загрузить файл со звуком (24256 кб) |
— Ольга Алексеевна, есть ли у нас экспериментальное преподавание предмета «Основы религии и светской этики», и в каких школах оно проходит?
— Действительно с 1 апреля 2010 года в 19 регионах Российской Федерации началось экспериментальное преподавание этого курса, но Москва не вошла в число этих 19 регионов. Тем не менее, это не значит, что в Москве не ведется такая работа — она ведется очень давно, в том числе и в Зеленограде, еще с
— Этот курс был обязательным или факультативным?
— Нет, этот курс был факультативным, как курс по выбору — это уже каждая школа решала сама.
— Значит, сейчас в зеленоградских школах нет такого предмета — «Основы религии и светской этики»? А подготовка учителей уже ведется, она должна была начаться весной 2010 года, насколько я знаю...
— У нас нет предмета «Основы религии», он у нас называется «История и культура мировых религий». В тех регионах, которые включены в эксперимент, идет преподавание «Основ религии» в четвертых классах. А курс «История и культура мировых религий» в московских школах преподается в основном в старшей школе, его цель — обобщить те знания по истории и по культуре религий, которые учащиеся получили за годы учебы в основной школе по курсу истории, литературы, мировой художественной культуры. Этот предмет ведется у нас в школах, и ведется подготовка преподавателей этого предмета. В Московском институте открытого образования, который занимается повышением квалификации педагогов, существует кафедра ЮНЕСКО, при ней есть лаборатория истории мировых религий — и вместе с этой лабораторией нам удалось подготовить в Зеленограде более 100 педагогов для преподавания этого предмета.
— Это по одному на школу или даже больше, получается?
— Одни курсы у нас прошли в 2007 году, на них было подготовлено 70 человек, а на вторых курсах в 2009 году — около 40 человек. Это не значит, что все они преподают свой предмет, но они готовы его преподавать.
— В какой части зеленоградских школ сейчас есть «История и культура мировых религий»?
— На сегодняшний день этот предмет ведется в 20 школах Зеленограда.
— Директора этих школ сами захотели его включить в программу, или школы были выбраны сверху?
— Вы знаете, когда мы только начинали в 2006 году, этот курс преподавался вообще во всех школах. Но прошло несколько лет, и сегодня этот охват стал уже не 100%-ным — мы к этому и не стремимся. Очевидно, в других школах сочли нужным отдать эти часы для каких-то других предметов, допустим, для подготовки к ЕГЭ...
— Отказались от вашего предмета не потому, что он как-то плохо пошел, а просто предпочли что-то другое?
— Очевидно, возникла такая производственная необходимость. Я не могу говорить о причинах, потому что мы еще не делали анализа. Да мы, собственно, и не настаиваем, потому что в этом деликатном вопросе спешка и нажим совершенно неуместны.
— Чем отличается предмет, который уже ведется в Зеленограде, от того экспериментального курса «Основы религии и светской этики», который вводится сейчас в 19 регионах? Он, я знаю, разбит на шесть курсов по разным религиям, да? На выбор.
— Да, совершенно верно. Наш предмет построен по-другому — прежде всего, поскольку контингент учащихся совершенно другой: там начальные классы, а у нас старшие. И если в начальных классах предполагают выбрать, допустим, культуру православной религии, культуру ислама, культуру иудаизма и так далее, то мы знакомим старшеклассников с историей и культурой всех основных религий, которые существуют.
— Ваш предмет идёт два года, 10 и 11 класс, да?
— 10 и 11 класс. Но есть преподаватели, которые адаптировали программу этого курса для 9, 8 класса, и у них это хорошо получается.
— Значит, в некоторых школах «История религий» начинается даже с 8 класса?
— Да.
— Предмет преподается в основном в каких-то профильных классах, или школа выбирает сама — может быть, и в обычных?
— Предмет может быть введен в любой школе, и школа выбирает сама, в каком классе его ввести, какой преподаватель будет его преподавать. Тем более, что есть учебники — я специально взяла их с собой, чтобы показать...
— Наши слушатели и читатели, к сожалению, эти учебники не увидят — я прочитаю заголовки: А.Е.Кулаков «Религии в России»...
— Первый учебник очень интересный — он хорошо оформлен внешне, и это один из самых удачных учебников по предмету. Он написан очень известным у нас религиоведом Андреем Евгеньевичем Кулаковым, который сам на протяжении почти 30 лет преподает этот курс в одной из гимназий Москвы. Он объездил полмира, чтобы изучить этот вопрос, и написал очень много учебников. Сейчас он работает в Федеральном институте развития образования и продолжает работать в школе. Он несколько раз бывал у нас в Зеленограде по моему приглашению, начиная с 2000 года, встречался с нашими учителями, проводил с ними занятия, встречался с ребятами. К
— Всё-таки в этом предмете делается упор на христианство, на православие, или всем религиям отводится равный объём содержания?
— Естественно, поскольку мы живем в России, — даже статистика говорит, что большинство верующих в России всегда было православным, — поэтому львиная доля программы отводится на изучение истории и культуры православия. Но знакомство идёт и с католицизмом, и с протестантизмом, с иудаизмом, буддизмом, исламом...
— Учебники по истории религий, которыми пользуются учителя — они как-то устанавливаются сверху, или учитель может выбрать?
— Для этих занятий есть три учебника, рекомендованные Департаментом образования Москвы: это учебник Кулакова, учебник «Религии мира: история культуры вероучения» под редакцией А.О.Чубарьяна, академика, директора Института Всемирной Истории, и еще один учебник — «История религий» под редакцией А.Н.Сахарова. Преподаватель выбирает из этих трёх учебников тот, который ему больше подходит. На мой взгляд, самый удачный для работы учащимися — учебник Кулакова. Учебник под редакцией Чубарьяна более академический. Им хорошо пользоваться учителям истории МХК даже при подготовке к урокам по своему предмету — в нём очень интересные факты, сведения...
— Но для детей он тяжеловат?
— Он, пожалуй, очень удачен для тех, кто учится в гимназиях, в классах с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла. А учебник Сахарова в основном посвящен православию.
— Значит, в рекомендованном Департаментом учебнике большая часть отводится православию?
— Да.
— Сразу такой вопрос возникает: сейчас продвигаются идеи толерантности — как это соотносится с ними? Не чувствуют ли себя ущемленными дети не православной веры? И как их родители относятся к тому, что их детей, скажем, в каких-то школах знакомят с православием и не знакомят с их собственной религией?
— Прежде чем пригласить учащихся для ознакомления с этим курсом, учитель должен поговорить с учениками и с их родителями. И если у них есть такой интерес и желание, то они могут посещать такие занятия — но это не обязательно. А старшеклассники могут даже и сами принять решение, посещать такие занятия или нет. Хочу сказать, что у меня почти
— И родители не против?
— Нет. Дети с интересом узнают какие-то сведения по православной культуре и в то же время могут поведать и об исламе. Но, живя в этой стране, видя на каждом шагу храмы — храм Христа-спасителя, храм Покрова на Рву, храм Покрова на Нерли и так далее, — видя костелы, видя синагоги, каждый любопытный человек, я думаю, должен заинтересоваться — а что это, что здесь было, что сейчас есть? Я считаю, что это нормально.
— Но при этом получается, что, допустим, мусульман-то знакомят с нашей религией, а вот нас не знакомят с мусульманской религией. Знакомят, но в меньше степени, да?
— Почему? Я же говорю, что в этих программах есть соответствующие материалы... Есть программы целиком о православии. Вот, допустим, программа, которая была написана еще в 2000 году доктором педагогических наук, профессором Шемшуриной Аллой Ивановной — «Азбука вечных истин» для начальных классов. По этой программе учителя школы 1353 работали со своими учениками. В ней на примерах Библии учат тому, что такое хорошо и что такое плохо. Читают библейские притчи, истории, знакомятся с библейскими заповедями, рассматривают вопрос, как сейчас можно это использовать, актуальны ли эти заповеди сейчас в нашей жизни. И приходят к выводу, что актуальны. Более того, традиции, обычаи, неписаные законы нашего общества, оказывается, основываются на принципах христианской морали. Оказывается, мы-то — дети христианской цивилизации, да, и всё в нашей жизни неслучайно, начиная от традиций и заканчивая законодательством!
— Много ли учителей, которые преподают этот предмет и сами придерживаются православной религии?
— Вы знаете, мы такой вопрос никому не задаем. Это не наша задача, светской школы — привести к вере, привести к церкви. Как пишет Кулаков, есть изучение религии и есть обучение религии. Вот обучение религии происходит в воскресных школах, в церкви. Цель обучения — да, действительно, привести к вере. Изучение религии это изучение исторического, культурологического, политического аспекта религии. Вспомните историю нашего Отечества — ни одно событие не обходилось без религии, и она во многих случаях была, в общем-то, помощником. Есть еще такой подход к изучению религии: одни люди видят в религии что-то временное, ищут в ней что-то отрицательное, и это, скорее всего, будут атеисты, так они будут относиться к изучению религии. А есть люди, которые ищут в религии что-то положительное, то, что помогало в истории развития нашего государства и создания государства наших предков еще со времен Киевской Руси, и на различных этапах истории мы можем увидеть, что религия играла большую роль.
