загрузить файл со звуком (33980 кб) |
"Фуэте" начиналась как оздоровительная программа с хореографией
- Начнем с недалекого прошлого "Фуэте", когда школа работала по общеобразовательным школам города. Сколько лет это продолжалось, и в каких школах вы успели побывать?
Е.Г.: - Мы начинали со школы на Березовой аллее - сначала она была под номером 1806, сейчас это школа 1353 с углубленным изучением английского языка. Директор, Галина Васильевна Александрова, приняла нас в свой дом в 1991 году, когда "Фуэте" была еще студией. Пришли педагоги, которые создали костяк школы. А в позапрошлом году мы переехали в школу 1050 и два года арендовали там помещение. С 2005 года школа "Фуэте" носит статус государственного учреждения, и её директором является Сергей Владимирович Горовой.
- Почему вам было необходимо собственное помещение? Может быть, вашим детям было удобнее заниматься в тех же школах, где они учились?
О.С.: - Дело в том, что Галина Васильевна, директор школы на Березовой аллее, была совершенно замечательным человеком, но, к сожалению, она уже ушла из жизни. Когда она была жива, там была создана особая атмосфера - нас поддерживали, нам было комфортно. С уходом Галины Васильевны, естественно, поменялся директор, и у нас… не то чтобы не складывались отношения, просто атмосфера стала уже другой. Но самое главное даже не в этом - самое главное, вероятно, в том, что… Вот представьте себе, практически все дети учатся в этой же школе, и после окончания общеобразовательных занятий они очень быстро, мгновенно, должны перестроиться, стать кем-то другим. То они носятся по коридорам со страшным визгом, а тут вдруг они должны степенно войти в зал и сразу же заняться тем, что называется искусством, не побоюсь этого слова. Это очень сложный момент. Кроме того, конечно, свое помещение – это свое помещение, где тишина, мы занимаемся только своим делом. А в школе шумно, там перемены, разница вот в этом. Естественным нашим желанием и мечтой было, конечно, иметь свой угол.
Е.Г.: - На базе школы 1806 у нас были профильные классы. Это был учебно-воспитательный комплекс в составе школы-детского сада, где у нас реализовывалась оздоровительная программа. Для детей там были предоставлены широкие возможности: кроме экскурсий, походов в бассейн, оздоровительной гимнастики они еще занимались хореографией. В то время было очень много нездоровых детей. Поскольку моя дочь была астматиком, а сын почечником, и подобных мне мам было тогда очень много, на этой волне энтузиазма 90-х годов мы и организовали помещение для таких занятий. Первоначально был задуман комплекс на базе пластики движений и основ хореографии для детей, не имевшим возможности профессионально заниматься хореографией и спортом – одновременно это позволяло им быть на сцене, участвовать в каком-то хореографическом процессе. Дети в первой половине дня занимались общеобразовательными предметами, а во второй половине дня – дополнительным образованием у нас. Они раскрепощались и оздоравливались, и при этом практически не ходили по поликлиникам на оздоровительную гимнастику. Это очень важно. А после того, как к нам пришли работать уже профессионалы, ориентация школы развернулась - года через три после её основания мы стали вводить более профессиональные, приближенные к академическим, программы. Соответственно изменились и сами условия нашей работы, они уже не позволяли делать то, что мы делали с Галиной Васильевной. Потихонечку наш корабль стал разворачиваться в другом направлении.
- Ученики тогда тоже пришли уже другие? Не для решения своих проблем со здоровьем?...
Е.Г.: - В основном стали приходить уже те дети, которые хотели заниматься у профессионалов. Изменение программы изменило и наполняемость классов, у Галины Васильевны тоже менялись условия - их диктовала цель сделать школу с языковым специализированным уклоном. И со временем мы просто разошлись, не из-за того, что что-то было плохо, просто что-то изменилось у нас, что-то - в планах школы. Мы стали совершенно взаимно не дополняемыми учреждениями, возникла необходимость в собственном помещении и в той атмосфере, которая должна быть там создана.
Влияние администрации города на развитие нашей школы, конечно, колоссально. Оно началось с горячей поддержки от Татьяны Николаевны Забелиной в первый период организации школы – именно благодаря ей школа была создана из студии "Фуэте". После этого, уже ориентируясь на запросы людей, которые нам помогали, мы и разворачивали нашу программу. Очень помогла нам начальник Управления культуры Ирина Ростиславна Антонова. И без помощи этих людей, которые присутствовали при зарождении "Фуэте", и без сильного педагогического состава, конечно, не могло бы вырасти такое учреждение, которое в дальнейшем стало государственным.
Новый дом – новые возможности
- Вам удалось как-то поучаствовать если не в проектировании, то, может быть, во внутренней планировке вашего нового помещения? Директор музыкальной школы 71, которая тоже только что переехала в новое здание на Панфиловском проспекте рассказывала нам, что она буквально сама делал проект здания и т.д. Или для вас было подарком уже то, что вам вообще дали помещение?
Е.Г.: - Во-первых, конечно, это уже подарок, что Управление культуры способствовало тому, чтобы мы получили это помещение. Конечно, ходатайствовала об этом Ольга Васильевна Лепешинская, которая с 1993-1994 года принимала в жизни "Фуэте" не то что активное участие - она считала нас своей школой, своим детищем. Помогала, часто приезжала к нам, при ее горячем участии мы получили статус учреждения. А в планировке мы участвовали, конечно же, очень активно - насколько это было возможно.
О.С.: - Насколько нам это позволяли. Там было много сложностей.
Е.Г.: - Поскольку это пристройка, там длинный-длинный коридор - если вы представляете себе это здание. И вся внешняя его часть сейчас является основой для четырех балетных залов и одного лекционного зала. И конечно, чтобы нам, педагогам, было удобно в них заниматься, мы смотрели, где какие перегородки нужно поставить и каким образом сделать внешнюю сторону так, чтобы учащихся не отвлекало то, что они видят за окнами.
- А кроме внутреннего обустройства что еще там вложило государство: оборудование, дизайн, ..?
Е.Г.: - Оборудование. То оборудование, которым оснащена сейчас школа - это действительно просто подарок, потому что теперь это школа "по последнему слову техники". Там есть всё, что нужно для академического образования учащихся.
О.С.: - Да, там есть все.
- А что конкретно там есть внутри? Расскажите немного...
О.С.: - У нас четыре прекрасных зала, все они имеют названия: Белый зал – это самый большой зал, далее есть Розовый зал, Зеленый зал и Бежевый. Там есть абсолютно все необходимое, профессиональный линолеум, прекрасные полы, замечательные современные станки, зеркала, фортепиано и звуковая аппаратура. Есть и телевидение, что дает возможность, засняв что-либо во время репетиции или урока, тут же просмотреть какие-то ошибки и т.д. Это достойный подарок, потому что всё это нам очень помогает в работе, и на сегодняшний день лучшего желать, по-моему, даже было бы нахальством.
- Своего концертного зала для выступлений там нет?
О.С.: - К сожалению, нет. Сначала мы думали, что, может быть, возможно оборудовать большой зал какой-то небольшой сценой, подиумом. К сожалению, не получилось - всё же там очень большие сложности с перегородками. Если вы представляете себе это помещение, оно внутри полое и было совершенно пустым, стояли только несущие колонны. И фактически внутри этой пустоты были построены четыре зала. Тем не менее, у нас есть световое оборудование, которое пока не смонтировано, надо приглашать профессионалов.
- Значит, будет возможность проводить хотя бы какие-то выступления для своих, для родителей?
О.С.: - Вы знаете, мы делали это всегда, даже когда снимали угол в школе. Екатерина Владимировна у нас большой энтузиаст по этой части, по её инициативе всегда проводились праздники, Новый год, ставились какие-то мини-спектакли - дети сами что-то сочиняли и шили костюмы, притом, что в школе был просто актовый зал.
Е.Г.: - У нас даже Дед Мороз влетел в окно в 2000 году.
- Как это?
