загрузить файл со звуком (23772 кб) |
Ю.К. — Наталья, мы с вами встречались в декабре прошлого года, когда в Зеленограде начала работать школа ирландских танцев. Прошёл почти год — как сейчас ваши дела, как живёт школа?
Н.П. — У нас всё очень активно движется. Образовалась хорошая группа: ещё не выросли, но в перспективе у нас хорошие танцовщицы — и даже два танцовщика. Мы много и постоянно занимаемся. Летом у нас были каникулы, а в последнее время мы много готовились к соревнованиям, которые прошли в последние выходные.
Сейчас у нас занимаются около двадцати учеников; и начала работать ещё одна группа. В общем, всё очень хорошо и активно происходит.
Ю.К. — Обычно группы собирают в сентябре, после лета. Сейчас ещё не поздно прийти к вам на занятия?
Н.П. — Мы начали не в сентябре, а в октябре. Сейчас группа большая, и большая часть учеников — начинающие. В течение месяца к нам ещё можно приходить.
Ю.К. — Новичков «с нуля» принимаете?
Н.П. — Без проблем.
Ю.К. — Давайте напомним об ирландских танцах вообще, о том, что нужно, чтобы начать заниматься?
Н.П. — На самом деле ничего особенного. Им нужно иметь ноги, которые способны ходить, голову, которая должна соображать, как будут ходить ноги; умение считать до восьми, и больше ничего :). Всему остальному мы научим.
Ю.К. — Елена, вы начинали заниматься у Натальи «с нуля»?
Е.П. — Именно ирландскими танцами — да. У меня есть танцевальная подготовка, занималась в детстве. Это, скорее, дало мне техническую базу, физические наработки, — я не так быстро устаю, и могу сообразить в некоторых вещах, которые трудны для новичков без опыта.
Но ирландские танцы — это совсем другое направление, которое учит нас совершенно иному, чем в классических школах. Там совсем другая постановка рук, ног, корпуса, другие мышечные группы работают. Поэтому это интересно, ново и достаточно сложно технически для любого человека, даже хорошо подготовленного в танцевальном плане.
Н.П. — Очень часто на начальном этапе бывают лёгкие трения с приходящими учениками, когда они говорят, что они подготовлены, хорошо танцуют.
А преподаватели у нас берут только начинающие группы, по крайней мере, на первые полгода, потому что техника ирландских танцев сильно отличается от техники любых других народных танцев, и классического балета, и джаз-модерна, и вообще от всего. Технике надо обучиться на начальном этапе, иначе потом будет очень трудно, и могу быть даже травмы. Поэтому надо начинать с азов.
Ю.К. — Насколько активно приходили к вам в прошлом сезоне?
Н.П. — Мы набрали группу в декабре. Она была не очень большая, человек двенадцать. В феврале мы набрали ещё одну группу. Поскольку разница между ними была не очень большая, то к лету мы слили их в одну. Сейчас у меня занимаются восемнадцать человек.
Ю.К. — Заниматься танцами традиционно больше приходят женщины. Какваши молодые люди чувствуют себя в женском окружении?
Е.П. — Мне кажется, им нравится :). Наши два мальчика довольны тем, что он видят вокруг, поскольку наши девочки очень красивые и весьма антуражно выглядят.
Ю.К. — Человек эмоционально меняется, когда начинает заниматься именно ирландскими танцами?
Н.П. — На ирландских танцах мы получаем что-то, что нам, может быть, в нужном количестве не досталось в детстве. Танцы эти очень лёгкие, прыгучие, очень похожи временами на красивый бег. Это кайф, подобный тому, когда дети носятся по площадке. Только здесь мы учимся делать это красиво. Во время занятий происходит большой выброс эндорфинов.
У меня занимается дама 36 лет, она пришла в феврале. Через два месяца она сказала: «Я никогда не думала, что могу так прыгать. Мне никогда не приходило в голову, что это вообще возможно. Это невероятное удовольствие!» Мы все как-то слегка подсаживаемся на это удовольствие, оно сильно стимулирует.
Ю.К. — Вы занимаетесь по-прежнему в физкультурно-оздоровительном комплексе «Импульс» в 1 микрорайоне?
Н.П. — Да.
Ю.К. — Вас всё устраивает — зал, специальный пол, раздевалки?
Н.П. — В «Импульсе» очень неплохие помещения для танцев. Единственное, что меня в данный момент огорчает, это отсутствие станка. Я со своей старшей группой подошла к моменту, когда пора вставать к станку. Мы без этого тормозимся в развитии, потому что не хватает наработки специфических для ирландских танцев вещей — выворотности, «дотянутости». Ничто, кроме станка нам, к сожалению, этого дать не может.
Руководства комплекса обещает в течение месяца поставить станки. Если это случится, это будет прекрасно.
Ю.К. — Вы сталкивались с тем, что, придя на первое, второе занятие, ученики уже начинают спрашивать о выступлениях?
Н.П. — Конечно, интересуются. Часто ученики из старшей группы, особенно мальчики, видя какой-нибудь сложный степ, который я сама отрабатываю, говорят: «Когда же мы будем это учить?». Я говорю: «Когда мы сможем это осилить». Не всё сразу.
Ю.К. — В прошлый вы говорили, что вы будете выводить учеников «в свет», например, в день Святого Патрика обязательно выступите.
Н.П. — На день Святого Патрика мои ученики выступали — это было представление группы школе «Иридан». Мы поставили большой танец, на пятнадцать человек. И, мне кажется, нас приняли неплохо.
Ю.К. — Елена, вы участвовали в этом выступлении?
Е.П. — Да. Было интересно посмотреть на то, как танцуют другие, и как реагируют на твой танец. Это очень полезно и познавательно. И, конечно, это было очень весело. Когда ты очень долго готовишься, а потом видишь результат, — что это интересно не только тебе, но и другим, это как-то тебя больше собирает, стимулирует, бодрит.
Мне кажется, у нас после этого выступления появилось больше стимула к дальнейшей работе. Любое выступление влияет на сплочённость коллектива. Мне кажется, мы стали ближе.
Н.П. — Нашей группе выпала такая честь — открывать день Святого Патрика. Выступать первыми непросто, ученики ужасно волновались. И даже попросили, чтобы ведущий сказал, что они занимаются совсем недавно — чтобы их не судили строго. Но их так хорошо приняли, что после выступления они были ужасно довольны.
Ю.К. — Выступления предполагают костюм, специальную обувь. На каком этапе нужно шить, покупать?
Е.П. — Приходящим к нам заниматься желательно иметь обычные балетки. Только, пожалуйста, не путайте с женскими туфельками с таким названием; балетки продаются в специализированных магазинах — это такие тапочки для занятия танцами. Это могут быть и «джазовки», но лучше балетки, они более всего походят на обувь для ирландских танцев.
После того, как у человека действительно созреет решение (обычно через пару месяцев) заниматься, имеет смысл приобретать мягкую обувь для ирландских танцев, так называемые «риловки». Для мальчиков это мягкие ботинки на каблуке, для девочек — кожаные тапочки без каблука с красивой шнуровкой.
Кроме того, что это красиво, это достаточно удобно, потому что эта обувь имеет амортизацию для стопы под большим пальцем во избежание травм. Мы танцуем на высоких полупальцах и много прыгаем. Лишняя амортизация, которая есть в этой обуви, никому не помешает.
Следующим этапом идёт покупка обуви для степа. Но степ мы начинаем изучать далеко не сразу, примерно через полгода после начала занятий. К моменту, как мы начнём пытаться делать степ, у учеников должны сформироваться определённые мышцы, немного подтянуться связки, потому что степ физически очень тяжёлый. Этот процесс происходит, пока мы занимаемся в мягкой обуви.
Ю.К. — А вот эти яркие красивые костюмы в красную, зелёную клетку?..
Н.П. — Их имеет смысл шить к тому моменту, когда ученик созревает для первого «феша» — соревнования по ирландским танцам, которые происходят часто, регулярно, и везде. Когда группа начинает готовиться к первому соревнованию, в этот момент имеет смысл задуматься, в чём мы на него пойдём, как будем выглядеть.
Ю.К. — 24-25 сентября как раз проходили международные соревнования по ирландским танцам в Москве. И, насколько я знаю, именно школа «Иридан» была организатором этих соревнований.
Н.П. — Соревнования проходят в Москве каждый год. И не только в Москве. Практически каждая большая школа Европы проводит у себя раз в год открытый феш.
В этом году московские соревнования были просто невиданные по количеству участников. Мы с трудом поместились во время, отведённое на феш. В первый день соревнования я ушла оттуда в полдвенадцатого ночи, потому что заявок было очень много. Приехали участники из Уфы, Санкт-Петербурга, Воронежа... даже итальянцы были. Было очень интересно здорово, позитивно... и очень утомительно :).
Ю.К. — Лена, вы тоже принимали участие — страшно было?
Е.П. — Да, это было очень нервно.
Н.П. — Это был первый раз. Естественно.
Е.П. — Хотя у меня есть опыт участия в различных массовых танцевальных мероприятиях, но это очень непросто, потому что я выступала соло. Передо мной была большая аудитория и судья. Выступаешь ровно так, как ты готов в данный момент.
Очень сложно собраться, сориентироваться, взять себя в руки, вспомнить всё, что ты знаешь и даже то, что не знаешь, но интуитивно чувствуешь. И очень грустно, когда по результатам понимаешь, что сделала не всё, что могла.
В общем, это опыт, и его надо получать. Соревновательный опыт очень тяжёлый, люди нарабатывают его годами. На танец каждому участнику отводится всего 40 секунд, и за это время надо покорить судью. Это не так просто.
Ю.К. — Как вы считаете, сама идея соревнования в танцах — ведь соревнуются любители, а не профессионалы, — хороша? Ведь к вам приходят, чтобы танцевать для удовольствия, они не ставят себе цель сделать карьеру в ирландских танцах.
Н.П. — Результаты в группе были неплохие. У нас есть золотая медаль, два вторых места, одно третье место. В своих возрастных категориях девочки весьма прилично выступили.
Но при этом основное достижение — совсем не медали, а то, что мои девочки и мальчики посмотрели, как ирландские танцы выглядит в хорошем исполнении, любой категории. В опытной категории выступающих есть люди, на танец которых приятно посмотреть, и удовольствие получаешь, когда смотришь на них, и понимаешь, куда надо стремиться.
Это основное, для чего я сама хожу на соревнования, — не только для того, чтобы себя показать, а посмотреть, какие новые веяния появились, каков вообще танцевальный уровень, и какие танцоры выросли за этот год в других школах. Это очень интересно.
Меня больше всего порадовало, что мои ученики, не получившие призовых мест, всё равно позитивно настроены. Они посмотрели и сказали: «Теперь мы видим, что люди в нашей категории могут делать что-то очень красивое, и нам ясно, куда нам дальше двигаться».
Это главное — вместе потанцевать, порадоваться, поболеть друг за друга. Это моё мнение. Есть люди, которые более серьёзно относятся к соревнованиям.
Ю.К. — Есть ещё варианты выступлений на сцене, кроме соревнований?
Н.П. — Конечно! Дело в том, что «Иридан» занимается не только подготовкой учеников к соревнованию. Это школа, которая много выступает. Любая группа может создать свой танец, показать его нашим старшим преподавателям. Танец может быть не такой уж крутой, может просто хорошо смотреться. Этого будет вполне достаточно, чтобы танец выпустили хотя бы на отчётный концерт «Иридана», который проходит ежегодно в конце июня. Это первый вариант.
Очень часто бывает, что танец очень хорош, и его включают в постоянную концертную программу. Никаких проблем с тем, чтобы начать танцевать на сцене, для людей, которые хотят лишний час попотеть в танцевальном классе, нет.
Ю.К. — Ирландские танцы предполагают разнообразие, как, например, бальные?
Н.П. — Да, у нас есть разделение. Танцы в мягкой обуви — это рилы, некоторые джиги, (лайт джиг, слип джиг, сингл джиг) — летящие, красивые, изящные танцы. Все эти виды танцев мы даём на занятиях. Второй подвид — танцы в ботинках, степ. Он несёт в себе огромное количество разновидностей. Есть два базовых танца — трибл джиг и хорнпайп. И есть большое количество традиционных и нетрадиционных сетов, которые мы в обязательном порядке изучаем. У этих танцев есть свои шоу-варианты, которые уже существуют в школе, или мы можем сделать свой вариант.
Моя старшая группа занимается отдельно два часа в неделю постановкой нового танца. Со временем мы покажем его публике, я надеюсь.
Ю.К. — В прошлом интервью вы упоминали, что могут появиться и детские группы. Осуществились эти планы?
Н.П. — Я рассчитываю, что детская группа начнёт заниматься у нас с 1 ноября. Расписание пока неизвестно, его надо будет утрясти с руководством «Импульса» и с родителями; посмотреть, какое время будет удобно.
Ю.К. — Детей какого возраста можно приводить?
Н.П. — Объективно я бы с удовольствием начала заниматься с детьми не младше 9 лет. Потому что это достаточно сложные танцы, для которых от ребёнка требуется способность к сосредоточению.
Ю.К. — Об интересе к ирландской культуре можно судить по разным вещам. Я вот, например, вижу, что всё больше ирландских пабов открываются в Москве, и они не пустуют. :) И все больше людей интересуются ирландской музыкой. Как вы объясняете этот интерес, к ирландским танцам в частности?
Н.П. — Ирландские музыка и танцы очень позитивные и весёлые. Я давно занимаюсь хореографией, совершенно разными танцами, успела потанцевать, например, и пламенное фламенко, и весёлые молдавские танцы. Ирландские танцы удивительно сочетают в себе чёткий ритм, филигранную технику, от которой получаешь удовольствие, когда видишь своё отражение в зеркале, королевскую осанку ирландских танцоров. Всегда можно найти простые элементы для новичка, которые будут смотреться абсолютно «головоломно» — будет казаться, что он делает что-то невероятное ногами. Кроме того, ирландская музыка сама по себе даёт позитивный заряд. Все в сочетании — просто кайф.
Ю.К. — Елена, почему вы после опыта других танцев пошли заниматься именно ирландскими?
Е.П. — Я давно смотрела на ирландские танцы со стороны. Как и большинство обывателей, знаю о них с тех пор, как в Россию стала приезжать труппа River Dance. Это масштабные, большие, красивые постановки. От двадцати до пятидесяти человек синхронно выполняют абсолютно немыслимые движения; впечатляет большое количество сольных номеров, за гранью возможного для обычного человека.
К тому же, мы давно знакомы с Натальей, и в тот момент, когда она решила открывать группу в Зеленограде, я поняла, что хочу заниматься у неё. Это моё личное ощущение, потому что тяжело тратить своё время на то, в чём ты не уверен, особенно, когда у тебя времени не очень много. Плюс ко всему, это занятие, которое тебя увлекает ровно настолько, насколько ты готов им увлечься.
Н.П. — Я бы сказала, оно съедает полностью все оставшееся свободное время :).
Е.П. — Но только если ты действительно этого хочешь. Ты можешь остановиться на любом этапе. У нас в группе есть несколько людей, которые не хотят участвовать в соревнованиях — это не их профиль, не самоцель.
Для кого-то ирландские танцы просто фитнес — удобный и красивый. Для кого-то это стиль жизни, это уже достаточно взрослые люди для того, чтобы танцевать в классических коллективах. Они выбирают себе такой вариант, потому что им это интересно. Я тоже из их числа, потому что идти куда-то в другую группу поздновато.
Это или фитнес, где просто набор движений и никакой души, или ты занимаешься тем, что тебе интересно и красиво, и ты можешь двигаться дальше. Это очень важно, когда ты можешь не останавливаться на чём-то, а у тебя всегда есть, куда двигаться, — новые движения, соревнования, саморазвитие.
Н.П. — У нас школе принято, чтобы преподаватель обязательно продолжал заниматься у другого, более опытного. Ситуация с моей группой в Зеленограде сейчас такова, что если я прекращу заниматься и останусь на прежнем уровне, то через год мне нечему будет их учить. Они растут очень быстро. Мне повезло, что моя первая группа оказалось очень сильной. Даже девочки без хореографического опыта очень быстро растут. Я предполагаю, что это нормальная ситуация для любой группы.
Ю.К. — Это традиция школы «Иридан», или это вообще принято у хореографов?
Н.П. — Мне кажется, что человек, который решил, что всему научился, может заканчивать заниматься делом. Человек должен учиться постоянно, даже если он при этом кого-то учит. Он должен расти, иначе тупик.
Ю.К. — В Москве есть и другие школы ирландского танца. Есть ли между ними и «Ириданом» какое-то принципиальное различие?
Н.П. — Наша школа сертифицирована Международной комиссией по ирландским танцам. Мы сотрудничаем с сертифицированным преподавателем Терезой Руни МакХью (Teresa Rooney McHugh), которая ведёт нашу школу, является фактически нашим куратором, приезжает каждый год, по несколько раз проводит мастер-классы, привозит других преподавателей. В том числе, к нам приезжал Колин Дан (Colin Dunne), Майкл Флэтли (Michael Flatley) на мастер-классы.
Благодаря этому, мы имеем возможность выступать на всех европейских соревнованиях, имеем возможность проводить эти соревнования, знакомимся с новыми веяниями в традиционных ирландских танцах, наши преподаватели могут ездить на обучающие семинары, проводимые Комиссией ирландских танцев.
Я не хочу сказать, что наша школа единственная в Москве. Их несколько, и не только, кстати, в Москве. Но тех, которые признаны Комиссией по ирландским танцам, не так много. «Иридан» — одна из немногих. Без ложной скромности хочу сказать, что старейшая школа, которая стала сотрудничать с Комиссией по ирландским танцам.
Ю.К. — Давайте напомним, как проходят занятия в зеленоградском отделении школы. Куда можно приходить, как записываться?
Н.П. — Занятия проходят на базе ФОКа «Импульс», в корпусе 109а. Там есть отдельный танцевальный корпус с тремя залами, мы занимаемся в
Записываться лучше по телефону — (903)
Ю.К. — Два часа — не много для начинающих?
Н.П. — Для новичков я стараюсь дозировать нагрузку. С ними последние 15 минут мы занимаемся растяжкой, которая никак уже не нагружает их мышцы. Они спокойно, расслабленно тянутся. Это всегда очень полезно. Кроме того, с новичками приходится много разговаривать — описывать, что надо сделать, что они должны почувствовать, когда они делают то или иное движение. Пока я болтаю, они отдыхают.
Ю.К. — Сколько стоит одно занятие? Можно ли прийти на пробное занятие или надо сразу покупать абонемент?
Н.П. — У нас нет бесплатного пробного занятия. Но есть два варианта оплаты. Либо за месяц занятий, это два занятия по два часа в неделю — 2400 рублей, либо оплата за одно занятие, если у кого-то нет возможности ходить постоянно, — 360 рублей.
Если человек пришёл в первый раз, заплатил 360 рублей и решил к следующему занятию заплатить за абонемент, мы ему зачтём оплату первого занятия.
Ю.К. — Вы приглашаете всех желающих без ограничений по возрасту или всё-таки есть верхняя возрастная планка?
Н.П. — У меня планка, скорее, нижняя. В свою группу взрослых, находящуюся в процессе набора, я приглашаю учеников не младше 12 лет. Для детей и взрослых разные стили преподавания, разная схема урока.
Ю.К. — Если к вам во взрослую группу придёт, например, человек за 50 лет, без спортивной или танцевальной подготовки, но с желанием танцевать, — возьмёте его?
Н.П. — Думаю, что всё будет в порядке, возьму.
Юлия Кравченко