В школе 853 идут бои — по нанотехнологиям и математике 23.12.2010 ZELENOGRAD.RU
Первый зеленоградский турнир нанобоёв для старшеклассников завершился в школе 853 в начале декабря победой команды школы 853. В решении задач из области нанотехнологий, для которых пришлось вспомнить сразу несколько школьных предметов, — от физики до биологии, — состязались команды учеников 10 и 11 классов школ 618 и 853, гимназии 1528 и лицея 1557.

«Интрига была просто невероятная!», — рассказал Zelenograd.ru Ян Раух, председатель оргкомитета турнира. — «В финал вышли команды школы 853 и лицея 1557, и борьба между ними была напряженной вплоть до последнего дополнительного раунда. Лишь за три минуты до конца добавленного времени победителем была признана команда школы 853: Анастасия Луковкина, Алексей и Виктор Рулевы, Максим Липский и Владимир Сафонов».

В качестве турнирных задач школьникам предлагалось решать практические проблемы из исследований и разработок в сфере нанотехнологий. «Основная цель турнира — не эксплуатация модной приставки „нано“, а ровно наоборот — знакомство старшеклассников с современным кругом проблем и понятий в области наносистем, предоставление им возможности оценить потенциал использования собственных знаний для решения прикладных научно-технических задач», — поясняется в пресс-релизе турнира. Ребятам в нанобоях потребовалось вспомнить не только физику и математику, но и химию, биологию, и вообще проявить широкий кругозор, нестандартное и быстрое мышления, способность работать в команде.

Как выяснилось, незнакомая тема школьников не смущает — для начала они проштудировали небольшой словарь специальных терминов из области нанотехнологий: «атомный силовой микроскоп», «графен», «нанокластеры», «кантилевер», «углеродные нанотрубки», «фуллерен» и т.д. А затем приступили к решению задач, которые звучали, например, так:

  • «Фуллерен — это выпуклый многогранник, построенный из атомов углерода с координационным числом 3 и состоящий из пятиугольников и шестиугольников. Докажите, что фуллерен нельзя построить из одних шестиугольников»
  • «Принцип недавно изобретенной „электронной бумаги“ основан на воздействии электротоком на суспензию черных и белых микрочастиц. Вопрос: как окрасить пиксель в серый цвет?»

«Конечно, это задачи не школьного курса, хотя для их решения и не нужны знания, выходящие за рамки школьных. — Пояснил Zelenograd.ru Ян Раух. — Это задачи Всероссийской Интернет-олимпиады по нанотехнологиям, которую проводит факультет Наук о материалах МГУ. Там согласились нам помочь и дали задачки прошлых лет, довольно интересные и абсолютно реальные. Они на самом деле о том, что сейчас происходит в науке, о возникающих простых проблемах, с которыми может справиться даже школьник — и действительно, ребята успешно решают эти задачи. Многие из участников наших боев уже бывали на олимпиадах по физике, математике, астрономии, участвовали в матбоях, правила которых мы и используем: это соревнования, в которых есть оппонент, он отбивает себе очки, есть жюри, есть хитрые правила перехода хода — можно устраивать целые партии. В Москве такие матбои проводятся, поддерживается эта прекрасная традиция, и в прошлом году три команды из Зеленограда ездили на них. Вот мы и подумали: почему бы им не сразиться друг с другом дома? А познакомившись с организаторами олимпиады, я решил, что в Зеленограде сам бог велел устроить бои по нанотехнологиям. Вот задача об атомных силовых микроскопах — и вот в жюри человек, который сам делает эти микроскопы!»

Правила ведения интеллектуальных боев — глубоко продуманная система из вызовов, раундов, регламентов и подсчета очков, уходящая своей историей в студенческие и школьные «математические бои» еще советских времен. Подробно прописана даже этика обсуждения задач между докладчиком и оппонентом, которые похожи на «взрослые» научные дискуссии — например: «Докладчик и оппонент обязаны высказываться в корректной форме, обращаясь друг к другу на „Вы“, не переходить на личности, критикуя высказывания друг друга. Пока доклад не окончен, оппонент может задавать вопросы только с согласия докладчика, но имеет право попросить повторить часть решения».

Организовало турнир школьное научное общество «Эврика» школы 853 и Ян Раух, руководитель школьного кружка астрономии, преподаватель курса «олимпиадной физики», научный редактор компании «МикроМаш». Он пригласил в жюри нескольких ученых и специалистов в области электроники, работающих в Зеленограде — своих друзей, неравнодушных к популяризации физики: Алексея Малистова из компании «Элвис», специалиста в области электроники и выпускника МФТИ, неоднократно участвовавшего в судействе на физ- и матбоях, и Павла Малышкина, ведущего научного работника компании «МикроМаш», выпускника МФТИ.

Принципом первого турнира нанобоев стала интеллектуальная битва «за интерес», а не ради каких-то официальных званий или бонусов. «Что получат победители? Никаких оценок или оргвыводов не последует, так же как нет никакого насилия — никто не заставляет ребят участвовать, всё добровольно. — Рассказал Ян Раух. — Решать такие задачи очень интересно, возникает некий выброс адреналина. Меня поразило, насколько смело ребята берутся за незнакомые проблемы и часто находят им абсолютно правильные решения. Это невероятно, причем это ведь обычные дети, не какие-то „ботаны“, как иногда изображают... А с призами очень смешно: прекрасные книги научно-популярного цикла фонда „Династия“ я купил на свои деньги — мне кажется, их никто не видит, и я хотел довести их до целевой аудитории. А приз команде победителей просто так дал один мой знакомый из компании „4Sport“, который в детстве тоже бился на физических и математических олимпиадах — это хороший профессиональный дартс. Надеюсь, что в будущем у нас сложится сотрудничество с МИЭТом и с другими зеленоградскими предприятиями — я решил, что если начать дергаться, то, как в известной притче, всё само образуется вокруг тебя».

Интеллектуальные бои в школе 853 продолжил 15 декабря турнир по математическим боям. Он прошел с участием французских школьников — учащихся французского лицея при Посольстве Франции в РФ, что придало турниру статус международного. В боях участвовали попарно шесть команд, в том числе команды зеленоградского лицея 1557, победили две команды школы 853 и одна французская команда. «Оказалось, многие ребята из французского лицея очень хорошо говорят по-русски, они и выполняли роль переводчиков в ходе дебатов. После завершения „математических боев“ школьники провели товарищеские встречи по волейболу. Совместное обсуждение конкурсных заданий и дружеское общение после завершения соревнований оставили яркие впечатления у всех участников», — сообщается на сайте школы 853.

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран