загрузить файл со звуком (25183 кб) |
Сентябрь начинается в июне
— Татьяна Михайловна, сейчас у вас, наверное, самые горячие дни в году — нужно подготовить школу к первому сентября, к началу учебного года?
— Горячие дни начинаются 1 августа. Весь август мы нашим административно-хозяйственным коллективом трудимся в поте лица. Вообще всё лето территория школьного двора должна быть идеально убрана, а к первому сентября особенно. Покраска забора, уборка асфальта, трава должна быть не выше десяти сантиметров...
— Даже высота травы регламентируется?
— Регламентируется. Проверка АТИ [Административно-технической инспекции — Zelenograd.ru] очень строгая, кусты должны быть пострижены, отростки не больше 7 сантиметров. Сухостойные деревья должны быть удалены: все сухие деревья — это само собой, плюс еще те, у которых подрезаны ветки. На асфальте не должно быть нигде ни одной травинки, асфальт и бордюры должны быть целыми. Надписей на школах даже летом не должно быть, мы их закрашиваем. Клумбы в нашу жару было очень тяжело сохранить, но мы их сохранили.
— А клумбы положены школе?
— Обязательно. Мы сами выращиваем или закупаем рассаду, сажаем, поливаем, сами ухаживаем. У нас восемь вазонов и клумбы — большая и маленькая. Сейчас у нас бархотки в полном разгаре, цветут. Что касается школы внутри, к первому сентября в здании должен быть свет, вода, канализация, всё должно работать до единого краника. Внутри нашего здания нужно перемыть 195 окон размером 240 на 180 см.
— Это делают какие-то специальные рабочие?
— Нет, это делает наш школьный коллектив уборщиц.
— Обычно ведь еще родителей приглашали убирать перед началом года школу — на субботники?
— Родителей приглашаем редко — из-за специфики нашей школы [школа 1710 — коррекционно-развивающая для подростков
— Таковы требования ко всем школам — вы никак не выделяетесь на общем фоне?
— Да, ко всем школам. Мы и внутренние работы сами проводим, если где-то стенки требуют ремонта. Своими силами каждый год приводим в порядок один-два класса, рекреации, коридоры, тамбуры, плюс еще, конечно, какие-то стенды. В этом году у нас было много работы — мы переселяли учительскую. Привлекаем рабочих по зданию, двух дворников для тяжелой работы, чтобы что-то носить, но в основном девочки справляются сами. Моя задача руководить всеми работами, их задача — делать. Классы, спортивные залы, актовый зал и рекреации — все должно быть готово. На ставку каждой уборщице дается 500 метров, но плюс к ним есть ведь еще окна, стены (высота 385 см) — они тоже должны быть в чистоте, в порядке, карнизы и прочее. Отдельно приводим в порядок столовое оборудование, поскольку оно на балансе школы — школьные повара только приходят и готовят на нём. Плюс подвал, поскольку канализация вся в подвале. Вся электрика должна быть тоже в порядке, то есть все щитовые, поэтажные щитки, переходы.
— Вы сейчас, наверное, как раз сдавали школу к первому сентября?
— По приемке школы к учебному процессу мы в июне оформляем паспорт готовности к зиме.
— Уже в июне?
— Все работы проводятся в июне специальной организацией, которая делает обрисовку в подвалах — по поводу воды и отопления. У нас в школе частично воздушное отопление, плюс центральное, как во всех домах. То есть одна организация, МОЭК, обслуживает горячее отопление, которое идет централизовано, а вторая организация обслуживает специальные калориферы и вентиляцию, которые подают горячий воздух. Все эти службы мы прошли в июне, оформили специальные документы, то есть школа готова. Кроме того, у нас есть организация, которая делает замену фильтров и промывку вентиляции в столовой, есть отдельные документы по приемке школьной столовой Санэпидемстанцией.
— Это тоже все летом проходит?
— В нашей школе по графику — в июне. А вообще на это дается июнь, июль и август.
— Почему-то именно сейчас, в конце августа, появляются панические новости о том, что какие-то московские школы не готовы к первому сентября — госпожнадзор, еще какие-то инстанции их не принимают...
— Да, у некоторых школ появляются какие-то предписания, неприёмки, и у каждой школы есть свой график. Мы сдали паспорт в конце июня — его подписали пожарные, санитарные службы, Школьный комбинат питания.
— Но у других школ это может быть позже?
— Каждая школа сдается в свой срок. Если есть какие-то недостатки, делается предписание. У нас было предписание по подвалу, мы практически устранили требуемое — по договору работы заканчиваются в сентябре. Дополнительно делали работы по пожарной сигнализации, сегодня заканчиваем — это у нас тоже по предписанию: ставили тепловые датчики в столовой и в помещениях, где их не хватало. И у других школ могут быть предписания по каким-то другим дополнительным работам. Если у пожарников нет по школе претензий, то они не будут задерживать. Как правило, специалисты объективно подходят — если какие-то вопросы требуют больших финансовых затрат, устанавливаются сроки.
Завхоз в ответе за всё
— Как удается поддерживать порядок в наших школьных зданиях, которые построены в шестидесятых годах прошлого века?
— Да, здание у нас 1966 года, хотя наша школа в нём с 1993 года. Поддерживать можно только ежедневным трудом, который не заканчивается 31 мая. Это как дома — всё время знаешь, что нужно сделать в следующем месяце, сегодня или завтра. Все должно быть на месте, все должно работать, светиться, двери открываться, замки в каждом классе работать.
— Что лежит в сфере ответственности школьного завхоза и чьи рабочие руки под вашей командой?
— Технический персонал — это уборщицы, сейчас они называются рабочими по комплексному обслуживанию здания, а также рабочие по ремонту, поскольку мы своими силами тоже его ремонтируем. Сейчас у меня семь уборщиц, два дворника, один рабочий по зданию. Есть еще обслуживающие организации: одна ремонтирует электрику по нашим заявкам, другая обслуживает сантехнику. В школе не должно быть никакой сломанной мебели, парт, стульев, должно быть везде и всегда чисто, как дома. Краник открыл — вода должна быть, унитаз должен работать, освещение должно быть, вся мебель должна быть безопасной.
— В функции завхоза входит и обеспечение режима здоровья и безопасных условий труда и учебы детей — значит, если где-то что-то сломано, и ребенок из-за этого пострадает, то ответственность ляжет на вас?
— Да. Сначала на директора школы, потом и на меня. В моих обязанностях прописано, что парты, шкафы должны быть в порядке, ничего не должно падать, то же самое со спортивным инвентарем. У нас есть внутренние акты проверки нашей внутренней комиссии. Иногда бывает и внешняя комиссия, которая приходит, составляет акты проверки. Должны быть прикреплены все щиты, все ворота, которые внутри здания, все решетки на окнах внутри здания. Это обязательно.
— У нас возник этот вопрос, потому что мы слышали о случае в школе 618 — там на двух школьниц упала решетка в спортзале от удара по ней мячом...
— Да, удары мяча бывают очень сильные, хотя потолки в спортзале больше шести метров. Даже попадают в боковые светильники и в потолок.
— Это несчастный случай, за который никто не отвечает?
— Это несчастный случай, но за него обязательно ответят. В каждой школе есть заместитель по охране труда, и этот случай обязательно должен был рассматриваться. А вообще по безопасности составляются внутренние акты, которые подписывает директор и проверяют преподаватель, заместитель по охране труда и заместитель директора по административно-хозяйственной работе. Потому что если какая-то решетка, щит или что-то еще не закреплено, заявка должна, в первую очередь, попадать непосредственно ко мне от сотрудника, и мы это должны быстро устранить. Это касается любого шкафа, щита, светильника, чего угодно. У нас в школе не может быть ничего, что бьется током, от чего может быть угроза, это должно моментально устраняться. Даже никаких горшков с цветами на шкафах не должно быть, и абсолютно все шкафы должны быть прикреплены к стенам.
— Вроде бы сейчас в классах нельзя держать цветы — они могут вызвать аллергию у детей...
— Насчет аллергии пока ничего не знаю, нам таких указаний не было. Но когда к нам приходит СЭС, конечно, они смотрят, где стоят цветы и какие.
— С СЭС тоже вы имеете дело?
— Да, обязательно, при приемке школы постоянно. Мы не можем ставить живые цветы в столовой, где готовится и раздается пища, это само собой. Но у нас очень много цветов на первом этаже около нашего фонтана, есть даже большие деревья — такой как бы зимний садик, за которым мы следим. А в каждом классе учитель отслеживает. Аллергенные цветы — такого у нас нет, все цветы давно известные, ничего вредного там не должно быть.
— Ограждения территории школы забором по всему периметру — для вас это хорошо или плохо? Вообще это не завхозы были инициатором заборов?
— Инициатором были не мы, это вопрос безопасности. Когда я пришла работать в школу, у нас не было такого, чтобы вся территория была огорожена — был открыт въезд со стороны Березовой аллеи, можно было спокойно въезжать. Это было гораздо хуже, въезжали все машины, которые могли — они на территории школы меняли колеса, карбюраторы и прочее, и все это оставляли. Теперь нам спокойнее, нет доступа машин. Конечно, народ не понимает, когда у нас пропускной режим, например, с половины восьмого утра и до половины восьмого вечера, а ночью закрыто, и надпись соответствующая есть. Регулярно пытаются сломать замок или оторвать надпись, потому что людям неудобно ходить. Действительно это неудобно, потому что все-таки у школ большие территории. Но это предписание от Управления образования, в целях безопасности.
Сезонные хлопоты: осень, зима и весна
— Учебный год начинается с осени. Осенью есть проблема, которая скоро начнет волновать многих родителей: дети начинают мерзнуть — родители начинают спрашивать, когда же включат отопление. От чего это зависит, завхоз может на это как-то влиять?
— Наши школы это не детские сады, в школах отопление включается одновременно с жилым фондом. Есть воздушное отопление — как правило, почти во всех классах, особенно на втором этаже. Мы можем, регулировать его в сторону увеличения количества подаваемого горячего воздуха, но, опять же, когда включат центральное отопление. В нашей школе практически всегда тепло. Мы утепляем все окна, уже давно запаслись поролоном и прочим, сохраняем это каждый год и в сильные морозы начинаем утеплять. А по воздушному отоплению мы устанавливаем свой график, который нам удобен — часы, когда включаются специальные моторы в подвале, которые гонят горячий воздух по всем классам.
— В общем, у вас дети не мерзнут?
— У нас, как правило, нет, за редким исключением. А вообще у нас хорошо работают все батареи центрального отопления.
— Продолжим по календарю — после осени приходит зима, что ложится на завхоза? Начинаются проблемы с расчисткой территории от снега, наледи, сосульки — это всё тоже ваши заботы?
— Обязательно. Зимой у нас дополнительно чистит трактор.
— Трактор, по крайней мере, не школьный, а приезжий?
— Трактор не наш. Управлением образования, дирекцией заключается договор с обслуживающей организацией. Мы только выдаем площадь, которую надо почистить. У нас зимой снимается летняя ставка ручного дворника и дается трактор. Он приезжает каждый день, делает круговую дорогу вокруг школы или дополнительно чистит центральный вход, всё остальное чистится дворниками. Каждый день мы в обязательном порядке должны расчистить до асфальта всю территорию школы.
— До асфальта? С нашими-то сугробами и снегопадами, которые бывают?
— Да, по правилам до асфальта. Конечно, когда сугробы есть, у нас, как правило, прочищают их в одно или два места.
— Когда чистят снег до асфальта, появляется лед...
— Да, со льдом тоже есть проблема, поскольку мы не можем чистить реагентами и ничего такого сыпать — это запрещено. Поэтому у нас только песочек-крошка.
— Сосульки тоже сами снимаете?
— Сосульки у нас только на козырьке входного крыльца, потому что у нас плоская крыша — сосулек не образуется. На козырьке мы чистим снег, а сосульки бывают только когда очень сильная оттепель.
— Новый год, наверное, приносит приятные хлопоты?
— Новый год всегда хорош. В нашей школе в функции завхоза входит руководство украшением внутри здания, и сейчас еще просят украшать фасады.
— А, например, снежинки, которые дети вырезают, они вам сдают или сами приклеивают? :)
— Нет, дети приклеивают под руководством взрослых :) Как правило, снежинки дети вырезают на уроках труда, и мы украшаем ими классы. Каждый год сохраняем все украшения, которые приобрели в предыдущие годы, и докупаем новые. Мы уже знаем где, как и что крепить, есть большая елка, большие украшения, транспаранты и все прочее. Приходите, у нас очень красиво всегда, украшен первый этаж, холл, фасад здания, и крыльцо. У нас есть большие изображения снеговиков.
— Что такое весна для вас? Я не могу вспомнить какие-то очевидные весенние проблемы...
— Весна — это караул. Главная проблема весны — подтопления, если большой паводок. У нас есть колодец, куда сходит вода, мы должны зимой всегда поддерживать его решетку в открытом виде, чтобы вода сразу уходила в водостоки. Весной бывает подтопление подвалов, хотя и редко. И еще весной к нам пытаются иногда прорваться мыши — мы с ними сразу боремся, но бывает.
— А кошки не заводятся?
— Кошки у нас заводятся, они пытаются вывести в наших подвалах котят, поэтому мы с ними тоже боремся. Иногда приходится выносить кошку с котятами наружу, это тоже бывает, потому что нам запрещено разводить у себя каких-либо животных. Весна — это всегда срочно-срочно нужно убирать территорию после таяния снега. Народ у нас любит кидать за забор все что можно, и когда снег весной сходит, конечно, много мусора. Мы убираем свою территорию и за пять метров от нашего забора по всему его периметру. Начинаем красить заборы, калитки, после зимы собираем крошку с асфальта, которой посыпали лед, начинаем приводить в порядок кусты и деревья. Работы много. Осенью идет борьба с листвой не на жизнь, а на смерть. Весной убираем то, что осталось, подрезаем, если нужно, деревья.
— Летом вы, наверное, тоже не отдыхаете — идет приемка школы. Но отпуск-то бывает у завхоза — такой, чтобы всё закрыть и уехать?
— Отпуск бывает, но, как правило, мы его разбиваем на части, редко удается сразу 28 дней отгулять. Во-первых, администрация по очереди остается за директора школы, во-вторых, в июне идёт приемка школы к следующему учебному году, как я говорила, и очень много работы. Ну, а сейчас — само собой, август всегда очень тяжелый.
Родительские вопросы: субботники, туалетная бумага и хранение вещей в раздевалках
— Раньше у школьников были субботники. Сейчас дети вам помогают по школьному хозяйству?
— Субботники остались. Мы приглашаем родителей, выходят все учителя без исключения, дети выходят. Иногда их приходит много, иногда мало, но их нужно очень хорошо организовывать.
— Это сейчас дело сугубо добровольное?
— Всегда было сугубо добровольное :) Приглашаем на субботники, благодарим, вывешиваем списки тех, кто приходит. Есть дети, которые регулярно приходят, любят работать, они даже пытаются помогать, когда снег чистим или еще что-то. Мы иногда приглашаем детей и учителей, когда очень сильные снегопады или какая-то еще помощь нужна.
— А есть такие родители, которые говорят: «Ну как же, чтобы мой ребенок в школе работал? Такого не должно быть!»?
— У нас в школе таких не бывает. Во всяком случае, мы же не заставляем детей делать Бог знает что. Они сметают листву или складывают ее в пакеты, которые потом уносит дворник, или делают какие-то уборки в классах, отмывают парты. У родителей не было претензий, что мы детей заставляем что-то делать.
— Я задам несколько больных вопросов, которые обычно задают родители в разных школах, их много и на форуме Управления образования. Первый вопрос про расходные материалы: «Салфетки, туалетная бумага, мыло — на них что, не выделяют денег?», — спрашивают родители, — «Почему их нет в школе?»
— Управление образованием нам выделяет деньги, но, конечно, очень маленькие суммы — их недостаточно, мы исходим из своих средств. Чтобы положить мыло около столовой, нам хватает, насчет туалетной бумаги — конечно, это уже проблема навсегда, хотя мы стараемся периодически что-то закупать. Вообще на деньги, выделяемые Управлением и на внутренние резервы школы мы закупаем моющие средства для пола, стен, окон, швабры, щетки, веники, совки, замки, краску и прочее для хозяйственных нужд. С детей и с родителей в нашей школе не собирается ни копейки ни на что. На выпускные — там уж родительский комитет сам решает.
— А сами родители решают, например, закупить какие-нибудь бумажные полотенца?
— На летние и зимние лагеря нам хватило того, что у нас было, на полотенца пошли небольшие суммы. Но каждый родительский комитет решает для себя, что закупать внутри класса. Для школьных, коллективных нужд мы никаких денег не собираем — ни на тетрадки, ни на что. У нас это не принято.
— Питьевую воду в школы продолжат поставлять в новом учебном году?
— Да, сегодня я сделала заказ. С первого сентября привезут те же девятнадцатилитровые бутыли, одноразовые стаканчики — все, как обычно. Приходили специальные люди, которые обработали кулеры — это делается каждые полгода специальными средствами, выдается специальный акт, что кулер обработан и можно его использовать. То есть, как только завезут воду — первые литры сливаем, дальше пользуемся.
— Еще один «родительский» вопрос: кто отвечает за сохранность вещей, оставленных в школьных раздевалках, и как поступают с забытыми вещами, которые там скапливаются?
— Раздевалка у нас закрывается на замочек на время уроков. Есть гардеробщица, которая открывает и закрывает её, а дети вешают одежду сами. Мы рекомендуем конечно не оставлять в вещах никаких денег, сотовых телефонов и т.п.
— Но ведь могут украсть и куртку, и хорошую обувь?
— Понятное дело, что могут. Но за мои десять лет работы, наверное, был один такой случай. А вот забытые вещи мы храним месяцами, иногда годами. Были случаи, когда оставили коньки — через два года пришли, мы нашли их, вернули. Сейчас, в конце августа у меня в гардеробе висят куртки, «сменки», портфели, пакеты. Мы их перекладываем, собираем. Но иногда, — я не знаю, почему, — их никто не забирает вообще.
— Даже какие-то ценные вещи, портфели?
— Куртки, обувь, свитера, пакеты — да, всё, что угодно. То ли родители не спрашивают, где ребенок оставил вещь, то ли он сам не знает. Не знаю, с чем это связано. Сейчас, наверное, семь курток висит, с обувными пакетами, со «сменками», спортивные секции тоже периодически что-то оставляют. Это часто бывает.
— Несчастные школьные туалеты — это отдельная головная боль для завхоза?
— Это головная боль круглосуточная. Да, это тоже на завхозе. Все унитазы работают, вода есть, но мелкий вандализм присутствует.
— Часто еще у родителей вопрос возникает: почему отсутствуют дверцы на кабинках в школьном туалете?
— По последним предписаниям Санэпидемстанции дверец на кабинках не должно быть, хотя мы настаиваем, что они необходимы. Вот у девочек мы одну дверку, конечно, сделали. В следующем году нам обещали ремонт туалетов. Я так думаю, поскольку сами кабинки низкие, шпингалеты будут и можно их, в принципе, открыть — то, наверное, дверцы сделаем.
— Что в дверцах такого ужасного, по мнению СЭС?
— Наверное, нужно, чтобы ребенок не закрылся изнутри, чтобы можно было туда иметь быстрый доступ, мало ли что... Раньше было запрещено ставить дверцы. Сейчас вроде бы в новых школах делают.
«Воспитание детей — задача и технического персонала в школе ...»
— Вандализм — тоже большая проблема для завхоза в школе?
— Большая. Рисуют, бумаги и тетрадки кладут, куда не надо — в бачки, унитазы. В нашей школе иногда бывает, конечно, все, что угодно, но так, наверное, во всех школах.
— Это повод для того, чтобы схватить кого-то за руку и привести к директору или как-то побороться с ним, повоспитывать?
— Если мы замечаем виновника, то, конечно, мы пытаемся с бороться — хотя бы морально, понятно, что не физически. Но это сложно. Пытаемся заставить помыть что-то, если ребенок нахулиганил, отмыть то, что он нарисовал.
— А курящих старшеклассников из туалетов выгоняете?
— Курящие в туалетах в нашей школе — это чаще девочки, но мы их тоже или заставляем мыть, убирать или как-то морально воздействуем. С курением боремся не на жизнь, а на смерть. У нас, как правило, эта борьба удачная за редким исключением.
— Вам приходится разрешать вопросы о порче школьного имущества? Вот к вам приводят учеников, разбивших стекло, исписавших парту, порезавших стул... Это ведь к вам их приводят или к кому-то другому?
— Да, исписавших парту, порезавших что-то — понятно, что это все идет через меня. Но мы, конечно, не заставляем покупать парты.
— Родителей не заставите?
— При мне, наверное, два раза было, когда привлекали родителей. Но это был чистый вандализм, когда дети разбивали стекло — и мы заставляли их своими силами приобрести это стекло. Конечно, когда такое случается в пылу борьбы, нечаянно, то стекла вставляют школьные рабочие, тут даже разговора нет.
— У школы есть какая-нибудь специальная статья расходов на это?
— Статья расходов есть, стеклами мы запаслись. Очень редко, но Дирекция управления образования поставляет стекла в школы. Пока запас стекол есть, мы их вставляем в основном своими силами. Раза два-три за десять лет моей работы мы привлекали родителей к ответственности, чтобы нам заплатили за стекло — мы его покупали и приносили им чеки. Однажды на День десантника, это очень было давно, разбили весь первый этаж, мы его заколачивали фанерой. В последнее время стекла бьют редко.
— За всё время вашей работы вам, как завхозу, чего больше всего не хватает в вашем хозяйстве? Средств наверняка не хватает, рабочих рук хотелось бы побольше...?
— Да, денежных средств выделяется всегда очень мало, было бы побольше — конечно, можно было бы что-то более интересное сделать в оформлении классов, в оформлении шторами, в оформлении актового зала, столовой. Рабочих рук, ставок по зданию маловато — у нас сейчас один рабочий по зданию, и ставка у него небольшая. Правда, это зависит от количества учащихся в школе. У меня сейчас очень хороший рабочий по зданию, Сергей Иванович, он умеет делать все: и стенды, и замки, весь инвентарь — у него золотые руки. Он помогает и когда новогодние украшения надо вешать очень высоко, на потолок за три шестьдесят пять, — мы делаем на высоте такие украшающие фонтаны, — ребенка ведь туда не заставишь лезть и что-то крепить. Мы участвуем абсолютно во всей жизни школы, оформляем переходы, вот сейчас делаем фотографии в рамках — можно было бы закупить рамки, в которых сделать работы детей, в конкурсах-то очень многие участвуют. Хочется, чтобы там, где ты работаешь, было красиво. Меня даже учителя приглашают в классы, советуются, как им дизайн оформить, где что повесить и поставить. Расстановка мебели — тоже моя задача, когда идёт новое поступление, и оформление классов, потому что, бывает, мы своими средствами изготавливаем какие-то стенды, уголки.
— Получается, школа — это ваш дом. Какому хозяйству вы отдаете больше сил — собственному дому или школе?
— Вы знаете, правильно, если ты работаешь в школе — хочется сделать в ней как дома. Конечно, на работе я больше делаю, чем дома. Но очень плохо, что иногда дома не отключаешься от школы в мыслях, и снится работа. Утром встаешь, и первая мысль по пунктам — кому что сказать, что сделать, куда что перенести. Но у меня сейчас дети взрослые, внуков пока нет, поэтому дома у меня сейчас работы по минимуму — всё устроено, сделано. Сейчас я делаю больше, конечно, на работе. Особенно в мае, июне и августе.
— Значит, вас можно поздравить с началом учебного года как с завершением тяжелой работы?
— Нет, с завершением одной работы и началом другой. Учебный год — это несколько другая работа по сравнению с летом. Мы сейчас с покраской своими силами закончили, с крупными ремонтными работами, со всем, что делается только летом. Сентябрь, октябрь — другие заботы.
— Спасибо вам за беседу и хороших вам детей, которые будут беречь школу.
— Очень надеемся. В первые недели мы их воспитываем — действительно, их надо после лета «собирать», ограничивать, потому что после каникул они все приходят очень возбужденные. Это задача и педагогического коллектива и технического персонала — мы ставим дежурство в определенных местах, где дети могут нахулиганить, и где мы их должны попридержать. Первую неделю или десять дней они привыкают, и потом уже всё идет по накатанной.
Елена Панасенко