Е.Г.: - Это было потрясающее изобретение скалолаза, который закрепился на крыше и в какой-то момент, когда включили софиты, мы открыли шторы при темном зале - и вьюга, и влетает Дед Мороз...
- Скалолаз был ваш ученик? Может быть, он потом еще и в балете участвовал?
О.С.: - Нет, это был профессиональный скалолаз. В балете он не участвовал, но когда он вошел в окно, это было, конечно, эффектно!
Е.Г.: - Он был в костюме Деда Мороза и произвёл совершенно шокирующее впечатление.
Е.Г.: - Многие дети не поняли - они подумали, что он действительно влетел. И вот такие капустники у нас были постоянно, на основе творчества детей. Дети все сами сочиняли, им помогали педагоги - это, конечно, вносит такую теплую ноту. И родители тоже очень часто принимали участие - были и цыганами, и баба-ягами, и ряжеными, и кем только не были. Всё это замешивается на каком-то небольшом сюжете, и, конечно же, дети ждут таких праздников из года в год. Это наша традиция.
"Детей берем в течение года, но планку требований будем повышать"
- Возвращаясь к новому дому "Фуэте" - скажите, что он позволит в плане набора учеников? Сейчас набор на новый учебный год уже прошел, вы как-то расширили его?
Е.Г.: - Мы смотрим детей постоянно. Конечно, у нас есть две точки отсчета – мы принимаем детей в группы весной, начиная с марта формируем группу на будущий учебный год, а в конце августа – начале сентября обычно проводим добор. Кроме того, я всегда ориентируюсь на то, что в течение года тоже могут прийти дети, которые переехали, или им нужно каким-то образом присмотреться, может быть, они приняли решение, что они будут учиться профессиональному искусству танца. Конечно же, никому не будет отказано в просмотре. Вопрос в том, в какую группу, в какой класс ребенок будет определён, и возьмут ли его вообще - подходит ли он по конституции, по тем данным, которые требуются для занятий в нашей школе.
- У детей должны быть какие-то специальные физические данные?
О.С.: - Да, безусловно - по крайней мере для того, чтобы заниматься классическим танцем, основным нашим предметом. Да, мы смотрим данные ребенка, то есть физические, природные исходные данные.
- Имеется в виду, что ребёнок должен быть достаточно сильным или у него просто должна быть определенная конституция?
О.С.: - Ребеночек может прийти и слабым - сильным он станет у нас. Главное, чтобы у него были данные, то есть определенное сложение, какая-то начальная растяжка - это у нас называется шаг, выворотность… В общем, я сейчас не буду углубляться. У нас есть несколько требований, и нужно, чтобы Господь одарил ребенка этим, тогда мы его принимаем. Нужно сказать, что раньше у нас была немного другая система приёма детей: когда школа была частной, и мы "плавали" сами, ребёнок пришел – уже спасибо. Практически не было отбора, и мы учили таких детей, которые совершенно непригодны для классического танца, для балета. И сейчас они у нас еще остались…
- Как в том анекдоте: "В балет возьмете? Не возьмём" :)
О.С.: - Да :) Теперь мы стараемся, конечно, изменить ситуацию, потому что нам хотелось бы в новом помещении поднять нашу собственную планку. И, вместе с тем, к нам сейчас идут достаточно способные дети - это тоже помощь Господа Бога, наверное, потому что раньше дети были очень разношерстные, кто-то позанимался художественной гимнастикой, кто-то позанимался в каких-то других кружках…
Е.Г.: - Новое помещение диктует и новые условия работы, и новые возможности. Мы можем взять большее количество групп, технически залы оснащены таким образом, что мы можем дать более качественное образование и поднять планку во всех отношениях при таких замечательных условиях.
- А какой-то конкурс среди желающих на сегодняшний день у вас уже есть?
Е.Г.: - Пока у нас есть возможность наполнить школу, мы смотрим соответствие данных учащихся и формируем классы. И в основном наибольшая наполняемость сейчас на подготовительном отделении.
Условия приёма: с 3,5 до 12 лет, специальные данные и… трудолюбие
- С какого возраста вы берете детей?
Е.Г.: - С трех с половиной лет.
О.С.: - Да, на подготовительное отделение. В первый класс нашей школы дети идут с семи лет. Соответственно, если ребенка привели к нам в три с половиной года, то до семи лет он занимается в подготовительном отделении. Что входит в занятия там? Непременно гимнастика, ритмика-танец плюс какие-то уже рождаются задумки у педагогов - они играют с детьми в игры, всё это связано с музыкой, дети придумывают для себя какие-то образы, им даются задания и т.д.
Е.Г.: - На подготовительном отделении у нас два предмета – гимнастика и ритмика-танец, которые позволяют развить у ребенка координацию и слух, укрепить тело, основную мышечную систему и связочный аппарат. Родители, которые приводят к нам таких малышек 3-4 лет, часто задают вопрос: "И что, мы должны все эти годы заниматься на подготовительном отделении?"
- Да, вроде бы заниматься одним и тем же?
Е.Г.: - Это не одно и то же - это движение в укреплении мышечной системы от нуля к каким-то нормативам, при выполнении которых, при условии достижения какой-то определенной планки, ребёнок может поступить к нам в первый класс. Конечно, ребенок может не заниматься подготовкой у нас, но здесь созданы наиболее благоприятные условия для того, чтобы это поступление в первый класс состоялось - по тем требованиям, которые мы имеем.
- При переходе с подготовительного отделения в первый класс у вас проходит какой-то внутренний экзамен?
Е.Г.: - Да, есть внутренний экзамен - в мае у нас обычно проходит контрольный урок, по результатам которого мы зачисляем или не зачисляем ребенка. В нынешних условиях, когда мы обитали в дальнем углу 11 микрорайона, и всё-таки дети приходили к нам заниматься, зная уровень наших педагогов - после экзаменационного урока мы взяли большинство этих детей. Взяли только за то, что они потратили столько сил, ходили все эти годы на подготовительное отделение на Березовой аллее и в 11-м микрорайоне. И даже если у кого-то были какие-то несоответствия требованиям поступления в первый класс - в нынешнем году мы закрыли на них глаза.
- Но в будущем приём в первый класс всё же ужесточится?
Е.Г.: - В будущем те требования, которые являются необходимыми, будут соблюдены. И я думаю, что для этого есть все условия.
- А до какого возраста в "Фуэте" учатся дети, сколько лет самым старшим?
Е.Г.: - Дело в том, что наши выпускники остаются у нас для подготовки к профессиональной деятельности в будущем - у нас есть возможность учить их. И даже после окончания учёбы есть те, кто уже поступил, например, в Моисеевский ансамбль, в другие учреждения, и, тем не менее, они возвращаются к нам. Поэтому верхней планки по возрасту, преграждающей путь к занятиям, у нас пока не было. В традициях школы работа с выпускниками, которые очень активно участвуют в балетных постановках, заняты в номерах, работают уже и педагогами. Все от мала до велика входят в неофициально созданный творческий коллектив "Фуэте", художественным руководителем которого является Олег Владимирович Соколов. Есть девушки, которым уже по 26-30 лет, и они участвуют в этих постановках с энтузиазмом.
- Сколько лет идёт обучение в школе "Фуэте"?
Е.Г.: - У нас было пятилетнее обучение, сейчас мы переходим на семилетнее – поэтому сейчас у нас есть некоторый зазор по возрасту при наборе в первый класс. При пятилетнем обучении в первый класс поступали 9-летние дети. Сейчас дети будут поступать в школу на два года раньше, в 7-8 лет. Вообще мы имеем право принимать в первый класс детей от 7 до 12 лет, то есть если это "Ломоносов", "запоздалый" ребенок, который вдруг захочет прийти - у него есть эта возможность. Такие прецеденты были, ребенок начинал догонять с 12 лет, перейдя быстрыми темпами через какие-то классы. Но это отдельная работа, при условии, что это действительно способный ребенок, на которого надо тратить время. У нас есть такая Маша, совершенно замечательная солистка, которая пришла к нам в возрасте 12-13 лет, попала в начальные классы и потом очень быстро перепрыгнула через большой объем программы. Теперь она солистка школы, спустя пять лет.
О.С.: - Но надо сказать, что Маша занималась хореографией где-то еще до "Фуэте", потому что если просто начать в 12 лет, если ты "ноль" - конечно, ничего не получится, это нереально.
Е.Г.: - Да, это невозможно.
- Значит 12-летний ребёнок может поступить к вам, только если он где-то как-то уже занимался?
О.С.: - Да, где-то занимался, умеет хоть какие-то основы. При этом Маше пришлось практически переучиваться, но так всегда бывает… Я выделяю Машу, потому что она яркий пример. Эта девочка действительно сделала совершенно колоссальные успехи. Да все наши старшие дети, которым сейчас 15-16 лет, выросли на наших глазах, и все они настолько замечательные…
Е.Г.: - А пришли они к нам в 3-4-летнем возрасте.
О.С.: - Это чудные девочки, у них потрясающее отношение друг к другу, они так друг друга поддерживают. У нас же все непросто, это серьезный труд, особенно в старших классах. Бывает такое, что кто-то вдруг расстраивается, что-то не получается. Это дело педагога, это уже мой вопрос - как-то человеку объяснить, что расстраиваться не нужно, все будет прекрасно, только не сию секунду, надо работать, вот и все. Но как они поддерживают друг друга при этом - это нужно видеть!
- Я, кстати, вспоминаю фильм "Анна Павлова", посвященный судьбе известной русской балерины. Соответствует реальности тот тяжелый труд, который там показан, начиная со школьных, детских лет?
О.С.: - Безусловно. Занятия балетом, классическим танцем вообще раньше сравнивали, - я думаю, что и сейчас можно сравнить, - только с трудом шахтера.
Е.Г.: - Это преодоление.
О.С.: - Но дело ведь в том, что ведь наши требования в "Фуэте", и наши гайки, которые мы закручиваем - это не те гайки, которые, скажем, есть в Московской академии танца, куда дети приходят и знают, что это их профессия. Наши гайки гораздо слабее, у нас значительно более щадящий режим учебного процесса. Но, тем не менее, мы стараемся добиваться каких-то своих высот. Да, в фильме - это всё правда, профессиональная балетная сцена – это адский труд.
Дамы приглашают кавалеров
- А мальчики и девочки у вас занимаются вместе?
Е.Г.: Порознь.
- Разные предметы или разные тонкости танца?
Е.Г.: - Естественно, есть своя специфика. Особенно народный танец, там у них разительно отличается программа. В классическом танце тоже есть большой объем прыжков мужских и женских, пальцевая техника для девушек.
- А педагоги одни и те же для мальчиков и девочек, или тоже есть специализация?
Е.Г.: - В основном, конечно, у мальчиков ведут мужчины. Кроме того, мы использовали для подготовки некоторые минимальные включения тренажеров – на базе школы 1353 у нас была такая возможность, и сейчас тоже, может быть, будет. В основном, конечно, у мальчиков своя специфика. И, конечно же, мальчиков везде не хватает, их группы малочисленны.
О.С.: - Да, это проблема - мальчиков слишком мало. И чем дальше…
- Кстати, к мальчикам у вас более мягкие требования при приёме в школу?
О.С.: - По данным - да. Вот про мальчиков хочу сказать отдельно: пришел - спасибо. Это осталось. Потому что их очень мало.
- Все мальчики Зеленограда, добро пожаловать в "Фуэте" - вас там ждут!
Е.Г.: - При условии, если не просто мама заставила, а мальчик действительно хочет учиться искусству танца и понимает, что это труд. Это труд, это просто лепка своего тела.
- Такие мальчики уникальны, наверное?
О.С.: - Уникальны. Это правда.
Е.Г.: - Но замечу, что народный и современный танец, конечно, увлекают. Когда начинаются постановки, - а у нас даже для самых маленьких есть постановки, - и когда человек уже увлекается и входит в процесс, то он понимает, зачем он работает, зачем он идет к классическому станку: потому что это является основой всего, это подготовка технического аппарата для того, чтобы на сцене можно было сделать определенный набор элементов и движений. И дети это очень быстро и хорошо понимают. Поэтому у мальчиков уже нет такого пренебрежительного отношения "балет - это для девочек", они понимают, что это специальная гимнастика для культуры тела.
- Мальчиков, наверное, и нужно приводить в 3,5 года, пока они не видят разницы между собой и девочками?
Е.Г.: - Да, в этом возрасте в форме игры все получается замечательно, само собой и очень логично.
Цены учёбы
- Задам вопрос, которым наверняка задаются многие родители - сколько стоит обучение в "Фуэте", и как это изменилось с получением государственного статуса?
Е.Г.: - Конечно, когда мы были частным учреждением - это была самоокупаемая школа. Родительская оплата компенсировала аренду помещения, костюмы, всё, что связано со сценой, с выступлениями, с учебным процессом. Это были два разных процесса – оплачивался учебный процесс и постановочный процесс. Сейчас родители оплачивают ежемесячную "жировку" как в обычной музыкальной школе - порядка 200 рублей в месяц при обучении ребенка на основном отделении школы. На подготовительном отделении для детей до 7 лет, еще не поступивших в первый класс - платные самоокупаемые группы. Они занимаются три-четыре раза в неделю, и там родительская плата порядка 1000 рублей в месяц.
- А на основном отделении вас дотирует государство так же, как обычные музыкальные школы?
Е.Г.: - Да, мы подобны школе искусств, мы хореографическая школа, которая имеет три направления развития, - модерн-танец, классический танец, народно-сценический танец, - а также теоретические предметы, например, история балета. И еще у нас есть музыкальное отделение, на котором дети имеют возможность заниматься в классе фортепиано в том объеме, который им необходим. Для первоклассников это обязательный предмет, а для всех остальных учащихся это уже дополнительная программа.
- А зачем уметь играть на фортепиано для балета? Так положено по каким-то государственным стандартам?
Е.Г.: - Это входит в нашу программу, это слух и ритм. Танец – это движение, которое связано с музыкой, в первую очередь. Ольга Васильевна Лепешинская говорила: "Танцуйте музыку", это слова Паустовского, она повторяла их все время. Не слыша музыку, можно сделать только набор движений. Поэтому музыкальное отделение идет в помощь хореографическому и дает возможность получить музыкальное образование.
- А какие еще вложения нужно делать родителям, на какие суммы рассчитывать, поступая к вам?
О.С.: - Это касается только балетной формы: для девочек - купальник, белые носочки, балетные туфельки, белые или черные, какая-то юбочка – все это продается. Слава Богу, в Зеленограде есть даже не одно место, где продается балетная обувь, абсолютно все аксессуары и т.д. Не могу точно сказать, на какую сумму надо рассчитывать, но я знаю, что, например, пуанты – пальцевые туфли - стоят в районе 500 рублей. Я считаю, это безумно дорого, но в целом для ребенка балетная форма – я не думаю, что это какие-то сумасшедшие деньги.
- А костюмы для выступлений? Государство с этим помогает как-то?
О.С.: - Безусловно. Когда школа была частной, это все делалось нами самостоятельно. Родители помогали.
Е.Г.: Да, была спонсорская помощь родителей, и еще спонсировал мой муж, Сергей Владимирович - тратил средства своего предприятия на спонсорскую помощь. Единственное, что я бы хотела добавить к словам Олега Владимировича: самое дорогое, что нужно в нашей школе – это народно-сценические туфли, которые стоят больше 1000 рублей, я не могу сейчас назвать точную сумму, но это достаточно дорогая обувь, и требуется она со второго класса. Ну и еще те расходы, которые посчитает необходимыми родительский комитет, который у нас есть по каждому классу и по всей школе. Есть праздники и подарки на дни рожденья, которые дети дарят как в обычной школе. И точно так же есть какие-то элементарные нужды, решения по которым принимает родительский комитет - это уже прерогатива родителей, не наша.
"Нагрузка велика, но можно заниматься более свободно – для себя"
- С нагрузкой ваши дети справляются? Есть такие, кто уходит из-за того, что её слишком много?
Е.Г.: - Про нагрузку подготовительного отделения мы уже сказали - это 3-4 часа в неделю, минимум 2 часа. Мы разрешаем совсем маленьким детям приходить два раза в неделю, и третий день у нас идет дополнительным в счет болезней. Когда дети приходят в младшую школу, в первый-второй-третий класс, у них, в основном, занятия четыре раза в неделю приблизительно по 2 академических часа – они включают в себя классический танец, ритмику-танец, основы народного танца, модерн и теоретические часы: музыкальные занятия, историю балета, историю музыки - это лекционная работа. Вот такая нагрузка. Одним из этих четырёх дней у нас бывает, например, суббота, и тогда в будни заняты три рабочих дня. В средней школе нагрузка увеличивается, какие-то предметы уходят, скажем, гимнастика, но возрастает доля классического танца. Дети заняты порядка 2,5-3 часов четыре-пять раз в неделю в зависимости от групп.
Поскольку мы всегда несем ответственность за то, чему мы научили и за что мы даем диплом своим выпускникам - хочется, чтобы не было стыдно, когда дети поступают в вуз, чтобы они были выучены и абсолютно готовы продолжать там учебу или заняться профессиональной деятельностью на сцене. И это требует часов занятий. Некоторые это не выдерживают и уходят – освоить нашу программу не всем по силам. Есть и другая причина - переходный возраст. Есть дети, которые просто хотят быть более вольными, и уже понимают, что не станут профессионалами в танце. Вот тут традицией школы всегда было давать возможность таким воспитанникам заниматься как-то уже более свободно, если им не важны оценки в дипломе.
- И если ребенок просто хочет заниматься только для себя - он может продолжать это делать?
Е.Г.: - Да. Есть варианты, по которым мы работаем.
- Вы сейчас, в новом здании, продолжите работать с этими вариантами?
Е.Г.: - Да. Естественно, нам хочется, чтобы те дети, которые перешли сейчас в пятый класс и не стремятся получить хорошие оценки в своем дипломе, завершили учебный процесс. Тем более, что он начинался еще в бытность учебно-воспитательного комплекса.
О.С.: - Здесь есть еще одна причина: где-то годам к 14 многие из наших учеников начинают думать, куда бы пойти после окончания школы, начинают посещать различные курсы, математические и прочие, которые помогут им поступить в дальнейшем в вуз. И они просто уже становятся ограничены в своем свободном времени. Поэтому многие, конечно, и уходили, понимая, что балет не главное в их жизни. Но навыки, которые дети приобрели во время обучения хореографии - это то, что им будет в жизни помогать. Вообще в хореографии есть масса очень полезных вещей: воспитание трудоспособности, человек выучивается себя преодолевать - лень, не хочется, а нужно...
Е.Г.: - Для самоорганизации и самовоспитания волевых качеств это очень-очень полезно.
- Как раз хочу спросить о ваших учениках и их учебе в общеобразовательной школе: у вас хорошо учатся отличники или наоборот – ребенок, который стремится в балет, в школе может быть двоечником?
Е.Г.: - Это мой вопрос. Я хочу сказать, что это показатель. Если человек ответственно относится и грамотно распределяет свое время… У нас, например, Даша Ногинова умудрилась закончить музыкальную школу на отлично, общеобразовательную школу на отлично, нашу школу на отлично, поступить в школу-студию при ансамбле имени Моисеева, сейчас она приезжает к нам, участвует в постановочном процессе.
О.С.: - Да, она закончила эту школу-студию, но потом решила пойти не на профессиональную сцену - сейчас она заканчивает какой-то гуманитарный институт. Для нее профессиональная сцена – это, наверное, когда она приходит к нам и работает с нашим замечательным хореографом, Леонидом Лебедевым, который с нами уже очень много лет. Он довольно известный человек в России и в мире, очень много номеров им сделано, он приходит и дает уроки модерна, делает постановки. Вот такие как Даша Ногинова – это те люди, которые поддерживают нас по сей день.
- Значит, ваши дети - как правило, отличники из-за своей самодисциплины?
Е.Г.: - Да. Если у человека есть уже какая-то внутренняя организация… Конечно же, если дети так плотно заняты у нас и еще хотят гулять - это просто невозможно, они будут учиться некачественно и в общеобразовательной школе. Но при грамотном распределении времени можно успеть сделать основную работу в школе. И, как правило, если человек организован, он организован везде. Даша Ногинова – это для нас "как правило".
О.С.: - Да, в основном наши дети учатся в общеобразовательной школе хорошо. Двоечников у нас нет.
Выпускники танцуют в мюзиклах, в балете и возвращаются в школу
- Похвастайтесь своими учениками: куда они попадают? Те, кто идет дальше в профессиональный танец - в современные танцы, в труппы мюзиклов или в профессиональный балет…
Е.Г.: - Есть у нас такой господин Мигель в мюзикле, Сережа Шестиперов, который учился у нас еще в частной школе. Очень симпатичный молодой человек.
О.С.:- Он темнокожий мальчик, очень милый, очень славный.
Е.Г.: - "Фабрика звезд" была им освоена, и теперь он активный участник мюзиклов, в фильмах снимается. У нас есть масса выпускников, которые стоят на профессиональной сцене, и не только у нас, но и за рубежом. Мне звонила выпускница Юлечка Жарова из Сан-Франциско, приглашала нас в совместный проект - она организует свою школу в Сан-Франциско и хочет, чтобы мы приехали с программой на фестиваль, поскольку имеем опыт большой работы в подобных проектах. Мы работали в Африке, в Кейптауне, была совместная работа в Швейцарии - несколько раз приезжали для участия в совместных постановках, где учащимися разных школ осваивались определенные блоки в балетной постановке, и потом всё это соединялось уже на сцене. Там были дети из студии Бежара, это было очень интересно. И вобщем-то мы проехали с нашими детьми пол-Европы за эти годы. И, конечно же, есть выпускники, которые остаются. Есть Женечка Гончарова, которая танцует у Касаткиной и Васильева…
О.С.: - Да, эта девочка начинала учиться у нас. Она способная девочка, ее решили отдать в Московскую академию танца. Помимо этого у нас есть Аня Хлупина, которая заканчивает ГИТИС в этом году. И она тоже с нами, приходит, репетирует, участвует в концертной программе.
Е.Г.: - У нас есть две ученицы, которые после окончания нашей школы закончили университет Натальи Нестеровой и сейчас работают у нас педагогами. Я думаю, что мы сейчас просто не можем рассказать про всех, очень большое количество выпускников…
- Какова сейчас ситуация с присвоением школе "Фуэте" имени Лепешинской – это ведь было завязано на получение своего помещения?
- Ольга Васильевна Лепешинская всегда была нашим ангелом-хранителем. После ухода ее из жизни не стало человека, к которому мы ездили, показывали все, что происходит со школой, не стало её советов. Она была просто удивительным человеком, до 92-летнего возраста обладала отличной памятью, здравым и очень четким и цепким умом. И она лет пять назад написала письмо о своем желании, чтобы наша школа была ее имени. Сейчас эти документы находятся в работе, и имя Лепешинской, я думаю, будет школе присвоено.
И еще раз мне хотелось бы поблагодарить Управление культуры, Ирину Ростиславовну Антонову, Иру Константинову и Татьяну Николаевну Забелину, потому что это люди, которые очень тепло к нам относятся. Их стараниями мы сейчас в новом доме.
- Хочется вам пожелать хорошего начала учебного года, хороших учеников. Радует на самом деле то, что вы стремитесь не только к жесткой подготовке действительно профессиональных будущих танцоров, но и даете возможность танцевать для себя тем, кто хочет это делать.
Е.Г.: - И стремимся, в первую очередь, к теплой и семейной атмосфере, чтобы детям у нас было комфортно, чтобы они хотели учиться искусству танца.
Елена Панасенко
Спасибо!