ДЮЦ «Следопыт»: новый директор и новые кружки 11.11.2010 ZELENOGRAD.RU
В студии Zelenograd.ru — директор детско-юношеского центра «Следопыт» Елена Александровна Травина с рассказом о новостях в жизни клуба, который приглашает теперь детей на занятия велосипедным спортом, готовит мюзиклы к Новому году и собирается стать настоящей школой искусств.

Послушать (38:47)загрузить файл со звуком (27280 кб)

Велосипедный туризм — «Взрослые тоже будут кстати!»

— Елена Александровна, вы — новый человек в «Следопыте». Мы хотели бы познакомить с вами наших читателей...

— Я действительно работаю в «Следопыте» только с мая этого года, но коллектив настолько хорошо меня принял, что мне кажется, я работаю здесь давно. Основные моменты работы я освоила, переняла основные направления и теперь мы развиваем наш центр, насколько хватает сил. Ранее я работала директором школы 1923 в МЖК, потом ушла в декретный отпуск по уходу за детьми, — у меня мальчишки-погодки, — а из декретного отпуска вышла как раз в центр дополнительного образования. Эта работа для меня сейчас наиболее приемлема, во-первых, по семейной ситуации, во-вторых, по внутреннему состоянию. Я по основному образованию музыкант и учитель музыки, закончила музыкальный факультет Педагогического института, кандидат педагогических наук, защищала кандидатскую диссертацию в Институте Художественного Образования. Мне это направление очень близко, как я люблю говорить — «здесь меня не обманут». Поэтому сегодня я здесь.

— Обновление в «Следопыте» видно даже в интернете: у клуба появился новый сайт, где написано всё о ваших кружках. Расскажите, какие новые кружки появились в клубе с вашим приходом или, может быть, за последний год.

— Кадровая ситуация в ДЮЦ «Следопыт» была не очень хорошей. Предыдущее руководство, по стечению жизненных обстоятельств и состоянию здоровья директора, не очень могло этим заниматься. Первые заместители не принимали решений о кадровом обновлении. Я предприняла попытку обновления коллектива — я новый человек, и мне нужны были новые люди. Тем более что это позволял и устав, и лицензия ДЮЦ. Мы можем «пропустить» через клуб до 1500 детей бесплатно — этим, конечно, надо пользоваться. Насколько мне известно, в стране такая ситуация может рухнуть в ближайшие два-три года, дополнительное образование может быть переведено на платные рельсы. Я говорю «может быть», но вероятность этого велика. Как говорится, «куй железо, пока горячо». И я использовала возможности бесплатного дополнительного образования: приняла интересных, профессиональных мастеров в наш центр.

Один из них — Евгений Нестюрин, возглавляющий объединение «Два колеса». Он сам турист, занимающийся велосипедным спортом, и он собрал около себя ребят, сделал их своими единомышленниками, друзьями. Они разрабатывают новые велосипедные маршруты по Зеленограду и его окрестностям, выезжают достаточно далеко — интересуются, расследуют местность. Это необычный, на мой взгляд, вид детской деятельности. Этот кружок не просто хорош для физического развития, но интересен для исследовательской, поисковой деятельности.

— Краеведение на велосипеде — такого еще, кажется, в Зеленограде не было.

— Совершенно верно. Вы можете приехать к нам в «Следопыт» или к Евгению Нестюрину на базу, которую он оборудовал в школе 1050.

— Занятия велосипедного клуба «Два колеса» проводятся на базе этой школы?

— Да. Ему там выделили помещение на цокольном этаже, которое он оборудовал, и туда приезжают дети — у них, в основном, свои велосипеды. Он им помогает в освоении элементарных навыков ухода, первичного ремонта велосипедов. Евгений учит детей ухаживать за своим боевым другом. А по выходным дням они совершают велосипедные экскурсии.

— Велосипедная секция — это то, о чём я хотела в первую очередь вас расспросить. Для Зеленограда велосипедный спорт актуален, многие катаются на велосипедах — и дети, и взрослые. А вот секций велосипедного спорта почему-то в городе нет...

— Я думаю, Евгений заинтересован в том, чтобы к нему потянулись не только дети, но и более взрослое сознательное юношество. Одному управляться с группой детей весьма проблематично, а если появятся единомышленники из числа людей постарше, тренировки и поездки будут проходить гораздо эффективней. Я всех приглашаю — прямиком на базу в школе 1050 или звоните нам, в «Следопыт», мы обязательно соединим вас с Евгением Нестюриным. И, может быть, в городе возникнет общественное движение любителей велосипедного туризма. Важно уточнить, что речь идёт не о спорте, а именно о туризме, туристической направленности.

— Евгению близка тема акробатических трюков на велосипеде?

— Мы разговаривали с ним по этому поводу, когда речь зашла о его образовательной программе. Он сказал, что это опасно и не очень нужно. Трюки всегда связаны с риском. На мой взгляд, риска в жизни и так хватает. Поэтому в кружке велосипедного спорта есть краеведение, туризм, здоровый дух в здоровом теле.

«Школа мюзикла» и передвижной музыкальный мастер-класс в школах

— Творческое объединение «Школа мюзикла» — тоже в клубе недавнее и достаточно интересное...

— «Школа мюзикла», можно сказать, моё детище. Повторюсь, я сама — музыкант, и вдохновила людей на подобное объединение, потому что, на мой взгляд, хороший академический вокал, хорошая классическая музыкальная школа сейчас перекочевали и благополучно живут именно в таком жанре как мюзикл. Подобных школ не очень много. Мы набрали три группы, две из них — малыши. Спрос на подобную услугу гораздо выше для маленьких детей (6-7 лет), они приходят вместе с родителями, которые крайне заинтересованы в новых, интересных услугах. Но есть у нас и подростки.

Я расскажу, из чего строится наш учебный план. Это не просто название, — «творческое объединение «Школа мюзикла», — это комплекс предметов, на которые приходят дети. В учебный план «Школы мюзикла» входит постановка голоса, вокала, а также навыков пения в вокальном ансамбле — группового пения. Очень важно слушать и слышать друг друга, уметь петь двух-, трёхголосие, чтобы грамотно излагать вокальные партии. В комплекс занятий входит еще и хореография, умение держаться на сцене, пластика, актёрское мастерство — для малышей занятие по нему длятся час, для подростков два часа. Со второго года обучения в этом комплексе мы будем рекомендовать родителям, чтобы дети посещали занятия с музыкальными инструментами по выбору. У нас достаточно большой штат инструменталистов: это учителя саксофона, синтезатора, фортепиано, гитары, домры. В этом году пришла очень хорошая преподавательница по домре, выпускница Академии имени Гнесиных, которая даёт невероятный колорит своим инструментом — сказочным, забытым, может быть, не очень популярным. Но это то, что сейчас нужно. На мой взгляд, люди изголодались по академическому высокому уровню.

— Как раз я хотела спросить, насколько профессионально ведутся музыкальные занятия в «Следопыте». Ведь известно, ДЮЦ — это не уровень музыкальной школы. Это что-то любительское или всё-таки более серьёзное обучение игре на музыкальных инструментах?

— Об этом я хотела бы сказать отдельно. Дело в том, что мы стоим перед выбором: досуг, развлечение детей или образовательный процесс. Поскольку в аббревиатуре ГОУ ДЮЦ первым стоит «Государственное образовательное учреждение», то с халтурой, непрофессионализмом мы боремся уже на уровне приглашения качественных профессионалов-педагогов. Следующий уровень — это образовательные программы, которые мы реализуем. Мы смотрим на то, что на выходе будут иметь дети от этой образовательной услуги. Могу вас заверить, у нас работают профессионалы с очень хорошим образованием — не ниже педагогического института. А если говорить о музыке... В этом году к нам пришла выпускница Консерватории, работают несколько преподавателей из Академии имени Гнесиных — и это просто чудо, они несут с собой совершенно другой дух.

Мы выступили инициаторами проведения передвижного мастер-класса инструментальной музыки, который проходит с сентября регулярно, каждую неделю. Он так и называется: «Передвижной мастер-класс «Инструментальная музыка». Мы выезжаем с профессионалами-учителями в школы, сажаем в актовый зал детей, где сколько поместится, и на сорок минут даём концерт: музыку хорошего, профессионального звучания, и рассказ о музыке.

— Получается вроде уроков музыкальной литературы?

— Да, это музыкальная литература в режиме он-лайн среди детей. Мало того, это ещё и живое звучание. Наши преподаватели — не только педагоги, они ещё и играющие музыканты, и играющие потрясающе. Разве можно этим не воспользоваться? Мы посетили уже несколько школ, наш передвижной мастер-класс прослушали около тысячи детей.

— Вы посещаете с мастер-классами школы только вашего района, в котором расположен «Следопыт»? Где вас можно ждать с концертами?

— Это школы Зеленоградского округа. Сейчас мы предполагаем поехать в школу № 8 [специальная общеобразовательная школа № 8 — Zelenograd.ru] — там разные детки, но музыка объединяет всех. Говорят, что в школе 1710 трудные дети. Мы там были — так знаете, как нас слушали? Невероятная тишина! Причём мы играли Бизе, Грига (сюиту «Пер Гюнт»). Звучали саксофон, фортепиано в четыре руки. С этим передвижным мастер-классом инструментальной музыки мы ещё не одну школу посетим. У нас этот проект будет широким, очень значимым, в первую очередь в жизни нашего детско-юношеского центра.

В этом году у нас работает трио «Elinte» (две гитары и домра), совершенно потрясающие ребята, «международники». Они играют более современную музыку — фламенко. Уровень их мастерства зашкаливает, я просто их фанат.

— Что они преподают в клубе?

— Они преподают гитару и домру, к ним на занятия можно записаться и учиться у них. Правда, боюсь, на этот год запись уже окончена, потому что они набрали своё количество детей. Но талантливым и мотивированным мы всегда рады, я думаю, для них найдётся местечко — так что приходите. Это давно сложившееся, профессиональное трио международного класса. Они везде ездят, их много где знают. К сожалению, наш округ с ними не очень знаком, хотя в последнее время мы два раза выступали на зеленоградском телевидении. Надеюсь, не в последний раз — мне хотелось бы, чтобы этих ребят видели. Сейчас очень трудно прорваться на «голубой экран».

— Это молодые ребята?

— Да, возраста до тридцати лет. Они три-четыре года назад выпустились из своих учебных заведений, концертировали, гастролировали, накопили потрясающий репертуар. В следующем году трио «Elinte» планирует записать альбом русско-испанской музыки, поскольку следующий год в России будет Годом Испании и российско-испанских отношений.

— Будет ли в «Школе мюзикла» ставиться спектакль или мюзикл?

— Безусловно, даже уже на уровне малышей мы планируем музыкальные сказки. Пусть это будут пока не целые спектакли, а музыкальные фрагменты, но детки будут исполнять их в театральном обрамлении — более взрослые их коллеги из других студий играют сам спектакль, а дети в нём поют. К новому году мы уже готовим спектакль для малышей. Зайчата, бельчата — это их возрастной репертуар. А для подростков готовится более серьёзный репертуар из ролей — Зима, Снегурочка, Снежная королева. Дети будут петь и играть роли этих персонажей. Подтанцовку нам делают наши танцевальные коллективы, которые тоже есть в центре «Следопыте». С нами работают профессиональные хореографы.

— У вас есть объединение «Современная хореография», в его рамках преподаётся фламенко?

— В этом году к нам пришла Настя Егорова, выпускница Ансамбля народного танца Игоря Моисеева. Она, скорее, народница, но у неё в базе есть и классическая и современная хореография, бальные танцы. Настя — преподаватель широкого профиля. Красивая, стройная, инициативная, её обожают дети, и это ещё одна находка и приобретение этого года у центра «Следопыт». Дети просто бегут к ней на урок! И она — носитель новых интересных направлений, которые возникли в хореографии, в том числе фламенко и джаз-модерн. Она их преподаёт.

— Она по отдельности преподает фламенко и джаз-модерн?

— Нет. Суть в том, что база для этого одна — это классический станок, постановка корпуса и так далее. Занятия начинаются с базового компонента. Потом детей выводят на уровень либо классической и далее современной, хореографии, либо уходят в джаз-модерн. У нас объединения джаз-модерна и современной хореографии сформированы отдельно. Но база хореографии везде единая. С этого Настя и начала сейчас заниматься с детьми.

