загрузить файл со звуком (18124 кб) |
—Николай, правильным будет сказать «историческая реконструкция» или «военно-историческая»?
— Я думаю, разница не настолько принципиальна, чтобы обращать на это пристальное внимание. Наш клуб занимается исторической реконструкцией периода
— Ваш клуб некогда открылся в Зеленограде, и сейчас, насколько я знаю, имеет отделения в других российских городах?
— Совершенно верно, наш клуб начался в Зеленограде около десяти лет назад — практически как группа по интересам, объединяющая всего несколько человек. Однако за время занятий и поездок на российские и международные фестивали мы обрастали дружескими связями с людьми, которым также интересна история и ее прикладное воплощение в исторической реконструкции нашей Родины. У нас стали появляться отделения в других городах, например, в Санкт-Петербурге, Москве, Лобне, Риге.
— Что означает «воссоздание периода» — это только военная история, или быт, жизнь города, другие конкретные приметы времени?
— Нам в первую очередь интересно комплексное воссоздание материальной культуры ушедших эпох. Безусловно, три столетия невозможно воссоздать, например, в одном костюме или в одном комплекте доспехов. Занимаясь исторической реконструкцией, участники клуба выбирают существенно более узкие периоды, например, первой половины XIII века, или конца XVI века, или какой-то иной. И уже в рамках этого узкого периода мы стараемся как можно более полно воссоздать материальную культуру этого времени. Это касается костюмов, предметов быта, каких-то навыков, ремесел и такого немаловажного аспекта, как военная составляющая, — это историческое фехтование, воссоздание исторически обоснованных доспехов, прикладные навыки владения оружием, точнее, муляжами оружия, которое существовало в средние века.
— А чем фехтовали в Москве или в Новгороде в XIII веке?
— Я думаю, что большой разницы между ними не было; это, прежде всего, мечи, сабли, топоры, копья.
— Вы сами делаете муляжи оружия?
— Непосредственно изготовлением муляжей мы не занимаемся, потому что это достаточно сложный технологический процесс. Для занятий фехтованием мы приобретаем эти муляжи в специализированных магазинах и затем используем на занятиях.
— Одежду шьете сами?
— Одежду, как правило, шьем сами. У нашего клуба есть оборудованная мастерская, можно шить одежду и изготавливать сравнительно несложные элементы вооружения, доспехов, предметы быта.
— Сколько участников в вашем клубе, какого возраста эти люди?
— Если говорить обо всех отделениях, около тридцати человек; в Зеленограде — 15 человек. Сейчас средний возраст членов клуба составляет где-то около
— Учитывая фехтование, военную историю, это, наверное, в основном молодые люди, или есть и девушки?
— Да, конечно; но девушки тоже приходят в наш клуб, поскольку мы не замыкаемся именно на военной части, фехтовании. Развиваем и «мирные» направления — ремесла, изготовление костюмов, предметов быта, украшений.
— Есть ли конкретный образ в том узком периоде, о котором вы говорили? Воин или мирный горожанин, живущий в таком-то городе, в такие-то года?
— Безусловно. Мы это называем «объект реконструкции». Интересно воссоздать не собирательный образ древнерусского горожанина, к примеру, XIII века, а как раз то, о чем вы говорите. Человек, который жил в определенном городе, если этот город хорошо изучен археологами, как Новгород, например. Тогда, возможно, получится сузить до определенного района города, определенного рода занятий, социального статуса и достатка.
— У вас, например, есть конкретный образ?
— Да, сейчас моим объектом реконструкции является комплекс вещей городского старшины одной из улиц средневекового Новгорода XIII века.
— Опишите, как он выглядел, во что был одет?
— На самом деле, древнерусский костюм не так уж сильно менялся на протяжении веков, практически с начала русской государственности IX-X-XI веков и вплоть до начала XIX — а то и XX века. В костюм входила кожаная обувь — ботинки или сапоги, штаны, простые рубахи, некоторая верхняя одежда, напоминающая более поздние кафтаны; зимой это были разнообразные шубы, тулупы, шапки, варежки, перчатки...
— Такой горожанин носил с собой оружие?
— В общем-то, тогда, как и сейчас, на улицах города человек с достатком не всегда мог чувствовать себя спокойно. Как правило, люди, обладающие высоким социально-экономическим статусом, носили с собой некое (для себя мы его называем «гражданское») оружие. Речь идет о том, что оно очень сильно отличается от образцов боевого оружия, однако позволяет себя защитить от нападения грабителей или хулиганов.
— Для занятий или разыгрывания групповых сражений нужно место, у вас есть для этого помещение?
— Наш расположен на территории школы № 1151 в
— У вас просто хорошие отношения со школой, районом, или же вы со совей стороны должны как-то участвовать в жизни той же школы, района, города?
— Безусловно, мы стараемся, чтобы те услуги, которые оказывает нашему клубу администрация школы или города, не оставались безответными с нашей стороны. Например, школе № 1151 мы сейчас помогаем в создании музея, посвященного периоду смуты в Российском государстве, и в значительной степени экспозиция предметов быта этого музея будет выполнена нашими руками. Сотрудничество с городскими властями, это прежде всего участие в различных праздниках и подобного рода мероприятиях.
— В это году вы участвовали в праздновании Дня города?
— В этом году у нас, к сожалению, не получилось, но вообще обычно участвовали...
— Вас не позвали, или вы по каким-то причинам сами не смогли?
— Скажем так, в моём понимании участие в Дне Города — это не только обязанность, но и определенное признание заслуг; поэтому мы не обиделись, когда нас не позвали. Потому что так получилось, что в последние годы сотрудничество с городскими властями у нас складывалось достаточно вяло, и прежде всего по причине отсутствия инициативы с нашей стороны. Наш клуб объединяет достаточно взрослых состоявшихся людей, организация абсолютно добровольная, она не является бюджетной, не получает финансирования из государственных источников, мы обходимся своими силами во всех смыслах, поэтому иногда выпадаем из поля зрения городских властей при организации подобного рода мероприятий.
— Вам кто-то помогает осваивать фехтование, элементы боя в групповых сражениях? Спортсмены, военные?
— Клубу нашему уже десятый год и, в общем-то, без ложной скромности можно сказать, что мы и сами являемся не самыми плохими в России специалистами по средневековому фехтованию. Однако, действительно, бывают такие ситуации, когда мы обращаемся к помощи профессиональных историков, которые подсказывают нам те или иные аспекты тактики средневекового воинского искусства, применения средневекового оружия, средневековой воинской экипировки.
— Есть ли у вас как-то клубные имена, соответствующие периоду исторической реконструкции?
— Нет, понимаете, мы стараемся сохранять, если можно так выразиться, связь с реальностью. И в занятиях реконструкцией, конечно, используем наши обычные имена.
Мы же занимаемся в большей степени реконструкцией материальной составляющей, а не духовной. Духовная реконструкция — это личное дело каждого, и у нас в клубе нет ограничений свободы вероисповедания, политических, религиозных взглядов. Нас объединяет интерес к родной истории, выраженный в занятии исторической реконструкцией.
— По каким источникам вы изучали исторический период, которым занимаетесь — ездили в библиотеки, архивы?
— Мы и сейчас посещаем библиотеки, архивы; некоторые ребята, занимающиеся достаточно долго в нашем клубе, выбрали для себя профессию историка, археолога. Они также помогают нам в доступе к различным образцам, предметам, к их описаниям, фотографиям, чертежам. И, разумеется, у нас собрана достаточно хорошая библиотека, охватывающая интересующий нас период. В ней, как нам кажется, есть ответы на большую часть вопросов, которые задаёт человек, занимающийся исторической реконструкцией средневековой Руси.
— Почему вы в своё время выбрали именно это время для изучения?
— Это было достаточно давно, и, наверное, выбор произошел практически случайно. В основном, под влиянием прочитанных книг, может быть, увиденных кинофильмов, мультфильмов. Когда клуб начинался, мне, например, было 16 лет, и говорить о каком-то серьезном отношении к процессу выбора того или иного периода не приходилось. Скорее, «нравится — не нравится». Однако в процессе занятий реконструкцией я не разочаровался в это выборе и постоянно, несмотря на то, что занимаюсь этим более десяти лет, нахожу что-то новое, увлекательное, интересное.
— Для вас и участников клуба это интересное занятие, увлечение или в этом есть и какая-то идеологическая составляющая?
— Честно скажу, мы стараемся от идеологической составляющей держаться как можно дальше, Потому что нам еще не хватало, чтобы наш клуб посчитали молодежной группировкой из разряда скинхедов и прочих националистов. Это отнюдь не так, это историческая реконструкция, а не политика или какие-то подобного рода вещи.
— Несколько лет назад в Зеленограде был то ли клуб, то ли просто группа людей, также занимавшихся исторической реконструкцией, только они воссоздавали швейцарский полк наполеоновской армии. Вы с ними знакомы?
— С ними мы знакомы исключительно понаслышке, я надеюсь, что они тоже слышали о нас, но лично — нет. И все-таки периоды достаточно сильно отличаются, каких-то общих интересов в рамках исторической реконструкции я не вижу.
— То есть вы не можете пересечься на фестивалях, напрмер?
— Да, естественно, мы не пересекаемся на мероприятиях, приобретаем снаряжения в разных магазинах, встретиться нам, по большому счету, негде.
— Как проходят фестивали, в которых ваш клуб принимает участие, это разыгрывание сражений или ещё какое-то действо?
— Фестивали бывают различные, как приуроченные к каким-то крупным сражениям и знаменательным датам, — такие как фестиваль в Псковской области, посвященный Ледовому побоищу, или ь в Тульской области, посвященный Куликовской битве; так и просто некие встречи друзей, место обмена опытом, возможность показать себя, свои наработки. Поездки на фестивали — все-таки дело сезонное, с весны до начала осени. Это, например, фестивали в Изборске, Выборге, в Приозерске в Карелии.
— 30 человек в вашем клубе — этого, наверное, для Ледового побоища не хватит, вы с кем-то объединяетесь, когда воспроизводите сражение?
— Конечно. На мероприятиях собирается несколько десятков клубов. Крупные фестивали, как фестиваль на Куликовом поле, фестиваль в Изборске, собирают до тысячи участников. Из которых около
— Возвращаясь к одежде, которую вы шьёте. Насколько это сложно, надо ли подкупать особую ткань, нитки, аксессуары?
— Я бы разделил ответ на две части, поскольку можно говорить о сложности изготовления как о технологии, а она достаточно простая. С тех пор искусство портных шагнуло далеко вперед, и в создании средневекового костюма даже человек, который видит иголку с ниткой в первый раз в жизни, никаких особенных сложностей не испытает. Это связано и с особенностями кроя, и с особенностями используемых в средневековье тканей. А вот вторая часть — поиск источников, которые обосновывали бы определенный крой, применение ткани, цвета, фактуры, материалов для украшений. Это как раз составляет основную сложность при занятиях реконструкцией.
— Ваш клуб приглашали сниматься в исторических фильмах?
— Да, мы участвовали — не зеленоградское, а санкт-петербургское наше отделение — в съемках фильма «Александр Невский», сравнительно недавно вышедшего на экраны. И в рекламе.
— И как часто снимались в рекламе?
— Буквально несколько раз. Это была не телевизионная реклама, а фотографии.
— Занятия реконструкцией, насколько я пониманию, недешёвые, затратные, всё за свой счёт?
— Да, хотя есть масса увлечений, которые гораздо более затратны, чем наше хобби. Но, в общем, да — и поэтому в частности мы не готовы принять в клуб школьников, детей, потому что комплекты снаряжения, одежды, особенно воинские, стоят сопоставимо с комплектом профессиональной спортивной формы для, например, контактных единоборств.
— Плюс оружие, тоже на свои деньги покупается?
— Да, естественно.
— Снимаясь в рекламе, можно частично окупить затраты? А может, есть и другие способы?
— По опыту могу сказать, что потребность в реконструкторах в подобного рода съемках возникает достаточно редко, это не самые востребованные актеры. Поэтому говорить об этих съемках, как о каком-то источнике дохода, не приходится. Если кто-то из ребят ставит целью, если можно так выразиться, заработать на реконструкции, то более реальным выглядит изготовление предметов экипировки, снаряжения на заказ, на продажу.
— Получается, вам новые участники сейчас не нужны...
— Нет, я бы так не сказал.
— ... потому что для этого нет возможности, средств. Или к вам можно прийти заниматься?
— Мы не ставим себе целью раздуть состав клуба до каких-то немыслимых величин. У нас сравнительно небольшой приток новичков, поскольку увлечение наше довольно специфичное. Оно требует настоящей увлеченности историей, материальной культурой средних веков и, естественно, готовности заниматься всем этим в рамках нашего клуба. За год в каждое из наших отделений приходит не более пяти-десяти человек, из которых остается с нами человек пять. Это не так много, но люди уходят достаточно редко, потому что мы стараемся устраивать работу внутри клуба таким образом, чтобы каждый пришедший мог каким-то образом себя реализовать. Кто-то основное внимание уделяет фехтованию, физической подготовке, овладению навыками использования средневекового оружия и воинской экипировке. Кто-то приходит в наш клуб для того, чтобы заниматься ремеслами. Девушки зачастую приходят, чтобы повысить навыки кройки, шитья, им это нравится, они заинтересованы в создании красивых костюмов. В исторической реконструкции вообще самые красивые костюмы у девушек. Таким образом, мы стараемся, чтобы каждый человек мог найти, реализовать себя, и это не было ему обременительно. Большая часть наших одноклубников занимается исторической реконструкцией уже много лет.
— Вы назвали средний возраст
— Да, безусловно.
— У вас сейчас нет возможности принять в клуб детей, школьников, подростков, а в перспективе вы хотели бы с ними заниматься?
— Я в своей не клубной, а обычной жизни работал с детьми, и продолжаю работать, но это не то, чем я хотел бы заниматься в нашем клубе. Поскольку профессиональные занятия требуют больших затрат времени и сил, а непрофессиональными мне заниматься не хочется..
— К чему можно идти, как развиваться в рамках клуба?
— Историческая реконструкция как движение развивается, может быть, без каких-то скачков, тем не менее, постепенное плавное развитие происходит постоянно, из года в год. Изготавливаются какие-то новые вещи, которые ранее никто не делал, осваиваются новые ремесла, которые до того никому не удавалось реконструировать. Поэтому практически каждый год мы ставим перед собой какие-то новые цели и задачи. С осени по весну стараться эти цели и задачи осуществить, чтобы затем на фестивалях продемонстрировать наши достижения другим клубам, обменяться опытом и наметить себе какие-то задачи на следующий год.
— О вас мало можно узнать в интернете, сайт клуба не работает.
— Да, вероятно, сайт мы все-таки сделаем в ближайшее время... Он очень устаревший. Сейчас мы перешли на общение «В Контакте», там создана группа нашего клуба в разных городах, в том числе и в Зеленограде.
— Какое сражение или фестиваля в ваших ближайших планах?
— Я думаю, наша ближайшая поездка состоится не раньше мая 2011 года, на фестиваль «Тверская крепость».