Самбо и дзюдо в Зеленограде 05.10.2010 ZELENOGRAD.RU
В сентябре отмечалось пять лет с момента создания детско-юношеской спортивной школы № 114 «Рекорд», которая как раз специализируется на борьбе — самбо и дзюдо. В студии Zelenograd.ru Олег Клипинин, замдиректора ДЮСШ № 114 по учебно-спортивной работе и Дмитрий Топилин, президент Зеленоградской федерации самбо.

Послушать (48:16)загрузить файл со звуком (33943 кб)

А.Э: — Скажите, пожалуйста, появление школы и федерации это был одномоментный процесс, то есть 5 лет спортшколе это означает 5 лет федерации самбо или нет?

О.К: — Сначала появилась школа!

А.Э: — И уже по мере развития школы, оказалось что нужна федерация для того чтобы этот спорт нормально развивался?

Д.Т: — Всегда в жизни мы сталкиваемся с тем, что для того чтобы произвести какие-то действия, необходимо во-первых, организация всевозможных мероприятий, необходимо финансирование этого мероприятия, необходим план работы, и план дальнейшего развития. Также в задачи федерации входят объединение всех школ, продвигающие данный вид спорта в Зеленограде.

А.Э: — То есть федерации занимается организационными вопросами?

Д.Т: — Не только организационными, но и спортивными вопросами тоже. Организацией соревнований, выставлением наших спортсменов на старты которые проходят не в нашем городе (в Москве, России, международные старты). Также мы занимаемся привлечением финансов, людей которые болеют спортом, гордятся своей страной и хотят для неё что-то сделать. Привлекаем этих людей объединеям их, и тем самым получаем результат. А результат нашей деятельности, я вижу в развитии самбо в Зеленограде. Если завтра о нашем городе, помимо того что это город-спутник, скажут, что это город борьбы самбо, это будет прекрасный показатель нашей работы.

А.Э: — Олег, за пять лет, прошедших с создания школы, какой главный успех?

О.К: Самого главного успеха у нас нет. Можно говорить обо всех ребятах, которые были, есть и будут. Начиная с Калыбина Владимира — первый мастер спорта школы. Также был Евгений Кауров, он призёр Европейский юношеских олимпийских игр. Гаспарян Георг, Макеев Руслан, Канищев Руслан. Из действующих спортсменов — это братья Шкоровы: Алексей — победитель и призёр, всероссийских и международных турниров, по дзюдо и самбо, призёр юношеских европейских олимпийских игр; Василий — призёр России, призёр летней спартакиады среди молодёжи.

А.Э: — В общем, наши ребята на международный уровень уже вышли?

О.К: Да, тот же Роман Бузук — все о нём говорят, звёздочка небольшая, но в дальнейшем, думаю, что станет и большой звездой. Это победитель первенства Европы, и призёр первенства мира.

А.Э: — Дмитрий, а какой главный успех федерации, чего удалось достичь?

Д.Т: — Мы существуем всего год. Когда мне предложили заняться этим делом, я не знал, что такое федерация. Просто любил спорт, самбо и дзюдо, занимался бизнесом. Я почитал законы, пообщался с людьми, собрал информацию. Но в течение этого года, я понял, что собранная информация — это была теория очень далекая от практики.

Основным достижением федерации я считаю это создание того коллектива который у нас существует. У нас есть прекрасный администратор, который решает текущие вопросы. Замечательная нас пресс-служба. Замечательный оператор в штате, главный судья федерации, главный тренер. Есть также коммерческий директор, который осуществляет связь с людьми которые желают помогать спорту, осуществляет решение коммерческих проектов, которые помогают развитию спорта.

А.Э: — То есть, главный успех федерации в том что она заработала?

Д.Т: — Да, и работу её реально можно видеть, и по телевидению, и у вас на радио мы рассказываем об этом. У нас сделан сайт, который работает, на него можно зайти. Набираете «самбо в Зеленограде» и вы попадаете на наш сайт. Были организованны замечательные, летние лагеря, спортивные сюжеты. Очень интересно! За этот год про самбо в Зеленограде узнали в Москве и России.

А.Э: — Вы работаете в рамках Московской федерации?

Д.Т: — Это не совсем так, зеленоградская федерация существует как самостоятельная организация. Но, безусловно, на этот год мы ставим задачу более плотно взаимодействовать с федерациями Москвы и России, будем участвовать во всех программах, которые они планируют. Я надеюсь, что через год мы встретимся и отчитаемся о проделанной работе.

А.Э: — В прошлом году открылся новый ФОК в 14 районе. Он как раз специализируется на борьбе. Что теперь будет с ФОК «Рекорд» в 16 районе?

О.К: — Он как был, так и останется — ведь он вообще игровой. Да, мы проводили там соревнования, как по дзюдо, так и по самбо — укладывали татами, ковёр — даже были соревнования большого ранга. А вообще — он игровой.

Новый ФОК в 14 микрорайоне — специализированный. Мы очень счастливы, что у нас есть свой зал, шесть ковров, шесть одновременно работающих тренеров. Сейчас у нас 16 тренеров, занимаются 1500 ребят. И сейчас идёт набор в секцию дзюдо и самбо.

А.Э: — Есть какие-то нарекания к строителям ФОКа?

Д.Т: — Здание строили очень долго, год его сдавали только, в прошлом году запустили. Уже год назад нам говорили, что он сдан, но заехать мы туда никак не могли. По строительству, естественно, какие-то недостатки выявляются уже в ходе эксплуатации. Мы их сами пытаемся устранить.

Д.И: А в вообще грех жаловаться далеко не каждый вид спорта, может похвастаться таким помещением.

А.Э: — Вы сказали, сейчас идёт набор детей на новый учебный год. Вообще, с какого возраста, можно записаться.

О.К: — Набор с шести лет и до семнадцати. Также есть взрослые группы. Набор у нас идёт по тренерам, которые должны в середине октября полностью набрать группы. Но, если не успели до середины октября, ничего страшного! Можно приходить с ребёнком, мы его возьмём и будем тренировать.

А.Э: — Какое-то есть время для записи, в которое в ФОК в 14 микрорайон нужно подходить?

О.К: — Нет, там есть администратор, у него есть списки тренеров, время занятий этих тренеров, родители приходят, выбирают себе подходящее время и день, записываются и затем приводят ребёнка на занятие. Тренеры обзванивает новеньких, родителями, которые записали своих детей чуть позже, общается с родителями, обсуждает детали.

А.Э: — То есть первый раз можно прийти вообще без ребёнка?

О.К: — Да естественно, родители сами могут приехать, и записать, а ребёнка привести прямо на занятие.

А.Э: — Это касается только мальчиков?

О.К: — Это и мальчики, и девочки. На наших соревнованиях девочки не раз занимали первые, и призовые места, борясь с мальчиком. То есть это даже не отдельная группа, в младшем возрасте нет разницы.

А.Э: — Есть какие-то требования к ребенку: физические кондиции, рост, вес, сила, или берёте всех?

Д.Т: — Берём всех, если нет медицинских противопоказаний. Обращаясь к родителям, хочется сказать, что если у вас есть желание сделать своего ребёнка здоровым и сильным, то приводите его к нам.

А.Э: — Медицинская справка нужна?

О.К: — Когда родители приходят записывать своего ребёнка, администратор даёт пакет документов, которые они должны заполнить и принести. Это ксерокопия паспортов, свидетельства о рождении, медицинские справки. Также у нас есть свой врач, который держит по контролем здоровье ребёнка.

А.Э: — Вообще борьба, самбо, дзюдо, это травмоопасный вид спорта?

О.К: — Знаете, чем отличается борец от простого человека?

А.Э: — Чем?

О.К: — А тем, что он умеет падать. Травму он как раз не получит. А простой человек... К нам зимой даже приезжало телевиденье, просило помочь сделать им программу о том, как вести себя на улице в гололёд, как падать, чтобы не получить травму.

Естественно, всех детей, которые в первый раз приходят на татами, начинают обучать падению, страховке, как правильно сгруппироваться. Как размяться, чтобы каждая косточка этого малыша была размята, чтобы он ничего себе не растянул, и не получил травму.

А.Э: — А когда доходите непосредственно до борьбы? Через полгода?

О.К: — Нет, что вы, через полгода он уже должен показывать результат на местном уровне, в первенстве школы.

А.Э: — Какая-то специальная обувь, форма нужна?

О.К: — Для самбо это «самбовка», трусы борцовские. У нас в федерации есть магазин, где вы может всё это приобрести. В дзюдо — куртка, штаны, пояс, борьба босиком.

А.Э: — По деньгам это доступно?

О.К: — Если это для ребёнка, то доступно, для профессионалов дороже.

Д.Т: — Родители тоже должны понимать, что они пришли в спорт, и это не значит, что вы можете прийти в чём угодно, нужна специализированная одежда. Для сравнения, на катке вы же не будете без коньков кататься, их надо купить или взять в аренду. Здесь одежда почти как бельё, потому что она непосредственно соприкасается с телом. Поэтому она должна быть своя собственная. Надо понимать что вам обязательно придётся вложится. Но вы вкладываете в своего ребёнка, в его здоровье. Потом не будете вкладывать в аптеку. Это более экономичный вариант.

О.К: — Многие родители спрашивают, можно он неделю походит в спортивном костюме. Я не запрещаю, но говорю родителям, что вы будете после каждой второй тренировки покупать новый костюм. Потому что там есть некоторые захваты, в результате которых что-то где-то надорвется — ребёнку обидно, вам неприятно, поэтому лучше сразу купить.

А.Э: — Детские занятия бесплатные?

О.К: — У нас государственная структура, поэтому всё абсолютно бесплатно.

Д.Т: — У нас есть секция платная секция для старшего возраста. Есть много взрослых людей, которые раньше занимались спортом, у которых мышечная память работает так, что когда он видит единоборства в телевизоре или случайно попадает на соревнования, у него просыпается желание. Для таких людей, которые уже достигли возвраста семнадцати лет, организована вечерняя группа по борьбе дзюдо и самбо. Она работает по понедельникам, средам и пятницам в 21:00.

А.Э : Если я никогда раньше не занимался, не поздно начать во взрослом возрасте?

Д.Т: — В вечерних группах не ставится задача добиться какого-то успеха, но если есть желание, мы поможем человеку, он может и в соревнованиях участвовать, но тогда нужно менять график тренировки.

Сейчас тренировки проходят три раза в неделю, чтобы привёл свой организм в здоровое состояние: натренировал мышечную систему, сердечную систему, подготовил свои уже закостенелые связки к падениям. То есть обучение начинается с азов. В самых старших группах не начинают сразу изучения приёмов и каких-то техник борьбы. Нужно время, тяжёлый и кропотливый труд. Самое главное прийти в зал и начать бороться с собой, со своим организмом, заставить его посещать тренировки, просто приходить. Если вы такую цель себе поставите, и хотя бы год без пропусков походите, вы уже можете себе засчитывать победу, она даже может быть приравнена к чемпиону мира. Потому что человек, который спортом не занимался, и сразу начал ходить, без пропусков, это прекрасно!

Если посмотреть наши соревнования, когда дети выходят на татами, начинают бороться, проигрывают, кто-то плачет, а родители порой ведут себя неадекватно. Всегда хочется родителям сказать, ты вот выйди на ковёр и встань напротив соперника, когда огромный зрительный зал, у тебя ноги подкашиваются от страха. Это уже победа ребёнка! Да, его подталкивали тренеры, родители, но он вышел, он отборолся, он старался, самое главное — у него совершилась победа над собой.

А навыки придут после, их закладывают тренеры. И вот мы начинали разговор с того как и чему учат. Это план, которого придерживаются тренеры, завучи проверяют, вместе с тренером корректируют. Хотелось бы заметить еще, что борьба самбо и дзюдо, это единоборство, которое развивает не только определённые группы мышц, то есть получается спортсмен широкого профиля. Наши ребята выступают и на лыжах, и по футболу и по баскетболу. Плавание, бег, лёгкая атлетика — это вообще наше, потому что выносливость высокая. Мы знаем, что в общеобразовательных школах очень часто проводятся соревнования и борцам «затыкают дыры», потому что подготовка настолько разноплановая, используем много игровых моментов, в футбол и в регби играем.

Я конечно понимаю, что сейчас многие тренеры других видов спорта слушают, и говорят «Вот, расхвалили борьбу». Но я всех призываю — идите в борьбу и ведите своих детей к нам.

А.Э: — Как складывался тренерский коллектив?

Д.Т: — Основная наша школа «Рекорд» была организована известными людьми, братьями Невзоровыми: Владимиром Михайловичем и Виктором Михайловичем. Они представители майкопской школы дзюдо, во времена Советского союза это была одна из сильнейших школ в мире.

Владимир Михайлович — олимпийский чемпион, который в финале выиграл у японца чистым броском, «человек-легенда». Японцы обращаются к нем с поклоном, его знают все, называют «Невзоров-сан». У них дзюдо национальный вид спорта, конечно, хотелось бы чтобы самбо у нас достигло такого же уровня. Ими была заложена основа. Я закончил институт физкультуры, у меня очень много друзей в спорте вообще, и в самбо в частности. Часто вижу их на соревнованиях, и они говорят, что когда зеленоградская школа принесла сюда майкопскую технику борьбы, технику партера, технику стойки, это был очень серьёзный шаг вперёд, потому что принесли что-то новое.

Достаточно интересна система подготовки, её до сих пор ещё изучают. Сейчас поднимаем дневники и Владимира Михайловича, и Виктора Михайловича, очень плотно работаем в этом направлении. У нас ребёнок и тренер ведёт свой дневник. С его помощью и ребёнок сам себя контролирует, и его родители, не имеющие отношения к спорту.

Бывает, родители говорят, что их ребёнок не выдерживает нагрузки, он перетренировался и больше не придёт. Я интересуюсь на основе чего они сделали такие выводы. Отвечают, что приходит с тренировки и сразу засыпает. А это как раз первый показатель, что все хорошо. Вот если ребёнок, наоборот, не будет засыпать — это показатель, что он перетренировался. Но для этого есть тренеры, которые смотрят за детьми, следят за его здоровьем, ведут дневники.

Сейчас майкопская школа, которая лежит в основе, начала уже обрастать тренерами из других школ, и это прекрасно. И здорово, что и директор, и завуч активно собирают информацию из других школ. У нас сейчас есть технологии подготовки спортсменов, которые мы позаимствовали из других школ, из других видов спорта. Вот буквально недавно мы приглашали специалиста по растяжкам, они нам очень нужны. Прекрасно, что люди не стоят на месте и всегда учатся. Коллектив готов собирать, впитывать, адаптировать информацию и передавать её дальше — детям.

А.Э: — Олег, есть что добавить?

О.К: — Мне кажется, Дмитрий рассказал всё. Добавлю от себя лично: никогда не думал, что буду с Владимиром Михайловичем и Виктором Михайловичем. Они из Краснодарского края, из Майкопа, я сам из Курской области — в СССР майкопская школа стояла на первом месте, а Курская на втором. Всегда мечтал увидеть их, а тут посчастливилось с ними работать. Ну и есть несколько тренеров из Майкопа: Алексей Иванович Торовиков, Себилов Александр Егорович, Малышев Владимир Юрьевич. Сейчас сын Виктора Михайловича уже второй год детей тренирует — Невзоров Юрий Викторович, сейчас новый набор у него.

А.Э: — Как тренировки сказываются на школьной успеваемости?

О.К: — С этого года, открыто два спортивных класс в школе 1149. Лучше передам слово Дмитрию, это его детище.

Д.Т: — Немного издалека начну, чтобы объяснить родителям. В целом высоких результатов достигают ребята среднего уровня — им везёт, что они попадают к такому тренеру, который из этих ребят делает олимпийских чемпионов. Он умеет закладывать в ребят навыки, которые помогают им добиться высоких результатов. И надо благодарить случай, который свёл обычного ребёнка с человеком, который сделал из него чемпиона.

Но на определённом этапе у тренера возникает серьёзная проблема, когда ребёнок начинает показывать результаты в спорте. Мы начинаем привлекать его к всевозможным соревнованиям, которые проходят в других городах, странах. И вот здесь появляется очень серьёзный провал со знаниями — очень тяжело состыковать учёбу и спорт.

Понимаю, что дети должны быть образованными и продолжать работу не только в спорте, возникает вопрос, как сделать, чтобы они смогли получить хорошее образование? Для этого существует такая система, как спортивный класс, созданный совместно школой «Рекорд» и управление образования в школе 1149. Очень хочу поблагодарить за помощь Анну Борисовну Евсину, у нас с ней полное взаимопонимание и желание добиться и высоких знаний по общеобразовательным предметам, и результатов в спорте.

В спортивном классе мы можем систему образования к потребностям спорта. У них есть утренняя тренировка, есть вечерняя тренировка у своего тренера. Подстраивается и питание спортсмена, отучился один урок — завтрак, потом ещё уроки, потом у него тренировка после того как прошёл процесс переваривания пищи, здесь очень тонкие биохимические процессы и мы должны это понимать. Дальше у него опять учёба, потом обед, потом продлённая группа, где они делают домашнее задание.

Вот сейчас начался учебный год, сложный период для всех школ, родители порой этого не понимают. Сейчас идёт раскачка, утрясается расписания, дети ещё не адаптировались, перемена погоды, солнце светит, земля холодная, а дети не одеваются. Очень сложный период! И нужно, чтобы родители знали, что их дети не брошены, с ними занимаются и работают.

Система образования подстраивается под то, что бы дети получали знания. Сейчас мы начнём приглашать на «продлёнку» специалистов разных предметов, они будут делать с ними письменные домашние задания, пока это было под присмотром тренера, просто чтобы в классе была дисциплина. В задачу тренера входит, чтобы дети сделали домашнее задание, погуляли и были сыты. Здорово, что со стороны общеобразовательной школы идёт поддержка, люди — энтузиасты своего дела.

А.Э: — В эти классы попадают, только те ребята, которые уже добились каких-то результатов?

Д.Т: — Не то что добились... которые уже тренируются не один год. Но у нас и новички есть в этом классе, которые летом ездили в лагерь, тренеры их посмотрели и сказали, что берут этого ребёнка. То есть дети с высоким потенциалом, те кто занимается в школе «Рекорд». Вот эта связка возможна только вот с тремя структурами: федерация, школа «Рекорд», и система образования.

А.Э: — Сколько всего детей учатся в этих спортивных классах?

Д.Т: — Около 35 человек. Но уже сейчас подходят многие родители, и спрашивают, как бы нам попасть в этот класс, но они пока, к сожалению, только в 4 классе. Этот год в школе «Рекорд» ещё небольшой по численности, всего 5 лет школе. У нас сейчас первые выпускники, которые в этом году получили свидетельство о том что они закончили школу дополнительного образования «Рекорд». Там было всего лишь 5 человек.

А.Э: — Сколько сейчас в Зеленограде детей занимаются самбо и дзюдо?

О.К: — У нас 1500 человек, включая филиалы, это 3 филиала в других городах: Истра, Клин, Долгопрудный. Проводим совместные соревнования, дни борьбы, сборы и много других мероприятий.

А.Э: — 1500 человек это для Зеленограда много или мало?

О.К: — Это очень много!

А.Э: — С точки зрения пропускной способности зала и тренеров, можно ещё увеличить количество занимающихся, и нужно ли?

Д.Т: — Делать это нужно, но здесь встанет вопрос с расширением. Думаю, показав всю свою работу, мы убедим власти, что нам нужно расширяться.

А.Э: — То есть 1500 сегодня, это уже некий потолок?

Д.Т: — Да, тяжеловато уже распределять время.

О.К: — Потому что по времени практически все школы работают в первой половине дня, соответственно занятия в спортшколе смещены на вторую половину.

А.Э: — А вы не пробовали практиковать, чтобы уроки физкультуры ближайших школ, проходили у вас в зале? Может быть, это детей привлечёт к вашему виду спорта?

Д.Т: — Ну, это интересно, нужно будет подумать об этом.

О.К: — Да, это интересно, но здесь нужно будет совмещать два урока, потому что детям нужно будет дойти, переодеться, и обратно в школу.

А.Э: — Скажите, кто поддерживает федерацию. Город, спонсоры, частные лица?

Д.Т: — Огромная поддержка со стороны наших городских властей, с Анатолием Николаевичем Смирновым, с Алексеем Алексеевичем Немерюкок, с Викторомом Михайловичем Невзоровым у нас полное взаимопонимание.Что касается частных лиц и коммерческих компаний, я очень много привлёк своих друзей-бизнесменов, которые со спортом на «короткой ноге».

О.К: — На пятилетие школы мы всех, кто активно участвовал в жизни школы, награждали очень красивыми благодарственными письмами, всем им спасибо.

А.Э: — А что нужно? Финансовая поддержкая, организационная?

Д.Т: — Вы знаете, у нас в русской душе есть такая черта, что мы сострадаем чужим проблемам, и это прекрасно. Порой единственное, что нас оставляет в благотворительных начинаниях, это недоверие, что деньги будут потрачены по назначению. Поэтому хочется сказать, которые в этом городе живут, мы не просим вас дать нам денег, чтобы мы ими распоряжались на своё усмотрение. Нет, нам нужны конкретные дела. Сейчас, например, в школе 1149 нам просто необходим второй ковёр. Один ковёр мы исхитрились приобрести, но необходим второй, его стоимость около 56 тысяч. Нужна нам форма для судейства.

О.К: — Нужно детей из спортивных классов одевать в спецформу.

Д.Т: — Да, люди, которые хотят помогать, могут сами приобрести ту же форму и увидеть её потом в работе. За свою жизнь я понял, что деньги, бескорыстно пожертвованные на благие дела, потом вернутся с лихвой. Люди, которые придут к нам, поймут, что ощущает человек, когда делает доброе дело. Слова через какое-то время могут забыться, а вот дела наши останутся.

Вот, к примеру, наша школа «Рекорд» отмечала пятилетие. Это огромный путь, который выстелен делами, созданием коллектива и получением результатов. Люди, которые занимались у первого тренера, уже сейчас сами учат ребят. Это тоже дело. Мы добились такой массовости и надо понимать, что мы забираем этих людей с улицы, эти дети не уйдут в эту бутылку и наркотики.

Почему-то сейчас ведётся пропаганда, что спорт вреден, не будем сейчас рассматривать задачи людей, которые такую пропаганду ведут. Но почему молчат специалисты? Постоянно приводятся примеры, каких-то травм спорте высочайших достижений. У каждой профессии есть свои профессиональные заболевания. Но мы ведь не делаем спорт профессией.... Кто-то выбрал профессиональный образ жизни в спорте, это его право. А остальных детей мы просто делаем подготовленными. Они в экстремальной ситуации не сломают себе руку, не получат сердечного приступа, будут здоровей. Если бы специалисты привели статистику, мы бы увидели, что среди тех, кто не занимался спортом половина спилась, половина умерла раньше времени от физической немощи.

Спорт — это постоянное преодоление трудностей. Дети, которые занимаются по 2-3 года — совершенно другие. Педагоги в школе говорят, что они более активны. Я за свою жизнь очень много общался со спортсменами и могу сказать, что они могут и вести переговоры, и выступать на радио и телевидении, и выйти на ковёр побороться, ещё что-то сделать. В то же время могут взять лопату, пойти копать огород и у них не будет сердечного приступа. Они активны, они деятельны, с девушкой познакомиться им намного легче, потому что они всю жизнь жили в борьбе, их учили преодолевать трудности.

А.Э: — Вся жизнь — борьба.

О.К: — Дмитрий, ты правильно говоришь, я вижу, как дети развиваются — приходит один, через год он совершенно другой человек. Даже, когда он общается, у них разговор как-то интересней и живей получается. И такой же по возрасту ребёнок, который не занимается ничем — совершенно другой.

На собраниях общаешься с родителями, говоришь им, чтобы не загружали своего ребёнка разными видами, как спорта, так и всевозможными дополнительными уроками. Не надо делать из ребёнка вундеркинда и грузить его. Надо, чтобы у него было всего понемножку: и детства, и спорта, и учёбы.

Александ Эрлих

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран