Работа лифтового хозяйства 30.09.2010 ZELENOGRAD.RU
В студии директор специализированного управления № 308 компании «Мос Отис» в Зеленограде Александр Молоканов.

Послушать (35:58)загрузить файл со звуком (25295 кб)

— «Мос Отис» — это компания, как известно, полного цикла, занимающаяся как проектированием и производством, так и обслуживанием лифтов. Александр Иванович, чем занимается ваше специализированное управление?

— Специфика нашего управления — техническое обслуживание. Мы занимаемся эксплуатацией лифтового хозяйства Зеленограда.

— То есть вы отвечаете только за работу лифтов, их ремонт и обслуживания лифтов?

— Это немного не так. Мы отвечаем, в том числе, и за производство, потому что оно подразумевает под собой ряд мероприятий, вреди них и техническое обслуживание.

—В зеленоградских новостройках — в 2, 3, 20-м микрорайонах, например, — ставятся новые типы лифтов, отличные от тех, что в старых домах?

— Следует сказать, что сегодня в Зеленограде установлено 3 083 лифта, из них 2800 в жилом секторе. Лифтовой парк пополнился за счет домов-новостроек. В основном в 20 микрорайоне установлены лифты Щербинского лифтостроительного завода. Они же в новых домах, в которые переселяли жителей после сноса пятиэтажек.

— Каковы эти лифты в эксплуатации?

— Если говорить о надежности, то, безусловно, они не совсем качественные. Приходится в процессе эксплуатации это оборудование дорабатывать. Мы столкнулись с проблемами частотных преобразователей на приводе дверей; доработали. Слава богу, сейчас они работают нормально. Есть и другие мелкие неисправности, недоработки, вернее, которые приходится поправлять. Это, безусловно, создает неудобства для жителей — лифты останавливаются, их надо приводить в рабочее состояние.

—Частотные преобразователи — это, проще говоря, когда двери не закрываются?

— Частотный преобразователь ставится на привод дверей, чтобы они закрывались с той скоростью, которая нужна для входа и выхода из кабины лифта. Он позволяет регулировать эту скорость.

— У жителей много жалоб на работу лифтов, и они касаются домов в разных микрорайонов, в том числе, в новостройках. Новый дом, новое оборудование, тем не менее, лифты довольно часто ломаются. Есть ли какой-то регламент ремонта лифтов?

— Да, безусловно. Техническое обслуживание мы осуществляем на условиях контракта, который заключается с управляющими компаниями. И туда, конечно же, входят регламентные работы, которые мы выполняем (это ТР, ТР1, ТР2, ТР3). Эти регламенты подлежат неукоснительному исполнению, потому что лифт — средство повышенной опасности, к нему особое отношение. Что касается сбоев и остановок лифтов, то здесь у нас существует несколько проблем. Прежде всего, не всегда соблюдаются правила пользования лифтами, и из-за этого лифты страдают. Второе, что, безусловно, влияет на стабильную работу лифтов — это хулиганские действия, ими грешит наше молодое поколение. И третье, это сбои технического характера, то есть сама цепочка безопасности контроля дверей. Она состоит из множества контактов, там также происходят сбои.

— Из тех причин поломок лифтов, которые вы перечислили, какие преобладают?

— Я бы не сказал, что технические моменты здесь превалируют. Люди не совсем правильно пользуются лифтами...

— Что они не так делают?

— Прежде всего, это лифты грузоподьемностью 500-630 кг, имеющие широкую и малую створки дверей. Очень часто пассажиры лифты не закрывают эти малые створки. В течение года эксплуатации их, согласно рекомендации Ростехнадзора, «глушим» механически, чтобы не было возможности открыть. И тогда все, более или менее, входит в нормальный режим. Второй момент, который связан с эксплуатацией лифтов при заселении дома, — большое скопление жителей, перевозка грузов.

— Это когда мебель возят, стройматериалы?

— Да. Вообще, лифты предназначены для перевозки пассажиров. Но, конечно, в связи с необходимостью для жителей перевозить мебель и прочие тяжести, они используются как грузовые на период заселения.

— То есть понятия «грузовой» лифт в жилых домах вообще не существует, лифты не предназначены для перевозки больших грузов?

— Да, безусловно, лифт предназначен только для перевозки пассажиров.