— Но дети, наверное, пока еще не ищут в религии ни того, ни другого — они просто воспринимают те знания, которые им дают. Эти учебники трактуют историческую роль религии только с какой-то одной стороны, с положительной? Или в них есть и критические оценки?
— Да, конечно, у церкви были ошибки — и у католической, и у ряда других, и это тоже освещается, рассказывается в учебниках.
— Значит, они не про-церковные, а просто учебники общеобразовательного характера, которые описывают предмет со всех сторон?
— Скорее да. В то же время наша цель — все-таки воспитать уважение к религии, к религиозной культуре, к религиозным традициям.
— Православная церковь, как известно, у нас отделена от государства — а насколько она участвовала, неформально или формально, в создании вот таких учебных курсов? И насколько она может участвовать в самих занятиях — например, учитель может повести детей на экскурсию в храм или позвать на урок священника?
— Да, действительно, церковь отделена от государства, но она не отделена от общества, она часть нашего общества. И, естественно, при составлении таких учебников и программ авторы обращались к представителям той или иной религии. И мы, работая в школе 1353, буквально с 1995 года имеем связь с нашей Никольской церковью, с Троице-Сергиевой Лаврой, с духовной семинарией. Конечно, каждый раз, когда мы приглашаем к себе священников, студентов духовной семинарии, мы напоминаем, что это занятия в стенах светской школы, что они не должны перешагивать какие-то рамки этой школы. Одна из граней, которая отделяет нас, светскую школу, от воскресной школы — это обрядовость. У нас не должно происходить никаких обрядов. Если в воскресной школе занятия начинаются с молитвы, то у нас этого быть не должно.
— Кстати, да — молитвы наизусть не учат в этом предмете, в «Истории религий»? В какой форме там проходят уроки?
— Такой задачи нет, чтобы учить молитвы, но я считаю, что с одной из молитв, которая есть в Библии, — это единственная в Библии молитва, «Отче наш», — конечно, детей должны познакомить, и её надо знать. Поскольку мы рассматриваем Библию, как шедевр мировой культуры, литературы...
— Дети прямо заучивают «Отче наш» наизусть или просто читают?
— По желанию можно выучить. Но такого, чтобы оценку поставить... кстати, на этих занятиях оценки не ставятся.
— А какие-то экзамены есть? Как вообще оцениваются полученные в результате знания?
— Есть итоговые творческие работы. Ребенок выбирает какую-то тему, изучает ее и описывает то, что он узнал по этой теме. За эту работу ставится «зачет». Если ребенок ходит на такие занятия, конечно, у него есть интерес, и он сделает работу так, что она будет зачтена. Это уже просто честь ученика — подвести итог своей работы за год.
— Вы сказали, что у детей есть выбор — ходить или не ходить на этот предмет. На примере школы 1353 — многие ли выбирают ходить? Большинство, половина учеников, меньше?
— Вы знаете, в последнее время — около 40%, не только в этой школе, но и в других школах, поскольку этот курс ведется в старших классах, а в старших классах сейчас уже идёт подготовка к ЕГЭ, она на первом месте. Может быть, мы еще не привыкли сосуществовать с этими ЕГЭ и как-то перестраивать формы работы, чтобы успевать и к ЕГЭ подготовиться, и другие задачи в комплексе решить...
— Были ли в Зеленограде такие случаи, чтобы ребенок учился этому предмету, а потом пошел по этой линии в будущем? Ведь можно сказать, что этот предмет — это определенная профориентация, поскольку, живя в светском мире, мы совершенно не знаем этого направления развития и его возможностей...
— Я не буду называть фамилии таких ребят, но, поверьте на слово, есть у меня один ученик, который уже закончил Свято-Тихоновский богословский институт. Он получил светскую специальность, религиоведение, но его учили там представители духовенства, которые работают и в МГУ, и в других престижных вузах Москвы. А еще как-то однажды я в магазине я столкнулась с бывшей ученицей, которая сказала: «Ольга Алексеевна, вы знаете, я хочу вам сказать спасибо за те занятия, которые у нас были! Я сейчас учусь в МИЭТе на факультете Дизайн, на художника, и у нас там были специальные занятия по Библии, и я все знала, все сюжеты мне были знакомы — все удивлялись, откуда я это знаю. Спасибо вам!». То есть, такие знания могут пригодиться в дальнейшем — и не обязательно нужно при этом идти в богословский институт или в семинарию...
— Даже в МИЭТе пригодятся, в Институте электронной техники — как это ни странно... А были ли противоположные случаи — какие-то конфликты, когда родители относились отрицательно к занятиям?
— Понимаете, мы ведь не доводили дело до конфликта, мы никому ничего не навязывали. Собственно, христианство, да и любая религия — это, прежде всего, добро. И мы работали с теми, кто хотел изучать, знать религии. Кстати, еще в
— Для самих родителей это было бы интересно?
— Да. И мы для них организовывали экскурсии — посещали в Москве храмы различных религий. Представьте себе, Москва — это город, в котором есть храмы более 50 религий, конфессий. И вот тогда, в
— Это все в сопровождении какого-то знающего экскурсовода?
— Да, сейчас очень хорошие экскурсоводы. Я езжу с ребятами на такие экскурсии с
— А как в храмах вас принимают? Это нормально — прийти на экскурсию в храм?
— Теперь уже это нормально. Вот в
— Сами храмы предоставляют каких-то экскурсоводов или священников для рассказа о них?
— Да, эта эволюция прошла на моих глазах: мы впервые посетили храмы, помню, в 1993 году. Алексей Юрьевич Соловьев из Департамента образования Москвы, — он уже почти 20 лет в этом направлении работает, — собрал нас, представителей всех округов Москвы, в один из дней рано утром, где-то около восьми утра, у памятника Кириллу и Мефодию на Славянской площади, посадил в автобусы и возил до восьми вечера. И мы как будто кругосветное путешествие совершили — перед нами такой мир открылся! А потом мы договаривались с теми, кто знает какие-то направления, чтобы они нам организовали встречи. Потом появились экскурсоводы от турфирм, а сейчас каждый храм уже имеет своего экскурсовода, и это намного эффективнее, на мой взгляд. Великолепные рассказы ведут в синагоге, в костеле, в православном храме — везде. Я рекомендую побывать на таких экскурсиях.
— Я попрошу вас прокомментировать высказывание об этической стороне преподавания вашего предмета — «Истории религий». У нас в студии была Ольга Михайловна Ивановец, учитель истории школы 1194, и она рассказала о своём опыте преподавания и не очень положительных выводах: «Дети воспринимают нас, учителей, как священников. Они помимо нашей воли, просто поскольку мы говорим о религии и даем какие-то религиозные основы, не разделяют нас в своем сознании с тем, кто является носителем религии, и начинают задавать такие вопросы, на которые я не имею права отвечать, потому что я не священник». Сталкивались ли вы с этим, и какая у вас точка зрения на этот вопрос?
— Моя точка зрения такова, что если у самого учителя нет желания преподавать предмет — не надо за это браться, совершенно никто не заставляет это делать. Кроме того, ведь учителю биологии тоже могут задать такой вопрос, на который может ответить только нейрохирург. Это значит, что ему надо бросать преподавание биологии?
— Ну, здесь разговор идет скорее об этической стороне, а не о глубине знаний преподавателя...
— Просто учитель должен сам прекрасно себе представлять, какова его миссия, что он должен делать, пришел ли он священником или он пришел преподавателем курса истории и культуры мировых религий. Если ему задали какой-то вопрос, сложный для него... сейчас столько возможностей, чтобы самому повысить свою квалификацию. Я уже говорила, как много делает МИОО [Московский институт открытого образования — Zelenograd.ru], ведь у нас лекции читают преподаватели МГУ, духовной академии, перед учителями выступают представители разных религий, отвечают на вопросы. Кроме того, есть масса сайтов, на которые можно выйти, есть возможность собрать вопросы, которые есть у ребят, и пригласить священника для беседы в класс, например, раз в четверть...
— Ну, может быть, как раз это выход — пригласить священника для ответа на вопросы, на которые учитель считает неэтичным отвечать сам.
— Да, наверное. Но, опять-таки, все должно быть в рамках светской школы. Не должно быть навязывания, не должно быть внушения, которое может только вызвать отторжение.
— А как вы относитесь к мнению о том, что «Основы религий» должны преподавать священники? Или, скажем, ваш ученик, который стал религиоведом — он мог бы преподавать?
— Конечно. Он может преподавать, именно для того он и учился, но он не священник.
— Правильнее было бы, если бы этот предмет преподавали специалисты, обученные духовниками, или педагоги, обученные в МИОО?
— Сейчас обучает не только МИОО, но и выпускникам исторических факультетов государственных вузов выдают диплом, в котором написано: преподаватель истории, обществознания и религиоведения. Кроме того, например, в школу 1353 мы приглашали для бесед с учениками и с учителями Михаила Михайловича Дунаева, светлая ему память, к сожалению, его нет с нами. Это доктор наук, профессор, филолог, профессор Московского Государственного Университета и Московской Духовной Академии. Это тот человек, который учит и светских специалистов, и духовных. То есть, даже в духовных семинариях привлекают для подготовки специалистов светских специалистов. Я считаю, что необязательно смотреть на то, какое учебное заведение закончил учитель — главное, что он знает и как он преподает. Ведь можно одну и ту же программу преподавать совершенно по-разному. И вот тут очень важную тему вы затронули — это подбор кадров, преподавателей.
— А у вас были ли случаи, когда вы признавали, что какой-то учитель неправильно ведёт этот предмет, и отстраняли его?
— Ну, я еще раз повторю, что ведь это же необязательное преподавание, и мы никого не заставляли...
— Нет, я имею в виду даже не плохое преподавание, а наоборот: когда за это берется очень религиозный человек, который начинает очень интенсивно детям давать какие-то вещи? Это же тоже, наверное, неправильно?
— Я таких случаев не знаю, лично я с такими людьми не сталкивалась. Но на встречах с учителями, на консультациях я вижу, что у некоторых есть такое, они ставят сейчас такие задачи — всеобщей христианизации и прочего. Я немножко спускаю их на землю и говорю о том, что уже говорила не один раз: мы в рамках светской школы, у нас есть свои границы и так далее. То, о чем вы говорите, это уместно в воскресной школе. И у нас в Зеленограде есть православная гимназия, можно туда идти учиться. А нам все-таки и так государство позволило многое, не надо превышать свои полномочия, нужно работать в тех рамках, которые нам ставят.
— В рамках образования?
— Да.
— Как вы считаете, само наличие этого предмета в школе — это шаг государства в сторону церкви, шаг церкви в сторону государства, это как-то сближает их? И не придем ли мы в итоге к тому, что церковь снова станет частью управления, влияния на государственную власть?
— Я считаю, что это шаг к нашим предкам, к нашей истории, к нашему прошлому, к нашей национальной культуре. И в связи с этим, знаете, я бы хотела прочитать стихи — несколько строчек из стихотворения Константина Симонова. Сейчас, когда мы отмечаем очередную годовщину Московской битвы, я как-то по-новому на них взглянула. Вот что он пишет:
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?
Как шли бесконечные злые дожди,
Как крынки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди?
Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: «Господь вас спаси», —
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на Великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина —
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
— Это стихотворение какого года?
— Его Константин Симонов написал в годы войны.
Елена Панасенко
Кстати, всего радовали слова про наших предков и возвращение к прошлому, вот только какие именно предки и какое именно прошлое? До 988 года предки у нас были язычниками, после 1917 - атеистами, а говорим мы почему-то именно о православных предках )
А насчёт "ерунду впихнуть," так судя по моему опыту, который был задолго до ОПК и прочих штучек, ерундой была алгебра с геометрией последнего года, физика и органическая химия. Ну нахрен мне сдались интегралы с логарифмами!!! Ну вот так вышло, что не в МИЭТ я пошёл.
Так речь идет, вроде, не об ОПК, а об «Истории и культуре мировых религий»? К тому же в отличие от "России в мире" в обязательные три предмета этот предмет не входит. Так что не особо переживайте.
"До 988 года предки у нас были язычниками, после 1917 - атеистами, а говорим мы почему-то именно о православных предках )"
Вероятно потому, что живем в России, а до 988 года государства не было. А сравнение порадовало: 80 лет атеизма (и то не полного) и почти 1000 лет Православия (это если до 18 года считать). :-))))
А потом, думаете действительность сильно изменится от того, во что верит страна? Изменится только благосостояние священников, но это их сугубо личная проблема )
Ну знаете, даром что я сам гуманитарий, мне физика, химия и алгебра с геометрией все равно пригодилась, по крайней мере минимум знаний я получил. Пользы от ОПК нет вообще, нормы морали усваивают намного раньше (в норме, ну кто не усвоил, тому и ОПК не поможет), а изучать роль православия в истории страны лучше в рамках школьного курса истории (не забывая и о церковном расколе, довольно интересный момент из жизни РПЦ, который не слишком подробно освещают в учебниках ОПК (по крайней мере которые я видел).
Zеленоградский Zритель: это генеральная репетиция, а так скоро введут обязательный ОПК, эксперимент по России завершился, правда на мой взгляд довольно провально для РПЦ, если в мусульманских и буддистских регионах в большинстве случаев выбирали соответствующие религии, то в русских - около половины выбрало светскую этику, наглядный пример насколько интересно народу православие. Но выбирать в любом случае что-то надо и ходить на это придется.
По поводу истории, наиболее ранним историческим документом, подтверждающим существование древнерусского государства являются Бертинские анналы и упоминание относится к маю 839 года, официальной датой отсчета русской государственности считается 862 год, хотя дата довольно условна. В целом же Русь сложилась до крещения, а выбор религии был уже делом вторым. Действительно, удобно иметь монорелигию, дабы унифицировать верования, но какая в этом заслуга самой религии? Она лишь инструмент, одна из древнейших PR-технологий.
А по поводу выбора временного отрезка, а сколько лет прошло от самых первых богов и до появления христианства? Например, религиозные обряды появились аж в поздний палеолит, а это 35-10 тыс. лет до н.э. По сравнению с продолжительностью политеизма монотеизм просто секта какая-то, так как существует совершенно смешное в историческом масштабе время. При этом нет никаких гарантий, что и она с течением времени не устареет и не уступит место чему-то другому. Все течет, все изменяется, и в принципе не стоит переживать по поводу снижения роли религии в обществе, это нормальный эволюционный процесс и глупо загонять народ обратно в средневековье. Это все равно что на уроках астрономии (их еще не отменили?) рассказывать, что Солнце вращается вокруг Земли (у нас и так треть населения в это верит).
Корреспондент Радио Свобода в Сыктывкаре Сергей Торлопов расследовал подробности скандала. Главный хормейстер театра, а по совместительству руководитель епархиального хора Наталья Масанова позвонила и попросила епархию вмешаться. Ведь у Пушкина в сказке поп — герой малопривлекательный. Не бросит ли опера тень на епархию и вообще на Православную церковь? Режиссер-постановщик Александр Зеленин, приглашенный из Санкт-Петербурга, готов был пойти навстречу. Он предложил вариант, в котором щелчки достаются не попу, а чертенятам. Это не помогло.
Худсовет собирался два раза вместе с представителями епархии. Они пытались отговорить труппу от «богохульственной постановки». Но напрасно. Артисты никак не могли взять в толк, почему театр не может поставить классический спектакль, который уже ставили в России другие театры. Высказывались мнения, что церковь от государства отделена, и вряд ли правильно с ее стороны столь активно вмешиваться в репертуарную политику государственного театра. Коллектив от постановки не отказался. Тогда епархия обратилась в Министерство культуры и национальной политики республики. Министр Надежда Боброва не стала ссориться с епископом Сыктывкарским и Воркутинским, она сказала: «Я человек верующий». И издала приказ по министерству. На основе этого документа был издан приказ директора театра госпожи Судаковой о приостановке работы над спектаклем.
И после этого у большинства здравомыслящих людей возникает стойкий рвотный рефлекс при виде толстопузого священника...
Андрей, а чего вы так боитесь ОПК как черт ладана? Если повально выбирают светскую этику, то что Вы боитесь ОПК? Хотя, повторюсь, речь в интервью идет об «Истории и культуре мировых религий». А если Вы и этого предмета боитесь, то надо пол-экспозиции Третьяковки спрятать, убрать книги Гоголя, Чехова, Достоевского, Булгакова и т.д. Кстати, я, к сожалению, в отличие от Вас, учебников ОПК не видел. Подскажите, где их можно посмотреть? Или может Вы отсканируете и выложите куда-нибудь, а то в продаже их я не видел.
А по поводу дресс-кода и пр. почитайте: http://www.pravmir.ru/skandal-kak-problema-kommunikacii/
"Вполне народной и вполне христианской является пушкинская «Сказка о попе и работнике его Балде». Она же смешная? Смешная. А смех возникает тогда, когда есть противоречие между ожидаемой концовкой и происходящей. То есть человек ждет, что события будут развиваться определенным образом, а потом все вдруг происходит не так — и появляется некий диссонанс.
Почему смешна пушкинская сказка? Потому что поп ведет себя неожидаемо. А значит, у читателей уже есть в голове готовый сценарий того, как должен священнослужитель себя вести. Думаю, если заменить в этой сказке попа на буддистского ламу, то смехотворный эффект для европейского крестьянина просто исчезнет. Почему? Потому что европейский слушатель решит: «А может, ламам так и положено». То, что поп предстает комическим персонажем в этой сказке, как раз и означает, что книга написана в культуре, для которой духовенство — это носители нормы: здравомыслия, милосердия, справедливости и т. д. То, что носитель нормы ведет себя анормально, — действительно смешно. Когда волк ведет себя по-волчьи — это не смешно. Но котенок в волчьей шкуре — смешно.
Конечно, в тогдашней (как, впрочем, и в нынешней) жизни встречались всякие священники — и глупые, и жадные, но это воспринималось как досадное искажение естественного порядка вещей. Поэтому «Сказка о попе и работнике его Балде» миссионерская еще и потому, что критикует недостатки приходского духовенства. Конечно, в пушкинские времена эта сказка не была миссионерской — просто не было необходимости миссионерствовать среди русских крестьян. Но сегодня критическое слово о реалиях церковной жизни действительно может быть формой миссионерства. Ведь люди видят многие наши изъяны и недоумевают, почему сама Церковь о них молчит. "
Полный текст http://www.foma.ru/article/index.php?news=2429
Кстати, что вы в демагогию ударились? Я даже атеистом по сути не являюсь, я антиклерикал. Не собираюсь доказывать с пеной у рта, что Бога нет, я просто считаю неуместным такое насаждение религии, а пуще того вмешательство в светское общество. Учебник размещен на том ресурсе, ссылку на который вы же мне и дали: http://www.pravmir.ru/osnovy-pravoslavnoj-kultury-%E2%80%93-polnyj-tekst-uchebnika/
А по поводу вашей ссылки, забавно, это они опыт федеральных каналов перенимают? Напоминает анекдот, в колхозе неурожай, выросло всего одно яблоко, но большое (хотя точно не помню, что там выросло, прощу прощения). Две точки освещения одного факта - небывалый неурожай или колхозники вырастили рекордное яблоко. Ни одна из новостей не является ложной (и неурожай налицо, и яблоко действительно большое), а подача разная. Так и тут, смешно все это, увиливания какие-то. Православные PR-технологии?
Пардон, а в чем Вы видите демагогию? Я, например, не вижу насаждение религии. Молится и совершать таинства никто не собирается в школах, а вот изучать вышеупомянутых писателей, имея хотя бы общие представления о Православии будет не лишним. Про Третьяковку повторяться уже не буду.
Нормальный высокообразованный человек никогда не поверит , что на небе сидит невидимый мужик в трех лицах (отец, сын и святой дух) , а все беды людей от того , что Ева вступила в контакт с говорящей змеей и сьела не то яблоко!
А ребенок очень даже поверит! Неужели вы думаете , что они удержатся от того , что бы торжественно обьявить , что человека создал бог , а Дарвин это большая сволочь? И поэтому, естественно, большинство здравомыслящих родителей стремятся оградить детей от таких "носителей истины".
"Самый главный церковник обьявляет о молебнах о дожде...", а многие ли молились? То же самое со спортсменами. То же про "высокообразованного человека" "научившегося модифицировать живые организмы". Почитайте, послушайте побольше ученых. Многие, чем глубже погружаются в свои исследования, тем больше убеждаются в существовании чего-то сверхъестественного. Верующие называют это Богом. Опять же спор затевается не в том русле. Речь в интервью идет об «Истории и культуре мировых религий». А Вы сводите всё к попАм. Вы не боитесь язычества, когда изучаете египетские пирамиды?
И что на самом деле - если истово молится то случится так как ты захочешь?
Бог мой! Во, что превратил прекрасную советскую школу этот фигляр пэжэ!
Нет, идея-то, в общем, понятна. И откуда ноги растут известно. Да и во что все это в итоге выльется тоже... предсказуемо. В духе и масштабах времени, так сказать...
То есть в 4 классе можно давать информацию о религиях, когда мозг ребенка не фильтрует информацию, а о расколе еще рано? ) Хорошая позиция )
Ну вы меня, право, обижаете, русскую классику я люблю, а Достоевский вообще мой любимый писатель. Хотя и он высказывал довольно крамольные мысли, например это: "Человечество само в себе силу найдёт, чтобы жить для добродетели, даже и не веря в бессмертие души!" (стоит ли говорить, откуда взял цитату?). Да и искусство люблю, но вот сопротивляться клерикализации общества от этого не перестану. А то боюсь, новых картин или произведений мы можем не увидеть, цензура религиозная зачастую страшнее цензуры государственной.
Бесаме Мучо: пошли на других кивать. ОПК уже успешно идет в 19 регионах страны и скоро будет распространено на всю страну. Модульные храмы собираются строить в особо охраняемых природных зонах и водоохранных территориях. Муллы на федеральные каналы давно не пролезали, зато Кирилл там постоянный гость. И что касаемо мужиков в трусах - не смотрите, они меня тоже не привлекают, я с большей охотой буду любоваться на женские ножки в мини-юбке ) А потом, в 33 градусов в джинсах как-то тяжко, я прошлым летом сам хотел плюнуть все и начать ходить в шортах, комфорт важнее )
Ух! большего бреда и представить невозможно! Я представляю что будет когда ЭТО будут вдалбливать 4-5 клашкам! Странное у нас государство -алкоголь можно ТОЛЬкО совершеннолетним , а духовную отраву нате еште с малолетства! Родители ! Берегите детей от попов!
Ну объясните, ну почему в этой жизни вы ничего не боитесь и со всем готовы смириться, только не с церковью? Ну в двух словах, без истерики про берегите детей от "духовной отравы." А от чего, считаете, их беречь не надо? Пусть попробуют секс, наркотики, пограбят в лесопарке? Вырастут, сами выберут, чем заниматься, по вашей логике. Зачем их сейчас ограничивать какой-то этикой.
Про вредные привычки опять передергиваете. Или вы думаете, что изучив ОПК они не будет пить и курить? Вы Цапков вспомните, верующие люди, на церковные праздники ходили, не пили и не курили, а какое персональное кладбище... Это вам к слову, об "атеистах-мерзавцах". Кстати, гуляли вы один, наверно, при безбожниках-коммунистах, а вот в православное наше время жить, действительно, жутковато.
И раз уж речь об этом зашла, то позволю напомнить, что сама РПЦ не брезговала табачок ввозить без всяких акцизов.
И потом, а что еще в этой теме можно обсуждать? Обсуждаем предмет интервью, не переводите тему в другое русло )
Ух! большего бреда и представить невозможно!
учебник как учебник, написанный доступным для 4-5 класса языком.. ничего омерзительного и страшного в нем нет..
на мой взгляд, лучше воспитывать в детях гордость за то, что они родились в великой (да-да, Великой.. какой еще народ выдержит и выдюжит столько сколько мы) стране, чем с детства им долбить что вокруг одни наркоманы, пьяницы, неудачники, что родились на "помойке"...
я не призываю заставлять детей верить в Бога, хотя ничего плохого в этом не вижу..
А взрослым людям советую познакомиться с основами всех религий - может быть тогда мы сможем научиться понимать друг друга...
Вопрос в том, кто будет его вести. Нам с историком очень повезло.
Иван Петрович Павлов
Илья Ильич Мечников
Иван Алексеевич Бунин
Николай Николаевич Семёнов
Павел Алексеевич Черенков
Илья Михайлович Франк
Игорь Евгеньевич Тамм
Борис Леонидович Пастернак
Лев Давидович Ландау
Николай Геннадьевич Басов
Александр Михайлович Прохоров
Михаил Александрович Шолохов
Александр Исаевич Солженицын
Андрей Дмитриевич Сахаров
Леонид Витальевич Канторович
Пётр Леонидович Капица
Жорес Иванович Алфёров
Виталий Лазаревич Гинзбург
Алексей Алексеевич Абрикосов
Среди этих людей были как воинствующие атеисты, так и люди верующие.
"В моменты чрезвычайного колебания я никогда не был безбожником в том смысле, чтобы я отрицал существование Бога" (Чарльз Дарвин).
В принципе, тема заезженная:
http://www.zelenograd.ru/forum/1/2196/0
p.s. Ну а высказывания про бородатого дядьку на облаке, это, прямо скажем, верх невежества. Бог в христианстве трансцендентен, если чО.
Так что, не знаю, в каком средневековье вы находитесь.
Believe it or not, но некоторых-таки угораздило:
англичан (включая шотландцев и даже ирландцев) – 73, немцев (включая австрийцев) – 69, французов – 21, шведов – 20, швейцарцев – 14, голландцев – 14, итальянцев – 8, русских – 7 , японцев 9, китайцев 6 и т. д. Наконец, сами американцы – 97.
Все познается в сравнении!
Хочется вам верить в теорию Дарвина, верьте на здоровье, только не убедите, что это истина в последней инстанции.
Кстати, смех без причины - признак известно чего.
Хочется вам верить в теорию Дарвина, верьте на здоровье, только не убедите, что это истина в последней инстанции.
Кстати, смех без причины - признак известно чего.
Верите в материализм - ваше право. Вопрос, откуда столько агрессии?
Эволюция без истерики, или Может ли православный произойти от обезьяны?.
6 вопросов священнику-физику.
Академик Боголюбов: «Нерелигиозных физиков можно пересчитать по пальцам!».
Космическое снаряжение от… монахини.
Всего навсего.
И что, это делает вас на 99% похожей на обезьяну?
Встречный вопрос: вы знаете, сколько атомов в своем составе имеет молекула воды?
"Естественные науки и религию противопоставляют друг другу лишь люди плохо образованные как в том, так и в другом" (с) Поль Сабатье
Всего навсего.
(Лафарг Поль, 1842-1911)
Короче и точнее не скажешь...
(Лафарг Поль, 1842-1911)
Откуда вы это знаете? Вам об этом сказала молекула воды? Вопрос без подвоха, просто ответьте: почему вы так в этом уверены?
Чем именно? Тем, что у нее есть 4 конечности и 2 глаза? Еще чем?
Тем не менее, мои ссылки прочитали?
Особенно эту?
Эволюция без истерики, или Может ли православный произойти от обезьяны?.
Или Вы тролль?
(Лафарг Поль, 1842-1911)
Лафагр не авторитет, извините. Изгнал он, и что мы видим в итоге? Его марксизм в полнейшем кризисе
Особенно эту?
И что на самом деле - если истово молится то случится так как ты захочешь?
В том то и дело, что большую часть научных фактов и выводов вы можете воспринимать лишь умозрительно, абстрактно, просто ПРИНИМАЯ НА ВЕРУ. Молекула воды для вас состоит из 3-х атомов только потому, что вам так сказали, и вы в это поверили. Вы не можете ЗНАТЬ, как устроен двигатель самолета (если, конечно, вы не авиаконструктор), вы можете в это лишь ВЕРИТЬ. Просто потому, что прочитаете об этом в книге и посмотрите картинки. Теоретические знания объективны для человечества в целом, но субъективны для каждого человека в отдельности. Кто-то верит учебнику химии, кто-то Библии, кто-то и тому, и другому. Почему вас это так раздражает?
Ну почему же, Китай процветает...Но это к делу не относится... А если серьезно, то изучив множество научных работ, вы не обнаружите ни константы бога, ни нелинейной божественности зависимости, ни сверхслабого божественного взаимодействия, ни божественной энергии ит.д. ит.п. Проще говоря, в серьезной науке нет сверхестественного или бога!
главное, чтобы не пропагандировалась какая-то одна религия в ущерб другим.
Вы, действительно, считаете, что этот вопрос мог задать образованный человек? Исполнение желаний не есть цель молитвы.
Отредактировано: 26-02-2011, 11:18
Т.е. вы лично проводили этот эксперимент? И в процессе электролиза вашим глазам во всей красе предстала молекула воды? Или вы увидели, как катионы потянулись к катоду, а анионы к аноду?
главное, чтобы не пропагандировалась какая-то одна религия в ущерб другим.
затем, что это стремление в них заложено, но без основы оно и приводит к поискам "константы бога, нелинейной божественности зависимости, сверхслабого божественного взаимодействия, божественной энергии".
Отредактировано: 26-02-2011, 11:46
ОК, приведите, пожалуйста, пример способа, с помощью которого вы элегантно выяснили для себя строение молекулы воды.
Про небывалое сходство обезьяны с человеком - все еще надеюсь на ответ. Только, похоже, его у вас нет.
Светские и церковные ученые взаимодействуют в областях истории, теологии, права, философии, этнологии, лингвистики. "История русской церкви неразрывно связана со становлением русской культуры и науки", - подчеркнул президент РАН. Он напомнил, что на протяжении шести веков именно монастыри были центрами книжности, развития науки и образования, а с 16 века центром развития крижности становится дом патриарха...Мы знаем, что многие российские ученые сегодня являются верующими людьми, а среди церковного клира немало людей с научными степенями, людей высокой культуры. Западная статистика показывает (у меня нет данных по нашей стране), что около 40% физиков, биологов, математиков, химиков имеют прочные религиозные убеждения. Насколько такое сочетание может быть продуктивно, можно убедиться на примере великого физиолога, лауреата Нобелевской премии И.П.Павлова или известного профессора, хирурга, лауреата многих премий архиепископа Луки (Воино-Ясенецкого). Автор знаменитого многотомного курса высшей математики, по которому учились многие поколения людей, имеющих естественное образование, в том числе и я, был церковным старостой. И сегодня поиск нужных пропорций между элементами научных и религиозных знаний все больше занимает ученых, особенно работающих на самом переднем крае исследований, там, где они ближе всего соприкасаются с неизведанным._
Так же советую посмотреть
Ночь на Пятом. В студии проф. Т.А.Черниговская и прот. Кирилл Копейкин - Наука и религия (5 канал, 2009)
Осталось дождаться, когда самые продвинутые шимпанзе начнут расщеплять атомы и читать в подлиннике Шекспира...
Гуглить все умеют :-))))
А Вы всегда "совершаете действия," только от от которых есть толк?
И евхаристийного электролиза тоже. А почему они там должны быть?
Вы путаете с язычеством. Читайте не только учебник физики.
гордыня еще никого до добра не довела, увы
Ну спокойнее, спокойнее, зазомбировать прям. В моё время зомбировали в октябрят и пионеров, и ничего. Выросли как-то все разные, незомбированные.
Юля, все ваши ответы явного тролля. Уж не обижайтесь.
Вы что-нибудь скажете о статьях и ссылках, которые я дал? Вы что-то там говорили про ученых и церковь?
На уроке химии у Вас было схождения Благодатного огня? Расскажите как делали. У вас, наверное, и чудо исцеления в поликлиниках происходит, и вода из под крана так же как и Святая вода годами может стоять и не портится?
Оно есть, но не так как Вы думаете
А с чего вы взяли, что фенотип совпадает именно на 99%?
"Замечательным инструментом по превращению общества в стадо является религия. Религия учит безропотному бездумному подчинению. Технологии превращения общества в стадо веками отрабатывались церковью..."
http://wap.atheistic.forum24.ru/?1-5-0-00000010-000-15-0
На этом откланиваюсь, ибо ваш образовательный уровень и... как бы это помягче сказать...полет фантазии уже утомляют. :о)
Попкорн, коламбия пикчерз и клинское - гораздо эффективней, к тому же барыши.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D1%83%D1%81,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%AE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
Потрясающе светлый был человек, царствие ему небесное.
Кстати, один мой знакомый-атеист, подошёл к священнику и сказал: "Я не верю в Бога, докажите мне, что он есть." На что батюшка ему ответил примерно следующее: "Человек либо САМ верит, либо нет, а доказывать что-то занятие абсолютно бесполезное и бессмысленное."
У человека и шимпанзе разные генотипы.
Профессор философии в университете решил начать цикл своих лекцию с любимого им доказательства отсутствия Бога.
— Допустим Бог есть, следовательно, если верить Библии, то всё, что существует,создано Богом. Так?
Один из студентов смело ответил:
— Да, это так.
— Бог создал всё? — спросил профессор.
— Да — ответил студент.
Профессор спросил:
— Если Бог создал всё, значит Бог создал зло, раз оно существует. И согласно тому принципу, что наши дела определяют нас самих, значит Бог есть зло.
Студент притих, услышав такой ответ. Профессор был очень доволен собой. Он похвалился студентам, что он ещё раз доказал, что вера в Бога это миф.
Но тут ещё один студент поднял руку и сказал:
— Могу я задать вам вопрос, профессор?
— Конечно, — ответил профессор.
Студент поднялся и спросил:
— Профессор, холод существует?
— Что за вопрос? Конечно, существует. Тебе никогда не было холодно?
Студенты засмеялись над вопросом молодого человека. Но молодой человек спокойно продолжал:
— На самом деле, холода не существует. В соответствии с законами физики, то, что мы считаем холодом, в действительности является отсутствием тепла. Человек или
предмет можно изучить на предмет того, имеет ли он или передаёт энергию. Абсолютный ноль (-273 градусов по Кельвину) есть полное отсутствие тепла. Вся материя становится инертной и неспособной реагировать при этой температуре. Холода не существует. Мы создали это слово для описания того, что мы чувствуем при отсутствии тепла.
После небольшой паузы студент снова спросил:
— Профессор, а темнота существует?
— Конечно, существует. — Ответил профессор без былой уверенности в голосе.
— Вы опять не правы. Темноты также не существует. Темнота в действительности есть отсутствие света. Мы можем изучить свет, но не темноту. Мы можем использовать призму Ньютона чтобы разложить белый свет на множество цветов и изучить различные длины волн каждого цвета. Вы не можете измерить темноту. Простой луч света может ворваться в мир темноты и осветить его. Как вы можете узнать, насколько тёмным является какое-либо пространство? Вы измеряете, какое
количество света представлено. Не так ли? Темнота это понятие, которое человек использует, чтобы описать, что происходит при отсутствии света.
Немного помолчав, молодой человек снова спросил профессора:
— Так существует ли зло, профессор?
Еще менее уверенно, профессор ответил:
— Конечно, как я уже сказал. Мы видим его каждый день. Жестокость между людьми, множество преступлений и насилия по всему миру. Эти примеры являются не чем иным как проявлением зла.
На это студент ответил:
— Вы допустили в самом начале факт существования Бога, а теперь допустите, что Бог есть Добро. Так вот, Зла не существует, или, по крайней мере, его не существует для него самого. Зло это просто отсутствие Добра. Оно похоже на
темноту и холод. Это слово, созданное человеком чтобы описать отсутствие Добра. Бог, являясь Добром, по приведенному вами принципу, не мог создать зла. Зло это
не вера или любовь, которые существуют как свет и тепло. Зло это результат отсутствия в сердце человека веры и любви. Это вроде холода, который наступает, когда нет тепла, или вроде темноты, которая наступает, когда нет света.
Cтудента звали Альберт Энштейн.
За последние годы количество людей, о которых вы говорите, постепенно изменилось от "некоторых" к "многим".
Один человек пришёл в парикмахерскую, чтобы его, как обычно, подстригли и побрили. Он разговорился с парикмахером, который его обслуживал. Говорили о разном, и вдруг, разговор зашёл о Боге.
Парикмахер сказал:
- Что бы вы мне ни говорили, а я не верю, что Бог есть.
- Почему? – спросил клиент.
- Ну ведь это ж и так ясно. Достаточно выйти на улицу, чтобы убедиться, что Бога нет. Вот скажите, если Бог существует, откуда столько больных людей? Откуда беспризорные дети? Если бы он действительно существовал, не было бы ни страданий, ни боли. Трудно представить себе любящего Бога, который допускает всё это.
Клиент на мгновение задумался, но решил промолчать, чтобы не вступать в спор. Когда парикмахер закончил свою работу, клиент ушёл. Выйдя из парикмахерской, он увидел на улице заросшего и небритого человека (казалось, что тот не стригся целую вечность, настолько неряшливо он выглядел). Тогда клиент вернулся в парикмахерскую и сказал парикмахеру:
- Знаете, что я вам скажу? Парикмахеров не существует.
- Как это так? – удивился парикмахер. – А я разве не в счёт? Я же парикмахер.
- Нет! – воскликнул клиент. – Их не существует, иначе не было бы заросших и небритых людей, как вон тот человек, который идёт по улице.
- Ну, мил человек, дело ж не в парикмахерах. Просто люди сами ко мне не приходят.
- В том то и дело! – подтвердил клиент. – И я о том же: Бог есть. Просто люди не ищут его и не приходят к нему. Вот почему в мире так много боли и страданий.
А в иноплатенян то вы верите видно)) Общались, видели? Потрогали?))
Да проявление Бога везде. Каждый человек и каждое явление на земле - это проявление Бога) А для Вас видно да, смысла его искать нет.
Спрятали - я имела в виду в переносном конечно, смысле. По другому, вы на Бога просто закрыли глаза и почему то таким упорством доказываете все Бога нет. А что же по Вашему есть?
Кстати про клиента и парихмахера это притча была, Юлия)
(с) Я.Гашек. ПБСШ.
Это я к тому, что дискуссия абсолютно бессмысленна.
вот песенка попалась Ляписа Трубецкого)) Для тех, кто верит ссылка на клип))
http://www.youtube.com/watch?v=Ev6wrgSKYwc
одно радует, что верующих всегда было большинство и наш мир не обречен.
Так чего же вы обиделись?...
Мда-а-а, чё-то всё как-то глухо, как в танке, ага. Наверное, во всем виноват телевизор. Я, конечно, догадывалась, что просмотр зомбоящика до хорошего не доводит, но чтоб настолько... )))
Вы серьезно думаете, что можете, например, в реале подойти к верующему человеку, рассказать про свой рвотный рефлекс и брезгливость, про то, что по вашему верующий человек не может быть здравомыслящим, задать вопрос: "И что на самом деле - если истово молится то случится так как ты захочешь?" - и пробудите в человеке то, что считаете нужным?
а если серьезно, то наше телевидение почти всегда искажает реальность происходящего.
и кого я тут оскорбляла? если мое мнение отличается от мнения верующего, то это уже оскорбление?? мда, весело...
"про свой рвотный рефлекс и брезгливость, про то, что по вашему верующий человек не может быть здравомыслящим"
Сами посудите. Акаунт создан недавно. Из 74 сообщений - все в этой ветке. ;-)
Если это не убеждает - внимательно перечитайте все её ответы.
А лучше, не тратьте время ни на чтение её сообщений, ни, тем более, на этот пустой спор.
Для вас - это практическая рекомендация.
Лев Николаевич Толстой
Я верю в честность Президента
И в неподкупность постовых,
В заботу банка о клиентах…
В русалок верю, в домовых.
Я верю в то, что снизят цены,
Что развивается страна,
Что мне с соседом не изменит
Моя любимая жена.
.
Гадалке верю, что на картах
За деньги нагадает мне,
Что скоро стану жить богато,
И буду счастлив я вдвойне.
.
Я верю что учитель в школе
Совсем не хочет взятки брать,
Что он детей по доброй воле
На совесть будет обучать.
.
Я верю страховой конторе,
В которой клерки говорят
Что если вдруг случится горе,
Мне все убытки возместят.
.
Конечно, верю депутатам,
И всем политикам, ага,
Премьеру и его ребятам,
Страну раздевшим донага.
.
И я конечно верю в бога,
уж от не подведет, ни ни,
А на хрена мне это нужно?
Так тупо верить , черт возьми?
Скжите девушка сколько вам лет? Вы хотя бы из уважения к своим родственникам к своим потомкам (среди которых подозреваю есть верующие люди) не глумились бы над их верой. Глупо надеятся, оскорбляя таким образом, "вразумить" людей. Скажите, а каков положительный вклад атеистов в общество?
Девушка, расширяйте свой кругозор не зацикливайтесь на православной церкви и попах, ведические знания например поизучайте, много нового узнаете об устройстве мира)))
А я вобще говорила о Боге, а не о церкви.
это немного разные понятия. по крайней мере для меня. Бог - это прежде всего Любовь. А вы если уж вступаете в дискуссию, то ведите себя вежлив о, а то портрет атеиста в вашем лице выглядит ничем не лучше религиозного фанатика из той цитаты Толстого что вы привели))
Напоследок вам притча о ВЕЛИОКМ АТЕИСТЕ))
"Итак во времена древние, тысячу с лишним лет назад жил один парень. Его национальность значения не имеет,
как и происхождение. Задумал тот молодой парень стать атеистом. А ходили в те времена слухи о некоем Мойше атеисте,
что мог любого священника в диспуте за пояс заткнуть. Решил юнец найти этого Мойшу атеиста и стать его учеником. Много он ходил, много людей расспрашивал о Мойше, и вот, после нескольких лет странствий, он подошел к хижине, где, как ему сказали, жил великий Атеист. На стук ему ответил дребезжащий старческий голос:
-Кого там несет на ночь глядя?
-Простите, но вы ли Мойша атеист?
-Пока живу, надеюсь, юноша.
-Я прошел много миль, я путешествовал по разным странам, чтобы найти вас. Я хочу стать вашим учеником.
Старик удивленно уставился на юношу.
-Учеником? Но чему ты можешь обучиться у меня? Я не ремесленник, не ученый, ни политик.
-Я слышал, что вы - величайший атеист. Я тоже атеист, и хотел бы слушать ваши доводы и учится.
-Так ты, юноша, атеист?
-Да, я не верю ни в каких богов. Их нет.
-Что же интересно+ Но послушай меня юноша. Ты читал Библию, Коран или Апокрифы?
-Нет, но+
-Не перебивай старших, юноша. Ты разговаривал со жрецами, священниками, имамами?
-Нет
-Ты совершал паломничества в святые места?
-Нет, но зачем. Я же не верю в это+
-Ты жил при ските отшельников, наблюдая за их жизнью и разговаривая с ними?
-Нет
-Ну, тогда, юноша, ты не Атеист.
-А кто я тогда?
-Ты - невежда!"
Себя не узнаете ли?))
"Упрямство рождено ограниченностью нашего ума: мы неохотно верим тому, что выходит за пределы нашего кругозора."(Ларошфуко)
Валяй, попрыгай. Потом на ютюбе выложишь - поржём.
Юлия, так вы не только с бубном пляшете, но ещё об пол головой того-этого??... Тогда многое становится понятным, да...
Налицо - сезонное тролличье обострение идиотизма, ага.
Смех без причины - признак известно чего.
Налицо - сезонное тролличье обострение идиотизма, ага.
Если вам так свербит со мной побеседовать, то можете автоматом перечитывать последнее предложение поста №219. Там все доступно изложено. Добавить нечего.
2. молитЬся;
3. поститЬся.
4. чтобы;
5. трескатЬся.
Но с выводом согласна:
p.s. *орфография автора сохранена*
Не пора ли, наконец, забанить это чудо?
"Двигает прогресс вперед", умывается мокрой водой и спрашивает много вопросов. ))) Надеюсь, оно не учительница.
Из анонса учебника Кулакова "Религии в России": кроме того в него ( учебник) вошёл обширный материал о (ВНИМАНИЕ) национальных религиях народов нашей страны (о как) и современных религиозных течениях ( каки таки течения и куда они, простите, текут?)
|Бог мой! Во, что превратил прекрасную советскую школу этот фигляр ПЭЖЭ!
+100
|Это всё равно что на уроках астрономии ( их ещё не отменили?)
Ну, а как же! Ещё несколько лет назад. И астрономию, и черчение.
Если вот ЭТО и есть модернизация образования, то я - радикально против.Потихоньку перестаю доверять российской школе с её постоянным расколбасом, тем более в таких деликатных вопросах, как изучение религий.
И последний "гвоздь" ( из интервью):
|...неписанные законы нашего общества, оказывается, основываются на принципах христианской морали.
Оказывается да.
Особенно это заметно в части упомянутого законодательства
Просто офигеть, как основываются.
Ага...)
(цитата отправляется на топ-страницу в meinen Notizblock с "народными мудростями").
Joke Evil, ничем не пахнет? (см. 193). Что доброго, полезного привнесет в головы детей изучение подобного?
=ласковый май= тоже очень много возили по стране.
Но это ведь не значит, что надо возненавидеть музыку, в принципе, правда?
О том, что фильтровать нужно.
Вообще, верить - не верить - это очень личное. Понимаю, почему люди верят в Бога. Не так страшно жить. Не так страшно умирать. Поэтому, вопреки всем знаниям науки люди продолжают верить в чудо. Так уж устроен человек.
Но предмет ОПК, по моему мнению, должен быть факультативным. Кто хочет - пусть ходит.
Я не против православной культуры, но не в составе школьной программы.
Может, решения будут приниматься коллегиально? Тогда интересен состав коллективного разума, который сосчитать по пальцам точно не получится. На выходе будет непонятная структура с кучей сотрудников, сидящая на бюджете и никем не контролируемая, сочиняющая учебную программу-суррогат. Далее такие же спецы присядут на уши детям в школе... ну а дальше все правильно: последние будут завидовать первым.
Лучше бы черчение вернули.
Никак не возьму в толк. Вас, что собственно, интересует?
Отношение к мощам святых, принцип работы "Большого брата", следящего за развешиванием лапши на уши или ностальгия по кульману и козьей ножке? )))
Оставив в покое мощи, поищем ответы на остальные вопросы. Они очевидны, странно, что их задает человек, владеющий черчением.)))
Коллективный разум?
Это Фурсенко и К.
Роль РПЦ в этой вакханалии?
Затыкание идеологической дыры.
Что будет дальше?
Это зависит только от Вас.
К счастью, мы не в информационном вакууме живем. Книги - художественная и техническая литература по прежнему доступны. Таких возможностей, между прочим, не было даже во времена развитого социализма, железного занавеса и научного коммунизма. Тогда нужные журналы надо было в библиотеках искать, а книги приходилось перепечатывать на машинках.
А сейчас практически все, что угодно можно найти в интернете. В общем, беда у нас только одна - лень.
Замечу, что тема не про ОПК, а про Историю мировых религий.
2. Акция с мощами - лишь один спорный момент отдельной религии. К изучению предлагаются различные мировые религии, в которых своих спорных моментов хоть отбавляй. Зачем эта информация детям?
3.Какова цель введения в пр-му обучения этого предмета? В чем ожидаемая польза от этой затеи? На 16-ти страницах темы убедительных ответов не вижу.
1. Я посчитал оскорбительным тон, которым эта "атеистка" обращалась к остальным участникам дискуссии. Опровергать же "поток мыслей", по большей части скопированных из Википедии, по меньшей мере глупо.
2. Детям, да, кстати, и многим взрослым, полезно расширять свой кругозор, не ограничиваясь исключительно навыками, которые, условно, пригодятся в работе. Мировые религии - это, прежде всего, история цивилизации и философия. Т.е. знания, на мой взгляд, не менее ценные нежели черчение. Другой вопрос, как они будут поданы. Учитывая тот факт, что "управленцы-троечники" провалили абсолютно все реформы, которые затевались в России, скорее всего, провалится и эта.
3. Практической пользы скорее всего никакой. Но и вреда, примерно столько же, сколько было от предмета "Политэкономия" в советской средней школе и "Научного коммунизма" в высшей. Цели две:
- (повторюсь) Заполнить идеологический вакуум;
- Попытаться снизить накал националистических настроений. О программе расселения кавказцев по России, надеюсь, слышали?
изучение ислама
изучение буддизма
изучение белой магии
изучение черной магии
изучение культа вуду...
продолжить?
и это в 4-5 пятом классах.
Неожиданно услышать это от человека, который пишет с ошибками третьеклассника, путается в элементарных биологических понятиях, представления не имеет о свойствах всем известных веществ и не может назвать ни одной прочитанной книги. Оказывается, все это не мешает ему верить в разум...
Ну-ну... *Пеши исчо*, можно по-английски. ;о)
изучение буддизма
изучение белой магии
изучение черной магии
изучение культа вуду...
продолжить?
Вы, наверное, в курсе, в чём отличие культа от культуры, и того, что единственный объединяющий момент в словах магия и религия - только одинаковые окончания.)
И ещё:
Не читайте Википедию
Совсем не читайте..
Во-первых, где сказано, что в школе пытаются наязать религию?
Во-вторых, ни одного внятного высказывания о вреде так и не прозвучало.
Во-вторых, ни одного внятного высказывания о вреде так и не прозвучало
Вред от религии огромен , верующий подобен наркоману, лиши его постоянного потребления духовной отравы , сразу ломка начинается , нужно в церкву бежать, совершать всяческие действия... Не многим удается вырваться из это го замкнутого круга..
Совсем не читайте..
Предлагаю всем "одурманеным сектантам" честно доложить, что они сейчас читают или прочитали последним.
Я, лично, читал Головачева "Отклонение к совершенству".
:o)))
Из последних прочитанных - рассказы Лескова: что-то читала впервые, что-то перечитывала.
Сейчас рассказы сэра Артура Конан Дойля (взяла книгу после дружеской беседы об авторе на форуме :)).
В планах - Дина Рубина. Много наслышана о ней. Может, кто-то знаком с её произведениями. Какие впечатления?
После Рубиной по совету Валерии займусь вплотную О. Дивовым. УЖЕ интересно что же там за "взрыв мозга" такой. :)))
Е. Блаватская "Тайная доктрина" (пока том 1) - это для интереса.
Грэм Хэнкок "Следы богов" - перечитываю раз 3-й - для отдыха (у Блаватской язык изложения для меня тяжеловат).
Сказки Сергея Козлова - для души.
И обилие разнообразной детской дошкольной литературы, читаемой вслух ребенку.
Если мне не изменяет память, была тут на форуме одна тетенька - любительница шашлыка на даче и собачек, которая тоже настоятельно рекомендовала О.Дивова.
Я хотел ознакомиться, но...так и не добрался. "Рамочка" помешала. Одно из моих хобби - собираю букинистику "Библиотека приключений и фантастики" в "рамочке". Так вот, пока я осенью-зимой плодотворно охотился за нею, про Дивова как-то забыл.)))
Однако, замечу, что фантастика Головачева не то чтобы взрывает мозг, она иногда заставляет его работать в режиме перенагрузки. Я вот "Хроники Реликта" начинал читать, но с наскока не осилил. Готовлюсь.)))
У меня, в силу специфики, к счастью, есть не очень много инструкций от ЦБ РФ. Но периодически, на десерт, так сказать, не отказываю себе в удовольствии высказать "спецам" из Отделений все, что я думаю об их программах, инструкциях и, вообще, смысле существования.)))
У меня тоже есть эта библиотека. Не вся, к сожалению. Многое из неё просто "заиграли". Ещё дед собирал. А я и не знала, что теперь это букинистическая редкость. И ещё не знала, что этот дизайн оформления рамочкой называется. Спасибо за информацию.
Черный человек - Черная сила - Черное время.
И все в одном флаконе: "Черная книга"
http://www.ozon.ru/context/detail/id/5145137/
"... Мы так привыкли к этой религиозной лжи, которая окружает нас, что не замечаем всего того ужаса, глупости и жестокости, которыми переполнено учение церкви; мы не замечаем, но дети замечают, и души их неисправимо уродуются этим учением".
"... преподавание так называемого закона божия детям, которое совершается среди нас, есть самое ужасное преступление, которое можно только представить себе. Истязание, убийство, изнасилование детей ничто в сравнении с этим преступлением.
Правительству, правящим, властвующим классам нужен этот обман, с ним неразрывно связана их власть, и потому правящие классы всегда стоят за то, чтобы этот обман производился над детьми и поддерживался бы усиленной гипнотизацией над взрослыми..."
мдя...)
Не говоря уже о внутренних противоречиях этого учения, о низменности, жестокости его, признающего бога карающим людей вечными мучениями, (все противоречия эти я изложил подробно в книге "Критика догматического богословия".) главное, что не позволяло мне поверить в это учение, было то, что я знал, что рядом с этим православным христианским учением, утверждавшим, что оно одно в истине, было другое христианское католическое, третье лютеранское, четвертое реформатское,.-- и все различные христианские учения, из которых каждое про себя утверждало, что оно одно в истине; знал я и то, что рядом с этими христианскими учениями существуют еще нехристианские религиозные учения -- буддизма, браманизма, магометанства, конфуцианства и др., точно так же считающие только себя истинными, все же другие учения -- заблуждением...
Но самая сильная мысль это ...лицемерие и корыстные виды обманывающих и слабоумие, упрямство и страх обманутых.
Жестоко , но сильно.
Но и этот бог так же был рожден воображением, как и все остальные...
http://www.pravmir.ru/cerkov-i-tolstoj-russkaya-dram/
И почему если говорим о Толстом , обязательно поддерживаем идеи толстовства? Просто мне нравится как он разобрался со всей этой церковной шушерой...
Так что, мне кажется, пример с отречением Толстого от православной церкви (не от идей христианства!) не самый удачный: «то, что я отрёкся от церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо. Но отрёкся я от неё не потому, что я восстал на Господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить ему».
Я понимаю, вы хотите одним только его именем закатать религиозное учение в асфальт, но тогда лучше Виталия Гинзбурга цитируйте, имхо - атеист был, каких поискать.
Как именно разобрался? Обиделся и ушел?
Полагаю, ему ХВАТИЛО понять то, что нам с вами не дано понять никогда.
Да что вы? Толстой был глубоко верующим человеком и почитал Христа и его заповеди как единственное, что дает человеку понимание смысла жизни.
Вы вообще откуда информацию черпаете?
p.s. Юль, вы в каком классе учитесь?
Да бросьте вы... "подвиг, подвиг". Толстой был личностью такого масштаба, что мог хоть голым на Сенатской площади танцевать, и ему бы за это ничего не было.
Пить не будете? Голые танцевать не будете при луне? Эх, прокачу!
Вот и ответ.
"О буддизме и Христе он говорит всегда сентиментально; о Христе особенно плохо — ни энтузиазма, ни пафоса нет в словах его... Во избежание кривотолков должен сказать, что религиозное творчество я рассматриваю как художественное; жизнь Будды, Христа, Магомета — как фантастические романы".
Вы Толстого процитируйте, нафига мне Горький, которому, что Будда, что Магомет? Где именно Лев Толстой, как вы выразились, "показал грязь и мерзость христианства"?
святых мощей, икон, принесения им жертв и ожидания от них исполнения желаний. Не буду говорить о том, что говорится, пишется духовенством с оттенком научности и либерализма в духовных журналах, а буду говорить о том, что действительно совершает-ся духовенством по всей обширной русской земле среди 100-миллионного народа. Чему старательно, неупустительно, напряженно везде одинаково учат народ? Чего от него требуют в силу так называемой христианской веры?
Начну с начала, с рождения ребенка: при рождении ребенка учат тому, что надо над ре-бенком и матерью прочитать молитву, чтобы очистить их, так как без молитвы этой родившая мать погана. Для этого перед изображениями святых, называемых народом прямо богами, священник берет в руки ребенка и читает заклинательные слова и этим очищает мать. Потом внушается родителям и даже требуется от них под страхом наказания за неисполнение, чтобы ребенок был
непременно крещен, т. е. обмокнут священником три раза в воду, причем читаются никому не понятные слова и совершаются еще менее понятные действия, - мазание маслом разных частей тела, стрижка волос и дутье и плевание восприемников на воображаемого дьявола. Всё это должно очистить ребенка и сделать его христианином.
И далее...Кроме этой молитвы, внушается еще, что надо каждый год, по крайней мере один раз, говеть. Говеть - значит войти в церковь и сказать священнику свои грехи, предполагая, что это сообщение своих грехов чужому человеку совершенно очищает от грехов, и потом съесть с ложечки кусочек хлеба с вином, что еще более очищает. Потом внушается, что если мужчина и женщина хотят, чтобы их плотское общение было свято, то они должны прийти в церковь, надеть на себя металлические короны, выпить питья, обойти под звуки пения три раза вокруг стола, и что тогда плотское общение мужчины и женщины сделается святым и совсем особенным от всяких других.
В жизни же внушается, что надо соблюдать следующие правила: не есть мяса и молока в известные дни, еще и в другие известные дни служить молебны и панихиды по умершим, в праздники принимать священника и давать ему деньги и несколько раз в году брать из церкви доски с изображениями и носить их на полотенцах по полям и домам. Перед смертью же внушается, что человек должен непременно съесть с ложечки хлеба с вином, а еще лучше, если успеет помазаться маслом. Это обеспечивает ему благо в будущей жизни. После же
смерти внушается родным его, что для спасения души умершего полезно положить ему в руки печатную бумагу с молитвой; полезно еще, чтобы над мертвым телом прочли известную книгу и чтобы в церкви в известное время произносили бы имя умершего.
Так что Л. Толстой прекрасно понимал "единственно верное учение" , то то церковники ему этого до сих пор простить не могут...
Но как говорит восточная мудрость - вой собак не мешает полету облаков...
Данные переписи населения, проведенной в девяти странах, указывают на то, что религиозные взгляды их жителей постепенно сходят на нет. Стабильное увеличение доли респондентов, указывающих, что они не принадлежат ни к одной из религий происходит в Австралии, Австрии, Ирландии, Канаде, Нидерландах, Новой Зеландии, Финляндии, Чехии и Швейцарии. Это лишь те страны, в которых во время переписи задавался вопрос о религиозной принадлежности. В своем исследовании ученые использовали математическую модель, призванную объяснить взаимосвязь между количеством верующих людей и социальными мотивами, побуждающими человека обратиться к религии. Результаты работы, представленные на конференции Американского физического общества в Далласе, демонстрируют, что религия в ряде стран обречена на практически полное исчезновение.
А у России как всегда свой путь...
(с) М&М
«И потому на вопрос о том, как надо понимать учение Христа, я отвечаю: если хотите понять учение Христа, читайте евангелия, читайте, отрешившись от всякого предвзятого понимания, с одним желанием понять то, что сказано в евангелиях. Но именно потому, что евангелие есть священная книга, ее надо читать обдуманно, с толком и разбором, а, не как попало, подряд, приписывая одинаковое значение всякому слову, которое в ней находится.
…Так я поступил при чтении евангелий, и смысл учения Христа открылся мне с такою ясностью, при которой не могло быть никакого сомнения. И потому советую всякому человеку, желающему понять истинный смысл учения Христа, сделать то же».
Вы же спрашивали «так что это за загадочное НЕЧТО, недоступное НАШЕМУ ПОНИМАНИЮ?». Ну вот Лев Николаевич, которого вы здесь столько раз выносили в качестве символа борьбы с уроком «Основы религии и светской этики», оказывается, велел читать "евангелий". Так что, читайте, потому как нельзя быть «немножко беременной»: вы либо Толстого избрали в качестве идейного рупора (имхо, не самый удачный выбор для воинствующей атеистки) и Ищете смысл там же, где его нашел Толстой, либо признайте, что дед был не в себе и верил в «древнееврейские сказки». А то вы «и на елку влезть, и ж*пу не оцарапать»...
то и будет проявлятся в последствии. Уж не будете вы наверное утверждать , что теория рассового превосходства созданыя Гитлером была ИСКАЖЕНА его окружением? Что создатель, чист и невинен как младенец, а его неправильно поняли,
что и привело к неисчислимым бедствиям? Включите логику!
Порочность христианства лежит в самой основе христианства! Толстой создал свой вариант христианства, где основой являлось -"непротивление злу насилием". Но это направление тоже неверно, и противоречит самой сущьности человека как индивидума. Добро должно быть с кулаками, вот верный вариант, а не подставляй вторую щеку когда по первой уже врезали. Ну и все такое прочее...
Отчего то вспомнился прекрасный фильм "Бакенбарды" с дядей Витей Сухоруковым в главной роли.
Что заявили об этом монгольские физики на конференции в Гааге?
p.s. Юля, я уже немного мысль потеряла: вас конкретно-то что бесит? Что некоторые верят в Бога? Или что? Напомните, плиз.
Что именно прояснилось?
Нет, не кажется. Я считаю, что разнообразные трактовки Библии лишь подчеркивают ее уникальность и гениальность. А насчет межконфессиональных противоречий - меня, в общем-то, это не трогает.
"Идем! - крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям".
Например?
Ага, и тут появились вы. С Википедией.
"Идем! - крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям".
В общем, дискуссия окончена, как я понимаю. Пошел троллинг: "не скажу, не буду, ха-ха, хи-хи".
Ну, дело ваше... не хотите, как хотите, никто не неволит.
В общем, дискуссия окончена, как я понимаю
А пока, в интернете нашла я как соотносятся русские и болгарские слова, слово одно, а значения разные, прикольно...
Булка — это невеста
Никак не пойму, как получилась такая трансформация, но факт остается фактом.
Гора — это лес
Именно лес. Русское слово «гора» переводится на болгарский как «планина».
Горе — это вверх
Cтарославянское слово, обозначающее именно «вверх», «вверху», «наверху».
Друг — это не товарищ
Болгарское слово «друг» означает «другой», «иной». Русское слово «друг» переводится на болгарский, как «приятел», реже «другар».
Живот — это жизнь
Старое славянское слово, в болгарском языке сохранившееся. Если хочется пожаловаться доктору на проблемы с животом, то следует ссылаться на «стомах».
Закуска — это завтрак
Болгарское слово «закуска» переводится как «завтрак», а собственно закуска по-болгарски будет «мезе».
Кал и кака — это не экскременты
Болгарское слово «кал» означает «грязь», а слово «кака» означает «тетя».
Кафе — это кофе
Именно напиток, а не заведение. Наше «кафе» по-болгарски будет «кафене».
Конец — это нитка
А слово «конец» по-болгарски будет «край».
Майка — это мама
Употребление нами этого слова вводит в недоумение болгар. В магазинах (опять же, момент важен, когда продавец не знает русского) не пытайтесь просить померять майку. Просите «тениску».
Направо — это прямо
Этот момент всегда вызывает наибольшее количество недоразумений, так как иногда все-таки приходится спрашивать местных, как пройти из пункта «А» в пункт «Б». Болгарин (если не знает русского) говорит «направо, направо...», и наши соотечественники ходят по кругу. Помните, слово «направо» в болгарском языке переводится на русский как «прямо».
Неделя — это день недели
Болгарское слово «неделя» означает «воскресенье», а русское слово «неделя» переводится на болгарский как «седмица».
Пари — это деньги
Болгарское слово «пари» означает именно «деньги», не «спор».
Стол — это стул
Точно так. По-русски — «стул», по-болгарски — «стол». Русское слово «стол» переводится на болгарский как «маса».