«Встреча поколений» — ученых ОАО «Ангстрем» и школьников из научных обществ зеленоградских школ — прошла 29 октября в Музейно-выставочном центре национальной микроэлектроники им.А.И.Шокина, расположенном на «Ангстреме». Зеленоградское управление образования пригласило в зал музея старшеклассников из научных обществ «Эврика» школы 853, «Цивилизация» школы 1151, «Юный исследователь» школы 1740, научного лицейского общества лицея 1557, Клуба юных исследователей им.А.М.Пустыгина школы 909 и Клуба «Интеллектуал» школы 1912. Поводом для общения стал праздник «Добрый город. А что это значит?» III окружного интернационального фестиваля «Мы разные — в этом наше богатство, мы вместе — в этом наша сила!».
Краткий обзор технологий и направлений микроэлектроники, которыми занимается «Ангстрем», сделал Павел Машевич, директор по науке, главный конструктор предприятия, а Борис Малашевич, председатель совета музейно-выставочного центра и главный специалист по технической информации, рассказал школьникам об исторической роли «Ангстрема» в развитии отечественной микроэлектроники: «Вот вы сейчас все время за компьютером сидите, в интернете, и все оборудование для этого импортное. К сожалению, СМИ внушают, что микроэлектроники у нас никогда не было, все разработки приходили с запада, но первые микросхемы начали выпускать три фирмы в мире — две американских и советская, Рижский завод полупроводниковых приборов. Первые разработки были в основном оригинальными, а на воспроизведение западных образцов в основном толкали заказчики, аппаратуростроители. До 1980 года СССР входил в тройку мировых лидеров по микроэлектронике вместе с США и Японией, а потом наступил момент, когда нужно было капитально перевооружать производство — мы подошли к субмикронным нормам, старое оборудование не годилось. В конце
Выбирать электронику своим профессиональным будущим призвал школьников и представленный им молодой ученый Федор Крекотень, начальник отдела «Ангстрема». «Вы окажетесь в уникальной ситуации: старые специалисты сейчас уходят, а специалистов среднего возраста просто нет, поэтому ваше немногочисленное поколение будет исключительно востребовано — просто некому больше работать будет. — пояснил он. — Кроме того, это будет значить, что вы не поддались стереотипам и снижению статуса ученого и инженера в пользу всяких юристов, экономистов и прочих «обслуживателей» наших нефтедолларов. Вы выбрали достойный созидательный труд ученого-инженера, и эта профессия даст вам возможность помимо зарплаты получать большое удовольствие от труда, если вы наберетесь терпения и достигнете серьезных профессиональных успехов. Она будет развивать вашу личность, и вы станете интересными людьми в целом. Знаете, истинное счастье — в преодолении: нужно преодолеть желание «быстрых денег», например, желание быстро купить себе новый iPаd, как у приятеля, который пошел на юрфак. Зато потом вы увидите, что у вас будет гораздо больше возможностей и постоянное карьерное развитие, которое может дать вам «Ангстрем».
Старшеклассники и их учителя заблаговременно составили список вопросов, на которые хотели получить ответы. Прежде всего, они касались трудоустройства на «Ангстрем»: «Дипломы каких вузов предпочтительны?», «На какие специальности принимают со средним профобразованием?», «Как устроиться без опыта работы?», и даже «Кому отдается предпочтение при приеме на работу — мужчинам или женщинам?». По последним вопросам ребят сразу успокоил Павел Машевич: «На самом деле, в микроэлектронике принципиально не может быть опыта работы — институт дает только общие знания, а, уже придя на предприятие, вы начнете его нарабатывать. А о выборе между мужчинами и женщинами могу сказать, что женщины работают более стабильно, и при одинаковом уровне знаний я приму на работу женщину — но каждый руководитель решает этот вопрос по-своему».
Виктор Эннс, заместитель генерального директора «Ангстрем» по проектированию интегральных схем, перечислил вузы, выпускников которых предпочитают брать на предприятие: «МГУ, МФТИ. МИФИ, МИЭТ и дальше все технические вузы — именно в таком порядке приоритетности, это связано даже не со знаниями или квалификацией, а со способностью мыслить, воспитываемой разными вузами по-разному». Алексей Воробьев, молодой ученый «Ангстрема», добавил к этому совет приходить на практику на предприятие уже с третьего курса института, чтобы до окончания учебы получить опыт, а значит, и более высокую стартовую зарплату. «Опять же, экзамены будет легче сдавать. — добавил он. — Но в какой бы институт вы не пошли, МИЭТ, МГУ или МИФИ, все равно получите там, в основном, базовые знания. Этого для работы мало».
Перспективы для молодых специалистов на «Ангстреме» тоже волновали школьников: «Какова их зарплата?», «Берут ли на стажировку студентов?», «Сколько молодых специалистов принял на работу „Ангстрем“ в этом году и сколько среди них зеленоградцев?» Выяснилось, что как раз сейчас на «Ангстреме» к управлению пришла новая молодая команда — её и представлял на встрече Игорь Толпыкин, директор по персоналу предприятия. «Для нас набор молодых специалистов — приоритетное направление. — заявил он. — На предприятии давно создан так называемый „лифт“ для молодежи, мы десятки лет сотрудничаем с профильными учебными заведениями — в первую очередь, с родным МИЭТом. Сейчас тенденции таковы, что количество абитуриентов, поступающих на технические специальности, растет из года в год. Мы продолжаем традиции „Ангстрема“ и возобновляем сейчас финансирование целевой подготовки интересующих нас специалистов — уже профинансированы две группы студентов. Честно скажу, у нас есть проблема: средний возраст персонала предприятия 58 лет. Но при этом у нас развита система наставничества. Если после вуза вы придете к нам, у вас будет возможность „зацепиться“, побыть „юнгой“, а через год-другой зарабатывать достаточно денег, чтобы крепко стоять на ногах и использовать свой опыт в качестве трамплина к дальнейшему карьерному росту. И еще, воспринимайте как аксиому: те, кто учится на пятерки — они и работают на пятерки, по-другому быть не может. Мой призыв — учиться».
Виктор Эннс добавил, что все кандидатуры молодых специалистов, которые обратятся на «Ангстрем», будут рассмотрены и приняты. «Нам нужен производственный персонал, востребованы инженерные профессии, специальности технологов и разработчиков микросхем. Проблема в другом — в последние годы значительно упал уровень образования в вузах. МИЭТ советского времени и сейчас — это небо и земля, аналогично МГУ. Поэтому если раньше нам подходили почти все, то сейчас приходится выбирать более толковых. Всё будет зависеть от вас — как вы воспримете нашу работу, какими будете обладать знаниями. И зарплата молодых специалистов в зависимости от знаний колеблется от 20 до 50 тысяч рублей. Конечно, ключевое условие — не только уровень зарплаты, но и решение проблемы с жильем. Сейчас этого пока нет, но мы рассчитываем, что как раз к моменту вашего прихода на предприятие этот вопрос уже будет решаться — всем понятно, что без его решения в Москве удерживать специалистов будет очень трудно».
Оживленную дискуссию между учеными и школьными учителями, пришедшими на встречу со своими воспитанниками, вызвал следующий вопрос: «Стоит ли тратить время на исследовательскую деятельность в школе или в
«А что, к ЕГЭ надо готовиться более серьезно, чем мы в свое время готовились к школьным экзаменам? Чем, собственно, так напрягает ЕГЭ, и почему его нельзя совместить с исследовательской деятельностью?», — обратился к школьной аудитории Алексей Воробьев. Аудитория безмолвствовала, и пояснить ситуацию взялась Ольга Владимировна Панова, социальный педагог школы 1151: «Действительно, выпускникам в
Исследования и научное творчество вызывают мало интереса у школьников еще и потому, что им неизвестна продукция, которую выпускают зеленоградские предприятия — такое замечание сделала педагог другой школы, вступившая в обсуждение. «Мы ничего не знаем о том, что конкретно делает „Микрон“ или „Ангстрем“. — посетовала она. — Вот если бы вы приходили к нам в школу рассказывали, показывали бы что-то... хотя бы старшеклассникам. А то начинаешь общаться с ребятами, а они говорят — вы знаете, нам бы надо как-то в институт устроиться, а вы говорите, что надо какие-то темы разрабатывать, выступать на конференциях, а что нам за это будет? Нас ведь не возьмут благодаря этому на приоритетных условиях, как было раньше... Нет знаний, нет интереса, нет стимула, нет мотивации». В ответ на это Наргиза Ашурова, главный специалист отдела науки и промышленной политики префектуры Зеленограда, рассказала о программе экскурсий для школьников на зеленоградские предприятия в течение учебного года, которая, по её словам, активно развивается префектурой и Управлением образования. Она предложила всем заинтересованным учителям и школам непосредственно обращаться в префектуру и пообещала выполнять каждый запрос индивидуально. «Ангстрем» тоже проявил гостеприимство: «В прошлом году мы провели экскурсии для старшеклассников зеленоградских школ, в этом году они тоже запланированы, и мы в любое время приглашаем вас сюда, в музей, после учебы в любой день с понедельника по пятницу — здесь есть все, чтобы рассказать о работе нашего предприятия, о развитии отечественной микроэлектроники. — Заявила Галина Коновалова, директор Музейно-выставочного центра „Ангстрем“. — Выбирайте время, мы открыты, наши двери даже не связаны с проходной предприятия. Более того, мы предлагаем устраивать здесь научные чтения, конкурсы по истории электроники, вместе с вами выполнять любые творческие работы и помогать вам».
На встрече прозвучал список востребованных в Зеленограде технических специалистов: по данным префектуры, самые дефицитные профессии начального профобразования — это монтажник радиоэлектронной аппаратуры, слесарь механосборочных работ, станочник широкого профиля; не хватает специалистов со средним профобразованием в сфере промышленного менеджмента; нарасхват выпускники вузов со специальностями в области программного обеспечения вычислительной техники автоматизированных систем, комплексных систем и сетей, микроэлектроники, твердотельной электроники, радиоэлектронных систем и радиотехники. Представитель префектуры напомнила и о программах поддержки молодых специалистов и научно-технического творчества молодежи — в частности, о прошедшей в начале октября Ярмарке научно-технических и инновационных идей и проектов молодежи «РИТМ Зеленограда», на которой авторы интересных проектов получили денежные гранты и приглашения на работу от «Ангстрема».
Не обошлось и без самого «модного» вопроса сезона, тревожащего в этом году взрослые и юные умы Зеленограда: «Зеленоград создавался как наукоград — почему Сколково, а не Зеленоград в будущем рассматривается как центр науки?». На него примиряюще отреагировал Виктор Эннс, призвав избегать подобных противопоставлений. «Появление Сколково — уже громадный плюс для страны, для развития её науки и обороноспособности, в
Елена Панасенко