Родители учеников пяти зеленоградских школ, которым со следующего учебного года грозит реорганизация, в ожидании обещанных родительских собраний начали борьбу с реформами в блогах и на сайтах официальных органов — Правительства Москвы, Департамента образования Москвы. Открыто сообщество «Живого журнала», посвященное проблеме ликвидации зеленоградских школ, опубликовано обещанное открытое обращение родителей к Президенту России Дмитрию Медведеву. Инициативные родители призвали остальных писать обращения в электронную приемную Департамента образования, в блог и твиттер Медведева и попросили на форуме Zelenograd.ru поддержки у родителей детских садов, чьи выпускники часто становятся учениками «школ здоровья». В школе 1704 родители приступили к распространению листовок, приглашая более пассивных пап и мам выступить за сохранение школ — и, по их сообщению, школьная администрация листовки снимает.
Вчера несколько родителей из реорганизуемых школ попали на приём к Анне Халевой, начальнику Управления образования Зеленограда. По словам родителей, в ходе беседы выяснилось, что окончательных решений о механизме реорганизации пяти школ в Управлении образования еще не принято — они будут обсуждаться на родительских собраниях во всех школах на следующей неделе. «Мы беседовали около 2,5 часов и не получили ответы на наши вопросы. — Рассказала Zelenograd.ru Анна Волкова, мама ученицы школы 1703, побывавшая в Управлении. — Нам сказали, что будет собрание, «мы ваши предложения приняли и будем конечно делать так, как для детей лучше».
Сегодня у здания Управления образования около полусотни родителей встретились со съемочной группой телекомпании НТВ, которая снимала репортаж о зеленоградских проблемах. Руководство Управления образования в общении с журналистами НТВ не участвовало.
Причины реорганизации школ Зеленограда пояснил Александр Петраков, заместитель начальника окружного Управления образования в опубликованном сегодня материале сайта «Свободная пресса» под названием «В московских школах вводят «собянинскую уравниловку»: «Сегодня эти начальные школы имеют по 200 человек учащихся, и по нормативам душевого финансирования, которые предполагается ввести во всех регионах страны, степень выживаемости этих школ очень невысокая. Мы должны обговорить ситуацию с родителями и с педагогическими коллективами: каким они видят дальнейшее существование своей школы, как то количество педагогов, которые их обучают, количество программ, которое у них сегодня есть смогут существовать в рамках подушевого нормативного финансирования. Родители наши — очень разумные люди. И правильно расценят ту ситуацию, в которой всем школам Москвы придется жить в новых условиях федеральных законов, которые Москва должна принять по поручению президента». В интервью обсуждались вопросы финансового участия родителей в выживании школ с дополнительными услугами для детей и роль руководителей школ как «финансовых менеджеров» своих учебных заведений, которую им придется принять на себя уже в ближайшем будущем. Впрочем, «всё, что положено ребенку от государства, полностью остается», — добавил Александр Петраков и пообещал, что медицинские блоки «школ здоровья» перенесут вместе с ними на новое место. «Мы понимаем, что нарушаем определенный ритм, в котором существуют дети сегодня. Но еще большим вредом может оказаться, когда в октябре-ноябре у них не хватит денег. И реализовывать далеко идущие планы им не получится — мы ведь говорим о дополнительном финансировании, о грантах, целевых вариантах, это тоже возможно... Сегодня деньги идут вслед за учеником. И в выигрыше окажутся те школы, которые смогут предложить ученику и его родителям всё, чтобы ребенок получил хорошее образование. Наверное, это правильно», — заключил Александр Петраков.
Нормативной базой реорганизации зеленоградских школ, по информации с форума Управления образования стал приказ Зеленоградского управления образования, изданный в рамках реализации ФЗ № 83 от 8 мая 2010 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации 30 июня 2010 года. Цель реорганизации — «рациональное планирование и освоение бюджетных средств в рамках подушевого финансирования и обеспечение бездефицитного режима работы образовательных учреждений округа в предстоящем 2011 году». Основная причина реорганизации состоит в том, что малокомплектные школы с числом учащихся менее 350 человек не получат достаточного средств на содержание своей инфраструктуры и персонала при новом подушевом финансировании школ по количеству учащихся, которое вводится в действие с будущего года. Оптимизировать сеть школ будут присоединением начальных малокомплектных школ к средним школам с учетом транспортной доступности — это отчасти решит и проблему дефицита детских садов, которые будут располагаться в освободившихся зданиях.
В целом подобные процессы уже давно идут по всей стране. «Московская система образования готовится работать по федеральному законодательству, без поблажек „лужковских“ времен. — Пишет сайт „Свободная пресса“. — Первыми почувствовали новый курс на своей шкуре учителя, ученики и родители специфических школ — с коррекционным или медицинским уклонами». Нормативы финансирования школ определяются в том числе и на уровне региона, и с приходом нового мэра, бывшего «федерального» чиновника политика Москвы в этом отношении меняется. «Мэр с удивлением узнал, что в Москве финансирование общеобразовательных школ и лицеев с гимназиями различается, и значительно. Дети учатся одинаково, сдают одинаковые экзамены... Доступность, права других категорий детей и родителей нарушены. Поэтому сейчас этот вопрос и прорабатывается», — пояснил ситуацию в интервью «Свободной прессе» Александр Петраков.
Мнение родительской стороны по поводу перспектив подушевого финансирования для «школ здоровья» выразила для Zelenograd.ru Анна Волкова: «У реорганизации две причины. Первая — нужны помещения под детские сады, поэтому помещения, используемые нецелевым образом, должны освобождаться. Но ведь школа не является нецелевым использованием! Подушевое финансирование — хорошо, что мы, родители совсем глупые? Мы готовы перейти на него, отказаться от части бесплатных услуг, за что-то платить. Мы понимаем, что наши школы — единственные, которые остались с бесплатными обедами, и мы готовы за них платить, как и за часть медицинских услуг, — массаж, например, — или за дополнительные кружки. Кто не сможет платить — те уйдут, и уйдут в школы, которые точно также будут самофинансироваться и выживать. Нам известно, что даже при новой системе финансирования наша школа готова иди на отказ от части услуг, но зато сохранить коллектив и школу полного дня. Ведь у нас нет такого понятия „продленка“, у нас школа полного дня: во второй части дня работают кружки, ЛФК, есть массажный кабинет, ингаляторий. У нас дети очень редко болеют, в школе все для этого сделано, им дают отличное качественное образование и дополнительное ле чебно-профилактическое сопровождение».
Судьба двух спецшколы, 1710 и № 8, занимающих одно школьное здание (корпус 428а), пока по-прежнему неизвестна — если не считать слухов об их объединении со школой 617 на Березовой аллее. «В настоящее время уточняется, как именно будет проходить реорганизация с учетом специфики этих школ. Но все необходимые условия для учащихся обязательно будут созданы, система профилактической работы не пострадает», — сообщается на форуме Управления образования. Объявлена дата родительского собрания в школе № 8 — оно пройдет 16 декабря в 17:00 с участием Анны Халевой. Собрание для родителей учащихся школы 1710 также обещают провести в ближайшее время.
Ждёт ли другие зеленоградские начальные школы, прогимназии и школы-сады судьба «школ здоровья» — такой вопрос начинает волновать уже многих горожан. Пока на форуме Управления образования появилась информация о прогимназии 1717 (8 микрорайон) — будущей весной она будет набирать только один первый класс, увеличивая число мест для дошкольников. Также на форуме Управления образования появился ответ родителям школы-сада 1639 (15 микрорайон), что, вопреки слухам, закрытия начальных классов там не планируется.