Брейн-ринг в Зеленограде 17.11.2010 ZELENOGRAD.RU
Начались отборочные туры чемпионата Зеленограда по «Брейн-рингу», сегодня мы беседуем об организации и сути интеллектуальных игр, которые проходят в округе. В студии Zelenograd.ru Валерий Клементьев, координатор движения интеллектуальных игр в Зеленограде, и Григорий Смыслов, председатель клуба интеллектуальных игр МИЭТа.

Послушать (41:45)загрузить файл со звуком (29356 кб)

Начались отборочные туры чемпионата Зеленограда по «Брейн-рингу», сегодня мы беседуем об организации и сути интеллектуальных игр, которые проходят в округе. В студии Zelenograd.ru Валерий Клементьев, координатор движения интеллектуальных игр в Зеленограде, и Григорий Смыслов, председатель клуба интеллектуальных игр МИЭТа.

— Начнём с «Брейн-ринга». Валерий Викторович, поясните, пожалуйста, как проходят эти туры, кто может в них участвовать, когда будут собственно игры?

В. К. — О самих играх мы объявили еще в начале сентября, и каждая желающая команда могла подать заявку на участие. Тогда же вывесили положение. После того, как все заявки были приняты, провели жеребьевку. Это открытый чемпионат Зеленограда по «Брейн-рингу», к нам приезжают не только из Зеленограда, но и из Москвы; отборочные игры мы проводим в течение четырех выходных подряд. Две игры уже состоялись, вышла команда Андрея Кузьмина; эта команда — чемпион мира по «Что? Где? Когда?». Недействующий, по-моему, но несколько раз они становились чемпионами мира и страны по «Что? Где? Когда?». Вышла команда «Каски мошек», это сборная Москвы и Зеленограда. И еще две команды из второго полуфинального поединка: московская «Энигма» и зеленоградская «Слово и дело». Как раз в этой команде, «Слово и дело», играли мы, гости вашей студии.

— Что нужно, чтобы принять участие в этой игре? В этом году играют те же люди, что играли в предыдущие годы, или можно в любой момент стать участником какой-либо команды?

В. К. — Естественно, можно в любой момент стать участником команды, участником игр, было бы только желание. Как-то читал старое интервью с Савицкой, где она говорит: «Ко мне часто обращаются девушки и спрашивают, как стать летчицей? У нас не получается это, не получается то... Самое главное — желание. Для этого есть клубы ДОСААФ, а если меня спрашивают, значит, даже не попробовали куда-то обратиться и что-то сделать самим. Без них ничего не получится».

— И всё же — допустим, кто-то хотел бы попробовать свои силы в интеллектуальных играх. Куда ему идти в Зеленограде, к кому обращаться?

В. К. — Стоит набрать в интернете «зеленоградский ЧГК» («Что? Где? Когда?»), там мы выкладываем всю информацию. Можно обратиться на сайт, как к координаторам, как сделали у нас несколько молодых людей. Им ответили участники игр — приходите туда-то, направили ко мне, во Дворец творчества детей и молодежи, в 304 кабинет.

— Есть ли возрастные ограничения для игроков?

В. К. — Возрастных ограничений, в принципе, нет, мы стараемся охватить всех желающих. Сейчас зеленоградское ЧГК представляет собой довольно большую, сложную структуру, в которой есть высшая лига Зеленограда, первая лига по «Что? Где? Когда?». По «Своей игре» мы сейчас запустили открытый чемпионат, таких игр у нас даже внутренних не было, несколько раз пробовали, но это разовые мероприятия. А для детей, в ближайшие субботу и воскресение, через полторы недели, как раз пройдет первая игра по «Брейн-рингу», которая выявит чемпиона среди школьников. Будем проводить три игры — осень, зима и весна, в мае будет финал. Это что касается школьников. Кроме того, у нас проводятся чемпионаты по «Своей игре», в частности, в прошлые выходные был осенний тур. Дима Галкин занял первое место в осеннем туре; Смыслов Григорий — второе место; и третьим был я. Любая команда, любой игрок, взрослый, ребенок, было бы только желание, может принять участие в наших играх.

— То есть у вас есть разделение по возрасту для игроков?

В. К. — Есть, конечно же, возрастные разделения. Основное — школьники и студенты. Есть еще свои возрастные границы в рамках тех мероприятиях, которые мы проводим. Если это молодежный кубок мира, то там только школьники подразделяются на три группы — это младшая, средняя возрастная категория и старшие школьники. Иногда на наших турнирах бывают не три категории, а две: допустим, до восьмого класса включительно и 10-11 классы. Студенты в крупных турнирах играют как взрослые, но есть еще студенческое «Что? Где? Когда?». Как раз Григорий является одним из учредителей межвуза, это сторона, проводящая соревнование между вузами, в котором участвуют студенческие команды. Оно проводится в какой раз? По-моему, в четвертый.

Г. С. — В четвертый.

— Григорий, расскажите о вашем клубе интеллектуальных игр МИЭТа и межвузовских соревнованиях.

Г. С. — Клуб интеллектуальных игр МИЭТа существует уже шестой год. Она занимается подготовкой и проведением интеллектуальных игр в вузе, а также вместе с клубом интеллектуальных игр «Сфинкс» в МГАДА, организует межвузовские чемпионаты. Непосредственно в МИЭТе мы проводим сейчас чемпионат по «Своей игре», «Брейн-рингу» и регулярный чемпионат по «Что? Где? Когда?», состоящий из шести туров. Все эти соревнования проходят в течение учебного года, по итогам определяются чемпионы, как по отдельным номинациям, так и в целом. Межвузовский чемпионат включает в себя четыре игровых дня, которые проходят либо во Дворце творчества, либо в МГАДА; к сожалению, с МИЭТом у нас существуют некоторые проблемы в плане помещения достаточного размера. Там соревнуются наши, МИЭТовские, лучшие команды с командами МГАДА, а также некоторых других зеленоградских вузов. Кроме того, стараемся привлекать старших школьников к этому соревнованию, сложность вопросов позволяет.

— Охотно ли приходят в МИЭТе играть в интеллектуальные игры?

Г. С. — Я вижу тенденцию, что иногда прийти в первый раз на игру бывает тяжело, но если человек пришел хотя бы раз, то будет приходить постоянно. Потому что со стороны кажется — ой, какие умные люди сидят, ботаники в очках разгадывают страшные вопросы. А когда приходят на игру, понимают, что особо больших знаний не надо.

— Почему — вопросы такие легкие?

Г. С. — Это распространенный миф, что в «Что? Где? Когда?» играют только Вассерманы, ходячие энциклопедии, что нужно знать очень много, чтобы хоть что-то попытаться ответить. На самом деле, спортивная разновидность «Что? Где? Когда?» — это немного другое. Здесь самое главное — быть открытым новым знаниям и иметь живую соображалку. То есть уметь построить логические связи, обладать некоторым абстрактным мышлением, ну и, конечно, работать в команде.

— Но если все это не умножено на какую-то сумму знаний, базовую, то как играть?

Г. С. — Да, знания действительно необходимы, какой-то пласт, в зависимости от уровня турнира знаний надо больше, либо меньше. Но лично по себе могу сказать, что даже люди с пробелами в школьной программе вполне себе могут играть в «Что? Где? Когда?».

— Что означает «спортивная разновидность «Что? Где? Когда?», чем она отличается от привычной игры, которую мы, допустим, видим по телевизору?

Г. С. — В телевизионной игре сидит шестерка знатоков, собравшая свою команду, и играет против команды телезрителей, людей, приславших вопросы. Команда выиграла — ей плюс очко, не выиграла — очко команде телезрителей. В спортивной разновидности соревнуется сразу несколько команд. От пяти до шестидесяти, семидесяти и больше. Им всем одновременно задается вопрос, дается минута на обсуждение, каждая команда пытается угадать правильный ответ, и записывает его на специальном бланке, который через минуту должна сдать. И так проходит определенное количество вопросов, турнирная дистанция. Соответственно, кто больше дал правильных ответов, та команда и побеждает.

— У вас есть девушки в команде или одни юноши?

Г. С. — Вопрос интересный. МИЭТ все-таки вуз технический, у нас, к сожалению, соотношение парней к девушкам не один к одному, парней больше.

— Ну, у вас же есть и гуманитарные факультеты, тот же иняз?

Г. С. — Да, но они менее многочисленны, поэтому, как мне кажется, они не могут выровнять ситуацию. В «Что? Где? Когда?» приходят как парни, так и девушки, в командах в целом наблюдается примерное равенство. Парней, может быть, немножко больше, но в целом три парня, три девушки, это довольно стандартно.

— Что вы скажете, Валерий Викторович, по этому поводу, сколько девушек в интеллектуальных играх?

В. К. — В разные периоды времени бывало по-разному. Были у меня команды школьников, которые состояли почти целиком из мальчиков. Такие, например, как команда лицея 1557 «ППС», у них была одна девочка, и то не всегда. Были периоды, когда, наоборот, главенствовали девочки — команда того же самого лицея, «25 кадр». Так что сложно сказать. Вообще, команды мальчиков более долговечны, команды девочек быстрее распадаются, у них появляются другие интересы; и командные связи в чисто мужской команде более прочные.

— А в части быстрой реакции, логического мышления, о котором упомянул Григорий, — есть ли разница?

В. К. — Зависит целиком от конкретного человека. Каждый силен в той или иной области, но я наблюдал неординарное мышление как у мужской половины команды, так и у женской.

— Система ЧГК-игр в Зеленограде, насколько я поняла, включает в себя и «Свою игру», и «Брейн-ринг», возможно, еще какие-то интеллектуальные игры. Вы один занимаетесь всей этой системой или у вас есть помощники?

В. К. — Один я уже не осилю ничего; конечно, у меня есть помощники. У нас уже лет пять, если не больше, существует Ассоциация интеллектуальных игр и объединений города Зеленограда, сокращенно АИКИО, в которой в начале года распределяются определенные функции — кто за что отвечает, кто что делает. Это коллектив, который состоит даже не из пяти-шести человек. У меня замечательные помощники, один из них как раз Гриша Смыслов.

— Как распределяются игры по времени, в течение года? Как часто проходят «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг»?

В. К. — Довольно часто. Например, если брать молодежный кубок мира, МКМ, то это семь игр в сезоне. Кроме того, мы принимаем участие в Московской открытой юношеской лиге интеллектуальных игр, это шесть игр в сезоне. Также мы участвуем в играх «Территория интеллекта». В прошлом году, кстати, наши команды — лицея 1557, МИЭТа и Дворца творчества детей и молодежи, которую представлял как раз Гриша Смыслов, — выиграли категорию студентов. Команда «Злобный ботан», причем он там был один, в этой команде. «Территория интеллекта» — это еще семь игр. Игр довольно-таки много, и это только «Что? Где? Когда?». Кроме того, как я уже сказал, три игры и финальная игра — «Брейн-ринг», три игры и финальная игра — «Своя игра», это я перечислил только игры для школьников. Кроме того, у нас намечается четыре игры по творчеству писателей. Первая такая игра недавно прошла, она была посвящена 115-летию со дня рождения Есенина. В этом году еще будет игра по Толстому, его юбилей будем отмечать. Возможно, по Блоку, пока еще не скажу точно, но четыре игры намечены. Кроме того, намечен ряд игр, посвященный войне 1812 года; в этом году, наверное, две игры пройдет. Кроме того, мы открываем новую годичную программу, посвященную 70-летию обороны Москвы, ее презентация пройдет в декабре. Как видите, спектр игр довольно большой, даже очень большой.

— Да, действительно большой. Как готовятся вопросы к играм, кто этим занимается, кто определяет «интересность» и сложность тех или иных вопросов?

В. К. — Вопрос о вопросах — пожалуй, самый сложный. Потому что часто бывает так, что авторы, которые готовят вопросы, вот, например, я к своим турнирам, находятся в состоянии определенного кризиса, когда вопросы не сочиняются. Если придумывать вопросы, они должны быть, конечно, интересные, хорошие.

— И, вероятно, не должны повторяться.

В. К. — Конечно. Поэтому на какие-то турниры, если они тематические, вопросы составляются не только авторской группой. Мы можем, например, по тому же Есенинскому турниру, воспользоваться уже имеющимися вопросами. Но там были не только вопросы как в «Что? Где? Когда?», были разные задания — перевертыши и бескрылки, которые я частично сочинял сам. К оригинальным турнирам, таким как межвуз, открытый кубок Зеленограда, конечно же, пишутся вопросы оригинальные. Свои — или заказываются у авторов. Например, к Открытому кубку Зеленограда мы в течение пяти-шести лет заказываем вопросы у авторов, которые известны по всей стране. Ведь знатоки тоже приезжают сюда поиграть на вопросах знакомых авторов, зная, что пакет будет интересный, и они не обманутся в своих ожиданиях. Но на большую часть турниров вопросы сочиняются непосредственно нами. В частности, на второй тур межвуза будет делать пакет Константин Крюков из МГАДА и я. А вот игроки команды «Химера», Гриша Смыслов и Саша Загороднев тоже сочиняют прекрасные вопросы, и, наверное, эту тему продолжит Гриша, расскажет о том, как сочиняются эти вопросы.

— Да, Григорий, расскажите, насколько это сложно. Ну, если можно, какой-нибудь конкретный пример.

Г. С. — Пример надо еще вспомнить. Пожалуй, на первую часть пока отвечу. Это действительно сложно, особенно начинать, когда ты никогда раньше этого не пробовал делать. Самое трудное — понять, как это делается, чтобы людям было интересно играть. Написание вопросов — это своего рода наука, у которой есть свои определенные правила и законы. Если понять их, вникнуть в логику написания вопросов, становится легче. Не сказать, что просто, но легче. Кроме того, когда ты понимаешь, что будешь писать вопросы дальше, постепенно начинаешь замечать в обыденной жизни, в различных новостных изданиях, либо в каких-то произведениях, даже на улице иногда, какие-то интересные факты, которые ты запоминаешь, записываешь в черновичок, — и из которых уже потом можно сделать хороший, интересный вопрос.

— Межвузовские или МИЭТовские игры тематические или традиционные, когда темы вопросов разные?

Г. С. — Подавляющее большинство игр в МИЭТе и межвузовских чемпионатов, они обычные, то есть на различные темы. Наука, политика, искусство, спорт...

Блок вопросов для турнира обычно называется пакетом. Считается одним из минусов пакета, если он узкотематичен, то есть затрагивает одну или две-три темы. Обычно знатоки на такое не очень хорошо смотрят.

— На какую тему вам проще придумать вопрос?

Г. С. — Я думаю, на те же темы, которые мне интересны в жизни. В первую очередь, это спорт, футбол. Кроме того, я увлекаюсь чтением журнала «Вокруг света», и многие вопросы у меня основываются на фактах из этого журнала. Тут еще есть разделение не только по теме, но также по источникам, откуда берутся факты.

— Какие вопросы легче и, соответственно, труднее даются игрокам, студентам?

Г. С. — Думаю, все зависит от игрока, в крайнем случае, от команды. Кому что ближе, тому проще на это отвечать, потому что он больше знает о какой-то реалии, которая дается в вопросе, больше знает каких-то тонкостей, которые тоже ему помогут.

— И всё же, в чём сейчас студенты лучше разбираются, на ваш взгляд, — в футболе, например, или в последних достижениях науки и техники?

Г. С. — Опять же я вернусь к тому, что все зависит от команды. Есть у кого-то в команде, например, любители рок-музыки, и если их спросить про солиста какой-нибудь известной группы 80-х, они прямо сразу ответят.

— Так ведь и подыграть можно, зная своих, и вопрос легкий приготовить...

Г. С. — Можно, конечно. Но, во-первых, если ты пытаешься сделать вопрос по тематике, которая тебе самому не очень близка, то велик шанс, что напишешь что-то не очень интересное. Либо, наоборот, вопрос окажется совсем сложным. Поэтому, когда пишешь, исходишь скорее своих представлений о прекрасном.

— Валерий Викторович, вы можете вспомнить какой особо интересный вопрос, из тех, что были на зеленоградских играх?

В. К. — Вопрос — дело очень тонкое, иногда там каждое слово играет какую-то роль. Вопрос нужно вспоминать целиком. Там одно конкретное слово, которое я могу сейчас упустить, является ключевым. От того, как подается вопрос, от того даже иногда, с какой интонацией читается, зависит успех, возьмет команда или не возьмет его.

— Вы смотрите «Что? Где? Когда?» по телевизору?

В. К. — Вы знаете, чаще да, чем нет.

— На ваш взгляд, вопросы, которые там задаются, сложные?

В. К. — Они бывают разные. Когда после смерти Ворошилов, передачу возобновили, недоумение было и на лицах самих игроков, они смотрели друг на друга и спрашивали: «Как это брать?». Потому что пошли непривычные для знатока вопросы. Но сейчас игра вошла в свое русло, редакторы отслеживают внимательнее все приходящие вопросы, редко встретишь вопрос, вызывающий недоумение. А так — бывает разное. На турнире должны быть и сложные вопросы, и более легкие. И особенно это касается детского турнира, должны быть вопросы, которые возьмут все. Если дети уходят с турнира, не взяв ни одного вопроса, это плачевно, так быть не должно. Так что вопросы и должны быть разные. А если сравнивать вопросы «Что? Где? Когда?» наших турниров и телевизионного ЧГК, то на серьезных турнирах, таких, как открытый кубок Зеленограда, вопросы посложнее, чем даются на телевидении. На таких мероприятиях, допустим, как межвуз, они, конечно же, значительно легче. То есть, мы адаптируем их под тех людей, которые участвуют в турнирах.

— Если уж речь зашла о старом «Что? Где? Когда?». В советские времена в телепередаче лучшим игрокам и командам в качестве приза дарили книги. Потом их заменили деньги. Появились разнообразные шоу, интеллектуальные и не очень, где можно заработать какую-то сумму. Как вы считаете, может ли человек получать деньги за свои, так сказать, интеллектуальные усилия, может ли быть профессиональным игроком в «Что? Где? Когда?»

В. К. — Вы знаете, такие прецеденты если и есть, то единицы, и мы о них, может быть, и не знаем. Но человек, занимающийся «Что? Где? Когда?», своим интеллектом заработать на жизнь может. Допустим, если он сочиняет замечательные вопросы. Вопрос, например, на крупный турнир иногда стоит более 5-10 долларов. Или 5-10 евро. И если человек сочиняет много вопросов, то он может если не заработать себе на жизнь, то, во всяком случае, солидно подработать. Потом, известные знатоки заработали определенную популярность, известность. И не секрет, что их иногда приглашают провести корпоратив, мероприятие, вечер. Или даже в качестве почетных гостей — оплачивая проезд, их время, и платят за это деньги. Я думаю, что есть люди, которые на этом заработали себе, в хорошем смысле слова, определенный капитал. И капитал даже, наверное, не финансовый, а известность в хорошем смысле, почет, уважение.

—Возвращаясь к зеленоградскому «Что? Где? Когда?» — есть ли возможность у лучших игроков и команд ещё где-то поиграть, выходя за рамки Зеленограда?

В. К. — Мы стараемся выстраивать эту вертикаль так, чтобы не ограничиваться только зеленоградским кругом игр. Начнем с детских команд. В Зеленограде движению скоро исполнится 15 лет, из них, наверное, лет десять наши зеленоградские команды являлись лучшими командами Москвы. Они постоянно попадали в лучшую десятку команд по России, миру; и следующий этап — они приглашались на чемпионаты России. Пожалуй, за исключением одного-двух лет существования зеленоградского ЧГК, наши команды представляли наш город на чемпионатах России. Может быть, не очень удачно в том плане, что не завоевывали призовых мест. Тем не менее, та же команда «25» дважды делила 10 и 11 место..

— Участие в таких чемпионатах подразумевает какую-то оплату?

В. К. — Турнир МКМ платный. Сумма может быть символическая, 300 рублей, это, допустим, три большие шоколадки. И поездка на финал, она тоже, к сожалению, платная.

— За свой счет?

В. К. — Мы ездим за свой счет, да. Правда, нашли возможность оплатить детям поездку турнир, который прошел в Ступино. Это был первый интеллектуальный фестиваль Центрального федерального округа, в нём участвовала зеленоградская команда «Креветки Васико», потому что в прошлом году она заняла пятое-шестое место в чемпионате России, в возрасте «средние школьники». Выступила немного неровно, но хорошо. Привезла кубок за одно третье место, общекомандное шестое место Учитывая, что на кубке были представлены 18 регионов, команда выступила неплохо.

— Если говорить о старших, я так понимаю, что выход «в свет» — это дело самих игроков и команд. Например, у нас было интервью с зеленоградскими КВНщиками, они рассказали, что пробуют свои силы на телевидении, в «Комеди-клаб»; и это однозначно коммерческое предприятие. В этом смысле система «Что? Где? Когда?» так же устроена?

В. К. — Нет, она не так коммерциализирована, как КВН.

КВН — это, конечно, большие деньги, там хорошая шутка стоит 100 долларов и выше. И это только шутка, не говоря уже о сценариях. У нас самое большее, к примеру, поехать на фестиваль взрослой, студенческой команды, — значит, оплатить организационный взнос, который бывает от 600 до 1000 рублей. К примеру, чемпионат России, который проводится как среди студенческих, так и среди взрослых команд, это проживание и питание, два дня, может команде обойтись в полторы-две тысячи.

— В общем, это какие-то вполне доступные суммы.

В. К. — Да. Такой коммерциализации, как в КВНе, нет. А что касается студенческих команд, здесь у нас успехов даже больше. Наши команды неоднократно участвовали в чемпионатах России среди студенческих команд, даже завоевывали призовые места. Года четыре назад команда Андрея Задорожного стала третьей по России.

— Григорий, вы сейчас учитесь в МИЭТе на пятом курсе. Вот вы закончите обучение, а дальше будете заниматься «Что? Где? Когда?»?

Г. С. — Так как я магистр, учусь шесть лет, поэтому еще год у меня есть в запасе. Я не из Зеленограда, проживаю в общежитии, но после окончания вуза планирую закрепиться здесь, найти работу.

— ...И работа займет у вас все время, начнутся выплаты по ипотеке, на интеллектуальные игры не останется времени... :)

Г. С. — Зря вы так, на самом деле я буду исходить из того, чтобы не прекращать заниматься своим любимым делом, играть в «Что? Где? Когда?». Кроме того, у меня перед глазами множество примеров: команда, в которой я сейчас играю, полностью состоит из людей, которые играли еще со школы, играли все свое студенчество, окончили институт, работают на достаточно хороших должностях, и при этом все равно играют в «Что? Где? Когда?», причем регулярно, выезжая в другие города, собираемся, бывает такое тоже.

— А преподаватели МИЭТа играют?

Г. С. — Преподаватели МИЭТа, скажем так, старой закалки, — они избегают. Быть может, просто не знают. Согласен, я не очень сильно продвигал идею участия преподавателей.

— Но вдруг?

Г. С. — Я лелею эту идею, собрать команду преподавателей. Но не знаю, как они сами к этому отнесутся. Все-таки, когда на лекции ты все знаешь и даешь эти знания студентам, а потом на независимом турнире те же студенты оказываются вдруг умнее, — ну, наверное, не всем это может быть приятно. Но что касается молодых преподавателей, есть прецеденты — у нас в нескольких командах вместе со студентами играют именно молодые преподаватели, бывшие аспиранты, кандидаты наук, и это очень приятно.

— Валерий Викторович, вы упомянули о возрастных рамках для игроков. Вот если, например, 40-летний житель Зеленограда, понятно, что не школьник и не студень, хочет поиграть, считает, что справится, — он может к вам прийти?

В. К. — Конечно, может. Пусть приходит, команду найдем.

— Могла бы получиться и интересная команда, например, школьных учителей, педагогов.

В. К. — У нас есть одна такая команда; в прошлом году они стали чемпионами Москвы среди молодых педагогов. Кстати, один из представителей как раз Гриша Смыслов, он тоже является педагогом Дворца творчества детей и молодежи. Вы спрашивали о помощниках — вот помощник и коллега, который будет дальше продолжать это движение. Ну а по поводу педагогов школьных, у меня есть идея в конце года, под занавес года учителя, провести чемпионат среди школ города Зеленограда по «Что? Где? Когда?», чтобы школы выставили команды учителей. Вопросы, естественно, будут нестрашные, интересные, касающиеся и педагогики. И я думаю, что, может быть, после такого турнира у некоторых педагогов появится желание продолжить игру дальше и остаться в нашей ассоциации своим клубом, своей школой. Тем более, такие педагоги есть. Когда мы проводили чемпионаты школ, они сами неформально объединялись в свои команды, и пробовали параллельно в детской команде играть. В частности, в школе 229 всегда педагоги были очень активные.

— Когда смотришь различные интеллектуальные игры по телевизору, замечаешь, что некоторые игроки сильно волнуются. Вы с этим сталкивались? Бывает так, что игрок, школьник или студент, не справляется с волнением, не может из-за этого играть?

В. К. — Конечно, сталкивались, неоднократно. Детская психика вообще неустойчива. Детская команда может удачно играть один тур, выиграть у сильнейших команд, и вдруг во втором не показать результата совсем. Это не страшно, наоборот, идет болезнь роста, это типичное состояние — пошла игра, не пошла игра. Может быть, нехватка внутренней энергетики в самой команде может сказываться. А если брать свой личный опыт, то я дважды участвовал в съемках «Своей игры» и понял, что у игры свои законы. Мы отыграли четыре темы, игра была сложная, напряженная, а двух тем даже не коснулись. Просто истекло время, и они остались неразыгранными. И ко мне прибегает мой товарищ, тоже игрок — «что же ты эти темы не открыл, это ж твои темы!» А там как раз филология, пословицы, то есть темы, где я бы себя проявил. А я их и не видел. У игры свои законы.

— Григорий, а как студенты, тоже волнуются?

Г. С. — Пожалуй, чуть-чуть лучше в психологическом плане. Здесь волнение появляется обычно в играх телевизионного плана, когда на первый план выходит именно человек, одна какая-то команда, все на нее смотрят, и понятно, что это давление тяжело вынести. В спортивной разновидности «Что? Где? Когда?» все-таки играет много команд, никто за конкретной особенно не следит, поэтому чуть проще. Однако если команда попадает на какой-то турнир с очень сильным составом участников, причем пробивается через сито каких-то квалификаций, то здесь бывает иногда, что просто рушится все обсуждение, не идет игра, не клеится. Потому что каждый в голове прокручивает — «вот это да, мы попали на такой сильный турнир, надо не ударить в грязь лицом». Иногда это мешает.

Юлия Кравченко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран