В студии Zelenograd.ru руководитель муниципалитета внутригородского муниципального образования "Крюково" Александр Путивцев. Сегодня мы говорим о работе муниципалитета, его задачах, возможностях и проблемах.
загрузить файл со звуком (53498 кб) |
— Александр Васильевич, что входит в муниципальное образование Крюково, каковы его границы?
— Границы муниципального образования Крюково совпадают с границами района Крюково. По границе отвода Октябрьской железной дороги, затем по массиву леса Солнечногорского района, 14, 15,16, 18, будущий 19 микрорайоны (иногда говорят "старая часть района Крюково"), 20 микрорайон, поселки Малино, Каменка.
— А Кутузово?
— Кутузово тоже наша территория. В следующем году должны начать строить еще 23 микрорайон, там, где улица Радио. Я думаю, как раз к нам будет отнесен.
— Получается, у вас самое большое в округе муниципальное образование.
— Да. Итоги прошедшей недавно переписи населения пока не подведены, но предварительно можно сказать, что на территории Крюково проживает около 85 тысяч человек. Для Зеленограда это самый большой район, а в принципе это типичный средний район для Москвы, по численности населения. Одновременно это и типичный спальный район.
— В уставных документах муниципалитетов много пунктов. Думаю, люди, которые не соприкасаются в своей жизни с муниципалитетами, смутно представляют, для чего они нужны, чем занимаются. И не всегда понятно, в чём разница между полномочиями муниципалитетов и управ, потому что местами они совпадают. Например, в уставе муниципалитетов написано, что в их функции входит принятие планов и программ, развитие муниципального образования в соответствии с генеральным планом развития Москвы, градостроительными планами развития. Что это обозначает на практике — муниципалитет может влиять на градостроительные планы в своем районе?
— Я бы сначала хотел прокомментировать о представлении граждан о нашей работе. Мне кажется, если человека все устраивает, у него нет никаких проблем, то он и о власти как таковой забывает, ему не нужны ни префектура, ни управа, ни муниципалитет. Если у человека возникают какие-то проблемы, он начинает их решать, и начинает определяться, кто же здесь, в районе, какую проблему решает. Вот в этой части, конечно, есть определенное разделение полномочий, которые в Законе города Москвы №56 определены нам восьмой статьей. То, о чем вы сказали – влияние на градостроительную политику, на то, что составляет социально-экономическое развитие муниципального образования, – во многом это полномочия как раз депутатов муниципального собрания. И когда депутаты решают все эти вопросы, они, конечно, могут затребовать документы, связанные с наличием базы социально-экономического развития, с тем, как эта база может совершенствоваться, по государственным учреждениям, по муниципальным учреждениям; что вообще грядущий год нам готовит. Поэтому я считаю, что это, прежде всего, полномочия наших депутатов, депутатов муниципального собрания. А уж принятое решение и поручение, которое депутаты нам дают, мы, муниципалитет, и сотрудники муниципалитета, как исполнительно-распорядительный орган, берем на вооружение, начинаем исполнять. В свою очередь депутат, если получил то или иное обращение от наших жителей, обращается в другие органы власти, учреждения и так далее, чтобы решить этот вопрос. По сути дела, наши жители могут обратиться к депутату местного самоуправления, к депутату муниципального собрания, по любому волнующему их вопросу.
— В ваших функциях также есть пункт "внесение в органы исполнительной власти предложения по строительству на территории муниципального образования социально значимых объектов". Это означает, например, что вы, как руководитель муниципалитета, самостоятельно вносите эти предложения, которые исходят от жителей, которые, в свою очередь, обращаются с ними к депутатам?
— Совершенно верно. Конечно, всё хорошо решается там, где жители занимают активную жизненную позицию, выходят с определенными предложениями по решению тех или иных вопросов местного значения. Мнение жителя будет учтено муниципальным собранием, и уже муниципалитет, обладая правами законодательной инициативы, вправе обратиться в Московскую городскую думу, либо в Государственную думу Российской федерации с тем или иным предложением, в том числе с законодательной инициативой. Муниципалитет, в свою очередь, сам имеет право обратиться с такой инициативой непосредственно в наше муниципальное собрание.
