйти.
Эти отчеты есть в интернете. Надо в поисковиках набрать «международная организация труда», «востребованные профессии», какие-то такие ключевые поисковые слова.
— Хорошо. А эта международная организация труда делает какие-то отчеты специально для России? Я думаю, что в России, в Штатах или в Индии немного разный спрос?
— Да, конечно, международная организация делает тенденцию в целом для земного шара, глобально, и по различным экономикам мира. И в частности, есть и Российские исследования. Действительно, если в Америке популярна будет такая профессия, как «человек, который организует отдых и досуг для богатых», то в России, я думаю, будут востребованы такие профессии, как металлообработка на высокоточных станках. А в Индии может быть, программирование будет дальше развиваться, кстати так же, как и у нас. Вся работа, связанная с микроэлектроникой, с автобизнесом, да просто надо оглянуться на улицу и посмотреть, что сейчас бурно развивается. Все, кто связали свою судьбу в начале
— Вы упомянули о микроэлектронике, о высоких технологиях, вот есть зеленоградская Особая экономическая зона. У предприятий зоны есть преференции по налогам на фонд оплаты труда, по ЕСН или теперь уже по страховым взносам. Сейчас идет проект «Сколково», там та же самая история. У нас был недавно в гостях депутат Марков из Госдумы и он сказал, что «секретарша в инновационной компании должна получать больше, чем секретарша в нефтяной компании». Я если честно не очень понимаю. Я понимаю, как это технически устроится, потому что, например, в инновационной компании будут те самые льготы...
— А он не сказал, сколько секретарши в нефтяной компании получают? Интересно...
— Не знаю. Но я хочу сказать, что, может быть, будет такая тенденция, что вот эти инновационные компании, которые получили преференции, за счет налоговых льгот смогут предлагать более интересные зарплаты, чем предприятия, которые этих льгот не имеют. То есть, грубо говоря, секретарша в инновационной компании будет получать больше, чем секретарша, пусть не в нефтяной, но в обычной компании, которая не имеет этих льгот. Вот по Зеленограду такое есть?
— Я не думаю, что это будет иметь какую-то катастрофическую и заметную тенденцию. Дело в том, что компании, которые на каком-то этапе получают рыночные преференции в плане спроса на их услуги, или государственные, или экономические, всегда будут концентрировать у себя наиболее прогрессивные профессиональные ресурсы, если это рыночная компания. Я имею в виду рыночную компанию, которая в реальном секторе экономики делает реально конкурентоспособные вещи. А что касается компаний, которые будут находиться рядом, вокруг этого, я думаю, что они будут выращивать и искать таланты, и привлекать их, в конечном итоге, с каких-то ближайших регионов.
— То есть они будут уже «высасывать» эти кадры из регионов?
— А так и получается. Последние пятнадцать лет происходит очень четко отслеживаемое «высасывание» лучших мозгов, лучших кадров из регионов.
— А вообще что происходит с трудовой миграцией летом. Скажем, бывшие школьники поступают в вуз, часть людей приезжает в общежитие, в Зеленоград, часть людей раньше были в Зеленограде, теперь они будут учиться в Москве. Перемешивание людей происходит. Например, человек приезжает учиться в МИЭТе, я думаю, он тут же начинает искать работу. Наверное, это каждый год происходит, но вот есть какое-то сезонное летнее изменение?
— В Москве традиционно идет августовский спад вакансий в связи с максимализацией отпускного периода. Он начался, конечно, в июне, но большинство топ-менеджеров и руководителей себе оставляют август. И приостанавливаются подборы по многим вакансиям, и жизнь как бы немного замирает. Всплеск наблюдается скорее в последнюю декаду августа и начале сентября, идет он до середины октября, до ноября, и к новогодним праздникам, как правило, общий всплеск на рынке труда падает. Почему я говорю «как правило» и почему «общий» — потому что в кадровом бизнесе как таковом идет немного иная тенденция. Дело в том, что перед тем, как уйти в отпуск, многие руководители именно пытаются заключить с кадровыми агентствами договора, чтобы уйти спокойно и знать, что об их кадровом будущем уже кто-то заботится.
Это же касается и Нового года, они уходя в Новый год, оставляют нам пул заказов, хотя я знаю, что общая тенденция такая: в августе спад, в сентябре-октябре идет рост.
— Если взять среднестатистического человека, который ищет себе работу, он может как-то воспользоваться вот этими сезонными колебаниями, чтобы выгадать, чуть-чуть, но придержать свое резюме или наоборот поторопиться? Какие здесь рекомендации можно дать?
— Конечно, когда идет общий спад, искать работу трудно, но в то же время могут возникать очень интересные вакансии, а конкуренция в этот момент тоже ослаблена. Потому что большинство людей, например, летом, действительно, не так активно ищут работу. Я думаю, что можно воспользоваться этим моментом и получить интересные места, интересные вакансии. Потому что у глобальных предприятий идут плановые изменения в кадровом составе, и глобальное предприятие никогда не смотрит, что это сезон отпусков или новый год или еще какой-то праздник. И очень интересные перспективные вакансии появляются сейчас.
— Как раз в больших компаниях?
— Да. И можно получить такое место, где и обучат, и можно потом стать очень ценным специалистом. Сейчас мы, например, ищем специалиста на «Шесть сигма». Это такой придуманный компанией Motorola механизм оптимизации бизнес-процессов, который признан во всем мире и используется самыми ведущими мировыми компаниями. Так вот, человек этот должен, конечно, свободно владеть английским языком и иметь выездные документы, он будет обучаться в ведущих европейских странах и в Америке вот этой системе «Шесть сигма», и через полгода он станет незаменимым сверхдорогим экспертом, потому что только единицы владеют этим инструментом. А сейчас просто берут молодого парня, экономиста с высшим финансовым образованием, который свободно владеет английским, и у которого светлая голова.
— С тем, чтобы научить его?
— Да. Есть возможность в ближайшие три-четыре дня подать к нам резюме и попытаться получить такую прекрасную должность.
— Где-то полгода-год назад вы говорили, что есть тенденция давления со стороны жителей других городов на зеленоградский рынок труда, что люди готовы работать за очень небольшие деньги, на смешных условиях, и есть опасность, что они просто вытеснят коренных зеленоградцев, местных жителей с интересных вакансий. Сейчас что-то изменилось, усилилось или наоборот, может быть, уменьшилось?
— Я считаю, в худшую сторону изменилось, хотя недавние тенденции, связанные с миграцией, немного упорядочили этот рынок, ужесточили условия. Но вот, представляете, я посетитель химкинской Меги, бываю там практически еженедельно, и там работают выходцы из среднеазиатских республик. Я вижу, что, например, около Макдональдса столы протираются для вида, при мне приходит в «Каро» уборщик туалета и делает подпись, явно там не убираясь. Я плачу в «Каро» большие деньги за этот билет, я хочу получить полностью сервис и комфорт. Я считаю, что этот уборщик меня обкрадывает тем, что он пришел, сделал подпись, обманул администрацию, получил деньги и ушел. И эта тенденция очень четко прослеживается. Вот эти выходцы из среднеазиатских республик, в большинстве своем неквалифицированные или очень малоквалифицированные люди. Мало того, их культурное мировоззрение не совпадает с нашим, и они реально вытесняют людей, не дают развиваться ни бизнесу, ни сфере услуг. И те же молодые люди могли бы получить хотя бы какие-то стартовые позиции, какие-то навыки труда и зарплаты, но они вытеснены сейчас.
— То есть еще больше усиливается давление со стороны приезжих из других городов или из соседних стран?
— Да, я считаю, что после кризиса это еще более усиливается. Если раньше те же выходцы из Узбекистана согласны были работать за энную сумму денег, сейчас они реально согласны работать ещё на сорок процентов дешевле. Я не говорю о конкретных цифрах, но я говорю о тенденции, что на сорок процентов дешевле они согласны делать ту же работу. Но делают ли они ее качественнее, и кто от этого получает пользу? Я не думаю, что отчисления в государственную казну от таких тенденций становится больше. А вот нагрузка на нашу медицину, здравоохранение, на нашу социальную сферу увеличивается. А инфекционная нагрузка? Мы же знаем, что выходцы из средней Азии привозят сюда трудноизлечимые формы туберкулеза, какие-то среднеазиатские тропические болезни.
— Скоро открывается Metro в Черной грязи...
— Да, я вот, кстати, езжу мимо Черной грязи и не вижу, где же они там открывается. Все смотрю, головой кручу вокруг...
— Я тоже не вижу. Но скоро должны уже открыться. Там много новых рабочих мест должно появиться. Где эти компании ищут себе работников, и как к ним попасть? Напрямую, или может быть, через агентство, или может быть, даже не пытаться, потому что они наберут опять же мигрантов из средней Азии?
— Я думаю, надо обращаться напрямую в эти службы. Ну, а что касается миграционной политики, политики работы с мигрантами, — это вопрос политический и скорее уже к властям Московской области. Но зеленоградцам надо обращаться в Metro напрямую, действительно, реальный шанс получить рядом с городом.
— А сейчас еще какие-нибудь большие пакеты рабочих мест появляются?
— Да, «Атак» в Зеленограде открывается. Это сеть, конкретные адреса там надо посмотреть, но они открывают новый магазин, дискаунтер. Уже набирают людей: старших продавцов, ведущих продавцов, складских работников.
Новый терминал в Шереметьево — это наш стабильный работодатель, и я думаю, что как место приложения своих рабочих сил и профессионального роста это хороший вариант. Там несколько компаний, которые отвечают за работу терминала, и можно с ними общаться. Магазины открываются новые. Надо тоже обращаться, напрямую звонить и с ними общаться.
— У нас в гостях был Юрий Полетаев, директор кадрового агентства «Триза-Спутник». Я надеюсь, мы где-то в конце августа — начале сентября еще встретимся и поговорим о том, что изменилось за месяц на рынке труда в Зеленограде.
— Я обязательно вам расскажу о новых тенденциях, о новых изменениях, посмотрим, что нам покажут ближайшие три-четыре недели. Интересно уже само по себе то, что растет спрос на квалифицированных специалистов именно в тех сферах и профессиях, в которых традиционно сильны зеленоградцы, как местные коренные жители. И это уже хорошо. Сейчас мы ищем и специалистов, связанных с конструированием, и с программированием на C++, и с защитой информации, и с пайкой печатных плат и SMD-компонентов. Во всех этих сферах мы ищем специалистов. И бухгалтеров, связанных с производством и его развитием, и специалистов по продажам. Поэтому приглашаем вас на наш сайт, посмотрите, какие есть новые профессии, регистрируйтесь, и мы с удовольствием будем вас трудоустраивать. Тем более, мы это делаем бесплатно.
Александр Эрлих,фото jobcv.ru