— Вы преследуете в будущем амбициозные цели — планируете участие в конкурсах, выходы на сцену?

— Опыт подсказывает, что главный результат — в процессе. Безусловно, детям надо выступать, участвовать в конкурсах, на фестивалях, показывать своё творчество. Это нужно не только детям, но и их родителям. Это будет обязательным компонентом программы. Но самое главное — это учебно-воспитательный процесс, процесс постижения искусства хореографии и вокала, чтобы дети стали носителями высокого искусства. Куда они это приложат дальше — в семейной жизни, для семейного музицирования, для пения колыбельных ребёнку или же для пения на эстраде — это уже второй вопрос.

Наука и не только техника: проекты по поиску источников таланта и музыкального вдохновения

— В Зеленограде становится модным направление научно-технического творчества. У вас появилась студия «Занимательное черчение», Ольга Ивановна Лошина там преподаёт...

— Совершенно верно. Ольга Ивановна — наш заслуженный педагог. В прошлые годы она вела кружок бумажной пластики, и сейчас это объединение у нас осталось. Ольга Ивановна инженер по образованию, ей очень важно, чтобы дети не потеряли навыки геометрических, чертёжных знаний и умений. Дело в том, что черчение почти ушло из школьной программы, редко где оно осталось. И Ольга Ивановна в занимательной, интересной форме пытается эти навыки у детей сохранить. Она работает на базе школы 909 — прекрасная школа, хочу вам сказать, там очень профессиональный коллектив преподавателей.

Но Ольга Ивановна Лошина не одна работает в этом направлении. С этого года мы попытались осуществить ещё один амбициозный план — мы написали программу поддержки и развития творческого и научного потенциала детей и молодёжи, пока для детей района Матушкино, и Администрация Управы района Матушкино нас очень поддержала. Я выступала с докладом об этом и на коллегии префекта Зеленограда Анатолия Николаевича Смирнова.

— В какие-то конкретные кружки и студии это пока не вылилось?

— Вот во что это вылилось... В тех кружках и студиях, которые есть у нас в центре, мы осуществляем проектную деятельность. И сейчас у нас начал активную работу психолог Алексей Соханевич, он пришёл к нам в этом году, это молодой, амбициозный специалист, очень хорошо знающий свое дело. Молодо — не всегда зелено, на самом деле. Он пришёл и сразу включился в эту программу. Алексей разработал ряд тестов. Мы совместными усилиями, долго консультируясь, поняли, что может позволить выявить талант или способность в зачаточном состоянии у тех детей, которые к нам приходят на любые секции. Наш психолог протестировал 90% детей, которые посещают наш центр, и выявил ряд детей, которые, на его взгляд, наиболее творческие и способные к исследовательской деятельности. Приказом директора я назначила преподавателей на дополнительную должность руководителя проектной работы с такими детьми. На этот год пока бесплатно, на следующий год буду думать, как это финансировать.

Проектная работа уже началась. У нас есть замечательный проект по памятнику Пушкина в 8-м микрорайоне. Начался ещё один интересный проект, его ведет пианист, учитель фортепиано нашего центра Галина Николаевна Ободовская — он заключается в том, чтобы выяснить, где берётся творческое вдохновение, откуда композитор берёт свою музыкальную фантазию. Очень будет интересный проект, потому что в «Следопыте» работают два композитора — Виктор Симаков и Софья Ахмадулина. Они закончили — один Гнесинку по классу «композиция», другая консерваторию.

— У них дети и будут спрашивать, откуда берётся музыкальное вдохновение?

— Собственно, дети будут разрабатывать опросник, работать с педагогами и выяснять, почему и как пишется музыка. Ведь алгоритмы какие-то существуют. В любом случае, эта практика будет детям полезна. Такие проекты мы будем выдвигать потом на свой, внутренний, конкурс творческих научных проектов. Понимаете, музыка — тоже наука, эстетика — тоже наука. Пусть это будет если не научно-техническая, то научно-искусствоведческая деятельность. Таким образом мы поддерживаем эту необходимую тенденцию. Сейчас поддержка талантливых, одарённых детей в большинстве своём сведена к конкурсам, фестивалям и конечным творческим проектам — «Покажите нам, что вы умеете». А нам хочется выявить и максимально развить способности у детей. Многие дети интровертны, не поймёшь, что они могут. Наши профессионалы взялись за это дело — вывести на свет Божий их способности и максимально их проявить.

«Двойной» спорт и занятия для малышей

— У вас есть нестандартные спортивные «двойные» комплексы, например, комплекс «Карате-шахматы»...

— Этот комплекс пока не удалось до конца осуществить. Честно говоря, детей, которые хотели бы заниматься и тем и другим, всего два-три человека. Может быть, нам не хватило рекламы. Но у нас есть шахматист и тренер-преподаватель, который пришёл в этом году.

— Эти два предмета ведут разные преподаватели?

— Конечно, занятия ведут профессионалы, шахматист и каратист. Мы этот комплекс назвали «В здоровом теле — здоровый дух!». И я думаю, что за ним большое будущее. Тренер-преподаватель боевых искусств, в частности, карате Алексей Александрович Волошкин прошёл все необходимые инстанции для получения лицензии на преподавательскую деятельность. Сейчас все виды боевых искусств очень строго отслеживаются государством, и Алексей Александрович сумел отстоять своё право на преподавательскую деятельность. Он работал три года в Одинцовском районе, в детско-юношеской спортивной школе «Горки-10», где вёл разные виды боевых искусств. А недавно он с удовольствием перешёл к нам, когда я позвала его работать в «Следопыет». И я считаю, это тоже наше приобретение, потому что дети могут заниматься физкультурой с хорошим мастером, обеспечивающим сохранность их здоровья.

— Он занимается с детьми на базе школ?

— Алексей Александрович занимается рядом с центром «Следопыт». Моя большая беда в том, что у нас очень маленькие помещения. Много кружков и мало места. Поэтому мы выходим из положения с помощью школ, которые идут на сотрудничество с нами. Собственно говоря, это взаимовыгодное сотрудничество. Алексей Александрович работает на базе расположенной рядом международной школы «Глобус» — это частная школа, большая, но там не очень много детей, поэтому её администрация любезно пошла навстречу нам, и мы можем пользовать её помещения. Она находится непосредственно рядом со «Следопытом», и многие педагоги нашего центра выходят работать в эту школу с её учениками и с другими детьми, которые приходят туда заниматься.

— Занятия там платные или бесплатные?

— Объединения «Школа физического совершенствования», «Боевая физкультура» у Алексея Александровича бесплатные. Вообще большинство наших занятий бесплатные. Если речь идёт о платных занятиях, то здесь встаёт вопрос о возрасте детей. К сожалению, мы ограничены уставом в возрасте воспитанников: мы можем принимать на бесплатной основе детей от 6 до 18 лет. Сейчас демография растёт, маленьких детей очень много, родители хотят развивать своих малышей. А у меня встаёт вопрос «за счёт чего я буду платить педагогу?».

— И так в клубе возникают платные услуги.

— Да, но это не страшно. Это очень недорого, а педагоги у нас профессиональные. Платные у нас объединение «Филиппок», которое помогает детям подготовиться к школе, и объединение «Мое солнышко» — комплекс ИЗО и хореографии для малышей.

— «Моё солнышко» — это ещё один ваш «двойной» комплекс занятий. Он развивается лучше? Может быть, на занятия для малышей спрос гораздо выше?

— Да, именно поэтому. В этом комплексе работают две группы. Ещё у нас платные занятия по английскому языку для малышей, их ведёт выпускница с красным дипломом Дарья Селезнёва — мы в этом году направляем её на конкурс профессионального мастерства среди педагогов дополнительного образования.

— Я знаю, что у вас ещё есть студия развития «Мери Поппинс» для малышей с целым планом занятий на полдня.

— «Мери Поппинс» — это еще одна наша задумка. Задумок у нас много, осуществить всё сразу не удаётся. Для «Мэри Поппинс» уже разработан и согласован учебный план, однако нам не удалось запустить это объединение. Зеленоград — большой молодец, он обеспечил всем детям детский сад. А мы задумывали этот комплекс разностороннего развития для детей как альтернативу детскому саду, занятия на три с половиной часа, чтобы не зависеть от детских завтраков, обедов и сна. В «Мери Поппинс» даже уже начали записываться, однако потом выяснилось, что всех детей «трудоустроили» в детские сады, и пока от этой задумки нам пришлось отказаться. Но мы «на телефоне», и как только возникнет спрос — возникнет и эта услуга. Мы к ней всё подготовили: у нас есть специальные комнаты, педагоги готовы работать.

— Ну, в общем, это не плохая причина — почему дети не пришли в студию «Мери Поппинс»...

— Вы знаете, замечательная причина!

«Наша цель — достичь уровня школы искусств и выдавать свидетельства об образовании»

— Много ли вообще к вам ходит детей при таком изобилии предложений? Только с «Мери Поппинс» так вышло? Понятно, что малышей сейчас много, а дети более старшего возраста интересуются дополнительными занятиями?

— У нас в этом году численность детей возросла с 1034 до 1260 человек. Мало того, в этом году мы считали детей не по всем объединения, как раньше, а учитывали, что некоторые дети ходят сразу в несколько кружков — обычно это не учитывалось. На мой взгляд, в этом году к нам пришло очень много детей, пропорционально тем новым объединениям, которые появились в этом году. Причем дети среднего школьного возраста тоже пришли в «Следопыт» — в театр, в кружок велотуризма «Два колеса», на боевую физкультуру, в «Школу мюзикла». Спрос есть, заинтересованность остаётся, потому что наши профессионалы понимают, что в дополнительном образовании всё-таки важно увлечь каждого ребенка, чтобы на каждом занятии видеть его заинтересованность. Такая вот сложность у дополнительного образования.

— Да, ДЮЦ — это не школа и не музыкальная школа, в которые не прекратишь ходить просто так, родители не разрешат. В клубе держит только интерес...

— Но мы будем стремиться к нормам музыкальной школы. Недаром я в этом году организовала структуру «Школы искусств», где есть хореографическое, музыкальное и театральное отделения. Появились комплексы, где дети ходят не только на фортепиано и другие предметы, но они ещё объединены в группы для занятий по теории музыки, чтобы у нас была возможность потом выдать им свидетельство о дополнительном музыкальном образовании. У нас ведь есть аккредитация на выдачу документов государственного образца. И я не вижу никаких препятствий к тому, чтобы уровень нашего образования был если равным, то приближенным к стандартам музыкальной школы. Нет причин этого не сделать. Если ребёнок купил саксофон и третий год ходит на занятия по этому инструменту, неужели он не достоин того, чтобы получить документ об освоении этого инструмента? Но для того, чтобы выдать такой документ, — я и на родительском собрании говорила об этом, — нужно освоить три дисциплины. Поэтому мы и предложили в этом году теорию музыки для музыкантов, теорию искусства для художников и занятия в хоре.

— Стандартный набор предметов для музыкальной школы.

— Да, то есть мы уже сделали первый шаг к тому, чтобы мотивировать детей и родителей на хорошее образование. А дальше будем думать о сотрудничестве с высшими или средними профессиональными учебными заведениями.

— Я вижу одну проблему: всё, что вы описали, обычно делается в масштабе собственного здания — так и работают школы искусств. А «Следопыт» занимает помещение, которое по площади равно всего нескольким квартирам...

— Выкручиваемся, как можем. На самом деле помещение у нас в семь квартир, мы их оборудовали. Даже стеснили родителей тем, что оставили им места только в коридорах, чтобы они там ждали детей с занятий. Но детям мы предоставили возможность заниматься, по крайней мере, в соответствии с нормами СанПИНов.

— Клуб не собираются переселять, хотя бы в далёкой перспективе?

— Не думаю, что эти перспективы близкие. Но речь я об этом еще не вела только потому, что нам нужно сначала заработать репутацию — нужно, чтобы центр и его педагоги работали на полную мощность, чтобы мы достигли каких-то результатов, завоевали места на конкурсах, чтобы нас было видно, слышно, чтобы нас было много. Тогда можно будет просить как следует, чтобы детям дали развиваться, а педагогам — работать в тех условиях, которых они заслуживают.

Елена Панасенко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран