5
Постаматы мэрии собираются поставить в подъездах жилых домов без согласия жителей 19.01.2023 ZELENOGRAD.RU

В подъездах домов ЖК «Зеленоград-сити», корпусов 311 и 320 монтируют терминалы для доставки интернет-заказов из магазинов и маркетплейсов. Таким образом префектура выполняет проект мэрии «Московский постамат». При этом у жильцов не спрашивают, хотят ли они постаматы в своих подъездах и согласны ли с тем, что на них хотят заработать без их участия, — проект вполне коммерческий. Общие собрания если и проведут, то постфактум, уже после появления постаматов. Но жители против и собираются обратиться в суд немедленно после их установки.

Что это за проект?

Постановление правительства Москвы о реализации проекта «Московский постамат» вышло в июне прошлого года. В нем, в частности, допускается размещение терминалов в жилых домах и указано: «В местах общего пользования или на прилегающих к ним территориях постаматы размещаются на основании решений, принятых общими собраниями собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с Жилищным кодексом РФ». То же написано в распоряжении департамента торговли и услуг, которому поручено заниматься реализацией проекта. Причем подробно расписан порядок, вплоть до выписки из протокола общего собрания жильцов о согласии на размещение постаматов.

Департамент, в свою очередь, возложил реализацию проекта на префектуру. Каким образом выбирались дома для установки постаматов, мы сейчас не знаем. Вероятно, по размеру тамбуров или холлов подъездов — в «Зеленоград-сити» и корпусах 311 и 320 (башни на улице Юности) они достаточно просторные. Важно, что жителей никто официально не уведомил об этом проекте. Неофициально, возможно, с кем-то переговоры велись.

Жителей не спросили, но они сами выяснили, что большинство против

Жители «Зеленоград-сити», узнав об этих планах, провели свои опросы в домовых чатах. По итогам большинство собственников высказалось против постаматов в своих подъездах, рассказал «Зеленоград.ру» председатель совета одного из домов ЖК (избран решением общего собрания собственников). В активе другого дома подтвердили, что тоже провели такой опрос с теми же результатами. В данный момент жители по крайней мере четырех из восьми корпусов ЖК не хотят установки постаматов.

Между тем, в домах уже сделали розетки для постаматов, смонтировали их сотрудники зеленоградского «Жилищника». Из корпуса 311 тоже раздаются возмущенные голоса: «В чем дело, на каком основании у нас в доме планируется ставить постамат? Пришел сегодня электрик, тянет розетку в холл для установки».

«Жилищник» сделали крайним

Это пилотный проект, постаматы устанавливаются на три месяца исключительно для жителей домов, ответил недовольным представитель «Жилищника». «В течение трёх месяцев будет проведено общее собрание собственников (ОСС) домов. Если будет принято решение о необходимости наличия постаматов, то их оставят, если против, соответственно, демонтируют». Буквально через несколько часов это сообщение в телеграм-чате было удалено, но жители уже успели задать недоуменные вопросы и возмутиться. Почему их не спросили, хотят ли они участвовать в пилотном проекте? И почему сначала постаматы, а потом собрание?

Очевидно, префектура поручила исполнять проект мэрии управам, а те спустили его «Жилищнику». Который, как управляющая компания, должен не терминалы ставить, а следить за общим имуществом многоквартирного дома. То ли «сверху» подгоняют по срокам, то ли на местах не придают значения законам, но в данном случае нарушается не только упомянутое постановление правительства Москвы, но и Жилищный кодекс РФ. В пункте 4 статьи 36 ЖК сказано: «По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц».

Почему жители не хотят постаматы в подъездах

По замыслу мэрии, терминалы будут выдавать заказы из любых маркетплейсов и интернет-магазинов, подключенных к проекту «Московский постамат». Но не только. «Представьте: вы кладете в ячейку постамата, например, обувь или гаджет, которые требуют починки, и забираете там же отремонтированными в удобное для вас время. Решили сдать одежду в химчистку? Поместите ее в ячейку постамата и получите уже чистую. Вам не надо подстраиваться под график работы химчистки или ждать курьера. Вы ни от кого не зависите. Согласитесь, это удобно» , — так рекламируют проект на сайте правительства Москвы.

Возможно, это действительно удобно, хотя пока речь идет только о выдаче и возврате покупок в интернет-магазины. Правда, в тех же домах «Зеленоград-сити» есть пункты выдачи заказов «Озона» (целых два), Wildberries, пункт Boxberry и «Яндекс маркета» (единственного пока, кого упоминает мэрия как конкретную торговую площадку, присоединившуюся к проекту).

Жители не хотят постаматов в своих подъездах по нескольким причинам. «Я не против постаматов в принципе, я против текущего подхода к их установке» , — прокомментировал свою позицию председатель совета дома в ЖК «Зеленоград-сити». Вот что ему не нравится:

  • Это коммерческий проект, который собирается зарабатывать и на собственниках (опосредованно через магазины), и на магазинах. Почему он должен отличаться как-то от того же Pick Point? За установку постамата в коммерческих помещениях берут аренду, а тут решили воспользоваться административным ресурсом.
  • Непонятна ответственность владельца постамата (допустим, это будет какой-нибудь ООО «Московский постамат») перед собственниками за порчу общего имущества в результате коммерческой деятельности
  • собственники платят за потребление электричества этим постаматом через цену обслуживания МКД, порядок выплаты собственником постамата «Жилищнику» не определен.
  • Нет ответственного за сам постамат, это определяется договором.

«Мы хотим понятных правил игры между коммерческой организацией, аффилированной с правительством Москвы, и собственниками МКД. И в идеальном случае хотелось бы получить что-то взамен — например, мытье полов чаще одного раза в месяц через дополнительное соглашение с „Жилищником“ или иные варианты», — говорит представитель собственников.

Есть у жителей и другие аргументы и вопросы. Не хотят, чтобы в подъезд заходили посторонние — в данном случае курьеры. Куда будут выбрасывать коробки от заказов? Кто будет убирать за курьерами и на основании чего? Настроят ли доставку таким образом, чтобы терминал работал только для жителей конкретного корпуса? В противном случае жители соседних домов тоже смогут заказать доставку в этот корпус и будут ломиться в закрытый подъезд. И так далее. Всё это должно быть обговорено на общем собрании собственников тех домов, в которых собираются ставить постаматы.

Сразу в суд, не дожидаясь отписок

Жители «Зеленоград-сити» собираются после установки постаматов в их подъездах сразу обратиться в суд. Без промежуточных обращений в управу, префектуру, Мосжилинспекцию, прокуратуру. «Получим отписки, только потеряем время, — пояснила жительница ЖК, — знаем это по опыту истории со сносом забора». Борьба с высоким забором вокруг новостроек в 3-м микрорайоне заняла у жителей два года.

Читайте также
Продолжение: префектура обещает не форсировать установку постаматов в подъездах жилых домов. Но «Жилищник» уже поставил розетки для их подключения
Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Обсуждение
Юрий Хотимский
19 января 2023
Аналогично в домах размещается рекламная информация. Без согласия и ясного понимания выгоды для жителей. От нашего гражданина уже ничего не зависит на любом уровне и в любой сфере? Переход к таким непрофильным задачам означает, что содержание и ремонт домов вышел на идеальный уровень? О достижении такого уровня свидетельствует снижение платы за данную услугу? Произошел отказ от капитального ремонта и соответствующего сбора платы по всем работам, которые также могут выполняться и на этапе текущего ремонта? Например осталась только замена лифтов и несущих конструкций.

Отредактировано: 20-01-2023, 13:02
Владислав М
20 января 2023
Во всей статье не увидел аббревиатуры ТСЖ. Насколько понимаю, при отсутствии ТСЖ собственники жилья по умолчанию делегируют право распоряжаться общим имуществом Управляющей компании, чем она и занимается, устанавливая постаматы. То есть согласие на размещение постаматов и чего либо, что придет в голову мэрии, содержится в выборе способа управления домом.
Надо было заходить через Почту России. Поставить постаматы вместо обычных почтовых ящиков, обозвать их как-нибудь модно, типа Интеллектуальная Почтовая Система - никто бы и не пикнул.
Ирина Новикова
24 января 2023
А в недалеком будущем объявят очередную пандемию и закроют всех по домам, как в Китае. И все продукты будем получать через эти ячейки, если, конечно, хватит цифроденег и не заблокируют карточки, как у пенсионеров в прошлую пандемию... Такое никому в голову не приходит? Почему эти ящики не размещать в ТЦ?
Владислав М
25 января 2023
Настроят ли доставку таким образом, чтобы терминал работал только для жителей конкретного корпуса?
В пределе, когда постаматы в каждом подъезде, какой смысл заказывать доставку в соседний подъезд? Если постаматы не в каждом подъезде, то проблема надуманная. За большее удобство получения заказов"посторонние" в подъезде - не большая плата. Можно подумать, жители разных квартир - менее посторонние, чем жители разных даже микрорайонов.
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран