загрузить файл со звуком (16713 кб) |
— Роман Исмаилович, всем известно, что одарённых детей в Зеленограде достаточно много — особенно хорошо это видно по разным детским выставкам и конференциям научно-технического творчества, участившимся в последнее время, о которых мы постоянно пишем. Итак, что нового вводится постановлением префекта Зеленограда в работу с одарёнными детьми?
— Да, как вы уже сказали, у нас в последнее время значительное внимание уделяется научно-техническим способностям учащихся. В пятницу будет проходить РИТМ — окружная Ярмарка научно-технических и инновационных идей и проектов с участием детей, имеющих способности в научно-технической сфере. В Москве состоится
Однако прежде чем говорить о новом, хочется сказать о проделанной работе, потому что новые шаги мы должны ассоциировать с положительным опытом или, если опыт отрицательный, исправлять его на следующих этапах работы. В целом в округе большая работа направлена на формирование школьной интеллектуальной развивающей среды.
Это имеет большое значение, потому что мы говорим о системе работы — только так мы можем выделять способных детей и целенаправленно работать с ними, это самое главное. Затем с этими детьми необходимо работать не только учителям, но и психолого-педагогической службе в образовательных и других учреждениях, которая будет развивать их способности. Для выявления одарённых детей в округе проводятся разные окружные конкурсы и мероприятия, по итогам которых дети имеют возможность выходить как на городские, так и на российские и даже на международные конференции, конкурсы, фестивали. Нельзя забывать и высшие образовательные учреждения, тем более что способные дети в большинстве своём ориентированы на то, чтобы после школы идти учиться дальше — поэтому взаимодействие с ВУЗами очень важно.
— Тут-то как раз наука и берёт своё, потому что ведущий ВУЗ Зеленограда — это МИЭТ. К гуманитарным относится разве что МГАДА, да?
— Вы правильно заметили, спецификой округа является наличие МИЭТа — технического университета, в связи с этим, конечно, основной упор делается на развитие технического творчества. Но мы не отставляем без внимания и гуманитарное направление — как раз совместно с МИЭТом в различных конференциях ведётся такая работа.
Мы реализуем различные формы сопровождения одарённых детей, не только внутри школы и во время уроков, но и во внеурочное время, а также и вне стен школы. Это позволяет работать над средой, в которую дети будут вовлечены, не ограничивая себя пространством школы — чтобы они смогли увидеть всё богатство возможностей округа и принимали участие в различных мероприятиях городского уровня.
— И это не только дополнительное образование — есть, например, межшкольные факультативы, которые существуют уже несколько лет...
— Да, одной из интересных форм работы в нашем округе является как раз работа межшкольных факультативов, которые действуют на базе ряда образовательных учреждений. Учащиеся других школ могут и имеют право посещать эти факультативы. Это позволяет использовать потенциал учителей, мотивированных к работе с одарёнными детьми. К таким факультативам привлекаются и педагоги МИЭТа. Это всё позволяет детям в различной мере проявлять свои способности. Так, например, в рамках школьных факультативов у нас работает факультатив по робототехнике, направленный на развитие творческих способностей.
— Эти факультативы рассчитаны не только подготовку к ЕГЭ?
— Когда зарождалась система факультативов, ещё не было понятия ЕГЭ. Факультативы появлялись, чтобы работать с детьми, проявляющими интерес к тому или иному творчеству в интеллектуальной сфере.
— Учителя, ведущие факультативы — это наиболее сильные учителя по предметам в округе, или просто это инициативные учителя, взявшие на себя ведение такого факультатива?
— Я бы не разделял это — и сильные, и инициативные, всё связано. Только человек, хорошо владеющий своим материалом, да и не только своим материалом, может вести факультатив на том уровне, чтобы заинтересовать этим учащихся других школ.
— Значит, это не назначенные «сверху» учителя?
— Нет, наоборот, и в прошлом году, и два года назад сами учителя выходили с инициативой открыть факультатив на базе их школы и наработанного ими материала. Если этот опыт был положительным, то и Управление образования Зеленограда, и сами школы откликались на такое предложение. Так у нас появились разнообразные факультативы по химии и по экологии — например, в школе 638 с недавних пор действует межшкольный факультатив в рамках деятельности по экологическому образованию.
— В постановлении префекта Зеленограда я прочитала о том, в Зеленограде работают 22 ученических научных общества. Признаться, даже не слышала о таких. Например, на недавней акции «Вечер тротуарной астрономии» выяснилось, что в школе 853 есть научный клуб «Эврика». Такие научные общества имеются в виду?
— Научные общества учащихся создаются на базе образовательных учреждений учителями, имеющими интерес к научной деятельности, совместно с учащимися, увлечёнными научными исследованиями и проектами. И такие научные общества имеют широкое поле деятельности — они зачастую не ограничивают себя какой-то определённой тематикой. Группы учащихся совместно с учителем или группой учителей разрабатывают различные проекты, они занимаются исследованиями по какой-то тематике и потом представляют свои результаты внутри образовательного учреждения. Также они имеют полную возможность представить их в различных конференциях на уровне Зеленоградского округа и Москвы. Научные общества объединяют детей, которые проявляют свои способности.
— Научное общество по литературе может быть? Или они, опять-таки, только для технических наук?
— Наоборот, научные общества учащихся занимаются различными видами деятельности и подчас состоят из нескольких направлений. Они могут быть и межпредметными, и по какой-то определённой тематике — тут нет ограничения рамками какого-то определённого предмета. Предмет может быть одним из направлений, а вообще идея научного общества — объединить всех учащихся школы в исследовательской деятельности.
— Где и как школьники и их родители могут узнать о разных возможностях и занятиях для одарённых детей в городе? Понятно, что в своей школе всегда всё известно. А в других школах?
— Управление образования Зеленограда размещает практически всю информацию на своём сайте. Через рубрику новостей мы сообщаем о конкурсах, о деятельности межшкольных факультативов. Есть раздел сайта, посвящённый межшкольным факультативам, где можно посмотреть их названия, где они проходят, познакомиться с расписанием. Эта информация публикуется и в СМИ. Да и в любой школе вы можете узнать не только внутришкольные новости, но и практически всю информацию других школ округа, которая рассылается по всем образовательным учреждениям.
— Значит, надо внимательно смотреть на доску объявлений в школе... Расскажите про зеленоградский Центр психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС), ведь он работает с одарёнными детьми? Мы писали и о создании в Зеленограде Ассоциации талантливых родителей на базе ЦПМСС — какая судьба её постигла?
— Центр психолого-медико-социального сопровождения занимается работой с различными группами детей — как с интеллектуально одарёнными, мотивированными детьми, так и с детьми, имеющими определённые трудности.
Руководит центром Белехов Юрий Николаевич, кандидат медицинских наук. При ЦПМСС есть лаборатория, занимающаяся работой с талантливыми детьми, в рамках её деятельности осуществляется несколько программ. Так, на базе центра открыта городская экспериментальная площадка «Творческая компетентность», в ней реализуются программы «Продуктивное творческое воображение», «Миропонимание», «Нить Ариадны», «Поиск» — они позволяют как выявлять, так и сопровождать мотивированных и одарённых детей. А для того, чтобы работать с родителями таких детей, была создана Ассоциация талантливых родителей, которая знакомит родителей с тем, как можно самим развивать ребёнка. Ведь ребёнку, имеющему определённые способности, необходимо их развивать — это позволяет делать и школа, и сами родители могут и должны развивать таланты у детей, чтобы помочь им в самореализации. Именно это, на мой взгляд, является самым важным для работы с родителями.
— Сами родители обращаются в Центр, чтобы узнать, что делать с талантливым ребёнком?
— Я был на одном из заседаний этой ассоциации, там было достаточно много родителей. Конечно, работа ведётся именно с теми родителями, которые хотят знать, как воспитывать одарённых детей. Важным является именно желание родителя как можно больше узнать о своём ребёнке. Если он не хочет заниматься своим ребёнком, то без его содействия это сделать сложнее.
— Самый главный вопрос — кто такие одарённые дети? Как родители должны понять, что у них растёт одаренный ребёнок? По распоряжению префекта до 1 января 2011 года в Зеленограде должен быть сформирован банк данных одарённых детей. Кто попадёт в этот банк, и как среди детей будут отбирать одарённых?
— Вы затрагиваете сложную проблему. Мы с вами видим, что есть дети, успешно проявляющие себя в спорте, занимающие ведущие места на юношеских олимпиадах. А есть дети, которые себя проявляют в различных интеллектуальных мероприятиях, в исследовательских работах. Понятие «одарённые дети» сложно сформулировать, под него подпадают различные группы детей. В рамках этого банка, конечно, необходимо поработать над той базой критериев, которая позволит внести в банк всех детей, проявляющих определённые способности в округе, в городе, в стране.
— Например, ребёнок просто хорошо учится, он вполне успешен, участвует в конкурсах — его можно считать одарённым? Родители сами должны проявить инициативу о внесении своего ребёнка в этот банк, или это будут делать учителя — рекомендовать своих учеников? Или это пока не решено?
— Основная идея пока — создать такой банк. Над технологией его заполнения стоит ещё поработать. Распоряжением префекта Зеленограда как раз создается окружной Координационный совет поддержки работы с одарёнными детьми при префектуре округа, который и займётся разработкой содержания такого банка. Планируется также разработать межведомственный план мероприятий по обеспечению государственной поддержки работы с одарёнными детьми в округе. Координационный совет должен не обойти вниманием ни одного ребёнка, который будет проявлять свои творческие способности.
— Для кого прежде всего предназначена программа работы с одарёнными детьми — для старшеклассников? Коснётся ли она, скажем, дошкольников?
— На коллегии мы обсуждали этот вопрос. Дети могут проявить себя в любом возрасте — получается, мы должны давать определённый толчок, необходимый для развития их способностей. Этот толчок может дать учитель школы или педагог детского сада, который привлечёт ребёнка к какой-то деятельности, отвечающей его интересам и способностям. Либо это будут родители, которые будут вовлекать своего ребёнка в интересные для него направлениям деятельности.
Одним из пунктов распоряжения префекта как раз является работа с педагогами. Их материальная поддержка достаточно важна для того, чтобы ни на одном из этапов работы с детьми мы не потеряли ни одного ребёнка, а способствовали развитию его способностей.
— Это ведь вопрос философский: считается, что все дети талантливы. Но взять ребёнка, который уже проявил себя как одарённый, и дать ему возможность развиваться, демонстрировать свои достижения — это одно. Это иногда даже, скорее, касается амбиций взрослого, которые работают с этими детьми. С другой стороны, более сложная проблема заключается в том, чтобы найти таких учеников. Будут ли поощрять учителей так, чтобы у них появлялось больше одарённых детей?
— Да, предполагается такое стимулирование педагогов. На мой взгляд, и сегодня педагоги, которые работают творчески, стремятся к тому, чтобы не потерять детей, имеющих определённые способности. И стараются работать с детьми на выявление этих способностей и их развитие. В целом, когда учитель повышает свою категорию, он как раз и предъявляет, в том числе, результаты этой своей работы.
— Чем больше у учителя одарённых учеников, тем успешней он может повысить свою категорию? И это положительно отразится и на его материальном состоянии, и на общем статусе?
— Да, конечно. Поэтому материальный стимул важен для того, чтобы мотивировать педагогов работать с этой группой детей, но я думаю, что учителя, которые уже работают на высоком уровне, не думают в первую очередь о материальном стимулировании. Для них становится важной сама работа с детьми и возможность помочь детям в реализации их способностей.
— Расскажите про помощь со стороны ВУЗов, которые тоже должны включиться в работу с одарёнными детьми. В Зеленограде это МИЭТ, МГПУ, МГАДА — что они могут и хотят сделать?
— Работа с одарёнными детьми всегда шла в тесном сотрудничестве с ВУЗами. Однако особенностью Зеленограда является отдалённость от большого количества московских ВУЗов. Сегодня у нас сложилось сотрудничество с Московским институтом электронной техники (МИЭТ), с Московской академией делового администрирования (МГАДА), с Московским педагогическим университетом (МГПУ). Это позволяло развивать и совместную работу с одарёнными детьми. У нас в округе 18 школ сотрудничают с 8 различными ВУЗами — это не только ВУЗы округа, но и Москвы, но большинство школ сотрудничает всё-таки с МИЭТом. Уже традиционно проходит региональная научно-практическая конференция школьников «Творчество юных», которую проводят МИЭТ, МГАДА, МГПУ, Зеленоградское управление образования и Окружной методический центр. Совместно с МГАДА проходит ежегодная экологическая конференция «Зеленоград будущего». Мы также ориентируемся на работу с различными научно-исследовательскими институтами, например, с Институтом психологии РАН, с Научно-исследовательским институтом стратегии развития общего образования, с педагогическими ВУЗами Москвы — именно по работе с одарёнными мотивированными детьми. Московский институт управления — один из ВУЗов, с которым мы также работаем в данном направлении.
— Это работа с психологами, педагогами?
— Это позволяет работать с детьми в условиях современных научных достижений в области педагогики и психологии, развивать новые формы работы с одарёнными детьми.
— Что нового делается в ВУЗах для одарённых школьников?
— Для детей со способностями в округе имеются программы по целевому набору, по ним ежегодно дети направляются в Московский городской университет управления при Правительстве Москвы. В 2010 учебном году целевой набор был впервые организован префектурой Зеленограда совместно с МИЭТом.
— А, например, в Московский городской педагогический университет будет целевой набор будущих учителей для Зеленограда?
— В МГПУ тоже осуществляется целевой набор через образовательные учреждения. Это позволяет создать базу молодых специалистов, которые с ранних лет себя увидели в роли учителя.
Елена Панасенко
С одной стороны такие ребята сами за себя постоять могут,а с другой... с другой есть опасность что попадут
"не в те руки".Наверное все таки здесь надо упор делать на общественный контроль,хочет общество быть здоровым,значит контроль будет.