3
Департамент образования объяснил, почему две зеленоградские школы обменялись директорами 27.02.2020 ZELENOGRAD.RU

Причины неожиданной рокировки, которая произошла месяц назад, прокомментировали «Зеленоград.ру» в столичном департаменте образования. Оказывается, они сами попросили об этом.

С января директор школы 853 в 9 микрорайоне Лариса Базылева, проработавшая на этом посту 14 лет, перешла на пост директора школы 1194 в 15 микрорайоне, а её директор Анатолий Ващилин, в свою очередь, возглавил школу 853.

«Директора школ в течение нескольких лет вместе со своими командами реализовывали управленческие проекты, направленные на развитие образовательных организаций , — сказали в департаменте. — Им удалось добиться хороших результатов: школа 1194 удостоена гранта мэра второй степени, а школа 853 — гранта мэра третьей степени. На сегодняшний день руководители готовы реализовывать новые идеи, поэтому вслед за некоторыми другими коллегами обратились с заявлениями о ротации».

В департаменте уверены, что это решение пойдёт на пользу школьникам, и школы вместе с новыми управленческими командами «получат хороший импульс к дальнейшему развитию и достижению новых результатов».

Капитан или менеджер?

Ротация директоров школ в Москве случалась и раньше. Но в Зеленограде это явление нечастое, трудно вспомнить другие примеры. Многие директора работают в своих школах десятилетиями, формируя их уровень и традиции. История каждой школы для учеников, выпускников и родителей делится на «эпохи», связанные с именем того или иного директора.

За последние годы реформ и слияний школ в зеленоградском корпусе директоров произошли изменения — кто-то потерял свой пост, когда исчезла школа, кто-то сменил место работы или ушёл на покой, кого-то заменили молодые управленцы. Роль директора в крупном образовательном комплексе, которое сейчас объединяет несколько детских садов и несколько школьных зданий, уже не такая яркая. Редкий школьник сегодня может встретить грозу-директора, идущего по школьному коридору, а родители решают все проблемы с локальным руководством — заместителем директора по школьному зданию или старшим воспитателем в детсаду.

И всё равно, к смене директора относятся настороженно: от него во многом зависит организация работы в школе, политика в отношении педагогического коллектива, а значит, и качество образования или воспитания, активность участия во всевозможных образовательных инициативах, да и в конечном итоге конструктивность и комфорт для всех, кто приходит в школу или детский сад каждое утро.

Большая часть читателей «Зеленоград.ру», принявших участие в опросе (58%), считают, что роль директора важная, он определяет лицо школы. С утверждением, что директор это просто клерк, который выполняет указания департамента образования, согласны 39%.

Для некоторых государственных структур плановая ротация руководителей — обычное дело. Например, руководителей управлений полиции могут менять местами раз в шесть лет. Это даже прописано в федеральном законе. Если руководитель не хочет уходить, его понизят в должности, а если откажется и от понижения, уволят.

Читайте также
Школы могут ввести «зачёты» вместо оценок за музыку, изо и физкультуру. Учителя считают, что это убьет мотивацию к предметам
Профессиональные биографии новых-старых директоров

Лариса Базылева в образовании с 1983 года, заканчивала Орловский государственный пединститут как учитель биологии, затем МГПУ по направлению управления в образовании. Почетный работник общего образования РФ, лауреат премии префекта Зеленограда. Руководила школой 853 с 2006 года, сменив на этом посту первого директора школы со дня открытия её в 1978 году — Анатолия Кондратьевича Тягилева. Под управлением Базылевой школа с 2011 года ежегодно становилась лауреатом гранта Мэра Москвы в сфере образования.

Анатолий Ващилин возглавил школу 1194 в 2015 году, став одним из самых молодых директоров в Зеленограде — ему на тот момент было 29 лет. Именно в эту школу он пришёл первоклассником в 1992 году (подробно о своей биографии он рассказывал в газете «41»). В 2016 году Ващилин стал также председателем зеленоградского Межрайонного совета директоров школ, сделав таким образом впечатляюще быструю карьеру в образовании. В 2009 году он окончил зеленоградское отделение Московского городского педагогического университета, в 2011 году — Московский социально-гуманитарный институт по специальности «Государственное и муниципальное управление». С 2010 года уже заведовал зеленоградским детским садом комбинированного вида № 1005 в 9 микрорайоне, с 2012-го руководил санаторно-лесной школой №7 в Истринском районе, относящейся к московскому департаменту соцзащиты. Кроме того, Анатолий Ващилин — депутат муниципального округа Крюково от партии «Единая Россия», в прошлом председатель молодежного совета Зеленограда, член молодежной палаты при Мосгордуме.

И Анатолию Ващилину, и Ларисе Базылевой в 2021 году предстоит директорская переаттестация. Последнюю аттестацию Ващилин проходил в декабре 2016-го и был аттестован на пять лет. Базылевой срок аттестации, которая состоялась в апреле 2018 года, снизили до трёх лет с рекомендацией «повысить эффективность финансово-хозяйственной деятельности» по предложению инспектора Зеленограда в департаменте образования.

При этом школа 853 занимала 83-е место в рейтинге школ Москвы по итогам 2016/17 учебного года (и 66-е место по итогам 2015/16-го), а школа 1194 — 141-е место за 2015/16 учебный год (и 131-е место за 2014/15-й). Примерно такие же позиции школы сохраняли до 2018 года, но в 2019 году методика составления рейтинга изменилась, к тому же топ-400 превратился в топ-235. Школа 853 осталась в группе мест 71-170, а школа 1194 скакнула в группу мест 21-70, встав рядом с традиционным зеленоградским лидером — школой 1557 (в официальной публикации департамента образования места учреждений теперь не конкретизируются).

Что касается управленческих проектов обоих директоров, о которых сообщает департамент образования — их защищали многие директора московских школ в 2017 году, участвуя в программе «Эффективный руководитель столичного образования». Проект Ващилина назывался «Создание системы профессионального развития педагога в ГБОУ Школа №1194», проект Базылевой — «Повышение качества образования в школе №853 посредством развития профильного обучения и социального партнерства». Защиты проходили публично в школах, перед коллегами, экспертами и чиновниками. Базылева подробно рассказывала о курсе школы 853 на подготовку научных и инженерных кадров, о профилизации старших классов, об индивидуальных учебных планах, о взаимодействии школы с социальными партнёрами из городской среды. Подробности и видеозапись защиты проекта Ващилина на образовательных ресурсах отсутствуют.

Нужно ли ввести для руководителей школ плановую ротацию?



Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Проголосовали 255 человек
Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Обсуждение
Агата Шубина
27 февраля 2020
Что за бред!!! Ни один здравомыслящий директор не бросит свою школу в середине учебного года! Что-то мне подсказывает, что у них просто не было выбора...
Ольга Каплина
28 февраля 2020
ротация директоров школ - это зло. Наша школа так привыкла к длительному руководству Курсакова, что смена директора сказалась отрицательно. Новый директор уволил хороших замов, привел похоже своих. Математическая вертикаль в нашей школе чуть не погибла из-за равнодушия руководства школы.
Ольга Каплина
28 февраля 2020
Поздравляю нас, родителей и учеников ГБОУ 853. С понедельника наш образовательный холдинг возглавил Ващилин Анатолий Сергеевич. Мы у него учились в 1194, но в апреле 2019 перешли в 853, не прошло и года, как он "за нами")))
Теперь, очень надеюсь в ГБОУ 853 будет больше порядка, перестанут так напрягать родителей, как раньше, меньше "хапать" с родителей. Потому что, это был дикий контраст между 1194 и 853, когда мы попали сюда в апреле. Я была, честно говоря, в шоке, сколько нужно приносить, отрабатывать (мыть школу) и дарить в школу...потому что, в 1194 (при Ващилине А.С.) подобные разговоры вообще были запрещены.
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран