В начале октября автокомбинат запустил три дополнительных 400-х «экспресса» (Зеленоград — станция метро «Ховрино»), и теперь на этом маршруте курсируют 43 автобуса — больше, чем на любом другом зеленоградском маршруте. В основном это новые автобусы НефАЗ, но еще остались туристические ГолАЗы — девять штук.
По действующему расписанию, 400-е «экспрессы» в будние дни ходят каждые 3-4 минуты. Только ранним утром или поздним вечером интервалы движения увеличиваются до 8-10 минут.
43 автобуса на маршруте — это много, при таком количестве «экспрессы» могут ходить и каждые две минуты. Но расписание предполагает и обеденные отстои (перерывы), разные графики работ — время выезда и возврата автобуса, поэтому просчитать точные интервалы каждого автобуса в течение дня сложно, пояснили «Зеленоград.ру» в «Мосгортрансе».
На других 400-х маршрутах автобусов меньше (как и на маршрутах внутри Зеленограда). Там другие проблемы — пробки на Ленинградском и Пятницком шоссе. Особенно на Пятницком, где из-за заторов автобусы опаздывают больше чем на полтора часа, сказали в зеленоградском автокомбинате.
Шесть лет назад на 400-е маршруты выпустили комфортабельные автобусы ГолАЗ туристического класса, в которых 53 сидячих места. Для сравнения, в нынешних НефАЗах 29-31 сидячих мест. Но в НефАЗах больше стоячих — влезает около 70 человек.
В узком проходе между сиденьями в ГолАЗе помещается человек 10-13. Тем не менее, пассажиры 400-х спрашивают о комфортабельных ГолАЗах — многие хотят ехать на более удобных сиденьях. Их практически заменили НефАЗами — считается, что эти автобусы удобнее. В них, в отличие от ГолАЗов, низкий пол — можно зайти с детской коляской или въехать на инвалидной, да и просто удобнее входить. Кроме того, они оборудованы зарядками для гаджетов, в салоне можно поставить тяжелый багаж, есть места для инвалидов. Кроме того, ГолАЗы списывают «по возрасту»: они изготовлены в 2013 году, а цикл обновления автобусов в Москве — семь лет.
О замене всех зеленоградских автобусов на новые НефАЗы объявили два года назад во время празднования Дня города. О полной замене ГолАЗов на НефАЗы речь не идет, пояснили в «Мосгортрансе». Пока они есть и периодически ездят. А вот автобусы «гармошки» — сочлененные ЛиАЗы, в которые помещается до 150 пассажиров, — планируют убрать совсем.
По планам мэрии, с 2021 года в Москве перестанут закупать дизельные автобусы — начнется переход к электробусам. В Зеленограде они могут появиться не раньше 2022 года.
При создании новых моделей автобусов комфорт пассажиров должен иметь не последнее значение.
ГолАзы вместительны и с удобными креслами. Правда, во многих были заблокированы или вовсе отсутствовали регуляторы положения спинки и подлокотника. И кондиционеры работали по желанию водителя. Ну да ладно, нам ли привыкать к удобствам современного мира.
Если сравнивать с ГолАЗами, то в НафАЗах почти вдвое меньше сидячих мест. БОльшая вместимость в НафАЗах достигнута за счет большего количества стоячих мест, но на таком маршруте (в отличие от городских маршрутов, когда мы едем пару остановок) пассажиры все-таки хотят ехать сидя, особенно престарелые или с детьми, а не штурмовать, не "влезать" в автобус, как написано в статье. А у нас по принципу "лишь бы быстрее влезть и уехать", то есть о комфорте речи нет. А ведь мы проезд оплачиваем, не за спасибо едем.
Да и одновременная посадка во все двери автобусов не сулит положительных эмоций, особенно в трудовые будни.
Да, в новых автобусах подзарядка гаджетов и просторный салон – это все хорошо, комфорт для водителя – святое дело. Очень низкий пол, понятно, сделан для удобства пассажиров в инвалидных колясках. Но таких пассажиров в %-ном соотношении – единицы. Это не значит, что на маршруте 400 НафАЗов вообще не должно быть, они должны быть, но в меньшем количестве. Больше должно быть автобусов типа ГолАЗов - комфортных и с большим количеством именно сидячих мест.
Еще немного о НафАЗах.
Сейчас по Зеленограду НафАЗы уже вовсю курсируют. Для коротких поездок по городу в несколько остановок они вполне подходят: и небольшое количество посадочных мест (29-31) - не беда, и просторная площадка - хорошо, можно и с коляской, и с велосипедами-самокатами.
Но как пассажир и каждый день наблюдая одну и ту же картину, хочу отметить реально важные неудобства.
Из-за низкого пола сидения расположены на высоких площадках и так, что не всякий пассажир лихо запрыгнет и удержится. Постоянно вижу, как бабули-дедули с палочкой (а их большинство среди пассажиров) пытались вскарабкаться, но им физически это трудно сделать, почти невозможно. Кого-то подсаживают сердобольные пассажиры, а кто-то так и едет стоя.
А сидений, которые стоят на полу, всего 5-6, и это из общего числа 29-31.
И на этих высоко расположенных сидениях нет подлокотников, на лихих поворотах автобуса или при резком торможении с этих "тронов" можно легко слететь и упасть. Зато я заметила подлокотник на одном из 5-ти сидений, стоящих на полу.
И хочется спросить конструкторов-новаторов, почему из общего числа так много сидений, расположенных спиной? Может, и медицина теперь так рекомендует, что ехать спиной по движению для самочувствия лучше (позвоночник, вестибулярный аппарат). Нет, правильно - сидеть лицом по движению.
Мое резюме: НафАЗ - неправильный автобус :(
Гнать диверсантов-распильщиков прочь.