МСГИ: Деятельность института и дополнительный набор 10.11.2010 ZELENOGRAD.RU
Вот уже 15 лет в Зеленограде работает Московский социально-гуманитарный институт. Сегодня в студии Zelenograd.ru директор зеленоградского отделения МСГИ кандидат педагогических наук, доцент Светлана Николаевна Литвинова и заместитель директора Марина Георгиевна Потапова.

Послушать (23:02)загрузить файл со звуком (16198 кб)

— Для начала у меня общий вопрос о деятельности института — каково его основное направление?

С. Л. — Московский социально-гуманитарный институт был создан в 1995 году. Создавался он как головной московский вуз с распространенной сетью филиалов по стране. Основное направление деятельности института — это социально-гуманитарное. Первоначально были созданы факультеты — дефектологический и психологический, затем — экономический факультет со специальностями: «Государственное и муниципальное управление», «Бухучет, анализ и аудит». Главная цель профессиональной подготовки — это обеспечение высококвалифицированными кадрами предприятий социального, гуманитарного и экономического профиля.

— Расскажите о своих преподавателях — какова их квалификация? Вы упомянули дефектологию, психологию; преподают теоретики или практикующие специалисты?

С. Л. — По всем требованиям вуза у нас на кафедрах работают преподаватели, имеющие кандидатские и докторские степени, в процентном соотношении у нас более 60% преподавателей, имеющих научную степень. Помимо этого, все преподаватели имеют и практику работы с детьми, имеющими те или иные отклонения в развитии. Они работают в ведущих клиниках, логопедических центрах Москвы и Зеленограда, например, в центре им.Бакулева, в НИИ дефектологии. Поэтому вопрос об обеспечении деятельности наших студентов практикой в этом плане закрыт. Преподаватели не только читают лекции, но и проводят практические занятия на базах практик.

— Насколько востребованы выпускники института в Зеленограде, например?

С. Л. — Профессиональная подготовка в нашем вузе затрагивает различные сферы деятельности, более подробно могу сказать о ситуации по работе с детьми. Каждый год, и в Зеленограде, и в Москве, рождается около 95% детей с теми или иными отклонениями в развитии. Поэтому сегодня в дошкольных образовательных учреждениях и школах находятся дети, нуждающиеся в помощи специалистов-дефектологов. И педагоги, работающие в этих учреждениях, должны уметь организовывать педагогический процесс с учетом особенностей ребенка. Поэтому сейчас очень востребованы специалисты: педагоги, логопеды, психологи, умеющие работать с детьми с особыми потребностями. Наш институт в этом отношении — уникальное место. На кафедрах дефектологии, психологии, педагогики мы создаем междисциплинарные программы, обеспечивающие студентам возможность получать специализации по работе с детьми в ситуации инклюзивного образования, интеграции детей с теми или иными отклонениями в группу с нормой; а также по работе с детьми в условиях домашнего и семейного детского сада. Это также является новым, в Зеленограде нет вузов, которые готовили бы таких специалистов. Есть факультеты, готовящие классических психологов, классических педагогов, мы же сегодня подходим к подготовке педагогов, специалистов, интеграционно, даем им дополнительные профили, обеспечивающие их востребованность на рынке.

— Расскажите подробнее о бакалавриате в вашем вузе.

С. Л. — Сегодня система высшего образования реформируется, мы переходим на уровневую профессиональную подготовку. В нашем вузе мы уже третий год ведем набор на бакалавриат. Первый, базовый уровень профессиональной подготовки — это бакалавриат. Набор на бакалавриат мы осуществляем по следующим направлениям: «Педагогика», «Психология», «Экономика» и «Менеджмент». Специфика бакалавриата заключается в том, что сокращаются сроки обучения, но качество обучения не меняется. К сожалению, довольно устойчиво мнение сегодня, что качество обучения напрямую зависит от сроков обучения. В связи с тем, что у нас заочная форма обучения, мы поставлены в особо жесткие условия подготовки бакалавров. Сегодня мы инновационно подходим к подготовке студентов-бакалавров — внедряем интерактивные формы обучения, отходим от жестко регламентированной лекционно-семинарской системы. Теоретических занятий в процентном соотношении меньше, чем практических занятий: это мастер-классы, педагогические студии, практика проведения реальных консультаций, занятий с клиентами социальных центров Зеленограда, в детских садах, школах и т.п. Все эти виды работ вводятся в систему балльно-рейтингового оценивания. Каждый студент имеет свою индивидуальную карту профессионального становления и роста, где мы оцениваем, уже исходя из его достижений в ходе обучения на бакалавриате, возможности дальнейшего роста, и выстраиваем индивидуальную стратегию профессиональной подготовки. То есть, мы сейчас находимся в эксперименте. Наши кафедры, факультеты и студенты любезно согласились на такой эксперимент по внедрению балльно-рейтинговой системы в профессиональной подготовке бакалавров по заочной форме.

— Вузы, как известно, бывают государственные и негосударственные. Вот у вас — негосударственный; в чём принципиальное отличие?

С. Л. — Отличие только в названии. На самом деле все негосударственные вузы России проходят государственную аттестацию и аккредитацию, ни один вуз не имеет права работать без аккредитации и лицензии на образовательную деятельность. Мы уже 15 лет существуем на рынке образовательных услуг города Москвы, в 2009 году прошли очередную аккредитацию до 2013 года и имеем право вести образовательную деятельность. Ректор института Евгений Вазгенович Оганесян, доктор педагогических наук, профессор, — наш учредитель, как физическое лицо, и, соответственно, у нас статус негосударственного вуза. А требования все те же, что и к государственному вузу.

— Каковы правила приема в институт абитуриентов, какие нужно сдавать экзамены?

М. П. — К нам могут поступить выпускники школ, колледжей, выпускники среднеобразовательных профессиональных учреждений, лица с высшим образованием. В зависимости от этого определяется срок обучения студентов. Подробно об этом можно узнать у нас на сайте msgi-z-grad.ru ли по нашим телефонам (495) 739-8690, 739-8691. Мы принимаем студентов со следующими документами: копия паспорта, шесть фотографий 3и4 и копия аттестата или диплома. Студенты проходят вступительные испытания в зависимости от факультета. Обязательно вступительное тестирование по русскому языку и математике. На психологический, дефектологический и педагогический факультеты третий экзамен — биология. На факультет экономический — обществознание. По результатам наших вступительных тестов мы зачисляем студентов к нам на обучение. Выпускники школ принимаются по результатам ЕГЭ.

— Какие у вас сроки обучения?

М. П. — На первый курс поступают выпускники школ или получившие начальное профессиональное образование. Срок обучения — четыре с половиной года. Лица, имеющие среднее профессиональное образовательное учреждение, поступают на второй курс, срок обучения — три с половиной года. И люди с высшим образованием поступают на третий курс; третий курс в этом году — специалитет, поэтому срок обучения составляет тоже три с половиной года. Первый и второй курс — это бакалавриат.

— У вас заочная форма обучения. Как учеба распределяется по времени, по посещению?

М. П. — Студенты у нас учатся по классической системе заочного обучения. Обучение делится на две сессии, два раза в год, соответственно. Сессия проходит в течение двух-трех недель. Первая — осенняя, это установочная сессия, где студентам читаются лекции. Вторая сессия, весенняя, — больше зачетно-экзаменационная, но студенты в это время у нас проходят практику, проводятся лабораторные и практические занятия, и также они сдают экзамены и зачеты.

— Есть ли возможность после окончания обучения поступить в аспирантуру? Повысить квалификацию тем, кто уже имеет специальность?

С. Л. — Да, у нас есть аспирантура по двум направлениям: «Теория и методика профессионального образования» и «Экономика народного хозяйства». Студенты или люди, которые хотят повысить свою квалификацию и имеют для этого соответствующее базовое образование, могут поступить к нам в аспирантуру на заочную форму обучения. Обучение в аспирантуре у нас платное. В этом году мы открываем магистратуру по основным направлениям бакалавриата: педагогика, психология, экономика и менеджмент. В следующем году будем осуществлять набор в магистратуру. В целом можно сказать, что система профессиональной подготовки в нашем вузе уровневая — бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура. Кроме того, у нас есть система дополнительного повышения квалификации, это курсы повышения квалификации — краткосрочные, долгосрочные, сертифицированные тренинги.

— Поясните, пожалуйста, какие профили существуют в рамках факультетов?

С. Л. — На каждом факультете у нас существуют профили. На направлении «Психология»: «Семейная психология», «Психодиагностика личности»,"Организационная психология«, а также профиль «Перинатальная психология». Студенты на третьем-четвертом курсе имеют возможность выбрать четыре профиля и, соответственно, получить более узкую профессиональную подготовку. На направлении «Педагогика» существуют такие профили: «Психология и педагогика домашнего образования», «Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии» и «Игровые технологии в дошкольном образовании»; здесь также студент имеет право выбрать. На направлении «Экономика» — «Финансы и кредит», «Бухучет», «Налогообложение», «Организация предпринимательской деятельности». На направлении «Менеджмент» — «Управление персоналом», «Психология профессиональной деятельности», «Маркетинг» и «Управление предпринимательской деятельностью». Это те профили, которые сегодня разрабатываются нашим профессорско-преподавательским составом кафедр и активно внедряются в учебные планы.

— Сейчас достаточно много вузов имеют факультеты психологии. Иногда создается впечатление, что в Москве какой-то переизбыток психологов. Есть ли разница между вашим направлением, вашими способами обучения и другими психологическими факультетами?

С. Л. — Действительно сегодня вообще в стране переизбыток психологов, и много вузов готовит психологов. Поэтому перед каждым вузом, и перед нами в том числе, стоит задача подойти к процессу профессиональной подготовки качественно и, скажем так, уникально. Мы нашли такой путь подготовки бакалавров психологии, введя профиль «Семейная психология». Проанализировав ситуацию в Москве, и в Зеленограде в частности, мы пришли к выводу, что семейных психологов не готовит практически никто. Плюс еще один важный момент в плане подготовки психологов: у нас разработан профиль «Перинатальная психология». Мы готовим психологов, работающих с беременной женщиной, с членами ее семьи, и работающих с проблемами воспитания и развития ребенка до года. Перинатальная психология сегодня — одно из самых актуальных направлений. В Зеленограде никто не готовит перинатальных психологов. 20 ноября мы начинаем курсы повышения квалификации — «Диагностика и психологическая помощь в перинатальной психологии».

Мы нашли две важнейшие ниши профессиональной подготовки психологов, на наш взгляд. Это дает возможность семье получить квалифицированную помощь у психолога. Психолог — это как хороший доктор. Врачей много, но хорошего трудно найти. Так и психологи, психологов много, но хороших мало. И мы стараемся проводить качественный, профессиональный отбор, потому что не секрет, что среди студентов не каждый может работать психологом. Они получают профессиональное образование, но не каждый может быть практикующим психологом. В связи с этим профилирование на психологическом факультете дает нам возможность отобрать из массы студентов тех, кто действительно сможет быть квалифицированным перинатальным психологом, семейным психологом.

— Как вы считаете, психолог — это набор определенных знаний, или нужны особые человеческие, эмоциональные качества?

С. Л. — Психолог — это человек, который обладает совокупностью как личностных, так и профессиональных качеств. Нельзя сказать, что если психолог по своим личностным особенностям — истероидного типа, то он будет плохим профессионалом. Такие параллели я бы не проводила. В первую очередь, когда мы готовим психологов, мы учим их работать над собой. Первое и золотое правило — научись помогать себе. Когда научишься помогать себе, научишься помогать и другим.

— У вас платное обучение — сколько стоит год, семестр учебы?

С. Л. — Да, обучение у нас платное, вуз негосударственный, существуем мы только за счет наших средств. Обучение стоит в этом году 32 тысячи рублей в год, 16 тысяч — семестр. Студенты заключают договор , на основании которого мы имеем право на повышение оплаты в пределах 10%. Политика нашего вуза заключается в том, что мы не гонимся за повышением цены. Для нас важно оптимальное соотношение цены и качества. И очень бы хотелось, чтобы те люди, которые хотят получить образование, но не имеют достойной, так скажем, зарплаты, все-таки имели такой шанс — получить профессиональное высшее образование, недалеко от дома и качественно. Мы сочетаем эти три принципа — качественность, доступность и гуманность в определении цены обучения.

— Стоимость невысока, на мой взгляд.

С. Л. — Ну, по зеленоградским вузам могу сказать, что цена обучения в нашем институте самая низкая.

— Ваши студенты учатся заочно, а есть ли у них какая-то внеучебная жизнь? Развлечения, активный отдых и прочее?

М. П. — Да, мы стараемся проводить такую деятельность, воспитательную работу со студентами. Устраиваем различные внеучебные встречи, тематические праздники, День студента, профессиональные праздники, 8 Марта, Новый год. Наша гордость — это команда КВН. Наша команда КВН существует уже четыре года, мы играем в основном внутри института, между филиалами игры проводим, а в этом году мы вошли в абхазскую лигу КВН — пошли ближе к морю, так сказать. Это связано с тем, что мы сотрудничаем с Абхазским государственным университетом. У студентов есть возможность реализоваться и в такой творческой деятельности, немножко отойти от бытовых проблем, от профессиональных, погрузиться в студенческую жизнь. Хотя у нас учатся достаточно взрослые люди, но все равно активно проживают студенческие годы.

— Замечательно. А у вас в основном девушки учатся или юноши тоже есть?

М. П. — У нас много юношей! Хотя это в зависимости от группы, например, в группах на дефектологическом факультете в основном девушки, хотя есть и трое юношей. А на экономическом факультете — в основном мужчины, молодые люди, которые даже иногда жалуются, что мало девушек в группе. А на факультете психологии поровну, 50/50.

— Где вы находитесь, удобно ли к вам добираться в Зеленограде?

С. Л. — Расположены мы напротив МИЭТа, в Южной промзоне, проезд 4806 — в просторечье «первая клюшка». Добираться до нас достаточно легко; зеленоградцы хорошо знают это здание.

—Сейчас уже ноябрь, к вам можно еще успеть поступить, или набор в этом году закончен?

С. Л. — В этом году, ректор разрешил нам продлить набор до конца ноября. Мы еще принимаем документы по всем нашим основным направлениям деятельности. Мы с удовольствием ждем всех желающих получить первое и второе высшее образование в нашем вузе.

Юлия Кравченко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран