загрузить файл со звуком (17021 кб) |
— Название школы звучит и заманчиво, — сразу и телевидение, и кино, и печать, — и удивительно. «Желтый бегемот», почему такое название?
— Этот вопрос нам задают повсеместно на протяжении вот уже многих лет. Есть такой прелестный мультик про бегемота...
— Который боялся прививок?
— Точно :) Суть мультика в том, что ему помогли вылечиться друзья. Наверное, поэтому.
— У вас тоже друзья помогают от чего-то вылечиться? От стеснительности?
— Да. Выйти на сцену в первый раз всем сложно, а потом начинаешь «болеть» сценой и без нее уже не можешь.
— Занятия у вас только начинаются, да? В Зеленограде набор в вашу школу объявлен впервые?
— В Зеленограде эта школа существовала несколько в другом виде с 1989 по 1995 год, а потом я решил попробовать эту программу «с нуля» в другом месте, и она пошла. В этом году заново начался набор в Зеленограде.
— Сразу задам актуальный для детей и родителей вопрос: занятия у вас будут платные или нет?
— Конечно, занятия будут бесплатными, как все кружки в ДЮЦах, но затраты, естественно, будут. Этой осенью мы поедем на Фестиваль вариативных программ в сфере летнего отдыха и оздоровления. Чтобы поехать туда, нужны будут затраты.
— Вы сразу собираетесь брать с собой и ребят-зеленоградцев?
— Конечно, сразу в бой :) Та команда, которая у нас уже сформировалась за эти годы в Нижнекамске, тоже примет участие, новички вольются в команду «старичков», и у них все с ходу получится. Фестиваль пройдет в славном городе Казани, историческом памятнике. Мы поедем не только для того, чтобы поучаствовать в фестивале, но и посмотрим на этот прекрасный город.
— У «Желтого бегемота» уже есть какая-то команда в Нижнекамске?
— Да, нижнекамская команда в Татарстане, в ней ребята со всей страны, есть москвичи, есть питерцы, новгородцы — из разных мест. Здесь, в Зеленограде все начинается с нуля, и нам только предстоит формирование команды. Обычно она складывается из тех ребят, которые у нас учились, закончили и потом к нам же пришли в качестве редакторов, инструкторов, верстальщиков и монтажеров.
— Значит, вы на некоторое время сменили Зеленоград на Татарстан, там работали?
— Я педагог, закончил Московский Государственный Педагогический Университет, но мне всегда хотелось попробовать себя в сфере СМИ — телевидения и газет. Я приехал в Нижнекамск, устроился в «Нижнекамскую телерадиокомпанию» (НТР) обычным оператором и благодаря работе увидел изнутри, что такое телевидение. НТР — это холдинг, куда входят и телевидение, и газета, и радио. Я был воспитан этой телекомпанией. Благодаря ей соединил педагогические знания и умения с различными практическими навыками в сфере СМИ. То есть, я изнутри знаю телевидение, газету, радио.
— Интересно. Давайте сразу задам все «родительские» вопросы о занятиях в «Желтом бегемоте». Что будет нужно для них? У вас перечислено очень много направлений — кино, телевидение, печатные СМИ, фотосъемки тоже значатся. Нужно иметь свою видеокамеру, фотоаппарат, компьютер для монтажа? Или ребятам это будет предоставляться?
— Мы на сегодняшний день достаточно хорошо оснащены: у нас есть шесть видеокамер, четыре компьютера, фотоаппараты, и на первых порах ничего такого не надо. Если родители в будущем захотят что-то приобрести ребенку, это ему очень поможет.
— Теперь можно поподробнее конкретно по каждому направлению обучения. Как будете учить фото- и видеооператоров?
— Самое главное в этом направлении — композиция. Нажимать на кнопки сейчас может каждый. А вот видеть композицию, уметь составлять композицию — этому не учат ни в какой брошюрке по пользованию телефоном и видеокамерой. Это самое главное. Плюс будем учить операторским приемам, умению ориентироваться в съемочной среде. Современное телевидение страдает от того, что пришло очень много людей, которые эту школу не прошли. Они вроде кнопки умеют нажимать, а вот пробиться среди других таких же операторов, чтобы снять самое главное, им сложно. Мы будем учить, как ориентироваться, как жить в операторской среде.
— Вы набираете детей от 12 до 17 лет. Ребенка 12 лет реально научить общению с видеокамерой, или это для тех, кто постарше?
— Вообще, бывают «звездочки». В моей практике есть
— Тогда перечислю все ваши направления: фото-видеооператор, монтаж и обработка изображений, верстка печатных изданий, редакторское дело и мастерство публичного выступления. Это будет некий комплекс, в котором ребята будут проходить занятия? Не по выбору, а всё вместе?
— Да, это комплекс, в котором все принимают участие. А практическое углубление через какое-то время каждый выберет сам. Каждый из ребят будет знать всю область работы СМИ — это важно для тех, кто наметил себе, например, роль редактора. Редактор должен знать всё о профессии.
— А, скажем, монтаж и обработка изображений? Будете учить делать это на компьютере?
— Да, на сегодняшний день мы намерены изучать Adobe Premiere, а через некоторое время будем давать и программу Final Cut, поскольку современное телевидение — это Final Cut.
— Вести занятия будете вы или еще какие-то специалисты?
— У нас два преподавателя — я и Альфредас Таурас. Он будет учить по большей части практическим вещам, связанным с видеосъемкой, а всю теорию, связанную с монтажом, версткой, мастерством публичного выступления, созданием изданий и редакторским делом буду давать я.
— В какой программе будете заниматься версткой печатных изданий?
— Существует много программ, но мы выбрали комплексную программу CorelDraw. Она содержит в себе и возможности работы с графикой (пакет Corel Photoshop), и собственно монтаж изображений, картинок и текстов в конкретное издание — это то, что делает и PageMaker, и QuarkXPress.
— Еще одним пунктом у вас значится мастерство публичного выступления. Поясните, зачем это начинающим журналистам, которых вы будете делать из ваших ребят? Журналист ведь обычно больше слушает, а не выступает сам.
— Я бы ввел этот курс в школьную программу. В Татарстане на протяжении уже нескольких лет проводится эксперимент: в начальной школе изучают курай и шахматы. Вроде бы — для чего курай, зачем шахматы? Вот так же и с мастерством публичного выступления. Каждый выходил отвечать к доске, но не каждый знает, что оценка зависит не от того, что ты знаешь, а от того, как ты выступишь.
— Да, как представишь свои знания — удачно или неудачно...
— Так же и для корреспондента, редактора, даже оператора. Ведь ты должен расположить к себе, чтобы тебя воспринимали, чтобы те картинки, те фотографии, тот видеоряд, который ты снимал, был подан в каком-то эмоциональном состоянии. Это состояние передает именно оператор и корреспондент, и это — мастерство публичного выступления.
— Ясно, коммуникации и еще раз коммуникации. Вы всей командой будете изучать все это на каком-то конкретном деле? Вы планируете что-то выпустить, сделать какую-то телепрограмму?
— В 2005 году мне довелось познакомиться с замечательным человеком, Георгием Владимировичем Кузнецовым заведующим кафедрой Телевидения Московского Государственного Университета. Он, к сожалению, умер на 67 году жизни... Георгий Владимирович говорил следующее: «Средства массовой информации невозможно изучать в теории. СМИ — это практика, практика и еще раз практика». Поэтому вся наша деятельность построена на практике. У нас есть несколько проектов: телевизионный, газетный, радио. Всё это СМИ в практическом воплощении.
— Значит, скоро у нас в Зеленограде запустится некая детская медиа-структура, которая будет выпускать газету, телепрограмму, еще что-то?
— Да.
— Как она будет называться? «Желтый бегемот»?
— Тут есть разночтения. Вообще городской детско-юношеский пресс-центр называется «Бегемот-TV». «Желтый бегемот» — это летняя часть программы, лагерь.
— Что за лагерь? Он был у вас в этом году?
— Восемь лет на земле Татарстана проходит лагерь «Желтый бегемот». В него съезжаются ребята не только из Татарстана, но и со всей России. В следующем году лагерь тоже будет, но, наверное, в нескольких местах — на юге, традиционно на татарстанской земле, в Казани.
— Своих зеленоградских воспитанников вы тоже собираетесь туда пригласить и вывезти летом?
— Обязательно. Без этой летней части, наверное, и не получится пресс-центр. Одно дело, когда ты приходишь после школы, уделяешь этому увлечению два-три часа, при этом у тебя голова болит и школой, и какими-то другими заботами. А в лагере ты на 9 или 18 дней погружен в эту «СМИ-шную» жизнь, и тебе позволено в этом плане всё — ты как взрослый даже можешь сидеть ночью в редакции, монтировать, верстать...
— Все как у взрослых :) - дедлайн, срок выхода, ночь напролет...
— Точно, в этом году мы ввели дедлайн :) До этого обходились без него — вроде, школьники, дети... Но ребята настолько хорошо это восприняли! Даже потом одна девочка «Вконтакте» написала: «Две недели после лагеря не могла найти себе места». Делать нечего, скучно :)
— Какие-то еще традиции перейдут из Татарстана в зеленоградскую Школу «Желтый Бегемот»?
— У нас много традиций. В частности, традиция проводить каждую осень прекрасный праздник «Арбузник». Она давнишняя, еще зеленоградская — когда-то, еще в пионерские времена, ее создал руководитель клуба «Орленок» Николай Сергеевич Горячев. Праздник справляется в сентябре, это вроде «капустника», только не с капустой, а с арбузами. Еще одна традиция — участие в Фестивале вариативных программ в сфере летнего отдыха и оздоровления в Казани. Фестиваль прекрасная возможность попрактиковаться и, конечно же, пообщаться — на Фестиваль съезжаются ребята из других профильных смен Татарстана. И, пожалуй, самая романтичная традиция — это походы. В мае выход на
— Вы приглашаете в вашу школу детей из зеленоградских школ, оповещаете их?
— В средствах массовой информации это первое моё выступление. Но я надеюсь, что удастся что-то такое сделать и на зеленоградском телевидении. Есть брошюрка о «Желтом бегемоте», которую в этом году сделали сами ребята. Разносим ее по школам.
— Кто приходит на объявленный вами набор, многие проявляют интерес?
— Помимо школы 1710 еще пришла девочка из школы 617, 6 «В» класс, Маша. Пока мало времени прошло, я думаю, что со всех школ будут дети приходить.
— А почему школа 1710 для вас базовая? Это ведь школа для трудных подростков...
— Лично я не очень разделяю — трудный, не трудный... вообще все подростки трудные по большому счету. У них такой период, когда они определяются в жизни. Может быть, так получилось, что именно они собрались в этой школе, хотя в каждой школе такие подростки есть. И это базовая школа клуба «Орленок». Если какая-то другая школа захочет что-то сделать на своей базе, может быть, мы, постепенно развиваясь, и там что-то сделаем. Но пока вот — 1710.
— У ребят много времени отнимают такие занятия? Я знаю, что такое видеомонтаж, на это можно убить хоть сутки. Это не мешает учебе? Или, наоборот, учеба этому не мешает?
— Конечно, это занимает много времени. Помешает ли это учебе? Вот Ксюша Бакеева, девятиклассница, в этом году наш редактор газеты, журнала, специального буклета, плюс музыкальная школа, плюс курсы и плюс отличница. Вывод: чем больше делает человек, тем у него все качественнее и компактнее получается. А человеку, который только учится и больше ничем не занимается, кажется, что он нигде не успевает. Это же в большей степени вопрос организации— расписать по часам свою деятельность, не тратиться на что-то лишнее, отсекать ненужное и целенаправленно работать. Было бы желание.
— Что дети получат в итоге после занятий в «Желтом бегемоте»? Насколько это серьезная подготовка, скажем, к Журфаку МГУ? Вот придет к вам одиннадцатиклассник, который собирается туда поступать...
— Скажу немного крамольную вещь: тем, кто прошел лагерь «Желтый бегемот» и потом «Бегемот-TV», высшее образование не нужно :) Конечно, я утрирую, высшее образование обязательно нужно. Наши выпускники с легкостью находят себе работу. Самый последний случай: Руслан Комяков. Когда он учился в
— «Мы не хотим старого верстальщика!» :)
— Они ездили в школу за Русланом на машине, забирали его из школы и привозили в редакцию, он им верстал, потом его отвозили домой, и так целый год. А после окончания школы его взяла на постоянную работу верстальщиком-дизайнером уже другая газета, нижнекамская «Время». Сейчас прошло два года, как он закончил школу, он учится на Журфаке и работает уже заместителем главного редактора. Есть ребята, которые в той же теле-радиокомпании работают операторами, монтажерами и в программном отделе — создают свои видеоролики. В Казани очень много ребят, которые прошли нашу школу. И они реально после школы могут работать.
— А в Зеленограде или в Москве у вас есть подобные связи со СМИ, куда вы своих ребят отдаете? Или это уже занятый и «поделенный» рынок?
— Насчет рынка я сомневаюсь, что он сильно занятый. Есть определенная закостенелость — «формат»: вот такое должно быть видео, вот такое должно быть кино, такое должно быть радио. Это несколько консервативно и не пускает новых людей.
— Вы говорите о Москве или о Зеленограде?
— О Москве, о Зеленограде, вообще о СМИ. Но есть и другая волна — цифровое вещание, которое говорит: ребят, а у нас уже не пять каналов и даже не сто. А где взять для этих каналов контент, кто будет его делать? Где эти люди? Этих специалистов сейчас никто не делает в необходимом объеме.
— В какие-то реальные телестудии или редакции вы будете приводить своих ребят, чтобы познакомить их с работой СМИ?
— Я думаю, что наши зеленоградские редакции не откажут в таких экскурсиях.
— Мы точно не откажем, приходите.
— Отлично. Думаю, и участие в различных конкурсах нам тоже поможет. В этом году мы участвовали в конкурсе «Включайся!» — это российский конкурс детского телевизионного творчества. Не буду скромничать, мы взяли номинацию «Лучший сюжет, сделанный на фестивале». И сам лично Эдуард Сагалаев держал в руках нашу желтую майку, стоял в наших рядах «желтых бегемотов» и сказал: «Желтый бегемот forever!». «Вконтакте» есть наша группа, там посмотреть фотографии с ним. Благодаря этому фестивалю ребята побывали и на Останкинской башне, и в студиях монтажа и в съемочных павильонах.
— Как вам зеленоградские СМИ — печатные, интернет, теле, радио? Куда вы прежде всего направите свои стопы?
— Мы будем везде, это дело времени. Каждому направлению нужно уделять внимание. Начнем мы с двух — это телевидение и газета. Думаю, чем больше будет заинтересованность самих СМИ, тем быстрее появится «новая кровь» — наши ребята.
— Вы планируете предлагать кому-то своё творчество, или сделаете свой сайт, будете выпускать свой видеоконтент?
— Мы будем делать контент, а потом его предлагать. Вообще у нас есть группа «Вконтакте» «Желтый бегемот», и там выложено на сегодняшний день огромное количество видео за семь лет. Мы планируем и дальше выкладывать. Всё дело в формате. Один сайт говорит «нет, мы не возьмем, это не наш формат». Телекомпания говорит, это не их формат. Подстраиваться под формат можно, но не хотелось бы загонять детей в какие-то рамки. Ребенок должен научиться воплощать свои идеи в свое творение, а уж загонит его в рамки сама жизнь.
—Мы желаем вам удачно стартовать, вернее, возобновить вашу работу в Зеленограде. Может быть, и нам перепадет творений ваших ребят — статей, видеороликов — и все это можно будет увидеть на нашем сайте.
— Спасибо. Давайте сотрудничать.
Елена Панасенко