— Как руководитель муниципалитета, какие основные проблемы вы видите в своём районе?
— Я хочу сказать, что житейских проблем у нас не так уж и много, и они в принципе решаются. Но есть проблемы организации, наверное, социально-воспитательной, досуговой работы. У нас более 80 тысяч жителей, фактически им некуда пойти. Нет ни одного кинотеатра, ни одного открытого досугового учреждения, достаточно приличного, чтобы жители могли там отдохнуть всей своей семьей. Чего там греха таить, до прошлого года фактически мы не имели ни одного физкультурно-оздоровительного комплекса, и только в прошлом году появился Ледовый дворец в 20 микрорайоне и спортивная школа №114 в 14 микрорайоне. Будем надеяться, что в 2011 году начнут строить еще один ФОК – бассейн. Иногда возникают трудности для общения с жителями, чтобы собрать их на ту или иную встречу. Если на нашей территории организует встречи префект, то они проходят в актовых залах школ, других помещений нет. Вот такая проблема у нас стоит на протяжении ряда лет. И, полагаю, в ближайшее время она не будет разрешена, по крайней мере, в следующем году точно.
— О связи с жителями. Проводятся ли такие встречи с вами? Как практика показывает, не так много жителей приходит на встречи с местными властями, окружными и районными. Часто потому, что люди заранее не информированы. Не за день, когда у человека уже свои планы, а за неделю-две до встречи.
— Я хочу сказать, что муниципалитет действует на основании Положения, утвержденного муниципальным собранием. В нём написано, что муниципалитет отчитывается о своей деятельности не реже одного раза в год. Несколько лет назад наши депутаты, ещё прошлого созыва, приняли решение, чтобы такие отчеты проводить на расширенном заседании муниципального собрания в присутствии жителей района. Это был первый шаг. Затем приняли решение, чтобы кроме муниципалитета на этом же расширенном заседании отчитывалось и муниципальное собрание о проделанной работе. На таких расширенных муниципальных собраниях практически всегда присутствуют около ста пятидесяти человек. Они узнают обычно через СМИ, из нашей районной газеты "Крюковские ведомости", используется сайт муниципалитета, сайт управы района, доски объявлений. Кроме того, мы информируем о подготовке и проведении такого собрания общественные организации, совет ветеранов района, и это позволяет нам как раз заблаговременно уведомить наших жителей о проведении такого мероприятия.
— Ну как получается – районные газеты читают далеко не все, все-таки в основном люди старшего возраста.
— К сожалению, это так.
— Сайт муниципалитета…
— Как раз молодые читают, да?
— Возможно, но вот я перед нашей встречей посмотрела сайт муниципалитета, а там некоторые данные устарели. В границах муниципального образования нет 20 микрорайона, например. Не знаю, неожиданна для вас такая информация или нет, но сайт явно нечасто обновляется. Людей проще проинформировать, например, через объявления на подъездах.
— Мы это тоже делаем. Договариваемся с управляющими компаниями, вешаем объявления на подъездах.
— Ещё один важный пункт в ваших полномочиях — "внесение в органы исполнительной власти предложений по организации, изменению маршрутов, режима работы и остановок наземного городского транспорта". В Крюково, мне кажется, транспортный вопрос очень актуален.
- Вопрос совершенно справедливый. Такие полномочия имеются, и депутаты их активно используют, это тоже прежде всего прерогатива депутатов. Пару лет назад такая проблема — содержание автобусных остановок, вообще автобусных маршрутов обсуждалась у нас на заседании муниципального собрания. Буквально за пару лет возник двадцатый микрорайон, уже сегодня в нем проживает порядка 8 тысяч человек, и жители высказывают претензии, что не имеют возможности доехать в старую часть города. Вокруг 20-го ходят два маршрута — автобусы №14 и 32.
— И оба этих маршрута ходят достаточно редко.
— К сожалению, это так, но 20-й микрорайон пока строящийся. Совсем недавно появились новые автобусные остановки возле здания суда. Может быть, в ближайшее время наши депутаты вновь вернутся к этому вопросу, посоветуются с жителями. Кстати, по-моему, наше муниципальное собрание единственное использует такую форму, как общественная приемная депутатов, когда жители имеют возможность высказать свои проблемы. Вот то, о чем я вам сейчас рассказывал, — эта проблема, в том числе и автобусных остановок, буквально в последних числах октября – начале ноября обсуждалась на одной из общественных приемных с жителями 20-го микрорайона.
— Что собой представляет эта общественная приемная?
— Наши депутаты организуют встречу по определенному вопросу; прежде всего, такую работу организует руководитель муниципального образования Малинина Вера Сергеевна, она же является председателем муниципального собрания, и в ней принимают участие непосредственно депутаты, избранные от той или иной территории. Депутаты практикуют к проведение общественных приемных по микрорайонам. Микрорайон выбирается прежде всего тот, где наибольшее количество обращений жителей по тем или иным вопросам. Хотя иногда сами депутаты предлагают тему для обсуждения. Вот в 20-м микрорайоне депутаты пригласили выступить о перспективах развития, о некоторых проблемных вопросах главу управы Александра Григорьевича Журбу. Присутствовало около 80 человек, я считаю, что для 20-го не так уж и мало.
— Насколько действенны обращения именно к депутату муниципального собрания? В случае с автобусными остановками, например, — можно обратиться в префектуру, управу, к депутату Мосгордумы — в разные инстанции.
— Сам депутат тоже проживает на этой территории, и живет теми же самыми проблемами, он ту или иную проблему быстрее прочувствует. Например, у нас было много обращений жителей в связи с организацией дорожного движения на проезде 657, это там, где сейчас магазин "Пятерочка" в 16-м, раньше "Мосхлеб". Там не было возможности для разворота автомобилей, люди делали большие круги. Когда депутаты занялись этим вопросом, подключили ГИБДД, проблема была решена. Аналогичный вопрос решался по организации дорожного движения в 15 микрорайоне, возле станции Крюково у торгового комплекса. Возможно, вопросы решаются депутатами не так быстро, как хотелось бы, но в любом случае быстрее, чем при обращении ещё куда-то, я думаю.
— В Крюково и большая проблема с парковкой машин, особенно возле станции, и возле домов тоже. Чем может помочь в этом случае депутат?
— Объективности ради, у нас существуют законы, предписывающие автовладельцу парковать автомобиль так, как положено. Имеются дорожные разметки, дорожные знаки и так далее, но никто ничего не выполняет. Весь вопрос заключается в том, что нам нужно уважать свои законы, свои нормативные документы. Это с одной стороны. С другой стороны, органы власти обязаны обеспечить гражданину возможность парковаться. Да, конечно, Зеленоград не мегаполис, но количество автомобилей во дворах и на дорогах огромное, а парковать пока автомобили негде. Я так думаю, даже построенные народные гаражи не решат эту проблему, даже если они в ближайшее время будут все использованы. Депутаты муниципального собрания, конечно, в одночасье этот вопрос не решат, но они могут побудить задуматься над тем или иным вопросом. Это касается и парковочных мест у социально значимых объектов, магазинов, для инвалидов, здесь проблем очень много.
— Из чего складывается бюджет муниципалитета?
— Бюджет внутригородского муниципального образования складывается из двух составляющих — непосредственно из доходов и субвенций. Так называемые местные доходы отчисляются нам из налога на доходы физических лиц. Устанавливается некий коэффициент, он принимается Московской городской думой для каждого муниципального образования в отдельности, и в соответствии с этим коэффициентом нам отчисляются налоги. Например, на следующий год такой коэффициент установлен для муниципалитета Крюково - 2,0648. Он очень сложно подсчитывается, это знают только экономисты, налоговики, финансисты, я бы так сказал. Субвенции — это деньги, выделяемые правительством Москвы, в том числе через бюджет, на выполнение полномочий. Мы имеем три таких субвенции. На деятельность районной комиссии по делам несовершеннолетних, на деятельность органа опеки и попечительства и на организацию социально-воспитательной, досуговой, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
Сегодня на капитальный ремонт спортивных площадок, а также нежилых помещений, которые выделены для социально-воспитательной и досуговой работы, деньги выделяются через управу района. Управа проводит соответствующий тендер и организует ремонт. Таким образом были организованы работы по ремонту спортивных площадок у корпусов 1407, 1408, 1535-42, у корпусов 1504 – 1505. А ремонт нежилых помещений за этот период в двух корпусах произошел, корпус 1505 и в корпусе 1455, так что содержание и капитальный ремонт все-таки остались за органами государственной власти на сегодняшний день. Но это вызывает недоумение у нового мэра.
— Где разделяются полномочия управы и муниципалитета, если речь идёт о строительстве каких-то социальных объектов на территории района? Например, планируется построить физкультурно-оздоровительный комплекс, у жителей есть возможность высказать своё мнение о нужности этого ФОКа на публичных слушаниях. Муниципалитет может выразить свою точку зрения, свою позицию, — нужен в данном конкретном месте этот ФОК или нет?
— Муниципалитет может высказать свое мнение депутатам муниципального собрания. Сотрудники муниципалитета, как и прочие жители, могут принять участие в публичных слушаниях, организованных управой района. А с точки зрения местного самоуправления эта задача – за депутатами муниципального собрания. Но сам муниципалитет такого решения не принимает.
— Важное направление работы муниципалитета — опека и попечительство. В этой части у вас много функций, хотелось бы поговорить подробнее о некоторых из них. Сейчас эта тема очень обсуждаемая, в частности, недавно в различных СМИ были публикации с примерами, когда принимались некие меры не к явно неблагополучным семьям, а к "средним", просто в силу каких-то причин оказавшимися в сложной ситуации. Поэтому интересно выяснить, как на практике выявляются неблагополучные семьи, как проверяются условия жизни детей?
— Это серьезнейший вопрос, который стоит перед нашим обществом. Это вопрос фактически будущего нашего отечества. Вопрос защиты ребенка, защиты его интересов, он краеугольный, может быть, среди всех вопросов он главнейший. У нас разные по возрасту дети находятся под опекой и попечительством, в связи с тем, что остались сиротами, либо при живых родителях фактически таковыми являются. Откуда об этом узнает отдел опеки и попечительства? Вся эта работа начинается, когда еще ребенок не родился. Недавно был утвержден регламент взаимодействия различных государственных структур, комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, с тем, чтобы непосредственно решать вопросы социального неблагополучия. Начиная с того момента, когда беременная женщина приходит в женскую консультацию, становится на учет, врач, который начинает вести будущую маму, должен обратить внимание, насколько желанный этот ребенок, каковы проблемы у этой семьи. И если врач видит, что некие проблемы здесь есть, он должен поставить через свое руководство в известность в том числе и органы опеки и попечительства. Когда ребёнок рождается, в течение месяца медработник приходит в дом, ей сразу видно, в каких условиях начинает жить ребенок. Если там есть проблемы, которые бросаются в глаза, медсестра также обязана поставить в известность, в том числе отдел опеки и попечительства. Потом — у нас есть соседи, которые уже как граждане, заботящиеся в том числе и о своем будущем, и о будущем своего подъезда, тоже должны информировать отдел опеки и попечительства о неблагополучии в той или иной семье. Дальше в этой системе "завязан" детский сад, школы и так далее. То есть проблемы, связанные с детским неблагополучием, мы должны решать всем обществом, и эффективность этой работы зависит, в том числе, от работы отдела опеки и попечительства. В этой части мы взаимодействуем с подразделениями Управления социальной защиты населения округа. В Крюково, как ни на какой другой территории, фактически все есть — Социально-реабилитационный центр (который раньше назывался приютом), Комплексный центр социального обслуживания, Центр помощи семье и детям. На нашей территории находится и родильный дом, и детский дом.
— Хотелось бы понять критерии неблагополучия ребёнка, что это означает на практике. Например, ребенок не ходит в школу без уважительной причины две недели, три недели. Это повод для органов опеки прийти к нему домой и поинтересоваться, что происходит?
- Да, совершенно верно. Информацию такую мы получаем, в том числе, и от государственных образовательных учреждений. И таких случаев много, когда непосредственно школа обращается и информирует нас, что ребенок не посещает школу. Часто сразу же на этом этапе подключается комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, это тоже, будем считать, орган муниципалитета. И самый главный наш инструмент – это проведение обследования условий жизни этого ребенка, жилищно-бытовых условий.
- Есть ли критерии этих условий, четкие параметры, по которым можно сказать, нормальные условия или нет?
- Критериев, конечно, нет. Любое обследование жилищно-бытовых условий, любые выводы достаточно субъективны, они же делаются живыми людьми. Но ведь сразу видно, когда приходишь, что это за квартира, в каком она состоянии находится. Ведь наши сотрудники иногда сталкиваются с такой ситуацией. Неработающая мама прикрывается тем, что не работает, чтобы ухаживать за ребенком (который, например, уже учится в 5-6 классе), а на самом деле ни ребенок в школу не ходит, ни в ее квартиру войти невозможно — полный беспорядок, ребенку поесть нечего, везде валяются бутылки. И вот наш сотрудник, либо комиссии по делам несовершеннолетних, либо отдела опеки и попечительства, должен сделать из этого некие свои выводы. Очень часто на такое обследование жилищно-бытовых условий ходят совместно с другими представителями, например, отделения по делам несовершеннолетних ОВД района Крюково; привлекаются сотрудники центров, о которых я упомянул. После того, как сотрудник такой вывод сделает, мы выслушиваем, прежде всего, этих родителей, на комиссии. У нас две комиссии, одна называется комиссия по делам несовершеннолетних, вторая – комиссия по защите прав ребенка, непосредственно защищающая по линии отдела опеки и попечительства. Мы пытаемся разобраться, какая ситуация в этой семье, приглашаем на это заседание представителей окружного управления образования, педагогов школы, социальных педагогов, психологов. Очень часто родители, в большей мере, конечно, мамы (у нас много детей воспитывается в неполных семьях), сами нуждаются в такой психологической помощи. Им дается рекомендация, чтобы они посетили психологический центр, — его ещё называют Центр Белехова, либо рекомендуют пройти медицинское обследование, такие случаи бывают.
— Это рекомендации или обязательно?
— Заставить человека невозможно. Но если наши сотрудники видят, что есть угроза жизни и здоровью ребенка, то, в соответствии с действующим законодательством, можно изъять ребенка из семьи. Такие случаи в нашей практике бывают. Я бы даже сказал, они регулярны.
— Но это делается в присутствии сотрудника милиции?
— Да, изъятие ребенка происходит в присутствии сотрудников милиции, участковых уполномоченных милиции, сотрудников отдела опеки и попечительства. В зависимости от ситуации, в большинстве случаев такие дети направляются в Московскую городскую 7-ю детскую больницу — для того, чтобы определить степень возможного заболевания ребенка или состояние его здоровья. После этого комиссия по делам несовершеннолетних имеет право дать поручение одному из центров, которые у нас имеются, чтобы начать проводить реабилитационную работу с семьей. Результаты бывают положительные, но есть и отрицательные.
— Есть ли конкретные цифры, связанные с работой органов опеки и попечительства?
- Да, я могу привести эти данные. Сегодня в районе Крюково находится 128 детей под опекой и попечительством, в том числе так называемая безвозмездная форма, это 117 детей. Возмездная форма — приёмная семья — 11 детей. В этом году под опеку передано 17 человек. Цифра эта достаточно стабильная, я бы даже сказал, с каждым годом немного увеличивается. Наверное, это связано с тем, что у нас растущий район. Бывают случаи, когда наши семьи отстраняются от исполнения обязанностей опекуна, не справляются. Как ни странно, отстраняются чаще всего бабушки и дедушки. Они, наверное, настолько любят своих внуков, настолько им все позволяют, что не могут управлять ими. Происходит это, когда детям уже 14-15 лет.
В этом году у нас было пять усыновлений. Я хочу сказать, что менталитет наших людей, изменился в этой части в лучшую сторону. Все больше и больше людей, в том числе зрелого возраста, 40-45, даже 50 лет и более, обращаются с тем, чтобы оказать помощь детям, находящимся в детском доме. Или семьи в таком же примерно возрасте хотят усыновить ребенка. Единственно, в большей мере стараются усыновить детей маленьких, грудничков, они наиболее востребованы. Но в этом случае дети усыновляются не на нашей территории, поскольку у нас нет Дома ребенка. На нашей территории проживает 18 усыновленных детей, отдел опеки и попечительства осуществляет контроль за условиями жизни, содержания, воспитания этих ребят. Около шести лет назад был единственный случай отказа от удочерения. Причём это произошло, когда девочке было уже 14 лет, а удочерена она была грудничком. Для неё это стало трагедией. И это было шоком для всего нашего отдела опеки и попечительства.
— Почему от неё отказались приёмные родители?
— Они высказывали мнение, что девочка им досталась "больная". Факт разудочерения подтвержден судом, а всё это было связано с тем, что он была достаточно проблемным ребёнком, вела себя плохо. Было проведено медицинское обследование, в том числе ведущими психиатрами Москвы. Вывод специалисты сделали один — педагогическая запущенность. То есть девочкой в должной мере родители не занимались. Девочка была предоставлена самой себе, у нее наблюдались признаки асоциального поведения, в школе, на улице, дома.
— Девочка вернулась в детский дом?
— Да, девочка потом была в детском доме.
— И всё-таки я хотела бы понять — что может насторожить сотрудника опеки в бытовых условиях. Будет ли он придираться к старым обоям или к тому, что в холодильнике — с его, сотрудника, точки зрения, мало продуктов? Где нет четких критериев, там возможны и ошибки. В Москве, если верить публикациям, были случаи, когда детей изымали из семьи, ставя родителям условие сделать ремонт в квартире.
— Я читал публикации, о которых вы говорите. Хочу сказать, что материальная составляющая семьи не является критерием того, что ребенку не созданы соответствующие условия. Бывает, что квартира в приличном состоянии, а вот как раз условия не созданы. Вот мы говорим, что в квартире, может быть, где-то рваные обои, небогато живут, нет каких-то разносолов на столе, нет денег на то, на другое. Но это не является основанием, чтобы иметь какие-то претензии к воспитанию родителями детей. Если это приличная семья, она в поле зрение отдела опеки не попадет. Ведь мы получаем информацию, когда уже всё лежит на поверхности. Вы упомянули о публикациях, когда детей изъяли из-за неотремонтированной квартиры. На самом деле, всё не так. Я всё это читал и считаю, что журналисты пишут, пытаясь оправдать некую мамочку, которая — ну, пьет, ну, у нее запои бывают всего лишь один раз в неделю, ну, долг по квартплате более 200 тысяч, ну, нечего было поесть, завтра появится. Ребенок не может есть завтра или послезавтра.
— Действительно, был такой аргумент — большой долг по квартплате. И детей изъяли с тем, чтобы родители погасили этот долг.
— Органам опеки и попечительства не ставится задача, чтобы кого-то побудить изъятием детей погашать долг за жилищно-коммунальные услуги. Это просто является еще одним из факторов, насколько семья эта добросовестно выполняет правила общежития.
Изъятие детей происходит только тогда, когда действительно беда, когда родители очень пьющие, дети брошенные. Бывают случаи, когда ребенка закрывают и уходят, не появляются несколько дней, дети стучат, кричат, это слышат соседи. И, понимаете, потом, когда происходит изъятие ребенка, мать пытается оправдаться — "ходила к подруге на день рождения", "мне нужно было поехать в Москву". Такие родители плохи не только по отношению к своим детям, они, в общем-то, даже к себе неуважительно относятся. Зачастую у них нет документов, просроченные паспорта, нет прописки, они никогда не трудоустраивались или же даже не знают, где у них трудовая книжка, если когда-то работали; это полностью деградировавшие личности. Только в таких случаях мы вынуждены — подчеркиваю, вынуждены идти на тот или иной шаг. В других случаях, связанных, например, с оторванными обоями – ну, что вы, этого не только в Крюково нет, этого в Зеленограде вообще нет, могу дать сто процентов.
— В тех публикациях говорилось, что у органов опеки есть план по выявлению неблагополучных семей, столько-то за определенный период, — это действительно так?
— Вы знаете, я сам для себя Америку открыл, когда прочитал по поводу этого плана. Я шесть лет работаю руководителем муниципалитета, занимаюсь этими вопросами, — никаких планов не существует. И давайте исходить из того, что, в соответствии с нашей Конституцией, органы местного самоуправления отделены от органов государственной власти, не подчинены им. Просто сама жизнь говорит о том, что этими детьми надо заниматься. Мы не заинтересованы в увеличении количества неблагополучных детей, мы заинтересованы в том, чтобы каждый ребенок жил в семье, чтобы он был под опекой, чтобы не попадал в детский дом, даже в самый хороший.
— Вы упомянули о том, что жители могут сообщать о разных случаях или своих подозрениях в муниципалитет — у соседей, например, слышны какие-то крики. Насколько это распространено? Чаще слышишь истории, когда кто-то звал на помощь, а люди остались равнодушны.
— Ну, наверное, такие случаи есть. Тем не менее, у нас и есть и обратные, когда мы получаем информацию непосредственно от соседей. Иногда наши сотрудники не могут попасть в квартиру для проверки — там либо домочадцы в состоянии глубокого запоя спят, либо просто не открывают; и наши сотрудники просто общаются с соседями для того, чтобы получить дополнительную информацию. В большинстве своем жители, соседи достаточно объективно оценивают ситуацию.
— И они готовы общаться с органами опеки?
— Думаю, да, таких большинство. Поскольку и мы получаем информацию, и милиция получает информацию, жители пытаются дать такую информацию туда, куда считают необходимым, — в префектуру или мэрию; это уже не имеет значения, все равно мы начинаем этим вопросом заниматься. Я думаю, что случаи, когда соседи не обращают внимания, единичны, ну может быть, если они и сами отсутствуют.
У нас, к сожалению, есть отдельные случаи жестокого обращения с детьми, прежде всего, со стороны отчимов. И в детских садах, и в школах, они приводили детей, чтобы в 54-й детской поликлинике провели медицинскую экспертизу по поводу наличия побоев, и в целом по состоянию здоровья ребёнка. Когда до нас эта информация доходила, мы информировали прокуратуру и милицию, с тем, чтобы была проведена соответствующая проверка по факту жестокого обращения с детьми.
— Ещё один пункт из ваших полномочий — "содействие организации регистрации животных в соответствии с Законом города Москвы", что это означает?
— Я бы назвал это неким виртуальным пунктом. Фактов обращения к нам граждан по поводу содействия в регистрации животных, собственно, и не было.
— То есть инициатива должна исходить от жителей?
— Естественно, мы же не можем знать, у кого и какая собака или кошка живёт дома.
— Но ведь это, в общем-то, хорошая идея. Можно заодно выяснить, сколько у нас в районе или городе домашних животных, принять в связи с этим какие-то решения.
— Да, идея, наверное, сама по себе хорошая. Особенно в свете того, что в ближайшее время вступит новое законодательство, ужесточающее требования по поводу собак, особенно бойцовых пород. Но вот пока у нас таких обращений не было.
— Мне хотелось бы остановиться на участии муниципалитета в призыве на военную службу. В чем заключается ваша задача в этом случае?
— Закон №56, о котором я уже упомянул, предписывает нам участие в заседаниях призывной комиссии. Федеральное же законодательство предписывает, что руководитель местного муниципалитета возглавляет призывную комиссию. Я, соответственно, возглавляю призывную комиссию по Крюково. Надо сказать, что нынешний призыв идёт достаточно ровно. Имеется некое плановое задание, которое утверждено на каждую призывную комиссию, на каждую территорию Московским городским военкоматом, в соответствии с теми нормами, которые спускает непосредственно Штаб — теперь уже Западного округа. Сегодня призвано около 80% от общего количества по плановому заданию.
Я провожу заседания призывной комиссии, в её состав входят представители управы района, отдела внутренних дел, управления образования; врач, руководящий работой военно-врачебной комиссии, юрист военкомата, начальник отдела военкомата. В зависимости от ситуации доводим решение нашей призывной комиссии по призыву на службу, о предоставлении отсрочки, о признании временно и полностью негодным к военной службе. Также в рабочем порядке информируем граждан, оповещаем повестками ребят-призывников — когда необходимо прибыть на заседание призывной комиссии; встречаемся с призывниками, встречаемся с их родителями, разъясняем порядок военной службы. Ну и по возможности успокаиваем и тех, и других — что в армии не так уж все плохо, как иногда у нас преподносят средства массовой информации.
— Муниципалитет может принимать участие в розыске уклонистов?
— Этим занимаются специально обученные люди. А что касается уклонистов, лично моё мнение — нужно служить. Если состояние здоровья позволяет, нет отсрочек, прежде всего связанных с семейным положением или образованием, то необходимо пойти служить в 18 лет. Сейчас служат всего один год. Кстати, те, кто отслужил в армии, с сожалением говорят, что мало служили.
— Им не хватило?..
— Не хватает года. Полтора года, наверное, было бы как раз нормально. Я слышал такие отдельные частные мнения. Мне кажется, в армии наводят порядок. Был некий провал, связанный с дисциплиной, дедовщиной, со всеми теми негативными явлениями, о которых мы с вами узнавали из СМИ. Но пик этого негатива все-таки пройден, думаю. Тем более мы с вами являемся свидетелями того, что и президент России, и министр обороны говорят о том, что армия прекратила заниматься так называемыми несвойственными ей функциями. То есть они на сегодняшний день занимаются только боевой подготовкой. Это правильно и здорово.
— Интересует и спортивное направление в вашей работе. Сейчас актуальны открытые катки — они уже залиты?
— Да, уже около четырёх лет на органы местного самоуправления возложены обязанности, связанные с организацией физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Нам в безвозмездное пользование переданы спортивные площадки. На нашей территории общее количество спортивных площадок у нас на территории 30 спортивных площадок, в том числе, две хоккейные коробки — возле корпуса 1466, и, поменьше, на Заводской. Я хочу сказать, что поддержание этих коробок — наша головная боль. Это достаточно старая спортивная база, в частности, коробка возле корпуса 1446 стоит в плане на капитальный ремонт. Она выполнена не в соответствии с требованиями, имеет уклон, к ней много замечаний. Но довольствуемся тем, что есть. Вот сегодня мы с вами разговариваем, за окном снег, на той неделе снег у нас выпадал несколько раз, потом таял, потом настали морозы. Нам удалось создать в условиях отсутствия снега на хоккейных коробках достаточно прочный лед, нарастить на 10-12 сантиметров. И, собственно, там можно играть в хоккей и просто кататься. И наша задача — каждодневно их поддерживать в должном состоянии. Этим занимается наша подрядная организация, мы, в свою очередь, контролируем работу, указываем, предъявляем претензии к тому, чтобы вовремя устранять последствия вандальных действий жителей, и так далее.
— Хватает ли всем желающим покататься или поиграть в хоккей места на двух коробках?
— Места, конечно, не хватает, но если собираются ребята разного возраста, одни играют в хоккей, другие пришли кататься на коньках, — они "делят" эту коробку пополам. Хотя, конечно, если организовать там полноценный хоккейный турнир, то кататься на коньках уже будет негде. Жалоб пока не было, хотя желательно бы иметь в каждом районе такую приличную хоккейную коробку.
Мы заключили договор с Ледовым дворцом в 20 микрорайоне, и наша хоккейная команда, ребята, которые хотят играть, имеют возможность заниматься там на бесплатной основе. И играют. В прошлом году крюковская команда впервые приняла участие в турнире "Золотая шайба", мы мальчишкам купили хоккейную форму, атрибутику, и вот они играют. Успешно выступили, особенно младшая наша группа, 10-11-летние.
Юлия Кравченко