— Может ли лифт сломаться, если вручную удерживать двери, когда они уже закрываются?

— Если это делается в кратковременном режиме, то не может являться причиной остановки лифта. Он автоматически реверсирует назад, в исходное положение, потом снова закрывается. Если его держат длительно в таком режиме, не давая ему закрываться, то срабатывает защита, и лифт будет в нерабочем состоянии.

— Часто ли у нас происходят вандальные действия в лифтах, поджог кнопок, умышленное хулиганство?

— К сожалению, да. Город несет из-за этого серьезные финансовые потери, потому что лифтовое оборудование дорогое. За девять месяцев этого года такие убытки составляют около 900 тысяч руб. Это довольно приличная сумма. В основном грешит этим молодежь, которая хочет поразвлекаться в лифте, попробовать как открываются двери, вырвать светильники, дверные обрамления и так далее. Ну и уж совсем по-крупному — это, безусловно, поджоги; когда, например, намеренно бросают в лифт мусор и поджигают. Нам это грозит уже такими глобальными работами. Зачастую меняем полностью и кабины, и системы управления.

— Вероятно, существует плановый ремонт лифтов, но чаще надо решит проблему быстро, когда лифт ломается. А иногда надо менять кабину или какое-то оборудование? Сколько времени на это уходит?

— По истечению восьми лет эксплуатации в лифте должен производиться планово-предупредительный ремонт, а после тех же восьми лет, через каждые шесть лет, проводятся ремонты, которые включают в себя замену основного, крупногабаритного оборудования. Это, прежде всего лебедки, электродвигатели главного привода, канатоведущие шкивы, тросы и так далее, — то, что составляет систему управления. Большой перечень вопросов. Но, к сожалению, из-за недостаточного финансирования мы делаем выборочный капитальный ремонт, в зависимости от износа оборудования. А ведь оно изнашивается практически на 100%. И лишь потом занимаемся заменой этого оборудования. Что касается скорости производства работ, то эти условия оговорены контрактом. Как правило, срок поставки оборудования из сервис-центра — 3 — 5 дней; у нас централизованная доставка из Москвы. То есть мы заказываем оборудование и в течении пяти дней его получаем, если это не полностью сгоревшая кабина, конечно, там все немного сложнее.

— Обычно при проблемах с лифтом мы звоним в диспетчерскую кнопкой. Это местная диспетчерская? Жалобу слышит только диспетчер, или разговор записывается, где-то хранится?

— Из кабины лифта информация от пассажира приходит в диспетчерские (их сейчас в Зеленограде 22), оттуда передается в централизованную диспетчерскую МосОтиса. И на первой, и на второй стадии передачи эта информация фиксируется, записывается и хранится в течении десяти дней. Из центральной диспетчерской она передается механику на линию для выполнения. Техническое обслуживание лифтов осуществляется в течении 24 часов, круглосуточно.

— Случались ли в Зеленограде происшествия в лифтах, в результате которых люди были травмированы; были несчастные случаи?

— Слава богу, за последние годы таких случаев у нас не было. Радует, что лифты безопасны и пользователи могут быть спокойны.

— Знаете, ещё с детства помню рассказы, как кто-то забрался на кабину лифта, потом упали, потом их придавило.. Такое может быть сейчас?

— С советского периода уже много времени прошло. Сегодня все лифты оборудованы устройствами безопасности, которые отключают систему управления лифтом в случае несанкционированного входа на крышу кабины. Такие устройства в Зеленограде установлены на всех лифтах; этому уделяется особое внимание и со стороны инженерного центра, которое контролирует безопасную эксплуатацию лифтов, и со стороны Ростехнадзора. Сегодня у нас с этим проблем нет.

— О безопасности с другой точки зрения — можно ли устанавливать в лифтах видеокамеры?

— Можно, но есть момент согласования с Ростехнадзором. Существуют правила безопасной эксплуатации лифтов. В частности, если в лифте устанавливается видеокамера, то ее обслуживание должно осуществляться персоналом, который аттестован и обучен согласно действующим правилам.

— То есть, поставить можно, но кто будет следить за этими камерами, где будут находиться эти диспетчеры, — в этом проблема?

— Абсолютно. Здесь даже больше вопрос не с диспетчерами, а с обслуживанием этого оборудования. Потому что оно будет находиться в шахте лифта, а доступ к оборудованию строго ограничен. У нас лифты разбиты по маршрутам, и по каждому маршруту закреплен, аттестован и обучен механик. И мы не можем туда допустить посторонних людей, в том числе и для обслуживания видеокамер.

— Почему в одних домах есть грузовые лифты, а в других нет, хотя планировка дома позволяет это сделать? Говорят, что это зависит от количества этажей в доме, это так?

— Как правило, расчеты грузопассажирского и пассажирского лифтов определяются из количества жителей дома. Иногда это непредсказуемо. Если это ТСЖ, или дома , построенные по индивидуальному проекту, то даже в низкоэтажном доме предусматривается установка грузопассажирского лифта.

— Есть лифты, которые останавливаются по вызову на различных этажах, когда в них уже есть пассажиры, а есть те, которые не останавливаются. Чем это обусловлено?

— Во-первых, зависит от того, куда вы едете. Если вверх, и система управления не допускает попутные остановки (как правило, это именно так), то вы едете без остановок. Если вы едете вниз, то, как правило, лифты попутно собирают пассажиров, останавливаясь там, где нажата кнопка вызова.

Есть разные типы лифтов. Вот, например, в вашем здании лифты могут попутно останавливаться. Это лифты административного назначения , их схемы предусматривают остановку и попутный сбор пассажиров при движении как вниз, так и вверх. Для того, чтобы он не ходил челноком на каждый вызов.

Могу добавить, что сегодня системы управления стали намного совершеннее. Мы уже давно перешли от релейных схем на процессорные, и они позволяют строить график работы лифтов в зданиях с двумя и более лифтами, исключающий приход на один этаж сразу двух лифтов при нажатии кнопки вызова. Это прежде всего экономия электроэнергии, и холостые пробеги лифтов при этом исключаются. Вот в десятом микрорайоне мы установили такие лифты; они себя очень хорошо зарекомендовали.

— С другой стороны, если человеку нужен грузовой лифт, он именно его будет ждать.

— Здесь да, может быть несоответствие.

— С порчей лифтов, думаю, у нас каждый житель сталкивается. Лифт работает, но внутри разрисован, в царапинах, часто лампочки ломают. Занимается ли «Мос Отис» этим, может ли поддерживать порядок в лифтах?

— Техническое обслуживание лифтов включает в себя определенный перечень работ. И, безусловно, никаких дополнительных средств мы с заказчика не берем, если это связано с мелкими поломками: лампочку вывернули, разбили, или кнопку выковыряли или сожгли, — это мы меняем. Мы уже устанавливаем металлические кнопки, которые невозможно поджечь. Но если это серьезные повреждения, например, с корнем вырванный светильник или погнутые двери, вырванное обрамление, которые изготавливают по специальному заказу, то для устранения этого требуется финансирование управляющей компании. Мы этот заказ размещаем на заводе.

— В чем заключается «антивандальность» лифтов — это специальные материалы на стенах, которые трудно испортить?

— Знаете, наверное, здесь справедливо такое высказывание: «Нельзя работать на вандализм». Это неправильно. Но стены лифтов сегодня выполнены из металла, они покрыты порошковой краской, специально от возгорания, чтобы они интенсивно не горели. А что касается рисунков в кабинах, царапин и прочего — это же вопрос культуры. Повторюсь, сегодня она на низком уровне, и занимается этим, в основном, молодежь. С ней, наверное, надо больше работать.

— И всё же, куда обращаться в таких случаях — в «Мос Отис» или управляющую компанию?

— На этот счет, безусловно, надо обращаться в управляющую компанию. «Мос Отис» готов выполнить эти работы, но мы не можем красить купе кабины непосредственно на месте, не разбирая ее. Чтобы снова покрасить кабину такой порошковой краской, мы должны ее разобрать, отвезти на завод, в сервис-центр. То же и с заменой кабины.

— Насколько затратны установка новой кабины, ремонт оборудования?

— Это действительно дорогостоящее оборудование. Заменить купе кабины стоит от 50 до 100 тысяч, в зависимости от типа и размеров.

— Недавно проходил конкурс на работы по замене лифтового оборудования в Зеленограде. В частности, в корпусах 139, 237, 109, 235, 1649 — «замена редуктора лифтовой лебедки главного привода лифта». На это готовы выделить 489 тысяч рублей. Это большая сумма для таких работ?

— Вы знаете, отвлеченно говорить, много это или мало, сложно. Но хочется отметить, что сегодня доступ к участию в аукционах имеют многие организации, занимающиеся лифтами. , Замена редуктора может предусматривать замену устаревшего оборудования на такое же или подобное, а можно заменить на более совершенное оборудование. В частности, и в Зеленограде были случаи, когда ставили новое оборудование, но оно было на уровне старого, которое меняли. Мы же стараемся устанавливать более совершенные лебедки. Это модель VTR-13, сделанная на Щербинском заводе по западным технологиям — малошумные лифты, они показали себя надежными в эксплуатации.

— В каких домах в ближайшее время будут ремонтировать или менять лифты?

— Самая большая и серьезная проблема в округе сегодня — это замена лифтов в 22-этажных домах 11 и 12 микрорайонов. Они уже выработали свой нормативный срок эксплуатации — 25 лет — и подлежат замене. Лифты, которые проработали более 25 лет, проходят диагностику, для того, чтобы обеспечить их безопасную эксплуатацию в период до замены, Им продлевают срок эксплуатации на год . Если в следующем году не решается вопрос замены, снова проводится диагностика. Это не очень правильный подход к решению проблемы, потому что на диагностику тоже тратятся серьезные деньги, а по сути дела, мы ведь нового оборудования при этом не имеем. Помимо денег, потраченных на диагностику, мы еще тратим их и на капитальный ремонт. Сегодня этот вопрос стоит очень остро, и руководство префектуры этим обеспокоено.

— Когда будут менять лифты в 22-этажках?

— К сожалению, я не могу сказать по срокам, потому что вопрос очень серьезный. Замена одного лифта в 22-этажном здании на более современный — это от четырёх и более миллионов рублей, то есть дорогостоящее мероприятие.

— Жители могут узнать заранее, что у них будут менять или ремонтировать лифты, или узнают уже по факту начала работ?

— Как правило, мы можем дать эту информацию. Но здесь может возникнуть проблема — мы планируем работы, но у заказчика, в данном случае, управляющей компании, может не оказаться финансирования. Если бы средства выделялись стабильно, то тогда вопросов бы не было, можно было бы конкретно говорить, что будем проводить такие-то виды работ по такому-то адресу. Но сегодня, к сожалению, чёткие планы озвучить сложно.

— Возвращаясь к проблемам в работе лифтов. Жалоб немало, и часто жители пишут: «Сломался лифт, починили, он опять сломался через неделю». Почему так происходит?

— В основном это происходит в домах-новостройках, где мы очень много времени потратили на период «обкатки» лифтов. То есть практически в течении года происходит выявление скрытых дефектов, которые были заложены при монтаже.

— Не на заводе, а именно при монтаже?

— Иногда и на заводе. Потому что оборудование расположено на разных уровнях: первый, второй , машинное помещение и так далее. И не всегда при сдаче лифта в эксплуатацию этот дефект можно обнаружить, он, как правило, выплывает в процессе эксплуатации. Это могут быть, например, некачественные поставки тех же контактов контроля закрытия дверей, с чем мы столкнулись в Крюково. Мы поменяли много поставщиков, с Украины, например, огромное количество микропереключателей перепробовали. Это могут быть и не совсем качественные двери, тоже имеет место. Много проблем, которые всплывают в процессе эксплуатации. Иногда бывают скрытые причины, которые не сразу можно найти. Нужно иногда повозится с лифтом очень долго. И не потому, что у нас нет хороших специалистов. У нас достаточно квалифицированных сотрудников, которые могут разобраться в лифтах. Но искать причину иногда приходится очень долго.

— В конечном счете всё же упирается в квалификацию конкретного инженера или рабочего.

— Да, конечно. Монтируют люди, они могут ошибаться. Если это заводская ошибка, как правило, в течение года мы вызываем их специалиста, чтобы они устраняли свой брак. Гарантийный срок — это один год эксплуатации. Это то время, когда мы можем предъявить заводу-изготовителю претензии по качеству оборудования.

Юлия Кравченко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран